Найминова 3. Методика преподавания. Спортивные игры - файл n1.doc
приобрестиНайминова 3. Методика преподавания. Спортивные игрыскачать (1791 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Э. Найминова ФИЗКУЛЬТУРА
Методика преподавания Спортивные игры

ББК 75.59
Автор-составитель: Найминова 3.
С 73 Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001 — 256 С.
Дорогой читатель!
Книга, которую вы держите в руках, должно быть, уже заинтересовала вас, ведь она написана об играх — неотъемлемой части жизни любого ребенка, а также и взрослого человека.
В этой книге собраны игры для детей разных возрастов, начиная со школьного. Продуманное построение книги (от простого к сложному) окажется полезным при поиске необходимых именно вам игр.
Разделы, посвященные плаванию, помогут научить ребенка держаться на воде и плавать разными стилями, а также развлекаться играми на воде. Игры на асфальте, в которые так любят играть все мальчики и девочки во время отдыха, также включены в книгу. Комплексы физических упражнений с рекомендованными музыкальными сопровождениями заинтересуют учителей физкультуры, помогут им в работе на уроках. Раздел «Русские игры» включает в себя самые известные русские игры, в том числе «Городки». И, наконец, в приложениях даны экзаменационные требования по физкультуре для учащихся старших классов.
Книга рассчитана на детей школьного возраста, учителей физкультуры. Она также будет интересна для всех, кто хочет знать, что такое игра.
ISBN 5-222-01803-2 ББК 75.59
© Найминова Э., 2001
© Оформление: изд-во «Феникс», 2001
Введение
С давних пор игра составляет одну из основных сфер жизни человека. Она дает ребенку возможность познавать мир, воспитывает, делает процесс обучения более интересным. Педагоги всех времен уверены, что игра — самый увлекательный способ обучения, формирования детской души, развития физических сил и возможностей.
В настоящем сборнике предполагается показать, что игровой метод комплексно воспитывает такие физические качества, как быстрота, ловкость, выносливость, сила, гибкость. Вместе с тем известно, что игра наряду с перечисленными способностями развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходится выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее, по его усмотрению, целесообразную.
Пособие состоит из пяти глав. В первой главе представлены подвижные игры, специфичные для различных возрастных групп школьников, они создают представление, какие именно действия дети того или иного возраста лучше всего усваивают. Несложные в исполнении, они обладают известной пользой и составляют значимую часть урока физкультуры. Во второй главе представлены игры, где используются элементы и действия, развивающие мышцы, необходимые для занятий конкретными видами спорта. Дети получают навыки гимнастики, легкой атлетики, борьбы и т. д. Третья глава посвящена подвижным играм, уместным на школьных спортивных праздниках. Данные игры чрезвычайно привлекательны для детей, так любящих соревнования, они развивают смекалку и стремление к победе. В главу также включены комплексы упражнений. В четвертой главе уделено внимание подвижным играм с доступными спортивными снарядами и любимым детским

играм на асфальте. Не забыты и зимние подвижные игры — санки и лыжи не будут пылиться в кладовках. В приложении с удовольствием предлагаем вам некоторые старинные русские игры, в первую очередь «Городки» — игру многоуровневого характера, очень популярную в советский период и незаслуженно забытую в дальнейшем.
Сборник рассчитан как на преподавателей физкультуры, так и на широкий круг читателей.
ГЛАВА 1 Подвижные игры на уроках физкультуры в 1-3-м классах занимают основное место. Дети 7-9 лет уже хорошо владеют всеми естественными движениями, необходимыми в играх (бег, прыжки, ходьба). Мускулатура детей в возрасте 7-9 лет еще плохо развита, они быстро утомляются, поэтому физические упражнения должны быть строго ограничены, и по возможности иметь игровую форму. Дети 7-9 лет очень подвижны, но быстро теряют интерес, если упражнение или игра требуют сосредоточенности или представляют для них сложность. Общая длительность игры должна быть небольшой. Поэтому используются игры с небольшим количеством правил. Правила лучше всего усваиваются, если они объясняются в форме сказки или речитатива, считалки. В этом отношении хороши игры, в которых дети хором проговаривают считалку. Они приучают детей к согласованным действиям, единому ритму выполнения движений, воспитывают чувство командности. Основной интерес у детей этого возраста вызывают игры, где они могут проявить быстроту и ловкость, координацию и меткость. Также будут интересны детям этого возраста народные игры.
У детей зрительный рецептор развит слабо, внимание рассеяно. Поэтому для проведения большинства игр в 1-3-м классах необходим красочный инвентарь, легкий и удобный по объему. Для бросков лучше использовать волейбольный мяч, а мячи весом в 1 кг нужны для передавания. Также нужны разноцветные флажки, маленькие мячи (с расчетом каждому ребенку по мячу), несколько боль-




6
7




ших легких мячей, обручи металлические и пластмассовые, скакалки длинные и короткие, мешочки с песком, несколько повязок на глаза, а также всевозможные поощрительные призы, которые преподаватель сможет сделать сам (карточки с рисунками зверюшек и т. п.). Необходим и музыкальный инвентарь: бубны, свистки, колокольчики или просто небольшие жестяные банки с песком. Этот инвентарь, как говорилось ранее, развивает чувство ритма у детей, а также придает играм более веселый и занимательный характер. Дети-1-3 классов весьма активны. Все хотят быть водящими, забывая о своих возможностях, поэтому преподаватель должен назначать их сам, учитывая способности ребят или выбирать водящих путем расчета, считалки. Водящим может стать также победитель прошлой игры. Водящий должен часто меняться, чтобы потребность в активности была удовлетворена у каждого ребенка. Нельзя, учитывая большую ранимосхь детей, выводить их из игры за ошибки, ведь это происходит по неопытности или из-за недостаточного физического развития. Физическую нагрузку нужно строго регулировать длительностью игры. Она должна быть небольшой, а игры с бегом и прыжками следует прерывать короткими перерывами. Результаты игры не следует отдалять. Игры нужно подбирать с учетом общей задачи урока. Для развития быстроты и ловкости проводятся игры-перебежки, в которых дети после активных движений смогут передохнуть. Эти игры проводятся в центральной части урока. Игры с ходьбой и легкой гимнастикой, требующие организованности, лучше проводить в начале и в конце урока. Методически правильно построенный урок состоит из подготовительной и заключительной частей.
Еще Платон говорил о том, что дети до 10 лет должны развиваться в основном физически, и тогда, по мнению мыслителя, в дальнейшем им не понадобятся доктора. Под-
вижная игра развивает ребенка, но, в отличие от физических упражнений, не надоедает ему благодаря своему занимательному характеру. Вот несколько примеров подвижных игр для уроков физкультуры в 1-3-м классах.
Быстрые шеренги
Дети строятся в две плотные шеренги, лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки и берут за руки стоящих напротив. По команде преподавателя «Старт!» разбегаются в разные стороны. По команде «Стройся!» бегом возвращаются в исходное положение. Выигрывает та шеренга, которая построится раньше другой.
Салки
По расчету выбирается водящий — «салка». По сигналу преподавателя (свисток) дети разбегаются в пределах установленных границ, а «салка» пытается догнать играющих. Тот, до кого дотронется водящий, начинает водить, то есть ловить, а «салка» убегает с остальными. Эту игру можно разнообразить, если начертить на асфальте круг — «дом», где играющие ненадолго могут спрятаться от «салки». Можно также спастись от «салки», оторвавшись от земли, если на площадке есть спортивные снаряды, можно лечь на землю, подняв ноги вверх. Убегающие могут выручать друг друга, перебегая дорогу между «салкой» и тем, кто убегает. Как только кто-нибудь пересечет дорогу, «салка» переключается на игрока, перебежавшего ее. В этой игре можно также использовать прыжки. Все участники, включая «салку», прыгают на одной ноге.
Пустое место
Участники образуют круг и заводят обе руки за спину. Водящий остается за кругом, обходит его и касается кого-нибудь рукой, затем бежит в любую сторону за кругом,
8
9





а вызванный — в обратную. Их задача — первым занять пустующее место. Оставшийся без места становится водящим.
Рыбы и рыбаки
Выбирается площадка длиной около 30 м и шириной около 15 м. Это «река». В центре и по сторонам площадки рисуются «омуты» — круги диаметром около 1,5 м. Затем определяются два «рыбака». Держась за руки, они ловят «рыб», замыкая вокруг них свои руки. Пойманная «рыба» присоединяется к двум «рыбакам», и они продолжают «ловлю». Остальные участники игры могут прятаться в «омуты», но с условием, что в «омуте» может находиться только одна «рыба». Задача состоит в том, чтобы переловить всех «рыб», кроме спасшихся в"«ому-тах».
Правила. Если у «рыбаков» во время ловли руки расцепляются, «рыбы» могут ускользнуть; также можно уворачиваться из-под «невода» (сцепленных рук), но не применяя силу. Естественно, за пределы «реки» — площадки выбегать нельзя.
Коты и мыши
На противоположных сторонах площадки чертятся линии на расстоянии 10-20 м, за ними «норки». Два водящих становятся в центр площадки — они «коты». Остальные участники находятся за одной из линий. Это «мыши». «Коты» начинают игру со слов:
- Мыши, мыши, мы вас видим,
Мыши, мыши выходите.
А мыши им отвечают:
- Не боимся мы котов,
Не боимся их зубов.
После этого все мыши выбегают из «норок» и стараются пробежать площадку и попасть в противоположную
«норку» так, чтобы их не задели «коты». Когда все игроки, исключая тех, кого поймали, уже перебежали, «коты» повторяют свои слова, а «мыши» им отвечают, как и в первый раз, и бегут из норки в противоположную. Но теперь их задача — на бегу дотронуться до «потерпевших» «мышей» и этим освободить их. Цель «мышей» — остаться «целыми и невредимыми». Цель «котов» — поймать побольше «мышей». Водящих меняют 3-4 раза. Отмечаются лучшие водящие и те, кто ни разу не попался «котам».
Правила: 1. Нельзя во время бега возвращаться в покинутую норку. 2. Пойманный остается на месте и замирает, пока его не освободят.
Охотник, лис и куры
На площадке ставятся четыре гимнастические скамейки так, чтобы они образовали квадрат. Это «насест». Выбираются два водящих — один «лис» и один «охотник». Все остальные участники — «куры». Они располагаются вокруг «насеста», а водящие — по разным углам площадки. По сигналу преподавателя все «куры» соскакивают со скамеек и разгуливают вокруг. «Лис» в этот момент подбирается к ним. Внезапно преподаватель дает короткий сигнал свистком. «Куры» должны быстро взобраться на насесты, а «лис» пытается в этот момент схватить одного из участников. Если ему это удается, он тащит его в «нору», а «охотник» ловит его, и тогда «лис» выпускает «курицу» и бежит в нору. Если «лис» пойман, то выбирается новый «лис». Выигрывают ни разу не пойманные игроки.
Бегущие числа
Играют 2 команды, игроки каждой рассчитываются по номерам, так что и в одной и в другой команде есть одинаковые номера. Все становятся в общий круг, в центре кладется мяч, флажок и т. п. Ведущий называет любой



® ю ©
номер, участники под этими номерами обегают круг снаружи и, достигнув места, где стояли раньше, бегут к мячу (в одну строну), чтобы, опередив соперника, завладеть им. Тот кто первым это сделает, приносит своей команде выигрышное очко. Играют 3-5 минут. Выигрывает команда с наибольшим количеством очков.
Гусеницы
Две команды, не более чем по 10 человек, становятся друг напротив друга и берутся за пояс. По сигналу первый игрок одной команды пытается задеть последнего игрока другой команды. А тот, в свою очередь, пытается проделать то же самое. Так две «команды-гусеницы» пытаются задеть друг друга за «хвост» при условии, что игроки команды не расцепляются. За каждое правильное касание начисляется выигрышное очко. Игра длится 3-5 минут. После чего определяется команда-победитель с наибольшим количеством очков.
День-ночь
В игре участвуют две команды. Они становятся на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии примерно двух шагов. Одна команда — «день», другая — «ночь», по разным сторонам площадки у каждой команды свой «дом». По неожиданной команде (для большей неожиданности можно предложить игрокам выполнить пару нехитрых упражнений) «День!» или «Ночь!» игроки названной команды бегут в «дом», а игроки неназванной пытаются их догнать и запятнать. Игра проводится несколько раз, после чего подсчитывается число запятнанных игроков и подводится итог.
Метко в цель Подготовка. В центре площадки проводится черта, вдоль которой ставят 10 булав. Игроки делятся на 2 ко-
© 11 ®
манды и выстраиваются шеренгами одна сзади другой лицом к центру площадки. Игроки первой шеренги получают по мячу. Перед шеренгой чертится линия старта.
Игра. По сигналу руководителя играющие первой шеренги бросают мячи в булавы. Сбитые булавы подсчи-тываются и ставятся на место. Ребята первой шеренги бегут и подбирают мячи, передавая их участникам другой шеренги, а сами становятся позади, вновь образуя шеренгу. Игра проводится 2-3 раза. Выигрывает команда, сбившая наибольшее количество булав. За стартовую черту заходить нельзя, броски производятся по сигналу преподавателя.
ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРИМЕРЫ
ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Если в младших классах подвижные игры могут занимать основную часть урока физкультуры, то в 4—6-м классах игры проводятся главным образом в основной и заключительной частях урока. В 4-6-м классах используются многие игры, пройденные раньше, но в них включаются новые движения, вводятся усложненные препятствия, удлиняется время игры.
Дети этого возраста уже имеют опыт игры в коллективе. В этот период появляется значительно больше командных игр. Рекомендуются игры с быстрыми движениями, прыжками, лазанием. В связи с ростом физических возможностей можно использовать игры с кратковременными силовыми напряжениями. Для развития быстроты и ловкости используются игры, в которых дети' все время находятся в движении. Эти игры развивают также выносливость. Проводить подобные игры рекомендуется не
*
1 I



® 12 ®
дольше 10-15 минут. Делить на команды лучше по 8-10 человек — не больше, так как дети в этом возрасте очень эмоциональны. Важно, что детей в этом возрасте интересует не столько результат, сколько само действие, процесс игры. Поэтому преподаватель должен вводить в игры движения, сходные с движениями в гимнастике, в баскетболе и т. п. Многократные повторения этих движений помогут развить способности и навыки спортивных игр. Важно также развивать в этом возрасте чувство командное™, а введение в игру неформальных элементов поможет воспитать смекалку и находчивость.
Подвижные игры важно проводить в сочетании с элементами легкой атлетики и других видов спорта. В этом случае они (игры) должны состоять из разнохарактерных движений, способствующих решению задач преподавателя. Можно разделить урок на две части. В первой разучивать элементы спортивных Игр, во второй закреплять их соответствующими играми. Итак, в задачу преподавателя физкультуры 4-6 классов входит: закрепление и совершенствование в форме игры гимнастических, легкоатлетических движений, развитие ловкости, выносливости, быстроты, а также воспитание творческой активности и командности, умения быстро и правильно ориентироваться в пространстве и времени.
Передача мяча
Игроки делятся на две команды, и шеренги выстраиваются параллельно друг другу. На расстоянии вытянутой руки выстраиваются игроки в колоннах. У стоящих первыми в руках по мячу.
По сигналу преподавателя впередистоящий передает мяч сзадистоящему, и так до конца шеренги. Последний игрок, получив мяч, обегает колонну с правой стороны и становится первым. Игра продолжается до тех пор, пока
© 13 ®
игрок, начавший игру, не вернется на свое исходное место. По его команде «Стой!» игра заканчивается. Побеждает команда, первой завершившая игру. Если игрок уронит мяч, он должен поднять его и продолжить игру.
Бой в круге
В игре участвуют две команды. На площадке чертится круг диаметром 3-4 м. Капитаны команд посылают своих игроков в круг, где те, став на одну ногу, пытаются плечом вытолкнуть друг друга из круга или толчками заставляют противника стать на обе ноги. Победитель выигрывает очко для своей команды. Игра длится до тех пор, пока все участники не побывают в круге. Капитаны борются между собой. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Во время «боя» руки участников должны быть за спиной. Эту игру можно разнообразить. Например, начертить три круга: первый — диаметром 3 м, второй — 2 м, третий — 1 м. Четыре игрока, близких по физическому развитию, становятся в первый круг и «бьются» на одной ноге с заведенными за спину руками, используя в борьбе плечи. Победитель остается в круге, а трое выбывших переходят во второй круг, где после боя опять остается один победитель, а двое оставшихся игроков переходят в следующий круг. После третьего боя игра заканчивается. Победитель в большом круге получает 4 очка, во втором круге — 3 очка, в третьем круге — 2 очка, а выбывший из третьего — 1 очко. Затем идет бороться следующая четверка.
Часовой и разведчик
Играющие делятся на две команды и располагаются по разным сторонам площадки, а в середине ее чертится круг. В него кладут мяч. Из каждой команды на середину площадки выходят по одному игроку. Это «часовой» и

15
@ 14 ® «разведчик». Задача «разведчика» — схватить мяч и унести его к себе в команду. Задача «часового» — не позволить это сделать. При этом «разведчик» делает разные движения, стараясь отвлечь «часового», а тот должен повторять эти движения и при этом следить за мячом. Если мяч удалось схватить «разведчику», «часовой» должен постараться запятнать его. Если ему это удается, «разведчик» отправляется в плен в шеренгу к «часовым». В противном случае «часовой» попадает в плен к противнику. Игра продолжается до тех пор, пока не сыграют все участники. Команда-победитель — та, у которой больше пленных. Затем команды меняются ролями.
Удочка Игроки образуют круг, в центре которого становится водящий. У него в руках веревочка для прыжков — скакалка, на конце которой привязан мешочек с песком или горохом. Водящий вращает веревочку так, чтобы мешочек скользил по полу под ногами подпрыгивающих игроков. Участники подпрыгивают в тот момент, когда мешочек оказывается около их ног. Задевший мешочек становится в середину круга и водит дальше, а бывший водящий переходит к остальным участникам игры. Выигрывает тот, кто ни разу не зацепил веревку с мешочком.
Веселые прыжки Игроки делятся на две команды и образуют колонны по два. Обе команды становятся параллельно друг другу на расстоянии двух метров. Все пары играющих держат в руках скакалки, растянув их на расстоянии 50 см от пола. Первая пара по сигналу руководителя бросает скакалку на пол и бежит в конец колонны (как показано на рис. 1). Затем они должны перепрыгнуть через все скакалки и стать в исходное положение, подняв скакалку на
50 см от пола. То же самое проделывают остальные участники с учетом того, что исполнившие действия должны стать впереди колонны. Так колонна постепенно продвигается вперед, пока первыми в ней не станут те, кто был во главе шеренги перед началом игры. Аналогичные действия совершает другая шеренга. Побеждает та команда, которая без ошибок первой закончит игру (рис. 1).
Борьба за огонь Игроки становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками на полу чертится круг, в центре которого ставятся три палки, связанные сверху. Полученный «треножник» обводят чертой. В центре круга становится водящий, задача которого — защищать «треножник». По сигналу преподавателя игроки стараются сбить «треножник» мячом. Водящий защищает «треножник», отбивая мяч руками и ногами. Игрок, которому удалось
16
17

сбить «треножник», становится водящим, — его защитником. Играют установленное время. В заключение игры отмечают лучших защитников. Играющим нельзя заходить за черту круга. Если защитник сам свалит «треножник», его нужно поднять и продолжить игру. Эта одна из игр, развивающих меткость и быстроту реакции.
ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ БАСКЕТБОЛА
Пятнашки
Игроки становятся в круг на расстоянии вытянутых рук (рис. 2). Перед их носками чертится линия. В центре круга 2-4 водящих. Если играют не более 10 человек, то выбирают одного водящего. Стоящие по кругу получают мяч. Игроки перекидывают мяч по воздуху и перекатывают его по земле так, чтобы водящие не смогли до него дотронуться. Задача водящих — схватить мяч или запятнать его. Если кому-либо из них это удается, то на его место идет игрок, при броске которого мяч был запятнан. А водящий становится на его место. Играют установленное время.

Охотники и утки
Играют две команды: «охотники» и «утки». Посередине зала чертятся две линии на расстоянии 8-10 м одна от другой. «Охотники» выстраиваются за начерченными линиями, разделившись пополам. «Утки» произвольно распределяются в прямоугольнике (рис. 3).
По сигналу преподавателя «охотники» перебрасывают мяч в разных направлениях, неожиданно бросая его в «уток». «Утки», бегая и прыгая, увертываются от мяча.

Задача «охотников» — «подстрелить» всех «уток». Задача «уток» — избежать этого. Игра заканчивается, когда все «утки» будут «подстрелены». Играющие меняются ролями, и игра продолжается. За время игры отмечаются игроки, «подстрелившие» больше «уток».
Бросая мяч, «охотники» не должны переступать за линию. Если в «утку» попал мяч, отскочивший от пола, «подстреленной» она не считается. Если «утка», увертываясь от мяча, выбежала за линию, она считается «подстреленной».
© 1В © Залетный мяч В середине площадки размером 6-10 м проводится линия. По противоположным сторонам, параллельно средней линии, чертятся линии плена на расстоянии 1-1,5 м от стены, образуя «коридор плена». От средней линии «коридор плена» находится на расстоянии 6-10 м. Команды выбирают капитанов, и игра начинается.
Преподаватель подбрасывает мяч на средней линии между капитанами. Каждый из них старается отбить мяч в сторону своих игроков. Получив мяч, игрок стремится попасть им в противника, не заходя за среднюю линию. Тот, в свою очередь, старается увернуться. Но если он запятнан, он переходит за линию плена противника и находится там до тех пор, пока свои игроки не перебросят ему мяч в руки. После этого он возвращается в игру. Играют 15 минут, после чего подсчитывают количество пленных.
Пионербол Играют на волейбольной площадке, высота сетки 2 м. Игроки располагаются, как при игре в волейбол. Судей двое: один следит за игрой, другой ведет счет. По свистку судьи игрок одной из команд бросает мяч одной рукой через сетку с места; задача игроков другой команды — не дать мячу упасть на пол. Игрок, поймавший мяч, должен с места или сделав не более трех шагов, бросить мяч одной или двумя руками на сторону противника. Он может также разыграть мяч между игроками своей команды. Для этого он бросает мяч другому игроку, а тот должен либо бросить мяч на сторону противника, либо передать его третьему игроку. Третий игрок обязан перебросить мяч через сетку. Соперники разыгрывают мяч на тех же условиях. Игра продолжается, пока одна из команд не допустит ошибку. Тогда мяч переходит другой команде. Команда, набравшая 10 очков, выигрывает партию. По-
© 19 © беждает команда, первой выигравшая две партии из трех. После каждой партии команды меняются местами.
Правила. Команда проигрывает очко, если игрок выронил мяч из рук в ходе партии или если не пойманный мяч падает за пределы площадки. Мяч передается другой команде, если после подачи он коснулся сетки или в ходе игры отскочил от сетки и упал. Однако пойманный от сетки мяч приравнивается к одному пасу, поэтому завладевший мячом должен сделать третий, последний, пас партнеру либо сам бросить его через сетку.
ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРИМЕРЫ ИГР ДЛЯ ПОДРОСТКОВ
В задачу преподавателя физкультуры в 7-9 классах входит следующее: развитие спортивных навыков, закрепление и совершенствование в форме игры гимнастических упражнений (кувырков, прыжков, лазания), упражнений по легкой атлетике ( развитие скорости, прыжки с места и разбега, метание), владению мячом.
По сравнению с младшими классами, игры усложняются, по мере взросления физические возможности у подростков становятся более специфичными. Девочек интересуют игры с элементами танцев, способствующие развитию координации движений; мальчикам становятся интересны силовые игры с сопротивлением. Поэтому в 6-9-м классах игры можно разделить на игры для девочек и для мальчиков. Наряду с групповыми существуют игры с элементами борьбы — для мальчиков и с элементами акробатики, танцев — для девочек. Судейство в 7-9 классах должно стать строже, к нему должны также привлекаться учащиеся. Подвижные игры используются главным образом в основной части урока, иногда в заключи-
@ 20 ®
тельной. В 7-9 классах большинство уроков физкультуры отводятся спортивной гимнастике. В эти часы подвижные игры почти не включаются. Но в отдельных случаях подвижная игра требуется как возможность увеличить нагрузку и при этом сделать урок интересным. Вот несколько общеразвивающих игр.
Все в круг
В середине площадки чертятся два круга (один внутри другого) диаметром 1 и 2 м. Игроки, окружив большой круг, крепко держатся за руки. По указанию руководителя игроки начинают двигаться по кругу вправо или влево, не отпуская соединенных рук. По свистку игроки останавливаются и стараются втянуть за черту большого круга своих соседей, не разъединяя рук. Играющие, спасаясь, стремятся перепрыгнуть большой круг, чтобы попасть в малый, или перешагнуть через него, но так, чтобы не разъединить рук. Игрок, попавший в большой круг хотя бы одной ногой, выходит из игры. Затем игроки опять берутся за руки и по сигналу продолжают игру. Игроки, разъединившие руки во время перетягивания, выходят из игры оба. Игроки, ни разу не втянутые в круг, считаются победителями.
Игра начинается и прекращается по сигналу преподавателя. Втягивать соседей в круг можно только руками, не прибегая ни к каким другим способам. Когда оставшиеся игроки не смогут окружить большой круг, они встают вокруг малого круга и втягивают друг друга в него. В этом случае спастись от втягивания негде.
Детям очень нравятся подобные игры. Вот еще один из вариантов игры с силовыми элементами.
Центр
Посредине площадки ставятся 3-5 булав или кеглей: 4 по углам четырехугольника (на расстоянии шага одна
® 21 ®
от другой) и одна в центре. Три булавы ставятся треугольником. Игроки строятся вокруг них в круг, взявшись за руки.
Ребята двигаются по кругу вправо или влево. По свистку начинают втягивать друг друга на булавы (кегли), не разъединяя рук. Спасаясь, они перешагивают, перепрыгивают булавы, крепко держась за руки с соседями. Тот, кто свалит булаву, выбывает из игры. Каждый раз булава возвращается на место. Чтобы упавшую булаву удобнее было ставить, можно очертить место каждой из них. Если во время перетягивания игроки разъединят руки, то выходят из игры оба игрока. Количество игроков постепенно уменьшается. Когда их станет так мало, что они не смогут окружить булавы, они встают между ними или сбоку от них.
Победителем становится последний оставшийся игрок. Каждый раз игра начинается и заканчивается по сигналу.
КТО СИЛЬНЕЕ
Посредине площадки чертится линия. Справа и слева от нее, параллельно ей чертятся еще две линии на расстоянии 2-3 м от средней линии. Игроки делятся на 2 равные (по числу игроков) команды и строятся в 2 шеренги, одна команда лицом к другой. Игроки, стоящие друг против друга, подходят к средней линии, берутся за правые руки, левые кладут за спину.
По сигналу преподавателя игроки тянут в свою сторону противников, стараясь перетянуть их за черту, находящуюся за спиной. Перетянутый за черту игрок остается на стороне противника до подсчета очков.
Игра заканчивается, когда все игроки перетянуты в ту или другую сторону. Выигрывает команда, сумевшая перетянуть больше игроков.
I
® 22 ® Игру можно усложнить: перетянув своего противника, помогать товарищу по команде, взяв его за пояс, и совместно с ним перетягивать. Начинать перетягивание можно только по установленному сигналу. В противном случае перетягивание не засчитывается. Перетягивать разрешается только установленным способом: одной рукой, двумя руками, держась двумя руками за плечи и т. п.
За бортом На площадке чертятся 4-6 кругов диаметром по 3 м. Игроки делятся на 2 равные (по количеству игроков) команды и выстраиваются в шеренгу на противоположных сторонах площадки лицом одна к другой. В каждой команде выбирается капитан.
Капитаны посылают по одному игроку в каждый круг. Пары, находящиеся в кругах, получают по гимнастической палке. Оба игрока держат палку в руках, прижимая один ее конец локтем. По сигналу игроки, нажимая на палку, стараются вытолкнуть друг друга из круга. Около каждого круга стоит судья. Победитель получает выигрышное очко для своей команды. Затем в круги для выталкивания посылаются новые игроки. Команда, получившая больше очков, считается победительницей. Выталкивать можно только нажимом палки, не отрывая от нее рук. Допустивший ошибку, а также заступивший хотя бы одной ногой за черту круга, считается проигравшим. Если из круга выйдут оба игрока, очко никому не присуждается. Можно давать на выталкивание из круга точное время (1-2 минуты).
Эстафета по кругу Вся площадка делится по кругу на этапы по 20-30 м каждый. Небольшую площадку можно разделить на 2-3 этапа; в крайнем случае один круг на площадке будет