Этика древней греции. Плюсы и минусы геданизма - файл

приобрести
скачать (66.1 kb.)


Этика древней греции. Плюсы и минусы геданизма.

1 слайд.

Этика античности обращена к человеку, ее своеобразным девизом можно считать знаменитое высказывание Протагора: "Человек есть мера всех вещей". Важнейшей особенностью их этической позиции была установка на понимание моральности, добродетельности поведения как разумности. Разум "правит миром" античной этики, его первостепенное значение. Еще одна характеристика античного мировоззрения - стремление к гармонии (гармонии внутри человеческой души и гармонии ее с миром).



2 слайд.

Основное направление развития античной этики связано с переходом от провозглашения власти всеобщего над человеком (Семь греческих мудрецов) к идее единства индивида и государства, предполагающей обоснование самоценности человека (софисты, Сократ, Платон, Аристотель), и, наконец, к противопоставлению человека миру социального бытия, выработке рецептов для ухода в свой собственный, внутренний мир (эпикуреизм, стоицизм).



3 слайд.

Софисты

Первый этап в развитии зрелого этического сознания Древней Греции представлен учением софистов (V в. до н.э.), знаменующим собой своеобразный период сомнения в предмете этики, т.е. отрицания морали как чего-то безусловного и общезначимого.

*Просветительская деятельность софистов имела ярко выраженный гуманистический смысл: в центре их внимания - человек ,имеющий право на творчество морального закона. Софисты выдвигали позицию морального релятивизма, утверждая, что у каждого человека свое представление о смысле жизни, счастье, добродетели. Это обстоятельство, а также тот факт, что софисты не предложили позитивной этической платформы, стимулировало развитие философской мысли Древней Греции по линии усиления интереса к моральной проблематике.*



4 слайд.

Сократ

"Отец" античной этики Сократ (469-399 до н.э.) в определенном смысле абсолютизировал мораль, полагая ее в качестве фундамента достойной жизни. Критикуя софистов за отсутствие позитивной программы, Сократ стремился создать систему устойчивых общих понятий.



5 слайд.

Сократ утверждал, что смысл жизни человека, высшее благо - в достижении счастья, т.е. только моральный человек может быть счастливым. Соответственно этому конкретизируется задача этики: помочь человеку стать моральным. Комплекс идей знаменитого греческого мыслителя явился основанием для появления устойчивых традиций последующих этических размышлений. Вместе с тем, разнообразие этих идей и отсутствие их жесткого, однозначного оформления давали возможность многовариативной интерпретации, что проявилось уже в ориентациях ближайших учеников Сократа. Двое из них - основатели так называемых сократических школ - киренской и кинической. В своих поисках истины киники и киренаики отправляются от учения Сократа о счастье. Общей для них являются также исходная индивидуалистическая установка, однако выводы, к которым они приходят, существенно различны.



6 слайд.

Гедонизм

Аристипп из Кирены - основоположник киренской школы, высшее благо усматривал в стремлении человека к удовольствию. Мораль в таком контексте оказывается вторичной (как, кстати говоря, и разум, помогающий человеку избегать страданий, связанных с избытком наслаждений). В качестве правильной смысложизненной ориентации предлагается недлительный путь интеллектуального и нравственного совершенствования, как это было у Сократа, а наслаждение каждым мигом бытия. Если выразиться проще, то Гедонизм в философии это концепция, принадлежащая мыслителю Аристиппу, выделявшему только два состояния человеческой души – боль и удовольствие. Счастье и главное человеческое стремление в этой концепции преподносилось как максимальная степень удовольствия, сводя даже общий смысл жизни к получению только физического удовольствия, как самого доступного. Распространение гедонизма было очень велико в эпоху абсолютизма, и при этом трактовалась с аморальной точки зрения, когда ради собственных простых нужд и наслаждений человек мог переступить закон, нарушить баланс, совершить преступление.



7 слайд.

Последователи Аристиппа, осознавшие, вероятно, тот факт, что принцип гедонизма разрушает мораль и не дает возможность построения этической теории, пытались ограничить его "всевластие" (подчеркивали роль разума, умеренности, приоритета духовных удовольствий), что привело к новым неразрешимым противоречиям. Своеобразным итогом первого опыта этического мышления на гедонистическом фундаменте можно считать идею Гегесия, призывавшего к самоубийству в том случае, если сумма жизненных страданий больше суммы удовольствий.



8 слайд.

Что касается гедонизма киренаиков, то он выразил также очень важную для этики идею - идею ценности конкретных потребностей конкретного человека. В дальнейшем развитии античной культуры восприемником учения киренаиков выступает эпикуреизм (высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами,).



9 слайд.

Понятие неоднозначное, проявлений его столько же, сколько людей, поэтому однозначно причислить гедонизм к позитивному проявлению или негативному нельзя. Стремление к удовольствию является важным этапом развития, это стимул и мотивация для многих достижений, в то же время когда гедонизм доведен до абсолюта, то несёт всё больше неприятностей. Ориентированность личности на удовольствие, без принятия ответственности, заботы о завтрашнем дне ,является проявлением инфантильности, несущей только растраты и моральное разложение, а также потерянное здоровье и социальные связи, причём в кратчайшие сроки.

Когда человек причисляет себя к гедонистам, потому что ищет для себя лучшего, хочет питаться качественными продуктами и принимать ванну с солью, а не быстро мыться под душем – это благоприятное развитие, поскольку тут присутствует необходимая забота о себе, обусловленная потребностями и завтрашним днём. Правильное питание, вкусная еда, комфортные условия жизни – это всё продлевает жизнь, повышает работоспособность, освобождает время для творчества. Когда человек останавливается на удовольствии от психоактивных веществ, то происходит только разрушение физической оболочки, путей развития и всего социума.Гедонизм, доведённый до максимума, в итоге может лишить человека всех удовольствий, хотя исповедует их как смысл и цель жизни. Постепенно потребности растут, и в один день прогулки становится недостаточно для счастья, чашка кофе уже не радует, а поцелуй любимого не бередит переживания, тогда люди начинают искать новое, что сможет удовлетворить их. Проблема в том, что материальный мир конечен и может наступить момент, когда все ступени какой-то части удовольствий пройдены, а следующих нет. Это повергает в настолько сильную депрессию, что часто заканчивается суицидом.

Постоянная концентрация на поиске удовольствий откладывает жизнь человека и полностью без внимания оставляет его будущее. Когда мы способны переключать своё внимание и только этим находить прекрасное в текущем моменте – это позитивная сторона гедонизма, такая супер-способность сотворить радость из ничего. Но когда мозг в постоянном поиске того нового,что принесёт эндорфины, то счастья нет в настоящем, более того, время тратится впустую и наслаждения лишается будущее.



Плюсы и минусы:

Минусы:




  1. Этика древней греции. Плюсы и минусы геданизма
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации