Реферат - презентация учебного пособия Харченко Т.Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду - файл n1.docx

Реферат - презентация учебного пособия Харченко Т.Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду
скачать (31 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx31kb.07.07.2012 04:05скачать

n1.docx

Представляю Вашему вниманию учебно-методическое пособие для дошкольного образования Харченко Т. Е. «Организация двигательной деятельности детей в детском саду», Санкт-Петербург: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010. – 176 С., иллюстрированное.

В пособии представлены различные формы организации двигательной деятельности детей в детском саду, сценарии спортивных праздников и развлечений, рекомендации по организации туристических походов, комплексы гимнастик, игры и аттракционы, образцы нестандартного спортивного оборудования, игры и упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия, материал по работе с родителями.

Пособие предназначено инструкторам по физической культуре, педагогам дошкольных учреждений, заместителям заведующих ДОУ по воспитательно-оздоровительной работе. Книга может быть полезна родителям, гувернерам, студентам педагогических учебных заведений в организации двигательной деятельности дошкольников.

Обращаясь к читателю, автор отмечает, что здоровье – это большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.

Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

В современном обществе проблема сохранения, укрепления здоровья детей является актуальной. И когда мы говорим о здоровье детей, речь идет не только об отсутствии каких-либо заболеваний. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше и меньше. Высокий процент физиологической незрелости, что является причиной роста функциональных и хронических заболеваний.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. Недаром В. А. Сухомдинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Глава 1 «Утренняя гимнастика» повествует о том, что утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

Необходимость после пробуждения приступить к выполнению упражнений утренней гимнастики требует от ребенка воли, настойчивости, дисциплинированности, упорства, самостоятельности, а значит и воспитывает эти качества в малыше.

Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается полезная привычка каждое утро выполнять различные упражнения. Со временем эта привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.

Конечно, пока ребенок еще мал, лучше, если он будет делать зарядку вместе со взрослыми. Ребенку надо на кого-то равняться, за кем-то повторять, с кого-то брать пример, кому-то показывать свои достижения и умения.

Для детей старшего дошкольного возраста интересны зарядки тематического характера. Цель этих зарядок – заинтересовать ребенка. Заинтересовать так, чтобы, получая новую информацию или вспоминая старую, он выполнял бы все это в движениях. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится понимать, любить, осознавать его и действовать в нем.

Утреннюю гимнастику тематического характера отличают интересное содержание, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого. Физические упражнения благотворно влияют на организм, когда они вызывают у детей жизнерадостное настроение. Все это способствует активации двигательной деятельности детей. Музыка здесь необходима. Она положительно влияет на эмоции детей, создает у них хорошее настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.

Автор подробно описывает методику проведения утренней гимнастики. Можно отметить, что она довольно классическая. А затем представляет примеры комплексов утренней гимнастики для детей 5-7 лет ( «Герои сказок», комплекс с элементами корригирующей гимнастики с использованием стула, «Способные художники», комплекс с элементами корригирующей гимнастики (для детей 6-7 лет), «Явления природы», (для детей 6-7 лет), В гостях у солнышка», комплекс с использованием методов психоэмоционального напряжения (для детей 3-4 лет), «Мышата», комплекс с элементами для профилактики зрительных расстройств и корригирующей гимнастики (для детей 3-4 лет), «Лисичка-сестричка», комплекс с элементами корригирующей гимнастики (для детей 3-4 лет), «Новогодние игрушки» комплекс с элементами корригирующей гимнастики (для детей 4-5 лет), «Любимые игрушки» (для детей 4-5 лет)).

Глава 2 «Оздоровительный бег». На стене Форума в Элладе было высечено «Если хочешь быть сильным – бегай, если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть умным – бегай». Это изречение справедливо и в наши дни.

Бег – эффективное средство развития таких функций организма, как кровообращение, дыхание, обмен веществ. По мнению врачей, бег оказывает благотворное влияние на состояние нервной системы, которая регулирует все функции организма. Систематическое повторение беговых нагрузок укрепляет скелетную мускулатуру, способствует развитию сердечной мышцы за счет улучшения кровообращения, усиливает газообмен, потребление кислорода, улучшает окислительно-восстановительные процессы в тканях, активизирует обмен веществ и повышает способность организма приспосабливаться к различным меняющимся условиям внешней среды. Педагоги считают, что оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости дошкольников. Автор также описывает особенности методики оздоровительного бега. Устанавливает возраст детей, с которого можно заниматься бегом (4-5 лет), оптимальную нагрузку (400 метров – 4-5 лет, 1000-1500 метров – 6-7 лет), правила проведения оздоровительного бега.

Глава 3 «Нестандартное оборудование для двигательной активности детей». Полноценное и всестороннее развитие и воспитание дошкольников невозможно без двигательной активности детей, которая оказывает большое влияние на здоровье и физическое состояние ребенка. Поэтому, автор выдвигает важнейшую задачу – позаботиться об организации и разнообразии двигательной активности детей, а также о выполнении ее основных задач и требований к ее содержанию. Для этого необходимо иметь разнообразное и правильно подобранное физкультурное оборудование.

На занятиях по физической культуре, на спортивных праздниках, в индивидуальных играх наряду с традиционным спортивным оборудованием можно использовать нестандартное оборудование для двигательной активности детей. И занятия не становятся хуже. Наоборот, такое нестандартное оборудование вызывает интерес у детей, вызывает желание двигаться, участвовать в играх, вызывает радость и положительные эмоции.

Целесообразнее использовать разное нестандартное оборудование. Ребятам это интересно, а для нас, взрослых, главное – видеть, что дети чего-то добиваются, чего-то могут, а главное – хотят выполнять предложенное задание.

Материал для изготовления такого пособия разнообразен. А главное – небольшие расходы.

Автор предлагает нашему вниманию некоторые образцы нестандартного оборудования для двигательной активности детей 2-7 лет с описанием изготовления и использования. Это совсем не трудно. Кто-то может подумать и сказать: «Какие-то поделки». Да, это поделки. Но как необходимы они в работе с дошколятами. ( «Змея», «Эспандер ручной», «Штанга», «Игрушки из пенопласта», «Следочки, ладошки, листочки» и т.д.).

Глава 4 «Бодрящая гимнастика».

Автор рассматривает обыденную проблему, как бывает порой: малыш не хочет засыпать в тихий час, вертится и, наконец, засыпает. А уже через какое-то время надо вставать. А вставать уже не хочется. Еще бы немного поспать, немного понежиться в теплой мягкой кроватке!

Бодрящая гимнастика помогает проснуться детскому организму, улучшить настроение детей после «тихого часа», поднимает мышечный тонус, доставляет детям радость.

Если кто-то сегодня делать зарядку – не надо. Он посмотрит на других – и завтра тоже будет ее выполнять. Что же делать , если ему сегодня не хочется спать?

Эту зарядку желательно проводить при открытых фрамугах и форточках 7-15 минут – в зависимости от возраста детей. Во время проведения бодрящей гимнастики целесообразно музыкальное сопровождение – это создает положительный эмоциональный тон. А если это будут любимые детские песни или приятная музыка – дети будут просыпаться намного быстрее. В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.

В комплекс бодрящей гимнастики включайте упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, дыхательную гимнастику, массаж рук и ног, точечный массаж. Ребятишки выполняют ее с желанием, удовольствием.

Автор описывает некоторые образцы бодрящей гимнастики: «Добрые и вежливые слова» - комплекс с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения, корригирующей гимнастики и точечного массажа (для детей 6-7 лет); «Веселые ребята» - комплекс с элементами дыхательной гимнастики (для детей 6-7 лет); «Лепим Буратино» - комплекс с элементами дыхательной гимнастики и точечного массажа (для детей 5-6 лет); «Дрессированная собачка» - комплекс с элементами корригирующей гимнастики (для детей 3-4 лет).

Глава 5 «Спортивные праздники и развлечения».

Праздник – это всегда положительные эмоции, радостное общение, веселые соревнования, искренний смех, удивление и восторг. Врачи придерживаются мнения, что положительные эмоции и творчество – важнейшие факторы оздоровления.

Праздник, как и развлечение, начинается со сценария. Автор устанавливает правила и особенности подготовки праздников и развлечений. Предлагает различную тематику для мероприятий:

Кроме того автор определяет:

Предлагается несколько сценариев спортивных праздников и развлечений: «Малые Олимпийские игры! ( для детей 5-7 лет), «Наша армия сильна, охраняет нас она» КВН (для детей 5-6 лет), «Аграфена Купальница» развлечение для детей 4-5 лет, «На далеком острове» развлечение для детей 5-6 лет.

Глава 6 «Походы».

Во многом поход для детей – это игра. И совсем не обязательно, чтобы во время похода командовали взрослые – иногда роль командира могут взять на себя ребятишки. Овладение туристскими премудростями – умение найти место для привала, собрать хворост и разжечь костер – лучше пройдет, если взрослые будут не просто давать уроки детям, а устроят нечто вроде соревнований. Но не стоит забывать: нагрузки должны быть посильными.

С приобретением опыта походной жизни у дошкольников формируются первоначальные навыки жизни в природной среде: умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, найти ветки для костра, разжечь его и умение потушить и даже оказать посильную медицинскую помощь пострадавшему товарищу. Можно с уверенностью сказать, что у ребятишек воспитываются самостоятельность, организованность, дисциплинированность, ответственность, взаимопонимание, доброта.

Автор описывает: методику проведения походов, мероприятия, которые необходимо заранее провести с детьми и их родителями, правильную одежду и обувь, правила поведения в походе. Приводит инструкцию по охране жизни и здоровья детей.

Итогом подготовительной работы может служить спортивное развлечение ( например «Юные туристы» для детей 6-7 лет). Кроме того, в этой главе автор описывает поход на лесную поляну (для детей 6-7 лет); представлены: «Полезные советы туристам», «После похода», «Костер», «Несколько слов о насекомых», «Идем в поход в хорошую погоду (приметы)».

Глава 7 «Совместная деятельность семьи и детского сада»

Многочисленными исследованиями доказано: завтрашний интеллект ребенка и его сегодняшняя малоподвижность имеют прямую зависимость.

В. А. Сухомлинский считал: «Укрепить здоровье человека в детстве, не допустить, чтобы ребенок вступал в юность хилым и вялым, - значит дать ему всю полноту жизненных радостей».

Автор призывает родителей и педагогов помочь себе и своим детям быть здоровыми: «На коньки, на лыжи, в бассейн, в лес – занимайтесь вместе с детьми физической культурой круглый год. И пусть ребенок не станет знаменитым спортсменом, занимаясь спортом, он приобретет нечто большее. Он будет здоровым, а ведь это очень важно».

Одним из основных направлений деятельности детского сада является работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.

Проблемы охраны здоровья и воспитания детей могут успешно решаться лишь при совместных действиях, взаимном доверии между родителями, воспитателями, медицинскими работниками.

Харченко Т. Е. выделяет некоторые формы работы с родителями:


Автор приводит примеры спортивного праздника «Спорт – это здоровье, сила, красота, смех» и деловой игры «Здоровье в наших руках» для детей 6-7 лет и их родителей.

Глава 8 «Танцы и ритмическая гимнастика».

Харченко Т. Е. отмечает, что танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. В итоге организм очищается от шлаков.

Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

Танцы оказывают большое влияние на развитие нервной системы. Издавна музыкально-ритмические движения считаются одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоционального напряжения.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными движениями имеют значение и для умственного развития детей.

Как правило, ребенок танцует в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Очень важна в танцах музыка. Правильно подобранная музыка – успех танца. Музыка воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

Танцы улучшают общее состояние организма, повышают его защитные функции, помогают приспособиться к неблагоприятным условиям внешней среды, бороться с инфекциями. Танцы способствуют формированию красивой правильной осанки.

Если у ребенка ослаблено здоровье, не спешите запрещать ему танцевать. Иногда правильно и тщательно подобранные врачом танцевальные упражнения могут принести больше пользы, чем лекарства. Специально подобранными танцевальными упражнениями лечат недуги во многих клиниках мира. В древней медицине рекомендовалось даже использовать их при укусах ядовитых змей, чтобы снять состояние ужаса, испытываемого человеком. Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы.

Ограничений для организации ритмической гимнастики в ДОУ практически не существует. Единственное условие – не допускать перегрузки.

Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

Ритмическую гимнастику можно проводить как утреннюю (в плохую погоду) или использовать в качестве музыкально-ритмических пауз между занятиями. Она хорошо поднимает тонус и настроение после дневного сна. Можно использовать ритмическую гимнастику на спортивных праздниках и даже организовать кружок.

Автор приводит примеры таких музыкально-ритмических композиций: «Вместе весело шагать», «Белые кораблики», «Волшебный цветок», «Калинка».

Глава 9 «Дорожка здоровья».

Дорожка здоровья представляет собой специально оборудованную трассу, удобную для ходьбы, бега и выполнения упражнений на различных снарядах и тренажерах (стволы поваленных деревьев, шины колес разного диаметра, пеньки и др.). Длину дорожки каждый воспитатель определяет сам, в зависимости от территории детского сада. На ней располагают специальные снаряды, спортивное оборудование.

Харченко Т. Е. приводит пример, когда на дорожке здоровья спортивное оборудование группируется по станциям ( станция бегунов, выносливых, ловких и т.д.), описывает возможности их применения, примерные задания для детей, игровые моменты, занятия по подгруппам и т.д..

Глава 10 «Предупреждение переутомления детей».

Автор раскрывает специфику явления – утомление и приводит таблицу внешних признаков утомления.

Глава 11 «Предупреждение плоскостопия».

В этой главе также раскрывается понятие – плоскостопие, виды плоскостопия, причины появления плоскостопия, способы выявления наличия у детей плоскостопия. Указана система мероприятий для профилактики плоскостопия, профилактический массаж, специальная гимнастика, вопрос о «правильной обуви», игровые упражнения для профилактики плоскостопия (с примерами).

Глава 12 «Спорт для дошколят».

О настоящем, серьезном спорте в дошкольном возрасте говорить рано, но различные виды спортивных игр и их элементы, спортивные развлечения вполне доступны детям 4-7 лет. Автор опирается на «Программу воспитания и обучения в детском саду» В. Васильевой и описывает следующие: плавание, настольный теннис, футбол, волейбол, баскетбол, теннис, художественная гимнастика, верховая езда и др.

Глава 13 «Игры на асфальте».

Городские дети много времени проводят, играя на асфальте. По нему делают свои первые шаги, на нем рисуют, прыгают и бегают. В связи с этим автор призывает педагогов и родителей использовать асфальт для спортивных игр и развлечений.

В данной книге рассмотрены следующие игры и развлечения: роликовая доска (скейт), прыжки со скакалкой (скипинг), классики (различные виды), ролики.

В Приложении автор предоставляет нашему вниманию:

При составлении данного пособия было использовано 11 источников:

  1. Задачи и упражнения по дошкольной педагогике. – М.: Просвещение, 1970.

  2. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ/Под редакцией Берсеневой З. И. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

  3. Науменко Г. М. Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно. – М.: Детская литература, 1991.

  4. Пензулаева А. Т. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. – М.: Просвящение, 1983.

  5. Петро В. В. Современная энциклопедия для мальчиков. – Минск: Литература, 1998.

  6. Пономарев С. А. Растите малышей здоровыми. – М.: Старт, 1992.

  7. Утробина К. К. Занимательная физкультура для дошкольников. – М.: Гном и Д, 2003.

  8. Хоменский Г. А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки. – М.: Издательство НЦЭНА, 2001.

  9. Шеврыгин Б. В. Если малыш часто болеет. – М.: Просвещение, 1990.

  10. Шишкина В. А. Какая физическая культура нужна дошкольнику. – М.: Просвещение, 1990.

  11. Я познаю мир. – М.: ТКО «АСТ», 1996.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО АЛТГПА «АЛТАЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Реферат по теории и методике физического воспитания дошкольников

(Анализ учебного пособия Харченко Т. Е. «Организация деятельности детей в детском саду»)

Выполнила: студентка 5 курса,

766 группы, Лыгина С. А.

Барнаул 2010



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации