Тема История возникновения коррекционно-развивающего обучения - файл

приобрести
скачать (62.1 kb.)


Тема 3. История возникновения коррекционно-развивающего обучения.

Педагогическое наследие М. Монтессори. Педагогическое наследие А.М. Граборова. Теоретическое наследие Л.С. Выготского как методологическая основа коррекционной педагогики. Реализация ос- новных положений Л.С. Выготского в теории и практике обучения и воспитания учащихся с проблемами в развитии. Учение о структуре дефекта. Теория компен- сации психических функций. Теория формирования психики через «специфиче- скую человеческую деятельность». Теоретические аспекты развивающего обуче- ния: Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин. Понятие педагогической и психологической коррекции.

История возникно- вения коррекционной работы. Возникла в рамках психиатрической помощи, пси- хологии и дефектологии.

Первый период – описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал ориги- нальные методы коррекции и диагностики перцептивного и умственного развития

детей (методика «Доска Сегена»). Пётр Трошин предложил оригинальные методы диагностики и психокоррекционных воздействий, направленных на изучение пер- цептивных, мнемических, познавательных процессов.

Второй период – этап возникновения теории и практики психокоррекции – связан с внедрением экспериментально-психологических методов в систему пси- хологических исследований; появляются методы коррекционной работы. Этот этап связан с именем М. Монтессори. Она разработала коррекционные материалы, направленные на развитие познавательных (сенсо-моторных) процессов ребѐнка. Центральным звеном еѐ теории является «концепция сензитивных периодов раз- вития ребѐнка».

А.Н. Граборов разработал систему коррекционных занятий по развитию па- мяти, произвольного движения.

В.П. Кащенко – методы педагогической коррекции, направленные на кор- рекцию трудного поведения детей.

Третий период связан с именем Л.С. Выготского – дефектология, который создал единую концепцию аномального развития, наметил основные направления коррекции и заложил методологические понятия психокоррекции как самостоя- тельного направления. Также разрабатывались психодиагностические и коррек- ционные процедуры к другим категориям детей (дети с нарушением речи, зрения, слуха).

Четвёртый период связан с интенсивным формированием практической психологии. В это время создаются системы психологической помощи конкрет- ным группам детей с конкретными дефектами; вводится должность практиче- ского психолога в специальных и учебных учреждениях. Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятель- ности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипоте- тической "оптимальной" модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.



В истории развития взглядов на содержание и формы коррекционной учебно-воспитательной работы существовали различные направления:

  1. Сенсуалистическое направление (лат. sensus-ощущение). Его представи- тели полагали, что наиболее нарушенным процессом у аномального ребенка яв- ляется восприятие, которое считалось основным источником познания мира (Монтессори М., 1870-1952, Италия). Поэтому в практику специальных учрежде- ний были введены особые занятия по воспитанию сенсорной культуры, обогаще- нию чувственного опыта детей. Недостатком данного направления было пред- ставление о том, что улучшение в развитии мышления происходит автоматически в результате совершенствования сенсорной сферы психической деятельности.

  2. Биологизаторское (физиологическое) направление. Основатель – О.Де- кроли (1871–1933гг., Бельгия). Представители считали, что весь учебный мате- риал необходимо группировать вокруг элементарных физиологических процессов и инстинктов детей. О.Декроли выделял три этапа коррекционно- воспитательной

работы: наблюдение (во многом этап созвучен теории Монтессори М.), ассоциа- ция (этап развития мышления посредством изучения грамматики родного языка, общеобразовательных предметов), выражение (этап подразумевает работу над культурой непосредственных действий ребенка: речи, пения, рисования, ручного труда, движений).

  1. Социально-деятельностное направление. А.Н.Граборов (1885-1949гг.) разработал систему воспитания сенсорной культуры с опорой на социально зна- чимое содержание: игра, ручной труд, предметные уроки, экскурсии в природу. Реализация системы осуществлялась с целью воспитания у детей с умственной отсталостью культуры поведения, развития психических и физических функций, произвольных движений.

Концепция комплексного воздействия на личность аномального ребенка в процессе образования. Направление оформилось в отечественной олигофрено- педагогике в 30–40гг. XX в. под влиянием исследований об отношении обучения и развития (Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, Г.М.Дульнев, Л.В. Занков и др.). Данное направление связано с концепцией динамического подхода к пониманию структуры дефекта и перспектив развития умственно отсталых детей. Основным положением данного направления было и остается в настоящее время то, что ис- правление дефектов познавательных процессов у детей с отклонениями в разви- тии не выделяется в обособленные занятия, как это имело место ранее (М. Мон- тессори, А.Н. Граборов), а осуществляется во всем процессе обучения и воспита- ния нетипичных детей.

Тема 3. История возникновения коррекционно-развивающего обучения
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации