Юрченко А.В. Исследование систем управления: Учебно-методическое пособие - файл n1.doc

приобрести
Юрченко А.В. Исследование систем управления: Учебно-методическое пособие
скачать (1200.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1201kb.07.07.2012 03:39скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Московская финансово-юридическая академия

Ярославский филиал




А.В. ЮРЧЕНКО
Исследование систем управления
Учебно-методическое пособие

Ярославль 2008



Московская финансово-юридическая академия

Ярославский филиал




А.В. ЮРЧЕНКО
Исследование систем управления
Учебно-методическое пособие

Ярославль 2008



Юрченко А.В. Исследование систем управления: Учебно-методическое пособие. — Ярославль: Типография ООО «С - Принт 72», 2008. - 104 с.

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организации».

Даны характеристики содержания исследования систем управления. Приведены методы исследования, предназначенные для решения наиболее распространенных проблем в функционировании систем управления. Особое внимание уделено методологии исследования систем управления. Изложены основы планирования и организации исследования систем управления, включая технологии исследования, раскрыты факторы и принципы обеспечения эффективности исследования и механизм диагностики системы управления организации, предложены тесты для самоконтроля уровня усвоения материла и словарь основных терминов. Стремление искать и видеть связи является главным фактором формирования системного мышления, которое весьма необходимо современному менеджеру и без которого немыслим и исследовательский подход к управлению.

Для преподавателей, студентов и аспирантов вузов, менеджеров фирм, а также данное пособие рекомендуется всем тем, кто стремится углубить свои знания по теории и практике исследования систем управления.

Юрченко, А.В.

кандидат военных наук, доцент.

@ Юрченко А.В., 2008
Содержание
Тема 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека……………….4

Тема 2. Методология исследования систем управления……………………………………………………13

Тема 3. Общенаучные методы в исследовании систем управления…………………………………25

Тема 4. Специфические методы исследования систем управления…………………………………36

Тема 5. Диверсифицированные методы исследования систем управления…………………………44

Тема 6. Планирование, организация, технология и эффективность исследования систем

управления. Диагностика системы управления организации…………………….………………....58

Схемы по курсу…………………………………………………………………………………………71

Словарь терминов………………………………………………………………………………………89

Тесты для самоконтроля по курсу……………………………………………………………………….97

Перечень вопросов для подготовки к зачету ……………………………………………………..…103

Учебно-методическое обеспечение курса …………..……………………………………………….104


Тема 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека
Значимость систем управления в достижении целей и решении за­дач, стоящих перед организациями, нельзя переоценить, а значит, специалисты в области менеджмента должны обладать знаниями, уме­ниями и навыками их исследования. Квалифицированно проведенные исследовательские работы способствуют развитию теории и практики по­строения новых и совершенствования действующих систем управления (СУ), создают усло­вия их более эффективного функционирования в дальнейшем.

Дисциплина «Исследование систем управления» — одна из ос­новных для студентов, обучающихся по специальности «Менедж­мент организации». Она основывается на материалах курсов «Основы менеджмента», «Маркетинг», «Управленческие решения», «Статистика», «Информационные системы управления», «Экономико-математические методы и модели» и ряде других, явля­ясь базой для усвоения специальных дисциплин соответствующих специальностей.

Предметом данной дисциплины выступают процессы исследования СУ, их подсистем и элементов применительно к организациям раз­личного иерархического уровня материальных и нематериальных отраслей национального хозяйства.

Цель изучения учебной дисциплины — вооружение студентов знаниями, умениями и навыками проведения, планирования и ор­ганизации исследований систем управления.

Сфера использования знаний, умений и навыков по осуществлению исследований СУ может распространяться на сферы материальных и нематериальных отраслей национальной экономики.

Приобретение студентами соответствующих зна­ний, умений и навыков должно позволить им на достаточно высо­ком научно-методическом уровне исследовать различные дейст­вующие СУ и совершенствовать их применительно к условиям ры­ночных отношений и конкуренции.

Исследователя СУ, ученого можно сравнить с переводчиком. Он переводит скрытые “записи” управленческих процессов в системе, имеющиеся в них связи, отношения на доступный и понятный всем язык, определяет, казалось бы, известные многим пути совершенст­вования СУ. Потом выясняется, что об этих процессах все знали, но вот только не могли сформулировать их цели, задачи, использовать нужные формулы, установить закономерности, чтобы прини­мать правильные решения. В связи с этим исследователь должен знать как предмет исследования, так и его объект.

Для обоснования необходимости наличия у исследователей зна­ний, профессионализма, компетентности и достаточного понимания процессов, происходящих как в объекте в целом, так и непосредст­венно в системе управления, можно привести цитату из письма лау­реата Нобелевской премии Л. Капицы И. Сталину о Л. Берии при назначении последнего руководителем атомного проекта: «Дирижер должен не только махать палочкой, но и понимать партитуру». Дей­ствительно, проводить исследования в той или иной области знаний должен специалист, а не дилетант. Это относится не только к исследованиям конкретных систем, но и к управлению организациями вообще.

При этом программа курса учитыва­ет все дидактические единицы обязательного минимума программы, приведенные в Государственном образовательном стандарте специ­альности «Менеджмент организации» и некоторых других.

Все вопросы рассматриваются применительно к системам управления организаций, а организация рассматривается как определенная целостность, представляющая собой, как правило, социально-экономическую хозяйственную сис­тему. В связи с этим при изложении некоторых вопросов вместо термина «организация» будет использоваться термин «предпри­ятие», который иногда оказывается более понятным, так как по содержанию текста порой трудно различить о чем идет речь: об ор­ганизации как о структуре или о функции. Такая подмена терминов («организация» — «предприятие») вполне обоснованна, поскольку в соответствии с действующим ныне Гражданским кодексом РФ эти понятия достаточно близки и во многом тождественны. Подтвер­ждением может служить содержание ст. 132 ГК. РФ, где указано: «1. Предприятием как объектом прав признается имущественный ком­плекс, используемый для осуществления предпринимательской деятель­ности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. 2. Предприятие в целом или его часть могут быть объ­ектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с ус­тановлением, изменением и прекращением вещных прав. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, вклю­чая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвен­тарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не пре­дусмотрено законом или договором».

Учебный курс «Исследование систем управления» не только формирует научное представление об исследовательской деятельности, но и содержит практические рекомендации по ее методологическому обеспечению, организации и планированию. Он опирается на целый ряд общеэкономических и методологических наук и дисциплин.

Значение и цель курса:

- разбудить и развивать у студента творческие способности, перспективное мышление, вкус к исследовательской деятельности, мотивировать научный и новаторский подход к управлению;

- дать знания и навыки практического исследования управления, анализа существующих ситуаций, опирающегося на предвидение и понимание будущего.

Логика построения этого курса предполагает предварительное рассмотрение ключевых категорий, связанных с пониманием роли, значения и методологии исследовательской деятельности в управлении (см. схему 1). Далее рассматриваются специфические методы исследования, наиболее эффективные при изучении систем управления. Курс включает вопросы планирования, организации исследования, оценки и использования его результатов, разработки конкретных практических рекомендаций.

Знание всего разнообразия подходов и методов позволяет наиболее удачно выбирать и проводить исследования, учитывать возможные критические факторы, составлять рациональную программу и формировать творческие коллективы.

Всякая деятельность должна иметь оценку эффективности ее выполнения. Это касается и исследовательской деятельности. Не всегда легко оценить эффективность исследования, особенно когда речь идет об исследовании управления. Но знать подходы к такой оценке необходимо.

Курс «Исследование систем управления» является хорошей предпосылкой для более глубокого освоения курсов «Стратегический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление персоналом».

Стремление искать и видеть связи является главным фактором формирования системного мышления, которое весьма необходимо современному менеджеру и без которого немыслим и исследовательский подход к управлению.
1. Понятие исследования, классификация и характеристики исследований

1.1. Исследования в практике управления
Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.

Для усиления функциональной роли исследований в целом и СУ в частности органы управления различных уровней, в том числе государственного, в той или иной мере стремятся финансировать научную деятельность. Например, развитые страны (Япония, США и др.) на финансирование научно-исследовательских работ выделя­ют примерно 2,5—3% ВВП. Россия в настоящее время при относительно небольшом ВВП из-за недостаточности средств на другие статьи расходов столько тратить на научные исследования не мо­жет. В абсолютном исчислении наши финансовые затраты на указанные цели примерно в 30—60 раз меньше.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный директор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12 % решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно такого же уровня — более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инновационного менеджмента? Все это вопросы, над которыми очень полезно задуматься.

Система – совокупность элементов взаимосвязанных, взаимообусловленных и представляющих целостное образование. Классификация систем представлена в таблице 1.

Система управления организационная система, состоящая из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления), прямых и обратных связей между ними.

Управление – процесс взаимодействия субъекта и объекта управления для достижения системой поставленной цели.

Известно, что содержание управления раскрывают основные функции управления — предвидение (планирование), организация, контроль, регулирование, координация, активизация (мотивация).

В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей динамичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины неудачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Почему? По-видимому, такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все растущего разнообразия и количества их вариантов.

Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие — это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и надо решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременное их решение или вообще не решение грозит кризисом, а может быть, даже катастрофой. В современном управлении все большую роль играет предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать па основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, таковы общие тенденции развития экономики. Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования, как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных изменений, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, который надо не упустить, увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно лишь, опираясь па явное видение и глубокое понимание всех тенденций настоящего, малых и больших. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования. Исследование управления делает само управление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

Исследование — это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).

А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусство управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия «исследование».

Управление должно быть не только исследовательским само по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализации, модернизациях и совершенствованиях. Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика, как в отношении характера исследуемых проблем, так и в отношении методов их изучения, да и использования результатов.

В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т. д. Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала, является большим искусством управления.

Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

Формула современного управления — «Управлять, совершенствуя и совершенствуясь». Только исследование управления поможет реализовать эту формулу.

Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления. Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, подходов.
1.2. Понятие исследования
Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие «исследование» определяется следующим образом: «Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества».

В философском словаре дается более простое определение. «Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности».

Очень характерно, что в прошлом понятие «исследование» связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а, следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.

Многие считают, что исследования — это задача научного работника в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, — главным фактором повышения эффективности управления.

Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать.

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства.

В связи с этим можно построить определение понятия «исследование» следующим образом. Исследование это вид деятельности человека, состоящий в:

1) распознавании проблем и ситуаций;

2) определении их происхождения;

3) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

4) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

5) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения (см. схему 2).

В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.

Исследование — это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.


1.3. Типология исследований
Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Совокупность самых различных типов исследований представлена в таблице 2. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, но есть исследования, ориентированные па перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

Можно строить, исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т. е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.

Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени — продолжительные (непрерывные) и непродолжительные (разовые).

Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.

В практике управления встречаются все эти типы исследований.
1.4. Характеристики исследования
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие (см. схему 3):

1. Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

2. Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

3. Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.

4. Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

5. Тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

6. Потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.

7. Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий. Результаты исследования могут иметь различный вид. Они бывают непосредственными в виде конкретных рецептов, рекомендаций, моделей, инновационных программ, стратегий, методик, систем мотивации и пр. Но результаты могут быть и опосредованными. Такими являются, например, имидж фирмы, социально-психологическая атмосфера работы, антикризисное развитие и пр. Результаты исследования могут основными и дополнительными.

8. Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.
2. Менеджер исследовательского типа

2.1. Требования к современному менеджеру
Современные тенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. В прошлом для руководителей было весьма характерным стремление к четкому исполнительству. Хорошим считался такой руководитель, который умел исполнять распоряжения вышестоящих инстанций ил; инструкции, нормативы, соответствовал принятым типам делового поведения. В последующем стала цениться самостоятельность менеджера. Самостоятельность — это хорошее качество, но оно тоже может проявляться по-разному. Бывает самостоятельность в исполнении и самостоятельность в целенаправленном развитии, бывает инициативная самостоятельность и самостоятельность, ограниченная определенной концепцией делового поведения, может быть самостоятельность опыта и самостоятельность поиска.

Сегодня рождается понятие менеджер исследовательского типа, или креативный менеджер. В чем его особенность?

Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Современное условие управления — потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях — организации управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формировании человеческого капитала и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами исследовательского типа, или креативными менеджерами. Их особенность — усиленное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, в решении всех проблем, разработке управленческих решений.
2.2. Основные черты менеджера исследовательского типа
В более детальном представлении можно выделить следующие черты менеджера исследовательского типа (см. схему 4).

1. Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.

2. Умение превентивно, т. е. заранее, заблаговременно, ставить проблемы, когда они еще только зарождаются.

3. Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта.

4. Антиномичность — умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения отличные от собственных или даже противоположные им.

5. Экспрезентность — способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации.

6. Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценке.

7. Способность к имитации функций различных членов коллектива.

8. Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика.

9. Инновационность и безинерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.

10. Аттрактивность (от франц. attractif - эффектный) — способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения.

Аттракция (от лат. «привлекать», «притягивать») – формирование привлекательности одного человека от другого при общении или возникновения привлекательности при общении.

11. Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач.

12. Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.

13. Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем "ухода в тень", умением обратиться за советом и помощью.

Все эти свойства существуют не каждое само по себе и не в разрозненной хаотической совокупности, а в системе взаимодействия. Именно это и характеризует менеджера исследовательского типа.
3. Информационное обеспечение исследования
Информация – некоторое сообщение, которое тем или иным способом уменьшает незнание потребителя (приемника) о некотором объекте, факте, явлении, проблеме.

Виды информации различаются: - формой представления; - организацией хранения;

- характером обработки.

Формы представления информации: - символьно-текстовая (с помощью букв, цифр, знаков и т.п.); - графическая (изображение и т.п.); - звуковая (фонетическая).

Требования к информации: корректность, ценность, достоверность, точность, актуальность, полнота.

Функциональным свойством информации является свойство системности. Содержательная классификация информации зависит от отраслевой принадлежности и уровня управления.

Элементы передачи информации: 1. Источник (передатчик). 2. Приемник (потребитель, клиент).

Цикл информационного процесса включает:

  1. Входная информация (директивная, осведомительная, первичная).

  2. Внутренняя информация (плановая, учетная, нормативно-справочная).

  3. Выходная информация (управляющая, отчетная, статистическая).

Этапы информационного процесса: источник, сбор, преобразование, передача, обработка, хранение, тиражирование и распространение.

Информация фирмы необходимая для ИСУ:

1. Сведения о потребности и наличии ресурсов (кадровый состав, основные и оборотные средства, информация и др.).

2. Техническая характеристика средств производства и оборудования.

3. Описание технологии и условий производства.

4. Состояние рыночной конъюнктуры (поставщики, потребители, конкуренты, цены, объем спроса и др.).

5. Нормативные акты, плановые задания, учетные и отчетные документы, приказы, распоряжения, положения, инструкции, методики и др.

6. Совокупность расчетных показателей (прибыль, рентабельность, себестоимость продукции, ликвидность, финансовая устойчивость, фондоемкость, фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств, текучесть кадров, норма управляемости, производительность труда и др.).

Способы получения информации:

  1. Использование профессиональных шпионов.

  2. Тайное наблюдение за интересующим объектом, специалистом.

  3. Шантаж и другие способы давления.

  4. Подкуп должностных лиц и сотрудников.

  5. Обольщение должностных лиц.

  6. Внедрение «нужных» лиц в структуру фирмы.

  7. Подслушивание разговоров.

  8. Похищение документов, образцов, чертежей.

  9. Различного рода вопросы к специалистам и должностным лицам.

  10. Приглашение (или ложное - обещание) на работу специалистов конкурента.

  11. Получение информации от государственных структур (департамент, комитет, мэрия, статистическое управление и др.).

  12. Использование материалов СМИ, Интернет, рекламных и специализированных изданий, прайс-листов и др.

Однако при выборе способов получения информации необходимо учитывать законодательные ограничения по их использованию на практике.
Таблица 1. - Виды исследований

Классификационный признак исследования

Вид исследования


Направленность на результат


Фундаментальное, прикладное

Решаемая задача

Текущее (оперативное), перспективное (стратегическое)

Продолжительность проведения

Экспресс, краткосрочное (непродолжительное), долгосрочное (продолжительные)

Емкость используемых ресурсов


Малоресурсоемкое, среднересурсоемкое, ресурсоемкое

Используемая информация


Внутреннеинформационное, внешнеинформационное, концептуальное


Число исследователей

Индивидуальное, коллективное

Организованность

Спонтанное, организованное

Полнота изучения и чис-ло исследуемых объектов


Тематическое, общее; частное, общее; локальное, глобальное

Регулярность проведения исследований


Регулярное (периодическое), эпизодическое, разовое


Сложность

Простое, сложное

Подход к исследуемому объекту

Локальное, системное

Место проведения

Лабораторное, промышленное

Наличие модели исследования

Натурное (реальное), модельное

Характер объекта

Геополитическое, политическое, социологическое, экономическое, техническое, технологическое и др.

Отношение к периоду функционированию объекта


Ретроспективное (предшествующее), реально-временное, прогнозное (последующее)

Методология прове­дения

Контрольное, диагностическое, сравнитель­ное, классификационное и др.

Характер исследования


Поисковое, научно-исследовательское, опыт­но-промышленное


Отношение к методу исследования


Теоретическое (позволяющее объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономер­ности на базе имеющейся теории — комплексе взглядов, представлений, идей, и дающее воз­можность определять и формулировать общие для исследуемого предмета новые законы, за­кономерности, принципы и т.п.) Эмпирическое (позволяющее на базе установленных опытным путем новых фактов и их последующего обобщения сформулиро-вать новые знания и прогнозы)

Форма ожидаемого результата

Количественное, качественное

Вид используемой информации

Экспертно-оценочное, логическое, математи­ческое, статистическое и др.

Обязательность

Инициативное, директивное

Цель исследования

Практическое, научно-практическое (образовательное)

Степень научности (методологическое обеспечение)


Эмпирическое, прагматическое, с привлечением научного аппарата
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Ярославский филиал
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации