Вопросы и задания: Что представляет собой мир, в котором мы живем, по Платону? - файл

приобрести
скачать (64.3 kb.)


1)Вопросы и задания:

1.1) Что представляет собой мир, в котором мы живем, по Платону?

1.2) Как называет Платон людей и почему?

1.3) Что говорится в приведенном ниже отрывке об идеях? Какова природа идей: материальная или духовная?

1.4) Почему «узники пещеры» принимают за истину тени проносимых мимо предметов? Что, по вашему мнению, хотел сказать этим Платон?

1.5) Каким путем мы можем получать знание об идеях?

1.6) Что в нижеприведенном отрывке олицетворяет солнце?

1.7) О чем, на ваш взгляд, свидетельствует то обстоятельство, что Платон избрал для изложения своих философских взглядов форму мифа? Можно ли назвать рассказ о пещере мифом в точном смысле слова. Аргументируйте положительный или отрицательный ответ.

1.8) Сравните теорию идей Платона с представлениями о первоначале предшествующих философов.

2) Вопросы и задания:

2.1) Что подразумевает Аристотель под сущностью? Каким образом, по вашему мнению, соотносятся аристотелевские сущности и платоновские идеи?

2.2) Какие два начала заключены в сущностях? Какое из начал можно считать активным, а потому первичным, а какое – пассивным?

2.3) Назовите четыре вида причин по Аристотелю. Какая из указанных Аристотелем причин является наиболее существенной для предмета?

2.4) Что такое «перводвигатель»? Определите основные свойства «перводвигателя». Какой из 4-х причин по отношению к миру выступает перводвигатель?

2.5) Сравните аристотелевскую форму и идеи Платона, как известно, выступающие идеальными формами или образцами реальных вещей.

Ответы 1


1.1) По Платону, пещера олицетворяет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, будто благодаря органам чувств познаю́т истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. Об истинном мире идей они могут судить только по смутным теням на стене пещеры

1.2) Платон называет их мудрецами или философами и отводит им роль правителей и законодателей в идеальном государстве потому, что они способны определить ту трансцендентную норму, которая, в известном смысле, является собственной внутренней нормой государства, но которой реальное государство лишено. У других преобладает волевая, аффективная часть души.

1.3) «Идея» по Платону — это причина, источник бытия, образец, взирая на который творят мир вещей, цель, к которой, как к верховному благу стремится все существующее. Философия Платона — это философия Общего, Целого, Единого, подчиняющего себе частное, множественное, единичное. Цель: постичь законы подчинения единичного — общему, частного — целому. Закон Истины — приближение копии к образцу. Закон Соразмерности — со­подчинение частей внутри целого. Закон Красоты — полное и совер­шенное единение многого в одном. Например, прекрасное как идея — это не прекрасная девушка, не прекрасная лошадь, не качество вещей и явлений видимого мира, а прекрасное само по себе (в себе и для себя).

1.4) люди как бы находятся в подземном жилище напо­добие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спи­ной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а меж­ду огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная — глянь-ка— невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники поме­щают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол. Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат. Солнце ассоциируется с истиной, которая ослепляет рабов своей жизни.



1.5) Все сущее Платон делит на две сферы: с одной стороны, вечные и самосущие идеи (общие понятия) и, с другой, проходящие, текущие и несамостоятельные вещи чувственного мира.

Идеи существуют безотносительно к миру вещей, они – более ранние мысли, чем мысли о вещах. Идеи – модели вещей, с которыми мы имеем дело. Они вечны, неизменны, беспредельны. Они их сущность. И доступны они лишь понимающему уму. Идеи рождаются из принципов Единого и Диады. «Единое» – есть Благо в себе.

Человеческая душа подобна идее. Она едина и неделима. Душа состоит из двух частей:

(1) высшей, разумной, с помощью которой человек созерцает мир идей;

(2) чувственной. Платон сторонник теории переселения душ. Только самые совершенные, исправившиеся души остаются навсегда в царстве идей. Тело – темница для души (1000 лет). Освободиться из нее можно путем познания идей, которые созерцает разумная душа.

С этим связано и учение о припоминании, которое оказало большое влияние на развитие идеалистической теории познания не только в античности, но и в Средние века, и в Новое время.

Платон полностью разделяет рационалистический подход Сократа к проблемам этики: условием нравственных поступков также считает истинное знание. Платон пытается преодолеть субъективизм теории познания софистов и достигнуть верно го, объективного знания. Работа с понятиями по установлению родовидовых отношений получила название диалектики.

Основная задача и предмет философии – познание мира идей путем диалектического процесса мышления как процесса образования и разделения понятий, и выявление их совместимости (или несовместимости) с предметным миром. Существует 2 метода познания: чувственный (неподлинный) и понятийно-мысленный (подлинный).

Объект познания распадается на два: мир изменчивых и конечных во времени предметов и мир вечных неизменных идеальных сущностей – идей. Предметный мир есть мир теней, отражение подлинного, идеального; Идеи претендуют на роль «действительной» реальности.

Философия Платона объективный идеализм, т.к. материя рассматривается как производное от нематериально предшествующих материи идей, существующих вне и независимо от сознания людей. Идея мыслится им как нечто неизменное и тождественное себе, а материя – как «начало иного» – изменчивого, текучего, непостоянного. Она – принцип чувственного мира. Материя лишена определенности и потому непознаваема. По Платону, вещи и явления мира «становления» не могут стать предметом научного знания в силу их материальности.

Платон признает существование вполне реального, независимого от сознания человека, т.е. объективного идеального бытия. Платон создал теорию общего как закона для единичного, теорию необходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому смешению и слепой нерасчлененности.

1.6) солнце и представляет

1.7) Во-первых, это представление об онтологической градации бытия, о типах реальности чувственном и сверхчувственном и их подвидах: тени на стенахэто простая кажимость вещей; статуи вещи чувственно воспринимаемые; каменная стена демаркационная линия, разделяющая два рода бытия; предметы и люди вне пещеры это истинное бытие, ведущее к идеям; солнце Идея Блага. Во-вторых, миф символизирует ступени познания: созерцание теней воображение (eikasia), видение статуй (pistis), т. е. верова­ния, от которых мы переходим к пониманию предметов как таковых и к образу солнца, сначала опосредованно, потом непосредственно, это фазы диалектики с различными ступенями, последняя из которых чистое созерцание, интуитивное умопостижение. В-третьих, мы имеем также аспекты: аскетический, мистический и теологический. Жизнь под знаком чувства и только чувства это пещерная жизнь. Жизнь в духе это жизнь в чистом свете правды. Путь восхождения от чувственного к интеллигибельному есть «освобождение от оков», т. е. преображение; наконец, высшее познание солнца-Блага это созерцание божественного. В-четвертых, впрочем, у этого мифа есть и политический аспект с истинно платоновским изыском. Платон говорит о возможном возвра­щении в пешеру того, кто однажды был освобожден. Вернуться с целью освободить и вывести к свободе тех, с которыми провел долгие годы рабства.

1.8) сравнив учения о бытие можно сказать, что Платон был идеалистом, т. к. в его понимание «идея» превыше всего. «Идея» является началом всего сущего. Аристотель же, не является последовательным материалистом, хоть и рассматривал вещи (явления) как единство материи и формы. Однако источником движения, он считал бога. Поэтому, не смотря на его критику, по поводу философии Платона об «идеях», Аристотеля можно считать идеалистом.

Ответы 2

2.1) суть бытия каждой вещи называется ее сущно­стью. Если существуют причины и начала для при­родных вещей, из которых [эти вещи] возникли не по совпадению, но каждая соответственно той сущности, по которой она именуется, [то следует признать, что].

2.2) Все возникает из лежащего в основе субстрата и формы. Ведь образованный человек полагается некоторым образом из человека и образованного, так как ты сможешь разложить определение [образованного человека] на определение тех двух. Итак, ясно, что воз­никающее возникает из указанных [начал]. Что касается лежащей в основе природы, то она познаваема по аналогии: как относится медь к статуе, или дерево к ложу, или материал и бесформенное еще до приня­тия формы ко всему обладающему формой, так и она относится к сущно­сти.

2.3) Аристотель выделяет 4 вида причин бытия: (1) Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. (2) Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть. (3) Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей. щности.



2.4) ПЕРВОДВИ́ГАТЕЛЬ (греч. τὸ πρῶτον ϰινοῦν, лат. primum movens, букв. – первое движущее), центр. понятие космологии и теологии Аристотеля, с помощью которого он стремился объяснить целесообразность природы и обосновать вечность мира.

2.5) Платон полагал, что только идеи существуют на самом деле, а то, что мы с вами видим, наблюдаемый мир, лишь копирует эти идеи, сам при этом являясь ложью, иллюзией, чем-то вроде набора голограмм, воспроизводящих пребывающие где-то ещё оригиналы. Аристотель же считал, что наблюдаемое существует, а формы это лишь способ его познать, полагал их интеллектуальной абстракцией. Вообще же Аристотеля не особенно интересовало противопоставление идеального-чувственного, он увлекался потенциальным-актуальным

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации