Ковалев В.Ф. Практикум по БЧС - файл n1.doc

приобрести
Ковалев В.Ф. Практикум по БЧС
скачать (635 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc635kb.07.07.2012 03:53скачать

n1.doc

  1   2


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Южно-Российский государственный технический университет

(Новочеркасский политехнический институт)



Шахтинский институт (филиал) ЮРГТУ (НПИ)




Методические указания

к практическим работам по дисциплинам

«Безопасность в чрезвычайных ситуациях»

и «Защита в ЧС»

Новочеркасск 2007


УДК 614.8(07)
Рецензент - канд. техн. наук Ю.К. Тябин


Составитель Ковалев В. Ф.

Методические указания к практическим занятиям по дисциплинам «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» и «Защита в ЧС» / Составитель В.Ф. Ковалёв; Шахтинский ин-т (филиал) ЮРГТУ (НПИ). – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2007. - 43 с. - 50 экз.
В методических указаниях приведены практические работы, посвящённые изучению организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; по расследованию и учёту несчастных случаев на производстве; по устройству защитных сооружений, организации вентиляции и инженерных систем убежищ, обеспечивающих жизнедеятельность укрываемых; даются работы по расчёту поражающих факторов ядерного взрыва, действующих на объект экономики, и по решению задач по оценке радиационной обстановки на объекте при аварии на АЭС.

Предназначены для студентов специальностей 280102, 150402, 190603, 140604 всех форм обучения.

УДК 614.8(07)

© Шахтинский институт ЮРГТУ, 2007

© Ковалев В.Ф., 2007

СОДЕРЖАНИЕ
Практическая работа №1

«Основные положения Федерального закона «О защите

населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера». ….……………………………4

Практическая работа №2

Расследование и учёт несчастных случаев на производстве».............11

Практическая работа №3

«Расчет параметров поражающих факторов ядерного взрыва»…... 23

Практическая работа №4

«Устройство и оборудование убежищ»……………...……….…….…28

Практическая работа №5

«Решение задач по оценке радиационной обстановки

на объектах при аварии на АЭС по данным разведки»………..….….34



Практическая работа №1
Основные положения Федерального закона

«О защите населения и территорий

от чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера»
Цель работы: изучить основные понятия, организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, объектов производственного и социального назначения от ЧС природного и техногенного характера.

Общие положения
Основным нормативным документом, устанавливающим права и обязанности граждан, организаций, государственных органов власти различных уровней и местного самоуправления является Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера “.

Целями закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций (ЧС), снижение размеров и ущерба от ЧС, ликвидация ЧС.

ЧС - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате ава­рии, опасного природного явления, катастрофы, сти­хийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение ус­ловий жизнедеятельности людей.

Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговремен­но и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных си­туаций, а также на сохранение здоровья людей, сни­жение размеров ущерба окружающей природной сре­де и материальных потерь в случае их возникнове­ния.

Ликвидация ЧС - это аварий­но-спасательные и другие неотложные работы, про­водимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранении здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона ЧС - это территория, на которой сложилась ЧС.
Единая государственная система пре­дупреждения

и ликвидации ЧС (РСЧС)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС объединяет ор­ганы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации, орга­нов местного самоуправления, организаций, в полно­мочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.

Основными задачами единой государственной си­стемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

Принципы построения, состав сил и средств, поря­док выполнения задач и взаимодействия основных элементов и другие вопросы функционирования РСЧС определяются законодательством Российской Федерации и поста­новлениями и распоряжениями Правительства рос­сийской Федерации.
Основные принципы защиты населения территорий от ЧС
Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально воз­можное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводятся с учетом экономических, природ­ных и иных характеристик, особенностей террито­рий и степени реальной опасности возникновения ЧС.

Объем и содержание мероприятий по защите насе­ления и территорий от ЧС оп­ределяются исходя из принципа необходимой доста­точности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

Ликвидация ЧС осуществля­ется силами и средствами организаций, органов ме­стного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на террито­риях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Феде­рации порядке привлекаются силы и средства феде­ральных органов исполнительной власти.
Гласность и информация в области защиты населения

и территорий от ЧС
Информацию в области защиты населения и территорий от ЧС составляют све­дения о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях, а также сведения о ради­ационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Информация в области защиты населения и терри­торий от ЧС, а также о деятель­ности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в этой области является: гласной и от­крытой, если иное не предусмотрено законодательст­вом Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти, ор­ганы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и адми­нистрация организаций обязаны оперативно и до­стоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоя­нии защиты населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших ЧС, о приемах и способах защиты населения от них.

Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо лож­ной информации в области защиты населения и тер­риторий от ЧС влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок обеспечения населения, федеральных ор­ганов государственной власти, органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, орга­нов местного самоуправления и организаций инфор­мацией в области защиты населения и территорий от ЧС устанавливается законода­тельством Российской Федерации и законодательст­вом субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ

и органов местного самоуправления в области защиты

населения и территорий от ЧС
1. Органы государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации:

а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС;

б) осуществляют подготовку и содержание в готов­ности необходимых сил и средств для защиты насе­ления и территорий от ЧС, обу­чение населения способам защиты и действиям в ука­занных ситуациях;

в) принимают решения о проведении эвакуацион­ных мероприятий в ЧС и обеспечивают их проведение;

г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечива­ют своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникно­вении ЧС.

д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обраща­ются к Правительству РФ за ока­занием помощи;

е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС;

ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

з) содействуют устойчивому функционированию организаций в ЧС;

и) создают при органах исполнительной власти субъектов РФ постоянно действу­ющие органы управления, специально уполномочен­ные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

2. Органы местного самоуправления самостоятель­но:

а) осуществляют подготовку и содержание в готов­ности необходимых сил и средств для защиты насе­ления и территорий от ЧС, обу­чение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуацион­ных мероприятий в ЧС и организуют их проведение;

в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС, обеспечива­ют своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникно­вении ЧС;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС:

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при не­достаточности собственных сил и средств обращают­ся за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в ЧС;

з) создают при органах местного самоуправления, постоянно действующие органы управления, специ­ально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
Обязанности организаций в области защиты населения

и территорий от ЧС
Организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подве­домственных объектов производственного и соци­ального назначения от ЧС;

б) планировать и проводить мероприятия по повы­шению устойчивости функционирования организа­ций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержа­ние в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС в со­ставе невоенизированных формирований;

г) создавать и поддерживать в постоянной готов­ности локальные системы оповещения о ЧС;

д) обеспечивать организацию и проведение ава­рийно - спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупрежде­ния и ликвидации ЧС;

е) финансировать мероприятия по защите работ­ников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

з) предоставлять в установленном порядке инфор­мацию в области защиты населения и территорий от ЧС, а также оповещать работни­ков организаций об угрозе возникновения или о воз­никновении ЧС.
Права Граждан в области защиты населения и территорий

от ЧС
Граждане Российской Федерации имеют право:

Порядок и условия государственного социально­го страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам Российской Феде­рации устанавливаются законодательством Российской Фе­дерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обязанности граждан РФ области защиты населения

и террито­рий от ЧС
Граждане Российской Федерации обязаны:


Практическая работа №2
расследование и учёт несчастных

случаев на производстве
Цель работы: изучить первоочередные меры, которые должны выполняться при возникновении несчастного случая, основные положения по порядку расследования, оформления и учёту несчастных случаев различной тяжести, происшедших на производстве.
Общие положения
В работе рассматривается порядок расследо­вания и учета несчастных случа­ев на производстве, обязатель­ный для всех организаций неза­висимо от их организационно-правовой формы, а также индивиду­альным предпринимателям.

Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие на произ­водстве с работниками при выполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или индивидуального предпринимателя.

К ним относятся:

Расследуются и подлежат учету следующие несчастные случаи на производстве: травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом, острое отра­вление, тепловой удар, ожог, об­морожение, утопление, пораже­ние электрическим током, мол­нией, излучением, укусы насеко­мых и пресмыкающихся, телес­ные повреждения, нанесенные животными, повреждения, полу­ченные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, со­оружений и конструкций, сти­хийных бедствий и других чрез­вычайных ситуаций, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу временную или стойкую утрату трудоспособности либо его смерть, если они произошли:

а) в течение рабочего време­ни на территории организации или вне территории организа­ции (включая установленные перерывы), а также во время, не­обходимое для приведения в по­рядок орудий производства, одежды и т.п. перед началом или по окончании работы, а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни;

б) при следовании к месту ра­боты или с работы на предоставленном работодателем транспорте либо на личном транспор­те при соответствующем дого­воре или распоряжении работо­дателя о его использовании для производственных целей;

в) при следовании к месту ко­мандировки и обратно;

г) при следовании на транс­портном средстве в качестве сменщика во время междусмен­ного отдыха (водитель сменщик на автотранспортном средстве, проводник или механик рефри­жераторной секции в поезде и т.п.);

д) при работе вахтово-экспедиционным методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;

е) при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварий и других чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;

ж) при осуществлении не входящих в трудовые обязанности работника действий, но совершаемых в ин­тересах работода­теля или направленных на предотвращение аварий или несчастного случая.

Несчастный случай на производстве является страховым случаем, если он произошёл с работником, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее именуется застрахованный).

Первоочередные меры, принимаемые в связи с несчастным

случаем на производстве
О каждом несчастном слу­чае, происшедшем на производ­стве, пострадавший или очеви­дец несчастного случая извещает непосредственного руководи­теля работ, который обязан:

Если с застрахованным произошёл несчастный случай на производстве, работодатель обязан в течении суток сообщить об этом в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ (по месту регистрации в качестве страхователя).

При групповом несчастном случае на производстве (2 и бо­лее человек), тяжелом несчаст­ном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом работодатель или упол­номоченное им лицо в течение суток по форме, установленной Министерством труда и социаль­ного развития Российской Феде­рации, обязаны сообщить:

а) о несчастном случае, про­исшедшем в организации:

б) о несчастном случае, происшед­шем у индивидуаль­ного предпринима­теля:

О случаях острого отравле­ния работодатель или уполномо­ченное им лицо сообщают также в территориальный орган санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.

О несчастных случаях на производстве со смертельным исходом государственная ин­спекция труда по субъекту Рос­сийской Федерации направляет сообщение в Федеральную ин­спекцию труда при Министерст­ве труда и социального развития Российской Федерации.

Если несчастный случай со смертельным исходом произо­шел в организации (на объекте), подконтрольной территориаль­ному органу государственного надзора, территориальный орган направляет сообщение в феде­ральный орган государственного надзора по подчиненности.

Работодатель обязан обес­печить своевременное рассле­дование несчастного случая на производстве и его учет.

Для расследования несчаст­ного случая на производстве в организации работодатель не­замедлительно создает комиссию в составе не менее 3 чело­век. В состав комиссии включа­ются специалист по охране тру­да (или лицо, назначенное при­казом работодателя ответствен­ным за организацию работы по охране труда), представители работодателя, представители профсоюзного органа или иного уполномочен­ного работниками представи­тельного органа (например, член комитета или комиссии по охране труда из числа предста­вителей работников, уполномо­ченный по охране труда). Комис­сию возглавляет работодатель или уполномоченное им лицо. Состав комиссии утверждается приказом работодателя. Руково­дитель, непосредственно отве­чающий за безопасность труда на участке, где произошел не­счастный случай, в состав ко­миссии не включается.

В расследовании несчастно­го случая на производстве, про­исшедшего у индивидуального предпринимателя, принимают участие индивидуальный пред­приниматель или его предста­витель, доверенное лицо по­страдавшего, специалист по ох­ране труда, который может при­влекаться и на договорной ос­нове.

Несчастный случай на производстве, происшедший с лицом, направленным для выполнения работ в другую организа­цию, расследуется комиссией образованной работодателем, на производстве которого про­изошел несчастный случай. В состав комиссии входит полно­мочный представитель органи­зации (индивидуального пред­принимателя), направившей это лицо. Неприбытие или не­своевременное прибытие пред­ставителя не является основа­нием для изменения сроков расследования.

Несчастный случай, проис­шедший с работником органи­зации, производящей работы на выделенном участке другой организации, расследуется и учитывается организацией, производящей эти работы. В этом случае комиссия, прово­дившая расследование, инфор­мирует руководителя организа­ции, на территории которой производились эти работы, о своих выводах.

Несчастный случай, проис­шедший с работником при выполнении работы по совмести­тельству, расследуется и учиты­вается по месту, где производи­лась работа по совместительст­ву.

Расследование несчастного случая на производстве, проис­шедшего в результате аварии транспортного средства, про­водится комиссией работодате­ля с обязательным использованием материалов расследова­ния, проведенного соответству­ющим государственным орга­ном надзора и контроля, с которыми должна быть ознакомлена комиссия.

Каждый работник имеет право на личное участие в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве.

Для расследований груп­пового несчастного случая на производстве, тяжелого несча­стного случая на производстве, несчастного случая на произ­водстве со смертельным исхо­дом:

Работодатель образует комис­сию и утверждает ее состав, возглавляет комиссию государ­ственный инспектор по охране труда;

При крупных авариях с человеческими жертвами 15 и более человек расследование проводится комиссией, назна­чаемой Правительством Рос­сийской Федерации.

Порядок расследования несчастных случаев
Расследование обстоя­тельств и причин несчастного случая на производстве (кото­рый не является групповым и не относится к категории тяжелых или со смертельным исходом) проводится комиссией в тече­ние 3 дней.

Расследование группового несчастного случая, тяжелого или не­счастного случая со смертельным исходом проводится комиссией в тече­ние 15 дней.

Несчастный случай на произ­водстве, о котором не было своевременно сообщено рабо­тодателю или в результате кото­рого нетрудоспособность на­ступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению по­страдавшего или его доверен­ного лица в течение месяца со дня поступления указанного за­явления.

В каждом случае рассле­дования комиссия выявляет и опрашивает очевидцев проис­шествия несчастного случая; лиц, допустивших нарушения нормативных требований по ох­ране труда; получает необходи­мую информацию от работода­теля и по возможности объяс­нения от пострадавшего.

При расследовании несчаст­ного случая в организации по требованию комиссии работо­датель за счет собственных средств обязан обеспечить:

При расследовании несчаст­ного случая у индивидуального предпринимателя необходимые мероприятия и условия прове­дения расследования опреде­ляются председателем комис­сии.

В результате группового несчастного случая, тяжелого или не­счастного случая со смертельным исходом комиссия форми­рует следующие, документы:

а) приказ о создании комис­сии по расследованию несчаст­ного случая;

б) планы, схемы, эскизы, а при необходимости — фото или видеоматериалы места проис­шествия;

в) документы, характеризую­щие состояние рабочего места, наличие опасных и вредных производственных факторов;

г) выписки из журналов реги­страции инструктажей и прото­колов проверки знаний постра­давших по охране труда;

д) протоколы опросов, объ­яснения пострадавших, очевид­цев несчастного случая и долж­ностных лиц;

е) экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;

ж) медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждений, причиненных здоровью пострадавшего, или о причине смерти пострадавше­го, а также о нахождении по­страдавшего в состоянии алко­гольного или наркотического опьянения;

з) копии документов, под­тверждающих выдачу постра­давшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защи­ты в соответствии с действую­щими нормами;

и) выписки из ранее выдан­ных на данном производстве (объекте) предписаний госу­дарственных инспекторов по охране труда и должностных лиц территориального органа государственного надзора (ес­ли несчастный случай произо­шел в организации или на объе­кте, подконтрольных этому ор­гану), а также представлений профсоюзных инспекторов тру­да об устранении выявленных нарушений нормативных требо­ваний по охране труда;

к) другие материалы по ус­мотрению комиссии.

Для индивидуального пред­принимателя перечень представляемых материалов опре­деляется председателем ко­миссии, проводившей рассле­дование.

На основании собранных данных и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, определяет, был ли пострадав­ший в момент несчастного слу­чая связан с производственной деятельностью организации или индивидуального предпри­нимателя и объяснялось ли его нахождение в месте происше­ствия исполнением им трудо­вых обязанностей (работы), и квалифицирует несчастный слу­чай как несчастный случай на производстве или несчастный случай не связанный с производством, определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законодательных и иных норма­тивных правовых актов, и меры по устранению причин и преду­преждению несчастных случаев на производстве.

Если при расследовании несчастного случая на производстве, происшедшего с застрахованным, комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причинённого его здоровью, то с учётом заключения профсоюзного комитета или иного уполномоченного застрахованным представительного органа комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах.

По результатам рассле­дования группового несчастного случая, тяжелого или не­счастного случая со смертельным исходом комиссия со­ставляет акт о расследовании по специальной форме.

Расследованию подле­жат, но по решению комиссии могут не считаться несчастны­ми случаями на производстве, не учитываться и оформляться актом произвольной формы:

а) смерть вследствие общего заболевания или самоубийства подтвержденная в установлен­ном порядке учреждением здравоохранения и следствен­ными органами;

б) смерть, единственной причиной которой явилось (по заключению учреждения здра­воохранения) алкогольное или наркотическое опьянение (от­равление) работника, не свя­занное с нарушениями техноло­гического процесса, где ис­пользуются технические спир­ты, ароматические, наркотиче­ские и другие аналогичные ве­щества;

в) несчастный случай, проис­шедший при совершении пострадавшим поступка, содер­жащего по заключению пред­ставителей правоохранитель­ных органов признаки уголовно наказуемого деяния.

Результаты расследова­ния каждого несчастного случая рассматриваются работодателем с участием профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительно­го органа для принятия соответ­ствующих решений, направлен­ных на профилактику и преду­преждение несчастных случаев на производстве.
  1   2


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации