Основы методики преподавания - файл n1.doc

приобрести
Основы методики преподавания
скачать (2733.4 kb.)
Доступные файлы (28):
n1.doc192kb.23.10.2007 11:42скачать
n2.doc68kb.04.04.2007 14:48скачать
n3.doc43kb.01.12.2006 14:51скачать
n4.doc54kb.16.03.2007 12:45скачать
n5.doc62kb.09.09.2008 13:41скачать
n6.doc80kb.14.02.2008 12:59скачать
n7.doc1019kb.09.04.2009 13:40скачать
n8.doc921kb.28.02.2008 10:34скачать
n9.doc156kb.05.05.2008 17:14скачать
n10.doc104kb.16.02.2009 16:20скачать
n11.doc131kb.16.03.2009 14:16скачать
n12.doc142kb.13.10.2009 12:08скачать
n13.doc127kb.25.11.2008 13:41скачать
n14.doc115kb.13.11.2007 11:09скачать
n15.doc93kb.27.03.2009 09:43скачать
n16.doc298kb.27.11.2007 18:42скачать
n17.doc142kb.16.02.2009 12:48скачать
n18.doc113kb.03.03.2008 17:17скачать
n19.doc106kb.11.11.2008 16:47скачать
n20.doc54kb.28.05.2008 15:06скачать
n21.doc49kb.09.09.2006 08:17скачать
n22.doc35kb.31.03.2005 17:36скачать
n23.doc192kb.19.03.2009 13:12скачать
n24.doc154kb.23.12.2008 12:47скачать
n25.doc2010kb.19.03.2009 12:32скачать
n26.doc158kb.25.11.2008 13:24скачать
n27.doc71kb.25.11.2008 13:42скачать
n28.doc71kb.23.09.2008 18:06скачать

n1.doc

Деятельность учащихся.

План.

1. Принципы обучения

2. Познавательная деятельность учащихся — учение

3. Опыт мышления

4. Восприятие и осмысление учебного материала

5. Запоминание — закрепление

6. Повторение — средство закрепления

7. Система повторения

8. Обобщение и систематизация знаний

9. Познавательная активность учащихся

10. Мотивация учения

11. Внимание учащихся

12. Интерес учащихся

13. Индивидуализация процесса обучения


ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Модель структуры учебного процесса



1. Принципы обучения

Принципы обучения — определенная система исходных, основ­ных, дидактических, положений, требований к процессу обуче­ния, выполнение которых обеспечивает необходимую его эффективность.


Общедидактические принципы




Принципы обучения,

отражающие специфику

профессионального образования

Взаимосвязь решения задач

образования, воспитания

и развития учащихся.

Доступность и посильность

обучения.

Наглядность обучения.

Сознательность и активность

в обучении.

Оптимальное сочетание различ-

ных методов, форм и средств

обучения.

Прочность и действенность

результатов обучения




Соответствие требованиям

современного производства.

Соединение обучения с про-

изводительным трудом

учащихся.

Профессионально-политехни-

ческая направленность обучения.

Тесная связь теории и практики.

Самостоятельность учащихся

в учебном процессе


2. Познавательная деятельность учащихся — учение

Результатом познавательной деятельности учащихся являются усвоенные знания, сформированные умения и навыки, освоен­ный опыт мышления.


ЗНАНИЯ

УМЕНИЯ

НАВЫКИ

Сознательно восприня­тые, приведенные в си­стему, проверенные практикой и закреплен­ные в памяти представ­ления, понятия и суж­дения учащихся о пред­метах и явлениях реаль­ной действительности, законах природы и общества, способах деятельности, сформированные в результате целенаправленного пе­дагогического процесса, самообразования, жизненного и произ­водственного опыта

Способность целена­правленно и эффективно пользоваться знаниями в процессе как теоретиеской, так и прак­тической деятельности, применяя целесообразные в данных условиях способы и средства деятельности и добиваясь благодаря этому положительных результатов

Такой уровень умения, когда отдельные состав­ляющие части работы выполняются автомати­чески. Чем больше сте­пень автоматизма в выполнении работ, тем больше опыт и выше квалификация специалиста, уровень его мастерства



Этапы познавательной деятельности учащихся, составляющие объективную логику учебного познания и обеспечивающие прочное усвоение знаний, формирование умений и навыков.

Восприятие и осмысление

учебной информации

Запоминание и закрепление

Обобщение

и систематизация

знаний


Применение

знаний на практике


Необходимые условия эффективной познавательной деятельности учащихся

Активность учащихся


Положительная

мотивация

учения


Высокий

уровень

внимания


Познавательный интерес

Индивидуали­зация процесса обучения


3. Опыт мышления

Мышление — высшая ступень познания, неразрывно связанная с практическими действиями, замещающая их при получении знаний о реальных вещах идеальными (умственными) действия­ми над их образами и понятиями. Отражает способность мозга вы­полнять всякое действие в уме.

Мыслительные процессы

Анализ — процедура мысленного расчленения целого на части. Анализу подвергают явления, процессы, предметы, которые мыс­ленно разделяют на части, их образующие, выделяют отдельные элементы, составные части, признаки, свойства.

Синтез — мысленное создание целого из отдельных элемен­тов, частей или признаков. Если анализ дает знание по отдельным элементам, то синтез, опирающийся на результаты анализа и объе­диняющий эти элементы, обеспечивает возможность познания объекта в целом.

Сравнение — мысленное выделение признаков сходства и раз­личия в свойствах познаваемого предмета, явления, процесса.

Абстракция — мысленное выделение основных существенных свойств и признаков познаваемых предметов, явлений, процес­сов при временном отвлечении от всех их остальных свойств и признаков.

Конкретизация — мысленный переход от общего к единично­му, которое соответствует этому общему, приведение примеров, иллюстраций, определенных (конкретных) фактов, подтвержда­ющих общее теоретическое положение, правило, закономерность процесса или явления и т. п.

Некоторые психолого-педагогические особенности освоения опыта мышления

Ум как способность мышления может развиваться только в про­цессе умственной деятельности на основе знаний. В свою очередь, знания могут формироваться и развиваться только на базе мыш­ления.

Любую мысль можно выразить словом; выражение мысли сло­вом — это одновременно процесс формирования мысли, т.е. су­ществует обратная связь, благодаря которой речь формирует мыш­ление.

Чтобы мыслительный процесс совершался, нужны мотивы, побуждающие учащегося думать. Мотивы служат той движущей силой, которая помогает человеку включиться в мыслительную деятельность.

Не всякая учебная задача является задачей мыслительной. Учеб­ная задача становится собственно мыслительной, если она не мо­жет быть решена путем прямого использования ранее усвоенных знаний, и требует существенного преобразования предложенного условия.

Методически важно разумно регулировать мыслительные на­грузки учащегося, учитывая в то же время, что «недогруз» мозга чаще всего приучает учащегося к ограниченности и шаблонности мышления.

4. Восприятие и осмысление учебного материала

Воспринять — значит разобраться в сути изучаемого явления, связать его с тем, что уже известно, познать его свойства, спосо­бы применения, т.е. осознать и понять. Основным источником информации при восприятии нового учебного материала являют­ся объяснения преподавателя.

Способы обеспечения точности восприятия учащимися изучаемого материала

Выражать мысли ясно и предельно просто, логично и доступно.

Избегать в изложении готовых определений, привлекать учащихся к анализу понятий, логически подводить к формулировкам.

Разъяснять содержание рассматриваемого понятия, явления, процесса, не ограничиваясь только его формулировками.

Выделять основные моменты изучаемого, поэтапно подыто­живать излагаемый материал.

Постоянно сочетать методы устного изложения с другими ме­тодами преподавания.

Сочетать индуктивные и дедуктивные способы объяснения но­вых фактов, явлений, закономерностей, событий.

Условия осмысленного восприятия

Опора на ранее усвоенные знания.

Обеспечение четкой установки учащихся на качественное ус­воение изучаемого.

Обеспечение наличия у учащихся четкой ориентировочной ос­новы деятельности, т.е. четкого представления о том, как и для чего воспринимается учебный материал, как им пользоваться, какие требования предъявляются к качеству усвоения.

Создание общего настроя учащихся группы на успешную, пло­дотворную учебную работу.

Формирование высокого уровня активности и устойчивого вни­мания.

Обеспечение возможностей учащихся «поработать» с изучае­мым материалом: сравнивать, находить сходство и различие, вы­делять общее и т. д.

5. Запоминание — закрепление

Прочность усвоения знаний — удержание в памяти изученного материала в виде сложившихся систем, применяемых в разных ситуациях. Прочно усвоенные знания — база для приобретения новых знаний, развития мышления, практической деятельности, формирования творческой личности.

Некоторые психологические закономерности запоминания

Важнейшим условием запоминания учебного материала явля­ется его понимание.

Материал, связанный с потребностью учащегося, с его устой­чивыми интересами сохраняется в памяти прочно, иногда совсем не забывается.

Наиболее прочно закрепляются в памяти первые впечатления, а также знания, основанные на осознании закономерностей и причинно-следственных связей.

Забывание новой информации особенно интенсивно протекает сразу после ее восприятия, затем процесс замедляется. Быстрее все­го забываются формулы, определения и описательный материал.

Во время эмоционального возбуждения восприятие и запоми­нание, как правило, слабеют, так как внимание переключается с изучаемого материала на причину эмоционального возбуждения.

Приемы запоминания

Мысленное, а также письменное составление плана содержа­ния запоминаемого материала.

Запоминание с помощью символов — «опорных сигналов».

Реконструкция запоминаемого материала в более удобную форму — смысловая группировка.

Соотношение запоминаемого с уже имеющимися знаниями — запоминание «по смежности», «по сходству».

Применение сравнений, выделение сходства и различия — запоминание «по контрасту».

Активное включение запоминаемого в практическуо деятельность в разных вариантах.

Использование классификации и систематизации запоминаемого.

Пересказывание запоминаемого «своими словами».

6. Повторение — средство закрепления

Повторение — система разнообразных форм, методов и приемов учебной работы, имеющая целью углубление и расширение изученного материала, обеспечивающая его прочное усвоение, закрепление и сохранение в памяти.

Основные педагогические требования к повторению





















Повторение следует проводить по «свежим следам», параллельно с начальным изучением учебного материала














Повторение должно обеспечивать поддержание единого уровня знаний и умений учащихся на каждом этапе учебной работы














Повторение должно охватывать наиболее существенное, определяющее главную суть урока, темы, раздела, предмета. Повторение по билетам методически крайне нежелательно














Повторение должно способствовать установлению прочных внутрипредметных и межпредметных связей














Повторение дает должный эффект только при условии высокой степени активности и целеустремленности учащихся














Повторение должно расширять и углублять знания и умения учащихся, способствовать рассмотрению изучаемых предметов, явлений, процессов с новых позиций


7. Система повторения

Форма и метод повторения учебного материала

Вид повторения



Начальное

Текущее

Обобщаю­щее

Заключи­тельное



В целях повторения материала, изученного в прошлом учебном

ГОДУ

В органической связи с изучением нового учебного материала

Систематизация знаний и умений учащихся по теме или нескольким взаимо­связанным темам

Обобщение и система­тизация знаний и умений по предмету в целом

Устный опрос

Беседа

Лекция

Семинары

Демонстрация кино-, видеофильмов Упражнения

Применение ТСО

Экскурсии

Работа с карточками-заданиями Письменные работы

Текущая проверка знаний учащихся Ссылки на изучен­ный материал Подготовка к экзаменам

X X X

X

X X

X

X X

X

X X

| 1 | х xxxl xxxxx

х 1 Ix xxxl llxlx


Примечание. Необходимость проведения повторения показана знаком «х» а его отсутствие — «—». ТСО — технические средства обучения.

8. Обобщение и систематизация знаний

Обобщение — переход на более высокую ступень абстракции путем мысленного выделения общих и существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлече­нии от несущественных признаков и свойств.

Систематизация — мыслительная деятельность, в процессе ко­торой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа, основания, точки зрения. Ре­зультатом процессов обобщения и систематизации являются по­нятия, т.е. мысли, в которых отражены специфические общие признаки предметов некоторого класса.

Основные виды самостоятельных работ как средства формирования понятий

Отнесение к соответствующим понятиям изучаемых частных фактов, явлений, правил и т.п. — «подведение под понятие».

Объяснение изучаемых фактов, явлений, правил на основе усвоенного понятия.

Выделение существенного, отделение его от несущественного, второстепенного.

Самостоятельное обобщение данных, полученных из разных источников информации.

Установление внутрипредметных и межпредметных связей между изучаемыми фактами, явлениями, процессами.

Формулирование выводов по изученному материалу.

Определение недостающих данных для решения задачи.

Мысленное планирование хода решения задачи — «смысловое» логическое решение и др.

Основные правила руководства самостоятельной работой учащихся

Самостоятельная работа должна носить целенаправленный ха­рактер.

Для самостоятельной работы следует предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым «рецеп­там» и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации.

Последовательность выполнения самостоятельных работ долж­на быть такой, чтобы выполнение каждой из них логически выте­кало из предыдущих и готовило почву для выполнения последую­щих.

При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль всегда остается за педагогом. Он определя­ет цель работы, формулирует познавательные задачи, выдает за­дания и руководит работой учащихся при их выполнении, конт­ролирует и оценивает деятельность учащихся.

9. Познавательная активность учащихся

Процесс обучения, т.е. формирование у учащегося знаний, уме­ний и навыков, происходит при непременном условии его соб­ственной активности. Характер и степень такой активности могут быть разными, но процесс обучения состояться не может, если учащийся пассивен.



УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ





Четкая целевая установка на глубокое и прочное усвоение учебного материала, которая должна быть принята учащимися





Наличие у учащихся определенного запаса знаний — познавательная активность и интерес на «пустом» месте не возникают





Владение учащимися основными учебными умениями — слушать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять, выделять основное, проводить самоконтроль и самооценку





Создание на уроках атмосферы эмоционального переживания от учения как движения вперед, радости от успеха





Характер обучающей деятельности педагога — логичность изложения, умение выделять основные ведущие мысли и положения, их суть и взаимосвязи





Построение учебного процесса на высоком уровне познавательной самостоятельности и доступной трудности





Широкое применение в учебном процессе эвристических

и проблемно-поисковых способов построения учебного материала





Координация деятельности педагогического коллектива учебного заведения в вопросах активизации познавательной деятельности учащихся


Пути и способы повышения уровня познавательной активности

учащихся на разных этапах учебного процесса



ПОДАЧА И ВОСПРИЯ­ТИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА




ЗАКРЕПЛЕНИЕ И СИСТЕМА­ТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ




ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИИ, ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ




КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА































Постановка познавательных проблем перед изучением нового материала

Приучение учащихся активно мыслить —анализировать, сравнивать, находить главное, доказывать, делать собственные выводы, применять знания в новых условиях — на каждом этапе учебного процесса

Применение в ходе изложения «попутных» контрольных вопросов к учащимся

Последовательное повышение «удельного веса» самостоятельной работы учащихся

Применение разных форм самоконтроля и самооценки

Проблемное изложение учебного материала

Применение разнообразных упражнений продуктивного, творческого, поискового характера

Привлечение учащихся к комментированию ответов товарищей по учебе

Самостоятельное изучение учащимися учебного материала по учебнику и другим источникам

Применение при повторении вопросов и заданий «продуктивного» характера

Побуждение учащихся применять полученные знания в процессе производственного обучения

Применение разных форм «программированного» контроля, в том числе с использованием компьютеров

Эвристическая беседа с учащимися

Соблюдение межпредметных связей; выполнение межпредметных заданий

Выполнение лабораторно-практических работ исследовательского характера

Организация разных форм взаимоконтроля знаний и умений учащихся

Увязка изучаемого материала с жизнью, опытом учащихся, материалом других изучаемых предметов

Выполнение заданий на систематизацию и классификацию полученных знаний

Выполнение заданий на рационализацию и изобретательство

Применение разных форм и видов текущих контрольных работ

10. Мотивация учения

Любая деятельность человека, в том числе и учебная, прохо­дит под влиянием ряда факторов, главными из которых являются потребности — мотивы. Основной чисто человеческой потребнос­тью является познавательная.

Знание педагогом мотивации учащихся к учению необходимо не для того, чтобы приспосабливаться к их возможностям и по­требностям, а для того, чтобы учитывать реальные мотивы уче­ния при организации учебного процесса, при выборе форм и ме­тодов обучения, которые могут дать максимальный учебно-вос­питательный эффект.

Основные мотивы учения

Непосредственные мотивы учения — связаны с живым естествен­ным интересом к самому процессу обучения: интересный учеб­ный материал, интересная книга, интересное ведение занятий пе­дагогом, похвала, желание получить хорошую отметку, стремле­ние самостоятельно достигнуть поставленную цель, чувство удов­летворения от хорошо выполненной работы и т.п.

Опосредованные мотивы учения — косвенно способствуют удов­летворению потребностей: необходимость качественного изучения предметов теоретического обучения для успешного овладения профессией; общественное мнение, в том числе мнение товари­щей по учебе, особенно при бригадной организации учебного про­цесса; стремление к самоутверждению, желание найти свое место в коллективе и т.п.

Способы мотивации учения

Убеждение учащихся в практической необходимости изучае­мого.

Эмоциональное воздействие, создание ситуации заниматель­ности.

Экскурсы в историю предмета.

Создание проблемных ситуаций и коллективный поиск их раз­решения.

Вовлечение учащихся в дискуссию по изучаемому материалу.

Стимулирование новых достижений.

Объективность контроля и оценки.

Гласность и перспективность оценки учебных достижений учащихся

Поддержание у учащихся веры в успешность учения — «мето­дика успеха».

11. Внимание учащихся

Внимание — направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвле­чении от всего остального. Непреложен следующий выжнейший закон: «если внимание от чего-то отключается, значит оно пере­ключилось на что-то другое».

Виды внимания

Непроизвольное внимание — возникает без всякого напряжения, без заранее поставленной цели, само по себе. Оно не требует во­левых усилий и возникает в том случае, когда внешние воздей­ствия полностью соответствуют внутренним потребностям уча­щегося.

Произвольное внимание — требует волевого преднамеренного усилия, определяет успешность формирования важной черты лич­ности — внимательности. Произвольное внимание должно соче­таться с непроизвольным, и это сочетание проявляется, когда уже есть «затравка» для мышления, т.е. когда учащийся, слушая и наблюдая, думает.

Пути и способы возбуждения, поддержания и развития внимания и внимательности учащихся

Установка на внимание и внимательность на уроке. Выделение главного, основного в изучаемом материале.

Четкая организация занятий, положительный общий стиль учеб­ной работы, рабочий деловой ритм, динамичное ведение заня­тий, яркость и образность изложения, выразительная речь педа­гога, сочетание эмоциональности и логичности.

Оптимальный темп ведения занятий: замедленный — рассеива­ет внимание, снижает активность; ускоренный — утомляет уча­щихся, ослабляет и рассеивает их внимание.

Перемена видов деятельности учащихся в процессе урока.

Исключение возможностей излишней возбудимости учащих­ся, так как в возбужденном состоянии внимание учащихся сосре­доточено не на содержании изучаемого, а на причине эмоцио­нального возбуждения.

Посильность выполняемой работы — работа должна быть вы­полнимой, но требующей определенного напряжения.

Положительный стиль и такт педагогической деятельности пре­подавателя — недопустимы проявления раздражения, окрики, публичные выговора, недоброжелательность.

12. Интерес учащихся

Интерес — это особый эмоциональный настрой мыслей, со­путствующий процессу овладения знаниями и умениями. Интерес — один из доминирующих мотивов учения.

Интерес учащихся обеспечивается их мыслительной активнос­тью — без активного умственного труда не может возникнуть ни интерес, ни внимание учащихся. В то же время, конкретная дея­тельность может быть активной лишь при наличии интереса к ней.
Виды интереса

Непосредственный — интерес, который возникает к самому процессу и содержанию учебной деятельности.

Опосредованный — интерес к результатам деятельности, к при­обретению профессии, определенному служебному и обществен­ному положению.

Пути и условия развития интереса к учению

Интересное содержание изучаемого материала побуждает уча­щихся к познанию нового, к новому пониманию уже известного, позволяет применять получаемые знания в жизни, учебе, на прак­тике.

Высокий уровень педагогического мастерства преподавателя, его педагогический стиль, такт, педагогическая техника.

Положительная обстановка ведения занятий: дух оптимизма, доброжелательности.

Использование «эффекта новизны» — сталкивание учащихся с новым, неожиданным, интересным.

Использование «эффекта удивления» — рассмотрение необыч­ных случаев, явлений, парадоксальных и проблемных ситуаций.

Использование внутренней и внешней занимательности (но не развлекательности) изучаемого материала.

Общий эмоциональный тонус занятий и т. п.
Когда интересно учиться

Когда учащийся уверен, что получаемые знания и умения ему нужны, когда он убежден в их полезности, когда он испытывает нужду, необходимость в них, т.е. когда личные потребности и ус­тремления совпадают с задачами обучения.

Когда учащийся знает, как учиться, и умеет это делать.

Когда учащийся понимает то, что он изучает, когда ему ясна связь изучаемого с уже известным, с тем, что он умеет. Когда все, что он делает, выполняется осознанно, а не только потому, что это задание преподавателя.

Когда учащийся открывает для себя новое, еще не известное. Этим новым могут быть не только ранее не известные факты, события, явления, законы и закономерности, но и иные аспекты уже изученного.

Когда то, что делает учащийся, у него получается, т.е. когда он чувствует свои силу, умение, успех, победу в преодолении труд­ностей, свое поступательное движение в овладении знаниями и умениями.

Когда процесс обучения опирается на активную мыслитель­ную деятельность учащегося, когда процесс учения заставляет его думать.

Когда учащегося не опекают по мелочам и на каждом шагу, когда дают ему возможность самостоятельно применить свои зна­ния и умения, т.е. когда ему доверяют, его уважают как личность, когда замечают и оценивают его успехи.

Интересно учиться вместе с товарищами, в общении с ними, когда успех каждого является частью общего успеха, когда уча­щийся может сравнить свои успехи с успехами своих товарищей, когда он является полноценным членом ученического коллектива со своими правами и обязанностями.

Интересно учиться у интересного учителя.

13. Индивидуализация процесса обучения

Индивидуализация процесса обучения — это создание условий, когда требования к деятельности каждого учащегося соответству­ют его возможностям.


Условия высокой степени индивидуализации процесса обучения






















Рациональное сочетание коллективных и индивидуаль­ных форм организации обучения
















Хорошее знание и использование сильных и слабых сто­рон каждого учащегося
















Организация работы учащихся на уроке таким образом, чтобы каждый работал в полную меру своих возможнос­тей
















Регулирование трудности и сложности заданий таким образом, чтобы они соответствовали возможностям учащихся
















Организация учебного процесса таким образом, чтобы ни один учащийся на уроке не был пассивным
















Такая организация процесса обучения, чтобы каждый уче­ник достигал поставленных задач своими силами
















Повышение «удельного веса» самостоятельной работы уча­щихся на каждом занятии
















Обеспечение обязательного минимума усвоения основ­ных ведущих вопросов, узловых моментов темы, занятия всеми учащимися группы
















Постоянное повышение уровня «слабых» учащихся до уровня «средних», а «средних» до уровня «сильных». Раз­витие способностей и возможностей «сильных»


Суть индивидуального подхода в обучении заключается не в при­способлении педагога к особенностям и возможностям учащих­ся, а в его умении с учетом этого выбрать наиболее рациональные способы эффективного воздействия на учащихся с целью повы­шения качества процесса их учения.

Типичные пути и способы индивидуализации процесса обучения

Повторное объяснение наиболее сложного учебного материала урока.

Варьирование содержания и сложности «попутных» конт­рольных вопросов в ходе изложения учебного материала.

Выдача дифференцированных заданий и источников для само­стоятельного изучения учебного материала учащимися, а также контрольных вопросов по нему.

Выполнение учащимися заданий по закреплению изученного на уроке учебного материала, дифферинцированных по содержа­нию, сложности, темпу выполнения, степени требований (с по­степенным усложнением для «слабых» учащихся»).

Дифференцирование способов руководства работой учащихся на уроке: для «слабых» — подробное инструктирование, для «силь­ных» — стимулирование самостоятельности.

Выдача вспомогательных заданий для «слабых» учащихся, ус­ложненных заданий для более успевающих.

Организация взаимопомощи в коллективе, когда более успе­вающие учащиеся помогают отстающим.

Применение «наводящих» вопросов при проверке знаний и уме­ний менее успевающих учащихся.

Более частый контроль «слабых» и малоактивных учащихся. По­ручение более успевающим учащимся отдельных контрольных функций на этапе проверки усвоения учебного материала.

Применение «перспективных» оценок при контроле знаний и умений менее успевающих учащихся.

Создание ситуаций успеха для слабоуспевающих учащихся: чаще отмечать положительные моменты в их работе, активизируя их новые усилия.

Дифференцирование домашних заданий по содержанию и тре­бований к их выполнению для более и менее успевающих уча­щихся.

Деятельность учащихся
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации