Противодействие незаконному обороту наркотиков - файл

приобрести
скачать (51.7 kb.)


Противодействие незаконному обороту наркотиков
Одна из актуальных задач правоохранительных органов и общества в целом – развитие антинаркотической политики.

Наркоситуация на территории региона характеризуется как стабильно «напряженная». В городах Нижний Новгород, Выкса и Саров – тяжелая.1 Для стабилизации обстановки реализуются мероприятия государственной программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области».2

На диспансерном наблюдении в наркологической службе области состоит 7620 лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков (-8,3%; 2019 год – 8307), в том числе 5215 – с диагнозом «наркомания» (-6,9%; 2019 год –
5603) и 2075 – «употребление наркотиков с вредными последствиями» (-9,7%; 2019 год – 2298).

Количество умерших, причина смерти которых связана с наркотиками, на 100 тыс. населения, составило 3,0 (Россия 5,0).

В отчетном периоде органами внутренних дел из незаконного оборота изъято 95,3 кг запрещенных веществ3 (-36,3%; 2020 г. – 149,5 кг), в том числе 48,5 кг героина (рост в 32,4 раза; 2020 г. – 1,5 кг), 24,5 кг наркотических средств амфетаминовой группы (-77,9%; 2020 г. – 111,2 кг), в основном мефедрона (14,6 кг; 2020 г. – 15,8 кг) и N-метилэфедрона (9,0 кг; 2020 г – 83,6 кг), а также
12,7 кг марихуаны (-22,1%; 2020 г. – 16,3 кг) и 6,6 кг «гашиша» (-45,3%; 2020 г. – 12,0 кг).

На протяжении нескольких лет «лидером» потребления были синтетические средства («дизайнерские» наркотики): 2019 г. – 75,5%, 2020 г. – 78,5%. В 2021 году произошел переход к более сильным наркотикам. Объем потребления героина превышает 50% (50,9%). Справочно: в 2021 году удельный вес синтетических наркотиков составил только 26,9%.




Ключевая роль в борьбе с незаконным оборотом запрещенных веществ принадлежит органам внутренних дел (98,3%; 2020 г. – 97,3%). Ими выявлено 3211 посягательств (-16,8%; 2020 г. – 3859), в том числе 2361 тяжкое и особо тяжкое (-21,5%; 2020 г. – 3007).

Вместе с тем, не выявлены наркопосягательства на территориях Бутурлинского, Вачского, Вознесенского, Воскресенского, Гагинского, Краснооктябрьского, Первомайского и Спасского муниципальных образований.

Меньше задокументировано (-23,8%; с 2812 до 2143) и расследовано
(-29,0%; с 991 до 704) преступлений, связанных с незаконным производством, сбытом или пересылкой наркотических средств. Вместе с тем, отмечается увеличение поставленных на учет фактов приобретения или хранения подконтрольных веществ (+2,7%; с 919 до 944). Выявление мест их употребления осталось на уровне прошлого года (30; стаб.).

Эффективность противодействия организованной наркопреступности неразрывно связана с подрывом ее экономических основ.

На 75,0% снизилось количество выявленных преступлений, связанных с легализацией наркодоходов (с 16 до 4). На 68,8% их меньше раскрыто (с 16 до 5). Установленная сумма легализованных денежных средств и иного имущества составила 617 тыс. рублей (-87,7%; 2020 г. –5,0 млн рублей).

Целесообразна выработка совместно с прокуратурой области единого подхода к документированию таких составов.

Значимым направлением деятельности сотрудников ОВД является пресечение каналов поставок в область запрещенных веществ и их производство. В отчетном периоде задокументировано два факта контрабанды


по ст. 226.1 УК РФ (2020 г. – 4) и три преступления, связанных с производством наркотиков (2020 г. – 6).

В целом сотрудниками ОВД на 10,9% меньше раскрыто уголовно-наказуемых правонарушений (с 1939 до 1728). На 2,1% сократилась результативность их пресечения (с 55,2% до 53,2%). Она ниже среднероссийского значения (57,6%).

Сокращение уровня раскрываемости отмечается в зонах ответственности шести отделов полиции УМВД России по г. Нижнему Новгороду и 15 территориальных органах. Наибольшее в зонах ответственности МО МВД России «Краснобаковский» (-26,3%; до 34,6%), ОМВД России по г. Арзамасу (-30,7%; до 46,0%), г. Шахунье (-33,8%; до 20,0%), Арзамасскому району (-25,3%;
до 65,4%), «Тоншаевское» (-25,0%; до 50,0%).

Нераскрытым осталось 1521 наркодеяние (-3,2%; 2020 г. – 1571). Их абсолютное большинство составляют факты сбыта запрещенных веществ (96,9%; 1474 из 1521), что свидетельствует о необходимости наращивания усилий


по установлению каналов их поступления и граждан, вовлеченных в эту сферу.

Больше привлечено к ответственности лиц (+11,3%; с 1141 до 1270), в том числе причастных к тяжким и особо тяжким составам (+12,3%; с 462 до 519). Вместе с тем, по соответствующему показателю ведомственной оценки деятельности ГУ МВД России занимает только 64 место.4

Резервом повышения эффективности противодействия наркобознесу является согласованная работа всех основных служб полиции.

Неоднозначны результаты подразделений по контролю за оборотом наркотиков. На 25,1% сократилось число выявленных ими преступлений (2042


до 1530). Удельный вес составил 47,6% от зарегистрированных органами внутренних дел (-5,3%; 2020 г. – 52,9%).

На долю сотрудников КОН приходится 80,3% раскрытых тяжких и особо тяжки деяний (809 из 1008), 92,6% – фактов ликвидации наркопритонов (25 из 27), 86,5% – сбыта запрещенных веществ (669 из 773). На 17,3% возрос массив посягательств, раскрытых Управлением по контролю за оборотом наркотиков (с 237
до 278).

Оперуполномоченными уголовного розыска пресечено 87 посягательств (+1,2%; 2020 г. – 86). Больше раскрыто данных преступлений участковыми уполномоченными полиции (+11,1%; с 54


до 60). Вместе с тем, снижен вклад в эту работу сотрудников ГИБДД (-14,0%;
с 197 до 169) и ППСП (-9,6%; с 376 до 340).

Одним из направлений профилактики незаконного оборота и немедицинского потребления наркотических средств является административная практика.

Увеличилось количество выявленных административных правонарушений в данной сфере (+4,8%; с 7220 до 7565). На 7,4% возросло число лиц, привлеченных к ответственности за потребление наркотических веществ без назначения врача5 (с 2946 до 3163), на 8,5% – за те же действия, совершенные в общественном месте6 (с 1586 до 1721), на 7,9% – за уклонение от прохождения диагностики7 (с 1524 до 1644).

Вместе с тем, имеются недостатки при рассмотрении дел административного производства.

При осуществлении зонального контроля выявлены факты несоставления протоколов по ст. 20.21 КоАП РФ при наличии оснований для привлечения лица к административной ответственности за немедицинское потребление наркотических средств8 (ОП №5 и ОП №6 УМВД России по г. Нижнему
Новгороду, ОМВД России «Богородский», «Балахнинский» и по Арзамасскому району).

По-прежнему допускается искусственное затягивание сроков административного расследования, в связи с неосуществления розыска нарушителей, при наличии положительных результатов химико-токсикологического исследований (ОП №5, ОП №6 и ОП №8 УМВД России по г. Нижнему Новгороду,


ОП (дисл. г. Чкаловск) МО МВД России «Городецкий»). Кроме того, имеют место случаи их несвоевременного получения (ОП №2 УМВД России
по г. Нижнему Новгороду).

Деятельность органов внутренних дел по снижению рисков наркоугрозы целесообразно ориентировать на выявление каналов и звеньев распространения запрещенных веществ, документирование криминальной активности сбытчиков. Расширять и качественно совершенствовать подсобный аппарат. Повышать уровень информированности о причастности наркозависимых лиц к совершению преступлений имущественного характера. Обеспечить целевое профилактическое влияние путем выявления административных правонарушений в этой сфере, соблюдение при этом законности.




1 Доклад «О наркоситуации на территории Нижегородской области по итогам 2020 года». Утвержден на заседании антинаркотической комиссии Нижегородской области (прокол
от 26.03.2021).

2 От 22.05.2015 г. №320.

3 Изъято на момент возбуждения уголовного дела. Форма статистической отчетности
«F-173».

4 Сведения за 11 месяцев 2021 г.

5 Ст. 6.9 КоАП РФ.

6 Ч. 2,3 ст. 20.20 КоАП.

7 Ст. 6.9.1 КоАП РФ.

8 Ст. 6.9. КоАП РФ.


Противодействие незаконному обороту наркотиков
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации