Практическая психология в России на современом этапе - файл n1.rtf

приобрести
Практическая психология в России на современом этапе
скачать (195.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf196kb.07.07.2012 04:03скачать

n1.rtf

ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Реферат

по дисциплине: «История психологии»

на тему «Практическая психология в России на современном этапе»

2010 г.

Содержание


Введение………………………………………………………………...

  1. История развития и современное состояние практической психологии в России…………………………………………………...

  2. Структура и основные разделы практической психологии в современной России………………………………………..

  3. Основные сферы деятельности современных практических психологов……………………………………………………………...

  4. Современные требования к личности практического психолога…...

Заключение…………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………...


3
4
6
13

16

17

19

Введение.

Психологическая наука и практика тесно взаимосвязаны, теория всегда так или иначе ориентирована на практический выход.

Датой начала научной психологии считается 1879г., когда в Лейпциге была открыта Вундтом первая психологическая лаборатория. Путь развития научной психологии отражает многообразие и сложности практики и жизнедеятельности людей. Вначале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но затем, в связи с развитием производства и техники, все больше и больше выдвигались практические проблемы, которые необходимо было решать психологии (работоспособность, взаимоотношения в группе, мотивация поведения и т. д.).

Сейчас российская психология вступила в фазу своего расцвета. Психология сегодня - наука модная и полезная. Психологи востребованы и в бизнесе, и в образовании, и в медицине и в политике, и в правоохранительных органах, т. е. во всех аспектах человеческого общества.

В середине двадцатого века наблюдается активный процесс дифференциации психологии на многочисленные отрасли — возрастная, медицинская, инженерная, социальная, педагогическая, космическая, спортивная, творчества и т. д.

Психология, развиваясь как теоретическая наука, все ближе и ближе подходит к практике. И возникает необходимость в интеграции знаний из различных областей психологии для решения жизненно-важных проблем конкретных людей. Это приводит к появлению в психологической науке — практической психологии.

Цель практической психологии, которая понимается как интеграция знаний и методов из различных областей психологии, решение проблем, возникающих у человека в различных сферах его жизнедеятельности, помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений.

1. История развития и современное состояние практической психологии в России.

В силу ряда обстоятельств (тоталитарный режим и, как следствие, гонения на психологию, стремление в своё время заменить предмет психологической науки предметом рефлексологии и физиологии и т.п.) в отечественной практической психологии до настоящего времени можно зафиксировать серьёзное отставание от западных стран. Отечественная психология долгое время представляла собой академическую науку, занимавшуюся исследованиями, но не решением реальных психологических проблем конкретных людей.

Практическая психология в России развивается как специально выделяемая психологами отрасль, нуждающаяся в особом научном обосновании, последние пятнадцать – двадцать лет (особенно активно в 90-е годы 20-го века).

Почти все отечественные школы практической психологии опираются на теоретические концепции, пришедшие к нам с Запада, да и сами формы психологической работы в большинстве случаев до сих пор являются модификациями зарубежных моделей.

Наряду с этим существуют формы практической психологической работы, зародившиеся именно в нашей стране. Практическая психология имеет в России собственные традиции. Элементы методов практической психологии активно использовались в нашей стране ещё в 20 – 30 годы. Речь идёт, прежде всего, о своеобразном «психотехническом буме» первых послереволюционных десятилетий, когда изучались и внедрялись в практику методы профотбора и профконсультаций, психологической рационализации профессионального образования, создавались специальные тренажёры и разрабатывались приёмы психологического воздействия на группу. Были созданы первые деловые игры, ставшие гораздо позже составными элементами многих других тренингов.

Другим направлением, реализовавшим психологические методы в социальной практике, выступила возникшая в США и широко распространившаяся в Западной Европе и России педология, проповедовавшая комплексный – средствами различный наук – подход к ребенку и претендовавшая на роль «метанауки». Отечественные педологические лаборатории и секции вполне в духе времени пытались разрабатывать методы и приёмы диагностики и развития отдельных детей и школьных коллективов в соответствии с идеями формирования нового человека.

Советская психология на ранних этапах своего развития оказалась очень восприимчивой к идеям зарубежных исследователей. Одной из наиболее привлекательных концепций в то время являлся фрейдизм. Отечественные психологи пытались применять в практике психоаналитические идеи в работе с детьми (В.Шмидт, М.Вульф, И. Ермаков, А.Залкинд и др.).

Однако и педология, и работа в рамках концепции Фрейда не сумели получить своего развития в отечественной науке в связи с фактическим запретом властей и гонениями на учёных и практиков. Долгие годы психология в России была лишена возможности изучать и развивать методы оказания психологической помощи и знакомиться с опытом зарубежных коллег.

В настоящее время практическая психология рассматривается как сфера приложения психологических знаний, как психологическая практика и способ проверки умозрительных психологических моделей, как новая активно развивающаяся отрасль психологической науки, имеющая свой предмет изучения и разработки. Г.С.Абрамова предметом практической психологии считает индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств его жизни.

Прикладные задачи практической психологии диктуются необходимостью психологического обеспечения оптимального функционирования учреждений и организаций, труда персонала и отдельных индивидуумов. Это вызвало на сегодняшний день необходимость в составление специальных обучающих программ, создание учебников и учебных пособий по практической психологии, разработку психологических рекомендаций и методических материалов, программ подготовки и переподготовки кадров, психологическое обоснование деятельности служб практической психологии, создание проектов нормативных документов такой деятельности.

В нашей стране в настоящее время получили развитие службы практической психологии в образовании, в учреждениях и организациях самого различного профиля для работы с персоналом, активно развивается практическая психология в бизнесе, в рекламном деле, в управленческой сфере, возникла нужда в психологах-имеджмейкерах, психологах, умеющих работать с политиками.

2. Структура и основные разделы практической психологии в современной России.

Наиболее развиты и востребованы сегодня пять направлений деятельности практического психолога:

- психодиагностика, важнейшей целью, которой является добывание психологической информации о человеке или группе, конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории;

- психопрофилактика, подразумевающая работу по предупреждению дезадаптации персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей;

- психологическая коррекция, понимаемая как целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение её показателей в соответствие с возрастной или иной формой;

- психологическое консультирование, целью которого является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий – в результате общения с психологом – для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах;

- психотерапия в рамках психологической модели, направленная на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении личности в случаях серьёзных психологических проблем, не являющихся проявлениями психологических заболеваний.

Отличия между направлениями состоят в степени сложности комплекса средств, используемых в процессе работы и в степени стандартизации применяемых психологом средств. Наиболее стандартизированной можно считать психодиагностику, наименее стандартизированными являются психологическое консультирование и психотерапия, поскольку они предполагают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.

Далее в своей работе я рассмотрю содержание и задачи этих направлений психологической помощи на современном этапе.

Психодиагностика

Психодиагностика – это наука и практика, связанная с разработкой разнообразных методов распознавания индивидуально-психологических особенностей человека и постановкой с помощью этих методов психологического диагноза.

Практический психолог обычно не занимается созданием новых психодиагностических методик, он является пользователем разработанных исследователями методов. Практический психолог с помощью психодиагностики решает следующие основные задачи:

1) Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.

2) Определение степени развитости данного свойства, её выражение в определённых количественных и качественных показателях.

3) Описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

4) Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Психодиагностические методы можно разделить на:

-экспертные (клинические)

-стандартизированные (тестовые)

Работа психодиагноста предъявляет к нему ряд важных требований, таких как умение располагать к себе людей и доскональное знание используемых психодиагностических методик и условий их применения.

Психопрофилактическая работа

Задачи деятельности психолога в русле психопрофилактики:

- работа по адаптации детей, подростков и молодёжи к условиям образовательных учреждений – выработка конкретных рекомендаций педагогам, родителям, воспитателям и др. по оказанию помощи детям в адаптационный период, по адаптации человека в условиях новой или сложной жизненной ситуации.

-создание условий, содействующих предупреждению дезадаптационных состояний при переходе на новые ступени;

- проведение различных видов работ по созданию благоприятного психологического климата в общественных учреждениях;

- осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузке и др.

Перечисленные задачи психопрофилактической работы практического психолога необходимы сегодня в разнообразных социальных системах.

Психологическая коррекция.

Психологическая коррекция определяется как направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности.

Термин «коррекция» подразумевает целенаправленное психологическое воздействие «сверху», дабы привести психическое состояние человека в соответствие с заранее известной «нормой психического развития». Это означает внешнее, постороннее вмешательство, порой достаточно жесткое, в те или иные психические проявления человека (в зависимости от содержательно-психологической направленности в рамках нормального онтогенетического развития различается коррекция умственного развития, коррекция развития личности, коррекция и профилактика развития невротических состояний и неврозов).

Психокоррекционная работа проводится в двух основных формах – групповой и индивидуальной. Программа психокоррекции составляется, как правило, на основе результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается практический психолог.

Можно обозначить два основных подхода осуществления психокоррекции:

1) Реализация коррекции как приведения к усредненной норме, определяемой статистически, на основе выработанной единой для всех «универсальной» психотехнологии;

2) Оказание психологической помощи, ориентированной на индивидуальные особенность и, в целом, на уникальность его психического и личностного развития.

Психологическое консультирование.

Психологическое консультирование относится к важнейшим направлениям профессиональной деятельности практического психолога.

Основная задача: создать условия, при которых клиент окажется способным посмотреть на свои жизненные трудность со стороны, осознать неконструктивные способы поведения и построения взаимоотношений и найти адекватные действия, позволяющие ему получить новый эмоциональный и личностный опыт.

Основная цель: психологическая помощь человеку в становлении его как продуктивной личность, обладающей высоким уровнем самосознания, способной осуществлять собственную, самостоятельно выбранную жизненную стратегию, готовой нести ответственность за свою судьбу.

Методология различных подходов в консультировании определяется их принадлежностью к одному из основных направлений современной психологии: психоаналитическому, бихевиористскому или экзистенциально-гуманистическому.

Психолог-консультант, ориентирующийся на психоаналитическую теорию, рассматривает душевную жизнь клиента с трех точек зрения:

  1. динамической, как результат взаимодействия и конфликта различных психических сил;

  2. экономической, как совокупность её энергетических характеристик;

  3. топической, с точки зрения структурной организации психики.

Свою главную задачу консультант-психоаналитик видит в том, чтобы помочь пациенту осознать природу и причины внутренних конфликтов, усилить его «Я» и сделать его более независимым от «Сверх-Я» и «Оно».

Консультант приверженец поведенческого подхода работает, прежде всего, над поведением клиента. Его задача – перевести психологическую проблему, выражаемую неясными, многозначными словами, в объективно наблюдаемые поведенческие акты.

Гуманистически ориентированный консультант опирается на два важнейших постулата:

  1. Люди сами себя контролируют, их поведение детерминировано способностью осуществлять свой выбор: выбирать, как думать и как поступать;

  2. У каждого человека есть врожденная потребность в реализации своего потенциала – в личностном росте, - хотя среда может блокировать этот рост.

Исходя из этих принципов, консультант видит свою задачу в том, чтобы помочь клиенту осуществить личностные изменения и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Стадии и приёмы консультирования:

1. Установление контакта,

2. Сбор информации и осознание желаемого результата (поиск задачи),

3. Перебор гипотез, решающих «задачу», и выработка альтернативных решений,

4. Обобщение результатов взаимодействия с клиентом (решение «задачи») и выход из контакта.

Психотерапия

Под психотерапией в настоящее время принято понимать широкую область научной и практической деятельности специалистов, внутри которой наличествует большое количество разнообразных теоретико-методических подходов. Под психотерапией следует понимать «оказание психологической помощи здоровым людям в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни»1.

Условно различают:

Клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики. Используются такие методы, как гипноз, аутогенная тренировка, различные виды внушения и самовнушения.

Личностно-ориетированную психотерапию, которая стремится помочь человеку изменить своё отношение к социальному окружению и к собственной личности. Здесь можно обнаружить огромное разнообразие методов и приёмов, основывающихся на концептуальных моделях множества школ и течений.

Будучи одним из направлений деятельности практического психолога, психотерапия предъявляет особые требования к подготовке и уровню квалификации психолога. Оправдано разделение специализаций практического психолога на психотерапевта, диагноста, консультанта, коррекциониста с тем, чтобы в рамках единственной психологической службы каждый выполнял одну из указанных основных функций. В области психотерапии психолог неизбежно использует эклектический подход, однако желательным является специализация в каком-то определенном психотерапевтическом направлении: психоаналитическом, поведенческом, экзистенциально-гуманистическом или другом.

Психодинамический подход подчеркивает важность для понимания генеза и лечения эмоциональных расстройств интрапсихических конфликтов, которые являются результатом динамической и часто бессознательной борьбы противоречивых мотивов внутри личности.

Экзистенциально-гуманистический подход опирается на философские идеи экзистенциализма и феноменологии. Основополагающими идеями этого направления стали представления о человеке как о существе, изначально активном, стремящемся к расширению пространств своего бытия, имеющем почти безграничные возможности позитивного личностного роста.

Поведенческий подход связан с необходимостью формирования у обратившегося за помощью человека оптимальных поведенческих навыков. В настоящее время во многих странах стал популярен психотерапевтический подход, получивший название нейролингвистического программирования, который имеет корни в поведенческом направлении (процесс моделирования внутреннего человеческого опыта и межличностной коммуникации путем выделения структуры процесса).

Формы практической психологической работы

Предоставление практической психологической помощи происходит через индивидуальную работу с человеком или путём включения его в тренинговую группу.

Одним из главных преимуществ психологической работы в группе является то, что групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникнуть при индивидуальной работе с психологом. Оказавшись в тренинговой или психотерапевтической группе, человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями и обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. В группе участники тренинга имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами. Под обратной связью в общении понимается процесс и результат получения информации о состояниях партнёра по общению и его восприятии поведения субъекта. Взаимодействие в группе часто создаёт эмоциональное напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого.

Вместе с тем есть люди, которые совершенно не расположены к работе в группе. Согласно мнению целого ряда специалистов, не подходят для участия в групповой работе люди с очень высокой тревожностью, излишне эмоциональные, люди способные к сильным проявлениям агрессивности, люди с низкой самооценкой. Со всеми людьми, имеющими указанные особенности более эффективной будет индивидуальная психологическая работа.
3. Основные сферы деятельности современных практических психологов.

В настоящее время в России наиболее развитой является служба практической психологии образования.

Задачи службы практической психологии в системе образования Российской Федерации определяются в основополагающем нормативном документе – «Положении» об этой службе, проект которого, подготовленный Минобразования, опубликован в сентябре 1999 г. В качестве цели Службы рассматривается содействие в создании в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.

Основные проблемы Службы практической психологии в системе образования решаются в рамках трёх основных направлений деятельности:

  1. Научное направление предполагает решение проблем изучения закономерностей развития и формирования личности с целью разработки методологических основ деятельности службы практической психологии образования, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной системы образования.

  2. Прикладное направление связано с необходимостью решения проблем психологического проектирования образовательного процесса, включая составление образовательных программ, создание учебников и учебных пособий по психологии, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, программ подготовки и переподготовки психологических и педагогических кадров.

  3. Практическое направление нацелено на решение конкретных проблем непосредственно в образовательном учреждении, специализированных психологических кабинетах и центрах в форме оказания непосредственной психологической помощи.

Практическая психология бизнеса, рекламы и менеджмента

Эти направления являются во многом сходными по проблематике. Проблемы психологии бизнеса связаны с изучением особенностей личности современного предпринимателя; важнейших требований, предъявляемых к человеку, начинающему «своё дело»; психологических средств и методов предпринимательской деятельности; характеристик делового общения бизнесмена; основ эффективной мотивации сотрудников и т.д. Для понимания психологического содержания деятельности предпринимателя необходимо изучить специфику бизнеса в России, разнообразные стратегии ведения продаж, различные способы презентации себя и своих товаров на рынке.

Психология управления является более разработанной и научно обоснованной, чем психология бизнеса и рекламы. Психология управления занимается вопросами: типы, стили и виды управления; специфика управленческих действий на разных уровнях, способы и методы убеждения; учёт индивидуальных особенностей и мотивация подчиненных в управленческой деятельности; психологические основы эффективных управленческих решений; типы корпоративных культур; влияние руководителя на социально-психологический климат в коллективе; вертикальные и горизонтальные коммуникации руководителя и его личностные характеристики; эффективные информационные технологии в управленческой деятельности и ряд других.

Психолог, работающий в рекламном деле, в бизнесе, в государственном учреждении или на промышленном предприятии, должен оказывать психологическую помощь руководителю и способствовать эффективному труду всего персонала.

Психологическая помощь семьям

Семейная психотерапия в настоящее время определяется как направление в медицинской и немедицинской психотерапии, ориентированное на оказание психологической помощи семье в преодолении разнообразных психологических проблем: в межличностных отношениях, в эмоциональной сфере и т.п.

Работа с семьёй направлена на развитие личности в семейном окружении. Важным является перенос ответственности за исход работы с психолога на семью. Семья как особый организм сама способна помочь своим членам; психолог не может дать семье больше, чем сами члены семьи могут дать друг другу.

По своему характеру психологическая помощь семье реализуется в следующих формах:

  1. психодиагностическое обследование членов семьи и семейных отношений и предоставление клиентам психологической информации;

  2. организационные меры (направление на дополнительную консультацию у психоневролога, психиатра, сексолога и у других специалистов);

  3. осуществление психокоррекционных и психотерапевтических воздействий;

  4. рекомендации способов общения, методов обучения и воспитания;

  5. выявление причин трудностей ребенка в обучении, во взаимодействии со взрослыми или сверстниками и т.д.

4. Современные требования к личности практического психолога.

Теоретическим концепциям присуща позиция, согласно которой успех работы практического психолога определяется, прежде всего, системой применяемых психотехник. Но практика современности показывает важность личностных характеристик психолога. Гуманистическая позиция состоит в том, что развивающий и оздоравливающий эффект возникает в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между психологом и клиентами. Невозможно насильно привести к счастью, невозможно осуществлять личностное развитие извне по отношению к личности. Следовательно, нужно, чтобы психолог обладал такими личностными характеристиками, которые позволили бы ему заботиться о создании максимально благоприятных условий для развития самосознания, осуществления личностных изменений.

Практическому психологу желательно иметь следующие черты:

  • концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

  • открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

  • эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

  • аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

  • энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

  • уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

  • уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

  • богатое воображение, интуиция;

  • высокий уровень интеллекта.



Заключение.

Подводя итог, можно выделить следующие моменты современной практической психологии.

Предметом практической психологии как науки являются методы, средства и условия оказания психологической помощи людям, имеющим психологические трудности.

Решение научно-исследовательских задач практической психологии нацелено на изучение закономерностей развития и формирования личности, на разработку методологических основ деятельности практического психолога, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях различных социальных систем.

Решение прикладных задач практической психологии связано с психологическим обеспечением оптимального функционирования учреждений и организаций, труда персонала и отдельных индивидуумов. Это предполагает составление специальных обучающих программ; написание учебников и учебных пособий по практической психологии; разработку психологических рекомендаций и методических материалов, программ подготовки и переподготовки кадров, психологического обоснования деятельности служб практической психологии; создание проектов нормативных документов такой деятельности.

Практические задачи определяются конкретными проблемами профессиональной деятельности психолога: в учреждениях и организациях различного профиля, в специализированных психологических кабинетах и центрах.

Практическая психология состоит из частей:

1) психология индивидуальности;

2) психология взаимоотношений и взаимодействия в группе;

3) психология профессиональной деятельности;

4) психология личной и обыденной жизни.

Логика такого разделения заключается в том, что в центре стоит человек с его неповторимой индивидуальностью, и он должен знать и понимать себя и другого человека. Но человек редко бывает один, обычно он включен в групповые отношения, которые могут быть очень различными, но вместе с тем, имеются определенные закономерности взаимоотношений и взаимодействия в группе, знание которых помогает человеку рационально строить свое поведение. Две остальных части практической психологии раскрывают возможности и особенности поведения человека в основных сферах его жизнедеятельности: профессиональной, личной и обыденной жизни. В целом, мы подходим к пониманию того, что такое внутренняя гармония у человека, как сам человек может способствовать ее развитию и укреплению психического здоровья.


Список литературы:

  1. Абрамова Г. С. Практическая психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

  2. Александров А.Д. Основные задачи психологии XXI века. – СПб.: Питер, 2003.

  3. Большой психологический словарь/Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П., М.: Прайм-Еврознак, 2003.

  4. Практическая психология: Учебник/Под ред. М. К. Тутушкиной., — СПб.: Дидактика Плюс, 2001.

  5. Современная российская психология. / Любутин К.Н., Грибакин А.В. – Екатеринбург: Мир знаний, 2004.





1 Психологический словарь Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г., М.,1996, С.312


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации