Предмет исследования история возникновения и развития сельского поселения Хрящевка - файл

приобрести
скачать (603.1 kb.)


Введение

Предмет исследования – история возникновения и развития сельского поселения Хрящевка.

Объект исследования – поселок Хрящевка.

Целью работы является изучение основных событий истории села.

Реализация цели исследования подразумевает постановку следующих задач:

- охарактеризовать специфику историко – географической и экономико – географической локализации села Хрящевка;

- изучить основные факты истории возникновения и развития села;

- подробно рассмотреть положение, сложившееся в деревне в годы Великой Отечественной войны;

- выявить, какое влияние оказала война на судьбы жителей села.

Функциональные установки потребуют использования следующих методов исследования:

- диахронного;

- историко – генетического;

- историко – сравнительного;

- актуализации;

- ретроспективного;

- хронологического.

Имеющийся спектр материалов для изучения истории родного села включает в себя источники (архивные документы),краеведческую литературу, устные свидетельства жителей деревни, обладающие исторической ценностью.

Актуальность темы. Село Хрящевка обладает высоким рейтингом туристической привлекательности. Подготовка сводного кластера сведений об историческом прошлом и культуре поселка может иметь практическую значимость в качестве информационного бюллетеня для туристов и гостей села. Посетившим Хрящевку более не придется проводить время в поисках информации о населенном пункте: в кратком изложении, вся она станет доступна в форме указанного бюллетеня.

Структура работы – работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1


Самые ранние архелогические свидетельства появления человекана территории Самарской области датируются эпохой Нижнего палеолита. В то время общины первобытных людей расселялись из Африки на юг Азии, с Ближнего Востока в Европу. В Поволжье стоянки и поселения первобытного человека возникли более 100 тысяч лет назад. Произошедшие в течение последних 200 тыс. лет климатические изменения были обусловлены эпохами глобальных оледенений Плейстоценового периода. Периоды оледенений сменялись потеплениями климата. В последнее Рисс - Вюрмскоемежледниковье в крае расселились первые люди. В лесах и лесостепях Средней Волги тогда обитали многочисленные теплолюбивые животные, в том числе слоны и носороги. Их промысел вели первобытные охотники.

Следы деятельности людей периода каменного века найдены в соседних с Поволжьем районах предгорий Северного и Среднего Урала. В Среднем Поволжье были обнаружены стоянки эпохи мезолита.

Приблизительно 100 тысяч лет назадна смену Раннему палеолиту пришел Среднекаменный век или Мустьерский период (по названию пещерной стоянки Ля-Мустье во Франции). Памятники этого периода распространены на территории России гораздо чаще, чем предшествующего времени. Поселения неандертальцев найдены Крыму, на Кавказе, на Русской равнине, в Сибири. Кремниевые орудия труда Мустьерской эпохи обнаружены на территории ряда областей Поволжья (Самарская область, Ульяновская область, Татарстан). Так, в 1951 г. несколько кремниевых орудий найдено архелогами в местечке Тунгуз неподалеку от деревни Хрящевка Ставропольского района Самарской области. На левобережье Волги, возле устья реки Черемшан, исследователями были обнаружены в раскопе 3 остроконечника, 2 нуклеуса (каменные ядра, с которых скалывали пластины), 4 заготовки орудия. Костные останки ледниковой фауны – мамонтов, зубров, гигантских оленей, шерстистых носорогов местные жители находили тут в XIX в. Каменные заготовки и обработанные наконечники не привлекли внимания, поскольку были похожи на природные объекты. Лишь только деятели науки смогли распознать в них артефакты, выполненные руками человека.

Люди жили небольшими общинами охотников и собирателей, вели присваивающее хозяйство и добывали из природы продукты пропитания. Объектами охоты было более 15 видов животных. Палеолитические охотники умело добывали зверя. Охотились небольшими группами. На мелкого зверя ставились ловушки из камней, рылись ловчие ямы, метались связанные друг с другом каменные шары (бола) или копья. С помощью пала травы огнем охотники загоняли к краю обрыва крупную добычу. В случае удачной охоты на мамонта община получала более тонны мяса, 300 квадратных метров шкуры, более тонны костей.

Охота не была надежным источником пропитания, и если добыть зверя не удавалось, то приходилось собирать коренья, плоды и ягоды, дикие злаки и зерна. В холодное время года нередко не получалось добыть и растительную пищу, и потому была велика смертность от голода. В науке есть мнение, что средняя продолжительность жизни в то время составляла около 32 лет. Стариков почти не было, т.к. до старости никто не доживал. Очень велика была детская смертность - 40%. От болезней и ран умирали более половины людей зрелого возраста. Сорокалетние были очень немногочисленной группой в каждом роде.

Первобытные люди Мустьерской эпохи (неандертальцы) имели ряд отличий от человека современного вида. Невысокий рост (155-160 см.) и приземистая фигура, волосатость, покатость лба, большие надбровные дуги, большой приплюснутый нос, выдающаяся крупная челюсть – таков был их облик, по научным данным. Объём мозга соответствовал нашему, но отличался более низким уровнем развития. Скорее всего, неандертальцы не обладали речью, лишь систему знаков и выкриков, однако их деятельность была осмысленна. Неандертальцы имели зачатки представлений о жизни и смерти. Свидетельства этого – погребения с инвентарем в виде козьих рогов (Тешик – Таш) и петроглифы (наскальные рисунки) каменного века.

Первобытный человек добился высокой степени адаптации к природной среде. Найденные археологами остатки материальной культуры свидетельствуют, что члены родовых общин научились добывать огонь или поддерживать его, взяв в жилище природный очаг, шили одежду из шкур, строили остовы хижин из костей мамонта и так же покрывали шкурами. Часть первобытных людей проживало в пещерах.

Это все позволило людям выжить в условиях Вюрмского оледенения, которое сковало планету 70 тыс. лет назад.

Начало следующей эпохи Позднего палеолита (40-10 тысяч лет назад) ознаменовалось становлением человека современного физического типа (Homosapiens) и дальнейшим развитием родовой организации общества. В указанный период прогрессивно развивалась техника обработки каменных орудий. Их обрабатывали серией мелких сколов, благодаря чему появились более эффективно заточенные наконечники копий, ножи, топоры, скребки, свёрла, резцы, остроконечники. При помощи каменных орудий производилась обработка дерева, кости, рога и изготовление из них орудий труда (гарпуны и остроги, иглы, проколки, древки копий). Эпохой Верхнего Палеолита датируются зачатки ремесленного производства: плетёные корзин из лозы или прутьев, обмазанных глиной.

Совершенствование орудий труда обусловило прогрессивное развитие рыболовства, жилищного строительства.Складывающиеся первобытные верования и культа привели к формированию первобытного искусства.

Эпоха Позднего палеолита в Самарской области представлена памятниками, расположенными на территории г. Самара. В Овраге Подпольщиков найдено и классифицировано 11 групп каменных орудий данного времени. Здесь же обнаружены следы двух стоянок первобытных людей (Постников Овраг I и II). Стоянки были найдены на высоких террасах там, где сегодня располагается загородный парк г. Самара. Инвентарь поселений обычен для эпохи: зола от кострища, орудия из камня, останки животных. На территории оврага выявлены следы древней мастерской: нуклеусы, отщепы камня и т.д.

Развитая орудийная техника помогла общинам людей разумных на территории Самарской области пережить Валдайский ледниковый период. Около 10 тысяч лет назад льды стали отступать на север, и климат стал более теплым. Местность покрылась озерами и реками, тундровая степь и лесостепь сменилась лиственным и хвойным лесом. Вымерла прежняя ледниковая фауна – мамонты, носороги и др. Им на смену пришел современный животный мир – медведи, олени, лоси, кабаны, косули, лисы, зайцы. В озерах и болотах гнездилась водоплавающая птица.

Окончание ледникового периода (10-12 тыс. лет назад) дало старт новой эпохе в истории человеческого общества - эпохе мезолита. Усложнились условия охоты: новый животный мир был представлен видами небольших по размеру животных, быстро передвигающихся и искусно прячущихся в густых зарослях возле водоемов. Загонная коллективная охота в этой связи уходила в прошлое, на смену ей пришла индивидуальная. Это потребовало изменения охотничьих орудий: появились короткие метательные дротики, которым можно было придавать ускорение и дальность с помощью простого и эффективного изобретения – копьеметалки. В этот период человек изобрел лук и стрелы. Большое значение приобрело рыболовство, так же потребовавшее новых изобретений (острога, сети). Продолжало сохранять свою значимость собирательство, однако уже делались первые попытки одомашнивания животных. На территории Анатолии стали предприниматься первые шаги к засеиванию диких злаков на полях.

С изменением хозяйства изменился и образ жизни людей. Быт мезолитических охотников и рыболовов становится подвижным: в поисках добычи часто меняются места обитания. Поэтому культурный слой мезолитических стоянок обычно тонок, да и по площади они уступают позднепалеолитическим, видимо потому, что в мезолите происходит дробление общин. В эпоху мезолита человек изобрел такие средства передвижения, как лыжи, лодка с вёслами.

В эпоху мезолита продолжалось совершенствование техники обработки камня. Появилась вкладышевая техника. Поначалу подготавливались обработанные каменные пластины ножевидной формы, изготавливаемые с помощью мелких сколов. Такая техника позволяла создавать очень мелкие пластинки – микролиты. Пластины вкладывались в углубления деревянных или костяных древков и рукоятей и фиксировались там. Так появились составные орудия. Из кремниевых пластин изготовлялись наконечники стрел, концевые скребки, резцы и другие орудия.

В Поволжье общины охотников и рыболовов селились на берегах реки и её притоков – Соке, Самаре, Кинеле. Здесь возникали поселения Воскресенская, Монастырский хутор, Коноваловская, Немчанская, Нурская, Красноярская, Подгорская и Постников Овраг III. Почти все они основывались на песчаных холмах. Близость стоянок к воде указывает на рыболовческие пристрастия их обитателей. Большинство стоянок Самарского Поволжья относится к VII-VI тыс. до н.э.

Период Неолита (VI-IV тыс. до н.э.) сопровождался эпохальными изменениями в сфере ведения хозяйства, называемыми неолитической революцией. В эпоху происходил переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство, рыболовство) к производящему (земледелие, скотоводство). Ряд существенных изменений произошел в технике и приёмахизготовления каменных орудий. На стоянках этого времени археологи находят полированные топоры, долота, тёсла – орудия необходимые при строительных работах и при обработке дерева.

В эпоху неолита возникло ремесло в полном смысле слова - появились ткачество и прядение, изготовление керамик – первого искусственно созданного человеком материала. Первая, изготовленная без гончарного круга, керамическая посуда позволила людям потреблять варёную пищу. Самая древняя посуда из найденных на территории Самарской области изготовлена 8 тысяч лет назад.

В неолитическую эпоху на территории области проживали племена, ещё преимущественно занимавшиеся рыболовством и охотой, но уже приступившие к освоению земледелия и скотоводства. Они автохтонно проживали здесь со времен мезолита. Памятники, оставленные этим древним населением, обнаружены на берегах рек Самара, Сок и Волга. На стоянках эпохи неолита археологи находят мелкие кремнёвые колюще-режущие орудия и керамику двух видов.



8 тыс. лет назад в Самарском Заволжье жили племена, которых археологи назвали «елшанскими». Они обжигали сосуды из глины на огне с конической формы днищем, зарываемым в землю. Большая часть этой керамики орнамента не имеет. Лишь небольшая часть ее украшена орнаментом в виде ямок или вдавлений. Посуда лепилась вручную женщинами, затемпо сырой глине наносилсяорнамент заострённым предметом, после чего происходил обжиг на костре. Каждая группа племён имела свой орнамент, он служит археологам своеобразной визитной карточкой и помогает определить культурную принадлежность памятника. Именно керамика позволяет сказать, что елшанские племена позднее сменили другие.

Позже в регионе расселились волго-камские племена. На их стоянках обнаружены остатки плоскодонной посуды с совсем другим орнаментом. Рисунок в виде поясков наклонныхвдавлений выполнен с помощью тонкой палочки. Севернее этих племён жили камские племена. Они украшали свои сосуды отпечатками штампа, похожего на округло изогнутую гребёнку с мелкими зубцами.

Разыскания археологов свидетельствуют, что на рубеже мезолита и неолита, около 8 тысяч лет назад на Самарской Луке так же располагались стоянки первобытных людей. Поблизости отдеревни Лбище археологи обнаружили и в течение нескольких лет исследовали мастерскую. Её обнаружили на берегу Волги, где много исходного материала в виде кремниёвой гальки. Не каждаякремниёваязагатовка давала хорошие пластинчатые сколы, и потому не требовалось вытаскивать камни на высокий берег – своё рабочее место мастер устроил у воды. На месте раскопок археологи обнаружили тысячи кремниёвых сколов, ядра-нуклеусы и заготовки орудий. К сожалению, с течением времени разливы реки размыли часть мастерской.Выше на берегу Волги, по всей вероятности, находилось поселение, но сейчас здесь располагается дачный массив, и вести раскопки не представляется возможным.

Около 7 тысяч лет назад человек стал обрабатывать металлы. Первым из них была медь. Медных орудий поначалу было немного, и на протяжении двух тысячелетий они применялись вместе с каменными. Эта эпоха получила в науке название меднокаменного века или энеолита. Изначально люди использовали природную необработанную медь, которую считали камнем и занимались ее сколовой обработкой. Однако, в отличие от камня, металл плющился и менял форму. В итоге, человек стал придавать медной заготовке нужную форму ударной ковкой, получившей название холодной ковки.

Однажды медные самородки или орудия попали в очаг, где медь расплавилась. Этот расплавленный металл можно было залить в форму, в которой он остывал и становился готовым орудием труда. Месторождения медной руды редки в природе, а выплавка металла трудоёмкое занятие. Поэтому первое время медные изделия использовались мало.

На территории Самарского Заволжья в меднокаменном веке проживали племена самарской культуры, получившей название от реки Самары, где был исследован первый памятник этой эпохи — могильник у села Съезжее Богатовского района Самарской области (первая половина IV тыс. до н.э.). Для самарской культуры характерен бескурганный обряд погребения. Умерших помещали в могилы в вытянутом положении на спине, посыпали их красной краской – охрой и сопровождали богатым погребальным инвентарем: каменными шлифованными теслами, долотами, кремневыми ножами, костяными кинжалами, украшениями из кости (фигурки животных быков, лошадок и уточек), клыков кабана, раковин. Рядом с одной из могил на жертвенной площадке находились два конских черепа, раздавленные сосуды и костяной гарпун.

В ходе изучения памятников этой культуры, археологи обнаружили своеобразные сосуды с уплощённым днищем, некоторые из которых были украшены воротничками. Племена самарской культуры вели оседлый образ жизни. Их небольшие поселки располагались на песчаных прибрежных дюнах в поймах рек. Основу хозяйства племен самарской культуры составляло оседлое скотоводство. Есть основания предполагать, что племена самарской культуры были знакомы с земледелием и владели приемами обработки металла.

Позже на смену населению самарской культуры пришли хвалынские племена. Керамика хвалынских племён отличается круглодонной формой и гребенчатым штампом. В погребениях этой культуры археологи нашли медные орудия, гарпуны и рыболовные крючки, украшения из морских раковин, кости и даже каменные полированные браслеты. Основу хозяйства этих двух культур составляло скотоводство.

Первым животным, прирученным на территории региона, была лошадь. В конце Vтыс. до н.э. местные скотоводы стали разводить здесь коров. В период энеолита продолжала оставаться значительной роль охоты. В местных религиозных верованиях появляются новые культы: культ домашних животных, культ металлургов.

В середине III тыс. до н.э. на территории региона вступил в свои правабронзовый век – появились орудия из бронзы. Металлургия совершила качественный скачок в развитии. Бронза – это сплав меди и олова, более прочный, чем чистая медь. Преимущества нового металла проявились в процессе использования орудий из него.

Из многочисленных культур бронзового века можно выделить Ямную, Полтавкинскую, Лбищенско-вольскую, Абашевскую, Срубную.

В эпоху ранней бронзы на территории Самарского Заволжья жили племена Ямной культуры, которые хоронили своих сородичей в глубоких могильных ямах. Тело умершего укладывали на спину, головой на восток. В погребениях этой культуры археологи находят сосуды округлой формы, бронзовые ножи и шилья. Погребения вождей сопровождает богатый инвентарь – подвески из меди и золота, топоры, тёсла. Над погребением сооружали земляную насыпь, она служила своеобразным памятником умершему. Огромные курганы диаметром до 100 метров насыпали вождям. Над таким памятником трудилось, конечно, всё племя. Курган, согласно местным поверьям, – могила, где человек соприкасается со всеми тремя мирами (загробный мир духов, мир людей и небесный мир богов). Ранее бронзового века курганов нет.

Основу хозяйства ямных племён составляло скотоводство. Поскольку поселений этой культуры не обнаружено, можно предполагать кочевой образ жизни этих племён. Этого требовала необходимость постоянной смены пастбищ.



В середине IIтыс. до н.э. территория области была сравнительно плотно заселена. На берегах большинства рек археологи находят погребения и поселения, оставленные племенами Срубной культуры. Это самая богато представленная артефактамиместная культура периода бронзы.

Население Срубной культуры имело характерный погребальный обряд. Для умершего сородича сооружали «погребальный дом», сложенный из срубленных деревьев. Внутри сруба клали головой на север тело умершего. Ему придавали позу спящего, то есть укладывали на левый бок с согнутыми в суставах руками и ногами. Каждого умершего сопровождали сосуды с пищей, женщин хоронили с украшениями, мужчинам в могилу клали ножи, шилья, пастушьи рожки, наконечники стрел, редко – копья и кинжалы. Такой погребальный обряд говорит о культе предков. Сверху погребальный дом перекрывали деревянными плахами и сооружали насыпь.

На раннем этапе развития Срубной культуры над одним или двумя погребениями сооружали насыпь – курган. В более позднее время такую насыпь делали над целой группой могил. Сначала над каждым погребением насыпали небольшой холм. Позднее, когда умирали представители определённого поколения, племя сооружало в честь погребённых общую насыпь. Она служила общим памятником всем умершим. Потом в их честь совершался поминальный обряд, во время которого жгли костёр и ели мясо.

Остатки погребальной тризны обнаружены в большом кургане неподалеку от деревниХрящёвка Ставропольского района. Здесь, под курганной насыпью, сохранились остатки большого кострища, на котором лежал скелет коровы. В центре кургана был похоронен человек высокого роста. Тело сопровождали 2 больших сосуда и 2 бронзовых ножа в деревянных футлярах. Возможно, это было погребение вождя. Дело в том, что вокруг главного захоронения во внутреннем круге располагались могилы женщин и детей, во внешнем круге – могилы мужчин-воинов. Такое расположение погребений в кургане, возможно, отражает систему управления племенем. Взрослые и дети подчинялись воле вождя при жизни и даже после смерти, а мужчины и после смерти выполняли функцию воинов-охранителей племени.

Курганы содержат много находок, среди них встречаются и уникальные материалы. В 1979 году у села Подстёпки археологи обнаружили интересные украшения в виде плоских бляшек-свастик. Они лежали на груди скелета женщины, а раньше были нашиты на край горловины рубахи. Такие же свастики, только со спирально закрученными концами сопровождали погребение у совхоза имени Луначарского. Здесь бронзовые украшения были покрыты тонким слоем золота. Бляшки лежали на черепе женщины и, видимо, украшали головной убор умершей.

Изображение свастики часто встречается в культуре многих древних племён и является символом солнца и благоденствия. Основу хозяйства составляло комплексное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Уже в то время срубные племена выращивали просо, пшеницу, ячмень. Они разводили коров, лошадей, овец, коз и свиней. Охота и рыболовство дополняли меню человека эпохи бронзы. Выращивание продуктов и создание их запасов привели к росту народонаселения. Вэпоху бронзы средняя продолжительность жизни увеличилась до 40 лет. На всём земном шаре тогда проживали около 66 миллионов человек.

11 поселений срубной культуры обнаружены на Самарской Луке: у сёл Севрюкаево, Кольцовка, Комаровка, Усолье, Берёзовка. Массовыми находками на поселениях являются обломки посуды. Реже встречаются изделия из кости, камня и металла. Время от времени археологи находят остатки жилищ. По материалам раскопок на территории Самарской области, можно получить представление о развитии строительного дело у населения Срубной культуры. Строились как полуземлянки, так и дома по типу длинных общих изб для проживания всех членов рода. Размеры жилищ меняются с тенденцией к увеличению от раннего этапа культуры к позднему.

Неподалеку от села Хрящёвка, на берегу реки Сускан археологи обнаружили остатки двух полуземлянок, в которых фактически размещались все обитатели посёлка. Самое большое жилище имело площадь 270 квадратных метров.

Обитатели этого жилища не менее полугода строили себе дом. Древесина была заготовлена зимой, обработана и привезена на место сборки дома на повозках с конской тягой. На поселениях Срубной культуры находят детали конской узды, поэтому можно с уверенностью говорить об использовании лошади в качестве транспортного средства. Весной взрослыми родичами был вырыт котлован для будущей полуземлянки и ямы для столбов. Дом имел довольно сложную конструкцию. Восстановить его конструкцию помогли консультации архитекторов. Два ряда мощных столбов, на которые были положены поперечные балки, служили опорой для кровли. Крыша была устроена из жердей, которые сверху прикрыли хворостом, и засыпана землей. Скаты кровли были разной длины, так что оставался проход для свежего воздуха.

Внутри полуземлянки археологи обнаружили следы 10 очагов и по ним было подсчитано, что в таком доме проживали примерно 100 – 120 человек.Все они приходились друг другу родственниками, представителями нескольких поколений. Такая семья называется большой патриархальной или многопоколенной, возглавлял её обычно старейшина. В центре дома сохранились остатки большого очага, вокруг него собирались взрослые обитатели дома и решали самые важные вопросы. В полуземлянках сохранились земляные нары и выступы, заменяющие лавки.

В домах рылись погреба глубиной до 4 метров. Опускали туда продукты в сосудах, обвязанных верёвками. На дне одного из погребов археологи обнаружили скелет поросёнка. Видимо, стенка погреба обвалилась и мясо засыпало землёй, но хозяева не стали доставать его.

Занятия земледелием и скотоводством составляли основу хозяйства Поволжского ареала Срубной культуры. В погребениях и на поселениях срубной культуры археологи находят доказательства многочисленные кости домашних животных. Специалисты подвергли их экспертной оценке, которая выявила, что в стаде домашних животных у срубников преобладал крупный рогатый скот, на втором месте стояли козы и овцы, затем – лошади. Кроме того, о скотоводстве говорят находки орудий труда пастухов – рожок и флейта.Они были обнаружены при раскопках Подстёпкинского курганного могильника.

О занятиях земледелием говорят находки бронзового массивного секача для вырубания кустарника (у села Ягодное), каменных мотыг и пестов для растирания зёрен (на Сусканском и Комаровском поселении). Там же археологи обнаружили лопаточку для чистки рыбы, костяной крючок и гарпун – всё это говорит о сохранении рыболовства. Бронзовые и костяные наконечники стрел, а также кости диких животных свидетельствуют о занятии охотой.

Достаточно большое количество изделий из бронзы говорит о том, что срубники были умелыми металлургами. Добычей медной руды занимались, видимо, не все, а по несколько человек в племени. На юге Самарской губернии сохранились древние шахты, в которых более трёх тысяч лет назад открытым способом добывали руду срубники - металлурги. Памятники Срубной культуры сохранили изделия из привозной бронзы.

Для выплавки металла требовалась заготовка древесного угля. Для этого сжигали дрова, засыпанные землёй. Полученное топливо позволяло развивать температуру плавления до 950°С. Вслед за этим из глины лепили сосуд с толстыми стенками и готовили литейные формы (их вытачивали из камня). Затем в обрыве берега вырывали горн, закладывали туда топливо и ставили сосуд с рудой. Примерно через 7 – 15 минут выплавлялся металл. Затем в течение 5 – 20 минут производился дополнительный прогрев сплава. Возможно, уже тогда использовали кожаные мехи, которыми подавали воздух. Готовый сплав разливали по формам. Выплавка руды производилась в стороне от поселения и сопровождалась, по всей видимости, пением ритуальных песен. Такого рода секретность должна была обеспечить успех. Поскольку в отсутствие часов определять время выплавки было сложно, то помочь в этом могло распевание определённого объема ритуальных текстов. Научные эксперименты позволили установить, что весь процесс получения металла занимал от 23 до 44 минут.

Так же экспериментальным путём археологи узнали о процессе изготовления посуды. В эпоху бронзы лепкой горшков занимались женщины. Глину брали недалеко от дома и в зависимости от её качеств добавляли примеси – старую толчёную керамику, раковину или песок. Вылепливалась посуда вручную способом лоскутногоналепа. Прямо по сырой глине наносили узоры, для этого использовали костяные и каменные штампы, также применялись раковины и ногти самого мастера. Например, челюсти куницы позволяли оставлять ряды отпечатков в виде мелкозубчатого штампа. Узор на сосуде не только украшал его, но и служил своеобразной визитной карточкой народа. Для разных культур характерны различия и в технике орнамента. Поэтому в первую очередь по керамике археологи определяют принадлежность памятника к той или иной культуре. Срубная керамика украшена рядами насечек, зигзагами и геометрическими узорами – ромбами, треугольниками. Возможно, орнамент имел ритуальное значение – он оберегал пищу от злых духов. После орнаментации сосуд обжигали на костре.

Время от времени на сосудах Срубной культуры находят загадочные знаки, некоторые из них похожи на изображения уток, другие трудно прочитать. Возможно, это попытка с помощью рисунка передать информацию (протописьмо). Население Срубной культуры относилось к носителям индоиранской группы языков.

На памятниках срубной культуры находят керамику, украшенную другим орнаментом. Это говорит о тесных контактах с соседними племенами. Они могли представлять собой обмен готовой продукцией, а также создание смешанных семей. В последнем случае пришлая женщина сначала лепила свою «родную» керамику, а потом перенимала срубную традицию.

В I тыс. до н.э. происходит следующий эпохальный переход: жители Поволжья научились выплавлять железо и достигли благодаря этомукачественных успехов в земледелии.

Изобретение способа получение железа из руд явилось одним из важнейших открытий в истории человечества, произвело подлинную революцию в хозяйстве и технике. Железо привлекательнее бронзы тем, что встречается в природе гораздо чаще, чем медь. Кроме того, железо прочнее и удобнее в работе. Однако долгое время использование железа сдерживало невозможность плавки железа на открытом огне. При изобретении горна специальной конструкции, эта проблема была решена, и изделия из железа вошли в хозяйство. Но археологам сложно исследовать такие памятники, так как железо плохо сохраняется – остаются одни окислы.

Железо сделало возможным полеводство на более крупных площадках, расчистку под пашню лесных пространств, оно дало ремесленнику орудия такой твердости и остроты, которым не мог противостоять ни один из известных тогда металлов. Железные орудия быстро вытеснили каменные и бронзовые. Металлургия и металлообработка ранее других производств выделились в ремесла.

Распространение железа способствовало ускорению темпов разложения первобытнообщинного строя. Наступление железного века совпало с переходом пастушеских скотоводческо-земледельческих племен, обитавших в степях Евразии от Дуная на западе до Монголии на востоке, к полукочевому образу жизни. Этот процесс начался еще в эпоху бронзы, но завершился только к концу VIII в. до н.э. Становлению кочевого скотоводства в немалой степени способствовало не только внутреннее развитие степного населения, но и усыхание степей из-за постепенного изменения климата.

В это время мир делится на две части: оседлые племена и кочевые. Очень хорошо это деление заметно на Волге. На правом берегу жили оседлые племена, а левобережные степи занимали кочевые племена.

К оседлым племенам железного века относятся Ананьинская, Белогорская, Городецкая, Лбищенская, Именьковская культуры, которые постепенно сменяли друг друга на Самарской Луке. Эти племена занимались в основном пастушеским придомным скотоводством (лошади) и мотыжным, а впоследствии и пашенным, земледелием.

Оседлое население региона основывало свои поселения и городища на высоких утёсах Жигулей. Городища, как правило, окружены защитными валами и рвами, что говорит о возросшей угрозе безопасности.Для защиты от кочевников под постройку городищ выбирали место, защищённое с двух сторон естественными преградами. С уязвимой стороны возводились валы и рылись рвы. Городища строились на многих утесах и возвышенностях Жигулей. На городищах не жили – слишком высоко, а только прятались; жили ближе к воде.

Самые древние городища железного века обнаружены на вершине Задельной горы у села Жигули и на Лысой горе у села Моркваши. Здесь проживали племена Ананьинской культуры. Основу их хозяйства составляло скотоводство, занимались они и земледелием. Ананьинцы пользовались лепной посудой с округлым туловом и орнаментом в виде треугольных вдавлений.

Совсем другой образ жизни вели кочевые племена. В эпоху раннего железного века (VIII-IV вв. до н.э.) в южнорусских степях обитали родственные по происхождению племена скифов и савромат, языки которых принадлежали к иранской ветви индоевропейской языковой семьи. Скифы жили к западу от Дона, савроматы — к востоку.

Савроматы не имели постоянных поселений, поскольку вся их жизнь проходила в частых перекочевках. Основу их экономики составляло скотоводство. Савроматы находились на стадии разложения родового строя. Грабительские войны и набеги на соседей стали для них повседневным промыслом. В V в. до н.э. савроматы участвовали в войне скифов с персидским царем Дарием.

Греческие историки Геродот, Псевдо-Гиппократ, Эфор, подробно описывая быт савроматов, выделяли активную роль савроматских женщин в общественной жизни, их участие в военных походах. Эти сведения древнегреческих авторов подтверждаются археологическими находками. В богатых женских погребениях нередко встречаются мечи-акинаки и бронзовые наконечники стрел. Иногда вместе с ними в могилах находят каменные жертвенники, позволяющие предположить, что женщины выполняли жреческие функции.

В савроматском обществе остались очень сильны пережитки первобытного матриархата, что нашло свое проявление в обладании женщинами высокого социального статуса, участии женщин знатного происхождения в военных походах, а низкого – в ополчении.

Возле деревниВинновка был обнаружен савроматский меч с коротким лезвием. Эта находка (по всей видимости, трофейная) говорит о нападениях кочевников на оседлое население Самарской Луки. Погребение савромата обнаружено неподадекуот села Ягодное. Здесь нашли скелет мужчины, который лежал на спине, головой на восток. Рядом лежали зуб лошади и бронзовые детали конской узды.

В IV в. до н.э. начинается военное вторжение племен прохоровской культуры на территорию нижневолжских савроматов и происходит инкорпорированиесавроматов в конфедерацию сарматского племенного союза.

В III - II вв. до н.э. в Поволжье и Приуралье господствовала раннесарматскаяпрохоровская культура. Основу ее хозяйственного уклада составляло кочевое скотоводство. У ранних сарматов шел процесс разложения родового строя — выделялась богатая и воинственная родовая знать. Роль женщин в общественной жизни понизилась, женские погребения с предметами вооружения встречаются гораздо реже, чем в савроматское время. Самое древнее из раннесарматских погребений, открытых в Самарской области, исследовано в курганном могильнике у совхоза им. Кирова Красноармейского района. Оно относится к IV в до н.э., то есть ко времени перехода от савроматской культуры к прохоровской.

С III в. до н.э. возникают мощные сарматские союзы. В это время сарматские племена вышли за пределы Приуралья и Поволжья, пересекли Дон и достигли Предкавказья и Северного Причерноморья. В I в. до н.э. — I в. н.э. сарматы представляли активную политическую силу на просторах Евразии.

На всей обширной территории обитания сармат в этот период культура отличалась единообразием, локальные различия постепенно стирались. Сарматы поддерживали оживленные торговые связи с Танаисом и городами Боспорского царства. В погребениях этого времени часто встречаются привозные изделия боспорского и прикубанского производства. Несмотря на перемещение значительной части сарматов на запад, их первоначальная территория осталась густозаселенной, однако центр культуры переместился из Приуралья в Нижнее Поволжье.

На территории Самарской области среднесарматские погребения открыты у сел Андреевка и ВиловатоеБогатовского района, Гвардейцы Борского района, Преполовенка и Сосновка Безенчукского района, Хрящевка Ставропольского района, у хутора Истомина Волжского района и близ совхоза Березняки Кинель-Черкасского района.

Большинство среднесарматских погребений в Самарской области впускные, то есть обнаружены в насыпях курганов более ранних эпох. Формы могил весьма разнообразны: узкие прямоугольные, с подбоем в одной из длинных стенок, квадратные, в которых погребенный лежал по диагонали. Умерших помещали в вытянутом на спине положении головой на юг. Большую роль в погребальном ритуале играл огонь: в могилах попадаются угольки и кусочки веществ, его символизирующих: реальгар, сера или мел. В мужских погребениях встречаются глиняные сосуды и оружие: мечи и кинжалы с кольцевымнавершием, железные наконечники стрел. Женские погребения содержат зеркала и украшения, главным образом бусы и бисер. В женском погребении курганного могильника близ села Гвардейцы найдены предметы вооружения, следовательно, обычай погребения женщин с оружием сохраняется вплоть до среднесарматского времени.

Во II-IV вв. н.э. культура и погребальный обряд сарматских племен существенно изменились. Умерших стали хоронить в узких могильных ямах. Южная ориентировка погребенных сменилась на северную. Широкое распространение получил обычай деформации черепов: это достигалось путем стягивания головы ребенка тканью. Все эти изменения связаны с влиянием соседних кочующих племен. Взаимоотношения пришельцев и местного сарматского населения в Нижнем Поволжье были не всегда мирными, что повлияло на отход части нижневолжских сарматов в Волго-Донское междуречье. Оставшееся в Поволжье сарматское население ассимилировало выходцев из Средней Азии и Сибири.

Позднесарматское время на территории Самарского региона представлено погребениями в Березняковском, Гвардейском, Осинковском, Черновском III, Малоалексеевском, Андреевском и Виловатовском курганных могильниках.



В конце IV в. н.э. сарматы оказались разгромлены гуннами. Часть побежденных, примкнув к гуннам, отправилась с ними в Западную Европу, достигнув Испании и даже Северной Африки. Оставшиеся в южно-русских степях смешались с другими народами и растворились в их массе.

После нашествия гуннов в Нижнем и в южной части Среднего Поволжья продолжали жить многочисленные группы кочевников. Их богатые погребения открыты на территории Самарской области в кургане у села Владимировка Хворостянского района и у села Федоровка бывшего Бузулукского уезда.Кочевничевские погребения VI-VIII вв. исследованы в курганах у сел Новопавловка и у совхоза им. Кирова.

Таким образом, в течение раннего железного века население региона менялось. Но неизменным было противостояние двух миров: кочевников и оседлого населения Самарской Луки.

Глава 2


Первые постоянные поселения на юго-восточных окраинах Русского государства появились в конце XVI — начале XVII веков на Самарской Луке после основания города Самара. Эти поселки строились и заселялись беглыми крестьянами из центральных уездов страны. К концу XVII - XVIII вв. угроза набегов кочевников была окончательно устранена. В этот период территория Сызранского района была полностью освоена переселенцами. Одним из направлений колонизации края была церковная колонизация. В указанное время здесь возникло и развивалось крупное монастырское землевладение — Новодевичий и Городищев монастыри. Поскольку Правобережье Волги оказалось перенаселенным, то началось активное заселение и освоение левого берега. На вотчинных землях Новодевичьего монастыря одно за другим появлялись новые села - Хрящёвка, Сускан и др.

Топонимическое происхождение названия Хрящевка двоякое: в одной интерпретации, данный топоним связан с прозвищем основателя села («Хрящ»), по другой, название деревни произошло от устаревшего ныне понятия слова «хрящ», обозначавшего тогда песок с очень крупной галькой. В последнем случае село могло получить свое название от располагавшихся поблизости массивных залежей песка с крупными обломками твердых горных пород.

Располагалось село в живописном месте Самарской Луки - в устье реки Большой Черемшан, в 8 км от течения Волги. Село Хрящёвка было очень крупным, быстро развивающимся, богатым. Основу процветания составляли разнообразные природные ресурсы местности, географически выгодное расположение поселения, густые леса, широкие поля. Хрящевцы выращивали зерновые, занимались рыбным промыслом.

Событием, заметно повлиявшим на как на жизнь страны в целом, так и поселка Хрящевка в частности, стала отмена крепостного права в России. 19 февраля 1861 года император Александр II подписал Манифест и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», включавшие в себя 17 законодательных актов.

В Хрящёвке в основном проживали удельные крестьяне. Когда им стало известно о грабительских условиях реформы, в деревне начались волнения, поскольку люди были уверены в подмене царского Манифеста помещиками. Когда в село приехал мировой посредник Коновалов с миссией оформления новых поземельных отношений крестьян и помещиков, а так же оформления выкупной сделки, мужики – крестьяне собрали сход. На нем поднялся такой шум, что Коновалов был вынужден спасаться бегством. Крестьяне протестовали против выкупных платежей за землю: стоимость земельного надела была определена в 150 рублей на мужскую душу, а при общей нищете большинству предстояло расплачиваться в течение 49 лет. В Хрящёвку прибыл отряд полиции, крестьян наказали, а зачинщиков отдали под суд.

Согласно сведениям о населённых местах от 26 апреля 1896 года, Хрящёвский волостной староста Атлягузов отчитывался:


«Село Георгиевское — Хрящёвкатож находится на землях крестьянского общества Хрящёвской волости.

Село. Географическое расположение - при судоходной реке Волга и Большой Черемшан и Торговом Нижегородско – Самаро - Оренбургском тракте.


Поселение - 1091.
Население - мужского пола - 2844, женского -2931, Всего - 5775 человек.
Церкви — 2 каменные: Георгиевская, построена в 1828 году, крыта железом, окрашена зелёной краской, внутри отштукатурена и расписана, три обшитых железом двери, 26 окон;
Николаевская — с 1888 года, храм имеет 4 двухстворчатые двери, 38 окон, колокольню 3-х ярусную.
Старообрядческая часовня и Православная часовня.
Имеется волостное правление, 3 пассажирские пароходные пристани, 1 хлебозапасной магазин, 1 земско-общественная школа и 2 церковно-приходские школы.
Мастерских нет, есть 27 торговых бакалейных лавочки, 1 кожевенный завод, 5 обдирок и 34 ветряные мельницы.
От уездного города Ставрополь - 50 вёрст.»

Данные обзора свидетельствуют, что село Хрящёвка было достаточно крупным, быстро развивающимся, богатым. Основной доход шел от эксплуатации природных ресурсов (обширных лесов, полей). Дополняло картину выгодное экономико – географическое положение. Жители деревни выращивали зерновые, занимались рыбным промыслом. Процветало в поселке и садоводство. Хрящёвка до революции 1917 г. имела репутацию яблоневой столицей Ставропольского уезда. 200 крестьянских дворов имели яблоневые сады, в которых росло 16834 дерева. Сады располагались за селом в одном месте, занимали площадь наделённой земли около 20 десятин (1 десятина равнялась 11-12 гектарам). Выращивали различные сорта: «Анис», «Чёрное дерево», «Белая хорошавка», «Малыш», «Боровинка», «Скрут», «Решётка» и др.

В ходе революции 1905 – 1907 гг. огнем восстаний заполыхала вся Россия. Однако основные революционные события развернулись в крупных индустриальных центрах, где был сосредоточен пролетариат. Деревня отвечала массовыми бунтами и попытками разрешения «земельного вопроса», крайне обострившегося к началу ХХ века. Причиной крестьянских выступлений в Поволжье стала высокая степень крестьянского малоземелья: в Ставропольском уезде на каждую мужскую душу приходилось менее 3 десятин - это самый низкий показатель по Самарской губернии. К малоземелью добавлялись неурожаи.

В Хрящевке стали происходить самовольные захваты помещичьей земли. Царскими властями в деревню был послан агент для выяснения настроений крестьян, который доложил: «в случае повторения волнений минувших смутных лет, крестьяне могут представлять из себя немалую опасность, так как большая часть их пропитана революционным духом и склонна на всякие поступки».

Столыпинскую аграрную реформу 1906 – 1917 гг. большинство хрящевскихкрестьян встретило недовольством, в особенности их возмутил закон от 9 ноября 1906 года о праве выходе из общин и созданииотрубов и хуторов. Причина этого заключалась в едва ли не мизерной площади подушевых общинных наделов. Отрезание от и так небольшой общинной земли отрубных или хуторских земель еще больше уменьшало площадь имеющегося земельного фонда.

1 августа 1914 года началась IМировая война, в которую вступила Россия. Из деревни Хрящёвкабыли мобилизованы и ушли на фронт:


Бурыцков Тимофей Игнатьевич — офицер,
Зайцев Василий Михайлович — рядовой,
Кормишин Василий Михайлович - рядовой,
Макарычев Иван Кузьмич - рядовой,
Сергеев Василий Степанович — рядовой,
Тимофеев Василий Васильевич - рядовой,
Федотов Тихон Данилович — рядовой,
Козырев Пётр Тимофеевич — рядовой,
Пестов Егор Тимофеевич - рядовой,
Зимин (И.О. неизвестны) - рядовой,
Доронин Василий Иванович — рядовой,
Доронин Александр Евдокимович— рядовой.

Еще не завершилась Первая Мировая война, как Россию потрясли революционные события 1917-1918 гг.

В феврале-марте 1918 г. Советская власть окончательно утвердилась в Ставропольском уезде. Весной – летом начались антисоветские мятежи в Сибири и Поволжье, на волне которых приходили к власти первые белые правительства. Началась Гражданская война. В ходе нее жители Хрящёвки испытывали на себе все бедствия, ее сопровождавшие: террор, нужду, голод, потерю близких. В мае 1918 г. Наркомпрод РСФСР принял декрет о продотрядах. В Самаре стали формироваться продовольственные отряды, состоящие из вооруженных рабочих (в селах им помогали беднейшие крестьяне), для того, чтобы добыть хлеб по твёрдым ценам, а фактически, изъять его у кулаков (прослойки богатых крестьян). В реальности зерно отнимали не только у кулаков, но часто и у середняков – большинства крестьянской массы. В немалом количестве случаев, продотряды забирали последнее зерно, оставляя жителей деревень на голодную гибель.

В январе 1919 г. декретом СНК была введена продразверстка, предполагавшая изъятие упорядоченных норм хлеба у крестьян. Ответом на драконовские меры политики «военного коммунизма» стал Чапанный бунт весны 1919 г. в нескольких уездах Самарской губернии, в том числе Ставропольском.

Мятеж против продразвёрстки начался в селе Ягодное, затем поднялись недовольные в селе Новодевичьем. 6 марта 1919 года в Хрящёвку из Новодевичьего прибыл небольшой вооружённый отряд, и под руководством местных крестьян Прыткова и Петрова начались расправы с коммунистами и беспартийными активистами. По воспоминаниям, сохранившимся в памяти хрящёвцев, вооружённые люди ходили от избы к избе, заставляя мужчин брать вилы и идти с ними. Толпа людей собралась на площади перед сельсоветом; его председатель Пудовкин один пошёл на площадь и стал увещевать односельчан не поддаваться на кулацкую провокацию. Сын кулака, офицер Петров ударил Пудовкина по голове, после чего его оглушили и растерзали на глазах у всех.

По воспоминаниям Михаила Васильевича Доронина «восставшие вели себя воинственно: если кто из односельчан отказывался идти строить оборонительные заграждения, с ним тут же расправлялись». М.В.Доронин помнит, как пришли за его отцом, только что вернувшимся с Гражданской войны. Даже не излечившись до конца от тифа, этот мужчина вынужден был принять участие в мятеже.

Бунтари, расправившись в своих деревнях с советской администрацией, направились в город Ставрополь, чтобы захватить его. Противостоявшая им караульная рота из местных достойного сопротивления оказать не смогла, поэтому восставшие сравнительно легко взяли город, прервали связь с другими городами, остановили подвоз хлеба.

На борьбу против мятежников был откоммандирован отряд красной кавалерии во главе с помощником командира Самарского рабочего полка И.М. Шевердиным. В Новой Бинарадке, а затем и в Хрящёвке сражался с чапанниками мелекесский отряд под руководством Берко. Сражение было отчаянным, только на второй день, после пятичасового боя, Хрящёвка была отбита красными. Чапанное восстание было жестоко подавлено.

В 1921 г. наиболее хлебные районы страны поразила засуха. Истерзанная Гражданской войной Россия оказалась просто не в состоянии бороться с последствиями природного бедствия – неурожаем и невиданным ранее по своим масштабам голодом. Поволжье вошло в перечень наиболее пострадавших от бедствия регионов. До сих пор выражение «голодающие Поволжья» является крылатым. Жители Поволжья зачастую питались травами и кореньями, корой деревьев, потребляли в пищу домашних и диких зверей и птиц, ели помойные отбросы и падаль. Доходило до трупоедства и людоедства. От недоедания распространились болезни, массово косившие людей. Так, голод 1921 г. в волости унес жизни 980 людей, брюшной тиф – 520.

Трупы валялись по обочинам дорог. На кладбищах их было так много, что они лежали открыто, поскольку их не успевали зарывать.

Борьба Советской власти с голодом приобрела беспрецедентные масштабы. Был создан Центральный Комитет помощи голодающим (ЦК ПОМГОЛ). Только на его средства в волости было открыто 7 общественных столовых для детей. Открывали детские столовые в регионе Красный крест и международные организации – АРА (Американская Ассоциация помощи голодающим). Стараниями Красного креста в волости было открыто 2 детских столовых, 1 взрослая. АРА открыла еще 2 детских.

Для проведения посевной кампании Хрящевка получила 500 пудов зерна весной 1921 г.

Только хороший урожай 1922 г. позволил осенью снизить градус социальной напряженности в Поволжье.

С марта 1921 г. большевистское правительство начинает переход от «военного коммунизма» к НЭПу как модели смешанной экономики.

В Хрящевке изменения в этой связи наметились лишь к осени 1923 г., когда стали стремительно расти посевные площади крестьянских хозяйств.

К этому же времени относится замирение крестьян Хрящевской волости с Советской властью.

В Поволжье быстрыми темпами росла крестьянская кооперация. В Хрящевской волости капитал кооперативных обществ вырос с 1925 по 1928 г. вдвое.1

В конце 1920-х - начале 1930-х годов в СССР развернулись всеобщая коллективизация сельского хозяйства и индустриализация страны. В Хрящевке было создано три крупных коллективных хозяйства: колхоз имени 1 Мая, колхоз имени Коминтерна, колхоз имени Блюхера. Последний впоследствии был переименован в колхоз им. Брыкова, а затем стал называться колхоз «Родина». Другие два колхозы переименованы в колхоз им. Мальцева и колхоз им. Маленкова, соответственно.

Правления колхозов находились неподалеку друг от друга. Каждый колхоз имел свой устав, в котором прописывались обязанности колхозников добросовестно трудиться, охранять и беречь колхозную собственность, организовывать полноценный уход за колхозной живностью. В колхоз принимались все, достигшие 16-летнего возраста по личному заявлению. Так же дополнительно требовалось внести вступительный взнос в размере от 20 до 40 рублей.

В колхозах выращивали бахчевые культуры, овощи, картофель, подсолнечник и зерновые. Каждый колхоз имел свою пасеку и свой колхозный сад. На пасеках работали жители села:

Панцурин Михаил Степанович - колхоз им. 1 Мая,

Меркулова Прасковья Михайловна — колхоз им. Коминтерна,

Менделеев Михаил Иванович — колхоз «Родина».

В колхозных хозяйствах развивалось животноводство: разводили лошадей, овец, свиней, кур, крупный рогатый скот.

В Хрящевке были организованы колхозные сенопункты, молочно-техническая ферма, цех по переработке молока, небольшой маслозавод. В конце ул. Советской, возле МТС, располагалась ветлечебница. За пределами деревни находилась скотобойня. В 1930-е гг. в ней работал местный житель Мазанов Афанасий Григорьевич.

В 1935 - 1944 гг. в колхозе имени 1 Мая работали 71 человек, (председатель Карцев Илья Васильевич), в колхозе имени Коминтерна — 96 человек (председатель Гаврилов Сергей Иванович), в колхозе «Родина» - 106 человек (председатель Аникин Михаил Матвеевич).

В деревнях на рубеже 1920 - 1930-х гг. оставались единоличники, не вступившие в колхозы. Их называли «лошадниками», поскольку они занимались перевозками, мелкими заготовками, платя только государственный налог. «Лошадников» в Хрящевке было 11 семей.

В начале 1930-х гг. параллельно с коллективизацией сельского хозяйства, разворачивался процесс раскулачивания крестьян. Отряды ОГПУ СССР ходили по деревням Поволжья и выявляли кулаков, подкулачников и единоличников. К ним применялись самые жесткие меры: конфискация имущества, насильственное переселение на новое место, расстрел, тюремный срок в лагерях ГУЛАГ.

В Хрящевке раскулачили: Сахнова Константина Гавриловича, Мальцова Михаила Николаевича, Тимофеева Василия Васильевича, Тихонова Петра Павловича, Белова Егора Осиповича, Давыдочева Василия, Тимофеева Андрея Васильевича, Перфилова Филиппа Дмитриевича, Архипова Николая Ивановича, Земскову Ксению Трофимовну, Старостину Марфу Михайловну, Малцьцеву Нину Павловну, Сарунова Ивана Григорьевича, Доронина Ивана Васильевичу, Кирсанова Ивана Степановича, Бузыцкова Тимофея Игнатовича и десятки других зажиточных крестьян.2

По воспоминаниям коренных старожилов Лудиной Н.В., Сидякина А.П., старое место локализации села Хрящевка находилось в пойме рек Волга и Большой Черемшан. От Волги до Черемшана было около 7-8 км. Здесь располагалось много озёр, где после половодья оставалась рыба. Озёра носили соответствующие названия: Сазанье, Костлявое и др. Заливные луга обеспечивали богатый сенокос всем колхозам, а скота в личном пользовании было немало - на выпас неколхозного стада выгонялось 5 гуртов.

В окрестных с Хрящевкой лесах произрастало много грибов, ягод, земляники, щавеля, лекарственных трав. Селяне обеспечивали себе заготовку этих богатств на весь год.

Рыбы заготавливали столько, что хватало и на зиму — её хранили, закапывая в снег. Всей деревней спасали зимой рыбу в озёрах, когда та начинала «гореть» (задыхаться), прорубая «роздыхи» (проруби) во льду для обогащения воды кислородом. Рыбу не заготавливали для продажи, поскольку некому было покупать (соседние села вели такие же заготовки рыбы). Рыбные запасы производились для собственного потребления.

Волга и Черемшан были богаты ценными породами рыбы: белуга, осётр, судак, стерлядь, сазан, чехонь, окунь, плотва, щука, лещ. Местные рыболовы добывали порой рыбу осётровой породы весом 200 - 300 кг, сомов - до 100 кг, линей - до 7 кг.

Промысел волжской рыбы в регионе вёлся почти круглый год с помощью неводов, аханов и других снастей. Каждая рыболовецкая артель имела свой двор, где рыбу солили, вялили, замораживали. В счёт госпошлины, рыбу поставляли в Ставрополь.

Хрящевцами была организована своя небольшая рыболовецкая артель из 10 человек. В послевоенные годы на базе артели был образован рыбколхоз «Рыбак», впоследствии переименованный в колхоз имени 25-летия РККА, в котором трудился 41 рыболов.

Для механизации сельскохозяйственного производства, в стране создавалась с 1928 г. сеть МТС (машинно – тракторных станций). В 1931 г. в Хрящевке была открыта своя первая МТС. После Великой Отечественной войны произошло ее укрупнение. Количество работников местной МТС порой достигало почти сотни человек.

Основными культурами, культивируемыми на колхозных полях, были зерновые. Благоприятные природные условия, обширные поля и плодородные почвы позволяли собирать богатый урожай зерна. На берегах Волги и Черемшана было оборудовано 3 пристани (самая большая — в устье р. Черемшан), с которых отпускалось до 230 тысяч пудов хлеба и гороха на сумму 56 тыс. руб. Хлеб отправлялся как на государственную поставку, так и на продажу. Неподалеку от поселка Чёрный Яр, находилась хлебная биржа.

Половодье весной затапливало всю территорию между Волгой и Черемшаном. Уровень воды поднимался на 3-5 метров, заливая и Чёрный Яр. От пункта заготовки зерна («Заготзерно») гружённые им баржи буксирами вывозились на Большой Черемшан вдоль улиц Набережная, Кузнецкая, Старо-Хрящёвская к основной пристани. Погрузка заканчивалась в мае, и зерно переправлялось в Рыбинск.

Грузооборот Хрящёвской пристани по объемам превышал грузооборот Ставрополя: полмиллиона пудов за навигацию не было редкостью. В особенно урожайные годы загружалось до 138 различных судов. Погрузка хлеба и муки проводилась в 3 смены.

В «Заготзерне» в разные годы работало 77 человек, как мужчин, так и женщин.

Кроме грузовых барж, к пристани подходили и пассажирские пароходы: «Кольцов», « Новиков-Прибой». Маршрутные местные пассажироперевозки до Казани и Ульяновска осуществлял пароход «Власть Советов».

Через Черемшан ходил большой паром на ручной тяге, перевозивший из поймы фуры с сеном, зерном.

Для перевозки людей к пристани на Волге через Черемшан была устроена лодочная переправа. Одним из лодочников работал хрящевец Геннадий Житлов. За перевоз можно было заплатить 2-3 яйцами. Жители Хрящёвки постоянно пользовались речными «дорогами» - плавали вместе с детьми в Казань, Сенгилей торговать вениками, семенами тыквы или подсолнечника (особенно бойко продавались жаренные тыквенные семечки, которые собирали в мешки всю зиму).

Глава 3


50-е гг. ХХ в. – это время советской НТР (научно – технической революции). Один за другим следовали триумфы советской науки и техники – первый атомный ледокол, первый ядерный реактор, реактивная гражданская и военная авиация, первый искусственный спутник Земли… Не менее масштабными были и рекорды в сфере индустриального строительства. Так, советская энергетика продолжала традиции первых пятилеток по строительству гигантских гидроэлектростанций. Одним из таких проектов стало возведение Куйбышевской ГЭС. Постройка этой ГЭС потребовала строительства Куйбышевского водохранилища. Социальная цена проекта оказалась очень высока. Постройка водохранилища подразумевала затопление полутора сотен старинных сел и городов. Их жителей принудительно выселяли со старых мест на новые. Одним из таких населенных пунктов стала Хрящевка.

Старая Хрящевка ушла под волу в 1957 г. Ее население переселено на место современной локализации. Так началась новая страница в истории деревни.

В настоящий момент это благоустроенное, большое село с хорошо развитой инфраструктурой:

- лечебно-оздоровительные, культурно-просветительные и образовательные учреждения – 7 заведений;

- различных предприятий, учреждений и организаций – 10;

- объектов жизнеобеспечения – 4;

- объектов торговли и общественного питания 19.

Среди них МОУ лицей (технологический) с. Хрящевка, 2 детских сада, приход-церковь, детская музыкальная школа, (модельная) библиотека-филиал Ставропольского ЦБС, 2 спортивных зала и Дом культуры.

В 2008 году завершено строительство хлебопекарни «Фабрика качества». Начат выпуск хлеба, батонов, булочек и пирогов. Использование традиционной технологии выпечки позволило добиться «домашнего» качества хлеба и других изделий хлебопекарни «Фабрики качества». Ассортимент продукции нового производства насчитывает 33 наименования. В хозяйственной кооперации с хлебопекарней работает супермаркет «Фабрика качества», ставший достопримечательностью не только Хрящевки, но и всего Ставропольского района. Это первый современный торговый объект, преимуществами обслуживания в котором могут пользоваться сельчане.

Для молодых специалистов села было построено 2 щитовых дома.

По последним данным, в настоящее время в селе проживает около 4000 человек (фактически прописаны 3320), которые проживают в 34 многоквартирных 2-х и 5-ти этажных домах, 76 коттеджах и в более 693-х частных домах. Детей от рождения до 18 лет – 544 человека.

В ближайшие годы планируется:

- строительство открытого спортивного комплекса с футбольным, волейбольным и баскетбольным полями, а так же хоккейной площадкой (строительство начато);

- расширение терапевтического отделения больницы для предоставления услуг по реабилитации военнослужащих, проходивших службу в горячих точках;

- строительство молодежного центра;

-строительство бассейна для спортзала лицея;

- строительство пожарного депо на 11 рабочих мест;

- строительство торгового центра с объектами бытового обслуживания населения;

- выделяется 150 га для развития села, под строительство новых домов;

- ООО «Фабрика качества» планирует расширение своего производства на территории сельского поселения.



«ГБОУ Лицей с. Хрящевка».
История школы села Хрящевка начинается с 1953 года, когда село было перенесено на новое место из зоны затопления в связи со строительством Куйбышевской ГЭС. В 1963 году школе присвоено имя заслуженного учителя РСФР А.С. Денисова. В 1972 году построена 2-х этажная школа со спортивным залом.

В 80-е годы по инициативе директора школы Шевалевой Е.С. в школе, помимо основного образовательного процесса начинается подготовка по программе дополнительного технического образования из числа учащихся школы трактористов и водителей категории «В» и «С», организуются классы, в которых желающие обучаются швейному делу.

В 1993 году школа получает статус Лицея, продолжая расширять по специальностям сферу профессиональной подготовки учащихся, развивает программы сотрудничество с ВУЗами города Тольятти.

Активная деятельность в сфере организации совершенствования непрерывного многоуровневого образовательного процесса позволили школе повысить свой статус: с 1999 года школа-лицей именуется «Хрящевский технологический лицей», а с 2003 года - «МОУ лицей (технологический) с. Хрящевка». Лицей выпускал: водителей категории «В», трактористов категории «В», автослесарей. По прикладным специальностям - поваров, закройщиков, сварщиков.

Хрящевский лицей является победителем национальных проектов.

2006 год – 1) национальный проект «Образование» в номинации «Лучшие школы России»;

2) национальный проект «Образование» в номинации «Лучшие учителя России – Решетникова Е.А. (учитель русского языка и литературы).

2007 год – 1) национальный проект «Образование» в номинации «Лучшие школы России»

2) национальный проект «Образование» в номинации «Лучшие учителя России» - Мишагина С.А. (учитель начальных классов).

2008 год – пилотный инновационный проект «Достойные граждане великой страны».

2009 год - лицей занесен в Национальный реестр «Ведущие образовательное учреждение России».

2010 год - участник выставки декоративно-прикладного творчества «Земля моя родное Ставрополье».

В течение многих лет школой руководит Шевалева Е.С., вкладывая все силы в свою работу. Она неоднократно становилась номинантом многих отличий и наград. Общий стаж её педагогической работы - 51 год, 34 из которых она занимает пост руководителя учебным заведением. Ей принадлежат инициативы большинства начинаний и достижений в жизни Лицея. В 2007 г. ей было присвоено звание «Почетный гражданин Ставропольского района»

В настоящее время в Лицее обучается 350 учащихся, преподают 30 учителей. Для лицея было построено СТО, приобретен трактор, автомобиль ВАЗ-2115. Сейчас в наличии 25 компьютеров, 7 интерактивных досок, мультимедийные установки, 9 ноутбуков. Оборудована музыкальная студия.

Приобретена дорогостоящая видеокамера, т.к. Лицей сотрудничает с телестудией АвтоВАЗа.

Приобретено спортивное оборудование. В 2008 году был открыт новый спортивный зал. Ежегодно Лицей выпускает обладателей золотых и серебряных медалей; 95 % выпускников лицея поступают в ВУЗы. В лицее образован отряд юных друзей милиции (ЮДМ); возрождена пионерская организация имени Гагарина Ю.А.



Дом культуры «Современник»
В 1980 году построен современный 2-х этажный Дом культуры «Современник». Первым его директором стал Чусовитин В.С. Его преемником продолжительное время был Скалкин В.В.. Сегодня домом культуры руководит Зорина Н.Н.

ДК «Современник» - культурно – просветительский, развлекательный, образовательный и оздоровительный центр села. Его услуги очень востребованы в детской и молодежной среде, людей зрелого возраста и пожилых, инвалидов. Все группы населения имеют возможность заниматься разными видами деятельности и организовывать культурный досуг.

Дом культуры совместно с библиотекой ведет работу по многим направлениям:

- проведение традиционных мероприятий;

- массовые народные гуляния;

- конкурсно - развлекательные программы;

- концертная деятельность;

- мероприятия для детей и многое другое.

При ДК открыт музей «Воинской Славы», также планируется создание патриотического клуба «Патриот».

Коллектив ДК последние 3 года становится лидером по итогам районного конкурса «Учреждения культуры открывают творческий сезон» и Лауреатами 1 степени районного фестиваля народного творчества. За свою работу коллектив имеет много грамот и наград.

В ДК работают профессиональные, трудолюбивые, творческие сотрудники. Участники художественной самодеятельности принимают участие в различных районных, городских, всероссийских и международных фестивалях и конкурсах и нередко становятся в них победителями. Среди них выделяются и юные дарования: Кравченко Дарья, Юдина Анастасия, Безак Дарья. Все они стали лауреатами не только районных, но и городских и международных фестивалей.

Заметны таланты и среди взрослых участников художественной самодеятельности, которых любят слушать не только в родном селе, но и приглашают на районные мероприятия.

В здании ДК работает киноустановка, которую обслуживает киномеханик Федотова Е.П.. Она удостоена Диплома Победителя в номинации «Лучшая сельская киноустановка области», в областном конкурсе профессионального мастерства 2008 г. «Работник культуры года» им О.Н. Носцовой в номинации «Наши надежды» - Диплома лауреата.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации