Целью сегодняшнего современного образования является воспитание конкурентноспособной личности, умеющей мыслить творчески, самостоятельно добывать знания.
Как претворить в жизнь поставленные лидером страны цели? Перед преподавателем стоит непростая задача: сохранить целостность и системность учебного процесса за небольшое, жестко лимитированное время, отпущенное на изучение предмета. Учащиеся не должны иметь «лоскутные знания», поэтому для создания целостного представления о химии требуются новые подходы, методические приемы, методы и технологии, которые помогли бы реализовать поставленные цели.
Через 5–10 лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Станут они равнодушными потребителями или будут сознательными гражданами, патриотами своей страны, знающими и любящими свое отечество - зависит и от нас! Поэтому надо использовать
любую возможность, для того чтобы сформировать активную гражданскую позицию молодого поколения, воспитать людей имеющих свою точку зрения и умеющих отстоять ее.
Главная задача современного учителя поставить ученика в позицию активного участника учебной деятельности, организовать ее таким образом, чтобы он все более активно и самостоятельно овладевал научными фактами и законами, формировал убеждения, совершенствовал умения и навыки.
Учитель в наше время не столько источник легких знаний, сколько проводник, направляющий, показывающий дорогу. Он не должен преподносить знания на «тарелочке», а должен показывать КАК их можно добыть.
Основная идея данной технологии критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Применяя элементы технологии критического мышления можно скорректировать, а в некоторых случаях решить многие проблемы современной школы.
В связи с этим формирование критического мышления школьников, основанное на универсальном умении работать с информацией (находить, отбирать, анализировать информацию, оценивать ее достоверность и т. д.), является одной из актуальных задач современного образования. В свою очередь, способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях в значительной степени способствует успешной самореализации личности.
Например, при изучении темы «Катализаторы и ингибиторы. Катализ. Виды катализа» по органической химии в 11 классе я применяю прием «Бортовой журнал» и «Кластер». Класс делится на группы. Ребятам предлагается вспомнить, что они знают о катализаторах? Свои ассоциации нужно занести в 1 графу «журнала», в виде таблицы. Сначала делают индивидуально,
затем обсуждают в парах и дополняют свои записи.
|