Библиотековедческие исследования - файл n1.doc

приобрести
Библиотековедческие исследования
скачать (192 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc192kb.07.07.2012 04:37скачать

n1.doc



Кировский филиал

Федерального Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Пермский государственный институт искусства и культуры»

Реферат

по дисциплине

«Библиотековедческие исследования»


Выполнила студентка

группы БМ – 3

Агеева Лариса Витальевна

Преподаватель: Симонова

Галина Алексеевна

Работа поступила в учебную часть:

______________________________

дата и подпись методиста

Отметка преподавателя:

______________________________

зачтено, не зачтено

______________________________

дата, подпись

Киров

2010
Содержание


  1. Составление программы теоретико-прикладного исследования по библиотековедению (библиографоведению)……………………………….3

  2. Подготовка анкет для проведения прикладного социологического исследования………………………………………………………………....9

  3. Оформление текста научной работы………………………………………14

  4. Теоретическая часть контрольной работы………………………………...18

  5. Список использованных источников……………………………………...27


I. Составление программы теоретико-прикладного исследования по библиотековедению (библиографоведению)


  1. Влияние рекламной деятельности на популяризацию услуг и информационных ресурсов библиотеки


2. Актуальность темы. В жизни современного общества реклама занимает сегодня значительное место. Она помогает ориентироваться в поисках работы, при организации отдыха, приобретении товаров. Увеличилось число СМИ, занимающихся непосредственно рекламной работой или освещающих ее.

Понятие «библиотечная реклама» появилась в профессиональной библиотечной лексике лет 10 – 15 назад. Но это не означает, что до этого отсутствовала сама реклама.

В последние годы существенно изменился характер взаимоотношений библиотеки и ее пользователей. Переход на финансирование из местного бюджета, муниципализация ЦБС заставляют библиотеки завоевывать авторитет уже не только у читателей, но и среди населения своего региона, заботиться о своей репутации. Появление и бурное развитие сети Интернет, новых электронных носителей привели к тому, что библиотеки сегодня вынуждены бороться за своих пользователей: решать финансовые вопросы, связанные с обновлением фондов, оснащением библиотеки новым оборудованием, компьютерными сетями; изыскивать новые формы взаимоотношений со своими потребителями, формируя собственные каналы доставки информации; решать вопросы продвижения библиотечных услуг, то есть заниматься маркетинговой деятельностью.

Сегодня реклама играет роль инструмента, с помощью которого читатель узнает почти все об этом учреждении. Реклама отражает возможности библиотеки, ее технологии, создает более привлекательный образ библиотечно-информационного учреждения и его сотрудников, продвигает к населению библиотечно-информационные ресурсы.

Освоение рекламных методов сегодня непосредственно связано с решением главного вопроса – какой быть современной библиотеке? Сохранять ли прежний, во многом казенно-бюрократический облик государственного учреждения, выполняющего строго предписанные задачи, или выполнять роль социокультурной структуры гражданского общества, ответственной за хранение и актуализацию социальной памяти, генерирование и распространение документных ресурсов как ценностей культуры?

Особенно важна роль рекламы как инструмента маркетинга в популяризации возможностей и услуг библиотеки. Время требует выработки новых механизмов работы библиотеки. Перспективным направлением следует признать эффективную организацию рекламы, которая способствует достижению полного и своевременного удовлетворения социально значимых интеллектуально-информационных потребностей. Рекламно-информационная деятельность по пропаганде библиотечных ресурсов, продуктов, услуг с целью привлечения интереса потребителя к библиотеке и библиографии как к действенным социальным институтам требует постоянного изучения и оптимизации.

Реклама – действенное средство расширения рынка сбыта библиотечных продуктов и услуг. Выпускаемые библиотеками рекламно-информационные материалы – списки, бюллетени и печатные каталоги новых поступлений, информационные папки о деятельности библиотеки, текстовые публичные отчеты, проспекты, буклеты, приглашения и все разнообразие представительской продукции не только способствуют формированию положительного образа, но и являются эффективной рекламой самой библиотеки.

Необходимость рассмотрения вопроса о роли рекламы как источника информации, о рекламно-информационных, рекламно-библиографических технологиях обусловлена прежде всего тем, что в условиях рынка рекламные сообщения играют исключительно важную роль в удовлетворении информационных потребностей. Феномен библиотечной рекламы еще недостаточно изучен специалистами, но уже можно сказать, что ее воздействие на читателей велико. Благодаря рекламе библиотека раскрывает свой потенциал перед широкой аудиторией и с помощью Интернета.

Разработанность темы. Библиотечные специалисты начали задумываться о рекламе, хотя проблемы, связанные с рекламно-информационной деятельностью библиотек еще недостаточно освещены в профессиональной литературе. Но документальный поток непрерывно возрастает. В настоящее время над проблемой плодотворно работают такие ведущие специалисты в области библиотечного маркетинга и рекламы, как Ю. Авраева, Н. Аникина, В. Артименко, С. Бабенко, М. Валова, О. Зыков, В. Ильина, В. Клюев, Е. Михайлова, И. Михнова, И. Суслова, Е. Цесарская, Е. Ястребова и другие.

Вопросы рекламы изучаются активно в следующих работах: О. О. Борисова «Библиотечно-библиографическая реклама», «Реклама в библиотеке»; О. Л. Гавриленко «Реклама в системе информационно-образовательной деятельности библиотек вузов»; В. К. Клюев «Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности».

В специальной литературе появляются материалы по теории и практике рекламы, основанных на зарубежном и отечественном опыте. Обозначена роль рекламы, определены ее направления, особенности, отличающие библиотечную рекламу от иных ее видов.

Чтобы получить объективную информацию о современном состоянии рекламной деятельности в библиотечных учреждениях, нами была разработано социологическое исследование для пользователей общедоступных муниципальных библиотек.

  1. Объект исследования: рекламная деятельность библиотек ЦБС.

  2. Предмет исследования: влияние рекламной деятельности библиотек на спрос библиотечных услуг и ресурсов.

  3. Цель исследования: выяснить, какие виды рекламной продукции создаются библиотеками, и как их использование влияет на продвижение библиотечных ресурсов и услуг.

  4. Задачи исследования:

- изучить состояние рекламной деятельности библиотек на современном этапе;

- проанализировать особенности рекламной деятельности библиотек;

- рассмотреть состояние работы по рекламной деятельности в библиотеках;

- выявить проблемы, возникающие в создании рекламного продукта;

- охарактеризовать работу библиотек по продвижению информационных ресурсов и библиотечных услуг;

- определить предпочтительные виды рекламных продуктов, их значение;

- отследить эффективность продвижения ресурсов и услуг библиотеки с помощью рекламы;

- выработать ряд рекомендаций по обоснованию принципов работы с рекламной продукцией библиотек;

- выбрать решения для формирования комплекса продвижения библиотеки, обеспечивающего необходимый уровень востребованности услуг пользователями.

  1. Гипотеза: если библиотека активно занимается рекламной деятельностью, то библиотечные услуги и информационные ресурсы библиотек остаются востребованными.

  2. Выбор стратегического плана исследования, обоснование его применения в дипломной работе. Для данного исследования мы используем стратегический аналитико-экспериментальный план, цель которого – установление функциональных и казуальных (случайных) связей между рекламной деятельностью библиотек и спроса на библиотечные услуги и ресурсы, а также поиск решений.

  3. База исследования: библиотеки Слободской ЦБС.

  4. Методы сбора материала:

- письменный опрос (анкетирование) пользователей библиотек ЦБС;

- метод сравнения (анализ) полученных данных.

Инструментарий исследования – анкета из 34 вопросов, большая часть вопросов – закрытые. Она предназначена для посетителей библиотек-филиалов. Анкета включает вопросы о читательском стаже респондента, о мотивации его обращения в данную библиотеку, о том, как респондент оценивает ее работу в целом и в частностях. Специальные вопросы посвящены участию или неучастию респондента в библиотечных мероприятиях, его информированности о их проведении. Завершает анкету блок социально-демографических вопросов.

Т.к. рекламная деятельность библиотек – процесс, растянутый во времени, т.е. должен вестись систематически, и библиотеки ЦБС находятся на больших расстояниях друг от друга, то ни наблюдение, ни эксперимент не дадут полной картины влияния рекламной деятельности библиотек на спрос библиотечных услуг на протяжении длительного времени. Поэтому здесь оптимальным является метод письменного опроса, т.е. анкетирование.


  1. Обоснование выбора методов обработки материала, способствующих решению поставленных в исследовании задач и проверке его рабочих гипотез.

Полученный материал планируется обрабатывать вручную. Весь материал будет сгруппирован по каждой библиотеке. Здесь дифференцирующими станут возрастной и гендерный признаки.

С помощью статистико-математических приемов первичную информацию превращаем в качественно новую, совокупную, информацию, пригодную для теоретического анализа и практических выводов. С использованием факторного анализа (многомерный статистический метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями переменных. Факторный анализ позволяет решить две важные проблемы исследователя: описать объект измерения всесторонне и, в тоже время, компактно. С помощью факторного анализа возможно выявление скрытых латентных переменных факторов, отвечающих за наличие линейных статистических связей корреляций между наблюдаемыми переменными) наглядно вся обработанная информация будет представлена в таблицах, графиках и диаграммах, с применением методов корреляции (статистическая взаимосвязь двух или нескольких случайных величин). Заключительное звено программы – рекомендации по внедрению результатов исследования в практику.


  1. Рабочий план исследования




п/п

Основные этапы работы

Сроки исполнения

Форма отчетности

1 блок

- Разработка и утверждение программы и инструментария исследования (анкет);

- формирование и подготовка группы сбора первичной информации;

- размножение инструментария (анкет)


Апрель

Программа


Список анкетеров

Количество анкет

2 блок

- Выбор места и времени для опроса;

- информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических «выходах» исследования;

- массовый сбор первичной социологической информации;

- сбор заполненных анкет.


Апрель – май



Заполненные анкеты

3 блок

- Обработка и анализ собранной информации;

- кодировка открытых вопросов и выбраковка негодных анкет.



Май


Анализ исследования

4 блок

- Анализ результатов полученных данных;

- обсуждение итогового отчета;

- выработка рекомендаций.


Июнь


Итоги исследования, рекомендации


II. Подготовка анкет для проведения прикладного социологического исследования

Анкета

Уважаемый посетитель библиотеки! Центральная районная библиотека проводит исследование «Влияние рекламной деятельности на популяризацию услуг и информационных ресурсов библиотеки». Его цель – выяснить, какие виды рекламной продукции создаются библиотеками, и как их использование влияет на продвижение библиотечных ресурсов и услуг.

В связи с этим предлагаем принять участие в исследовании. Это сделать нетрудно: после каждого вопроса даны варианты возможных ответов. Прежде чем ответить на вопрос, внимательно прочтите все предлагаемые ответы, выберите из них тот или те, которые Вам подходят, и поставьте напротив них галочку в квадрате. Если ни один из предлагаемых ответов Вас не удовлетворил или после вопроса не даны ответы, напишите собственный вариант на специально отведенном для этого месте.

Благодарим Вас за внимание к нашей работе!


  1. Название библиотеки_________________________________________

  2. Как давно Вы пользуетесь библиотекой?

 я здесь впервые

 менее полугода

 от полугода до года

 от года до двух лет

 от двух до пяти лет

 более пяти лет

 не могу сказать

  1. Как часто Вы здесь бываете?

 несколько раз в год

 раз в два-три месяца

 раз в месяц

 несколько раз в месяц

 раз в неделю и чаще

 по-разному

 не могу сказать

  1. С какой целью Вы посещаете библиотеку?

 Это престижно

 Это модно

 Выбрать книги для чтения

 Почитать периодические издания: газеты, журналы

 Прихожу на массовые мероприятия

 Прихожу пообщаться

 В учебных целях (нужна информация по учебе)

 Просто «убить время»

 Зашел случайно

 Меня интересуют только новинки художественной литературы

 Принимаю активное участие в мероприятиях, проводимых библиотекой

______________________________________________________________


  1. Довольны ли Вы культурой и качеством обслуживания?

 да  не совсем  нет  затрудняюсь ответить


  1. Если Вы недовольны, то чем именно?

 неудобны дни, часы работы

 слишком долго приходится ждать

 библиотекари не очень внимательны

 библиотекари не всегда компетентны

другое_________________________________________________________


  1. Устраивает ли Вас дизайн, интерьер библиотеки?

 да  не совсем  нет  затрудняюсь ответить


  1. Как Вы считаете, библиотека имеет свой фирменный стиль, отличающий ее чем-то от других библиотек?

 да  нет  затрудняюсь ответить


  1. Какие из атрибутов фирменного стиля имеются в Вашей библиотеке:

 Логотип

 Читательский билет

 Визитные карточки

 Бейджи у сотрудников

 Фирменная символика библиотеки

 Листовки

 Буклеты

 Закладки для книг

 Другое _________________________________________________________

 Затрудняюсь ответить


  1. Пользуетесь ли вы каталогами и картотеками библиотеки? Почему?

 Да___________________________________________________________

 Нет__________________________________________________________

 Другое_______________________________________________________


  1. Когда и где Вы научились пользоваться каталогом, картотекой?

 В школе, учебном заведении (вузе, колледже, техникуме)

 Показал и объяснил сотрудник библиотеки

 У каталогов и картотек размещен плакат, который объясняет, как ими пользоваться

 Сам разобрался, по какому принципу расположены карточки в каталоге

 Я не знаю, что такое каталог

 Я не знаю, что такое картотеки и для чего они предназначены


  1. Вы хорошо ориентируетесь в книжном фонде библиотеки?

 Да

 Нет

 Не очень

 Затрудняюсь ответить

 Другое________________________________________________________


  1. Удовлетворяет ли Вас фонд нашей библиотеки?

 да  не совсем  нет  затрудняюсь ответить


  1. С расстановкой фонда в библиотеке Вы познакомились с помощью:

 экскурсии по библиотеке

 указателей, аншлагов, плакатов

 библиотекаря

 Затрудняюсь ответить

 Не ориентируюсь в фонде

 Другое_________________________________________________________

  1. Интересуетесь ли Вы новыми поступлениями книжных и периодических изданий?

 Да, всегда

 От случая к случаю, изредка

 Нет

 Затрудняюсь ответить

 Другое_________________________________________________________


  1. Как Вы узнаете о новых поступлениях литературы, периодических изданий?

 Благодаря выставкам

 Узнаю из аншлагов, из объявлений в библиотеке

 Библиотекарь обращает мое внимание на новые книги, газеты или журналы во время посещения библиотеки

 Мне сообщили по телефону сотрудники библиотеки

 Спрашиваю сам у библиотекаря

 С помощью рекомендательных списков литературы

 Узнал из статьи в газете

 Увидел объявление вне стен библиотеки

 Другое___________________________________________________________


  1. В библиотеке есть консультационный пункт правовой информации?

 да  нет  затрудняюсь ответить


  1. Если дали положительный ответ на предыдущий вопрос, укажите, из каких источников Вы знаете о его существовании

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Посещаете ли Вы мероприятия, проводимые библиотекой для своих читателей?

 Да, практически всегда

 Да, но не часто

 Практически нет

 Нет

 Я не знаю о таких мероприятиях

 Другое___________________________________________________________

  1. Каким образом Вы узнаете о мероприятиях в библиотеке?

 Из объявлений в библиотеке

 Вручают приглашения

 Из объявлений вне стен библиотеки

 Лично от библиотекаря

 От знакомых

 Другое___________________________________________________________


  1. Вы принимаете участие в библиотечных конкурсах?

 Да

 Нет

 Затрудняюсь ответить

 Другое___________________________________________________________


  1. Если Вы отрицательно ответили на предыдущий вопрос, то укажите причину:

 Мне это не интересно

 Не знаю ничего о конкурсах, которые проводит наша библиотека

 Другое___________________________________________________________


  1. Если Вы дали положительный ответ на 21-й вопрос, пожалуйста, укажите, в каких конкурсах принимали участие за последние 1-3 года:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Ваше участие и, возможно, победа в конкурсах были поощрены, отмечены? (если ответ положительный – отметьте, каким образом)

 Да_______________________________________________________________

 Нет______________________________________________________________

 Это для меня не имеет значения

 Затрудняюсь ответить

 Другое___________________________________________________________


  1. Многие библиотеки делают отчеты перед населением о своей работе. Проходят ли подобные отчеты в Вашей библиотеке?

 да  нет  затрудняюсь ответить


  1. Если да, то как узнаете о времени и месте проведения этого мероприятия?

 Из объявлений вне стен библиотеки

 Узнаю из аншлагов, из объявлений в библиотеке

 Библиотекарь лично сообщает мне о мероприятии

 Из информации в газете

 От знакомых

 Другое_______________________________________________________

  1. Вы оказываете какую-то помощь библиотеке?

 да  нет  затрудняюсь ответить


  1. Если на предыдущий вопрос Вы дали положительный ответ, назовите, какую помощь Вы оказывали или оказываете библиотеке:

 Книги в дар библиотеке

 Периодические издания в дар библиотеке

 Помощь в подготовке и проведении мероприятий

 Спонсорскую помощь

 Безвозмездная помощь в ремонте библиотеки

 Другое_______________________________________________________


  1. Каким образом Ваша помощь была отмечена сотрудниками библиотеки?

 Публикация в СМИ

 Вручение письма-благодарности

 Информация на стенде в библиотеке

 Фотопортрет друзей библиотеки

 Затрудняюсь ответить

 Другое_______________________________________________________


  1. Знаете ли Вы, какие клубы по интересам и кружки действуют в Вашей библиотеке?

4 да  нет  затрудняюсь ответить


  1. Являетесь ли Вы участником каких-либо кружков, клубов по интересам, существующим в библиотеке?

 да  нет  затрудняюсь ответить


  1. Откуда Вы узнали о существовании кружка (клуба)?

 Из объявления на информационном стенде в библиотеке

 От библиотекаря

 От знакомых

 Вручили приглашение в кружок (клуб)

 Затрудняюсь ответить

 Другое_______________________________________________________

  1. Вы считаете, что библиотека – это

 Центр информации

 Центр чтения

 Социальный центр

 Культурный центр

 Центр работы с детьми

 Центр досуга

 Центр правовой информации

 Место для встреч

 Другое_______________________________________________________

 Затрудняюсь ответить

  1. Являетесь ли Вы активным читателем своей библиотеки?

 да  нет  затрудняюсь ответить
В конце анкеты, укажите, пожалуйста, данные о себе:

Ваш возраст___________________________________________________

Пол  Мужской  Женский

Образование

 Неполное среднее

 Среднее

 Среднее профессиональное

 Высшее

Работаете ли Вы в настоящее время  Работаю  Не работаю

К какой социальной группе Вы себя относите?

 рабочие

 служащие

 социально-гуманитарная интеллигенция

Спасибо!

III. Оформление текста научной работы

Оформление таблицы
Таблица 1 «Название таблицы»

Головка

Заголовок

Заголовок

Подзаголовок

Подзаголовок

Подзаголовок

Подзаголовок

Боковик













Боковик














Оформление цитат
а) цитируемый текст начинает предложение:

«Одна из возможных форм непосредственного общения с прессой, – пишет в своей книге В. Клюев, – пресс-конференции в библиотеке».

б) цитата вводится в середину предложения не полностью, когда не указываются первые слова цитаты:

Известный специалист в области библиотечных ПР из Великобритании Б. Ашервуд, считающий, что «… связь с общественностью – главная работа для библиотекарей», выделяет основные формы этой деятельности: издания библиотек, контакты с прессой, аудиовизуальные материалы, публичные выступления, смешанные методы [4. c. 27].

в) цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в цитируемом документе

Но если руководитель не обладает правом и возможностью повысить зарплату своим сотрудникам и обеспечить их социальную защищённость, он должен самое пристальное внимание обращать на факторы роста как некоторую компенсацию неудовлетворительных условий труда, т.к. «возможность влиять на принятие решений и коллективные ценности – это часть компенсационного пакета (разрядка наша – Л.А.)» [5, С. 11.].
Список использованных источников к курсовой работе (на 2 курсе)

    1. Авраева, Ю. Б. Методист библиотеки: формула успеха : науч.-метод. пособие / Ю. Б. Авраева. – М. : Либерея-Бибинформ, 2008. – 96 с.

    2. Алтухова, Г. А. Профессиональная этика библиотекаря : учеб. пособие / Г. А. Алтухова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Изд-во МГУКИ, 2001. – 112 с.

    3. Багаева, Р. У. Национальная библиотека Республики Татарстан [Электронный ресурс] / Р. У. Багаева // Режим доступа: http://www.kitaphane.ru/present/bru.shtml.

    4. Батаева, Т. Гостеприимство по-норвежски. Мультикультурная библиотека им. Дайхмана / Т. Батаева // Библ. дело. – 2006. – № 5. – С. 34–35.

    5. Блынская, О. Е. Корпоративная культура Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Федорова / О. Е. Блынская // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 6. – С. 44–56.

    6. Бойник, Д. Эффективны ли этические кодексы? Опыт трёх редакций [Электронный ресурс] / Д. Бойник // Режим доступа: http://www.gdf.ru/books/books/liberty/0022.shtml.

    7. Булдакова, А. Информационный оазис в глубинке / А. Булдакова // Библиотека. – 2008. – № 11. – С. 42–44.

    8. Ванеев, А. Н. Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение / А. Н. Ванеев. – Спб. : Профессия, 2001. – 128 с.

    9. Голубенко, Т. Ещё раз о востребованности ямальских библиотек, или Что мы можем взять из европейского опыта / Т. Голубенко // Библиотека. – 2008. – № 2. – С. 74–77.

    10. Городиская, Е. В. О библиотеках и профессии библиотекаря в США (по итогам стажировки) / Е. В. Городиская // Библиотековедение. – 2007. – № 5. – С. 97–102.

    11. Гречко, Г. О чём поведали креатив-проекты / Г. Гречко // Библиотека. – 2008. – № 5. – С. 80–81.

    12. Давыдова, Л. В. Гибридные библиотеки Финляндии / Л. В. Давыдова, Л. И. Латкина // Библиотековедение. – 2005. – № 6. – С. 96–102.

    13. Дайнеко, Г. Заявляем о себе в полный голос / Г. Дайнеко // Библиотека. – 2008. – № 10. – С. 8–13.

    14. Дрешер, Ю. Н. Корпоративное управлении и корпоративная культура в библиотечно-информационной сфере / Ю. Н. Дрешер, Т. А. Атланова // Науч. и техн. б-ки. – 2004. – № 9. – С. 14–18.

    15. Езова, С. А. Кодекс библиотечной этики российского библиотекаря принят, но обсуждение продолжается / С. А. Езова // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 10. – С. 95–100.

    16. Езова, С. А. Национальные просветительские традиции в ракурсе библиотечной этики: по итогам исследования / С. А. Езова // Библиотековедение. – 2004. – № 1. – С. 35–38.

    17. Езова, С. А. Этика в формате библиотечно-информационного обслуживания и образования // Библ. дело. – 2005. – № 2. – С. 120–132.

    18. Имя и бренд библиотеки: от Москвы до Самары // Библиотека. – 2009. – № 2. – С. 23.

    19. Капитонов, Э. А. Корпоративная культура : теория и практика / Э. А. Капитонов, Г. П. Зинченко. – М. : Альфа-Пресс, 2005. – 352 с.

    20. Кондратенко, Л. В. Забота об имидже / Л. В. Кондратенко // Библиотека. – 2003. – № 8. – С. 36–38.

    21. Культурология: теория школы, история, практика [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.countries.ru/library/orgculture/def3.htm

    22. Матросова, В. «Ну-ка, зеркальце, скажи!..» / В. Матросова // Библиотека. – 2006. – № 11. – С. 48–53.

    23. На охране национального культурного наследия: Национальная библиотека Финляндии // Библ. дело. – 2008. – № 12. – С. 17–18.

    24. Никуленко, Т. Г. Организационное поведение / Т. Г. Никуленко. – Ростов-н/Д : Феникс, 2006. – 407 с.

    25. Осадчук, Л. Г. Миссия библиотек в современном обществе и профессиональная этика [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rba.ru/publ/ib14/other/002.htm

    26. Рогожин, С. В. Теория организации : учеб. пособие / С. В. Рогожин, Т. В. Рогожина. – М. : Экзамен, 2004. – 320 с.

    27. Рязанцева, Л. М. Где сказочное озеро разлилось / Л. М. Рязанцева // Библиотека. – 2003. – № 4. – С. 9–12.

    28. Соколов, А. В. Библиотечная мифология: вчера, сегодня, завтра / А. В. Соколов // Библиотековедение. – 2006. – № 1. – С. 113–117.

    29. Соломандина, Т. О. Миссия организации / Т. О. Соломандина // Упр. персоналом. – 2002. – № 3. – С. 18–20.

    30. Спивак, В. А. Корпоративная культура : теория и практика / В. А. Спивак. – СПб. : Питер, 2001. – 345 с. – (Теория и практика менеджмента).

    31. Справочник библиотекаря / под ред. А. Н. Ванеева, В. А. Минкиной. – СПб. : Профессия, 2000. – 432 с. – (Серия «Библиотека»).

    32. Стёпина, О. Культ чтения: о важности создания привлекательного имиджа библитеки / О. Стёпина // Библ. дело. – 2008. – № 12. – С. 19–20.

    33. Стефановская, Н. А. Имидж провинциальной библиотеки в общественном сознании / Н. А. Стефановская // Библиотековедение. – 2006. – № 2. – С. 34–38.

    34. Тихонова, В. Под одной крышей: современные культурно-досуговые центры / В. Тихонова // Библ. дело. – 2008. – № 12. – С. 30–33.

    35. Тищенко, М. Нужна ли нам фирменная одежда? / М. Тищенко // Библиотека. – 2003. – № 11. – С. 66–67.

    36. Трушина, И. Сохранилась ли коллективная мораль? / И. Трушина // Библиотека. – 2006. – № 8. – С. 42–46

    37. Чумиков, А. Н. Связи с общественностью: теория и практика : учеб. пособие / А. Н. Чумиков. – М. : Дело, 2006. – 552 с.


IV. Теоретическая часть контрольной работы

I. Какую из функций наук принято считать основополагающей? В чем ее суть?

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. До настоящего времени нет точного определения понятия «наука», но можно все высказывания о «науке» разбить на четыре группы.

В процессе развития оформились следующие функции науки:

Каждая из функций науки по-своему важна, и, наверное, нельзя выделить ни одну из функций как основную, главную. Ведь наука это такое емкое понятие. Любое научное исследование, научное открытие совершают люди, и без базисной подготовки ученых это было бы невозможно. В этом случае, основополагающей функцией науки является ее социальная сила. Наука способствует подпитке развития системы высшего образования, это сказывается на повышение интеллектуального уровня населения России.
2. Объясните, в чем заключается «элитарная» функция науки в современном обществе.

Элитарная функция науки в современном обществе оказывает влияние и помощь политикам в избирательной компании, и создание нового имиджа. Исследователи изучают респондентов на предмет политических приоритетов, желаемого руководителя, на основе сделанных выводов корректируют поведение конкретного политического деятеля, меняют или придумывают ему желаемый имидж, линию поведения.
3. С какой целью разрабатывается программа научного исследования? Из каких частей она состоит?

Содержание и структура программы социологического исследования зависят от его общей направленности, т.е. от главной цели исследовательской деятельности. С этой точки зрения можно выделить два типа исследований.

1) Фундаментальные исследования, цель которых решение проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее. Эти исследования ведутся на грани известного и неизвестного, обладают большой степенью неопределенности.

2) Прикладные исследования направлены на практическое решение достаточно ясно очерченных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки. Цель таких исследований – определить, как можно исследовать уже известные научные знания [4, с.35–36]. Тщательно разработанная программа – гарантия успеха всего исследования. Она состоит из следующих блоков:

- методологический блок определяется проблема (поиск информации вне существующей системы знаний) или научный вопрос (поиск информации в пределах существующий системы знаний). Определяется цель исследования, которая ориентирована на конечный результат, позволяет далее упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных и дополнительных задач. Задачи конкретизируют цель исследования, формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования. Основные задачи исследования отвечают его целевой установке, дополнительные ставятся как бы «для пристрелки», для подготовки будущих исследований, проверке побочных, не связанных с данной проблемой гипотез, для решения каких-то методических вопросов и т.п. Характер проблемы определяет выбор объекта исследования. Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания, события, явления, факты, ситуации и т.д. Не менее важное значение имеет выбор предмета исследования, т.е. того аспекта исследуемого явления, который подлежит непосредственному изучению. Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия. Постановка такого вопроса – источник выдвижения рабочих гипотез. Учитывая, что у большинства наук существует терминологический разнобой, методологический блок программы научного исследования объясняет и дает ссылки на источники для основных понятий исследования. Поиск эмпирических значений понятий называют его эмпирической интерпретацией. А определение этого понятия через указания правил фиксирования соответствующих эмпирических признаков – операциональным определением. При разработке исследования мы должны в первую очередь выделить ключевые понятия, выражающие узловые точки изучаемой проблемы. Именно они и подвергаются эмпирической интерпретации, что позволяет не только сформулировать, но и проверить гипотезы на базе фактических данных.

Гипотеза – главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике. Количество гипотез не ограничено [4, с. 35–52].

- методический или организационный блок. В этом блоке указывается какими способами материал для исследования будет собираться и обрабатываться; каковы формы внедрения результатов исследования. В качестве методов сбора материалов для исследования используются общенаучные, частные и специальные методы. Для методов обработки материала используется метод анализа и интерпретации полученных данных; метод научного описания; метод научного объяснения; количественный метод. Чтобы уточнить программу исследования, иногда проводится пробное исследование. Оно может быть двух видов: целостное (определяется качество всей составленной программы) и частичное (проверяются методы сбора материала, результаты, конкретно определяется предмет исследования, уточняются гипотезы). Следующий этап организационного блока – разработка итоговых документов. Существует два пути внедрения результатов в практику: опосредованный (результаты вводятся в теорию, а затем влияют на практику); непосредственный (результат исследования прямо влияет на практическую деятельность).
4. Что такое гипотеза? Для чего она необходима в научном исследовании? Что является проверкой истинности гипотезы?

Гипотеза в социологическом исследовании – это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития [3, с. 128]. Гипотеза – главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике [4; С.52]. Процесс установления истинности или ложности гипотезы есть процесс ее эмпирического обоснования, ее проверки в ходе социологического исследования. В результате такого исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которой уже доказана. Научно обоснованная гипотеза в социологии должна отвечать ряду требований.

1) Гипотеза, объясняющая социальные факты, в некоторой области, как правило, не должна противоречит теориям, истинность которых для данной области уже доказана. Однако новая гипотеза иногда может противоречить старым теориям и вместе с тем быть вполне допустимой. 2) Необходимо, чтобы гипотеза не противоречила известным и проверенным фактам, поэтому гипотеза должна находится в согласии с точно установленными фактами. Научная гипотеза не только объясняет всю совокупность известных фактов, но и предсказывает новые, еще неизвестные. 3) Гипотеза должна быть доступна проверке в процессе исследования. Гипотезы представляют собой общие положения, отражающие объект в целом, его структуру и механизмы функционирования, т.е. то, что недоступно прямому наблюдению и измерению, прямой проверке. 4) Гипотеза должна подвергаться логическому анализу, устанавливающему ее непротиворечивость. Для повышения подтверждаемости гипотезы следует руководствоваться следующим правилом: стремиться к выдвижению возможно большего числа взаимосвязанных гипотез и стремиться указать для каждой гипотезы возможно большее число эмпирических показателей входящих в нее переменных.

По содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают описательные (предположения о структурных и функциональных связях изучаемого объекта), объяснительные гипотезы (предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих экспериментальной проверки) [3, с. 128–131].

Важно, чтобы гипотезы были логически связаны в систему доказательств выдвинутого объяснения. Итак, исходные гипотезы должны быть развернуты в целую цепочку выводных гипотез-следствий. В эмпирическом исследовании проверяются именно гипотезы-следствия, которые сформулированы в менее общих понятиях, чем исходные предположения. Проверка выводных гипотез возможна лишь в случае, если все термины, в которых они формулируются, были подвергнуты эмпирической интерпретации.

Истинность гипотетических предположений доказывается практически освоением изучаемой предметной области: в социальном эксперименте, в процессе последующей общественно-исторической практики [4, с. 53–55].
5. Одинаковы ли понятия: объект и предмет исследования? Приведите примеры.

Объект социологического исследования – деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условие, в которых эта деятельность осуществляется [3, с. 114].

Объект – это все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект социологического исследования – это то, на что направлен процесс познания [4, с. 39]. Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Это значимая сторона объекта с точки зрения теории и практики. Одному тому же социальному объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования, каждый из которых по содержанию определяется тем, какую именно сторону объекта он отражает, с какой целью, а главное – для решения какой социальной проблемы выбран [3, с. 115]. Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос, связанный с предположением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия. Постановка такого вопроса – источник выдвижения рабочих гипотез. То есть формулировка проблемы и отсюда выделение объекта и предмета исследования – первый шаг в разработке программы исследования [4, с. 39].

Объект и предмет социологического исследования совпадают, когда перед исследователем стоит задача познания всей совокупности закономерностей функционирования и развития конкретного социального объекта. Когда же речь идет об изучении каких-либо отдельных характеристик объекта исследования, предметом становятся те стороны, которые содержат эти характеристики. Предмет социологического исследования в конечном виде представляет собой определенную систему, которая кладется в основу решения процедурных задач, разработки методов фиксирования выделенных элементов и их связей [3, с. 115–116].

Так, при исследовании миграционных процессов, объектом исследования является население различных территориальных единиц: республики, края, области, отдельного населенного пункта. Предметом является миграция – переселение людей из одного места проживания в другое. При выборе профессии выпускниками средней школы объектом исследования являются выпускники школ и их родители в момент выбора первой профессии и трудоустройства выпускников. Предмет изучения – соотношение между планами о выборе профессии и их реализацией на практике [4, с. 39].
6. Методология науки и метод науки – объясните суть данных понятий.

Методологией называют систему принципов научного исследования. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием объективного знания. Термином
«методология» принято обозначать совокупность исследовательских
процедур, техники методов, включая приемы сбора и обработки данных. Если
методология содержательна, то соответственно в самой теории можно
выделить несколько методологических уровней. Наиболее высокий уровень –
всеобщая научная методология. Следующий «этаж» методологической
пирамиды занимают методологии различных областей научных знаний.
Специальная (частная) методология есть выражение поисковой функции
социологической теории.

Понятие «методология» – собирательный термин, имеющий различные аспекты. Методология – это путь познания, т.е. это то, как шло само исследование. Методы исследования – это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа информации. Но и здесь методологические посылки играют важнейшую роль, прежде всего в выборе тех или иных приемов для изучения поставленной проблемы. Метод – это основной способ сбора, обработки или анализа данных, т.е. то, как прошел путь познания, какими способами [4, с. 24–31].
7. Приведите пример использования метода формализации в науке.

Формализация – это один из методов научного познания. Это отображение объекта в знаковой форме какого либо искусственного языка (химия; физика; тригонометрия и т.д.). В библиотечной теории это систематизация и предметизация.

Можно привести такой пример: при социологическом исследовании читателей конкретной библиотеки, весь собранный материал разделяют обычно на два основных массива. Один из них включает данные, сравнительно легко поддающиеся формализации (пол; возраст; интересы и т.д.). Другой массив составляют материалы, формализация которых затруднительна. К ним относятся результаты исключительных по своему содержанию наблюдений, оригинальные ответы на открытые вопросы анкеты или интервью, некоторые предложения, поступающие от читателей, и т.п. Причиной, препятствующей приведению этих материалов и находящихся в них данных к единообразию, является неповторимость или особая сложность и многоаспектность их содержания [1, с. 164].
8. Что такое парадокс? Пример.

Неожиданное, непривычное (хотя бы по форме) суждение (высказывание, предложение), резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением по данному вопросу. Любой парадокс выглядит как отрицание некоторого мнения, кажущегося «безусловно правильным» (вне зависимости от того, насколько верно это впечатление). Сам термин «парадокс» и возник для характеристики нового, необычного, оригинального мнения. Научное понимание термина «парадокс», хотя и «выросло» из общеразговорного, не совпадает с ним. И поскольку в науке «нормой» естественно считать истину, то так же естественно характеризовать в качестве парадокса всякое отклонение от истины, т.е. ложь, противоречие.

Парадокс – это два противоположных утверждения, каждое из которых находит для себя убедительные аргументы. В качестве примера парадокса хотелось бы привести известное высказывание Вольтера: «Твои взгляды мне ненавистны, но всю жизнь я буду бороться за твое право отстаивать их» или «Люди жестоки, но человек добр» (Р. Тагор). Парадоксы в значительной мере лежат в основе поэтики пословиц и ряда литературных жанров («тише едешь – дальше будешь» [2, с. 175–177].
9. Составьте возможный алгоритм поиска источников для курсовой работы.

- изучение темы;

- постановка проблемы;

- определение цели курсовой работы;

- постановка задач курсовой работы;

- определение объекта и предмета курсовой работы;

- определение основных понятий и их изучение; определение ключевых понятий;

- выдвижение гипотез (предположение о будущем курсовой работы);

- определение методов сбора материалов для курсовой работы (общенаучные, частные, специальные);

- определение методов обработки материалов исследования;

- разработка итоговых документов (как результаты исследований по курсовой работе будут внедряться в практическую деятельность).
10. Какие вы знаете пути внедрения результатов научных исследований в практику?

а) Опосредованный – результаты исследования вводятся в теорию, а затем влияют на практику. Это могут быть монографии, учебники, научные статьи, методические пособия.

б) Непосредственный – результаты исследования прямо влияют на практическую деятельность: отчет о НИР, технологические карты, инструкции, положения и т.д.
Список литературы

  1. Библиотековедческие исследования: Методология и методика. – М., 1978. – 248 с.

  2. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах) / под. ред. А. М. Прохорова. – 3-е изд. – М. : Совет. энцикл., 1975. – Т. 19. – 648 с.

  1. Рабочая книга социолога / под ред. Г. В. Осипова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Наука, 1983. – 476 с.

  2. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – 7-е изд. – М. : Добросвет, 2003. – 596 с.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации