При использовании механизмов всегда совершается работа, превышающая работу, которая необходима для достижения поставленной цели, поэтому различают полную (или затраченную) работу — Aз и полезную работу — Aп.
Рассмотрим подъем груза массой m на высоту h.
Полезная работа заключается в подъеме груза на высоту, а для этого необходимо преодолеть силу тяжести. Если движение равномерное, то полезная работа равна:
Aп=F⋅s=mg⋅h.
Если груз оказывается достаточно тяжелым, и не предоставляется возможным поднять его вручную, можно использовать механизмы, например блок или наклонную плоскость. В этом случае, кроме действующей на груз силы тяжести, придется преодолеть еще и другие силы. например, при движении по наклонной плоскости — силу трения между грузом и плоскостью
Выигрывая в силе, всегда проигрывают в пути, что также влияет на работу.
Всё это приводит к тому, что совершённая с помощью механизма затрачиваемая (полная) работа всегда несколько больше полезной работы:
Aз>Aп или Aп/Aз<1. Отношение полезной работы к полной работе называется коэффициентом полезного действия механизма (КПД):
КПД=Aп/Aз;
КПД может выражаться и в долевом отношении и в процентах: η=0,35=35%.
При разработке двигателей и механизмов инженеры нацелены уменьшить затраты энергии и повысить коэффициент полезного действия. В процессе научно-технического развития коэффициент полезного действия изменялся. Современные технологии позволяют достичь высокого КПД. Это необходимо для сохранения природы.
КПД парового двигателя — 1-8%;
КПД бензинового двигателя — 20-25%;
КПД электрического двигателя — 90-95%.
«Золотое правило» механики выполняется и в этом случае. Часть полной работы-20% её –расходуется на преодоление трения в оси рычага и сопротивления воздуха, а также на движение самого рычага.