Коншин А.А.Защита полиграфической продукции от фальсификации - файл Konshin A.A. Zazhchita polgraphicheskoj produkcii (1999)(ru)(160s).doc

приобрести
Коншин А.А.Защита полиграфической продукции от фальсификации
скачать (463.9 kb.)
Доступные файлы (1):
Konshin A.A. Zazhchita polgraphicheskoj produkcii (1999)(ru)(160s).doc4549kb.22.02.2004 18:27скачать

Konshin A.A. Zazhchita polgraphicheskoj produkcii (1999)(ru)(160s).doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
УДК 655.3.06:347.77

ББК 37.89

К 65

Коншин А.А.

К 65 Защита полиграфической продукции от фальсификации. М.:

ООО «Синус», 1999. - 160 с.

ISBN 5-901224-01-9

Целью настоящего исследования является анализ современных средств и ме­тодов защиты полиграфической продукции от всех известных видов подделки и злоупотреблений.

Предметом этих исследований являются не какие-либо отдельные виды за­щищенной полиграфической продукции (как-то бланки ценных бумаг, документ­ная продукция, билетная, этикеточная продукция и т. д.). Объект нашего внима­ния - любая полиграфическая продукция, уязвимая для современных методов технической подделки, признаки таких способов и соответствующие средства за­щиты от фальсификации, способы идентификации подлинности, специальные ус­ловия использования, обращения и хранения защищенной полиграфической про­дукции.

ISBN 5-901224-01-9

© Коншин А.А., 2000

© Оформление ООО «Синус», 2000

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ С ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИЕЙ


Первые исторические прецеденты фальсификаций и злоупотребле­ний с документарными материалами появились задолго до изобретения Гуттенбергом техники книгопечатания.

Эпоха книгопечатания заставила фальсификаторов осваивать кар­динально новые технологии подделки. Именно в этот период появляется самостоятельная криминальная специализация по подделке различного рода документов и другой печатной продукции.

С развитием полиграфических технологий подделки становились все более сложными и высокотехнологичными, параллельно с развити­ем средств защиты совершенствовались методы фальсификации. На всем историческом пути развития цивилизации и до наших дней проис­ходит постоянный процесс соперничества между фальсификаторами и специалистами защитных технологий. XVIII век демонстрирует первые прецеденты, когда фальсификация становится на службу интересам го­сударства. Специалисты в области защитных технологий используют свои знания для подделки в государственных интересах. Одновременно противная сторона, пострадавшая от фальсификаций, зачастую привле­кает для борьбы с подделками бывших фальсификаторов. (Она практи­куется и по сей день. Известнейший специалист США в области защит от подделки финансовых документов Frank Abagnale в молодости изго­товил и реализовал фальшивых чеков на сумму более 10 миллионов долларов.) Фальсификация в государственных интересах достигает промышленных масштабов в эпоху наполеоновских войн. На службу фальсификации становится весь могучий научно-технический потенци­ал государства. Государственные интересы могут меняться, но техниче­ский потенциал фальсификации не прекращает расти. Знания фальси­фикаторов находят спрос по обе стороны закона.

Вторая мировая война породила невиданную в истории индустрию фальсификации в области ценных бумаг и валюты.

Вплоть до середины 80-х годов нашего столетия индустрия фаль­сификации технологически базировалась на самом дорогостоящем и самом совершенном методе - аналоговом. То есть подделка создается технологическими методами, идентичными или максимально близкими к методам изготовления оригинала. Эта сфера деятельности была уде­лом теневых профессионалов.

Коренной перелом в развитии техники фальсификации совпал с широким распространением в 80-х годах систем оперативной полигра­фии, множительной профессиональной техники, компьютерных техно­логий и настольных издательских систем DTP.

Доступность новых технических средств и высокая оперативность их работы, с одной стороны, сделали технологию фальсификации более простой и рентабельной. С другой стороны, уровень профессионализма новых фальсификаторов не столь высок, как при аналоговой техноло­гии.

Армия фальсификаторов пополнилась новой генерацией специали­стов. Неполиграфическая, или «цифровая», подделка менее совершенна, чем классическая, однако при низкой себестоимости вполне «докумен-тообразна». Подделка перестала быть уделом исключительно профес­сионалов и стала доступна полупрофессионалам и даже любителям.

В США в 80-е годы ущерб от фальсификации ценных бумаг в 7 раз превысил уровень 70-х годов, этот рост был обозначен именно развитием новой, «передовой» технологии подделок. Остановить этот стремитель­ный рост можно было только с помощью новых технологий защиты.

С развитием новых носителей информации и средств платежа (кре­дитные, дисконтные, таксофонные и прочие магнитные карты) для фальсификаторов открылся новый перспективный сектор. С 1986 по 1991 год только в США убытки банков от подделки пластиковых карт выросли более чем в 3 раза и составили 500 млн. долларов. В этот же период ущерб от подделки банковских чеков превысил 5 миллиардов долларов США в год.

К сожалению, статистических данных по отечественному рынку фальсификации и приносимому им ущербу в открытых публикациях нет.

Примеров же различных фальсификаций даже за последние годы бо­лее чем достаточно. От акцизных марок до таможенных документов, от проездных билетов до водочных этикеток. Более подробно на примерах отечественной фальсификации мы остановимся в следующих разделах.

Подытоживая краткое исследование исторического аспекта про­блем фальсификации и защиты от злоупотреблений, можно сказать, что прогресс технологий защиты полиграфической продукции от фальси­фикации происходит неотрывно от прогресса в индустрии фальсифика­ции. Эти две стороны одной проблемы нельзя рассматривать и анализи­ровать в отрыве друг от друга.

Иными словами, защиты от фальсификации и злоупотреблений со­ставляют диалектическую пару с криминальными технологиями под­делки.

Необходимость защиты от фальсификации

Эффективность и целесообразность подделки


Перед тем как непосредственно перейти к описанию видов фальси­фикации и соответствующих методов защиты, следует сказать несколь­ко слов об опасности и экономической эффективности фальсификации и злоупотреблений с полиграфической продукцией и, следовательно, це­лесообразности и необходимости защиты от фальсификации.

Может быть, подделки полиграфической продукции не представ­ляют серьезной опасности и необходимость ее защиты сильно преуве­личена?

Очевидно, что не требуется доказывать необходимость защиты ценных и государственных бумаг, тем более что необходимость их за­щиты регламентирована действующим законодательством.

Так, может быть, регламентированный законодательством перечень документов с обязательными признаками защиты является исчерпы­вающим и защита от фальсификации другой полиграфической продук­ции является излишней?

Несколько примеров из повседневности.

Долгое время проездные документы в муниципальном транспорте оставались беззащитными для подделки. То ли низкая цена проезда, то ли система проездных касс препятствовала реализации «левой» продук­ции, так или иначе проблема некоторое время не давала себя знать.

Впервые проблема массовой фальсификации проездных билетов обозначилась в конце 80-х годов. Причем сиюминутные меры защиты билетной продукции, принятые муниципальными транспортниками, не дали ожидаемого результата. Первоначально был предпринят простей­ший метод защиты - частая смена внешнего вида билетной продукции и ее многокрасочного исполнения. Однако, очевидно, фальсификаторы имели вполне серьезную технологическую базу и оперативность выпус­ка подделок не уступала оперативности выпуска подлинников. Причем качество печати подделок зачастую было много выше, чем настоящей продукции.

Транспортники пошли на серьезные затраты и перешли на билет­ную продукцию на бумаге с водяными знаками. Однако даже такая серьезная и дорогостоящая мера оказалась недостаточно эффективной. Очень быстро появились подделки на обычной бумаге с псевдоводяным знаком. Такая подделка очевидна для специалиста, однако проблема в

том, что пассажиры не являются специалистами и для них подделка вполне правдоподобна. Эта ситуация оказалась достаточно типичной для всех регионов страны.

Так, в Красноярске в 1996 году ущерб от подделки проездных до­кументов только за один месяц превысил 200 000 долларов.

История с проездными документами весьма симптоматична. Объ­ектом фальсификации в первую очередь становится незащищенная по­лиграфическая продукция, обращающаяся в неконтролируемом окру­жении. Причем из занятой ниши фальсификаторы так легко не уходят и эффективно противостоят попыткам обезопасить продукцию от фаль­сификации.

В то же время, исходно столкнувшись с надежно защищенной от фальсификации продукцией, фальсификатор, вероятнее всего, предпоч­тет переключить свое внимание на более легкие объекты подделки. Иными словами, легкомысленное отношение к вероятности злоупот­реблений с полиграфической продукцией провоцирует фальсификато­ров на «деловую активность».

Другой типичный пример фальсификации для продукции, не имею­щей номинальной стоимости или документарного статуса. Этикетки на винно-водочную продукцию. Подделка этикетки в данном случае являет­ся вторичной по отношению к подделке собственно продукции. Однако этикетка является традиционным, наиболее удобным и очевидным для потребителя идентификатором подлинности продукта. Более 90% этике­точной продукции ныне вообще никак не защищены от фальсификации. Масштабы этой фальсификации приняли уже поистине всероссийский масштаб. Это усугубляется тем, что право печатания этикеток не лицен­зируется и ничем не ограничивается. Причем даже введение акцизных марок существенно не изменило положения дел. Наличие марки отнюдь не обозначает подлинности товара, а подделка акцизных марок повсеме­стно практикуется в промышленном масштабе. Кроме того, защита ак­цизных марок (при всей ее высокотехнологичности) абсолютно неоче­видна для потребителей. Действительно, совершенство и особенности металлографской печати весьма спорны для обывателя и для покупателя, для них даже цветная ксерокопия вполне правдоподобна.

И в то же время именно в этикеточной продукции наиболее нагляд­но прослеживается эффективность применения визуально контролируе­мых защит. Так, продукция, снабженная этикетками с голографически-ми, термокрасочными защитами, специальными видами нумерации и т. д. («Довгань», «Carling collections» и др.), практически не имеет прецедентов фальсификации.

Аналогичная ситуация сложилась с защитой аудио- и видео­продукции, программного обеспечения, ряда товаров народного потреб­ления. Несмотря на достаточно высокие затраты на защищенные эти­кетки, производители считают оправданными данные затраты.

Следует отметить, что полиграфические защиты от фальсификации могут применяться не только для этикеток, но и, собственно, для упа­ковки продукции. То есть, по сути, мы говорим о необходимости за­щитных признаков визуальных идентификаторов продукта.

Документарная полиграфическая продукция регионального, отраслевого и ведомственного значения


Подделка данных документов не дает прямого экономического эф­фекта. Действительно, они не имеют номинальной стоимости, не сопро­вождают непосредственно товар, обладающий стоимостными характе­ристиками. То есть не могут быть непосредственно реализованны как товар или его составляющая часть.

Однако совершенно понятно, какой криминальный эффект могут дать злоумышленнику поддельное удостоверение, пропуск, разрешение, лицензия и т. д. Тем более, как правило, эти документы подделываются в единичном количестве или мини-тиражами. Следовательно, нет необ­ходимости в аналоговой фальсификации, и «цифровая» подделка, вы­полненная полупрофессиональным фальсификатором, при очевидной доступности выглядит вполне правдоподобно.

Зачастую эта группа полиграфической продукции наиболее уязви­ма не со стороны прямой фальсификации, а со стороны, например, под­чистки и замены в ней переменной информации. Документ (бланк) мо­жет быть прекрасно защищен от подделки, однако абсолютно беззащи­тен с точки зрения подчистки, травления, дописки переменной инфор­мации, переклейки фотографии и т. д.

До начала 90-х годов таможенные документы практически не несли на себе признаки защиты.' Стремительное распространение подделок предопределило введение срочных мер защиты: как защиты собственно бланков, так и замен традиционных таможенных аксессуаров, таких, как штамп инспектора на голографическую персонифицированную этикет­ку. Фальсификаторы столкнулись с неожиданным препятствием и вы­нуждены были отступить.

Иными словами, подытоживая вышесказанное, можно дать сле­дующее определение: любая полиграфическая продукция, несущая на себе признаки номинальной стоимости, косвенных стоимостных харак­теристик, а также идентификатора подлинности (товарная группа) или права (документарная группа), представляет определенный интерес для различных видов фальсификаций. Отсутствие защищенности данных групп полиграфической продукции может нанести экономический ущерб государству и гражданам.

Невозможно дать исчерпывающий список всех видов полиграфиче­ских изделий, нуждающихся в защите от фальсификации. Мы дали об­зор критериев необходимости в защите продукции от подделки, но, ра­зумеется, окончательное решение о необходимости и целесообразности защиты продукции находится в компетенции ответственного заказчика и исполнителя (если иное не определено действующим законодательст­вом). То есть первоочередным является определение целесообразности и вероятности злоупотреблений с продукцией. Отсюда вытекает реше­ние о необходимости защитных мер.

В заключение раздела можно предложить самый общий перечень ассортиментных групп полиграфической продукции, уязвимой для фальсификации:

1. Бланки ценных бумаг и государственные бумаги.

2. Ведомственные и отраслевые бланки.

3. Документарные бланки.

4. Билетная продукция.

5. Этикеточная продукция.

6. Лотерейная продукция.

7. Бланки конфиденциальной коммерческой корреспонденции.

8. Изделия, прямо или косвенно выступающие средством платежа, получения услуг или льгот.

Разумеется, этот перечень не исчерпывающий и может пополняться новыми группами.

Причем группа полиграфических изделий, подверженная фальси­фикации, не ограничивается традиционными бумажными носителями. В эту группу могут попасть и изделия из картона, пластика, фольги, поли­пропилена и прочих синтетических материалов, используемых совре­менной полиграфией.

Дав обзор современных тенденций индустрии фальсификации и в первом приближении обосновав необходимость защиты полиграфиче­ской продукции, перейдем к непосредственному описанию известных видов и методов фальсификации.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации