Совершенствование фонематических процессов речи у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр Никулина Ольга Анатольевна Учитель-логопед мбдоу д - файл

приобрести
скачать (79.2 kb.)


Совершенствование фонематических процессов речи у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр
Никулина Ольга Анатольевна

Учитель-логопед МБДОУ детский сад №5 г.Уссурийска

В статье приведено описание дидактических игр по развитию фонематических процессов речи ребенка дошкольного возраста. Рассмотрены возможности применения данных игр с использованием авторских дидактических пособий, разработанных на основе развивающей технологии В.В.Воскобовича.

Ключевые слова: фонематический слух, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, игра.
Большая часть дошкольников к моменту поступления в школу полностью овладевают правилами звукопроизношения, имеют довольно активный словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Развитый фонематический слух является базовой предпосылкой овладения письмом.

Целью данной работы является создание и обеспечение необходимых условий для развития фонематического слуха и восприятия у дошкольников; определение методов и приемов по развитию фонематических процессов речи.

В процессе коррекционной работы по развитию фонематического восприятия поэтапно решались следующие задачи:

-определение первого и последнего звука в слове;

-умение определить линейную последовательность фонем;

-умение определять позицию звука в слове по отношению к началу и концу слова;

-умение определять количество фонем в слове;

-формирование правильного произношения;

-развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение, мышление).

Под фонематическим слухом – основным компонентом восприятия речи – понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность [1].

Фонетико-фонематический слух и слуховое восприятие дошкольника – это узловое образование целого комплекса развития речи. Слуховое восприятие, развиваемое у детей на занятиях, помогает им легче усваивать программный материал: формируется внимание к речи окружающих, а значит, и умение выполнять речевые инструкции взрослых с большей точностью. На момент поступления в школу ребенку не обязательно владеть навыком чтения, но умение слышать, выделять речевые звуки, дифференцировать звуки на слух должно быть сформировано на высоком уровне. Чем лучше ребенок будет владеть звуковым анализом и синтезом, тем выше будет сформирован навык чтения и письма в дальнейшем. Первым необходимым условием письма является анализ звукового состава слова, подлежащего записи, т.е. определение последовательности звуков в слове и превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые фонемы. И только затем осуществляется перевод фонем в графемы [3, С.11]

Подводя итог анализа взаимосвязи механизмов устной и письменной речи, можно с уверенностью сказать, что проблема развития у детей дошкольного возраста фонематических процессов речи является одной из важнейших.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического слуха не только с фонетической, но и лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложениях и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. При усвоении грамматического строя родного языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую сторону морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки. Культура фонематического слуха в этом процессе занимает одно из ведущих мест.

От понимания особенностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к осознанию речи в широком смысле слова – как осознание явлений языка и речи детьми дошкольного возраста, как условие формирования произвольности речи. Любая задержка в речевом развитии, как и любое нарушение в ходе развития речи ребенка, отрицательно влияет на все стороны речи развития дошкольника, на развитие его деятельности, на поведение, волю и эмоции, на формирование личности в целом.

В своей педагогической деятельности мы наблюдаем, как трудно детям, имеющим речевые нарушения. Они замкнуты, не уверены в себе, раздражительны, обидчивы, в следствии чего у них возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Это отрицательно сказывается на коммуникативной функции речи. Дети не могут в полной мере выразить свои желания и мысли, объяснить, спросить, наладить контакт с людьми. Кроме того, дефекты речи оказывают тормозящее действие на развитие мышления и другие высшие психические функции.

Работая в профессии с 1997 года, мы наблюдаем увеличение количества детей с нарушениями речи. А также сам речевой дефект становится все более тяжелым, сложным с коррекционной работе. Такая ситуация постоянно стимулирует нас к совершенствованию своего мастерства, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Необходимо идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционный методы в работе с детьми.

При этом следует помнить, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни. Сделать игру ведущей деятельностью на наших занятиях помогла система игр и упражнений, основанная на современной технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича. [2, С.4]

Многие учреждения апробировали методику В. Воскобовича на практике. Дети, с которыми систематически играли в развивающие игры, умели быстро анализировать и сравнивать информацию. Дети так же легко ориентировались на плоскости, легко считали, имели навыки чтения. Кроме этого ребята умели долго концентрировать внимание на выполнение поставленных задач, всегда доводили дело до логического конца и обладали высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания. Все задания ребята выполняли с большим желанием.

Из всех игровых пособий наиболее универсальным для коррекционной работы, на наш взгляд, является комплекс «Коврограф Ларчик» и комплект «Мини Ларчик». Здесь следует отметить, что при любых задержках речевого развития эффективными оказываются стимулирующие методы – детям нравится почти все, что можно делать руками: шнуровать, вставлять, прицеплять. Весь демонстрационный материал оснащен контактной лентой, сила сцепления которой с коврографом достаточно большая, что позволяет прочно прикреплять материал. И ребенку, играя, необходимо приложить некоторые усилия, снимая с коврографа те или иные элементы, (например, такие как «Разноцветные веревочки», «Разноцветные липучки» и др.). Это, несомненно, благотворно сказывается на развитии мелкой моторики.

На базе нашего образовательного учреждения мы стали развивать систему авторских игр, которые решают задачи по коррекции нарушений речи и подготовке детей к обучению грамоте. Изготовили авторские пособия схемы слов, символы звуков, буквы мы выполнили из фетра. Все это крепится к коврографу при помощи липучек. Картинки прикрепляем с помощью декоративных прищепок. Соединяем картинки, схемы, буквы между собой при помощи разноцветных липучек-веревочек. Эти игры мы начинаем использовать на занятиях по развитию речи в среднем и старшем дошкольном возрасте, опираясь на символы звуков [4]. А в подготовительной к школе группе ребенок легко переходит к буквам.

Всю систему работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на 6 этапов [6, С.43]:

1 этап — узнавание неречевых звуков.

2 этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетании слов и фраз.

3 этап — различение слов, близких по звуковому составу.

4 этап — дифференциация слогов.

5 этап — дифференциация фонем.

6 этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.

Остановимся подробнее на играх, которые осуществляют развитие фонематического восприятия у детей на некоторых этапах.




Совершенствование фонематических процессов речи у детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации