Название педагогической технологии - файл

приобрести
скачать (214.5 kb.)


Обзор педагогических технологий.

Название педагогической технологии

Автор

Характеристика

  1. Игровые технологии

Никитин Б. Н.

Венгер Л.А.

Усова А. П.

Аванесова В.Н. 


1. Активизация деятельности учащихся путём вовлечения детей в коллективное творчество. 
2. Осмысление имеющегося у учащихся опыта и творческое применение его в новых условиях. 
3. Стимулирование учащихся к достижению цели и осознание путей достижения этой цели. 
4. Воссоздание и усвоение общественного опыта, который складываются в условиях самоопределения поведения. 

  1. Технология проблемного обучения

Лернер И.Я

Создание проблемных ситуаций, а также активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями, развитие мыслительных способностей, формирование способности самостоятельно усваивать любые понятия и действия

3.Педагогическая технология

Павлов И. П.

Бехтерев В. М.

Ухтомский А. А.

Шацкий С.Т.



В первые появляется в 1920-е годы XX века в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии 

  1. Технология коллективного воспитания

Макаренко А. С.

 Воспитание человека через коллектив, где коллектив выступал как средство, инструмент формирования человека. 

А.С. Макаренко сформулировал закон жизни коллектива, суть которого заключается в том, что движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти.

  1. Разработка и внедрение технологий обучения в практику школы

Блум Б.

Бруннер Дж.

Гейс Г.

Каскарелли В.

Кэролл Дж.

Хамблина Д.



признание педагогической технологии объектом изучения и стремительный рост количества вузов, разрабатывающих собственные программы подготовки специалистов по педагогическим технологиям. В 1980 г. в США 788 факультетов готовили студентов по педагогическим технологиям.

  1. Технология уровней дифференциации (дифференцированное обучение)

Донская Т.К.

Фирсов В.В.

Унт И.Э.

Границкая А.С.



Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них какихлибо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа). Разноуровневое обучение необходимо для того, чтобы предоставить шанс каждому ученику развивать свои потенциальные способности. Целевыми ориентациями технологии являются: обучение каждого на уровне его возможностей; приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся. Различают понятия внутренней и внешней дифференциации. Внутренняя дифференциация – это организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенностишкольников учитываются в условиях организации учебной деятельности в классе. На уроках в классе создаются группы учащихся по каким-либо признакам, в частности, по обучаемости, т.е. по легкости усвоения учебного материала. Внешняя дифференциация – организация учебного процесса, при которой учащиеся разноплановой обученности специально объединяются в учебные группы с учетом способностей (или неспособностей) проектируемой профессии, по интересам. Это могут быть классы углубленного изучения предметов, группы компенсирующего обучения, факультативные занятия. Дифференцированное обучение предполагает добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности. Особенностью методики преподавания является блочная подача материала; работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения; наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня, система специальных дидактических материалов, выделение обязательного материала в учебниках, заданий обязательного и повышенного уровня в задачниках.

  1. Концепция программированного обучения

Скиннер Б.Ф.

В середине 50-х годов XX в. возникает особый «технологический» подход к построению самого процесса обучения. Педагогические технологии признаны профессиональной категорией.

Базируется на идеи «оперантного», подкрепляемого научения по схеме «стимул – реакция». Суть данного подхода заключается в идее полной управляемости работой ученика.

предлагала учителю линейную технологию пооперационного обучения (тема – шаги – кадры), в которой предусмотрена обратная связь, то есть немедленный контроль правильности реализации каждого задания и возврат к предыдущему агу в случае ошибки.


  1. Развивающее обучение

Выготский Л.С.

Занков Л.В.

Эльконин Д.Б.

Давыдов В.В.



Основными положениями развивающего обучения являются: - развитие ребенка, в частности, развитие интеллекта, идет вслед за обучением; - активное участие обучаемых в процессе обучения; - обучение на высоком уровне трудности, быстрым темпом; - осознание обучаемым значимости изучаемого материала; - ведущая роль отводится теоретическим знаниям; - стимулирование рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности. Организация учебного процесса осуществляется в логике в учебно-поисковой деятельности в режиме диалога. Мастерство учителя дидактической системы развивающего обучения заключается в умении создать учебную ситуацию, при которой у школьника проявляется потребность в изучении этого материала, и в этих условиях организовать деятельность детей по самостоятельному добыванию знаний. Основной единицей процесса обучения является проблемная ситуация.

  1. Технология проблемного обучения

Кудрявцев Т.В.

Матюшкин А.М.

Махмудов М.И.

Оконь В.


Предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности участия по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания и умения, развиваются способности, познавательная активность, творческое мышление и другие личные качества. При проблемном обучении преподаватель ставит перед учеником задачу, пробуждает у него желание найти способ ее разрешения. Затем организует деятельность учащихся по самостоятельному освоению способа решения проблемы. Далее организует рефлексию с целью выхода на следующую проблемную ситуацию. Таким образом, обеспечивается процесс непрерывного развития потребностей и способностей учащихся. По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

10.Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

Моисеева М.В.

Полат Е.С.

Бухаркина М.В.


Использование на уроках в школе информационных ресурсов Интернета в очной и заочной форме, в системе экстерната. Обучение в дистанционной форме, основанной на средствах информационных и коммуникационных технологий. Технология обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, а также обеспечивает каждому школьнику участие в международных учебных, исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях. Среди современных информационных средств обучения наиболее активно используемыми являются: электронная почта, чат, чат-форумы, блоги, википедия. Совокупностью технологий, одновременно использующих несколько информационных средств, являются мультимедиа.

11. Технология формирующей оценки образовательных результатов учащихся

Фишман И.С.

Голуб Г.Б.



Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить проблемы в освоении учащимся содержания образования с тем, чтобы восполнить их максимальной эффективностью. Замена карательной функции оценки на формирующую переориентирует авторитарную систему отношений на уроке на демократическую. Суть технологии заключается в четком планировании образовательного результата, подлежащего формированию и оценке, и активном участии в организации деятельности по планированию и достижению субъективно значимых образовательных результатов самих учащихся. Особенностью планирования образовательных результатов является их ранжирование в зависимости от сложности умственных операций ученика, и учет требований к деятельности учащегося, в рамках уровня сформированности той или иной ключевой компетентности. Основой для ранжирования является таксомония целей Б.Блума (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка). Для реализации технологии в учебном процессе можно использовать разработанные авторским коллективом средства управления и самоуправления деятельностью учащихся. В их составе: матрица уровней достижения учащимися образовательных результатов, требования к уровням сформированности ключевых компетентностей учащихся, образцы заданий, листы и символы обратной связи для оценки и самооценки результатов

12. Технология формирования ключевых компетентностей

Голуб Г.Б.

Чуракова О.В.

Перелыгина Е.А.


Компетентность подразумевает способность эффективно действовать в ситуации неопределенности, решать социальные, экономические, познавательные, бытовые и др. проблемы. Естественную среду для формирования этих умений создает метод проектов (Дж. Дьюн, Гузеев В.В., Пахомова Н.Ю.), включение в образовательный процесс проектирования как вида деятельности. Метод проектов предполагает такую технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, а учитель организует сопровождение самостоятельной деятельности учащегося. Проблема должна быть всегда значима для ученика и завершаться созданием продукта. При осуществлении проектной деятельности изменяются функции участников процесса. Учитель – консультирует, мотивирует, фасилитирует, наблюдает; ученик – выбирает (принимает решения), выстраивает систему взаимоотношений с людьми, оценивает. Этапы работы над проектом (поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный) имеют свои особенности в зависимости от возраста учащегося и вида проекта. В основе проектирования лежат над предметные способы деятельности. С целью их формирования авторами разработан курс «Основы проектной деятельности», который внедряется в ряде школ Хабаровского края. Метод проектов, как и любой другой метод, может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и новых информационных технологий. Можно сказать, что метод проектов переживает сегодня второе рождение, так как открываются новые возможности для коммуникации, появляются новые современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции и др.

13. Технологии тьюторства

Ланкастер Дж.

Макаренко А.С.

Ремнев А.А.

Федотова С.В.



В школьной практике используется два вида проявления тьюторства. 1. Учитель-тьютор. Его функция – организовать групповое взаимодействие по решению проблемы, проведению исследования, осуществлению проекта, указать источники информации, направлять поиск идей, помочь устранить тупиковые ситуации и осуществлять контроль. Главная задача учителя – обеспечить постоянное внимание и поддержку учащимся. В рамках проектной и исследовательской деятельности учитель-тьютор, сохраняя полную самостоятельность учащихся, проводит консультации, предоставляет обзорную информацию, ставит наводящие вопросы, дает советы, контролирует со стороны, поддерживает творческий настрой группы, уверенность в успехе, своевременно реагирует на вопросы подопечных, проводит рефлексию по результатам защиты проекта. 2. Тьютор (учитель или ученик) – держатель опыта, который знает, «как надо делать». Форма работы – трансляция опыта деятельности тому, кто не знает «как надо делать» в свободном нерегламентированном общении в рамках малой (референтной) группы. В результате члены микро группы накапливают опыт, аналогичный тьюторскому. Показательно то, что тьютор, рассказывая о своем усвоении опыта, описывает все его трудности и находки, тем самым предупреждая подопечных от повторения собственных ошибок. Тьюторами могут быть ученики, успешно усвоившие материал, или подготовленные в опережающем плане, ученики старших классов при организации обучения в разновозрастной группе. Выполняя такого рода работы, тьюторы сами продвигаются в собственной подготовке. Высокий уровень освоения материала в режиме технологии тьюторства объясняется тем, что школьники лучше понимают своих ровесников, им легче общаться с ними, ученик и тьюторы стараются передать информацию интересней, они знают, что может заинтересовать их сверстников. Кроме того, у тьюторов высока степень ответственности за свою деятельность. Тьюторство можно использовать как в урочной, так и во внеурочной работе.

14. Коммуникативная дидактика

Петерсен В.

Шаллер К.

Тюпа В.И.

Троицкий Ю.Л.

Караковский В.А.


Целью коммуникативной дидактики является формирование культуры предметного мышления: математического, исторического и т.д. Коммуникативная дидактика ориентирована на событийность урока. Урок – это коммуникативное событие, в котором усвоение знаний осуществляется через понимание (т.е. овладение культурой предметного мышления), через полноценное коммуникативное событие взаимодействия сознаний (диалог, полилог). В результате коммуникации по поводу разных точек зрения возникает диалогическое согласие. Суть дидактического социального отношения между личностями обучаемого и обучающего в первоначальной совместимости позиций, которые в итоги становятся сходными. Коммуникативная дидактика исходит из противоречивости вступающих в диалогическое отношение сознаний: образ учебного предмета, складывающийся в сознании учащегося, не совпадает и принципиально не может совпадать с образом того же самого предмета в сознании учителя. Снять это противоречие можно через формирование исторической, математической, биологической, художественной и т.д. культуры мышления, формирующегося в коммуникативном событии. Наиболее приспособленной по своим исходным условиям для воплощения принципов коммуникативной дидактики является литература. Это связано с природой художественного текста, не только позволяющего, но и предполагающего многообразные интерпретационные взаимодействия. Есть возможности использования коммуникативной дидактики и на уроках истории, но при наличии авторских материалов – первоисточников, исторических документов, обеспечивающих наличие различных интерпретаций исторического события. В этом случае в коммуникации участвуют документальное произведение, школьники и учитель, обменивающиеся своими версиями интерпретациями. Приоритетами коммуникативной дидактики являются:

1) приоритет коммуникации перед информацией;

2) приоритет понимания перед знанием; 3) приоритет ментального языка внутренней речи перед заемным для школьника внешним языком предметной риторики.


15.Технология событийности.

Троцкий Ю.Л.

Тюпа В.И.



Для того что бы урок стал событийным, содержание должно быть представлено в виде текстовой событийности, совокупности документных произведений, предполагающих многозначность понимания. Многообразные интерпретационные взаимодействия лучше всего организуются на предметах гуманитарного цикла, так как содержание этих предметов дает возможность обмениваться ученикам и учителю своими версиями художественных, исторических событий, гипотез, в результате чего рождаются новые смыслы, формируется предметное мышление (историческое, языковое и пр.). Показателем такого мышления может стать способность школьника описывать одно и то же событие с разных точек рения, в разных жанрах и стилях. Технология организации событийности на уроке такова: 1. Актуализация субъектного опыта педагога и ребенка. 2. «Резонансное» согласование субъективности ребенка и взрослого. 3. Состояние «событийной общности», которое определяет дальнейшее самоопределение ребенка. По окончании событийного урока учитель проводит рефлексию по вопросам: «Что нового узнал для себя?», «Что нового узнал о себе?» Событийный урок обогащает личный опыт ребенка, его ценностные отношения. Существуют различные формы организации событий на уроке: «Корзина грецких орехов», «Диалог с Великими», «Дискуссионные качели», «Театр-экспромт», «Путеводитель для экспедиции» и пр.

16. Технология культурологической драматизации.

Ферапонтов Г.А.

Сущность ее заключается в моделировании интегративных уроков, на которых происходит освоение школьниками культурологического образа художественного творчества, языка математической символики, иностранного языка, исторического этапа развития общества и пр. Занятие представляет собой драматическую реализацию культурологического образа окружающего мира (осень, любовь, праздники и пр.) в разных культурах с последующей рефлексией на основе драматизационно - культурологической коммуникации. Общение в ходе драматизации обеспечивает грамотную языковую реализацию конкретных речевых актов, учитывающих особенности общения с носителями другой культуры. В ходе занятия учащимся предлагаются коммуникативные занятия для работы в паре или в группе. Развитие кросс культурной компетенции обеспечивается участием учащегося в проекте по драматизации.

17. Развитие критического мышления

Воган

Эстес


Бьюзен

Этот тип мышления помогает критически относиться к любым утверждениям, ничего не принимать на веру без доказательств, быть открытым новым знаниям, идеям, способам. Технология критического мышления содержит оригинальные методы и средства выбора и обработки информации, умения критически ее оценить, осмыслить, применить. Особенность структурной организации технологии РКМ – наличие 3 стадий учебного процесса: «Вызов – осмысление – размышление». Способы и средства, используемые на каждой стадии, позволяют успешно развивать информационную компетентность учащихся, начиная с дошкольного возраста. На этапе вызова актуализируются имеющиеся у учащихся знания и представления об изучаемом материале, определяются цели деятельности. Возможные приемы и методы: составление списка «известной информации», предположение по ключевым словам, кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки и т.д. Наиболее используемыми на стадии осмысления (или реализации смысла) приемами являются способы графической организации материала: денотантный граф, лестница суждения и расширения понятий, кластер (от англ. – гроздь), коллаж, ментальные карты, которые можно использовать при принятии решений, создании новых идей, проектов, анализа информации. На стадии размышления (рефлексии) происходит осмысление учащимися приобретенных знаний и собственных мыслительных процессов, корректировка привычных представлений об изучаемом. Помогают в этом приемы: синквейн, фишбоун («рыбьи косточки» - метод «за и против»). Использование техник графического уплотнения позволяет комплексно оказывать влияние на все 3 канала восприятия (визуальный, аудиальный, кинестетический) одновременно, делает усвоение материала осознанным и системным.

18.Тренинги как вид интерактивных техник

Ситников А.П.

Сидоренко Е.В.

Курт Левин


Тренинг – один из видов интерактивного обучения, который является методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. Тренинги включают в себя ролевые игры, командную или групповую работу выполнение практических заданий. Также эта форма обучения помогает систематизировать имеющиеся у участников знания и опыт деятельности, осознать степень своей компетентности. Тренинг – это форма обучения, которая построена на взаимодействии, на поиски актуального знания: главное отличие тренинга от лекции или семинара заключается в том, что в нем работают знания, умения и тренера, и группы. Каждый участник является источником примеров, с которыми можно поработать, способов решения сложных задач, каждый имеет возможность получить так называемую «обратную связь» от других участников. В тренинге обучение происходит через модели, игры, упражнения, то есть в (почти реальной) ситуации научения

19. Технология педагогических мастерских

Ланжевен П.

Анри Валлон

Жан Пиаже

Соколова Э.С.



Мастерская – это специально организованное педагогом Мастером развивающее пространство (жизненные ситуации, в которых есть все необходимые условия для развития) позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель. Этапы работы мастерской: 1. «Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. 2. «Самоинструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. 3. «Социоконструкция» - построение этих элементов группой. 4. «Социализация» - все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены. 5. «Афиширование» - вывешивание «произведений» - работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории, ознакомление с ними, обсуждение. 6. «Разрыв» - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающийся к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником. 7. «Рефлексия» - отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

20. Технология концентрированного обучения

Ибрагимов Г.

Концентрированное обучение – особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредотачивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели. Сущность концентрированного обучения – непрерывность процесса познания и его целостность (начиная с первичного восприятия и кончая формированием умений пользоваться полученной информацией); единовременная продолжительность изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины, обеспечивающая их прочное усвоение; сокращение числа одновременно изучаемых дисциплин; ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности, ответственности, творческой активности учащихся; вариативность и комплексность применяемых форм и методов обучения, адекватных целям и содержанию учебного материала и учитывающих особенности динамики работоспособности учащихся и педагогов; сотрудничество педагогов и учащихся, учащихся между собой.

21. 5 Технологии активного метода обучения

Коменский Я.А.

Ж.-Ж. Руссо,

Песталоцци И.Г.

Г. Гегеля.

Ф. Фрёбеля,

А. Дистервега,

Дж. Дьюи,

Ушинский К.Д.



Активные методы обучения, далее АМО, строятся на практической направленности, игре и творчестве в процессе обучения, взаимодействия, различных коммуникациях, диалоге и использовании знаний обучающихся, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, движении и самоанализе.

22. Развитие парадоксально-рефлексивного мышления

Лихачев Д.С.

Панченко А.М.

Понырко Н.В.


Парадоксальное мышление – это некий процесс мыслительной деятельности человека, заключающийся в способности отражать в суждениях и представлениях (например, в словесных или художественных образах, в чертежах и схемах) не только уже известное и изученное, но и еще неизвестное, непознанное, необычное, нестандартное. Особенность технологии состоит в том, что ученикам предлагается вопрос или информация, в которой в форме умысла декларируется «заблуждение», те соотносят информацию с собственным опытом, опираясь при этом на законы объективной действительности, получают новое знание и затем используют его при решении конкретной проблемной и ментальной ситуации. Примером парадоксальной информации может служить философия знаменитого готтентота, утверждавшего, что «добро это когда он украдет много коров, а зло когда у него украдут»..
Таким образом, парадоксально-рефлексивное мышление развивает способность принимать чужую точку зрения, сомневаться в своей правоте, освобождаться от косных установок, рождать оригинальные идеи, творить. Техники и методики развития парадоксального мышления, в сущности, почти те же, что и методики креативного мышления: составление ментальных карт, метод антиассоциаций, анализ слов-раздражителей или техника случайно-входящих сигналов, метод ментальной провокации, метод разворота на 360 градусов (заход сзади), пере комбинирование, дидактическая эвристика и т. п

23. Технология формирующей оценки образовательных результатов учащихся.

Фишман И.С.

Голуб Г.Б.




Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить проблемы в освоении учащимся содержания образования с тем, чтобы восполнить их максимальной эффективностью. Замена карательной функции оценки на формирующую переориентирует авторитарную систему отношений на уроке на демократическую. Суть технологии заключается в четком планировании образовательного результата, подлежащего формированию и оценке, и активном участии в организации деятельности по планированию и достижению субъективно значимых образовательных результатов самих учащихся. Особенностью планирования образовательных результатов является их ранжирование в зависимости от сложности умственных операций ученика, и учет требований к деятельности учащегося, в рамках уровня сформированности той или иной ключевой компетентности. Основой для ранжирования является таксономия целей Б. Блума (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка). Для реализации технологии в учебном процессе можно использовать разработанные авторским коллективом средства управления и самоуправления деятельностью учащихся. В их составе: матрица уровней достижения учащимися образовательных результатов, требования к уровням сформированности ключевых компетентностей учащихся, образцы заданий, листы и символы обратной связи для оценки и самооценки результатов.

24. Технология «портфолио»

Воган

Эстес


Бьюзен


Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен».

Портфолио – это рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся. Портфолио относится к разряду наиболее приближенных к реальному оцениванию индивидуализированных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и само оценивания.

Оценка методом портфолио является педагогической стратегией сбора и систематической организации подобного рода данных. Цель портфолио – выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и представлять отчет по процессу обучения, увидеть картинку значимых результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса учащегося в обучении, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ученика в определенный период его обучения в разнообразных видах деятельности. Технология портфолио помогает решать такие педагогические задачи, как:

- поддерживание и стимулирование учебной мотивации учащихся,

- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся,

- формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовать собственную деятельность




25. Кейс-технологии (метод анализа ситуаций)

Киселев В.Д.

Кейс-метод (метод коллективного анализа ситуации) – техника обучения, использующая описание реальных ситуаций (от англ. сase – «случай»). Это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.

Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший. Интеграция методов познания в кейс-методе: моделирование; системный анализ; проблемный метод; мысленный эксперимент; методы описания, классификации, дискуссия, игровые методы, «мозговой штурм» и др.

Кейс-метод – специфическая разновидность проблемной технологии, в которой процесс разрешения имеющейся проблемы осуществляется посредством совместной деятельности учащихся.

Формирование проблемы и путей ее решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.

Два этапа деятельности преподавателя при использовании кейс-метода:

Деятельность за пределами аудитории: научно-исследовательская, методическая и конструирующая (создание кейса и вопросов для его анализа).

Деятельность в аудитории: вступительное и заключительное слово, организация малых групп, организация дискуссии, поддержка делового настроя в аудитории, оценивание вкладов участников в анализ ситуации.



Создание кейса: определение раздела курса, которому посвящена ситуация; формулирование целей и задач; определение проблемной ситуации, формулировка проблемы; поиск необходимой информации; создание и описание ситуации



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации