Зорин В.А. Основы дипломатической службы - файл n1.doc

Зорин В.А. Основы дипломатической службы
скачать (376.8 kb.)
Доступные файлы (8):
n1.doc63kb.16.10.2007 21:35скачать
n2.doc361kb.16.10.2007 22:35скачать
n3.doc498kb.17.10.2007 16:48скачать
n4.doc226kb.17.10.2007 17:08скачать
n5.doc298kb.17.10.2007 17:30скачать
n6.doc273kb.17.10.2007 18:11скачать
n7.doc23kb.16.10.2007 21:43скачать
n8.doc30kb.16.10.2007 21:43скачать

n1.doc

Введение


События международной жизни, изменения, происхо­дящие в мире, особенно за последний исторический пери­од, вызывают всевозрастающий интерес в широких массах населения Советского Союза и других социалистических стран, являющихся активными участниками этих собы­тий. Они приковывают к себе внимание и международной общественности несоциалистического мира, которая ищет в связи с этими изменениями ответа на вопрос об их причинах и об итогах социалистической внешней политики, оказывающей все более ощутимое влияние на все развитие международных отношений.

XXV съезд КПСС дал глубокую оценку происшедших за последние годы изменений в мире, определил направ­ление развития международных отношений и выдвинул Программу дальнейшей борьбы за мир и международное сотрудничество, за свободу и независимость народов.

«Буквально на наших глазах, — говорил на съезде Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, — мир меняется и меняется в лучшую сторону». Ссылаясь на выдвинутую XXIV съездом КПСС Программу мира, Л. И. Брежнев подчеркнул, что главный смысл этой про­граммы состоял в том, чтобы, опираясь на мощь, сплочен­ность и активность мирового социализма, на его креп­нущий союз со всеми прогрессивными и миролюбивыми силами, добиться поворота в международных отношениях от «холодной войны» к мирному сосуществованию госу­дарств с различным общественным строем, от напряжен­ности, угрожавшей взрывом, к разрядке и нормальному взаимовыгодному сотрудничеству.

И то, чего удалось добиться в этом отношении, «имеет поистине непреходящее значение». Суммируя изложенное во внешнеполитическом разделе Отчета ЦК КПСС съез­ду, Л. И. Брежнев сказал: «Сделано все возможное для обеспечения условий мирного строительства в нашей стране и в братских странах социализма, для мира и без­опасности всех народов... Международное положение Советского Союза прочно, как никогда. Четвертое деся­тилетие мы живем в условиях мира. Позиции социализма окрепли. Разрядка напряженности стала ведущей тенден­цией. Вот главный итог международной политики партии. Таким итогом советские люди могут гордиться».

Глубокие сдвиги в соотношении политических сил на мировой арене в пользу сил мира, демократии и социа­лизма, происшедшие в 60-х и 70-х годах, не могли не при­вести к изменениям в методах и путях внешнеполитиче­ской борьбы и к укреплению позиций миролюбивой внеш­ней политики и дипломатии социалистических стран, ко все более широкому использованию, в противовес импе­риалистическому шантажу и применению силы, методов двусторонних и многосторонних переговоров на равно­правной основе с учетом интересов не только больших, но и малых государств различных социальных систем, больших и малых народов.

Успешное завершение 1 августа 1975 г. беспрецедент­ного многостороннего совещания в Хельсинки 33 европей­ских государств, США и Канады по безопасности и со­трудничеству в Европе, принятие этим совещанием на высшем уровне Заключительного акта, в котором были сформулированы основополагающие принципы, опреде­ляющие нормы поведения государств в их отношениях друг с другом, и другие важные договоренности явились наглядным свидетельством благотворных изменений, про­исходящих в мире, которые заложили основы превраще­ния разрядки международной напряженности в необра­тимый позитивный процесс. Дипломатия мира и между­народного сотрудничества становится активной матери­альной силой, ибо в ней участвуют, ею овладевают многомиллионные массы трудящихся различных стран, заинтересованные в создании максимально благоприят­ных условий для мирного труда и социального прогресса человеческого общества. Социалистическая дипломатия становится важным средством достижения внешнеполи­тических целей СССР и других стран социалистического содружества, выступающих за коренные интересы между­народного рабочего класса.

Более 100 лет назад К- Маркс в обращении Генераль­ного совета международного товарищества рабочих писал, что «рабочий класс вступает на арену истории уже не как покорный исполнитель, а как независимая сила, сознающая свою собственную ответственность и способная диктовать мир там, где его так называемые хозяева кричат о войне» 2. Это гениальное предвидение воплощается сейчас в жизнь усилиями рабочего класса государств социалистического содружества, международ­ного рабочего и национально-освободительного движения, действующих на основе принципов интернациональной солидарности в борьбе за всеобщий мир, международную безопасность и социальный прогресс.

Как было отмечено на Конференции коммунистиче­ских и рабочих партий Европы, состоявшейся в Берлине в июне 1976 года, все это — результат многолетней борь­бы всех антиимпериалистических, демократических и про­грессивных сил.

Мировое развитие подошло к нынешнему своему эта­пу не сразу и не без длительной борьбы. Достаточно на­помнить лишь некоторые важные моменты в развитии международных отношений, внешней политики и дипло­матии государств.

В истории развития человеческого общества вопросы внешней политики государств, ее важнейшего средства — дипломатии всегда занимали видное место. И это вполне понятно, ибо с этими вопросами нередко была связана судьба целых народов и государств, вступавших по воле господствовавших эксплуататорских классов в конфликты друг с другом и решающих спорные вопросы силой ору­жия. Вся внешняя политика и дипломатия рабовладель­ческих, феодальных и буржуазных государств была про­низана духом соперничества и войны и использовалась стоявшими во главе государств группировками для упро­чения своей власти. «Натравливать народы друг на дру­га, использовать один народ для угнетения другого, что­бы таким образом продлить существование абсолютной власти, — вот к чему сводилось искусство и деятельность всех существовавших доселе правителей и их диплома­тов»,— писал Ф. Энгельс, анализируя проблемы внеш­ней политики.

Гораздо более важное значение приобретают вопро­сы международных отношений, внешней политики и дип­ломатии в нашу эпоху, когда коренные проблемы взаимо­отношений государств и народов находятся в центре ми­рового развития, когда решение этих проблем не может быть найдено без активного участия многомиллионных масс народов всех континентов, жизненные интересы ко­торых затрагиваются любым из этих решений. Ведь «современная эпоха, основное содержание которой со­ставляет переход от капитализма к социализму, есть эпо­ха борьбы двух противоположных общественных систем, эпоха социалистических и национально-освободительных революций, эпоха крушения империализма, ликвидации колониальной системы, эпоха перехода на путь социализ­ма все новых народов, торжества социализма и комму­низма во всемирном масштабе»4. Эта эпоха великих социальных перемен принесла с собой коренные измене­ния в международные отношения, внесла принципиально новое во внешнюю политику и дипломатию государств. В условиях раскола мира на две противоположные соци­альные системы нет места для единой внешней политики и ее орудия — дипломатии, ибо внешняя политика всегда была и остается продолжением политики внутренней. Естественно поэтому, что и во внешней политике и в ди­пломатии современных государств мы встречаемся с про­тивоположными принципами, подходами и методами.

«Империализм не знает иных отношений между госу­дарствами, кроме отношений господства и подчинения, угнетения слабого сильным... Агрессивные войны рассмат­риваются им как естественное средство решения международных вопросов. Для империалистических государств дипломатия была и остается инструментом навязывания своей воли другим народам, орудием подготовки войн»5. В соответствии с этим дипломатия империалистических государств использует целый арсенал методов, приемов и форм, которые призваны облегчить решение поставлен­ных правительствами этих государств внешнеполитиче­ских задач, вытекающих из их общих целей.

Принципиально иной является внешняя политика и дипломатия социалистических государств — новой соци­альной системы, рожденной Великой Октябрьской социа-

листической революцией. В первом ленинском Декрете о мире, провозглашенном на второй день существования молодого-Советского государства, в Декларации прав народов России и других советских документах, формулировавших основы внешней политики первого в мире социалистического государства, были выдвинуты два ос­новополагающих ее принципа — пролетарский интерна­ционализм, предусматривающий постоянную поддержку трудящихся всех наций в их борьбе против империализ­ма, за мир и социализм, и мирное сосуществование госу­дарств с различными социальными системами, обеспечи­вающее прочный мир между народами. В послевоенное время с образованием системы социалистических госу­дарств социалистический интернационализм стал основой братского сотрудничества и укрепления мировой системы социализма, этого главного детища международного ра­бочего класса.

Новые принципы внешней политики вытекали из са­мого существования нового социального строя, о котором еще К. Маркс пророчески говорил, что это будет «новое общество, международным принципом которого будет — мир, ибо у каждого народа будет один и тот же власте­лин— труд!»6. К. Маркс и Ф. Энгельс теоретически пред­сказали возникновение нового типа международных отно­шений и новой социалистической дипломатии. В. И. Ленин явился создателем этой новой дипломатии и ее первым организатором. Под его руководством создавался дипло­матический аппарат Советского государства, воспитыва­лись его руководящие кадры, разрабатывались направ­ления, методы и формы дипломатической работы, осу­ществлялись первые важнейшие шаги в борьбе против империалистической дипломатии в интересах скорейшего прекращения войны и обеспечения прочного мира для народов России и всего мира. Ленинские принципы вне­шней политики и дипломатии — политики мира и мирного сосуществования государств получили не только свое подтверждение во всей внешнеполитической деятельности Советского правительства в последующие годы, но и бы­ли развиты Центральным Комитетом КПСС, повседневно руководившим этой важнейшей областью политики Со­ветского государства.

Новая обстановка в мире, сложившаяся после второй

мировой войны в результате образования мировой социа­листической системы, огромного роста сил международ­ного коммунистического и рабочего движения, распада колониальной системы империализма и общего его ослаб­ления, позволила ЦК КПСС и всему международному коммунистическому движению сформулировать ряд но­вых положений, относящихся как к оценке международ­ного развития, так и к задачам, выдвигаемым перед вне­шней политикой и дипломатией социалистических госу­дарств. «В условиях, когда империализм перестал играть доминирующую роль в международных отношениях, — говорится в Программе КПСС, — и все большую роль играет социалистическая система, когда в мировой поли­тике сильно возросло влияние государств, завоевавших национальную независимость, и народных масс капита­листических стран, создается реальная возможность для того, чтобы новые принципы, выдвинутые социализмом, одержали победу над принципами агрессивной империалистической политики». Речь идет прежде всего о том, чтобы устранить войну как средство разрешения спорных вопросов между государствами, чтобы исключить миро­вую войну из жизни общества. Важность этой задачи в современную эпоху, когда мировая война чревата миро­вой термоядерной катастрофой, способной уничтожить целые страны и народы, общепризнанна. Анализ сущест­вующего международного положения и соотношения меж­дународных сил, однако, показывает не только необходи­мость предотвращения мировой термоядерной войны, но и возможность решения этой задачи объединенными уси­лиями международного рабочего движения, народов, освободившихся от колониальной зависимости, и мировой социалистической системы — этой главной силы борьбы за мир. Вот почему, будучи полностью уверенным в осу­ществимости в настоящее время этой исторической зада­чи, Совещание представителей коммунистических и рабочих партий (в котором участвовала 81 партия), про­ходившее в Москве в 1960 году, провозгласило: «Комму­нисты видят свою историческую миссию не только в том, чтобы упразднить эксплуатацию и нищету в мировом масштабе и навсегда исключить возможность любой вой­ны из жизни человеческого общества, но уже в современную эпоху избавить человечество от кошмара новой ми­ровой войны. Коммунистические партии всех стран посвя­тят осуществлению этой великой исторической миссии все свои силы и энергию»8. Решению этой кардинальной задачи подчинена внешняя политика Советского Союза и других социалистических стран.

Объективные условия, сложившиеся в современном мире, выдвигают на передний план внешней политики миролюбивых государств такие средства, которые способны обеспечить мирное решение спорных международных во­просов и устранить опасность мировой термоядерной войны. Важнейшим из таких средств, главным орудием миролюбивой внешней политики и являются дипломатия и ее мирные методы решения международных вопросов.

Это не означает, однако, что борьба между агрессив­ным и миролюбивым курсами внешней политики госу­дарств прекращается. Отнюдь нет. Эта борьба идет в рамках мирного сосуществования государств и проявля­ется в ходе дипломатических переговоров, международ­ных конференций, в Организации Объединенных Наций и других международных организациях. Эта дипломатиче­ская борьба находит свое отражение в мировой печати, в передачах радио и телевидения, в выступлениях государ­ственных и общественных деятелей, наконец, в действиях широких народных масс, их национальных и международ­ных организаций.

Основным проводником и исполнителем дипломатиче­ских функций является имеющийся во всех государствах дипломатический аппарат в виде центральных и загра­ничных органов (министерства иностранных дел, посоль­ства, миссии, консульства), в которых постоянно работа­ют специально отобранные и подготовленные дипломати­ческие кадры. Система работы этих кадров, центральных и заграничных органов внешних сношений составляет дипломатическую службу государств, являющуюся важней­шим звеном государственной службы. Дипломатический аппарат — это часть государственного аппарата, направ­ление и содержание деятельности которого определяют­ся характером социально-экономического и политического строя государств, интересами господствующих в них клас­сов, а в условиях коммунистического строительства — интересами всего народа. Совершенствование дипломати­ческого аппарата, улучшение подбора и подготовки дипломатических кадров, изучение и использование лучшего опыта дипломатии, наконец, разработка и развитие науч­ных ее основ — важные задачи, стоящие перед всеми го­сударствами, заинтересованными в использовании дипло­матии для мирного решения международных вопросов, для укрепления политики мира и мирного сосуществова­ния. А политика, писал В. И. Ленин, — «есть наука и ис­кусство, которое с неба не сваливается, даром не дается», и «пролетариат, если он хочет победить буржуазию, дол­жен выработать себе своих, пролетарских, «классовых политиков», и таких, чтобы они были не хуже политиков буржуазных». Это целиком относится и к работникам внешнеполитического фронта, к работникам дипломатии. В последние десятилетия фронт дипломатической борьбы сильно расширился и усложнился. Решение круп­ных внешнеполитических проблем требует комплексного подхода и усилий не только дипломатического аппарата государств, ведущего повседневную внешнеполитическую работу, но и активного участия руководителей госу­дарств и правительств, могущих принять ответственные решения и направить развитие отношений между госу­дарствами в соответствии с коренными интересами их народов. В этой связи выдающуюся роль в международ­ной жизни стали играть встречи на высшем уровне, кон­такты и совещания руководящих политических и государ­ственных деятелей, их визиты и переговоры по наиболее важным и острым проблемам мировой политики. Вполне закономерно, что в решении апрельского (1975 г.) Плену­ма ЦК КПСС было подчеркнуто, что «в перестройке меж­дународных отношений на принципах мирного сосущест­вования важную роль сыграли и призваны сыграть в дальнейшем регулярные встречи руководящих политиче­ских деятелей разных стран, в том числе двусторонние и многосторонние переговоры на самом высоком уровне»10. Обобщение и разработка опыта дипломатии на высшем уровне, творчески развивающей ленинские идеи руковод­ства внешней политикой, как и нового опыта многосто­ронней дипломатии на международных совещаниях последнего времени, представляют собой важную составную часть выполнения задачи разработки научных основ дипломатии эпохи социализма.

В. И. Ленин требовал «научного обоснования полити­ки», что, разумеется, относилось как к внутренней, так и к внешней политике. Он сам дал такое научное обоснова­ние внешней политики пролетариата и сформулировал главные ее задачи в переходную от капитализма к соци­ализму эпоху. В ленинском Декрете о мире и других внешнеполитических документах первых лет борьбы Со­ветского государства на международной арене, в многочисленных ленинских указаниях и выступлениях в связи с решением крупных вопросов внешней политики того времени, таких как заключение Брестского мира, Генуэз­ская конференция и др., были разработаны важнейшие принципы, формы и методы дипломатической борьбы, ос­новы ее стратегии и тактики, которые стали фундамен­том новой, социалистической внешней политики и дипло­матии. «Именно Ленин впервые в истории человечества соединил теорию научного коммунизма с практикой ве­дения государственной внешней политики», — отметил Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. В ре­шениях съездов КПСС, Пленумов ЦК, в программных выступлениях руководителей партии и Советского пра­вительства, в решениях международных совещаний коммунистических партий нашли свою дальнейшую разра­ботку ее важнейшие вопросы.

В Программе КПСС, принятой XXII съездом, в каче­стве основной задачи советской внешней политики и ди­пломатии была выдвинута задача «обеспечить мирные ус­ловия для построения коммунистического общества в СССР и развития мировой системы социализма и вместе со всеми миролюбивыми народами избавить человечество от мировой истребительной войны» 12. Программа мира, принятая XXIV съездом КПСС, явилась научно обосно­ванным программным документом внешней политики КПСС и Советского государства, который продолжил и развил основные ленинские внешнеполитические идеи применительно к новой международной обстановке и но­вому соотношению мировых сил в 70-х годах. Она стала платформой внешнеполитической деятельности и объединения всех миролюбивых сил, ведущих борьбу за между­народную разрядку, прочный мир и коренную перестрой­ку международных отношений. При этом, как отмечал Л. И. Брежнев, «от первого внешнеполитического акта Советской власти — Декрета о мире до Программы ми­ра, выдвинутой XXIV съездом КПСС, наша партия и го­сударство пронесли преемственность главных направле­ний борьбы за мир, свободу и безопасность народов».

XXV съезд КПСС подвел итоги осуществления выдви­нутой XXIV съездом Программы мира, дал глубокую на­учную оценку мирового развития и расстановки между­народных сил, выдвинул новые задачи КПСС на между­народной арене, которые являются органическим продол­жением и развитием Программы мира. «И эту полити­ку, — говорил Л. И. Брежнев на XXV съезде КПСС, — мы будем продолжать с удвоенной энергией, добиваясь обуздания сил войны и агрессии, упрочения всеобщего мира, обеспечения права народов на свободу, независи­мость и социальный прогресс».

В Отчете ЦК КПСС XXV съезду Л. И. Брежневым бы­ли сформулированы конкретные предложения в области прекращения растущей, опасной для мира гонки воору­жений и в области сокращения накопленных запасов оружия; ликвидации остающихся военных очагов, преж­де всего на Ближнем Востоке; углубления разрядки меж­дународной напряженности, полного претворения в жизнь Заключительного акта Совещания по безопасно­сти и сотрудничеству в Европе; продолжения развития отношений вазимовыгодного сотрудничества в различных областях с США, Францией, ФРГ, Великобританией, Италией, Канадой, Японией и другими капиталистиче­скими странами; обеспечения безопасности в Азии; стрем­ления к заключению всемирного договора о непримене­нии силы в международных отношениях; полной ликви­дации всех остатков системы колониального угнетения, всех очагов колониализма и расизма; устранения дис­криминации и любых искусственных препятствий в меж­дународной торговле; ликвидации всех проявлений не­равноправия, диктата, эксплуатации в международных экономических отношениях.

Конференция коммунистических и рабочих партий Европы в июне 1976 года после обстоятельной подгото­вительной работы представителей 29 европейских комму­нистических и рабочих партий и всестороннего обмена мнениями на самой конференции единодушно приняла итоговый документ, который содержит не только серьез­ную и глубокую характеристику положения в Европе, но и, что особенно важно, тщательно продуманные, совме­стно выработанные цели борьбы. «Можно сказать, — за­явил на конференции Л. И. Брежнев, — что мы сообща наметили хороший маршрут для движения вперед — впе­ред к Европе мира, безопасности, сотрудничества и соци­ального прогресса».

Конференция вместе с тем отметила, что благодаря своей миролюбивой внешней политике, направленной на утверждение мирного сосуществования, социалистичес­кие государства оказывают все большее влияние на международные отношения и играют выдающуюся роль в деле предотвращения новой мировой войны, укрепления безопасности и дальнейшего развития процесса разряд­ки напряженности.

В свете этих программных задач и документов в на­стоящей книге рассматриваются ленинские принципы со­ветской дипломатии, ее методы, формы и тактические приемы, система и функции органов советской диплома­тической службы с использованием опыта СССР как до­военного, так и в особенности послевоенного периода. В книге освещаются также основы дипломатии и дипло­матической службы всех главных типов современных го­сударств и международных организаций.

Введение
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации