РЕФЕРАТ
Тема: «Административные коррупционные правонарушения»
Выполнил: студентка группы 20921-У
Зуева Дарья Владимировна
Проверил преподаватель:
Абуова Динара Болатовна
Павлодар
2022
Провозглашая идею независимости, Казахстан, согласно статье первой, Конституции РК, высшими ценностями государства признает человека, его жизнь, права и свободы. В соответствии с конституционными положениями, в аналогичном контексте строит свои задачи и законодательство об административных правонарушениях.
Вместе с тем, обеспечивая защиту прав, свобод человека и гражданина, законодательство об административных правонарушениях ставит и другую задачу, направленную на то, чтобы каждый человек и гражданин Республики Казахстан, сознательно выполняя свои конституционные обязанности, также нес и ответственность за неправомерные действия. Мысль о неотвратимости наказания за любые посягательства на общественный правопорядок, порядок государственного управления, а также на права и свободы человека должна глубоко укорениться в сознании каждого гражданина Республики Казахстан.
Казахстан с первых дней государственной независимости целенаправленно и поэтапно следует курсу на создание эффективных, соответствующих мировым стандартам, институтов и механизмов противодействия коррупции. Казахстан первым из стран СНГ приступил к разработке антикоррупционного законодательства, приняв законы «О борьбе с коррупцией» (1998 год) и «О государственной службе» (1999 год), создал специальный государственный орган по борьбе с коррупцией. Все это доказало свою эффективность и позволило добиться главного – общественной стабильности в нашем обществе.
Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в Казахстане недопустимо высок, коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения. Разработка и внедрение правовых, организационных и иных механизмов противодействия коррупции, повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти являются необходимыми, элементами реализации реформ в Казахстане.
В условиях глобальных перемен экономического, политического, правового и идеологического характера проблема борьбы с коррупцией приобрела в Республике Казахстан особую остроту и политическую значимость. Более того, проблема борьбы с коррупцией в свете реализации Стратегии «Казахстан-2050» сформировалась в важнейшую государственную задачу, стала одной из главных тем в выступлениях политического руководства страны. Так, проблема борьбы с преступностью и коррупцией ежегодно освещается в Посланиях Президента страны народу Казахстана, и не раз становились объектом пристального внимания Главы государства в ходе заседаний Совета безопасности, встреч с депутатами Парламента Республики Казахстан, представителями правоохранительных органов, судейского корпуса, общественных организаций и активом партии «Нұр Отан».
В этой связи, особенно уместно еще раз привести слова Президента о том, что «Государство и общество должны единым фронтом выступить против коррупции… Мы должны резко усилить борьбу с коррупцией, в том числе посредством совершенствования антикоррупционного законодательства, с тем чтобы достичь нашей конечной цели – искоренить коррупцию как явление.
На сегодняшний день данная задача, т.е. борьба с коррупцией, в судебных органах приняла системный и комплексный характер и основана, прежде всего, на мерах по реализации Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», и соблюдения Кодекса чести государственных служащих.
Согласно рассматриваемому закону, под коррупцией понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ. Одновременно в ней дано понятие правонарушения, связанного с коррупцией. Так, коррупционными правонарушениями являются предусмотренные данным законом, а также другими законами деяния, сопряженные с коррупцией, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
Статья 6 рассматриваемого закона перечисляет органы, осуществляющие борьбу с коррупцией:
Под коррупционными правонарушениями понимаются деяния, сопряженные с коррупцией или создающее условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» регламентирован институт ответственности за совершение административного правонарушения, который состоит из 6 статей, предусматривающих ответственность за предоставление материального вознаграждения физическими лицами, юридическими лицами за получение незаконного материального вознаграждения лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций либо приравненным к нему лицом, за осуществление незаконной предпринимательской деятельности и получение незаконных доходов государственными органами и органами местного самоуправления, за непринятие мер руководителями государственных органов по борьбе с коррупцией, а также принятие на работу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление.
Статья 676 КоАП РК предусматривает административную ответственность за предоставление физическими лицами лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, санкция которого предусматривает административное взыскание в виде штрафа в размере двухсот месячных расчетных показателей.
Статья 677 КоАП РК предусматривает административную ответственность за получение лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом лично или через посредника незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг за действия (бездействие) в пользу лиц, их предоставивших, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия лица, уполномоченного на выполнение государственных функций, либо приравненного к нему лица, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, санкция которого предусматривает административное взыскание в виде штрафа в размере шестисот месячных расчетных показателей.
Статья 678 КоАП РК предусматривает административную ответственность за предоставление юридическими лицами лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, или лицам, приравненным к ним, незаконного материального вознаграждения, подарков, льгот либо услуг, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, санкция которого предусматривает административное взыскание в виде штрафа в размере семисот пятидесяти месячных расчетных показателей.
Вышеуказанная статья содержит в себе квалифицированный состав административного правонарушения, согласно которому действия, предусмотренные частью первой статьи 678 КоАП РК, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания влечет штраф в размере тысячи пятисот месячных расчетных показателей.
Статьей 679 КоАП РК предусмотрена административная ответственность за занятие государственными органами, органами местного самоуправления предпринимательской деятельностью вне возложенных на них законодательством функций либо принятие материальных благ и преимуществ, помимо установленных источников финансирования, которая влечет штраф на руководителей этих организаций в размере шестисот месячных расчетных показателей.
Помимо этого, в соответствии со статьей 680 КоАП РК, непринятие руководителями либо ответственными секретарями или иными должностными лицами, определяемыми Президентом Республики Казахстан, государственных органов, Вооруженных Сил Республики Казахстан, других войск и воинских формирований Республики Казахстан в пределах своих полномочий мер в отношении подчиненных им лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений, либо принятие указанных мер с нарушением законодательства Республики Казахстан опротиводействиикоррупции, либо непредоставление соответствующей информации в органы государственных доходов по месту жительства виновных лиц влечет штраф в размере ста месячных расчетных показателей.
Также, в силу статьи 681 КоАП РК, принятие руководителем государственных органов, учреждений и предприятий либо руководителем национальных компаний, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных институтов развития, а также их дочерних организаций на работу лиц, ранее совершивших коррупционное преступление, влечет штраф в размере ста месячных расчетных показателей.
Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, налоговой, таможенной и пограничной службы, финансовой и военной полиции.
При выявлении факта коррупционных правонарушении, граждане могут сообщить государству, позвонив на бесплатный call-центр 1424. Лица сообщивших о фактах коррупционных правонарушении или каким-либо другим образом оказавшие содействие государству в борьбе с коррупцией будут материально поощрены в размере от 30 МРП до 100 МРП.
Лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в борьбе с коррупцией, находится под защитой государства. Информация о лице, оказывающем содействие в борьбе с коррупцией, является государственным. Разглашение этой информации влечет ответственность, установленную Законом Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией».
В случае необходимости органы, ведущие борьбу с коррупцией, обеспечивают личную безопасность лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией.
Государственный служащий, работник правоохранительного органа, сообщившие органу, ведущему борьбу с коррупцией, заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения в отношении другого государственного служащего, работника правоохранительного органа наказываются в дисциплинарном порядке вплоть до увольнения с должности или иного освобождения от выполнения соответствующих функций по представлению органа, ведущего борьбу с коррупцией.
Заключение:
Сегодня в мире заметно усилились интеграционные процессы в противодействии коррупции, которые оказывают позитивное влияние на систему законодательства, организацию борьбы с коррупцией.
Республикой за двадцатипятилетний период независимости, создана полноценная договорно-правовая основа плодотворного сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями в сфере противодействия коррупции. В настоящее время наступает новый этап развития внешних связей нашего государства. Казахстан, осознавая незыблемость общепризнанного принципа современного международного права «pacta sunt servandа», закрепленного в Уставе ООН, на передний план выдвигает задачу практической реализации достигнутых договоренностей.
Итак, государственная антикоррупционная политика Казахстана реализуется системно, на программной основе и носит всеобъемлющий характер.
Борьба с коррупцией прежде всего связана и основана, как и говорилось ранее по содержанию, на мерах по реализации Закона Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», соблюдения Кодекса чести государственных служащих и Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».
Антикоррупционные меры реализуются в русле Стратегии «Казахстан-2050», Программы Партии «Нұр Отан» по пртиводействию коррупции на 2015-2025 годы, Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы и ЗРК «О противодействий коррупции».
Указанные мероприятия образовали стратегическую линию государственной политики в необходимом ресурсном обеспечении с целью практической реализации одной из главных задач, стоящей перед Республикой, - противодействия коррупции. При этом в содержании такой политики концентрированное выражение получила беспрецедентная для Казахстана система антикоррупционных средств, обладающих предупредительным, а не карательным (репрессивным) потенциалом.
Залогом такого успеха является твердая политическая воля Главы государства, демонстрирующая его решимость и бескомпромиссность на борьбу с любыми проявлениями коррупции.