Предмет: закономерность развития психики различных групп аномальных детей.
Объект: дети и подростки с отклонениями.
Задачи:
2)Изучение формирования личности аномальных детей.
3)Разработка диагностических методик и способов коррекции.
4)Разработка методов обучения педагогического воздействия на психического развитие аномальных детей.
Виды:
2)Функциональные нормы оценивают состояния человека с точки зрения их последствий (вредно или не вредно) либо возможности достижения определенной цели (способствует или не способствует это состояние реализации связанных с целью задач).
3)Индивидуальная норма есть идеальное с точки зрения индивида, а не доминирующей социальной группы или ближайшего окружения состояние, учитывающее работоспособность и возможности самореализации конкретного человека.
4)Нормативная. Предварительно установленная идеальный образец.
Показатели отклонения от нормы: 1.социальная адаптация, дезадаптация; 2.адекватность, неадекватность поведения; 3.невозможность оказывать воспитательное или обучающее воздействие; 4.деградация, замедленное развитие психики. Любое отклонение от установленной нормы может характеризоваться как патология.
Категории аномальных детей:
1)дети с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, слабовидящие)
2) - слуха (глухие, оглохшие и слабослышащие)
3) - интеллекта (дети с УО и ЗПР)
4) – речи
5) – опорно-двигательного аппарата
6) дети с эмоциональными и нарушениями поведения (психопатиями, п.р.л)
7) – с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, РДА, СДВГ)
8) – реактивными состояниями (состояния после пережитого стресса, сильной тревоги)
9) – сложными дефектами (слепоглухонемые и т.д.)
Классификация аномальных детей Усановой:
– первичные – нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни, ведущие к нарушение психических функций;
– вторичные – нарушения, возникающие опосредованно в процессе социального развития, связанные с недоразвитием ВПФ. Вторичный дефект является основным объектом в психологическом изучении. Именно вторичные и третичные наслоения на дефект определяют своеобразие поведения ребенка.
Сложный – сочетание двух и более первичных дефектов.
2. Задержанное развитие — замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры гол-го мозга или длительных и тяжелых соматических заболеваний.
3. Поврежденное псих-ое развитие, представленное органической деменцией — нарушением псих-кого развития в конце раннего возраста или уже после трех лет вследствие массивных травм мозга, нейроинфекций, наследственных дегенеративных заболеваний. Во многих случаях органическая деменция имеет прогрессирующий характер.
4. Дефицитарное психическое развитие. Наиболее ярко его представляют нарушения психического развития при недостаточности анализаторных систем — зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
5. Искаженное псих-ое развитие — разные варианты сложных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного развития. Причинами искаженного развития являются некоторые процессуальные наследственные заболевания, например шизофрения, врожденная недостаточность обменных процессов. Ранний детский аутизм — наиболее яркий пример этого типа нарушенного психического развития.
6. Дисгармоническое псих-ое развитие, связанное с нарушением формирования эмоционально-волевой сферы. К нему относятся психопатии и случаи патологического развития личности вследствие крайне неблагоприятных условий воспитания.
1. Пренатальная патология. Патогенные агенты действуют на плод во внутриутробный период. К ним относят: 1)физические и психические травмы; 2)интоксикация (курение, алкоголь, наркотики); 3)неправильное питание, голодание, дистрофия; 4)радиация; 5)инфекционные болезни; 6)резус-несовместимость; 7)наследственные заболевания.
2. Натальные нарушения: 1) природовые механические повреждения, 2) асфиксия, 3)клиническая смерть.
3. Постнатальные: 1)инфекционные заболевания, 2) различного рода травмы (черепно-мозговые травмы), 4) интокцикация.
Нарушение в развитии может возникнуть под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода, новорожденного или ребенка в раннем возрасте. Часто имеет место сочетание этих вредоносных факторов. Существует прямая связь между временем воздействия патогенных агентов на развивающийся плод и негативными последствиями. Чем раньше во внутриутробном развитии повреждается эмбрион, тем более тяжелыми оказываются последствия.
1)степень и качество первичного дефекта
2)срок возникновения первичного дефекта
3)наличие и ранний срок применения воспитательных обучающих воздействий.
Закономерности:
1)закономерное развитие имеет поэтапный, последовательный характер, т.е. определенная последовательность стадий развития психики, последовательность развития психических процессов,
2)каждый этап завершается формированием новых, более совершенных качеств, которые необходимы для скачка в развитии
3)психические свойства развиваются на основе чередования эволюционного и революционного формирования новых качеств.
8. Компенсация: понятие, механизмы, факторы ее эффективности.