Реферат - Теория и методика социально-культурного менеджмента - файл n1.doc

Реферат - Теория и методика социально-культурного менеджмента
скачать (102 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc102kb.07.07.2012 04:03скачать

n1.doc

Теория и методика социо - культурного менеджмента

Содержание

Введение 3

1 Социально-культурная деятельность (СКД) как особый объект менеджмента 4

2. Направления работы учреждений культуры 5

3. Выявление целевой аудитории как функция менеджмента 7

4. Источники финансирования предприятий социально-культурной сферы 9

5. Управление персоналом социально- культурного учреждения 11

6. Перспектива развития организации как функция менеджмента 12

Заключение 13

Литература 14


Введение


Управление является как важнейший фактор успеха в любом виде человеческой деятельности. Действительно, в условиях, когда техника, технология и методика оказываются более значимыми, чем навыки и умения, даваемые образованием, на первое место выступают факторы конкурентоспособности на рынке. Приоритетными при этом являются факторы знаний рыночной конъюнктуры: потребительского спроса, цен, наличия различных предложений.

Социально- культурная сфера в условиях рыночной экономики вынуждена подчиняться законам рынка и нести при этом значительные культурные издержки. Однако есть и определенные альтернативные пути развития социально-культурной сферы. Эти пути связаны с осознанием социальной важности данной сферы как государством в лице исполнительных и законодательных органов, так и частными лицами – крупными предпринимателями, готовыми спонсировать определенные социально-культурные проекты.

В настоящей работе мы рассмотрим особенности деятельности менеджера социально-культурных предприятий в условиях рыночной экономики. Для России, которая идет по пути такой экономики сравнительно короткий период, которая утратила за этот период значительную часть достижений Советского Союза в сфере доступности культурных ценностей для всех слоев населения, а также формирования качественных социально- культурных продуктов, рассматриваемый вопрос является особенно актуальным.

При анализе деятельности менеджера в социально-культурной сфере представляется необходимым исследовать следующие вопросы:

  1. Определение направлений работы учреждения культуры

  2. Определение целевой аудитории на основе анализа рыночного спроса и рыночного предложения

  3. Выявление источников финансирования компании

  4. Определение путей эффективного взаимодействия с персоналом социально-культурного предприятия

  5. Формирование перспективного проекта развития фирмы.

Хотя перечисленные вопросы определяют в значительной мере функции менеджера в любой или почти любой сфере человеческой деятельности. В настоящей работе мы рассмотрим именно специфику социально-культурных учреждений.

1 Социально-культурная деятельность (СКД) как особый объект менеджмента


«Термин «менеджмент культуры» появился относительно недавно. Два фактора повлияли на его появление. Первый – прямое вовлечение государства в финансирование искусства. Второй – превращение «науки» менеджмента в основную культурную силу со своими собственными правилами, то есть в то, что далее будет именоваться как культура менеджмента.

Все большее вмешательство государства в сферу культуры и все более значительное расходование денег налогоплательщиков по целому спектру культурной деятельности одновременно заставляет применять к сектору культуры и искусства такие же стандарты прозрачности и процедурной эффективности, какие применяются к другим секторам государственных расходов»1.

Вообще автор полагает, что менеджмент является в большей мере искусством, чем наукой. Ему присуща эмпирика, импровизация, интуиция в большей мере, чем алгоритм, подтвержденный точным расчетом.

Как отмечает Г.Л. Тульчинский, в наше время культура и сфера культуры имеют отношение к деятельности любых фирм (не только сферы культуры) и менеджменту ими и в них. Культура — тем, что современный менеджмент (и об этом ниже будет сказано дополнительно) не только проявляет все большую зависимость от своего социально-культурного контекста, от социально-культурной среды фирмы, но и сам приобретает черты технологии социально-культурного нововведения. Более того, каждая фирма все более отчетливо предстает (и об этом тоже будет специальный разговор) носителем определенной культуры. Сфера культуры — потому современный менеджмент, в силу его отмеченных особенностей, очень тесно сотрудничает с учреждениями сферы культуры: широкое развитие спонсорства, благотворительности, других форм связей с общественностью (public relations) неосуществимы без такого сотрудничества.

Особенности менеджмента в сфере культуры следующие:

в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

Г.Л. Тульчинский отмечает нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность — все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере.

Говоря о социокультурной сфере, как об объекте проектирования маркетинговых коммуникаций. А.П. Марков перечисляет следующие социально-культурные критерии выявления, формирования и характеристики аудитории проекта:

2. Направления работы учреждений культуры


Понятие культуры чрезвычайно широкое. Широта этого понятия определяет многообразие социально- культурных учреждений, которые предназначены удовлетворить соответствующие культурные и культурно-образовательные запросы всех слоев населения. Рассмотрим некоторые направления социально-культурной деятельности.

1) Удовлетворение информационных потребностей. Эту цель преследуют библиотеки, которые делятся на художественные и научные, классифицируются по признаку богатства подбора книг, по ведомственной принадлежности и доступности, по профилю. определяющему подбор литературы и т.п.

Информационную поддержку обеспечивают лектории и музеи, а также такие организации как издательства, телевизионные и радиокомпании. Наконец сегодня Интернет является серьезным источником информации в том числе и информации культурного и научного содержания3.

2) Другое направление – удовлетворение эстетических потребностей людей. Не вникая в психологическую подоплеку возникновения этих потребностей, отметим, что средствами их удовлетворения являются музыка, живопись,. скульптура, театр, концерты, включая литературные чтения. Безусловно, удовлетворение эстетических запросов связано с получением информации. Среди средств такого удовлетворения – туристско – экскурсионные услуги.

3) Культурно- просветительская деятельность – важнейшее направление работы социально-культурных учреждений. Мы снова возвращаемся к лекционной и музейной форме коммуникации, к изданию просветительской литературы, к экскурсионной работе. Можно включить в это направление и создание и поддержку клубов по интересам, включая занятия художественным творчеством, художественной самодеятельностью, поддержку различных форм образования. То есть предприятия рассматриваемой сферы должны обеспечивать также удовлетворение потребностей граждан в самовыражении через творчество. Последнее особенно важно для детей, подростков и молодежи, а также для социально незащищенных слоев общества, поскольку именно общение в процессе творчества является мощным средством удовлетворения потребности в общении (коммуникационных запросов).

Из сказанного во-первых вытекает разнообразие видов услуг (вместе с Г.Л. Тульчинским подчеркнем термин «услуга», говоря о социально-культурной сферы), во вторых тесная связь различных направлений социально-культурной деятельности друг с другом. Например, работа библиотеки вполне сочетается с лекциями и концертами для ее посетителей. Лекционная и экскурсионная работа органично вписывается в деятельность музеев, равно как проведение ими выставок. Театры стремятся создавать собственные музейные экспозиции, привлекающие дополнительный интерес к ним и служащие формированию позитивного имиджа. Примеры можно продолжать.

Социально- культурная работа направлена в первую очередь на удовлетворение запросов потребителей на интересное и полезное проведение досуга. Поскольку оптимальное проведение досуга является лучшим средством реабилитации после напряженного трудового процесса, в организации досуга оказываются заинтересованы не только работники, но и предприниматели, а также государство.

Представляется важным подчеркнуть двойственную сущность социально- культурной сферы. С одной стороны предприятия, занятые в этой области. Удовлетворяют многочисленные досуговые запросы населения, а потому в условиях рынка могут рассматриваться как инструменты получения прибыли. С другой стороны социально- культурная сфера обращена ко всем слоям населения, способствует решению значительного числа культурных задач, в том числе снижению социальной напряженности общества, а так же созданию культурных ценностей, являющихся значительной частью национального и мирового богатства. В этой связи социально- культурная сфера не может не быть объектом пристального внимания государства, а также объектом интересов со стороны меценатов.

3. Выявление целевой аудитории как функция менеджмента


В условиях рыночной экономики выявление целевой аудитории и сегментирование рынка является важнейшей управленческой функцией. С учетом двойственности социально культурной сферы (ориентации как на коммерческую деятельность, так и на некоммерческую, социально значимую), руководителю необходимо сразу определиться, является ли целью возглавляемого им предприятия получение прибыли, или же доминантой работы является социальная составляющая. В первом случае доминантой работы является выявление собственного рыночного сегмента и ориентация работы именно на удовлетворение запросов этого сегмента. Примерами предприятий, ориентированных именно на коммерческую деятельность являются туристско-экскурсионные компании, причем в первую очередь компании, в которых предпочтение отдается выездной модели.

Прибыль, как основная цель работы, доминирует в ряде концертных коллективов, которые готовы выступать на свадьбах и похоронах, в ресторанная, сопровождать избирательные кампании любых политических сил, готовых платить.

Примерами коммерческой ориентации работы является рекламная деятельность компаний. Так, существуют многочисленные издательства, предлагающие компьютеры и сопутствующую продукцию высоких технологий. Причем для привлечения внимания к изданию в нем помимо рекламы размещаются материалы аналитического содержания, а также статьи художественного содержания. Тоже делается в изданиях, рекламирующих товары и услуги для животных, мебель, строительные товары и пр.

Организация выставок может иметь как коммерческий, так и некоммерческий характер. Так, выставочный комплекс Леэкспо в Гавани рассматривает получение прибыли как одну из целей, важную, но далеко не единственную. Ряд выставочных художественных галерей заинтересован как в получении прибыли за счет привлечения посетителей, за счет продажи произведений современного искусства, так и в продвижении новых направлений художественной культуры, а также в предоставлении возможности молодым мастерам заявить о себе.

В сфере социально-культурной деятельности, как ни в какой другой велика некоммерческая составляющая и велико число некоммерческих организаций. Цель таких организаций – не извлечение прибыли, а удовлетворение запросов граждан и реализация собственных интересов персонала учреждений, включая их руководителей. То, что предприятие является некоммерческим. Не означает, что оно не имеет право на оказание платных услуг. Более того, часто самофинансирование является единственной формой существования таких компаний. Согласно закону, некоммерческая организация должна всю прибыль направлять на собственное развитие, т.е. на совершенствование именно социально-культурной деятельности. Так, библиотека, предлагающая платные услуги в форме поиска информации, ксерокопирования нужных материалов, сканирование, услуги электронной почты и пр. может тратить прибыль на покупку книг, приобретение современных технических средств, привлечение квалифицированных сотрудников.

Социальные функции заключаются не только в том, что удовлетворяют запросы населения, в том числе и малоимущего, но также в создании рабочих мест.

Ряд социально- культурных учреждений создаются самим государством. Так, дома и дворцы детского творчества, входящие в систему образования (учреждения дополнительного образования), являются очень важными объектами социально-культурной деятельности. В то же время с переходом к рыночной модели экономики существенно упал уровень клубной и клубно-кружковой работы, проводимой домами и дворцами культуры, находящимися в советское время под управлением профсоюзов или входящих в социально- культурную сферу крупных производственных предприятий. Сегодня мероприятия данной сферы подпадают под интересы руководителей производственных и торговых компаний в развитии корпоративной культуры.4

Итак, руководитель социально-культурного учреждения должен в первую очередь определиться в вопросе, является ли возглавляемая им организация чисто коммерческой, или преследует в первую очередь решение социальных задач. Во втором случае выбор целевой аудитории в значительной мере определяется личными предпочтениями менеджера, а также социальными потребностями региона. В значительной мере направление работы учреждения определяется текущей ситуацией и имеющимися на данный момент ресурсами. Например, сложившийся библиотечный фонд стимулирует привлечение определенной категории читателей. Наличие оставшегося в наследство от разорившегося производства инструментальной базы дает возможность продвигать кружки детского модельного творчества.

Ориентация предприятия зависит также от имеющихся кадров, их навыков и умений, накопленного опыта, в том числе – опыта коммуникаций с целевой аудиторией.

4. Источники финансирования предприятий социально-культурной сферы


Вопросы финансирования всегда являются приоритетными в работе менеджеров. К топ – менеджменту любой компании относится главный бухгалтер, который отвечает за все вопросы финансовой отчетности. Поскольку предприятия рассматриваемой сферы деятельности могут подпадать под специальные законы о льготном налогообложении, нормативная составляющая должна быть предметом особого внимания.

В случае коммерческой ориентации предприятия, перед руководителем стоит задача обеспечить не просто рентабельность, но прибыль. Следует при этом отметить, что значительная часть расходов приходится на аренду помещений и оплату коммунальных услуг. Если, например, речь идет об организации галереи современного искусства, то помещение должно отвечать требованиям к соответствующим учреждениям, а именно, иметь достаточные объемы, хорошую вентиляцию, освещение. Сохранность картин обеспечивается необходимыми условиями по влажности и температуре. Кроме того. должны быть созданы условия успешной охраны помещения от пожара, от злоумышленников и террористов, поскольку выставка является местом массового посещения людей.

Таким образом, расходные статьи достаточно велики и требуют значительного начального капитала. Тоже можно сказать и большей части проектов в социально – культурной сфере. К этому можно добавить, что в России любая предпринимательская деятельность является предметом коррупционных интересов многочисленных чиновников. От менеджера требуется умение находить подходы к этой категории лиц.

Такие формы предпринимательства в сфере культуры, как издательская работа, а также кинодеятельность требуют также больших начальных вложений. Создание киноленты, пользующейся успехом в прокате – серьезный коммерческий проект. бюджет которого едва ли может быть ниже нескольких сотен тысяч рублей.

По форме собственности коммерческие социально-культурные учреждения могут быть акционерными обществами открытого и закрытого типа, обществами с ограниченной ответственностью, а также объектами частного предпринимательства. На практике крупные компании (издательства АСТ-ПРЕСС, ЭКСМО- ПРЕСС) являются акционерными компаниями закрытого типа.

Предприятия социально-культурной направленности часто относятся к среднему и малому бизнесу, для которого наиболее характерная форма – общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Привлечение средств в крупный бизнес за счет выпуска акций, поступающих в открытую продажу – достаточно редко встречается в социально-культурной сфере. Значительно чаще коммерческие предприятия организуются за счет средств производственных учреждений, которые рассматривают данное направление как форму горизонтальной диверсификации накоплений. В ряде случаев крупный бизнес создает дочерние социально-культурные учреждения для того, чтобы обеспечить самостоятельные условия предпринимательства своим близким (жене, детям). Малые и средние предприятия в качестве начального капитала используют чаще всего собственные средства учредителей, которые готовы пойти на определенный риск в надежде на получение прибыли. Для обоснования такого риска можно рекомендовать, как и в других сферах человеческой деятельности. Разработать детальный и обоснованный бизнес – план. Сама разработка бизнес-плана позволяет определить конкретные направления работы, отдельные фазы проекта, увидеть возможные проблемы и пути их преодоления.

Для социально-культурных предприятий, преследующих некоммерческие цели, можно назвать следующие источники финансирования5:

1) Собственная хозяйственная деятельность. Например, фитнес – клубы с функционирующими при них театрально- художественными коллективами (школами современного танца, туристскими и игровыми клубами) бывают успешными некоммерческими компаниями.

2) Доходы от рекламы. Это весьма серьезный источник финансирования, поскольку привлекательность учреждений культуры и культурных проектов для широкой публики автоматически превращает их в выгодную площадку для рекламы.

3) Спонсорство и меценатство. Подробно анализирую этот источник финансирования. Г.Л. Тульчинский говорит, что в России он еще не нашел должного развития. В то же время источниками меценатства ученый считает собственный бескорыстный интерес, интерес к рекламе на фоне реализации культурного проекта, это может быть интерес к развития проекта в целях занятия им близких людей. Так, нередко родители спонсируют художественные или музыкальные школы в которых учатся их дети. Спонсорство и меценатство являются средствами формирования позитивного имиджа мецената. Что способствует развитию его собственного бизнеса. В ряде стран спонсорские пожертвования выгодны, поскольку существенно снижают налоговый пресс. К сожалению, российское законодательство не способствует интересу предпринимателей к меценатству.

4) Прямые дотации государства в социально- культурные предприятия и социально- культурные проекты. Эти вложения обусловлены пониманием значимости учреждений культуры. Например, учреждения дополнительного образования для детей способствуют воспитанию и развитию школьников, занимают досуг и отвлекают от дворовых компаний, нередко носящих криминальный характер. Ряд культурных проектов носит престижный характер, привлекает в регион туристов, содействует развитию экономики региона, имиджу региона. В Санкт-Петербурге одним из таких проектов является празднование Дня Города 27 мая. Для реализации проекта выделяются значительные суммы из бюджета города.

Возможно комбинированное использование всех источников финансирования для решения задач социально-культурного учреждения.

На менеджера социокультурного предприятия ложится ответственность как за грамотное хозяйствование и оптимальное использование ресурсов, так и за привлечение спонсоров, среди которых могут быть как представители частного бизнеса, так и руководители региона, муниципальные власти, которые выделяют бюджетные средства на значимые социальные проекты.

5. Управление персоналом социально- культурного учреждения


Управление кадрами и кадровая политика в целом – важнейшая из управленческих функций. В социально-культурной сфере работа с кадрами имеет свою особенность, заключающуюся в том, что в ряде случаев она связана не с руководством и контролем. А в организации работы персонала. Так, люди творческих специальностей нуждаются в первую очередь в рекламно- информационном продвижении, в создании условий для реализации их креативных замыслов. Именно на это и должна быть направлена деятельность руководителя. Организаторские обязанности связаны с привлечением внимания к деятельности учреждения культуры и творческим работникам. Необходимо предоставить как можно более широкие возможности для театрально-концертных коллективов, обеспечить демонстрацию произведений искусства в различных выставочных комплексах, дать возможность сотрудникам участвовать во всевозможных конкурсах. Названные направления менеджерской работы связаны с тесным взаимодействием с представителями средств массовой информации, в том числе формировании журналистского интереса к создаваемым и продвигаемым предприятием и его работниками культурным ценностям.

В работе с персоналом социально-культурных учреждений особо важен такт и понимание интересов и мотиваций сотрудников, поскольку в основе этих мотиваций лежат интересы, описанные в верхней части пирамиды А. Маслоу, т.е. относящиеся к наиболее высокому уровню потребностей. Поэтому примитивные стимулы неэффективны применительно к сотрудникам учреждений культуры.

Однако следует учитывать, что персонал учреждений культуры – не только творческие, но и технические работники, руководство которыми имеет традиционный характер, т.е. связано со строгим соблюдением дисциплины, реализацией иерархической управленческой модели. Таким образом, менеджеру приходится решать комплекс разнообразных задач, по разному строить отношения с разными категориями работников, формировать разные системы стимулов, критериев качества работы и т.п.

6. Перспектива развития организации как функция менеджмента


Умение управлять компанией – это умение планировать работу, а оно связано со способностью предвидеть перспективы развития рынка. Поэтому аналитическая работа и интуиция являются важнейшими чертами менеджера. Здесь специфика социокультурной сферы связана с тем, что именно тенденции развития и спроса на культурные ценности являются объектом прогнозирования. Просто опыт работы по исследованию рынка оказывается бессилен, требуется знание моды на тех или иных актеров, те или иные музыкальные направления, те или иные произведения литературы, живописи. Поэтому менеджер в сфере культуры должен совмещать знания и умения в области управления, а также высокий собственный культурный уровень. При этом помимо классических знаний в сфере культуры необходимо хорошо представлять себе современные веяния моды, пристрастия различных потребительских сегментов, в том числе – молодежные интересы в области культуры, которые в значительной мере диктуются модой.

Работа менеджера требует знания психологии, причем социальная психология – та необходимая составляющая знаний, без которой невозможно управление социально-культурным учреждением.

Помимо опыта, интуиции и культуры от менеджера требуется такт и высокая коммуникативная способность. Ему приходится контактировать с самыми разными персонами: руководством регионов и территорий, представителями СМИ, потребителями и, наконец, персоналом собственной организации. Следует иметь ввиду, что этот персонал часто работает не на постоянной основе, а по трудовым договорам, т.е. является в значительной мере независимым.

Функция развития организации – это всегда прогноз, а прогноз – это риск. Использование статистических методов лишь в некоторой степени снижает риск, однако осознание возможности убытка должно присутствовать в работе руководителя, как и готовность пойти на компромисс, постоянно искать пути самосовершенствования для улучшения перспектив своей организации.

Заключение


В настоящей работе рассмотрены аспекты деятельность руководителя социально-культурного учреждения. Оказано. Что менеджмент в рассматриваемой сфере имеет много общего с наукой управления в целом. Однако имеет и свою специфику, связанную с тем, что рассматриваемая сфера есть сфера оказания услуг, имеющих большое общественное значение. В этой связи значительная часть социально-культурных учреждений не преследует цели получения прибыли. В работе рассмотрены пути финансирования как коммерческих, так и некоммерческих учреждений.

Следует также отметить, что социально-культурный менеджмент может быть связан не только с управлением организацией (библиотекой, музеем, театром, клубом и пр.), но и с реализацией отдельно взятого проекта. Вопросам проектирования с данной сфере деятельности посвящена монография А.П. Маркова, в которой, в частности, значительное место уделяется рекламе, связям с общественностью и другим коммуникативным функциям, без которых невозможна успешная реализация социально- культурного проекта.

В настоящее время ведется важный спор о том, толжны ли руководители в сфере культуры формировать свои проекты в расчете в первую очередь на вкусы и интересы широких масс, поощряя тем самым далеко не всегда высокий уровень массовой культуры, или же они, наоборот, должны стремиться поднимать своими проектами и всей своей деятельностью уровень массовой культуры вверх, пусть и с риском для коммерческого успеха. По мнению автора, следование чисто коммерческим целям неизбежно приводит к поощрению деградации культуры, что сегодня является мировой тенденцией. Поэтому поддержка обществом, бизнесом и властью некоммерческих социально-культурных организаций и проектов должно рассматриваться как необходимая составляющая цивилизационного процесса.

Литература


  1. Грицай М. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : теоретические основы менеджмента : учеб. пособие / М.А. Грицай ; Ом. гос. ин-т сервиса, Каф. социал.-культ. сервиса и туризма. - Омск : Омский государственный институт сервиса, 2004. - 184 с

  2. Карпухин О. И., Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства Материалы семинара «Современные принципы управления СКД», Москва, 2004

  3. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие для вузов культуры и искусств, пед. институтов и сред. спец. учеб. заведений. – М.: Изд. МГУ, 1995. – 133 с.

  4. Кук П. Культура менеджмента и менеджмент культуры // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – № 2 (27). – С. 88-96

  5. Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций, СПб, СПбГУП, 2005

  6. Морозова Е. Я., Тихонов Э. Д., Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. М., изд. Михайлова В.А. 2002

  7. Саак А. Э., Пшеничных Ю. А., Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме, СП-б, Питер, 2007

  8. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. - Спб.: Лань,2001. - 384с.




1 Кук П. Культура менеджмента и менеджмент культуры // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – № 2 (27). – С. 88-96

2 Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций, СПб, СПбГУП, 2005

3 Карпухин О. И., Социокультурный менеджмент как компонент культурной политики государства Материалы семинара «Современные принципы управления СКД», Москва, 2004

4 См. Саак А. Э., Пшеничных Ю. А., Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме, СП-б, Питер, 2007

5 Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие для вузов культуры и искусств, пед. институтов и сред. спец. учеб. заведений. – М.: Изд. МГУ, 1995. – 133 с.




Теория и методика социо - культурного менеджмента
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации