Ковалев В.А. Автомобильный транспорт и доставка грузов - файл n1.doc

приобрести
Ковалев В.А. Автомобильный транспорт и доставка грузов
скачать (1656.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc15692kb.08.03.1999 19:38скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
В.А. Ковалев
А В Т О М О Б И Л Ь Н Ы Й Т Р А Н С П О Р Т

И Д О С Т А В К А Г Р У З О В

КРАСНОЯРСК

1997

Государственный комитет Российской Федерации

по высшему образованию

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

В.А. Ковалев

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

И ДОСТАВКА ГРУЗОВ

Учебное пособие

Красноярск 1997

УДК 629. 113/

Рецензенты:

В.Е. Краевский, ген. директор АО «Красноярскавтотранс»

С.Н. Лесников, директор АТП - 5.

Ковалев В.А. Автомобильный транспорт и доставка грузов:

Учебное пособие / КГТУ. Красноярск, 1997. с.

Описан типаж и основные принципы выбора подвижного состава. Приведена классификация транспортных средств, условия погрузки и выгрузки грузов на автомобильном транспорте.

Даны понятия о грузе, как о предмете труда, его влияние на типаж подвижного состава: Рассмотрены взаимная зависимость транспортного состояния груза, технология его переработки и перевозки, а также вопросы контейнеризации и пакетизации перевозок, механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.

Изложены проектные решения по разработке транспортно-технологических схем доставки грузов, отражающих весь транспортный процесс с указанием операций, их составных частей, трудовых и материальных ресурсов, средств технологического оснащения, нормативов и режимов.

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета университета

ЛР №020375 от  КГТУ

ISBN  В.А. Ковалев

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время транспорт является одной из важнейших отраслей в системе производства, связывающий в единое целое все экономические и административные центры страны.

Транспорт является частью экономической деятельности, связанной с увеличением степени удовлетворения потребности людей при помощи изменения географического положения товаров или людей. Он создает «полезное пространство», где с его помощью освобождаются естественные, искусственные и трудовые ресурсы из мест, где они мало приносят пользы, и перемещаются в места, где их польза может быть реализована полностью. Точно также транспорт обеспечивает доступ к ресурсам и дает возможность получить эффект, который до этого не мог быть реализован.

Транспорт освобождает естественные ресурсы от их географической ограниченности. Он делает их непосредственно доступными. Поэтому транспорт можно определить как средство заполнения географической бреши между производством и потребителями.

Экономисты различают два типа разрывов между производством и потребителями: во времени и пространстве. Разрыв во времени вытекает из того, что изготовленные в данный момент времени товары могут потребоваться в следующий момент времени. Этот разрыв устраняется складированием с соответствующей технологией защиты товаров от порчи.

Пространственный (географический) разрыв обусловлен тем, что производство и потребители редко находятся на одном месте. В этом случае транспорт заполняет этот разрыв с тем, чтобы товары и услуги можно было обменять ко взаимной выгоде поставщика и потребителя.

Основными мероприятиями, проводимыми на транспорте и обеспечившими повышение эффективности его работы, являются меры по улучшению использования транспортных средств, снижению их простоев под грузовыми, техническими и прочими операциями, более полному использованию их грузоподъемности и вместимости, сокращению порожних пробегов; разработка оптимальных схем перевозок, повышение уровня комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ на всех видах транспорта; дальнейшее совершенствование конструкций, структуры и параметров, обеспечивающих большую сохранность грузов и безопасность перевозок.



  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ



Повышение эффективности и качества перевозок грузов является одной из важнейших комплексных проблем на автомобильном транспорте. Качество перевозок грузов автомобильным транспортом зависит от совокупности свойств автотранспортной системы (экономических, технических, организационных, социальных и экологических параметров и показателей), характеризующих полезность ее производственных процессов и возможностей при их реализации удовлетворять потребность страны в перевозках.

Наиболее важными показателями качества перевозки грузов автомобильным транспортом являются своевременность выполнения перевозок, сохранность количества и потребительских свойств грузов и экономичность системы доставки. Своевременность выполнения перевозок зависит от своевременности вывоза грузов от грузоотправителя и сроков доставки грузов грузополучателю. Влияние этих показателей на размеры затрат грузоотправителей зависит не только от форм их материально-технического снабжения (складские либо кооперативные поставки, монтаж «с колес» и т.п.), но и от подверженности грузов естественной убыли и порчи. Так, например, при складской форме доставки грузов своевременность выполнения перевозок оказывает определяющее влияние на размеры запасов годовой продукции у грузоотправителей, средств в обороте и производственных запасов продукции у грузополучателей. Размеры запасов зачастую превышают объективную потребность, поскольку предполагается с их помощью исключить возможность сбоев в основном производстве грузоотправителей и грузополучателей при непредвиденных обстоятельствах.

В случае поставок и монтаже «с колес» от своевременности доставки грузов зависят темпы и ритмичность производственных процессов у грузополучателей.

Сохранность грузов, его потребительских свойств и экономичность доставки зависят от того, на каких типах подвижного состава осуществляются перевозки грузов. Следовательно, транспортные средства должны соответствовать видам грузов (фургоны, самосвалы, цистерны и т.п.), обеспечивать наибольшую сохранность грузов (например, перевозка цемента целесообразна не в полужесткой таре, а в автоцементовозе, муки - не в мягкой таре, а в муковозе) и механизированное выполнение погрузочно-разгрузочных операций. Своевременность выполнения перевозок зависит от своевременности вывоза грузов от грузоотправителя, срока и своевременности доставки грузов грузополучателю. Влияние этих показателей на размеры затрат клиентуры зависит не только от форм их материально-технического снабжения и подверженности грузов естественной убыли и порчи, но и от способов погрузки и разгрузки. При сравнительно удовлетворительных технико-эксплуатационных и экономических показателях использования транспортных средств непосредственно в самом процессе движения подвижной состав весьма неэффективно используется при перегрузочных операциях, как правило, из-за сверхнормативных простоев. Это особенно остро ощущается при перевозке тарно-штучных грузов в торговле. Так, например, на каждую тонну грузов широкого потребления приходится в среднем 50-60 тарных мест. Следовательно, при перевозке 1 млн. т. грузов в торговую сеть необходимо выполнить 50-60 млн. тарно-грузовых операций. Для повышения эффективности перевозок применяют различные типы кузовов, оборудования, при использовании которых можно сократить непроизводительные простои подвижного состава под погрузкой и разгрузкой.

Условия погрузки, разгрузки и перевозки грузов отражают транспортно-технологические схемы перевозок, позволяющие выявить на любой стадии транспортного процесса недостатки, затраты материальных и трудовых ресурсов и дать рекомендации по повышению эффективности использования транспортных средств и подъемно-транспортных механизмов.


  1. ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ АВТОМОБИЛЬНОГО

ТРАНСПОРТА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся автомобили автомобили-тягачи, прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Подвижной состав подразделяется на транспортный, предназначенный для перевозки грузов, и специальный, предназначенный для выполнения различных нетранспортных работ, выполняемых при помощи установленного на нем оборудования (автокраны, автолавки, автобетономешалки, пожарные и санитарные автомобили, автомобили для нужд коммунального хозяйства и т.д.).



  1. Основные типы подвижного состава грузового

автомобильного транспорта.

Автомобили и автомобили-тягачи в зависимости от типа установленного двигателя бывают: с карбюраторными двигателями; с дизельными двигателями; газобалонные; газотурбинные; электрические.

Автомобили с карбюраторными двигателями составляют основную часть автомобильного парка страны. Карбюраторные двигатели установлены на автомобилях особо малой и средней грузоподъемности.

Автомобили с дизельными двигателями - это грузовые автомобили большой и особо большой грузоподъемности. Расход топлива у них на 30-40% ниже, чем у автомобилей с карбюраторными двигателями (при меньшей стоимости дизельного топлива). Недостатки их использования - высокая первоначальная стоимость, большие габаритные размеры и собственная масса, повышенная шумность и дымление.

Газобаллонные автомобили работают на дешевом топливе. Наиболее целесообразно использовать их в крупных городах, имеющих газопроводы от крупных месторождений газа или предприятий газовой промышленности. Недостатки использования газобаллонных автомобилей: установка дополнительной аппаратуры в системе питания, строительство специальных заправочных станций, невозможность использования на большие расстояния.

Газотурбинные автомобили в нашей стране не получили распространения. У них небольшой расход масла для смазки и простая конструкция трансмиссии - одноступенчатая коробка передач. Недостатки использования этих автомобилей: трудный пуск двигателя, шумная работа и большой расход топлива.

Основные преимущества применения электромобилей - бесшумность работы и отсутствие отработавших газов. Электромобили целесообразно использовать для городских перевозок мелкопартионных грузов, особенно если погрузка или выгрузка грузов выполняется внутри помещений предприятий, складов и т. д. Недостатки их использования: небольшой радиус действия (70-100 км) и высокая собственная масса.

По признаку проходимости автомобили делятся на дорожные (ограниченной проходимости), автомобили повышенной и высокой проходимости.

Дорожные автомобили подразделяются на три основные группы. К первой группе «А» относятся автомобили и автопоезда, предназначенные к использованию только на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием, допускающим осевые нагрузки до 10т. от одиночной оси или 18т. от двух спаренных и полную массу до 52т. Во вторую группу «Б» входят автомобили и автопоезда, допускаемые к эксплуатации на всей сети дорог общего пользования и имеющие осевые нагрузки до 6 т. от одиночной оси или 11т. от двух спаренных и полную массу до 34 т.

Автомобили повышенной и высокой проходимости с нагрузкой от одиночной оси, превышающей 10т., предназначены для работы в тяжелых дорожных условиях и по бездорожью.

В зависимости от конструкции движителя (устройства для превращения энергии двигателя в работу, затрачиваемую на преодоление сопротивления движению транспортных средств) автомобили повышенной и высокой проходимости подразделяются на колесные, полугусеничные, колесно-гусеничные и амфибии.

Количество колес у колесных автомобилей обозначается двумя цифрами. Первая показывает общее количество колес, вторая - количество ведущих колес. Например, для автомобиля с обозначением 4х4 общее количество колес равно 4 и все они ведущие.

Полугусеничные автомобили могут двигаться по снежной целине и заболоченным грунтам. В качестве полугусеничных автомобилей используются трехосные грузовые автомобили, на колеса двух задних осей которых надеваются гусеницы.

Автомобили - амфибии могут преодолевать водные препятствия. Они имеют водонепроницаемый кузов, в нижней части которого сзади установлен гребной винт.

В настоящее время созданы новые типы автомобилей повышенной проходимости - автомобили на воздушной подушке.

Грузовые автомобильные транспортные средства по конструктивной схеме подразделяются на одиночные и автопоезда, в составе которых входит тягач с прицепным составом. В свою очередь тягачи подразделяются на автомобили - тягачи, седельные и буксирные тягачи.

Автомобили - тягачи приспособлены для буксировки прицепов.

Седельные тягачи работают в сцепке с полуприцепами, не имеют кузова. На раме тягача установлено опорно-сцепное устройство, соединяющее полуприцеп с тягачом.

Буксирные тягачи предназначены для работы с прицепами - тяжеловозами.

Прицепной состав грузового автомобильного транспорта состоит из прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков.

Прицепы буксируются автомобилями и автомобилями - тягачами, соединяясь с ними при помощи буксирного приспособления и дышла. В зависимости от числа осей прицепы делятся на одноосные, двуосные и многоосные.

Одноосные прицепы имеют небольшую грузоподъемность. Для устойчивого положения при отцепке от автомобиля они оборудованы передней и задней убирающимися подставками.

Двухосные прицепы оборудованы поворотными устройствами, которые бывают двух типов: с поворотным кругом, когда передняя ось прицепа поворачивается вместе с колесами; автомобильного типа, когда ось остается неподвижной, а колеса поворачиваются на цапфах.

Многоосные прицепы используются в основном для перевозки различных грузов большой массы и негабаритных. Грузоподъемность их может достигать 100т. и более.

Прицепы - роспуски применяются для перевозки длинномерных грузов и бывают одноосными и двуосными. Величина расстояния между автомобилем и осью прицепа - роспуска может меняться при перевозке грузов различной длины. Это достигается путем перемещения роспуска по дышлу, выполненному в виде швеллера или трубы. Дышло имеет отверстие по длине, а прицеп - роспуск крепят в определенном положении фиксаторами.

Полуприцепы предназначены для работы в сцепке с седельными автомобилями - тягачами. Они могут быть одноосными и двуосными, причем оси расположены в задней части полуприцепа. В средней части находятся сцепное устройство для соединения с автомобилем- тягачем и стойки с катками для поддержания отцепленного полуприцепа в устойчивом положении. Стойки выполнены в виде откидного убирающегося шасси, шарнирно связанного с рамой полуприцепа. При сцепке полуприцепа с автомобилем - тягачем передняя часть полуприцепа приподнимается и после этого стойки могут быть подняты. Перед расцепкой стойки опускаются, полуприцеп опирается на катки, и автомобиль - тягач может отъехать. Поднимать и опускать стойки можно механически или в ручную.



  1. Классификация подвижного состава грузового

автомобильного транспорта

Грузовые автомобили и прицепной состав классифицируются по грузоподъемности и типу кузова.

Номинальная грузоподъемность автомобилей устанавливается заводом - изготовителем и показывает максимальную полезную нагрузку автомобиля. Величина нагрузки определяется дорожными условиями работы автомобилей.

Автомобили, прицепы, полуприцепы в зависимости от грузоподъемности подразделяются на следующие классы: особо малой грузоподъемности (до 0,5 т.), малой (от 0,5 до 2 т.), средней (от 2 до 8 т.), большой (от 8 до 16 т.) и особо большой грузоподъемности (свыше 16 т.).

Автомобили особо малой грузоподъемности выпускаются на шасси легковых автомобилей или специальном шасси и предназначены для перевозки мелких партий грузов.

Автомобили малой грузоподъемности используются для освоения небольшого по величине грузооборота, в первую очередь для перевозки грузов торговли.

Автомобили средней и большой грузоподъемности предназначены для перевозки массовых грузов при значительном грузообороте (грузы строительные, сельскохозяйственные, продукция промышленных предприятий).

Автомобили особо большой грузоподъемности используются для перевозки грузов большой массы, на разработках месторождений полезных ископаемых открытым способом, на крупных стройках и т.д.

Номинальная грузоподъемность учитывается при индексации подвижного состава. Каждой новой модели автомобиля присваивается индекс, состоящий из четырех цифр. Первые две обозначают класс автомобиля по полной массе (табл. 2.1.). Вторые две цифры обозначают модель. Модификация моделей имеет пятую цифру, обозначающую порядковый номер модификации. Перед цифровым индексом ставятся буквенные обозначения завода - изготовителя.

Например, рассмотрим обозначение грузового автомобиля с бортовой платформой Камского автозавода полной массой 15,3 т. - 53, двадцатая модель - 20 - КамАЗ - 5320.

Аналогично осуществляется индексация прицепного состава. Первые две цифры индекса назначаются по табл. 2.2. В зависимости от полной массы по табл. 2.3. назначаются последние две цифры индекса. Например, специальный полуприцеп - фургон - 99 Одесского завода полной массой 8 т. - 25 обозначается Од АЗ- 9925.
Таблица 2.1.
Система обозначения подвижного состава

автомобильного транспорта

(первые две цифры)





Полная масса т.

Грузовые

автомобили

до 1,2

1,2-2

2-8

8-14

14-20

20-40

Свыше 40




Класс




1

2

3

4

5

6

7

с бортовой платформой

13

23

33

43

53

63

73

седельные тягачи

14

24

34

44

54

64

74

самосвалы

15

25

35

45

55

65

75

цистерны

16

26

36

46

56

66

76

фургоны

17

27

37

47

57

67

77

специальные

19

29

39

49

59

69

79


Применительно к видам перевозимых грузов подвижной состав автомобильного транспорта классифицируется по типам кузовов (рис. 2.1.).

Данная классификация позволяет правильно решать вопросы выбора транспортных средств в конкретных условиях перевозок в соответствии с принципом соответствия груза кузову.
Таблица 2.2.
Система обозначений прицепного состава

автомобильного транспорта

(первые две цифры)


Типы

Индекс

прицепов и полуприцепов

Для прицепов

Для полуприцепов

бортовые

83

93

самосвальные

85

95

цистерны

86

96

фургоны

87

97

специальные

89

99


Таблица 2.3.
Система обозначений прицепного состава

автомобильного транспорта

(последние две цифры)








Полная масса, т.

Группа

Индекс

Прицепы и полуприцепы

Роспуски

1

01-24

до 4

до 6

2

25-49

4-10

6-10

3

50-69

10-16

10-16

4

70-84

16-24

16-24

5

85-99

свыше 24

свыше 24





По типу кузовов грузовой подвижной состав подразделяется на автомобили и прицепы общего назначения с кузовом типа «грузовая платформа» и специализированные.

На подвижном составе общего назначения применяют различные виды грузовых платформ.

Платформа с откидными бортами представляет собой деревянный или металлический кузов с бортами, откидывающимися на три или одну сторону. Такие платформы приспособлены для перевозки грузов навалом или в таре. Для автомобилей особо малой грузоподъемности грузовую платформу делают грузопассажирской типа «пикап».

Грузовая универсальная платформа представляет собой платформу, которая может быть использована без бортов, с низкими бортами, высокими решетчатыми бортами и тентом.

Конструкция специализированного подвижного состава позволяет перевозить на нем грузы определенного вида (групп грузов) или применять специальные погрузочно-разгрузочные устройства, обеспечивающие приспособленность кузова к погрузке (разгрузке).

Все грузы, перевозимые специализированным подвижным составом (СПС) сгруппированы в пять групп с учетом физико-химических и биологических свойств, массы, объема, размера, способа погрузки, разгрузки, перевозки и хранения, санитарных условий.

К грузам первой группы относятся длинномерные (трубы, колонны, лес, прокат и др.); объемные и крупногабаритные (кабины сантехнические, киоски торговые и др.); штучные (легковые автомобили, погрузчики и др.).

При перевозке грузов данной группы нужно предохранять их от поломок, сколов, образования трещин и предупреждать сдвиг во время движения транспортных средств.

Для соблюдения этих условий подвижной состав должен иметь платформу без бортов со сплошным основанием или раздвижную, оборудованную конниками, специальными опорными подкладками, стойками для обеспечения строго горизонтального или вертикального положения, фиксации от сдвига и т.п. .

Грузы второй группы в основном сыпучие и навалочные. Они подразделяются на три условные подгруппы: обычные сыпучие (грунт, инертные материалы и др.), которые сохраняют свои физические свойства и качество при перевозке и , следовательно, не требуют для этого особых условий; сыпучие, для которых необходима защита от атмосферных осадков; полужидкие или вязкие ( товарный бетон, раствор, асфальтовая масса и др.), и другие требующие особых условий перевозки.

Грузы третей группы делятся на три подгруппы: продовольственные товары (бакалейные, кондитерские, кулинарные и др.); промышленные товары (аппараты, инструменты, мебель и др.) и сырье для легкой и пищевой промышленности (волокно, пряжа, хлопок, шерсть, мука, сахар, табак).

Груза четвертой группы подразделяются на две подгруппы: жидкие (наливные) и порошкообразные.

Жидкие грузы при перевозки требуют полную изоляцию от внешней среды, герметичность кузова подвижного состава, постоянную температуру в нем, снижение мощности гидравлического удара, эффективность контроля за сохранностью груза и т.д.

Большая часть порошкообразных грузов - это пищевые продукты или вредные для здоровья человека вещества, поэтому в обоих случаях необходима тщательная изоляция груза от внешней среды не только в процессе перевозки, но и во время погрузки-разгрузки.

Грузы пятой группы представляют крупноразмерные изделия (витринное стекло, железобетонные фермы, кабель, канаты), перевозка которых должна осуществляться в вертикальном положении.

Основным классификационным признаком специализированных автомобилей является тип кузова. Именно в типе кузова проявляется в первую очередь специализация СПС, предназначенного для перевозки грузов определенной номенклатуры. Классификация СПС в зависимости от перевозимых грузов и наличия погрузочно-разгрузочных устройств приведена на рис.2.2.






СПС, как правило, создается на базе новых и перспективных автомобилей и автопоездов общего назначения производства ГАЗа, ЗИЛа, КамАЗа и др. При этом основные параметры, устанавливаемые для базовых моделей (число мостов, колесная формула, максимально допустимая полная масса и нагрузка на мосты, мощность двигателя), определяют эти же параметры и их значения для соответствующих моделей СПС.

Типажом СПС предусматривается выпуск автомобилей, прицепов и полуприцепов многоцелевого назначения. Это прежде всего фургоны различного назначения (рис.2.3), самосвалы (рис.2.4), цистерны, контейнеровозы и металловозы.

На рис.2.3 римскими цифрами I - III обозначены фургоны на шасси автомобилей УАЗ, ЕрАЗ; IV - VI - на шасси автомобилей ГАЗ; VII - на шасси автомобиля КамАЗ; VIII - фургоны для работы с седельным тягачем ЗИЛ полной массой 12 т.; IX - с седельным тягачем Кам АЗ полной массой 15,5 т.; X - с седельным тягачем КамАЗ полной массой 18,5 т.; XI - с седельным тягачем МАЗ полной массой 16,5 т.; XII - с седельным тягачем МАЗ (КрАЗ) полной массой 24,5 т.

На рис. 2.4. римскими цифрами I, IX обозначены самосвалы на шасси автомобилей ЗИЛ; II, V, XI - на шасси автомобилей КамАЗ; III, IV - на шасси автомобилей МАЗ; VI, VII - на шасси автомобилей КрАЗ; VIII - на шасси автомобиля ГАЗ; X - на шасси автомобиля КАЗ; XII - на шасси автомобиля Урал АЗ.

Количество модификаций кузовов, определенных тиражом, может быть увеличено за счет сравнительно небольших изменений в их конструкции.

Особое внимание уделяется созданию СПС для перевозки продовольственных товаров. К ним относятся полуприцепы - рефрижераторы полной массой 19 и 33 т. к трехосным тягачам КамАЗ и МАЗ.

Для мелкопартионных скоропортящихся грузов, в том числе перевозимых на стандартных поддонах и в таре, созданы автомобили - фургоны полной массой 3,7 и 5,7 т. с изотермическими кузовами на шасси автомобиля ГАЗ.



Для перевозки скота разработано семейство одно - и двухосных полуприцепов - фургонов полной массой 14,5 и 19 т. к тягачам ЗИЛ и КамАЗ. На базе шасси автомобиля КамАЗ создан специализированный автомобиль - фургон полной массой 18,5м для перевозки в контейнерах яиц суточных цыплят, живой птицы.

Среди высоко эффективных специализированных автопоездов для сельского хозяйства следует отметить самосвальные автопоезда полной массой 27 и 27,5 т. на базе соответственно автомобилей КамАЗ и Урал АЗ и полной массой 21 т. на базе автомобиля КАЗ, а также самосвальный автопоезд в составе автомобиля - самосвала ГАЗ с дизельным двигателем и прицепа полной массой 15,3 т.

Проведены работы по созданию седельных и прицепных автопоездов - цистерн повышенной вместимости для перевозки нефтепродуктов. Преобладающими в структуре парка станут полуприцепы - цистерны полной массой 19 и 25 т. на базе автопоездов КамАЗ, а также 33 т. на базе автопоездов МАЗ. Предусмотрено создание автопоездов - лесовозов повышенной грузоподъемности на базе автомобилей КрАЗ и МАЗ, а также для работы в особо тяжелых дорожных условиях - на базе автомобиля Урал АЗ.

Перевозка строительных насыпных и навалочных грузов осуществляется самосвалами производства ЗИЛ - ММЗ, МАЗ, КамАЗ и КрАЗ грузоподъемностью 5 - 12,5 т. Предусматривается выпуск самосвала КрАЗ повышенной грузоподъемности и прицепного автопоезда КрАЗ общей грузоподъемностью 27т., а также выпуск на базе самосвала МАЗ - 5551 и седельного тягача МАЗ - 54331 самосвальных прицепных и седельных автопоездов.

Для обеспечения контейнерных перевозок используются автопоезда со специализированными полуприцепами - контейнеровозами. Для удовлетворения потребностей в перевозках тяжелых и сверхтяжелых грузов используются прицепы и полуприцепы - тяжеловозы грузоподъемностью 15 - 1500 т.


  1. ГРУЗ, ЕГО ТРАНСПОРТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

И ВЛИЯНИЕ НА ТИП ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

Основными факторами, влияющими на выбор типа подвижного состава и его параметры, являются вид груза и его транспортная характеристика.

Вид груза (табл.3.1, п.1) с соответствующей средней плотностью является важнейшим признаком при выборе типа кузова, поскольку соблюдение принципа «груз - соответствующий тип кузова» способствует повышению степени сохранности грузов на автомобильном транспорте.

На автомобильном транспорте грузы могут перевозится в различной таре, в упаковке без тары или частично затаренные (см. табл. 3.1., п. 2). Тара бывает мягкая (тюки, мешки), стеклянная (банки, бутылки), деревянная (ящики, бочки), металлическая (бочки, фляги) и др. Грузы в контейнерах также относятся к тарным.

Грузы могут иметь различные внешние очертания (см. табл. 3.1, п. 3.). Например, грузы в таре или без нее, имеющие прямоугольную или квадратную форму (ящики, коробки), требуют применения прямоугольных кузовов в поперечном и продольном направлениях. Грузы сферической формы требуют установки специальных стоек для их крепления. В некоторых случаях такие кузова должны иметь и разгрузочное оборудование для снятия груза в условиях, когда отсутствуют погрузочно-разгрузочные средства у клиентуры.

Габаритные размеры грузов (см. табл. 3.1, п.4) определяют внутренние параметры кузовов (длина, ширина, высота), погрузочную высоту и компоновку шасси транспортного средства в целом. Негабаритные грузы определяют типы рам кузовов (скелетного, хребетного и пр.), количество опор, состав транспортного средства (тягач с прицепом или полуприцепом) и их базу.

Масса неделимых грузов (см. табл. 3.1, п. 5) является одним из основных признаков, на основе которого устанавливается грузоподъемность транспортного средства.

По физическому состоянию грузы (см. табл. 3.1, п. 6) можно разделить на три основные разновидности: твердые, сохраняющие свой объем в процессе перевозок (камень, кирпич, механизмы); жидкие и криогенные, обладающие текучестью (вода, бензин); газообразные (метан, кислород).

Таблица 3.1
Классификация грузов автомобильного

транспорта


Номер группы

Классификация грузов

Типы транспортных средств и их параметры

1

По видам: песок, уголь, грунт и т. п.


Самосвал, бортовой кузов и т. п.


2

По типу тары и упаковки: тарные, бестарные

Кузов с устройством для крепления груза, бортовой или безбортовой со стойками и тентом.



3

По форме: квадратная, круглая и т. п.

Форма кузова, соответствующая форме груза. Специальные стойки для крепления, погрузки и разгрузки груза


4

По габаритным размерам: габаритные и негабаритные грузы


Компоновка, учитывающая габаритные размеры кузова. Рамы скелетного, хребетного или лонжеронного типов. Состав транспортного средства: тягач с прицепом или полуприцепом


5

По массе: грузы нормальной и большой массы

Ограничение грузоподъемности, компоновка, учитывающая распределение масс.


Продолжение табл. 3.1

Номер группы

Классификация грузов

Типы транспортных средств и их параметры

6

По физическому состоянию: твердое, жидкое, и т.п.


Кузов закрытый, открытый, его геометрическая форма, обеспечивающая технологический процесс (перемешивание груза).


7

По приспособленности к выполнению погрузочно разгрузочных работ: навалочные (насыпные), тарно - штучные и т. п.


Приспособленность кузова к погрузке и разгрузке сверху, сбоку, сзади. Наличие грузоподъемных устройств.


8

По физико - механическим свойствам: абразивные, воспламеняющиеся, сыпучие и т. п.

Специальное покрытие кузова. Кузов, обеспечивающий вентиляцию, саморазгрузку на любую из сторон, сохранение определенного температурного режима и влажности.


9

По физико - химическим свойствам: коррозийная агрессивность, токсичность, ядовитость и т. п.


Кузов с изолированными секциями, со специальным покрытием, съемный кузов.


10

По требуемой степени сохранности: не требующие (требующие) повышенной сохранности, скоропортящиеся и т. п.


Регулируемый тепловой режим. Предохранительные устройства внутри кузова, крепление груза в кузове.

11

По расположению центра тяжести: грузы с низким и высоким центром тяжести.


Компоновка, учитывающая центр тяжести груза. Наличие специальных устройств, стоек крепления.


12

По срочности доставки: срочные , несрочные.


Механизированная погрузка, разгрузка. Высокие тягово - скоростные качества. Повышенная проходимость.


13

По стоимости: без объявленной стоимости, малоценные, ценные.


Кузов открытого (закрытого) типа, повышенной прочности


Окончание табл. 3.1

Номер группы

Классификация грузов

Типы транспортных средств и их параметры

14

По размерам твердых частиц: мелкие (пылевидные), средние (порошкообразные), крупные (кусковые)


Принудительная система погрузки, разгрузки. Применение горловин, шлангов, патрубков различного диаметра.


15

По массе груза в таре: масса нетто, брутто


Корректировка грузоподъемности на массу тары.


16

По партионности перевозок: партионные, массовые

Ряды грузоподъемностей.



По приспособленности к выполнению погрузочно-разгрузочных работ грузы разделяют на четыре характерные разновидности (см. табл. 3.1., п.7).

Навалочные и насыпные грузы (песок, гравий и т.п.), перевозимые без упаковки. Используемые для их переработки погрузочно-разгрузочные механизмы имеют в основном однотипную конструкцию. Поэтому требования к транспортным средствам с точки зрения их приспособленности к погрузке и выгрузке также являются одинаковыми.

Тарно-штучные грузы (грузы в мешках, тюках, ящиках и в другой таре и упаковке), перевозка которых связана с формированием отдельных грузовых мест. Погрузка и выгрузка этих грузов частично связана с большими затратами ручного труда и с использованием однотипных погрузочно-разгрузочных механизмов.

Наливные и газообразные грузы перевозятся в кузовах определенного типа, представляющих собой одну упаковку.

Негабаритные грузы и грузы большой массы требуют применения мощных стационарных и передвижных перегрузочных механизмов.

Физико-механические и физико-химические свойства грузов (см. табл.3.1., п.п. 8,9) являются определяющими при выборке закрытого кузова, обеспечивающего поддержание температурного режима и влажности.

Некоторая часть грузов, перевозимая на автомобильном транспорте, очень восприимчива к динамическим нагрузкам (см. табл. 3.1, п. 10). Это прежде всего грузы в стеклянной таре, изделия деревообрабатывающей промышленности, бытовая техника. Такие грузы требуют применения мягкого покрытия внутри кузова или подвески груза.

Положение центра тяжести для неделимых и тяжелых грузов (см. табл. 3.1, п. 11) определяет общую компоновку транспортного средства, погрузочную высоту и устройства для крепления груза.

По производственным, технологическим причинам обслуживаемой клиентуры грузы могут требовать срочной или несрочной доставки (см. табл. 3.1, п.12). Срочные грузы влияют на выбор кузова, который должен быть приспособлен к быстрой и механизированной погрузке и выгрузке, а также транспортного средства с соответствующими тягово-скоростными качествами.

Стоимость груза (см. табл. 3.1, п. 13) влияет на конструкцию кузова, который должен обеспечивать безопасность перевозки.

Размеры твердых частиц (см. табл. 3.1, п.14) пылевидных и порошкообразных грузов определяют выбор соответствующей системы выгрузки и диаметр горловин, шлангов и патрубков.

Тарные грузы имеют две размерности массы: нетто и брутто (см. табл. 3.1, п.15). Масса брутто учитывается при установлении грузоподъемности транспортного средства, масса нетто - при оприходовании материальных ценностей.

Размеры перевозок грузов (см. табл. 3.1, п.16) устанавливают грузоподъемность транспортных средств, что в конечном итоге определяет уровень рентабельности перевозок грузов.

В табл. 3.1 использованы четыре уровня классификации. Первый уровень классификации - класс - учитывает только физическое состояние груза (рис. 3.1).

Второй - подкласс - определяет требования к различным грузам с точки зрения их свойств, обуславливающих определенные погрузочно-разгрузочные операции.
  1   2   3   4   5   6   7


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации