Они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми,
разработали указания к отдельным этапам последовательной системы коррекции речи заикающихся дошкольников.
Свою коррекционную работу — Н. А. Власова и Е. Ф. Рау построили путём нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. И рекомендуют такую последовательность:
1) отраженная речь;
2) заученные фразы;
3) пересказ по картинке;
4) ответы на вопросы;
5) спонтанная речь.
При этом авторами рекомендуются обязательные ритмические и музыкальные занятия с детьми и проведение разъяснительной работы с родителями.
Н.А.Власова различает 7 «видов речи», которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:
4) самостоятельное описание знакомых картинок;
5) пересказ прослушанного небольшого рассказа;
6) спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам);
7) нормальная речь (беседа, просьбы) и т.д.
«Посмотри, вот мячик, повтори вместе
со мной – вот мячик»
«Брось мячик мне, скажи
– я бросаю мячик»
Отраженная речь. Этот вид речи сходен с предыдущим, так как в нем также нет ещё элементов самостоятельной речи.
Ответы на вопросы по знакомым картинкам
При ответе на вопрос по картинке одно слово в предложении ребенок должен произнести самостоятельно.
Логопед уже не пользуется картинками, подсказывающими детям содержание произносимой ими фразы или рассказа, а упражняет их внимание и память путем прослушивания, а затем пересказывания прочитанных небольших рассказов.
Построение небольшого рассказа на заданные слова
Когда дети уже овладели спонтанной речью, им можно дать возможность вести разговор друг с другом.
Диалог
1) этап — ведутся упражнения в совместной и отраженной речи и в произношении заученных фраз, стишков. Широко используется декламация.
2) этап — проводятся упражнения в устном описании картинок в вопросах и ответах, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.
3) этап — завершающий, детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.