Исаев Р.А. Бизнес-архитектура и системы управления банком - файл n1.doc
приобрестиИсаев Р.А. Бизнес-архитектура и системы управления банкомскачать (195.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Бизнес-архитектура и системы управления банком Исаев Р.А. Бизнес-архитектура и системы управления банком //Управление в кредитной организации. - N 4, июль-август 2009.
Для каждой системы управления рассматриваются ее основные содержательные элементы (бизнес-модели, регламенты), задействованные в ней подразделения банка, вопросы функционирования и автоматизации системы.
Статья может оказать значительную помощь как в построении с нуля различных систем управления банком, так и в организации и совершенствовании работы подразделений и бизнес-процессов банка по соответствующим системам управления.
Содержание
Введение 4
Бизнес-инжиниринг и системы управления: основные понятия и определения 4
Необходимость и уровни формализации систем управления в банках 5
Типовой состав системы управления 6
1. Цели и задачи системы 7
Уровни формализации и развития систем управления в банке 7
2. Основные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы 8
3. Бизнес-процессы и функции системы 8
4. Структурные звенья системы 8
5. Автоматизация системы 9
6. Финансы системы 9
Структура и детальное описание основных систем управления в банке 9
Объекты и системы управления в банке 11
0. Интегрированная система управления (ИСМ) 13
Цели и задачи системы 13
Основные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы 13
Бизнес-процессы и функции системы 13
Структурные звенья системы 13
Автоматизация системы 14
1. Система стратегического управления 14
Цели и задачи системы 14
Основные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы 14
Бизнес-процессы и функции системы 14
Структурные звенья системы 15
Автоматизация системы 16
2. Система управления бизнес-процессами цели и задачи системы 16
Основные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы 16
Бизнес-процессы и функции системы 16
Структурные звенья системы 17
Автоматизация системы 18
3. Система управления персоналом и оргструктурой цели и задачи системы 18
Основные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы 18
Бизнес-процессы и функции системы 18
Структурные звенья системы 19
Автоматизация системы 19
4. Система управления качеством цели и задачи системы 20
Основные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы 20
Бизнес-процессы и функции системы 21
Структурные звенья системы 21
Автоматизация системы 21
Диагностика систем управления в банке 22
Общая диагностика 22
Матрица общей диагностики систем управления банком 23
Детальная диагностика 25
Стратегическое управление 26
Управление бизнес-процессами 27
Управление персоналом и оргструктурой 28
Управление качеством 29
Заключение 30
Источники информации 30
Введение
На сегодняшний день эффективного управления ресурсами и операционной деятельностью банка недостаточно для его стабильного развития и конкурентного преимущества. Необходим переход на новый уровень - уровень развития и постоянного совершенствования. Четкая стратегия, регламентированность и адаптивность бизнес-процессов, продуманная оргструктура и эффективная взаимосвязанная система менеджмента банка в целом - таковы главные факторы, которые позволят банку удержать лидирующие позиции на рынке в ближайшие годы.
Если более внимательно посмотреть на управленческую деятельность практически любого банка, то станет ясно, что все ее элементы тесно взаимосвязаны. Например, при описании и оптимизации бизнес-процессов параллельно приходится работать с организационной структурой и документооборотом банка. Для успешной реализации стратегии банка ее элементы (например, цели и показатели) необходимо декомпозировать до уровня сотрудников, спроецировать на бизнес-процессы и проекты банка.
Таким образом, можно говорить о единой системе менеджмента банка (бизнес-архитектуре) и о технологии ее разработки (формализации управления).
Бизнес-инжиниринг и системы управления: основные понятия и определения
Бизнес-инжиниринг - это деятельность (технологии) по проектированию/описанию, оптимизации и управлению бизнесом компании в соответствии с определенными правилами, процедурами и системой обозначений. Результатом проведения бизнес-инжиниринга является система управления (или ее компоненты) в организации, построенная с нуля либо усовершенствованная.
В основе бизнес-инжиниринга лежат процессный и системный подходы.
Следует отличать понятие "бизнес-инжиниринг" от понятия "реинжиниринг", которое относится к реорганизации и перестройке бизнеса, что является лишь частью бизнес-инжиниринга.
Одно из ключевых понятий в бизнес-инжиниринге - это "система управления в организации".
Система управления в организации - это совокупность взаимосвязанных функциональных, организационных, технологических, информационных и других средств по управлению определенным видом деятельности (либо объектами) на предприятии.
Сразу отметим, что в рамках данной статьи автор рассматривает систему управления не как какой-либо программный продукт или информационную систему. В нашем случае это более широкое понятие, для которого IT-обеспечение (автоматизация) является лишь одним из многих компонентов.
Совокупность систем управления, которая охватывает большинство основных сфер деятельности и объектов управления на предприятии, носит название "интегрированная система менеджмента" (ИСМ), или просто "система менеджмента".
Интегрированная система менеджмента определяет:
- цели и направления развития бизнеса;
- процессы и технологии бизнеса;
- структуру бизнеса;
- информацию и ресурсы, необходимые для бизнеса.
Бизнес-инжиниринг тесно связан с бизнес-моделированием, которое также является его частью и представляет собой процесс разработки различных бизнес-моделей
[1] предприятия (стратегия, процессы, оргструктура, ресурсы) в целях формализации и оптимизации деятельности предприятия. Таким образом, бизнес-модели являются неотъемлемой частью системы управления на предприятии.
Необходимость и уровни формализации систем управления в банках
Любой банк - это система. У него есть цели, определенная оргструктура, процессы и функции, информационные технологии и т.д. У любого банка есть и управление, которое также представляет собой систему. Однако не всегда наблюдается такая идеальная картина. У некоторых банков, как и у управления этих банков, отсутствуют многие свойства системы, что позволяет говорить об их неэффективности.
На основе исследования управленческой деятельности в различных банках в рамках консалтинговых проектов автором сформулированы следующие проблемы и выводы.
1. Элементы управления абстрактны (существуют лишь на бумаге) и почти не соответствуют реальной ситуации в управлении банком. Например, многие нормативные документы хранятся "для виду" и для проверок Банка России, некоторые из них устарели и "не работают".
2. В элементах управления наблюдается большая несогласованность, а иногда даже противоречивость. Например: проблемное взаимодействие подразделений; долгие согласования нормативных документов; размытая ответственность за процессы, задачи и проекты.
3. Слабая адаптация управленческой деятельности к изменениям внешней среды. Например, отсутствие механизмов оперативного принятия и реализации правильных управленческих решений.
4. Слабая коммуникативность элементов управления. Например, слабая осведомленность персонала банка о его стратегии, бизнес-процессах и корпоративной культуре, непонимание (а соответственно и неиспользование в работе) персоналом нормативных документов.
5. Отсутствие формализованной структуры управленческой деятельности (элементы управления закреплены на словах и в мысленных представлениях руководителей).
На основе данных проблем можно сделать вывод о необходимости формализации управления в банке и, как следствие, получении больших выгод и преимуществ в результате проведения данной работы.
Выделим четыре уровня формализации систем управления (табл. 1), для которых система управления (1) отсутствует, (2) слабо формализована/устарела, (3) формализована и актуальна, (4) формализована и соответствует современным технологиям и стандартам.
Данные уровни расположены в таблице по возрастанию степени формализации и развития системы управления (от наименьшей к наибольшей).
По каждому уровню укажем его характерные признаки.
По оценкам различных экспертов, в России не более 10% от общего количества банков имеют полностью формализованную и эффективную систему управления (уровень 4), соответствующую современным технологиям бизнес-инжиниринга и стандартам менеджмента (прежде всего это менеджмент качества по ISO 9000).
Типовой состав системы управления
Как было отмечено выше, система управления предназначена для управления определенным видом деятельности (либо объектами) в банке и включает в себя совокупность необходимых средств и компонентов (элементов).
Поскольку для разных видов деятельности (объектов) эта совокупность средств и компонентов мало отличается, можно выделить типовой состав (компоненты) системы управления.
В рамках данной работы их выделено шесть:
1) цели и задачи системы;
2) основные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы;
3) бизнес-процессы и функции системы;
4) структурные звенья системы;
5) автоматизация системы;
6) финансы системы.
1. Цели и задачи системы
Каждая система управления должна быть целенаправленной и иметь определенные цели и задачи.
Таблица 1 Уровни формализации и развития систем управления в банке
┌───────────────────────┬─────────────────────┬──────────────────────────┬─────────────────────────┐
│Отсутствует │ Слабо │Формализована и актуальна │ Соответствует │
│ │формализована/устаре-│ │ современным технологиям │
│ │ ла │ │ и стандартам │
├───────────────────────┼─────────────────────┼──────────────────────────┼─────────────────────────┤
│- элементы управления │- большая часть │- формализовано и │- используется │
│(стратегия, процессы, │информации на │актуально большинство │профессиональный │
│полномочия и др.) │бумажном носителе; │систем управления; │программный продукт │
│закреплены "на словах";│- часть информации │- вся необходимая │бизнес-моделирования; │
│- постоянные задержки и│неактуальна; │информация и регламенты │- используются │
│ошибки при решении │- формализованы лишь │доведены до сотрудников и │современные технологии │
│управленческих задач │некоторые основные │используются в работе; │бизнес-инжиниринга; │
│и в повседневной │элементы управления │- проводятся работы по │- реализованы требования │
│деятельности банка │ │анализу и оптимизации │одного или нескольких │
│ │ │систем управления │стандартов менеджмента │
└───────────────────────┴─────────────────────┴──────────────────────────┴─────────────────────────┘
2. Основные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы
Суть системы управления, ее устройство, детальное содержание, особенности, применение описываются в виде бизнес-моделей и текстовых регламентов. При разработке основных содержательных элементов системы необходимо применять системный подход, то есть данные элементы должны быть взаимосвязанными, охватывать основные аспекты и области системы, учитывать различные факторы, варианты и взаимовлияние.
Более подробную информацию о бизнес-моделях всех систем управления, рассматриваемых в данной работе, можно найти в материале
[1].
По каждой системе управления будет представлен список задействованных в ней бизнес-моделей, регламентов и других содержательных элементов.
3. Бизнес-процессы и функции системы
Функционирование системы управления и ее связи с другими системами по входам-выходам описываются в виде бизнес-процессов, которые на нижнем уровне детализуются на функции (элементарные действия). Необходимость описания бизнес-процессов диктуется процессным подходом как одним из основных принципов построения систем управления.
По каждой системе управления будет представлено дерево (иерархический список) задействованных в ней бизнес-процессов банка.
4. Структурные звенья системы
Для работы системы управления необходимы структурные звенья (подразделения и персонал банка), которые закрепляются за конкретными бизнес-процессами и задачами в рамках системы.
По каждой системе управления будет представлен список задействованных в ней подразделений банка.
В банках разного размера существует разная иерархия структурных подразделений. Наиболее общая цепочка выглядит так:
- блок;
- департамент;
- управление;
- отдел/служба.
В рамках данной работы договоримся называть все упоминаемые структурные единицы подразделениями, хотя по иерархии в некоторых банках они могут быть названы как отделами, так и департаментами.
Например, в некоторых банках есть один небольшой отдел методологии, а в других банках может существовать большой департамент методологии, который включает в себя отдел общебанковской методологии, отдел методологии розничных продуктов, отдел методологии корпоративных продуктов и другие отделы.
5. Автоматизация системы
Эффективность, стабильность и качество работы системы управления обеспечиваются в том числе за счет ее автоматизации. Для этого необходимы специализированные программные продукты, IT-функции и модули которых закрепляются за конкретными элементами и процессами системы.
По каждой системе управления будет представлен список задействованных в ней программных продуктов и информационных систем банка.
6. Финансы системы
Для успешного функционирования любой системы управления необходимы ресурсы, прежде всего финансовые. По данной компоненте необходимо разработать финансовые модели и регламенты. Прежде всего это касается бюджетирования, например: стратегическое бюджетирование, процессное бюджетирование, бюджетирование по мотивации персонала и т.д.
Поскольку настоящая статья посвящена в основном бизнес-инжинирингу, то финансовые темы в ней не рассматриваются.
Структура и детальное описание основных систем управления в банке
Итак, системы управления предназначены для управления объектами деятельности банка (объектами управления - ОУ). Перечислим самые распространенные объекты управления в банках и соответствующие им системы (
табл. 2).
Выделим в интегрированной системе менеджмента банка два условных блока ("Бизнес-архитектура" и "Обеспечение"), по которым распределим перечисленные системы управления в банках (рис. 1).
┌───────────────────────────────────┐
│Интегрированная система менеджмента│
│ (ИСМ) банка │
└────────────────┬──────────────────┘
┌────────────────────┴───────────────────────┐
│ │
▼ ▼
┌─────────────┴─────────────┐ ┌─────────────┴────────────┐
┌────┤ Блок "Бизнес архитектура" │ ┌────┤ Блок "Обеспечение" │
│ └───────────────────────────┘ │ └──────────────────────────┘
│ │
│ ┌───────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────┐
├──►─┤1. Система стратегического │ ├──►─┤1. Система управления IT │
│ │ управления │ │ │ │
│ └───────────────────────────┘ │ └──────────────────────────┘
│ │
│ ┌───────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────┐
├──►─┤2. Система управления │ ├──►─┤2. Система управления │
│ │ бизнес-процессами │ │ │ безопасностью │
│ └───────────────────────────┘ │ └──────────────────────────┘
│ │
│ ┌───────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────┐
├──►─┤3. Система управления │ ├──►─┤3. Система управления │
│ │персоналом и оргструктурой │ │ │ рисками │
│ └───────────────────────────┘ │ └──────────────────────────┘
│ │
│ ┌───────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────┐
├──►─┤4. Система управления │ ├──►─┤4. Система управления │
│ │ качеством │ │ │ маркетингом │
│ └───────────────────────────┘ │ └──────────────────────────┘
│ │
│ ┌───────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────┐
├──►─┤5. Система управления │ ├──►─┤5. Система управления │
│ │ проектами │ │ │ финансами │
│ └───────────────────────────┘ │ └──────────────────────────┘
│ │
│ ┌───────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────┐
│ │6. Система оперативного │ │ │6. Система управления │
└──►─┤ управления и │ └──►─┤ филиалами │
│ документооборота │ │ │
└───────────────────────────┘ └──────────────────────────┘
Рис. 1. Системы управления банкомБлок "Бизнес-архитектура" состоит из систем управления, которые входят в предметную область и представляют наибольший интерес для бизнес-инжиниринга. Первые четыре из этих систем будут подробно рассмотрены в настоящей работе, за исключением детальных методик их построения. Данные методики рассматриваются в специализированных материалах (например,
[2],
[3],
[4]).
Остальные системы управления банка объединены во второй блок с условным названием "Обеспечение".
Данные два блока тесно взаимосвязаны между собой. Рассмотрим вкратце основные виды связей.
Блок "Бизнес-архитектура" - система управления IТ. В данном случае блок "Бизнес-архитектура" задает требования к автоматизации, а система управления IТ их реализует.
Блок "Бизнес-архитектура" - система управления рисками. В данном случае блок "Бизнес-архитектура" формирует различные виды рисков (прежде всего операционные), а система управления рисками обеспечивает минимизацию рисков.
Таблица 2Объекты и системы управления в банке
┌──────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐
│ Объекты управления │ Система управления │
├──────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Стратегия, развитие │Система стратегического управления │
├──────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Бизнес-процесс, процедура │Система управления бизнес-процессами │
├──────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Персонал, организационная │Система управления персоналом и оргструктурой │
│структура │ │
├──────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Качество, удовлетворенность │Система управления качеством │
│клиента │ │
├──────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Проекты │Система управления проектами │
├──────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Задачи, документы │Система оперативного управления и │
│ │документооборота │
├──────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│IТ, банковские технологии │Система управления IТ │
├──────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Безопасность, конфиденциальность │Система управления безопасностью │
├──────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Риски │Система управления рисками │
├──────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Маркетинг, отношения с клиентами, │Система управления маркетингом │
│продажи │ │
├──────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Финансы │Система управления финансами │
├──────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────┤
│Филиалы, территориальная структура│Система управлении филиалами │
└──────────────────────────────────┴───────────────────────────────────────────────┘
Блок "Бизнес-архитектура" - система управления финансами. В данном случае идет распределение финансовых ресурсов по системам управления (финансовая часть стратегии, процессное и проектное бюджетирование, система мотивации персонала и др.).
Системы управления блока "Бизнес-архитектура" можно схематично изобразить в виде дома (рис. 2).

"Рис 2. "Системы управления банком - блок "Бизнес-архитектура"
Для него "крышей" (верхней частью) является система стратегического управления, поскольку задает направление развития и служит для оценки влияния всех других систем управления на достижение целей и показателей.
"Опорами" (средней частью) являются перечисленные ранее системы управления, поскольку они обеспечивают развитие и поддерживают работу банка каждая по своему участку.
"Фундаментом" (нижней частью) является система оперативного управления и документооборота. Данная система позволяет организовать управленческую работу на нижнем уровне: распределить по сотрудникам и проконтролировать выполнение задач, организовать движение электронных документов в рамках всех систем управления и подразделений банка.
Для каждой системы управления далее будет приведено ее максимально расширенное содержание, возможно, с дублированием элементов. Это связано с тем, что в разных банках приняты разные названия подразделений, бизнес-процессов и других элементов управления.
0. Интегрированная система управления (ИСМ)
Поскольку ИСМ относится к метауровню (т.е. стоит над системами управления), то присвоим ей номер "0", чтобы не нарушать нумерацию основных систем управления. Интегрированная система управления должна опираться на комплексную бизнес-модель банка. Успешный реальный пример такой комплексной бизнес-модели представлен в
[1].
Цели и задачи системы
1. Обеспечение банка необходимыми системами управления.
2. Обеспечение целостной и эффективной работы всех систем управления банком.
Основные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы
Бизнес-модели: архитектура ИСМ.
Регламенты: Положение об ИСМ.
Бизнес-процессы и функции системы
Разработка архитектуры и регламентов ИСМ.
Интеграция систем управления в рамках ИСМ.
Управление и администрирование ИСМ.
Оценка степени влияния каждой системы управления на эффективность ИСМ в целом.
Сбор и аккумулирование информации от владельцев систем управления.
Инициирование и реализация проектов по совершенствованию ИСМ.
Структурные звенья системы
Подразделение ИСМ.
Подразделение организационно-корпоративного развития.
Подразделение корпоративной архитектуры.
Автоматизация системы
См.
автоматизацию систем управления.
1. Система стратегического управления
Цели и задачи системы
Обеспечение долгосрочного развития банка, разработки и реализации стратегии банка.
Основные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы
Бизнес-модели:
- модель стратегий;
- модель бизнес-направлений;
- модель стратегических целей;
- модель показателей KPI;
- модель проектов/стратегических инициатив;
- стратегическая/счетная карта BSC. Регламенты:
- Положение о стратегическом управлении банком;
- стратегический план.
Бизнес-процессы и функции системы
Диагностика стратегического управления в банке.
Стратегический анализ:
- выделение бизнес-направлений банка;
- сбор информации о внешней и внутренней среде банка;
- выполнение различных методов анализа: SWOT-анализ, PEST-анализ, BCG-анализ, ABC и др.;
- подготовка отчетов по стратегическому анализу;
- проведение бенчмаркинга. Стратегическое планирование:
- разработка стратегической концепции;
- разработка стратегий:
а) разработка элементов стратегического планирования (цели, показатели, проекты, бюджеты и др.);
б) разработка стратегических планов и задач;
в) разработка системы сбалансированных показателей (BSC);
- распределение показателей по бизнес-процессам;
- бизнес-планирование и стратегическое бюджетирование.
Реализация стратегии:
- управление мотивацией персонала по реализации стратегических задач;
- управление выполнением бизнес-процессами стратегических целей и показателей;
- управление проектами по реализации стратегических целей;
- привлечение необходимых ресурсов;
- оперативное управление реализацией задач на нижнем уровне;
- принятие управленческих решений. Контроль и регулирование:
- план-фактный анализ;
разработка и реализация корректирующих действий.
Структурные звенья системы
Правление и собственники банка.
Подразделение стратегического планирования.
Планово-экономическое подразделение.
Подразделение организационно-корпоративного развития.
Проектный офис.
Стратегический комитет.
Автоматизация системы
Программные продукты и модули класса "Стратегическое управление": ARIS Strategy Platform, Business Studio, "Бизнес-инженер", Dialog Strategy, QPR ScoreCard и др.
2. Система управления бизнес-процессами цели и задачи системы
1. Обеспечение банка актуальными и эффективными моделями и регламентами бизнес-процессов.
2. Обеспечение стабильной и эффективной работы бизнес-процессов.
Основные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы
Бизнес-модели:
- модель (дерево) бизнес-процессов;
- матрица (сеть) бизнес-процессов;
- модель окружения бизнес-процесса;
- модель бизнес-процесса (технологическая карта).
Регламенты:
- Положение о процессной системе управления;
- Соглашение по бизнес-моделированию;
- Положение о разработке, согласовании и утверждении нормативных документов;
- Регламенты бизнес-процессов.
Бизнес-процессы и функции системы
Диагностика процессного управления в банке.
Разработка целей, задач и требований по управлению бизнес-процессами.
Организация рабочих групп по бизнес-процессам.
Разработка, актуализация регламентов по процессному управлению (соглашение по бизнес-моделированию и др.).
Разработка плана проекта по описанию, оптимизации бизнес-процессов.
Описание бизнес-процессов:
- проведение интервью и сбор информации;
- анализ нормативной документации банка;
- разработка моделей и регламентов бизнес-процессов;
- согласование, утверждение и публикация регламентов бизнес-процессов.
Анализ и оптимизация бизнес-процессов.
Актуализация бизнес-процессов.
Администрирование базы бизнес-процессов и программного продукта бизнес-моделирования.
Интеграция системы управления бизнес-процессами с другими системами управления.
Оценка соответствия бизнес-процессов стратегическим целям, планам, задачам и проектам развития банка.
Разработка бизнес-моделей, необходимых для описания бизнес-процессов (оргструктура, библиотека документов и др.).
Обучение и консультирование по процессному управлению сотрудников банка.
Методологическое обеспечение бизнес-процессов и деятельности банка:
- анализ нормативных документов Банка России, других законодательных актов;
- внесение корректировок в бизнес-процессы для удовлетворения необходимых требований;
- разработка форм банковских документов;
- разработка, согласование и утверждение методологических нормативных документов банка.
Структурные звенья системы
Подразделение методологии. Подразделение бизнес-процессов. Подразделение банковских технологий. Подразделение организационно-корпоративного развития.
Технологический комитет.
Автоматизация системы
Программные продукты и модули класса "Бизнес-моделирование": ARIS, Business Studio, "Бизнес-инженер", AllFusion Process Modeler, IBM WebSphere Business Modeler, MS Visio и др.
3. Система управления персоналом и оргструктурой цели и задачи системы
Обеспечение банка стабильным и квалифицированным составом персонала.
Обеспечение выполнения всех необходимых процессов по работе с персоналом.
Обеспечение удовлетворенности и высокой мотивации персонала.
Основные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы
Бизнес-модели:
- модель организационной структуры;
- модель территориальной структуры;
- модель бизнес-ролей;
- матрица распределения ответственности;
- модель компетенций и полномочий. Регламенты:
- Штатное расписание;
- Организационный порядок;
- Положение о корпоративной культуре;
- Положение об оплате труда;
- Положение об обучении и развитии сотрудников.
Бизнес-процессы и функции системы
Подбор персонала.
Прием персонала.
Организация кадровых перемещений.
Увольнение персонала.
Кадровый учет и администрирование.
Обучение и аттестация персонала.
Планирование карьеры и развития персонала.
Управление знаниями и компетенциями персонала.
Управление обратной связью с сотрудниками.
Анализ эффективности труда персонала и вознаграждения.
Расчет трудоемкости бизнес-процессов и оптимального количества штатных единиц по должностям.
Разработка и корректировка штатного расписания.
Контроль за соблюдением организационного порядка и штатной дисциплины.
Анализ ключевых показателей по управлению персоналом и принятие необходимых корректирующих действий.
Расследование и разрешение трудовых конфликтов и инцидентов.
Разработка, согласование и утверждение нормативных документов по управлению персоналом.
Разработка и реализация корпоративной (организационной) культуры.
Разработка и реализация социальных программ.
Реализация мероприятий внутреннего PR и повышения удовлетворенности персонала.
Разработка системы мотивации персонала.
Обеспечение условий труда.
Управление организационной структурой:
- инициирование изменений в оргструктуре;
- отслеживание актуальности оргструктуры и ее соответствия стратегическим целям и бизнес-процессам;
- анализ и совершенствование оргструктуры.
Структурные звенья системы
Служба персонала.
Подразделение организационно-корпоративного развития. Кадровый комитет.
Автоматизация системы
Программные продукты и модули класса "Бизнес-моделирование": ARIS, Business Studio, "Бизнес-Инженер", AllFusion Process Modeler, IBM WebSphere Business Modeler, MS Visio и др.
Программные продукты классов "Бухгалтерский учет", "Зарплата и кадры", "HR - управление персоналом": 1C, SAP.
4. Система управления качеством цели и задачи системы
Обеспечение высокого и стабильного качества банковских продуктов, сервиса и бизнес-процессов.
Удовлетворение потребностей клиентов.
Обеспечение соблюдения в банке принятых стандартов и требований в области качества.
Обеспечение достижения целевых показателей в области качества.
Основные содержательные элементы, бизнес-модели и регламенты системы
Бизнес-модели:
- модель (дерево) стандартов и требований;
- модель показателей качества;
- модель проблем/отклонений. Регламенты:
- Регламенты системы менеджмента качества (СМК): Положение о системе менеджмента качества, Руководство по качеству, Политика в области качества;
- Регламенты обязательных процедур СМК;
- внутренние стандарты банка в области качества, сервисная концепция. Большое значение для управления качеством в банке имеют единые современные стандарты обслуживания клиентов. Они включают требования к внешнему виду сотрудников банка, обустройству, удобству и внешнему виду операционных залов и точек обслуживания клиентов, общению с клиентом по телефону и на месте обслуживания, графику работы офисов банка, мероприятиям и неформальным средствам повышения удовлетворенности клиентов (подарки, кофе, бизнес-журналы и др.), показателям продуктовых бизнес-процессов (прежде всего таким, как время выполнения);
- Корпоративная культура.
Бизнес-процессы и функции системы
Разработка и документирование системы менеджмента качества (СМК):
- подготовка проекта построения СМК;
- приведение СМК банка к требованиям ISO 9000;
- внутренний аудит СМК;
- сертификация.
Аудит системы менеджмента качества:
- планирование аудита;
- проведение аудита;
- разработка отчетов по результатам аудита. Подготовка и реализация корректирующих и предупреждающих воздействий.
Разработка и проведение мероприятий для повышения удовлетворенности клиентов и качества сервиса в банке.
Интеграция системы управления качеством с другими системами управления.
Разработка, согласование и утверждение нормативных документов по управлению качеством.
Обучение и консультирование персонала банка по управлению качеством.
Организация контроля качества.
Обработка и организация исполнения заявок и предложений по управлению качеством от подразделений банка.
Структурные звенья системы
Служба качества.
Подразделение организационно-корпоративного развития.
Подразделение бизнес-процессов. Подразделение маркетинга.
Автоматизация системы
Программные продукты и модули классов "Бизнес-моделирование", "Управление качеством и статистика": ARIS (модуль Quality Management Scout), Business Studio.
Диагностика систем управления в банке
Проведению любых работ по формализации и оптимизации систем управления в банке, как правило, предшествует их диагностика.
Диагностика систем управления в банке состоит из двух этапов: (1) общая диагностика и (2) детальная диагностика, которые могут выполняться как последовательно, так и независимо друг от друга.
Общая диагностика
Цель общей диагностики - оценить и понять состояние систем управления в банке.
На основе общей диагностики можно получить следующие результаты:
- уровень развитости систем управления в банке;
- общие проблемы и слабые места в системах управления;
- общий план работ по формализации и оптимизации систем управления.
Для проведения общей диагностики систем управления в банке автором разработана матрица общей диагностики (
табл. 3).
По строкам в данной матрице расположены шесть систем управления, которые входят в блок "Бизнес-архитектура".
По столбцам указаны основные пять компонентов системы управления. Компонент 2 ("Основные элементы") детализирован на три подкомпонента, и его значение суммируется из значений этих трех подкомпонентов.
На пересечении строк и столбцов указывается оценка состояния (по шкале: 0, 1, 2) определенного компонента у определенной системы.
В последнем столбце автоматически рассчитывается уровень развития системы управления как сумма значений пяти компонентов.
Приведем алгоритм проведения общей диагностики с помощью предложенной матрицы.
1. Собрать исходную информацию по состоянию всех компонент выбранных систем управления в банке. При этом могут использоваться различные способы сбора информации: интервью сотрудников банка; анализ нормативной документации банка; наблюдение за работой банка и сотрудников; изучение правил, технологий и информационных систем и других средств, используемых в банке.
Для успеха дальнейших работ по диагностике очень важны качество, всесторонность и актуальность собранной информации. Поэтому данному этапу следует уделить наибольшее внимание.
2. Проанализировать собранную информацию и проставить в матрице оценки каждому компоненту (по шкале: 0, 1, 2).
3. Получить расчет уровня развития систем управления, который выполняется автоматически.
4. Проанализировать матрицу и сделать необходимые выводы.
Если проанализировать результаты проведения диагностики систем управления условного банка, представленные в таблице 3, то можно сделать следующие выводы.
Вывод первый. Наиболее развитой системой управления в банке является система управления бизнес-процессами (14 единиц). Это объясняется ее высоким уровнем автоматизации и отличным состоянием всех ее компонент. А именно:
- четко определены цели и задачи системы;
- для системы разработаны все необходимые бизнес-модели, нормативные документы и формы документов;
- четко определены процессы и функционирование системы;
- система обеспечена достаточными человеческими ресурсами (структурные звенья);
- правильно распределена ответственность.
Таблица 3 Матрица общей диагностики систем управления банком
┌─────────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┬───────┐
│ Системы управления │ Основные компоненты системы управления │ Детализация компонента 2 │Уровень│
│ ├───────────┬───────────┬─────────────┬───────────┬────────────┼────────────┬───────────┬─────────┤разви- │
│ │ 1. Цели и │2. Основные│ 3. │ 4. │ 5. │ 1. │ 2. │3. Формы │ тия │
│ │ задачи │ элементы │Бизнес-проце-│Структурные│Автоматиза- │Бизнес-моде-│Нормативные│докумен- │системы│
│ │ системы │ │ ссы │ звенья │ ция │ ли │ документы │ тов │ │
│ │ │ │ и функции │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────┼───────────┼────────────┼────────────┼───────────┼─────────┼───────┤
│1. Стратегическое │ 2 │ 3 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 1 │ 8 │
│управление │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────┼───────────┼────────────┼────────────┼───────────┼─────────┼───────┤
│2. Управление │ 2 │ 6 │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │ 14 │
│бизнес-процессами │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────┼───────────┼────────────┼────────────┼───────────┼─────────┼───────┤
│3. Управление │ 2 │ 5 │ 1 │ 2 │ 1 │ 1 │ 2 │ 2 │ 11 │
│оргструктурой и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│персоналом │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────┼───────────┼────────────┼────────────┼───────────┼─────────┼───────┤
│4. Управление │ 1 │ 1 │ 1 │ 0 │ 0 │ 0 │ 1 │ 0 │ 3 │
│качеством │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────┼───────────┼────────────┼────────────┼───────────┼─────────┼───────┤
│5. Управление │ 2 │ 3 │ 1 │ 1 │ 2 │ 1 │ 1 │ 1 │ 9 │
│проектами │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├─────────────────────┼───────────┼───────────┼─────────────┼───────────┼────────────┼────────────┼───────────┼─────────┼───────┤
│6. Оперативное │ 2 │ 2 │ 1 │ 2 │ 2 │ 0 │ 1 │ 1 │ 9 │
│управление и │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│документооборот │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└─────────────────────┴───────────┴───────────┴─────────────┴───────────┴────────────┴────────────┴───────────┴─────────┴───────┘
Вывод второй. Наименее развитой системой управления является система управления качеством (3 единицы):
- банк практически не занимается управлением качеством своих продуктов, сервиса и бизнес-процессов;
- нет информационных систем, предназначенных для управления качеством;
- нет конкретных подразделений, за которыми закреплена ответственность и исполнение работ в рамках системы;
- в банке не проводятся опросы удовлетворенности клиентов и нет соответствующих форм документов. Есть только целевые установки по управлению качеством и отдельные нормативные документы, в которых упоминается про качество банковских продуктов, сервиса и бизнес-процессов.
Детальная диагностика
Детальная диагностика систем управления заключается в подробном изучении и анализе состояния и состава каждого компонента. Для этого используется стандартный перечень вопросов по каждой системе управления, на которые необходимо получить ответы.
Для получения ответов и сбора информации могут применяться способы, указанные в разделе "Общая диагностика". В дополнение к ним проводится анкетирование сотрудников банка как основной способ сбора информации для детальной диагностики.
Детальная диагностика, как и общая, имеет большое значение и позволяет:
- получить подробное описание проблем и слабых мест в системах управления, а также влияющие на них факторы и причины;
- оценить возможности и способы решения проблем;
- разработать детальный план работ по формализации и оптимизации систем управления.
Детальная диагностика может быть использована для самоконтроля руководителями банка, чтобы понять:
- все ли выполняется правильно;
- совпадают ли ожидания и понимание у сотрудников с установками руководства.
На основе и в процессе детальной диагностики могут проводиться мозговой штурм и разрабатываться диаграммы причин-следствий (Cause and Effect Diagram)
[1].
Ниже приведен примерный перечень вопросов, сгруппированных по четырем системам управления, для проведения детальной диагностики банка.
Стратегическое управление
Каков уровень развитости и эффективности системы стратегического управления в целом?
По каким бизнес-направлениям банк развивается наиболее успешно?
Какие стратегические цели стоят перед банком?
Какие требования к организации и развитию бизнеса банка со стороны акционеров, руководителей, стратегических клиентов?
Кто основные конкуренты и партнеры банка?
Насколько эффективно реализуется стратегия банка?
Какие цели и показатели наиболее проблемны?
Есть ли в банке следующие документы:
- Стратегический план развития?
- Положение о системе стратегического управления?
Применяется ли в банке система сбалансированных показателей - BSC (Balanced ScoreCard) и KPI (Key Performance Indicator)?
Связаны ли стратегические цели и показатели с бизнес-процессами, проектами, структурными подразделениями, должностями и системой мотивации персонала?
Какие бизнес-модели, регламенты и формы документов по системе стратегического управления есть в банке?
Формализованы ли в банке бизнес-процессы по стратегическому управлению?
Есть ли в банке подразделения/должности по стратегическому управлению (например, служба стратегического планирования и развития)?
Насколько эффективно распределены ответственность и исполнение по работам в рамках стратегического управления?
Сколько времени руководители банка уделяют решению стратегических задач, а сколько - операционной рутине?
Есть ли в банке потребность в значимом повышении рыночной стоимости, его инвестиционной привлекательности, капитализации, имиджа?
Есть ли в банке потребность в быстром и эффективном тиражировании своего бизнеса (открытии филиалов, представительств, допофисов)?
Какие проекты по стратегическому управлению выполняются в банке?
Используются ли в банке программные продукты и информационные системы, предназначенные для поддержки стратегического управления?
Управление бизнес-процессами
Каков уровень развитости и эффективности системы управления бизнес-процессами в целом?
Насколько в банке формализованы бизнес-процессы (основные, управляющие, обеспечивающие)?
Какие методики и нотации используются в банке для формализации бизнес-процессов?
Какие бизнес-процессы наиболее формализованы и выполняются наиболее эффективно?
Какие бизнес-процессы наиболее проблемны (например, есть ошибки и задержки в работе)? Причины?
Каков уровень развитости и эффективности процессных регламентов (положений, правил и методик по бизнес-процессам)?
Есть ли в банке следующие документы:
- Положение о процессной системе управления?
- Соглашение по бизнес-моделированию?
- Порядок разработки, согласования и утверждения нормативных документов?
Какие бизнес-модели, регламенты и формы документов по системе управления бизнес-процессами есть в банке?
Формализованы ли в банке работы по управлению бизнес-процессами?
Есть ли в банке подразделения/должности по управлению бизнес-процессами (например, отдел бизнес-процессов, отдел организационно-корпоративного развития, отдел методологии)?
Насколько часто проводятся изменения в бизнес-процессах банка и каков уровень их адаптивности под изменения внешней и внутренней среды банка?
Какие средства используются для автоматизации бизнес-процессов в банке?
Какие проекты по управлению бизнес-процессами (описание, оптимизация и т.п.) выполняются в банке?
Используются ли в банке программные продукты и информационные системы, предназначенные для поддержки управления бизнес-процессами?
Управление персоналом и оргструктурой
Каков уровень развитости и эффективности системы управления персоналом и оргструктурой в целом?
Насколько оптимально оргструктура поддерживает бизнес-процессы и стратегические цели банка?
Насколько оптимально в оргструктуре распределена ответственность за бизнес-процессы, насколько правильно распределены функции между отделами?
Насколько оптимально в оргструктуре делегированы полномочия?
Достаточен ли уровень квалификации сотрудников банка в рамках всех бизнес-процессов?
Насколько часто проводятся изменения в оргструктуре банка и каков уровень ее адаптивности под изменения внешней и внутренней среды банка?
Какие подразделения банка работают менее эффективно, чем остальные? Причины?
Каков уровень развитости и эффективности структурных регламентов (положений о подразделениях, должностных инструкций)?
Есть ли в банке следующие документы:
- Положение о системе управления персоналом и оргструктурой?
- Корпоративная культура?
- Положение о системе мотивации персонала?
- Положение о развитии и обучении персонала?
Какие бизнес-модели, регламенты и формы документов по системе управления персоналом и оргструктурой есть в банке?
Формализованы ли в банке бизнес-процессы по управлению персоналом и оргструктурой?
Оценивается ли в банке удовлетворенность персонала и каковы ее характеристики?
Измеряются ли в банке ключевые показатели управления персоналом и оргструктурой (текучесть кадров, время закрытия вакансий и др.), каковы их значения? Причины?
Проводятся ли в банке аттестация и обучение персонала, с каким масштабом и периодичностью?
Есть ли в банке система мотивации персонала, каковы ее характеристики и уровень распространения?
Каков уровень и способы коммуникации между различными подразделениями банка?
Какие проекты в области управления персоналом и оргструктурой выполняются в банке?
Используются ли в банке программные продукты и информационные системы, предназначенные для поддержки управления персоналом и оргструктурой?
Управление качеством
Каков уровень развитости и эффективности системы управления качеством в целом?
Есть ли в банке система менеджмента качества? Если да, то в каком виде и соответствует ли она требованиям стандартов ISO 9000?
Есть ли в банке следующие документы:
- Положение о системе менеджмента качества?
- Руководство по качеству?
- Политика в области качества?
- Внутренние стандарты качества?
Какие бизнес-модели, регламенты и формы документов по системе управления качеством есть в банке?
Формализованы ли в банке бизнес-процессы по управлению качеством?
Есть ли в банке бизнес-процесс "Работа с претензиями"?
Есть ли в банке подразделения/должности по управлению качеством (например, служба качества)?
Проводятся ли в банке аудиты качества продуктов, сервиса и бизнес-процессов?
Проводятся ли в банке опросы удовлетворенности и потребностей клиентов?
Насколько часто поступают в банк жалобы клиентов и в чем их содержание?
Соответствует ли линейка банковских продуктов и услуг потребностям клиентов?
Какие проекты в области управления качеством выполняются в банке?
Какие формальные и неформальные методы и средства используются в банке для повышения качества сервиса и удовлетворенности клиентов?
Используются ли в банке программные продукты и информационные системы, предназначенные для поддержки управления качеством?
Заключение
Итак, формализация систем управления обеспечивает банк полной и актуальной информацией о его текущем и планируемом состоянии по различным областям деятельности (от стратегии до бизнес-процессов и качества) и уровням управления (от правления банка до рядовых сотрудников).
Это способствует повышению эффективности работы, рентабельности и конкурентоспособности бизнеса банка, адекватному реагированию на изменение рыночных условий.
Источники информации
1. Комплексная типовая бизнес-модель коммерческого банка (http://www.busi-nessstudio.ru/buy/modelshop/nm_bank).
2. Методика описания (структуризации) бизнес-процессов коммерческого банка и ее практическое применение // Управление в кредитной организации. 2008. N 4. С. 100-112.
3. Методика построения системы менеджмента качества и ее практическое применение // Управление в кредитной организации. 2009. N 1. С. 53-72.
4. Ковалев С., Ковалев В. Секреты успешных предприятий: бизнес-процессы и организационная структура. - М.: ГОЛОС-ПРЕСС, 2009.
Р.А. Исаев,
консалтинговая компания "Бизнес-инжиниринговые технологии
(БИТЕК)" (ЗАО), ведущий консультант
"Управление в кредитной организации", N 4, июль-август 2009 г.
Бизнес-архитектура и системы управления банком