Реферат - Архитектура Петербурга - файл n1.doc

Реферат - Архитектура Петербурга
скачать (4566.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc4567kb.07.07.2012 02:49скачать

n1.doc

Архитектура Петербурга
Содержание


Введение 3

1.Памятники архитектуры Петербурга XVIII века 4

2.Барокко в Петербурге XVIII века 6

3. Архитектурный классицизм в Петербурге второй половины – конца XIX века 11

3. Архитектура Петербурга в ХХ веке 14

Заключение 16

Список использованной литературы 17

Введение



XVII–XVIII века были временем формирования русской национальной культуры. Этому способствовали реформы Петра I начала XVIII века. В это время архи­тектура получила своё новое развитие. В области градостроительства был со­вершён переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, для кото­рой характерны геометрическая правильность, установление единых правил и приёмов застройки и оформления, систематичность в застройке улиц, оп­ределённое соотношений размеров и высоты зданий. Всё это нашло вопло­щение, в первую очередь, в строительстве новой столицы Российского госу­дарства – Петербурга. Со времени своего основания город развивался как новая столица и новый морской порт выходящего на мировую арену крупнейшего государства, что и предопределило его быстрый рост и создание в нем крупных архитектурных ансамблей.

Новшества, внесённые в архитектуру, были обусловлены требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи.

В первую очередь, в связи с политико-экономическим развитием страны предъявляются новые требования к гражданскому строительству. По­явление промышленных мануфактур, учреждение Сената, коллегий потребо­вало построек нового типа.

Архитектурными особенностями Петербурга является ровная по высоте застройка, в которой акцентом выделяются высокие здания с золотыми куполами – Петропавловский и Исаакиевский соборы, “Адмиралтейская игла”. Характерными чертами архитектуры Санкт-Петербурга являются большие площади - Дворцовая площадь и Марсовое поле, и просторные проспекты - Невский, Московский и другие. В цветовом решении архитектура Санкт-Петербурга выделяется яркими и контрастными красками.

Цель настоящей работы: описать архитектуру Санкт-Петербурга.

Задачи работы:

  1. описать памятники архитектуры Петербурга XVIII века;

  2. описать барокко в Петербурге XVIII века;

  1. описать архитектурный классицизм в Петербурге второй половины – конца XIX века;

  2. описать архитектуру Петербурга в ХХ веке.


  1. Памятники архитектуры Петербурга XVIII века



Строительство города осуществлялось в суровых природных условиях, на болотистой местности, с применением свай и большими осушительными работами.

Санкт - Петербург не был похож ни на один город России. Уже с са­мого начала новой столице был придан европейский облик: дома ставили в линию, оставляя свободной для пешеходов полосу тротуара. Стоит заметить, что такая планировка стала использоваться и для уездных городов. Улицы мостили камнем, берега рек, и проложенных каналов выравнивались и спрям­лялись с помощью обшитых досками свай. Пройдут годы, и петербург­ские набережные оденутся в гранит, но до этого ещё далеко.

Летом 1703 года на Заячьем острове Петром Великим была заложена Петропавловская крепость. Вскоре после ее закладки началась застройка береговой части Городского острова (нынешний Петроградский остров): здесь возник порт, развернулось строительство жилищ, в частности для «работных людей», был создан первоначальный административный и торговый центр города со зданиями Сената и учрежденных позднее Коллегий, Таможни, торговыми рядами и с Троицким собором. Там же был построен в 1703 году скромный деревянный «дворец», известный под названием домика Петра Великого. Домик Петра - это единственный уцелевший памятник столь ранней эпохи. При Екатерине II он был накрыт каменным колпаком, причем его не раз основательно чинили. Составить о нем представление можно скорее по его описаниям, чем по его внешнему виду. Он срублен также, как исстари рубятся избы, и состоит из двух «светелок», разделенных «сенцами». Снаружи стены были «росписаны по кирпичному образцу и внутри обиты холстом»1.

Петербургские постройки того времени - жилые дома, административные здания, церкви и другие сооружения - были вначале деревянными. Чтобы быстро растущий город не слишком напоминал Москву, был более «европейского» образца, деревянные здания попросту расписывались под камень и кирпич, на них водружали замысловатой формы башенки со шпилями. Расписывание дерева под камень как бы предуказывало дальнейшее развитие строительной деятельности Петра, которая затем всецело была направлена на замену дерева камнем. Упорное тяготение к камню сказалось на судьбе целого ряда петербургских построек.

Петропавловская крепость на первых порах (1703 г.) представляла собой земляной вал со рвом. В 1704 году на территории крепости была выстроена церковь святых апостолов Петра и Павла. Церковь была срублена из дерева, однако «росписана была под каменный вид желтым мрамором» и украшена шпицами. В 1706-1787 годах крепостные стены куртин и бастионов были перестроены, сложены из кирпича и одеты камнем (архитекторы Д. Трезини и др.).

Почти одновременно с закладкой Петропавловской крепости на противоположном берегу Невы осенью 1704 года было начато строительство Адмиралтейства, которое представляло собой вначале судостроительную верфь с каналом, мастерскими и складами и, будучи окружено земляным валом, являлось в то же время и крепостью. В 1711 году (когда стало развиваться строительство мазанковых зданий), вместо деревянной башни со шпицем был выстроен мазанковый корпус с высокой башней и неизменным шпицем. Вслед за строительством Адмиралтейства, развернулась и застройка прилегающего района - так называемого Адмиралтейского острова, куда постепенно к 30-м годам 18 века переместился городской центр.

После победы в Полтавской битве (1709 г.) и освобождения Выборга от шведов (1710 г.), когда безопасность Петербурга упрочилась, город стал застраиваться значительно быстрее.

  1. Барокко в Петербурге XVIII века



Начиная с двадцатых годов XVIII века сначала в Европу, а затем в Рос­сию пришла мода на стиль барокко (в переводе с итальянского – вычурный) Для барокко характерна монументальность построек, сочетавшаяся с пышно­стью, блеском, великолепием, эмоциональной приподнятостью. Это достига­лось за счёт изогнутых линий фасадов и общего плана зданий, обилия ко­лонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших светотене­вые эффекты2.

Для строительства Петербурга в XVIII веке были приглашены иностранные зодчие Трезини, Растрелли, Кваренги, Камерон и др., сыгравшие боль­шую роль в архитектурном облике города его пригоро­дов.

В застройке Петербурга принимали участие такие знаменитые российские архитекторы - Михаил Земстов, Иван Коробов и Петр Ероркин, а также западные мастера - Доменико Треззини, Бартоломео Растрелли, Александр Жан-Батист Ле Блонд и другие.

Как уже было сказано, город, которому суждено было стать «окном в Европу» и столицей Рос­сийской империи, начинался с Петропавловской крепости. Это мощное оборонительное сооружение на Заячьем острове строилось по чертежам са­мого государя. За четыре летних месяца поднялись земляные стены и бас­тионы, на смену которым пришли массивные укрепления из камня. Над крепостью вознеслась громадная колокольня Петропавловского собора с высоким шпилем, построенная по проекту итальянского архитек­тора Доменико Трезини (ок. 1670-1734), приехавшего в Россию в 1703 году.

Петропавловский со­бор Петропавловской крепости отличала колокольня с высоким узким шпилем. Взмывшая в небо больше чем на 120 метров башня была приметным ориентиром и при подъезде к городу, и со стороны моря. Служила она и для обзора: все окрестности с неё хорошо просматривались.

Петропавловский собор стал самым значительным сооружением Трезини.



Рис.1. Петропавловская крепость
Трезини выступил автором «типовых проектов» жилых зданий трёх ка­тегорий: для «именитых» граждан – каменных, для «зажиточных» и «под­лых» (простых) людей – мазанковых. К 1718 году было построено свыше че­тырёх тысяч жилищ3.

Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля, на­пример, здание Двенадцати коллегий (ныне университет).


Рис.2. Здание Двенадцати коллегий
Русское барокко предстало во всей своей красе только к середине столе­тия. Расцвет барокко в России связан с именем Бартоломео Франческо Растрелли (1675-1744), которого на русский манер называли Варфоломеем Варфоломеевичем. Растрелли был сыном итальянского скульптора Бартоломео Карло Растрелли, служившего при дворе «короля-солнца» Людовика XIV, вместе с отцом покинул Францию шестнадцатилетним юношей, и жил в России.

Растрелли-младший, в отличие от отца-скульптора, своё призвание ви­дел в зодчестве и довольно скоро занял высокое положение обер-архитек­тора. Именно он принёс русскому барокко мировую славу. Стиль работ Растрелли стал образцом российского стиля архитектуры середины XVIII столетия.

В самом начале карьеры в России Растрелли было поручено строительство сразу четырёх дворцов в Москве и Петербурге. По воле императрицы Анны Иоанновны Растрелли построил Зимний дом в Кремле, Летний в дом Лефортове и Зимний дворец в Петербурге. К сожалению, ни одна из этих построек не со­хранилась до наших дней в своём первоначальном виде.

Из созданных Растрелли архитектурных построек удачным явля­ется ансамбль Петергофа, строительство которого началось в 1747 году и продолжалось пять лет. Работа в Петергофе ещё шла полным ходом, а императ­рица уже поручила Растрелли новую работу – перестройку дворца в Царском селе. По её замыслу он должен был стать парадной царской резиденцией. Растрелли создал не просто дворец, а единый ансамбль из множества по­строек. Ансамбль Царскосельского дворца – уникальный памятник русской архитектуры. Опираясь на традиции европейского барокко, Растрелли внёс в оформление дворца черты русских построек. Он использовал разные цвета, элементы рококо – различные завитки и раковины. Поэтому многие исследо­ватели и назвали этот стиль рестрелиевским барокко.

В своей первой зрелой работе - Строгановском дворце - Растрелли определил свой индивидуальный стиль, презентуя ряд массивных скульптурных колонн с рустиками, а также изогнутыми карнизами, которые позаимствовал в оформлении старых церквей. Как придворный архитектор, он создавал главные дворцы в столице и прилежащих районах.

Кроме дворцов, Растрелли спроектировал и построил комплекс Смоль­ного монастыря. В его архитектуре также соединились черты старого и но­вого. Традиционный крестообразный храм окружён четырьмя зданиями для келий, похожими на небольшие дворцы. Благодаря множеству украшений огромный собор кажется очень лёгким. Обилие лепных украшений создаёт впечатление, что его стены вылеплены из камня.



Рис.3. Смольный монастырь
К сожалению, Растрелли не смог закончить эту постройку. Началась война с Пруссией, и отпущенные на постройку средства понадобились для финансирования армии и достройки Зимнего дворца.

Зимний дворец стал главной постройкой Петербурга, определившей весь силуэт города. Грандиозный Зимний дворец, почти квадратный в осно­вании, с внутренним парадным двором и подчёркнутыми угловыми масси­вами, несмотря на группы колонн, наружную лепнину и могучие статую по верху балюстрады, не выглядит перегруженным архитектурными излишест­вами. Как и положено императорскому дворцу, воплощающему мощь силь­нейшей державы, он величав и поражает роскошью4.

В Зимнем дворце Растрелли спроектировал отделку свыше тысячи на­рядных помещений. Здесь и золочёная резьба, и пышное скульптурное уб­ранство, и привольно льющийся через огромные окна и заполняющий всё пространство этого необъятного здания свет. У Растрелли были все основа­ния сказать о своём знаменитом произведении, что оно было построено «для славы российской»5. Довольный император Пётр III наградил его чином генерал-майора и орденом Святой Анны. Это были единственные на­грады, полученные Растрелли за всё время службы в России.



Рис.4. Вид на Зимний Дворец с Невы
Разумеется, барочное великолепие Петербурга обходилось весьма недёшево. От­того строения в этом стиле возводилось в основном не средства казны. Но размах, пышность, торжественность, яркие краски, которыми засверкали дворцы, триумфальные арки, храмы, театральные здания, а главное, радость, которую они дарили, с лихвой окупали огромные затраты.

3. Архитектурный классицизм в Петербурге второй половины – конца XIX века



Во второй половине XVIII века в России на смену барокко приходит классицизм – стиль в искусстве и архитектуре, характерной особенностью которого было обращение к образцам античного искусства. Его узнаваемые приметы в архитектуре – монументальное величие, ясность форм, безупреч­ная соразмерность в всех частей здания. В духе классицизма архитектурные ансамбли обрамлялись тщательно ухоженными садами и парками, дополня­лись живописными аллеями, беседками, мостками, пристанями, статуями, ва­зами, оранжереями, газонами и даже декоративными руинами6. В России строгие стилистические нормы классицизма сохранялись в силе во второй половине XVII - начале XIX века.

Пришедший на смену барокко русский классицизм вполне отвечал новым задачам и новым эстетическим вкусам передовых людей того времени. В сооружениях классицизма красота простых, строгих архитектурных форм сочеталась с требованиями удобства планировки.

Большой вклад в формирование классицизма в архитектуре России, в частности Петербурга, на первом этапе развития этого стиля сделали его основоположники - великий русский зодчий В.И.Баженов, по проекту которого архитектор В.Ф.Бренна построил Михайловский (Инженерный) замок (1797-1800), и И.Е. Старов, создатель Таврического дворца (1783-1789) и Троицкого собора Александро-Невской лавры (1778-1790).

Наиболее ярким представителем русского архитектурного классицизма был Джакомо Кваренги (1744-1817). 35-летний итальянец прослышал, что при богатейшем дворе Екатерины Великой живописцу или архитектору из иностранцев непременно найдётся работа. В конце 1779 года он приехал ис­кать счастья в Россию.

Императрица получила о Кваренги самые лестные рекомендации из Вены, где он удивил высший свет австрийской столицы спроектированной им столовой залой в доме эрцгерцогини Моденской, и поручила ему выпол­нение нескольких заказов.

В течение нескольких недель Кваренги знакомится с Петербургом. Вес­ной 1780 года вместе с женой и новорождённым сыном он переезжает в Пе­тергоф, где начинает строительство дворца в английском парке. Постройка настолько вписалась в окружающий ландшафт, что сразу же стала одной из достопримечательностей Петергофа. После этого по проектам Кваренги были сооружены беседки, а по личному распоряжению Екатерины II – два боль­ших павильона предназначенных для наследника престола, будущего импе­ратора Павла I, и великих князей.

Вскоре архитектор получает следующий крупный заказ на строитель­ство четырёх церквей в Царском Селе, где ему пришлось выполнить и эскизы внутреннего оформления. К этому времени Кваренги становится модным архитектором и практиче­ски постоянно получает заказы от представителей русской аристо­кратии.

Рассмотрим самые известные постройки Кваренги в Петербурге. Осо­бенно интересен Эрмитажный театр (1783-1787 года), который современники признали одним из лучших камерных театров мира. Зодчий создал удобный зал с пре­красной акустикой. По распоряжению Екатерины II Кваренги отвели в театре постоянную ложу и предоставили квартиру в примыкающем к театру дому.


Рис.5. Эрмитажный мост и Эрмитажный театр
Другой значительной работой Кваренги стало обновление интерьеров Зимнего дворца. Вместо пяти небольших залов он создал четыре грандиоз­ных двухцветных зала: Аванзал, Николаевский зал, Троицкий зал, Тронный зал и Концертный зал.

В конце XVIII века Кваренги также спроектировал Академию наук (1783-1785 годы) и Ассигнационный банк на Садовой улице (1783-1799 годы).



Рис.6. Академия наук



Рис.7. Ассигнационный банк
Екатерина II пришла в восторг от работ Кваренги. В оном из писем она писала: «Этот Кваренги делает нам восхитительные вещи. Весь город уже полон его постройками. И они так хороши, что лучше и быть не может»7.

После смерти Екатерины II архитектор продолжал пользоваться благо­склонностью двора и в 1800 году даже вступил в ложу каменщиков Мальтий­ского ордена.

В начале XIX века в его творчестве преобладают общественные сооруже­ния. Он проектирует Мариинскую больницу, Родильный корпус, Английскую церковь Иисуса Христа в Пе­тербурге. Лучшей его постройкой сам архитектор считал Смольный институт (1806-1808 года).



Рис. 8. Фасад Смольного института (ок. 1806)

3. Архитектура Петербурга в ХХ веке



В ХХ веке архитекторы возвращаются к прошлому, что в первую очередь проявилось в доминировании стиля неоклассицизм, который объединял в себе традиции барокко, классицизма и Ренессанса.

Здания периода первой половины ХХ века отличаются целостностью композиции, простой и удобной планировкой. Наиболее плодотворными оказались решения в духе неоклассицизма (ренессанса и палладианства) архитекторов Щуко В.А. и Л. Н. Бенуа (жилые дома на Каменоостровском проспекте). В те же годы архитекторы обращались к архитектуре петровского времени (Городской училищный дом имени Петра Великого, Больница имени Петра Великого - ныне Больница имени И.И. Мечникова). Возродился интерес к древнерусскому зодчеству, мотивы которого прослеживаются в здании Музея А.В.Суворова.

Годы гражданской войны, хозяйственной разрухи, топливного кризиса нанесли огромный ущерб городскому хозяйству и жилому фонду. Но и в эти годы не прекращались работы по проектированию будущей застройки и благоустройства отдельных районов Петрограда. В 1919-1921 гг. под руководством И. А. Фомина архитектурная мастерская «Бюро по урегулированию плана Петрограда», организованного в 1919 г. при Петроградском совнархозе, разработала проекты перепланировки рабочих районов: Выборгского, Нарвского, Василеостровского, Петроградской стороны, создала проект реконструкции Большого проспекта Васильевского острова. В 1920 г. И.А.Фомин разработал проект реконструкции Марсова поля, осуществленный в 1920-1926 гг. В середине 20-х годов началось преобразование рабочих окраин, сооружены жилых массивов.

В те же годы началось строительство крупных общественных зданий нового типа: Дворец культуры и техники имени И.И. Газы (1930-1935 гг., архитекторы А.И. Гегелло, Д.Л. Кричевский), Дворец культуры имени Горького (построен в стиле конструктивизма 1925-1927 гг. архитекторы А.И. Гегелло, А.И. Дмитриев, Д.Л. Кричевский).

В 30-х годах ХХ века разворачивается массовое жилищное строительство, которое продолжилось после Второй мировой войны.

В 50-60-е гг. возведены крупные общественные сооружения, в которых наряду с проработкой функциональных и технико-экономических задач большое внимание уделялось вопросам художественной выразительности композиции, эстетическому осмыслению возможностей новых строительных материалов, привлечению к формированию архитектурно-художественного образа монументально-декоративного искусства: Большой концертный зал «Октябрьский», Дворец спорта «Юбилейный», комплекс Телецентра (1962 г. арх. Сперанский и др.) В 60-х годах завершилось создание мемориальных ансамблей на Пискаревском и Серафимовском кладбищах.

Крупные общественные здания 70-80-х годов , отмеченные интересными композиционными решениями, выразительными формами , вписываются в сложившиеся ансамбли или подчиняют себе окружающую застройку. Растет сеть зданий культурно-массового назначения: Дворец молодежи, Спортивно-концертный комплекс, Дворец спортивных игр «Зенит» (1974-1976, арх. В. С. Маслов).

В ансамбль Московского проспекта вошла площадь Победы, центром которой стал Монумент Героическим защитникам Ленинграда. Среди многочисленных памятников последнего десятилетия наиболее значительный «Невский мемориал» на правом берегу Невы (архитекторы Гольдгор, А.В. Аланнэ, А.П. Изотов, скульптор Л.Г. Могилевский) и обелиск городу «Городу-герою Ленинграду» на площади Восстания8.


Рис.9. Невский мемориал» и обелиск «Городу-герою Ленинграду»


Заключение



Итак, мощный импульс развитию русской культуры ХVIII века дали преобразования Петра I во всех сферах общественной жизни страны. Веду­щим в русской культуре стало светское направление, что сказалось и на раз­витии архитектуры.

ХVIII век ознаменовался широким каменным строительством, главным образом, в городах и пригородах столиц. Укрепление Российской империи, военные победы на суше и на море побудили царский двор, вельмож и бога­тых купцов строить роскошные здания – общественные и частные. Всё это содействовало созданию замечательных произведений русского зодчества.

Санкт-Петербург стал столицей Российской империи того времени.

Строительство его было сложным, осуществлялось в суровых природных условиях, на болотистой местности, с применением свай и большими осушительными работами.

В застройке Петербурга принимали участие такие знаменитые российские архитекторы - Михаил Земстов, Иван Коробов и Петр Ероркин, а также западные мастера - Доменико Треззини, Бартоломео Растрелли, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон и др., сыгравшие боль­шую роль в архитектурном облике города и его пригоро­дов.

В Петербурге возник особый архитектурный стиль, названный «петербургское барокко»; в городе много архитектурных строений в стиле классицизма.

Архитектура Петербурга неповторима, самобытна. В настоящее время Санкт-Петербург – это город, который известен благодаря непревзойденным архитектурным ансамблям, выдающимся инженерным сооружениям и монументам, многие из которых считаются наследием мировой культуры.

Список использованной литературы





  1. Апальков В.С., И.М. Миняева. История Отечества: Учебное посо­бие. Изд. 2-е, испр. испр. и доп.– М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2006. - 544 с.

  2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2001.- 600 с.; илл. цв.

  3. Лисаевич И. Санкт-Петербург. Архитектурный портрет 1703 – 2003. - СПб: Издательство «Logos», 2002. – 512 с., ил.

  4. Соловьёв В.М. Золотая книга русской культуры. – М.: Белый го­род, 2007. – 560 стр.: ил.




1 Апальков В.С., И.М. Миняева. История Отечества: Учебное посо­бие. Изд. 2-е, испр. испр. и доп.М., 2006. С. 193

2 Апальков В.С., И.М. Миняева. История Отечества: Учебное посо­бие. Изд. 2-е, испр. испр. и доп. М., 2006. С.196

3 Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С.454.

4 Лисаевич И. Санкт-Петербург. Архитектурный портрет 1703 – 2003. СПб, 2002. С.174.

5 Соловьёв В.М. Золотая книга русской культуры. М., 2007. С.198.

6 Лисаевич И. Санкт-Петербург. Архитектурный портрет 1703 – 2003. СПб, 2002. С.177.

7 Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С.460.

8 См.: Лисаевич И. Санкт-Петербург. Архитектурный портрет 1703 – 2003. СПб, 2002. С.402-473



Архитектура Петербурга
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации