Шпаргалка Экономика строительства - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка Экономика строительства
скачать (18.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc78kb.26.06.2002 15:22скачать

n1.doc

6.1. Капитальные вложения и их состав. Экономической основой являются капитальные вложения т. е. затраты на создание новых, расширение реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. Капитальные вложения (долгосрочные инвестиции) включают затраты на производство строительных и монтажных работ, оборудование, инструмент и инвентарь, а также расходы на прочие капитальные работы и затраты. Процентное соотношение затрат на оборудование, строительно-монтажные работы и прочие работы –называются технологической структурой капитальных вложений. Соотношение затрат на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение и новое строительство - называется воспроизводственной структурой капитальных вложений.


6.2. Производительность труда в строительстве: сущность, расчет и пути повышения. Производительность – самый наглядный показатель, который показывает использование рабочих кадров на предприятии. Производительность труда – это количество продукции, изготовленная в единицу рабочего времени (или затрат рабочего времени на выпуск единицы

Продукции – это трудоемкость, т. е. Обратная величина производительности)

Производительность труда бывает:

1. Индивидуальная (выработка) учитывает только живой труд, затраченный на единицу продукции и рассчитывается на одного рабочего за определенный промежуток времени (измеряется либо в единицах продукции, либо в стоимостном выражении)

2. Общественная – учитывает затраты не только живого труда в настоящее время, но и прошлого, перешедшего на стоимость оборудования.

Производительность от единицы рабочего времени бывает:

Производительность труда административно-управленческого персонала определяется месячной и квартальной производительностью труда.

Выработка в стоимостном выражении на одного работающего: B=Cсмр/Но+На

Где Ссмр – объем СМР по сметной стоимости за отчетный период,

На – численность административно-управленческого персонала.

Выработка на одного рабочего Вр=Ссмр/Но,

Где Но – численность рабочих на СМР.

Показатель выполнения рабочими норм выработки: Вн=Тн/Тф*100%,

Где Тн – нормативное время на выполнение работы,

Тф – фактическое время на выполнение работы,

Вн – определяет % выполнения норм выработки рабочего и бригады.

Зависимость роста производительности труда от снижения трудовых затрат: В=Т/ (100-Т) *100%; Т=В/ (100+В) *100%, где В – рост производительности труда, в %, Т – снижение трудовых затрат, в %.


6.3. Функции и основные разделы бизнес-плана. Бизнес-план представляет собой коммерческое обоснование инновационного проекта или хозяйственной деятельности фирмы в целом на ближайшие и отдельные периоды. В современной экономической теории бизнес-план выполняет 4 функции:

  1. разработка бизнес-плана крайне необходима в период создания предприятия или при выработке новых направлений деятельности фирмы.

2. Функция планирования позволяющая оценить возможности развития новых направлений, деятельности, контролировать процессы развития фирмы и ход выполнения запланированных мероприятий.

3. Функция получение денежных средств (кредитов) без обоснования в настоящее время трудно получить кредиты т. к. все более проявляются тенденции к их невозвратимости.

4. Функция привлечения к реализации планов фирмы потенциальных которые могут вложить собственный капитал или имеющиеся у них прогрессивные технологические машины и оборудование.

Состав бизнес плана: оглавление, введение и резюме (возможности организации)

Раздел введение служит своеобразной визитной карточкой всего бизнес плана. В нем излагается сущность проекта его преимущества, основные итоги финансово-экономических расчетов, надежность и т. д. В нем указываются затраты на производство, выручка от реализации, даются ответы на вопросы что получат заказчики и кредиторы в случае успешной реализации проекта.

В разделе описание компании излагается история создания, развития и современного состояния.

В разделе план маркетинга: а) анализируются рынки сбыта, определяются их емкость и перспективность. Рассматривается вопрос о необходимости новых рынков сбыта, изучаются спрос и платежеспособность. б) анализируется рыночная коньюктура, стратегии конкурентов на рынке строительной продукции. Следующий раздел изучает достоинства и недостатки отдельных работников. Кадровая политика: принципы отбора и найма, повышения квалификации кадров. В разделе финансовый план –прибыль, убытки, затраты, форма собственности, копии лицензий, копии соглашений и договоров с другими организациями по видам деятельности фирмы.


6.4. Себестоимость СМР. Себестоимость означает во что обошлось себе выполнение того или иного объема СМР, т. е. сколько средств затратила строительная организация на производство и реализацию строительной продукции. различают: сметная, плановая и фактическая. Сметная - это нормативные затраты строй организации на производство СМР, получаемые от заказчика в соответствии с проектами и сметами для покрытия издержек строительного производства , где Ссмр-сметная стоимость СМР, Пс-сметная прибыль (12-15% от суммы прямых затрат и накладных расходов). прямые затраты: , где Рз - расходы на з/п Рм--расходы на материалы Рэксп м-расходы на экспл. машин, накладные расходы обеспечивают организац и управ строй процессом к ним относят: затраты на содержание персонала, отчисления на социал нужды

плановая себестоим - плановые затраты на выполнение заданного объема СМР. Она отличается от сметной себест. на велицину экономии которая опреднляется вплане технич развития , С=2-4% от Ссеб. В плановую себестоим., включают компнсации в связи с увеличением цен, расходы на доставку рабочих.

Фактическая себест. СМР - сумма затрат, произведенных в строительной организации на осуществление работ в конкретых условиях производства, её определяют по данным бух. учета. она вкл. Затраты по позициям в смете, атакже штрафы, потери материалов.

Факторы снижения себест. СМР: 1 применение более эффективных машин (снижение норм расхода топлива и энергии, затраты на ремонт) ; 2 повышение сменности работ (улучшение работы транспорта на строительной площадке); 3 внедрение передовых форм организации труда (сокрощение технических кадров); 4 снижение норм расхода материалов.


6.5. Состав и виды сметной документации. Для определения сметной стоимости строительства составляется сметная документация, состоящая из 3 групп смет: 1) – сметы на отдельные виды работ и затрат; 2) – сметы на объекты строительства; 3) – сметы на комплекс строительства в целом. 1) – Локальные сметы являются первичными сметными документами и составляются на основе объема работ. Локальные сметы составляются а) по зданиям и сооружениям на: строительные работы, внутренние сантехработы, внутреннее электроосвещение, электросиловые установки, слаботочные установки, приобретение мебели и инвентаря; б) по общеплощадочным работам: вертикальную планировку, устройств инженерных сетей, путей и дорог, благоустройство территорий и др. 2) – Объектные сметы объединяют в своем составе данные из локальных смет на объект и являются сметными документами, на основе которых формируются договорные цены на строительную продукцию. Объектные сметы составляют путем группировки данных локальных смет с группировкой работ и затрат по соответствующим графам сметной стоимости.


6.6. Основные производственные фонды строительной организации и пути улучшения их использования. К основным фондам относятся часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции в течение времени более 12 месяцев сущ. 2-а признака определяющие основные средства: 1. Срок их полезности; 2. Стоимостная оценка (стоимость должна быть не ниже 100 мин. размера оплаты труда). Основные фонды подразделяются на производственные и непроизводственные. Производственные – участвуют непосредственно при изготовлении продукции (машины, оборудование), либо создают условия для производственного процесса (зд-я, соор-я), либо служит для хранения и транспортировки (склады, транспорт). Непроизводственные – средства, удовлетворяющие соц. потребности человека (жил. дома, здравоохранение).

Основные фонды бывают активные – непосредственно участвуют в производственном процессе (машины, оборудование, транспорт); пассивные – зд-я, соор-я, инвентарь. К основным средствам относятся нематериальные активы (авторское право, право на земельные участки, патенты на изобретения). Учёт и планирование основных средств может быть как в стоимостном выражении, так и в натуральных измерителях

Стоимостными показателями использования основных фондов явл. : фондоотдача, прибыль, рентабельность (отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов). Важнейшие показатели, характеризующие уровень использования о. ф. : 1) коэффициент сменности: Кс= Тсм/В или Кс= Тпрэ; Тсм - общее кол-во отработанных смен за сутки; В – кол-во установленного оборудования; Тпр прогрессивная трудоёмкость работ, чел. - час; Тэ – эффективный фонд времени оборудования в одну смену, час. 2) фонды отдачи – показывают на сколько эффективно используются производственные зд-я, сооружения, силовые машины и оборудование. Уровень фондоотдачи характеризует технологические, экономические, организационные факторы производства и зависит от структуры и объёма производства (количество, качество, объём продукции). Если на предприятии объём продукции в натур. показателях, следовательно, показатель ф. о. можно также определять в натур. показателях. Относительное использование основных производственных фондов может осущ. 2-я способами: 1) фондосберегающий тип производства – фонды растут медленнее, чем выпуск продукции, фондоотдача при этом повышается; 2) фондоёмкий тип производства – стоимость основных фондов растёт быстрее, чем выпуск продукции, следовательно, фондоотдача снижается. Лучше фондосберегающий тип, т. к. : 1. экономия капиталовложений (при тех же фондах можно расширять прои-во без создания новых). 2. При росте фондоотдачи (выпуск продукции) при том же кол-ве фондов сокращается кол-во труда на единицу продукции. Фо = Пвал/ Сф (руб.), Пвал стоимость валовой продукции, руб. Сф – стоимость основных производственных фондов, руб. 3. Фондоёмкость Фе = 1/ Фо. 4. Рентабельность основных производственных фондов.

К основным фондам относятся часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции в течение времени более 12 месяцев сущ. 2-а признака определяющие основные средства: 1. Срок их полезности; 2. Стоимостная оценка (стоимость должна быть не ниже 100 мин. размера оплаты труда). Основные фонды подразделяются на производственные и непроизводственные. Производственные – участвуют непосредственно при изготовлении продукции (машины, оборудование), либо создают условия для производственного процесса (зд-я, соор-я), либо служит для хранения и транспортировки (склады, транспорт). Непроизводственные – средства, удовлетворяющие соц. потребности человека (жил. дома, здравоохранение).

Основные фонды бывают активные – непосредственно участвуют в производственном процессе (машины, оборудование, транспорт); пассивные – зд-я, соор-я, инвентарь. К основным средствам относятся нематериальные активы (авторское право, право на земельные участки, патенты на изобретения). Учёт и планирование основных средств может быть как в стоимостном выражении, так и в натуральных измерителях.


6.7. Прибыль и рентабельность строительства. Прибыль – это важнейший показатель эффективности работы предприятия являющейся производственной величенной от двух экономических показателей: доходов и расходов. Прибыль подразделяется: 1) – на прибыль от реализации продукции; 2) – на балансовую и чистую прибыль. 1) – Прибыль от реализации продукции представляет собой разницу между доходами от реализации продукции и расходами на производство и реализацию этой продукции. 2) – Балансовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции и доходов по внереализационным операциям за вычетом расходов по этим операциям. Для оценки деятельности предприятий применяется показатель рентабельности. Уровень рентабельности в строительстве выраженный в % определяется 2 способами: 1 – как отношение прибыли к себестоимости СМР; 2 – как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормированных оборотных средств. 1 показатель рентабельности характеризует самоокупаемость строительной организации. 2 показатель рентабельности позволяет определить эффективное использование средств производства в сравнении с др. организациями. Оба показатели рентабельности дают возможность оценить финансо-производственную деятельность с различных точек зрения.


6.8. Основные налоги в строительстве и способы их исчисления. Налогообложение - это метод распределения прибавочной ст-ти между хозяйствующими субъектами и государством. При помощи налогов изымаются финансовые средства предприятий и граждан и реализуются условия произ-ва и реализации товаров и услуг. Осн. эл-ми налоговой системы явл-ся налоговые ставки, налоговая сетка, налоговые базы, налоговые льготы, виды налогов.

Налоговая ставка - это доля дохода (прибыли, ст-ти имущества), подлежащая перечислению в бюджет в виде налогов (75-80%).

Налоговая база (объем налогообложения) - величина дохода, подлежащего налогообложению, фиксирующая суммы дохода.

Налоги выполняют следующие функции:

  1. Регулирующая функция - состоит в том, что государство стимулирует рыночную экономику, создавая ее с помощью изменения налоговых ставок.

  2. Стимулирующая - гос-во стимулирует ткхнический прогресс, увеличение рабочих мест, развитие производства.

  3. Распредилительная - выражается в аакумуляции гос-ва ден. средств, которые потом направляются на решение общегосударственных проблем, развитие непроизводственной сферы.

  4. Фискальная - состоит в формировании с помощью налогов доходов гос-ва, неох-х для его содержания.

Налоги, взымаемые в % непосредственно с доходов, прибыли, ст-ти имущества наз. прямыми, а взымаемые в виде надбавок к цене - косвенными.

Налоги подразделяются на федеральные (общегосударственные), региональные и местные.


6.9. и 6.10. Организационные формы строительсва, их достоинства и недостатки. ОАО и ЗАО. Предпринимательство - инициативная незапрещенная законом деятельность граждан, направленная на получение прибыли и осуществляемая от своего имени или от имени юр. лица.

В соответствии с гражд. Кодексом предпринимательская деятельность в стр-ве может иметь следующие организационно-правовые формы: индивидуальные или семейные предприятия; общества с ограниченной или неогр. отв-стью; АО; смешанные предприятия, а так же объединения предприятий и фирм.

ООО - объединение граждан, или гражданских и юр. лиц для совместной деят-ти; это союз собственников, а не работников. Его участники несут ответственность по обязательствам общества только в пределах своих вкладов.

Юр. лицом признается организация, кот-рая имеет в собственности или оперативном управлении имущество; отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущ-ные и личные неимущ-ные права.

Общества с неогранич. ответственностью на явл. юр. лицом и ипользуются как временное соглашение между предпринимателями для решения определенных задач. Участники общества сохраняют правовую самост-ть, а вкладом в общество признаются: деньги, имущество, услуги. Члены общества несут неограниченную, солидарную ответственность. Управление его деят-тью осуществляется по общему согласию всех участников.

АО - объединение граждан или юр. лиц для совместной хозяйственной деят-ти. Различают 2 типа АО: закрытое и открытое. В ЗАО условный капитал создается через распределение акций среди учредителей, причем ЗАО не в праве проводить открытую подписку на выпускаемые акции. ОАО - формирует условный капитал путем открытой продажи акций и обязаны ежегодно публиковать годовой отчет, бухг-й баланс, счет прибылей и убытков.

Смешанные предприятия представляют собой предприятия на основе смешанного капитала неск-ких предприятий или граждан, включая и инвестиции. Совместное предприятие явл-ся сам-ным юр. лицом, имеет свой баланс, расчетный счет. Участники несут ответственность по его обязательствам
6.11. Календарный план строительства. Назначение и элементы сетевого графика. К календарному строительству относится все документы по планированию, которых на основе объемов смр и принятых организационно-технологических решений определены последовательность и сроки осуществления строительства. Календарный план –основной документ в составе ПОС и ППР. На основе календарного плана определяется потребность в основных материально-технических ресурсов, сроки поставки оборудования, а также ведется контроль за ходом работ и координируется работа исполнителя.

КП разрабатывается в следующем порядке:

  1. составляют перечень работ

  2. определяют объем работ

  3. выбираются методы производства работ и использования машин

  4. рассчитывают нормальную машинную трудоемкость

  5. определяют состав бригад и звеньев

  6. выявляют технологическую последовательность выполнения работ

  7. устанавливают сменность работ.

Для разработки КП в составе ППР используются следующие исходные данные:

  1. КП в составе ПОС

  2. Организ. Документы.

  3. Нормативы продолжительности строительства

  4. Технологические карты на строительные, монтажные и специальные работы

  5. Рабочие чертежи и сметы

КП на объектах состоит из 2-х частей:

  1. Расчетная часть

  2. Графическая часть (линейная и сетевая)

На планирование строительства используется сетевые графики представляющие собой стрелочку. Диаграмму отображающию последовательность осуществления всех технологических операций и их взаимозависимость.

Сетевой график позволяет выбрать оптимальный вариант продолжительности выполнения работ, использовать резервы, оперативно вносить коррективы в ходе строительства. В основе построения сети лежат понятия: работа-производственный процесс, требующий затрат времени, материальных ресурсов, приводящих к достижению определенных результатов.

Работа на сетевом графике обозначается сплошной стрелкой. Под стрелкой - наименование работ; над – продолжительность в днях.

Ожидание – процесс требующий только затрат времени, не требующий никаких ресурсов. Обозначается пунктирной стрелкой.

События – факт окончания или нескольких работ, необходимый или достаточный для начала следующих работ. Изображается кружком с номером – кодом события внутри.

Путь – непрерывная последовательность работ в сетевом графике. Его длину определяют суммой продолжительности составляющих его работ.

Критическим называют полный путь, имеющий наибольшую длину (продолжительность) из всех полных путей. Его длину определяет срок выполнения работ по сетевому графику. Обозначается жирной линией.

Работы, лежащие на критическом пути, называют критическими.

Пути, продолжительность которых несколько меньше критического называют под критическим.


6.12. Строительные генеральные планы: содержание и технико-экономические показатели. Стройгеплан – план размещения а строительной площадке объектов и обслуживающих строительства машин, механизмов, временных зданий и сооружений, устройства дорог и подземных коммуникаций. Различают общеплощадочный и объектный строй генплан

Общеплощадочный – дает принципиальное решение по организации строительного хозяйства все площадки в целом, является частью проекта организации строительства, разрабатывается на стадии технического проекта.

Исходные материалы: КП строительства, материалы инженерных изысканий, расчеты потребностей во временных зданиях и сетях; решение и средства механизации работ, сметы.

При проектировании вначале привязывают монтажные механизмы, приобъектные склады и дороги.

Потом продумать дислокацию механизированных установок и разместить площадки укрупнительной сборки. Строй генплан состоит из графической части и Расчетно-пояснительной записки. Графическая часть включает генплан с нанесенными объектами временного хозяйства, экспликацию зданий и сооружений, условные обозначения и технико-экономические показатели. Записка содержит расчет потребностей по укрупненным показателям в механизированных установках и т. д. В качестве технико-экономических показателей могут служить: удельный вес стоимости временных зданий и сооружений в % к общей стоимости строительства, Коэффициент застройки. Коэффициент использования площади, трудоемкость работ.

Объектный строй генплан - проектируют отдельно на все строящиеся здания входящие в состав общеплощадочного строй генплана. Исходные материалы: общеплощадочный строй генплан, КП и технологические карты из ППР; уточнение потребностей в ресурсах; рабочие чертежи.

Расчетно-пояснительная записка содержит уточненные расчеты на основе натуральных объемов работ по рабочим чертежам и сметам, конкретные технические решения по выбору механизированных установок. На объектом строй генплане конкретизируются требования техники безопасности с показом ограждения опасных зон высоковольтных линий, показывают ограждения территорий, места хранения противопожарного инвентаря.

ТЭОценка строй генплана может быть произведена на основе системы ТЭП, принятых решений и сравнения с эталоном или другим вариантом. Основными направлениями экономических решений строй генплана явл. максимально возможное ограничение объемов временного строительства. Применение типовых сборно-разборных временных сооружений, передвижных зданий и установок, рациональное расположение всего строительного хозяйства, включая подъемно-транспорное оборудование.


6.13. Методы управления строительной организацией. Под методами управления производством понимаются способы воздействия на отдельных работников и коллектив в целом для решения поставленных задач. По характеру воздействия на кадры работников различают: 1административные (основаны на использовании административной власти на воздействие подчиненых. Сюда относятся: приказы, распоряжения, устные указания, правила и инструкции, имеющие форму метод указаний и должностных инструкций.); 2 Экономические (основаны на материальной заинтересованности, мотивациях и на материал. санкциях. Системы экономических методов используют все рычаги хоз механизма: з/п, премии, прибыль, цену, кредит) 3 Соц - псих методы (опираются на искуство убеждения, понимание психологии людей. Среди совр. требований к руководителю особое знач приобретает умение работать с людьми. На практике чаще всего назначают тех руководителей которым удаётся легче стргоить хорошие отношения с подчиненными, при управл. коллективом надо учит. разл. типы темпераментов: халерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Работая с людьми руководитель должен научится понимать механизм формирования их поступков, мотивы поведения. Порученная работа или круг обязанностей должны в наибольшей степени соответв. индивидуальным способностям работника. Чтобы заинтерисовать подчиненных руководитель должен знать осбенности их труда)

Правильная организация стимулирования, мотиваций, добросовесного отношин. к труду предполагает применение след. принципов: индивидуальный подход к работникам, необходимость постоянно держать каждого работника в поле зрения, обоснованное сочитание материальных и моральных мер воздействия, обоснованный выбор наиболее действенных для данного человека и данных обстоятельств мер стимулирования, соотношение мер поощрения или наказания.

в пределах своих вкладов.


6.14. Маркетинг и его осн. задачи. Маркетинг – осуществляемые средними и крупными кампаниями системы предприятий постоянно меняющихся условий рынка, и активному воздействию на потребительский спрос, с целью выбора наиболее эффективного пути сбыта товаров или услуг.

Современый маркетинг выполняет следующие функциональные задачи:

  1. изучение рынка: потребителей и желание покупателя, выявление платежноспособности потребителя, оценка конкурентоспособности своих товаров, изучение потребностей и желания покупателей;

  2. разработка предложений для наиболее полного удовлетворения существующего спроса.

  3. Обоснование товарного ассортимента и разработка товаров в соответствии с потребность рынка;

  4. Определение конкретной способности цены, отражающей характер товара, спрос на него цены конкурентов.

  5. Разработка мероприятий по совершенствованию управления и организации производства;

  6. Выбор путей и методов сбыта продукции.

Для управления маркетингом обычно создается спец. подразделение

которое возглавляет управляющий по маркетингу.

Планирование маркетинга осуществляется в следующем порядке:

  1. определяются цели, которые должны быть достигнуты;

  2. собирают подробную информацию о рынке по имеющимся источникам;

  3. определяются условия и выявляют препятствия допуска товаров на рынок (конкуренция)

  4. на основе прогнозной информации и условий допуска товара на рынок разрабатывают варианты стратегий.

  5. Выбирают вариант стратегий, наиболее соответствующих намеченным целям и утверждают его

  6. Определяют планы действий по всем составляющим маркетингам

  7. Составляют планы действия по времени, определяют механизм координации планов действий

  8. Выбирают окончательный план маркетинга, определяют средства необходимые для выполнения плана, утверждают план

Практика показывает, что вся деятельность в сфере маркетинга осуществляется в рамках какой нибудь единой концепции. Существуют 4 подхода:

  1. концепция совершенствования производства, (потребители будут хорошо покупать товары, которые широко распространены и доступны по цене)

  2. концепция совершенствования товара (покупают товар отличающийся наивысшими качествами, безопасностью и удобством эксплуатации)

  3. концепция интенсификации коммерческих усилий (потребители не будут покупать товары в достаточных количествах, если предприятия не предпримут значительных усилий в сфере сбыта)

  4. концепция маркетинга (фирма с помощью исследования должна выявить потребности или запросы рынка)


6.1. Капитальные вложения и их состав
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации