Алехин И.А. (ред.) Теория и практика воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации - файл n1.doc

приобрести
Алехин И.А. (ред.) Теория и практика воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации
скачать (1994.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1995kb.07.07.2012 03:03скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22



МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

ВООРУЖЁННЫХ СИЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Под общей редакцией полковника И.А. Алехина,

кандидата педагогических наук, доцента


Москва ВУ

БАЛТИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


«ВОЕНМЕХ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

ВООРУЖЁННЫХ СИЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Учебное пособие

Санкт-Петербург – 2003


Теория и практика воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации: Учебное пособие // Под общей редакцией И.А. Алехина. – М.: ВУ, 2003. - 377 с.
В учебном пособии, подготовленном на кафедре педагогики Военного университета, рассматриваются историко-педагогические аспекты теории и практики воспитания военнослужащих российской армии, основы воспитания, теория и технологии воспитания военнослужащих в современных условиях и пути его совершенствования. Излагаются цели, задачи, принципы, методы и формы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. При рассмотрении концепций, теорий и технологий воспитания анализируются различные подходы и взгляды..

Учебное пособие адресовано преподавателям, адъюнктам, офицерам воспитательных структур, командирам (начальникам) курсантских подразделений Военного университета и других военно-учебных заведений, а также слушателям и курсантам, самостоятельно изучающим вопросы воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ.
Рецензенты: кандидат философских наук, профессор П.И. Сальников; доктор философских наук, профессор П.В. Петрий
Ответственный редактор А.В. Деникин, доктор философских наук, профессор

© Военный ун-т, 2003
Предисловие
В учебном пособии раскрываются вопросы теории и практики воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации. В нем изложены структура, содержание и методика воспитания военнослужащих в Вооруженных Силах РФ на базе современных достижений общей и военной педагогической и психологической наук. В основу книги положены концепции всестороннего развития личности военнослужащего в целостном военно-педагогическом процессе части (корабля), личностно-социально-деятельностного и проблемно-деятельностного подходов к воспитанию, обучению, развитию и психологической подготовке как отдельных военнослужащих, так и воинских коллективов.

В соответствии с указанными концепциями расположение материала осуществлено по следующей логике. Первый раздел – «Научные основы воспитания военнослужащих» – посвящается анализу проблемы становления и развития воспитания военнослужащих, обоснованию основных категорий и понятий, характеристике воспитательного процесса в части (на корабле), рассмотрению современного состояния и тенденций развития зарубежной теории и практики воспитания.


Второй раздел – «Содержание воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации» раскрывает основные направления и пути системы воспитания военнослужащих, совокупность которых составляет содержание этого процесса.

В третьем разделе – «Организация воспитания различных категорий военнослужащих части» рассматриваются вопросы воспитания различных категорий военнослужащих, методы, формы и средства его осуществления и т.д.

Четвертый раздел – «Методика воспитания военнослужащих части» – включает в себя историко-педагогический анализ воспитания военнослужащих, обоснование концептуальных подходов к воспитанию, раскрытие его научно-методических основ, рассмотрение педагогических аспектов процесса перевоспитания военнослужащих с негативными качествами личности.


В пятом разделе – «Теория и практика предупреждения и преодоления отклонений в поведении военнослужащих» рассматриваются проблемы истории развития превентивной деятельности, современные подходы в превентивной деятельности с различными категориями военнослужащих, дается характеристика этого процесса, раскрыты современные формы и методы превентивной деятельности.

Логическим завершением учебного пособия является шестой раздел – «Педагогическая культура заместителя командира части по воспитательной работе». В нем изложены вопросы координации педагогических функций офицеров-воспитателей части (корабля), педагогической культуры и военно-педагогической этики руководителя, самосовершенствования офицера и др.

Для удобства работы над учебным пособием в конце каждой главы даны вопросы для самоконтроля и список рекомендуемой литературы, которая может быть использована слушателями и курсантами при самостоятельной подготовке.

Авторский коллектив с благодарностью примет все замечания и предложения, направленные на повышение качества учебного пособия. Данное издание подготовлено коллективом авторов кафедры педагогики Военного университета. Авторами глав являются: кандидат педагогических наук, доцент полковник И.А. Алехин - руководитель авторского коллектива (предисловие, гл.1, разд.I); кандидат психологических наук, профессор В.В. Богуславский (гл.5, разд.II); доктор педагогических наук, полковник В.Д. Самойлов (гл.5, разд.I); кандидат педагогических наук, доцент С.Л. Рыков (гл.3, разд.III; гл.3., разд.IV); доктор философских наук, профессор полковник А.В. Деникин (гл.1 разд.II); кандидат педагогических наук, профессор П.Н. Городов (гл.2, разд. I); кандидат педагогических наук подполковник С.А. Щелкунов (гл.4 разд. V); кандидат педагогических наук, доцент В.П. Лушников (гл.3 разд.II); кандидат педагогических наук, доцент полковник Ю.А.Ленев и кандидат педагогических наук полковник С.П. Поляков (гл.1 разд.III); кандидат педагогических наук, доцент полковник Ю.А.Ленев и кандидат педагогических наук, доцент В.А. Михалев (гл.2 разд.III); кандидат педагогических наук, доцент полковник А.А.Лукьянец (гл.1,2 разд.VI); доктор педагогических наук, профессор В.И. Вдовюк (гл.3,4 разд.I; гл.2 разд.II; гл.2,4 разд.VI); кандидат педагогических наук подполковник С.В. Тенитилов (гл.3 разд.VI); кандидат педагогических наук полковник А.И. Лобач (гл.1 разд.VI); кандидат педагогических наук полковник А.А. Савин (гл.5 разд.IV); кандидат педагогических наук подполковник А.С. Миронов (гл.1,2 разд.V); доктор педагогических наук, профессор В.Н. Герасимов (гл.3 разд.V); кандидат педагогических наук майор Т.С. Сливин (гл.4 разд.V); кандидат педагогических наук подполковник Ю.С. Васильев (гл.4 разд.III); кандидат педагогических наук полковник Е.С. Иванов и кандидат педагогических наук подполковник А.С. Сушанский (гл.4 разд.II).

Раздел I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Глава 1. Историко-педагогический анализ воспитания

военнослужащих в российской армии и на флоте



Современный этап развития Вооруженных Сил Российской Федерации предъявляет повышенные требования к кадрам руководящего состава органов воспитательной работы, их деловым, профессиональным, общечеловеческим, морально-боевым и другим качествам, выдвигает новые задачи по воспитанию военнослужащих.

Одним из путей теоретических и практических обобщений, дальнейшего совершенствования воспитания командного и рядового состава в современных условиях является изучение богатого опыта развития теории и практики воспитания военнослужащих в различные периоды истории нашей страны. Представляется необходимым в учебном пособии дать рамки и краткую характеристику этих периодов. История становления и развития военного воспитания в России включала следующие основные периоды: 1-й - с древнейших времен по XVII в. (появление элементов военного воспитания ратников); 2-й – XVIII в. – первая половина XIX в. (становление воспитательной системы в регулярной армии); 3-й - вторая половина XIX в. - начало XX в. (развитие военно-воспитательной системы как науки и практики); 4-й – 1918 – 1991 гг. (становление и развитие советской военно-воспитательной системы); 5-й – с 1991 г. по настоящее время (разработка концептуальных положений воспитания военнослужащих, совершенствование теории и практики военного воспитания в новых политических условиях).
§1. Становление системы воспитания военнослужащих

в дореволюционной России
Как известно, первоначально процесс обобщения и передачи опыта военного воспитания носил стихийный характер и передавался из поколения в поколение в устных и практических формах, в виде традиций, обычаев и обрядов. С появлением письменности опыт военного воспитания находит свое отражение в летописях, поучениях, государственных актах, а также в военно-исторических и художественных произведениях. В дальнейшем в ходе создания постоянной армии воспитание в ней ратников приобретает все более осознанные формы. Подтверждением этому являются уставы, наставления и инструкции. Наибольший интерес с педагогической точки зрения представляют «Уложения о службе» (1556), «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе» (1571), «Военная книга» (1607), «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной службы» (1621), «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» (1674) и др. Их основной идеей было воспитание у воинов боевых качеств и высоких нравственных чувств. От солдата требовалось: честно служить государю, знать свое место в строю и в бою, не жалеть «тела» своего, быть готовым отдать жизнь за «други своя».

Становление теории и практики воспитания в русской армии и на флоте непосредственно связано с именами прославленных русских полководцев и видных деятелей XVIII - XIX веков. К ним по праву можно отнести Петра I, П.Г. Румянцева, П.А. Потемкина, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, С.О. Макарова, М.И. Драгомирова и др. В этот период наметился переход от стихийно-ситуативной практики военного воспитания к созданию целостной военно-педагогической системы регулярной армии и флота. В основу воспитания были положены идея защиты Отечества, соблюдение воинской чести и верность военной присяге.

В рассматриваемый период сложились благоприятные условия для развития прогрессивной военно-воспитательной системы в Русской армии. Такими условиями стали создание регулярной армии и усиление Государства Российского, так как «события последнего столетия сопровождались упадком военной доблести в дореформенных войсках»1.

Петр I был вынужден создавать новую армию. Сама система комплектования такой армии была призвана сыграть важную роль в воспитании в ней патриотизма. Однако процесс воспитания в армии сложился не сразу. Уже в ходе Северной войны, после Нарвского поражения, показавшего психологическую неготовность Русской армии к полевой войне, вскрывшего недостатки в моральном воспитании воинов, кардинально изменился процесс подготовки войск в плане повышения морально-боевых качеств солдат и офицеров. По указам того времени, вновь созданным русским полкам разрешалось вступать в бой лишь в случае многочисленного превосходства над противником. В ходе сражений войска обучались ведению боевых действий на практике, а одерживаемые ими победы укрепляли моральный дух воинов. За годы Северной войны практика военного воспитания значительно продвинулась вперед. В этот период получили свое развитие нравственные (внушение страха божьего) и военные (преданность государю и Отечеству) аспекты воспитания.

Практическая воспитательная деятельность в петровской армии принципиально отличалась от западной. Если в европейских армиях насаждалась «палочная» дисциплина, то в России главными в воспитании были нравственные начала. Солдат в петровской армии становится государственным человеком со всеми вытекающими отсюда последствиями. Соблюдение воинской дисциплины – это не слепое повиновение, а осознанное подчинение по служебным вопросам. Солдатам предоставлялось право не выполнять приказ офицера, если он «к службе Его Величества не касается», если это «службе солдатской непристойно», а офицерам под угрозой предания суду и лишения чина запрещалось бить подчиненных солдат, правда, с оговоркой – «без важных и пристойных причин».

Создавая военно-учебные заведения и закладывая тем самым основы для подготовки национальных офицерских кадров, Петр I по-новому поставил вопрос о их роли в армии, возложил на них основные функции по воспитанию солдат.

После смерти Петра I в 30-40-е годы XVIII в. негативные тенденции в подготовке Русской армии начали преобладать над прогрессивными взглядами. Новые уставы и инструкции, составленные Остерманом, Минихом, Бироном и другими временщиками, извратили воспитательную систему: солдат перестал быть государственным человеком, в армию отдавали за провинности, как в тюрьму; солдат не приводили к присяге, офицеры не читали им артикул, как прежде. Тенденции применения мер принуждения вытеснили идеи патриотизма, а среди воспитательных средств стало преобладать физическое наказание, особенно за факты нерадивости и непонятливости в обучении.

В 50-60-е гг. XVIII в. значительный вклад в развитие системы воспитания внесли известные политики и военачальники П.А. Румянцев, Г.А. Потемкин, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, П.И. Панин, П.С. Салтыков и др. Своими взглядами и деятельностью генерал-фельдмаршал П.А. Румянцев одним из первых заявил о себе как о продолжателе прогрессивной тенденции военного воспитания в армии. Основой воспитания фельдмаршал считал моральные начала – «нравственный элемент», причем воспитание, моральную подготовку он отличал от обучения и физической подготовки. Педагогические идеи Румянцева, сформулированные в уставах и инструкциях1, находили практическую реализацию в процесс военного воспитания. Румянцев требовал гуманного отношения к солдату, «дабы каждый командира не опасался», мог в любое время «приттить, с ним говорить и помнить всегда, что он не крестьянин, а солдат, который именем и чином от всех его прежних званий преимуществует». Особое значение фельдмаршал придавал воспитанию командиров. «В армии, - писал он, - полки хороши будут от полковников». Прогрессивные традиции военной педагогики продолжил Г.А. Потемкин, ставший в 1748 г. президентом Военной коллегии. «Солдат есть название честное, которым и первые чины именуются» - гласила его Инструкция 1788 г. Предоставляя офицерам широкую самостоятельность, фельдмаршал ограничивал её «Правилами начальства», которые запрещали наказывать побоями нерадивых солдат.

В рассматриваемый период формировался педагогический талант А.В. Суворова. Он впервые создал целостную военно-педагогическую систему, основными элементами которой были: осознание прямой зависимости результатов боевой деятельности от обученности и морального духа войск; решение задач воинского воспитания в процессе деятельного обучения; обоснование необходимости психологической подготовки; разработка и практическое применение метода моделирования боевых действий и др. А.В. Суворов не отделял обучение от воспитания, не противопоставлял одно другому, основу его воспитательной системы составляли военно-профессиональное воспитание и нравственное воспитание. Задачами военно-профессионального воспитания являлись: формирование у воинов бодрости, смелости, надежности, храбрости, твердости, решительности и дисциплины; задачи нравственного воспитания: выработка и развитие правдивости, благочестия, верноподданических чувств. В целом содержание военного воспитания выражалось в том, чтобы дать каждому солдату нравственную, физическую и военно-профессиональную подготовку. Правоту военно-педагогических идей великого полководца подтвердили его славные победы в боях. Однако, находясь в противоречии с официальной линией, проводимой императором Павлом I, они не получили распространения во всей армии и не были признаны в верхах.

Начало XIX века в России было ознаменовано преобразованиями в области системы воспитания. Хотя формально вплоть до 1809 года армия продолжала руководствоваться павловскими строевыми уставами, исключавшими инициативу, на практике офицеры обучали солдат по-суворовски, что дало возможность одерживать победы над врагами. Противоречивость военно-воспитательной системы данного периода заключалась в том, что, с одной стороны, демократические процессы, происходившие в России, способствовали появлению в офицерской среде прогрессивных военно-педагогических взглядов и соответствующей им практики воспитания солдат (об этом свидетельствуют публикации на военно-педагогическую тематику в периодической печати и в «Военном сборнике»), а с другой стороны, правительством насаждался в офицерской среде дух покорности и раболепия. Были отвергнуты проекты создания Военно-учительского института, да и сама наука о воспитании министром просвещения С.С. Уваровым не признавалась. Такая реакция властей не могла не вызвать волну возмущений в прогрессивных офицерских кругах, которая переросла в 1825 г. в открытый протест со стороны «декабристов».

После неудавшегося декабрьского восстания для военно-педагогической мысли России наступило время застоя и постепенного забвения прогрессивных отечественных взглядов на воспитание воинов. О жестокости порядков свидетельствуют документы того времени. Гарнизонный устав 1843 года, например, определял в отношении солдат такие воспитательные меры, как «битие батогами, плетьми, розгами, шпицрутенами». При этом количество ударов шпицрутенами определялось в мирное время до 60, а в военное - до 120.

Внешний лоск, муштра и избиения в армии сказались на состоянии войск. И поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. явилось логическим следствием всего этого.

Во второй половине XIX века начинается новый этап развития теории и практики военного воспитания в России. Его обусловливали те социально-экономические изменения, которые происходили в стране. Крымская война особенно наглядно показала отсталость крепостного строя, тормозившего развитие инициативы и самостоятельности в армии. Развитию прогрессивных тенденций военно-воспитательной системы в военно-морском флоте способствовало то, что на протяжении предыдущего периода здесь свято соблюдались петровские традиции. Адмиралы Ф.Ф. Ушаков, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, П.С. Нахимов, С.О. Макаров сохраняли и совершенствовали систему воспитания, исходя их российских национальных традиций. Так, адмирал С.О. Макаров одним из первых стал использовать термины «военная психология» и «военно-морская педагогика». Военная психология, по его мнению, изучает нравственный элемент. «…В морском бою нравственный элемент имеет еще большее значение, чем в армии»1. Он на практике прилагал усилия, чтобы привить офицерам «характер, храбрость и хладнокровие, ум, глазомер, морской глаз, познания, здоровье, справедливость», а матросам – «здоровье и выносливость, привычку к дисциплине, привычку к морю, смелость, познания», любовь к судну, формировал личное достоинство моряка.

Благодаря усилиям талантливых русских полководцев и флотоводцев, а также воспитанных ими офицеров и генералов в армии и на флоте в период реформ 60-х годов XIX в., проводимых по инициативе военного министра Д.А. Милютина, широкое распространение получила прогрессивная система воспитания военнослужащих. Служба в армии стала трактоваться как священная обязанность каждого российского подданного; откуп или замена другим лицом категорически запрещались, а сокращение сроков службы значительно повысило роль офицеров в воспитании солдат.

Система военного воспитания организовывалась и проводилась на основе требований военной присяги и воинских уставов, приказов, распоряжений, циркуляров и постановлений Военного министерства, инструкций, определявших правила военного воспитания и устройства внутреннего порядка в частях и подразделениях2. Содержание военного воспитания включало в качестве составных частей нравственное, умственное и физическое воспитание. Основой основ было нравственное воспитание, имевшее нравственные категории (честь, совесть, справедливость, милосердие и др.) и нравственные обязанности (обязанности по отношению к товарищам и равным себе, обязанности по отношению к начальникам и подчиненным, обязанности по отношению к другим людям; обязанности по отношению к царю и Отечеству, обязанности по отношению к самому себе и др.). В содержание нравственного воспитания кроме нравственных категорий и нравственных обязанностей входили эстетическое, трудовое, религиозное, патриотическое, правовое и профессионально-этическое воспитание и др. В то время эти виды воспитания не рассматривались как самостоятельные, они являлись составными частями нравственного воспитания.

Под умственным воспитанием понималась забота о развитии: сознательной привычки отдавать себе ясный отчет в предъявляемых службою требованиях и задачах; глазомера (чутья) - способности быстро оценивать и даже угадывать обстановку данного действия; находчивости и быстрой сметки, обеспечивающей целесообразность решений (поступков), ведущих кратчайшим путем к наибольшему успеху. Содержательная сторона умственного воспитания включала развитие у воинов умственных способностей, мышления, речи, памяти, чувственного восприятия, внимания, а также выявление и развитие индивидуально-психологических особенностей.

В развитии военнослужащих большое внимание уделялось их физическому воспитанию. Его целью было укрепление здоровья, развитие мышечных и нервных сил, превращение человека в неутомимого, выносливого, неприхотливого, доброго, ловкого, смелого и подвижного воина. Физическим воспитанием решались следующие основные задачи: развитие и усовершенствование телесного организма воина; сохранение и укрепление здоровья; приспособление тела к влиянию окружающей среды; развитие мышечной и нервной силы, выносливости; формирование волевых качеств и др.

Нравственное, умственное и физическое воспитание, являясь составными частями военного воспитания, представляли собой содержательную сторону системы воспитания военнослужащих. Они были неразрывно связаны между собой и проводились в жизнь комплексно, в тесной связи друг с другом.

Важную роль в формировании отечественной системы военного воспитания сыграла российская военная школа, готовившая офицеров как организаторов воспитания в войсках. К концу XIX в. в России насчитывалось 60 военно-учебных заведений. В числе профессоров были такие выдающиеся ученые, как Д.И. Менделеев, М.И. Драгомиров, С.П. Боткин, А.Д. Бутовский, А.А. Бильдеринг, А.П. Скугаревский, Н.П. Михневич и др. В 1879 г. майором А.В. Андреяновым издается первое пособие «Военно-педагогический курс», оказавшее большую помощь в совершенствовании педагогической и методической подготовки офицеров. В этот период на страницах печати активно обсуждалась проблема воспитания воинов, распространялись военно-педагогические идеи видных военных педагогов Н.Н. Головина, Л.А. Свечина, М.С. Галкина и др.

Важный вклад в развитие системы воспитания военнослужащих внес М.И. Драгомиров, по праву считающийся создателем военной педагогики как науки. «Воспитание солдата должно стоять выше образования», - подчеркивал он. Им выделены три основные стороны воспитания – «воспитание ума и воли, воспитание нравственное и физическое»3. По мнению М.И. Драгомирова, цель воспитания заключается в том, чтобы солдат был надежен, т.е. правдив и исполнял свои обязанности всегда одинаково, как на глазах начальника, так и за глазами. Солдата нужно не муштровать, а воспитывать, стараясь сделать из него сознательного бойца. Заслуживают внимания требования М.И. Драгомирова к офицеру как воспитателю подчиненных: «Кто не бережет солдата, тот недостоин чести им командовать».

Теория и практика воспитания в Русской армии в рассматриваемый период представляли собой стройную систему. Ее содержание включало в качестве составных частей умственное, нравственное и физическое воспитание. По мнению военных педагогов того времени, данные составные части должны быть тесно связаны между собой в воспитательном процессе и одновременно участвовать в формировании личности. Вместе с тем каждая составная часть воспитания выполняла и свои специфические функции. Реализуясь на практике с учетом своих особенностей, непосредственных задач, приемов и средств воспитательного воздействия, она не могла быть устранена из воспитательного процесса или заменена другой. Такой подход к содержанию системы воспитания заслуживает пристального внимания, так как он расширяет поле влияния системы военного воспитания на процесс формирования личности в целом, а не сводит его только к узкому направлению, как это утверждается в ряде работ по современной педагогической и военно-педагогической теории воспитания.

В России в начале ХХ в. произошли трагические события. Прежде всего это поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг. Командование оказалось неспособным руководить подчиненными в условиях войны. Армия потеряла до 30% офицеров и 20% солдат. В итоге только с 1911 г. в российской армии начинаются военно-педагогические реформы, о необходимости которых писали М.С.Галкин, М.Д.Бонч-Бруевич, Н.П.Бирюков, Д.Н.Трескин и др. Однако вследствие известных обстоятельств эти реформы были неэффективными. Первая мировая война еще больше обнажила противоречия военно-воспитательной системы, в результате чего армия понесла тяжелейшие людские потери и была нейтрализована большевиками в ходе Октябрьской революции.
§2. Развитие теории и практики военного воспитания

в советский и современный периоды
После Октябрьской революции 1917 г., изменившей политическую систему государства, возникла необходимость в иной военно-педагогической концепции, ином видении проблем воспитания военнослужащих. В результате была создана советская военная педагогика, которая, тем не менее строилась на достижениях отечественной военно-педагогической мысли.

Советская военная педагогика прошла сложный и противоречивый путь осмысления опыта российской военно-педагогической теории и практики, открытия оригинальных направлений и подходов к воспитанию военнослужащих. В процессе создания РККА и РККФ складывалась новая военная педагогика, которая основывалась на теоретико-методологических установках К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина о классовом подходе и ведущей роли народных масс. Основным методом воспитания выступало убеждение, а формы и средства обучения должны были подкрепляться психологической подготовкой. Вместе с тем эти, бесспорно, прогрессивные положения не в полной мере воплощались в жизнь.

Создаваемая военно-педагогическая система формировала негативное отношение к врагам революции, чему в значительной степени способствовало воспитание политическое. Для непосредственной работы в этом направлении 6 апреля 1918 г. был учрежден институт военных комиссаров, а 14 октября 1919 г. - институт политруков рот. В общей системе воспитания главное внимание уделялось формированию политической сознательности, дисциплинированности, бдительности и непримиримости к проискам врагов Советской власти. В апреле 1918 г. был утвержден текст первой советской военной присяги, в 1919 г. введены воинские уставы. Каждому выдавалась специальная «Служебная книжка красноармейца» - своего рода военно-политический учебник, целый раздел которого был посвящен суворовской «науке побеждать».

Особое внимание отводилось подготовке военных и военно-педагогических кадров. В этих целях была развернута система военно-учебных заведений: военные курсы, училища, военные школы, академии. К 1918 г. в России насчитывалось уже более 63 таких учебных заведений, среди них: Академия Генерального штаба, Артиллерийская, Военно-инженерная, Военно-медицинская, Военно-хозяйственная академии, Учительский институт (положил начало Военно-политической академии им. В.И. Ленина, впоследствии переименованной в Гуманитарную академию ВС, ныне - Военный университет) и др.

Важная роль в разработке основ военно-педагогической науки данного периода принадлежит Г.Ф. Гирсу, К.Е. Ворошилову, П.И. Изместьеву, Н.И. Подвойскому, М.И. Калинину, С.С. Каменеву, Ф.Э. Дзержинскому и др. Личные качества военачальников не смогли не отразиться на формирующейся системе подготовки войск: с одной стороны, было заметно стремление отказаться от муштры, преодолеть пассивность воинов, возвысить личность солдата, а с другой стороны, категоричность установок, неоправданная жестокость и недооценка научной теории. К сожалению, такие негативные подходы прочно укоренились в военно-педагогической теории и в дальнейшем отрицательно сказались на практике воспитания военнослужащих.

Развитие теории и практики воспитания воинов в межвоенный период проходило в неразрывной связи с военными реформами и преобразованиями в стране. В частности, был осуществлен переход к смешанному, территориально-кадровому комплектованию, создан ряд национальных военных формирований, разработаны новые уставы, последовательно вводилось единоначалие, создавалась многоступенчатая сеть военно-учебных заведений. В воспитании воинов наметилась тенденция на укрепление научных начал, во всех командных ВУЗах с 1921 г. был введен курс военной психологии и педагогики. Важный вклад в разработку проблем военного воспитания, укрепление единоначалия и дисциплины внесли М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский, Б.М. Шапошников, Е.А. Шаденко, И.Я. Якир, К.А. Мехоношин и др. Особое место стало занимать политическое воспитание по формированию у бойцов и командиров коммунистического сознания. Ведущим методом провозглашался метод убеждения в сочетании с примером, поощрением и принуждением. К концу 20-х гг. XX в. развернулась дискуссия о методологических основах воспитания воинов, в результате которой был реализован социальный заказ по внедрению в военную педагогику ортодоксального марксизма. В дальнейшем развитие советской военной воспитательной системы происходило в рамках идеологических установок РКП(б).

С 1929 г. началось техническое перевооружение армии, уже к 1934 г. 70% ее личного состава было непосредственно связано с техникой, что требовало разработки новых подходов к содержанию процесса воспитания военнослужащих. В то же время вследствие расширения репрессий в стране в воспитательном процессе усиливаются административные начала, снижается интерес к фундаментальным исследованиям. Невостребованность одной из самых гуманных наук приводит к ликвидации педагогических курсов, сокращению публикаций на военно-педагогическую тему.

Результаты боевых действий на о. Хасан, р. Халхин-Гол, в советско-финской войне вынудили советское правительство вернуться к научным основам воспитания в армии. С 1940 г. открывается Высший военно-педагогический институт. И хотя усилия командиров и политработников в целом способствовали устранению просчетов в воспитании военнослужащих, тем не менее их старания не могли исправить общую сложившуюся ситуацию. Это отрицательно проявилось в начальный период войны с Германией.

Война 1941-1945 гг. стала тяжким испытанием для всего советского народа, Вооруженных Сил, системы военного воспитания. Она выдвинула перед военной педагогикой задачи, от верного решения которых зависела судьба Отечества. Сложившаяся обстановка исключала проведение длительных и фундаментальных исследований, поэтому активно использовались довоенные наработки теории и практики воспитания военнослужащих. Фундаментальные проблемы военно-педагогической науки были сформулированы в постановлениях ЦК ВКП(б), выступлениях и трудах Верховного Главнокомандующего. Бесспорную ценность в практическом плане имели речи и статьи А.А.Жданова, А.С. Щербакова, М.И. Калинина и др. Их указания с авторитарной бескомпромиссностью определяли цели и задачи военно-воспитательной теории и практики военного времени. Значительный вклад в развитие практики воспитания воинов в ходе войны внесли видные военачальники, среди которых выдающаяся роль принадлежит Г.К. Жукову. Легендарный маршал требовал от офицеров умения на основе глубокого знания характера, психологии, уровня подготовки своих войск и противника прогнозировать боевые действия, добиваться того, чтобы каждый солдат понимал свой маневр. Особое место в военно-воспитательном процессе он отводил младшим командирам, предоставляя им всю полноту командно-исполнительной власти. В целом за годы Великой Отечественной войны сложилась стройная система воспитания военнослужащих, характерными чертами которой являлись: ярко выраженная политическая направленность; гибкость и непрерывность; соответствие содержания, организации и методики воспитания замыслу решаемых задач и др.

Вместе с тем, раскрывая позитивные тенденции, нельзя забывать о том, что в системе воспитания военнослужащих было много недостатков, ошибок и просчетов. О них можно писать целые тома. И это будет в основном правда факта, случая, эпизода и т.п. Советская военно-воспитательная система не была идеальной и безошибочной, но она превзошла немецкую и обеспечила победу над фашизмом. Именно поэтому опыт военного воспитания в ходе Великой Отечественной войны сохраняет важное практическое и теоретическое значение в наши дни.

Несмотря на победоносное завершение второй мировой войны, обстановка вокруг Советского Союза продолжала оставаться напряженной. В сложившейся ситуации перед Вооруженными Силами стояла задача быть готовыми к отражению агрессии вероятного противника. На этой основе развивалась соответствующая система воспитания советских воинов. С 1946 года в военно-учебных заведениях был введен курс педагогики и психологии, увеличены сроки обучения курсантов и слушателей. В Высшем военно-педагогическом институте им. М.И.Калинина, Военно-педагогическом институте Советской Армии и Краснознаменном Институте физической культуры и спорта им. В.И.Ленина началась подготовка военно-педагогических кадров. На основе научно-педагогического осмысления боевого опыта минувшей войны предпринимается попытка определения основных целей воспитания воинов, обоснования его сущности и содержания, разработки системы принципов, выявления научных основ, форм и методов воспитания. Новыми идеями отличались труды А.Г. Базанова, Л.Г. Бескровного, К.П. Бельского, С.М. Герасимова, А.Е. Сукновалова и др. С 1946 г. начинается защита докторских и кандидатских диссертаций, темами которых было воспитание военнослужащих.

Однако данная прогрессивная тенденция в 50-е годы XX в. была прервана рядом политических решений. Правительство отменяет преподавание военной педагогики и психологии в военно-учебных заведениях. В 1953 г. закрывается Военно-педагогический институт Советской Армии, Краснознаменный Институт физической культуры и спорта им. В.И. Ленина преобразовывается в военный факультет при Государственном институте физической культуры и спорта им. П.Ф.Лесгафта, расформировывается в 1957 г. Высший военно-педагогический институт им. М.И. Калинина, но открывается военно-педагогический факультет при ВПА им. В.И. Ленина. Более шести лет продолжалось игнорирование военной педагогики, нанесшее немалый вред делу воспитания военнослужащих.

Новый подъем теории и практики военного воспитания начался с создания в июле 1959 г. в ВПА им. В.И. Ленина кафедры военной педагогики и психологии (начальник кафедры майор А.В. Барабанщиков), ставшей с самого начала центром военно-педагогических исследований в стране и ее Вооруженных Силах. В 60-80-е гг. XX в. в армии произошли качественные изменения как в техническом плане (войска получили ракетно-ядерное оружие), так и в интеллектуальном. Усилению разработки проблем воспитания военнослужащих способствовало внимание советского правительства к совершенствованию идеологической работы в войсках. Это потребовало от военной педагогики разработки новых направлений воспитания офицерских кадров и рядового состава. Ведущей в этой деятельности выступала кафедра педагогики и психологии ВПА им. В.И. Ленина. На ее базе за относительно короткий срок было подготовлено значительное количество фундаментальных и прикладных работ по совершенствованию процесса воспитания военнослужащих. С 1959 г. и до конца 80-х гг. по кафедре защищены 150 кандидатских и 16 докторских диссертаций, более 65 % из них по вопросам воспитания военнослужащих. Среди них работы А.В. Барабанщикова, Н.С. Кравчуна, Н.И. Киряшова, Н.Ф. Феденко, В.П. Давыдова, В.Я. Слепова, В.И. Вдовюка, П.Н. Городова, В.К. Луценко и др.

Во всех высших военно-политических училищах были созданы кафедры военной педагогики и психологии, в военно-учебных заведениях введен курс военной педагогики и психологии, в войсках проблемы воспитания были включены в программы командирской подготовки, тематические планы марксистско-ленинской учебы, а в видовых академиях организованы курсы переподготовки преподавателей и войсковых офицеров по проблемам воспитания военнослужащих.

В рассматриваемые годы широко развивалось научное взаимодействие военных педагогов с гражданскими научными и учебными центрами: НИИ АПН СССР, МГУ им. М.В. Ломоносова, ЛГУ им. А.А.Жданова, МГПИ им. В.И. Ленина, ЛГПИ им. А.И. Герцена и т.д. Ведущие педагоги страны С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, А.И.Пискунов, М.Н. Скаткин и другие активно сотрудничали с военными педагогами.

Значительные изменения происходили в содержании военно-педагогической науки: к середине 60-х годов XX в. в военной педагогике было введено и обосновано понятие «военно-педагогический процесс»; в конце 70-х годов окончательно сложилась концепция методологии военной педагогики как многоуровневой системы; в начале 80-х годов обоснован принцип личностно-социально-деятельностного подхода к воспитанию военнослужащих и др. На протяжении более 25 лет военная педагогика глубоко исследовала теоретические основы совершенствования системы воспитания в Вооруженных Силах и давала практические рекомендации по их использованию на практике воспитания войск. Вместе с тем недостаточно внимания уделялось изучению теории и практики воспитания военнослужащих в армиях стран Западной Европы, США и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Современный период развития теории и практики воспитания военнослужащих характеризуется своей внутренней противоречивостью и сложностью. В настоящее время наметились положительные сдвиги в концептуальном обосновании проблем воспитания военнослужащих, предпринимается попытка разработать методологические основы военного воспитания, освобожденные от идеологических приоритетов. В течение более 70 лет единой методологической основой советской общей и военной педагогики являлся марксизм-ленинизм. Причем в последние годы многие марксистские положения были превращены в догмы и постулаты. Сегодня большая часть диссертационных исследований содержит специальные методологические разработки, основу которых составляют результаты фундаментальных исследований современной науки и практики, историко-педагогический анализ рассматриваемых явлений, человек в совокупности его многообразных отношений. Подобный подход к методологии и методике воспитания военнослужащих позволяет конструктивно оценить накопленный научный потенциал, с максимальной эффективностью использовать имеющиеся научные достижения, отказаться от всего того, что мешает современной воспитательной деятельности.

Проводится работа по объективному переосмыслению отечественного и зарубежного опыта воспитания военнослужащих. Причем анализ зарубежного опыта осуществляется с позитивно-критических позиций. В результате сегодня имеется стройная система исторического развития теории и практики воспитания военнослужащих в России и за рубежом, получили развитие превентивная педагогика, социальная педагогика и др. В практическом плане в Вооруженных Силах развернута подготовка психологов, социологов, специалистов в области культурно-досуговой работы. С 2000 г. в Военном университете приступили к подготовке офицеров руководящего состава органов воспитательной работы, а с 2002 г. – заместителей командиров рот (батальонов) по воспитательной работе.

Большой вклад в развитие теории и практики воспитания в последние годы внесли видные ученые: А.И. Филиппов, С.Л. Рыков, В.П.Журавель, Н.И. Гомель (повышение эффективности воспитания); А.С. Калюжный, Л.В. Мардахаев (индивидуализация воспитания); В.П.Клевцевич (комплексный подход к воспитанию); В.В. Почуева, Ф.Д. Рассказов, В.А. Михалев, А.Н. Григорьев, В.А. Андрощук (профессиональное и военное воспитание); И.Н. Качура, С.В. Колесников, А.С. Рыбчинчук, А.А. Жиляев (патриотическое и интернациональное воспитание); В.П. Никоненко, И.М. Малышев, Н.С. Прокоп, В.А.Данилов, Т.С. Сливин (экономическое, правовое, этическое воспитание); А.А. Аронов, Н.В. Суслов, И.А. Сирковский (педагогические основы управления воспитанием); А.П. Шарухин., С.А. Ларионов, В.П.Масягин, М.А. Лямзин, С.В. Гончаров (воспитание офицера как военного педагога); В.Н. Герасимов, С.П. Поляков, А.С. Миронов, Ю.С. Васильев, К.А. Разуванов (проблемы перевоспитания, превентивная педагогика); И.А. Алехин, Е.С. Иванов, Д.И. Земсков, В.Е. Кучеров, А.С. Сушанский, В.М. Савка, В.Е. Шабашов, А.А. Кирьянов (история воспитания) и др.

Вместе с тем в Вооруженных Силах России, да и в самой военной педагогике остается множество нерешенных проблем и противоречий в области воспитания военнослужащих. Не все они могут быть разрешены научными средствами, большинство их носит социальный и политический характер. Тем не менее в преодолении этих трудностей большую роль сыграют исследования вопросов функциональной и содержательной переориентации самой теории и практики воспитания, поворота ее в сторону человека (военнослужащего) как объекта и субъекта процесса воспитания.

Таким образом, система воспитания военнослужащих прошла сложный путь своего становления и развития - от петровских времен до наших дней. Она базируется на мощном фундаменте достижений военно-педагогической мысли и практики дореволюционной России, советской военной педагогики, мирового педагогического опыта, органично впитала их, развила и внесла свой вклад в мировую педагогическую культуру, создала основу для развития новой отечественной системы воспитания военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации