Отчет По лабораторной работе №3 По дисциплине «Корпоративные информационные системы» - файл

скачать (164 kb.)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

«Юго-Западный государственный университет»

Факультет фундаментальной и прикладной информатики

Кафедра Программной инженерии

Направление подготовки 02.03.03

«Математическое обеспечение и администрирование информационных систем»

Отчет

По лабораторной работе №3



По дисциплине

«Корпоративные информационные системы»

Выполнил

Студент 4 курса группы МИ-81б Негматова Н.Х

Проверил

Доцент кафедры ВТ, к.т.н. Т.И. Лапина

Курск 2022

Автоматизация ведения учета лекарственных средств Аптеки через программу 1С: Предприятие

ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время уровень технического развития персональных компьютеров позволяет использовать их как в быту, так и в различных организациях. Современное программное обеспечение по вводу, обработке, хранению и модификации данных позволяет сэкономить ощутимое количество труда и времени. Программные продукты позволяют легко оперировать с огромными массивами информации, выполнять точный и полный анализ данных и выводить общие или скрупулезные отчеты по итогам работы, проводить быстрый поиск необходимой информации и многое другое. Они позволяют автоматизировать многие операции в организации и упростить систему документооборота за счет замены бумажных документов их электронными копиями. С помощью различных инструментов этих программных продуктов можно разработать автоматизированную информационную систему, поддерживающую и упрощающую работу склада.

Объект исследования – деятельность сотрудников аптек.

Предмет исследования – процессы ведения учета лекарственных средств в аптеке.

Цель работы – разработать автоматизированную информационную систему для сокращения временных затрат сотрудников аптеки на учет, формирование документации и отчетности аптеки.

Задачи работы:

1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1 Анализ предметной области и постановка задачи

1.1.1 Описание предметной области


Аптека – особая специализированная организация системы здравоохранения, занимающаяся изготовлением, фасовкой, анализом и продажей лекарственных средств. Аптеку традиционно рассматривают как учреждение здравоохранения, а её деятельность формулируют как «оказание фармацевтической помощи населению». Фармацевтическая помощь включает в себя процедуру консультирования врача и пациента с целью определения наиболее эффективного, безопасного и экономически оправданного курса лечения.

Аптека осуществляет следующие функции:



Аптека взаимодействует с поставщиками в лице менеджера, осуществляющими заказы на поставку лекарств, бытовой химии, медицинского оборудования и косметических средств. Каждый препарат имеет свой состав, наименование, артикул и показание к применению. Так же в аптеке есть свой штат сотрудников: фармацевты, бухгалтера, грузчики-водители, менеджеры. Клиент, приходя в аптеку, взаимодействует с фармацевтом, который, в свою очередь, осуществляет продажу. Операции с денежными средствами и отбивку чека осуществляет так же фармацевт. При покупке товара, клиент получает чек с указанием товара и его стоимости.

В аптеке ведется документация: кассовая книга (сумма проданного товара, которая отдается бухгалтеру, а затем передается в налоговую для отчетности), приходная накладная, ведется учет доходов и расходов аптеки.
1.1.2 Формальная постановка задачи
Наиболее наглядно и детально можно проследить за деятельностью работника аптеки с помощью диаграмм.

В контекстной (верхнего уровня) диаграмме IDEF0 указана цель разрабатываемой работы с точки зрения провизора (фармацевта), представленная на рисунке 1.1.

Диаграмма содержит такие параметры как:

Входные данные:





Рисунок 1.1 – Диаграмма приема и оформление заказа

Декомпозиция контекстной диаграммы показывает, из каких этапов состоит процесс (рисунок 1.2):


Рисунок 1.2 – Диаграмма приема и оформление заказа




Устойчивость функционирования:

Максимально допустимое время ответа системы составляет от 2 до 10 секунд, в зависимости от пропускной способности компьютерной сети и качества физического носителя. Максимальный объем используемой внешней памяти составляет 1Gb.

Работоспособность:

Программный продукт функционирует в заданных режимах и объемах обрабатываемой информации в соответствии с программными документами при отсутствии сбоев технических средств, предусматривая практически все возможные исключительные ситуации.



Структурность:

Организует все взаимосвязанные части программы в единое целое, каждое последующее действие происходит в соответствии с выполнившейся ранее логической структурой. Наглядность:

Программный продукт представлен в легко воспринимаемом виде, предусмотрены логические пояснения, комментарии.


Легкость освоения:

Интуитивно понятный интерфейс, использование традиционных терминов предметной области.

Доступность эксплуатационных программных документов:

Вся документация, прилагающаяся к продукту, написана на русском языке, содержит полную ее характеристику, помощь по эксплуатации и описание ее структурной части.

Удобство эксплуатации и обслуживания:

Благодаря созданному интуитивно понятному интерфейсу, программа максимально проста в использовании и максимально упрощена.



Уровень автоматизации: Программное средство построено таким образом, чтобы максимально автоматизировать проект, позволив пользователю делать выбор большинства операций, а не вводить их вручную.

Ресурсоемкость: В программном продукте задействованы минимально необходимые вычислительные ресурсы и число обслуживающего персонала для эксплуатации.



Мобильность:

Программный продукт можно применять без существенных дополнительных трудозатрат на ЭВМ аналогичного класса.



Согласованность: Все объекты, функции, термины и определения в различных частях документов и программы описаны по возможности одинаково для избежание неясности в дальнейшем его применении.

Логическая корректность:

Функциональное и программное соответствие процесса обработки данных при выполнении задания соответствует общесистемным требованиям. Проверенность:

В полной мере на каждом этапе разработки, при добавлении новых функций программного продукта, вся система подвергалась повторному тестированию и перепроверке.

Выводы по разделу один:

В данном разделе проанализирована предметная область, выделены основные проблемы и задачи, которые предлагается решить с помощью разработанного 1С приложения, проведен анализ имеющихся аналогов, их преимуществ и недостатков. Определены требования, как к самому приложению, так и к программно-техническим средствам для корректной работы приложения

2 ПРОЕКТНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Разработка структуры программного продукта.


Программа разработана на технологической платформе 1С: Предприятие 8.2. 1С: Предприятие является универсальной системой автоматизации деятельности предприятия. За счет своей универсальности система 1С: Предприятие может быть использована для автоматизации самых разных участков экономической деятельности предприятия: учета товарных и материальных средств, взаиморасчетов с контрагентами, расчета заработной платы, расчета амортизации основных средств, бухгалтерского учета по любым разделам и т.д.

Основной особенностью системы 1С: Предприятие является ее конфигурируемость. Собственно система 1С: Предприятие представляет собой совокупность механизмов, предназначенных для манипулирования различными типами объектов предметной области. Конкретный набор объектов, структуры информационных массивов, алгоритмы обработки информации определяет конкретная конфигурация. Вместе с конфигурацией система 1С: Предприятие выступает в качестве уже готового к использованию программного продукта, ориентированного на определенные типы предприятий и классы решаемых задач.

Система программ 1С: Предприятие включает в себя платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе, для автоматизации деятельности организаций и частных лиц. Платформа – это среда исполнения и набор технологий, используемые в качестве основы для построения определенного круга приложений.

Платформа предоставляет разработчику некоторую модель, которая, как правило, изолирует его от понятий и подробностей технологий и платформ более низкого уровня.

При разработке платформы 1С: Предприятие ее создатели сразу ориентировались на получение целостной базовой платформы, которая будет использоваться для построения разнообразных прикладных решений. При этом данные прикладные решения могут создаваться не только специалистами фирмы «1С», но и множеством других разработчиков, которые являются экспертами в тех или иных отраслях производственной деятельности. Поэтому платформа изначально проектировалась как тиражируемый продукт. Этот продукт включает все необходимые технологии для эксплуатации бизнес-приложений и инструменты для их разработки и модификации.

Версия 1С: Предприятие 8.2 – это принципиальное изменение архитектуры платформы версии 8, наиболее существенное с момента ее выпуска.

Основные возможности:


В режиме управляемого приложения используется новый дизайн интерфейса, ориентированный на комфортную и эффективную работу. Он соответствует современным тенденциям и в то же время учитывает сильные стороны прежнего интерфейса.

В данной конфигурации используется интерфейс формы в закладках. Работа с программой начинается с рабочего стола и панели разделов, расположенных в основном окне приложения. Рабочий стол содержит часто используемые документы, отчеты, справочники и т.п. Это своеобразный «помощник» пользователя. Каждый рабочий день начинается с «общения» с ним. Рабочий стол вводит пользователя в курс дел, отвечает на его вопросы.

Панель разделов представляет основное разделение функциональности прикладного решения. При активизации раздела вся его функциональность представляется в виде команд в двух панелях: панели навигации (слева) и панели действий (сверху).

Реализован целый ряд сервисных механизмов, делающих работу пользователя более комфортной:



Конфигурация «Аптека 8.2» разработана на технологической платформе 1С: Предприятие 8.2 с использованием базовых и прикладных объектов платформы, а именно:

В конфигурации разработаны следующие роли:



«Администратор». Роль разработана для пользователя «Администратор». Права администратора представлены в диаграмме вариантов использования №1

Рисунок 2.1 – Диаграмма вариантов использования №1


«Пользователь». Роль разработана для пользователя «Пользователь». Права пользователя представлены в диаграмме вариантов использования №2.

Рисунок 2.2 – Диаграмма вариантов использования №2


2.3 Разработка пользовательского интерфейса, форм документов
Создание качественного интерфейса достаточно сложная задача, она предполагает реализацию принципа «интересы пользователя превыше всего» и соответствующую методологию разработки всего программного продукта.

Общими требованиями к пользовательскому интерфейсу являются:

1. интерфейс должен быть простым, интуитивно понятным, общепринятым, то есть должен использовать те же приемы, что и большинство других Windows-программ;

2. последовательное и непротиворечивое применение одних и тех же способов диалога, приемов, цветов, кнопок, способов размещения элементов;

3. структурированность диалога, т.е. разделение компонентов интерфейса по уровням сложности.

При запуске системы открывается основное окно приложения. В нем пользователю представляется наиболее часто используемые документы, как показано на рисунке 2.3.


Рисунок 2.3 – Основное окно приложения


Основное) разделение функциональности представляется в самой верхней части окна, в виде панели разделов. Это верхний уровень подсистем конфигурации, как показано на рисунке 2.4

Рисунок 2.4 – Панель разделов и подсистема конфигурации

При активизации подсистемы вся ее функциональность, включая вложенные подсистемы, представляется пользователю в виде команд в двух панелях (панели навигации слева и панели действий сверху), как показано на рисунке 2.5

Рисунок 2.5 – Панель разделов и подсистема конфигурации

При вызове в панели навигации команд открытия списков они отображаются непосредственно в рабочей области основного окна приложения, замещая ранее открытую форму, как показано на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6 – Рабочая область основного окна приложения

При вызове команд ввода и редактирования объектов, а также при открытии отчетов и обработок открываются отдельные (вспомогательные) закладки. Вспомогательные закладки приложения отображаются на экране компьютера в основном окне, как показано на рисунке 2.7

Рисунок 2.7 – Интерфейс формы в закладках

Вспомогательные окна также могут иметь панель навигации, и в них может выполняться переход (без открытия нового окна) к отображению форм, логически связанных с основной формой окна. Например, в форме элемента справочника может выполняться переход к спискам подчиненных справочников, как показано на рисунке 2.8

Рисунок 2.8 – Панель навигации


Выводы по разделу два:
В данном разделе был проведен анализ и выбор средств разработки проекта, на основании результатов анализа предметной области и требований заказчика, составили техническое задание. Так же была проведена реализация проекта на основании выбранных средств и описали работу системы

3 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

3.7 Оценка экономической эффективности
Без использования приложения, разработанного в рамках выпускной квалификационной работы, происходит нерациональная трата рабочего времени сотрудников аптеки, деятельность которых связана с учетом большого количества операций, множество лекарственных средств и покупателей серьезно замедляют работу кассиров. Сложность поиска нужного препарата в каталоге занимает длительное время. Используя разработанное приложение, кассир рациональнее использует трудовые ресурсы.

Разрабатываемое программное обеспечение предназначено для облегчения работы сотрудника аптеки, поэтому дополнительных рабочих мест, а соответственно и увеличения заработной платы не планируется. Соответственно, дополнительных затрат на оплаты труда не будет.

Необходимо учесть значение средней стоимости часа работника, выполняющего операции.

Для нахождения средней стоимости часа Зч, необходимо разделить среднюю заработанную плату кассира за смену (2000 рублей) на количество рабочих часов (12 часов).

Зч = 2000 /12 = 166.6 рублей.

При использовании ручного способа на работу с документами, составление отчетов, различных списков тратится tп1 = 4ч, а с помощью программы работа с документами должна сократиться примерно до tп2 = 1,5ч.

Экономия времени составит:

tп1 – tп2 = 4ч – 1,5ч = 2,5 часа в смену для одного кассира. За месяц экономия времени составит: Tpм1 = 30 ∙ 2,5 часа = 75 ч. С учетом, что средняя заработная плата кассира, который будет пользоваться разработанным ПО, составляет 166.6 руб/час, аптека работает без выходных, поэтому экономия на заработной плате за 1год составит: 12 ∙ 30 ∙ 2,5ч ∙ 166.6 руб/час = 149940 руб. В результате экономия составляет 149940 рублей.

Срок окупаемости рассчитывается по формуле:

Ток = К (Зр−За), (6) где Ток– срок окупаемости;

Зр – затраты на ручную обработку информации, руб.;

За – затраты на автоматизированную обработку информации, руб.;

К – полная стоимость владения системой, руб. В данном случае Ток равен: Ток=127995,45/(149940) = 0,68 года

Срок окупаемости = 6 месяцев 3 недели.

Затем рассчитаем фактический коэффициент экономической эффективности разработки (Еф) и сопоставим его с нормативным значением коэффициента эффективности капитальных вложений Ен = 0,33: Еф=1/Tок = 1/0,68 = 1,47.

Фактический коэффициент экономической эффективности разработки получился больше, чем нормативный, поэтому разработка и внедрение разрабатываемого продукта является эффективной.

Таким образом, в ходе проделанной работы найдены все необходимые данные, доказывающие целесообразность и эффективность данной разработки.

Приведем эти данные в сводной таблице 3.8


Таблица 3.1 – Результаты экономического обоснования работы



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации