Реферат - Внешняя политики Бразилии в первый президентский срок Лулы (2003-2006 гг.) - файл n1.doc

Реферат - Внешняя политики Бразилии в первый президентский срок Лулы (2003-2006 гг.)
скачать (124 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc124kb.05.06.2012 06:23скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
Введение
Не секрет, что Бразилия – одно из крупнейших государств, обладающее огромным природным, экономическим, политическим, культурным потенциалом. Она занимает пятое место в мире по площади и шестое по населению. Как и Россия, Бразилия – ресурсно-самодостаточная страна, обладающая к тому же всеми основными отраслями промышленности. Современная Бразилия стремится не только к региональному лидерству, но и активно реализует свои глобальные интересы. Одной из основных её целей на протяжении вот уже ряда лет является формирование многополюсного мира. Так «Страна Южного Креста» всё активнее включается в вопросы глобального регулирования посредством участия в таких международных структурах, как ИБАС, БРИК, «Группа 20+» в ВТО, а также на международных форумах в Порту-Алегре и Давосе; добивается полноправного членства в «Большой восьмёрке» и Совете безопасности ООН. В региональной политике ключевыми приоритетами являются МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок) и УНАСУР (Союз южноамериканских наций), призванные со временем «уравновесить» северного соседа.

На сегодняшний день Бразилия является, видимо, единственным государством Латинской Америки, обладающим столь значительным авторитетом и собственной линией на международной арене. Считается, что нынешняя модель развития способна сделать эту страну одним из мировых лидеров.1

Основными действующими лицами в данный период являлись, помимо президента страны, министр иностранных дел С. Аморим, советник по вопросам внешней политики М. А де Гарсиа и генеральный секретарь МИД С. Пиньейро Гимараеш.
Внешняя политика Бразилии в первый президентский срок Лулы (2003 – 2006гг.)

Победа на президентских выборах в конце 2002г. Луиса Инасио да Силвы (более известного как Лула) сопровождалась небывалой эйфорией, желанием изменить всё и сразу, огромными надеждами. И хотя приоритетной для нового правительства оставалась внутренняя политика, международная активность Бразилии стала её логическим продолжением и дополнением, а также трибуной «для формулирования новых внутри- и внешнеполитических идей».2 Не случайно Лула был назван «самым левым президентом в истории Бразилии»3, и эту характеристику, несомненно, можно отнести и на счёт его внешней политики. Об этом, к примеру, свидетельствовало участие Лулы уже в январе 2003г. в двух крупнейших международных форумах – Всемирном социальном форуме в Порту-Алегре (главное место собрание антиглобалистов) и Всемирном экономическом форуме в Давосе. Показательно, что в своих выступлениях на обоих форумах главной целью Лула называл решение социальных проблем.

Отмечая, что внешняя политика прежнего руководства не способствовала укреплению позиций страны на международной арене, Лула и его соратники подчёркивали, что не намерены продолжать данный курс, а собираются разработать принципиально новую внешнеполитическую концепцию. Ориентация на гуманистические цели и национальное развитие – то, о чём говорил новоизбранный президент относительно своей внешней политики.4 Традиционными для бразильской дипломатии при этом оставались «универсализм, многосторонние связи, равноправие в системе международных отношений, проблема «Север-Юг».5 Основными направлениями были названы:

- укрепление МЕРКОСУР;

- двусторонние отношения со странами региона;

- взаимодействие с США в вопросе по созданию АЛКА (Зоны свободной торговли Америк);

- укрепление отношений с ЕС;

- разработка новых направлений внешней политики (активизация отношений с африканскими странами, Россией, Китаем, Индией).

«Тремя опорами» в деле укрепления авторитета страны были названы 1) МЕРКОСУР и страны региона; 2) «страны-гиганты» и 3) развивающиеся страны.

Отмечается такая важная особенность внешней политики Бразилии, как нежелание видеть себя последней в списке «первых», но первой в списке «вторых».6

Лула заявил о стремлении решать все международные проблемы мирным и демократическим путём, на основе международного права и взаимоуважения.

Специалистами признаётся, что региональная политика занимала ключевое место в «рейтинге» приоритетов Бразилии, поэтому о ней речь и пойдёт в первую очередь.


  1. Региональная политика Бразилии


1.1 МЕРКОСУР

Укрепление региональных организаций ставило одной из целей противостояние экономическому и политическому могуществу США. Успешное завершение южноамериканской интеграции создало бы огромный рынок со значительным экономическим потенциалом и политическим весом. Бразилия же, являясь основным кандидатом на лидерство в регионе, сумела бы наконец войти в число наиболее могущественных держав. Поэтому весьма закономерно, что страна значительно активизировала интеграционные процессы в Южной Америке.7 При этом администрация президента отвергала вариант «имперской» внешней политики наподобие США.8

Так как Лула видел в МЕРКОСУР базу для переговоров с США по вопросу об АЛКА, объединение рассматривалось не только как экономическое, но и как политическое и культурное. Оживление МЕРКОСУР началось после избрания президентом Аргентины Нестора Киршнера, ориентирующегося на активное сотрудничество с Бразилией и развитие МЕРКОСУР. В ходе переговоров с президентами Аргентины, Чили, Уругвая, Боливии и Парагвая была выработана новая модель функционирования МЕРКОСУР. Признавалась необходимость согласования внешней политики между странами-членами объединения, создания банка социально-экономического развития, урегулирования тарифов, налогов и процентных ставок, предусматривалось создание общего законодательного органа. Интересно при этом замечание о том, что для Бразилии укрепление МЕРКОСУР может быть невыгодным в том плане, что равное распределение голосов в наднациональных органах не позволит ей диктовать свою волю другим государствам.9

В 2004г. в МЕРКОСУР был создан постоянный коллективный орган – трибунал, ответственный за разрешение торгово-экономических споров внутри объединения. Для скорейшего решения вопроса о переходе к единой валюте был основан специальный расчётный институт. В феврале 2006г. создан механизм конкурентной адаптации, производственной интеграции и равномерного распределения и динамики торговли, цель которого – недопущение «торговых войн» между членами блока.10 В конце 2006г. наконец начал свою работу парламент МЕРКОСУР, призванный улучшить управляемость объединения в целом. В целом активность внешней политики Лулы способствовала более полному включению МЕРКОСУР, и, соответственно, Бразилии, в глобальную экономику и политику.

Во многом благодаря инициативам Бразилии на правах ассоциированных членов в МЕРКОСУР были приняты Чили и Боливия. 1 января 2005г. вступило в силу соглашение о свободной торговле с Андским сообществом наций (АСН). Оно стало первым в мире соглашением о зоне свободной торговли между двумя интеграционными группами. В составе МЕРКОСУР Бразилии выступила с инициативой создания «энергетического кольца», или южного газопровода, протяжённостью 1750 км, от месторождения в Перу до порта в Чили. Этот проект был одобрен странами МЕРКОСУР, АСН и МАБР. Был намечен и целый ряд других проектов энергетической интеграции. Отмечают, что особую роль в сближении МЕРКОСУР и АСН сыграла Венесуэла. Президенты Лула и У. Чавес в совместном коммюнике призвали к основанию южноамериканского торгового блока. Так Бразилия продемонстрировала, что региональная интеграция имеет для неё приоритетное значение перед АЛКА.

В октябре 2004г. на третьем саммите Южной Америки по принципу МЕРКОСУР+АСН было образовано «Южноамериканское сообщество наций» (ЮАСН), позднее переименованное в «Союз южноамериканских наций» (УНАСУР). Всего в него вошло 12 государств. По итогам саммита была подписана декларация (Декларация Куско), согласно которой в течение 15 лет должна была быть создана зона свободной торговли стран ЮАСН. Были названы цели новообразованного объединения: «развивать политическую, социальную, экономическую, экологическую, инфраструктурную интеграцию пространства Южной Америки и способствовать вместе с другими схемами региональной интеграции повышению роли государств Латинской Америки и Карибского бассейна в мире, укреплению их позиций на международных форумах».11 Регулирование интеграционных процессов возлагалось на ежегодные встречи глав государств, а решение текущих вопросов в ЮАСН – на министров иностранных дел. Основные сферы сотрудничества в рамках ЮАСН – проекты развития транспорта, энергетики и телесвязи. Так на конец 2005г. для реализации в течение пяти лет было отобрано 32 проекта на сумму 4,2 млрд. долларов. В сентябре 2005г. на первом саммите ЮАСН было подписано пять соглашений о сотрудничестве между бразильской «Петробраз» и венесуэльской «Петролеос де Венесуэла С. А.». Наиболее важное из них предусматривало строительство нефтеочистительного завода в Порто-Суапе (штат Пернамбуко, Бразилия). Предполагается, что к 2011г. благодаря этому заводу мощности Бразилии по переработке нефти увеличатся на 10%.12

Однако несмотря на довольно заметный прогресс, специалисты указывают на традиционное соперничество между Бразилией и Аргентиной, Венесуэлой и Колумбией, Чили, Боливией и Перу.13 Например, приводится тот факт, что в бразильско-аргентинской торговле торговый баланс изменился в пользу Бразилии (речь идёт о текстильной промышленности, электротехнических товарах, мебели, обуви), где соглашения МЕРКОСУР имеют низший статус по отношению к законам штатов. Бразилия же была обеспокоена конкуренцией со стороны аргентинских производителей птицы, молока, пшеницы, риса и сахара. Более того, такие страны, как Чили, Перу, Колумбия, стремились к активному сотрудничеству с США, поэтому к ЮАСН относились с меньшим энтузиазмом. К числу несомненных «минусов» ЮАСН относят также структурную слабость, отсутствие чётко прописанных этапов и сроков.14

Говоря о региональной политике Бразилии в целом, отмечают, что её партнёры по МЕРКОСУР рассчитывали на то, что Бразилия станет для них «мотором существенного расширения и диверсификации экспорта».15 Однако же Бразилия всё больше приближалась к самообеспеченности энергоресурсами и увеличивала товарооборот вне региона. Приводя в своей статье мнение экспертов ЭКЛАК, А.А. Лавут пишет, что «Бразилия нуждается в своих южноамериканских партнёрах для реализации своих глобальных целей, но не в состоянии ответить на их интересы». Далее следует вывод о том, что «общность идеологии руководства ряда ведущих стран Южной Америки, безусловно, является благоприятным фактором, укрепляющим сообщество… Но насколько долговременный характер будет иметь этот фактор, предвидеть трудно».16

Однако, несмотря на опасения того, что Бразилия окончательно отвернётся от региона в сторону других «стран-гигантов» и международных организаций, Б.Ф. Мартыновым была высказана мысль, что Бразилия всё же не оторвётся от своих «латиноамериканских корней». Здесь во главу угла ставится проблема Амазонии: привлекательность района с точки зрения его ресурсов, активизация международных преступных организаций в приграничной зоне, опасения по поводу «суверенизации» определённых территорий, населённых, преимущественно, индейцами. Поэтому «только развитое и хорошо налаженное региональное сотрудничество в Амазонии… способно исключить из мировых информационных потоков впечатление об этом районе как о «бесхозном» и нуждающемся в «международном контроле».17 По этой же причине Бразилия всегда будет стараться избегать возобновления старых и появления новых территориальных и этнических конфликтов между её соседями. Был сделан акцент на неконъюнктурный характер этих вопросов для Бразилии.18 Кроме этого, само существование такого явления, как США, будет и впредь заставлять и Бразилию, и другие страны Латинской Америки, постоянно задумываться о вопросах
  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации