Роль и место нематериальных активов в развитии предприятия - файл

приобрести
скачать (370.2 kb.)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА I. РОЛЬ НЕМАЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ………………………………………………………………… 5

1.1 Понятие и экономическое содержание нематериальных активов ……….. 5

1.2 Классификация нематериальных активов ………………………………… 7

1.3 Основные виды и методы оценки интеллектуальной собственности …… 9

1.4 Роль и место нематериальных активов в развитии предприятия ………. 12

ГЛАВА II. СОСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА …………………... 15

2.1 Расчет показателей для составления финансового плана ………………. 15

2.2 Разработка основных разделов финансового плана …………………….. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………....... 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………... 24

ВВЕДЕНИЕ
Проблема нематериальных активов одна из наиболее актуальных экономических и правовых проблем современной экономики. Нематериальные активы являются одним из принципиально новых объектов бухгалтерского учета, появившихся в ее теории и практике на этапе становления и развития рыночных отношений в России.

К нематериальным активам относятся объекты, которые не обладают физическими свойствами, но обеспечивают возможность получения дохода в течение длительного периода времени или постоянно, а также стоимость права пользования природными ресурсами, землей, права на изобретение, авторского права, патентов, товарных знаков, прав на «ноу-хау», торговых марок, приобретенных брокерских мест или прав пользования брокерским местом и другое. Использование нематериальных активов в экономическом обороте дает возможность современному предприятию изменить структуру своего производственного капитала. За счет увеличения доли нематериальных активов в стоимости новой продукции и услуг увеличивается их наукоемкость, что имеет большое значение для повышения конкурентной способности продукции и услуг. Само понятие нематериального актива многозначно: это и бухгалтерское понятие, и экономическое, и юридическое. Разнообразен и состав НМА: наличие таких активов предприятия связано как с наличием конкурентных преимуществ, так и с использованием предприятием компонентов интеллектуального капитала.

Актуальность изучения роли нематериальных активов заключается в требовании более глубокого понимания природы их возникновения и воспроизведения, многообразия и типологизации, оценки их роли в стоимости компании.

Объект исследования – нематериальные активы.

Предмет исследования – роль нематериальных активов в деятельности предприятия.

Цель исследования – оценка роли нематериальных активов в деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы.

Поставленные цель и задачи представляют собой параграфы и разделы курсовой работы. Методологической и теоретической базой курсовой работы послужили учебная литература, труды, публикации, статьи, а также работы отечественных авторов в области исследуемой темы.

В процессе написания курсовой работы использовались, общая и специальная литература в областях экономики Л.В. Бухарева, И.М. Дмитриева финансового и управленческого учета, анализа, а также информация сети Интернет.

1 РОЛЬ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ




    1. Понятие и экономическое содержание нематериальных актив

Нематериальные активы – это определенная часть ресурсного потенциала организации, которая имеет денежную оценку, отличается способностью приносить часть дохода, но при этом не является материально-вещественной ценностью.

Нематериальные активы, являясь результатом творческой деятельности, не обладают физической основой. Поэтому основной формой их реализации являются права, представленные в виде лицензий, свидетельств, договоров. Использование этих юридических документов их собственниками позволяет получить соответствующий доход. Нематериальные активы позволяют предприятиям вовлечь в собственный хозяйственный оборот дополнительный объем ресурсов. Благодаря этому увеличивается жизненный цикл предприятия, повышается эффективность его экономической деятельности. Однако введение в производственный оборот интеллектуальной собственности вызывает у большинства предприятий значительные трудности, поскольку у них отсутствуют навыки использования интеллектуального потенциала организации и опыт обеспечения её инновационного развития. Таким образом, нематериальные активы должны быть вовлечены в оборот предприятия с целью получения им максимальной прибыли.

Экономическое содержание нематериальных активов рассматривает в широком и узком аспектах. В широком смысле, на ее взгляд, под нематериальными активами следует понимать совокупность неосязаемых немонетарных факторов, имеющих характер исключительных прав и обеспечивающих получение экономических выгод в будущем.

К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты - объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):

1. Исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

Исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

2. Имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

3. Исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

4. Исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

В составе нематериальных активов учитываются также:


  1. Деловая репутация организации

  2. Организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал организации).

  3. Произведения науки, литературы и искусства;

  4. Программы для электронных вычислительных машин;

  5. Изобретения, полезные модели, селекционные достижения;

  6. Секреты производства;

  7. Товарные знаки и знаки обслуживания;

  8. Деловая репутация.

Нематериальные активы похожи на основные средства: используются в течение длительного периода, приносят прибыль, с течением времени большая часть из них теряет свою стоимость. Но они имеют и особенности – отсутствие материально-вещественной структуры, сложность определения стоимости, большая неопределенность при определении прибыли от ее применения.

В состав нематериальных активов не включаются:

1. Не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

2. Не законченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

3. Материальные объекты (материальные носители), в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных.

В состав нематериальных активов также не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них,

Таким образом, объектами нематериальных активов являются не сами патенты, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, программы ЭВМ и др., а права на них и на их использование.


    1. Классификация нематериальных активов

Нематериальные активы классифицируются:

1. В зависимости от степени участия в производстве:

- Функционирующие (работающие) нематериальные активы, предприятие при их использовании получает доход в настоящем;

- Нефункционирующие (неработающие) нематериальные активы, которые не используются по каким-либо причинам в настоящее время, но могут использоваться в будущем.

2. По степени отчуждения:

- Отчуждаемые, которые полностью передаются при их продаже, передаче, аренде;

- Неотчуждаемые, которые остаются в собственности предприятия-владельца при частичной передаче прав на их использование.

3. По степени влияния на финансовые результаты организации:

- Объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счета внедрения их в эксплуатацию;

- Объекты нематериальных активов, которые опосредованно влияют на финансовые результаты.

4. По степени правовой защищённости:

- Нематериальные активы, которые защищаются охранными документами (авторскими правами, патентами, лицензиями);

- Нематериальные активы, не зачищенные охранными документами.

5. По степени вложения индивидуального труда работников данного предприятия:

- единоличные - то есть объекты нематериальных активов, которые разработаны лично работниками или учредителями организации;

- паевые - то есть объекты нематериальных активов, которые разработаны совместно с другими физическими или юридическими лицами на долевых условиях;

- приобретённые со стороны - то есть объекты нематериальных активов, полученные от других физических или юридических лиц, за плату или безвозмездно.

6.По видам:


  1. Исключительное право патентообладателя на изобретение;

  2. Исключительное право патентообладателя на промышленный образец;

  3. Исключительное право патентообладателя на полезную модель;

  4. Исключительное право на товарный знак;

  5. Исключительное право на знак обслуживания и др.

Кроме того, наиболее распространенной с практической точки зрения классификацией нематериальных активов в бухгалтерском учете является их деление на:

– Идентифицируемые нематериальные активы, к числу которых относятся все объекты (права на объекты) интеллектуальной собственности при наличии государственной регистрации и охранного документа на них, и способные приносить доход в течение длительного периода (более одного года);

–Неидентифицируемые нематериальные активы, иногда называемые активами типа гудвилл.

Процедура оценки нематериальных активов - это определение стоимости объектов интеллектуальной собственности.

Оценка зависит от способа их приобретения.

Нематериальные активы могут быть приобретены за плату у других организаций, внесены в качестве вклада в уставный капитал, созданы на самом предприятии, получены безвозмездно. Поэтому оценка может быть произведена исходя из затрат на приобретение, по договорённости сторон, по стоимости изготовления, по рыночной стоимости.

При получении нематериальных активов в обмен на акции или другие ценные бумаги, выпущенные данным предприятием, их оценивают либо по рыночным ценам на нематериальные активы, либо по рыночной стоимости ценных бумаг, выданных в обмен на нематериальные активы.

Таким образом, определение оценки нематериальных активов зависит от источника их поступления.




    1. Основные виды и методы оценки интеллектуальной собственности

В Российской Федерации для оценки объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов, используется американская классификация методов оценки в соответствии с которой различают три основных, классических подхода: затратный, рыночный (сравнительный) и доходный, внутри которых могут быть различные методы расчетов.

Рыночный подход - Метод сравнения продажи ОИС

Затратный подход - Метод стоимости замщения, метод восстановительной стоимости метод исходных затрат.

Доходный подход - Метод прямой капитализации, экспресс – оценка, метод избыточной прибыли, метод расчета роялти, метод основанный на «привале 25%», экспертные методы.

Рыночный (Сравнительный) подход— совокупность методов оценки объектов НМА и интеллектуальной собственности, основанный на анализе рыночных продаж заключающегося в сравнении объектов оценки с аналогичными. Он базируется на легкодоступной для оценщика рыночной информации и позволяет получить простое, логически обоснованное суждение о цене объекта НМА и интеллектуальной собственности.

Существуют три необходимых условия применимости метода сравнения продаж:

1. Фиксация на рынке фактов продаж объектов-аналогов;

2. Получение информации о цене продажи объекта-аналога;

3.Наличие легкодоступной для оценщика рыночной информации, позволяющей получить обоснование суждения о цене таких объектов.

Затратный подход — совокупность методов оценки объектов НМА и интеллектуальной собственности, основанных на определении затрат, необходимых для полного воспроизводства или полного замещения объекта НМА за вычетом стоимости его износа;

На создание объектов интеллектуальной собственности могут применяться несколько методов оценки затрат:

1. Метод замещения заключается в суммировании затрат на создание объектов интеллектуальной собственности, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки;

2. Метод восстановительной стоимости заключается в суммировании затрат в рыночных ценах, существующих на дату оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки;

3. Метод исходных затрат заключается в суммировании первоначальных затрат, пересчитанных с учетом настоящих условий с учетом индекса изменения цен в данной отрасли.

Доходный подход — совокупность методов оценки объектов НМА и интеллектуальной собственности, основанных на определении ожидаемых доходов. С точки зрения инвестора интеллектуальная собственность и объекты НМА, в этом случае, рассматриваются только как источники дохода. К недостаткам данного подхода относится построение всех расчетов на основе прогнозных данных и предварительных заключений экспертов.

Срок полезной службы - это период, в течение которого неосязаемые активы, как ожидается, принесут собственнику экономическую отдачу от активов и могут оцениваться оценщиком с учетом следующих факторов:

1.Остающийся юридический срок службы.

2. Остающийся срок по контракту.

3. Остающийся физический срок службы.

4. Остающийся технологический срок службы.

5. Остающийся функциональный срок службы.

6. Остающийся экономический срок службы.

В формализованном виде расчет стоимости объектов интеллектуальной собственности на базе доходного подхода выглядит следующим образом:



i=n

Vp = ∑ (Pi – Ei) × (1 + d) –i , (1)



i= 1

где Vp- стоимость объектов интеллектуальной собственности, рассчитанная методом DCF

Pi- величина «чистой» прибыли (свободного или операционного денежного потока), «генерируемой» объектов интеллектуальной собственности, в i-ом периоде (году);

Ei- расходы, связанные с поддержанием объектов интеллектуальной собственности (реклама, маркетинг и пр.),

/ - порядковый номер периода (года) получения дохода от объектов интеллектуальной собственности;

d- ставка дисконтирования;

п - количество прогнозных периодов (лет).

Проанализировав все подходы к оценке мы видим, что наиболее приемлемый в данном случае доходный подход к оценке объектов собственности с учетом инвестиционных критериев, установленных патентообладателем в отношении дальнейшего использования объекта оценки.

Затратный подход применять нецелесообразно, поскольку патенты и технология изначально создавались с целью извлечения дохода, и затраты авторов по защите и регистрации их творческих наработок не будут отражать действительной ценности объекта оценки. К тому же, усредненная информация о трудозатратах по созданию объекта-аналога без соответствия технических решений условиям патентоспособности, новизне и промышленной применимости - не представляют практического интереса.

Сравнительный подход также применять некорректно из-за того, что не выполняются три необходимых условия применимости метода сравнения продаж при оценке объектов интеллектуальной собственности, отраженных в методических рекомендациях:

1. Фиксация на рынке фактов продажи объектов-аналогов;

2. Доступность информации о ценах продаж объектов-аналогов;

3.Наличие рыночной информации, позволяющей получить простое логическое обоснованное суждение о цене объекта собственности.
1.4. Роль и место нематериальных активов в развитии предприятия
Быстрый прогресс технологических сегментов экономики, основанных на знаниях, привел к изменениям в современных способах управления компаниями. На сегодняшний день огромнейшие капиталы сосредоточены в компаниях, не производящих товары и не оказывающих услуги в материальной сфере.

Становится очевидным, что нематериальные активы играют

важнейшую роль в получении компаниями конкурентных преимуществ и

достижении ими финансовых успехов. Оценка стоимости компаний

обязательно должна включать учет влияния нематериальных активов.

Компаниям, ставящим перед собой цель роста внутренней стоимости,

приходится идентифицировать все новые формы нематериальных активов и

ресурсов, развивать эти компоненты для получения преимуществ перед

конкурентами, которые помогут увеличить стоимость компании в разы.

Например, в послевоенные годы XX века японские предприниматели

занимались тем, что покупали результаты интеллектуального труда,

полученные в других странах: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), патенты, ноу-хау, рационализаторские предложения и другие результаты интеллектуальной деятельности, которые в последующем переоценивались по другой, собственно разработанной методике и учитывались на балансе компаний в качестве нематериальных активов по новой стоимости. Итогом такой скупки и переоценки стало то, что «суммарный капитал Японии составил более 40% совокупного мирового капитала при реальном объеме производимой в те годы Японией товарной массы в 3% от общемирового ВВП».

Таким образом, для многих компаний развитых стран основой роста

стоимости стали нематериальные активы. Совместно с использованием

моделей стоимостно-ориентированной концепции, воздействие на

нематериальные активы как на фактор роста стоимости компании является

эффективным инструментом создания конкурентных преимуществ. Это

способствует «скорейшей модернизации, устранению сложившихся

диспропорций в хозяйственной деятельности, созданию объективных

предпосылок роста эффективности и повышения стабильности

функционирования экономики в целом».

Современная финансовая отчетность отражает лишь те инвестиции и

вложения, которые привели к созданию новых продуктов или услуг и

повлияли на рост продаж. Такой эффект могут иметь затраты на

проектирование или покупку патентов и лицензий. Однако инвестиции в

нематериальные активы могу иметь и отложенный эффект, когда компания

получает выгоды от использования такого актива только со временем, причем иногда такой эффект может быть выражен в нефинансовой форме (знания и навыки, новые клиенты и методы работы и т.п.).

Таким образом, нематериальные активы можно разделить на две

группы: материализуемые в ходе производства и нематериализуемые.

К 47 материализуемым нематериальным активам относятся объекты

интеллектуальной собственности (ноу-хау, патенты на изобретения, авторские права), а также активы, которые влияют на выпускаемый компанией готовый продукт и используемые технологии.

К нематериализуемым нематериальным активам следует отнести

товарные знаки, клиентскую базу компании и ее репутацию, которые

составляют маркетинговую стратегию компании, а также социальные факторы (трудовые договора работников, методики обучения персонала, методики управления).



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации