Ефимов В.В. Управление качеством - файл n1.docx

приобрести
Ефимов В.В. Управление качеством
скачать (2157.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx2158kb.07.07.2012 02:24скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8





















МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ульяновский государственный технический университет
В.В. Ефимов

Управление
качеством


Учебное пособие
Ульяновск 2005
УДК 658.56(078.5)
ББК 30.607я73 Е91

Рецензенты: д-р техн. наук, профессор В. А. Мишин;

канд. экон. наук, доцент В.Н.Лазарев.
Утверждено редакционно-издательским советом университета в
качестве учебного пособия
Ефимов В.В.

Е91 Управление качеством: Учеб. пособие. -Ульяновск: УлГТУ, 2005. - 141 с.
ISBN 5-89146-168-4
Основное внимание уделено современным системам управления качеством продукции и услуг с учетом требований международных стандартов ИСО серии 9000. Обобщен мировой опыт управления качеством продукции па примере Японии, США, ведущих европейских стран. Приводятся также материалы по составу и сертификации системы качества предприятия, рекомендации по применению статистических методов управления качеством. Предназначено для студентов, преподавателей вузов и специалистов предприятий промышленности. Может быть использовано в учебном процессе по специальности "Менеджмент" и инженерным специальностям, связанным с производством продукции, слушателями по программам второго высшего образования и переподготовки кадров.

УДК 658.56(078.5) ББК 30.607я73
ISBN 5-89146-168-4
© В.В. Ефимов, 2005
© Оформление. УлГТУ, 2000
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5

Раздел I. СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ»

Глава 1. Основные понятия качества и управления качеством 7

Глава 2. Показатели качества продукции и методы их определения 10

  1. Факторы, влияющие на качество продукции 10

  2. Показатели качества 12

  3. Методы определения величины показателей качества 15
    Глава 3. Качество продукции как экономическая категория 16

3.1. Затраты на повышение качества 16
3.2. Методы оценки уровня качества продукции 19
Глава 4. Конкурентоспособность и качество 23
,4Л- Понятие конкурентоспособного качества 23
4.2. Определение конкурентоспособности продукции 24
Глава 5. Качество продукции и стандартизация 28

Раздел 2. РАЗВИТИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Глава 6. Генезис систем управления качеством 34

Глава 7. Японский феномен в управлении качеством 37

  1. Человеческий ресурс в управлении качеством 37

  2. Особенности японской системы управления качеством 39
    Глава 8. Система всеобщего управления качеством (TQM) 42

  1. Общие принципы TQM 42

  2. Основные национальные отличия системы TQM 46
    Глава 9. Российский опыт управления качеством 47

  1. Советский период в управлении качеством 47

  2. Современные проблемы качества российских предприятий 51

Раздел 3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ Глава 10. Методы статистического
регулирования технологических

процессов 53

ЮЛ. Основные понятия 53

  1. Порядок получения информации о качестве продукции 53

  2. Анализ Парето 57

  3. Диаграммы причин и результатов 59

  4. Гистограммы 61

  5. Диаграммы рассеивания 64

  6. Контрольные карты 67
    Глава 11. Статистические методы контроля качества продукции 74
Раздел 4. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ Глава
12. Пути совершенствования деятельности предприятий в

области качества 77

  1. Основные направления деятельности 77

  2. Заинтересованность высшего руководства в управлении
    качеством 77

  3. Руководство улучшением деятельности 81

  4. Вовлечение руководящего персонала предприятия в
    совершенствование деятельности по качеству 86
12.5. Привлечение поставщиков к процессу совершенствования
деятельности по качеству комплектующих изделий
Глава 13. Место службы технического контроля (СТК) в системе
управления качеством

  1. Структура и роль службы технического контроля

  2. Основные виды деятельности СТК

Глава 14. Подсистема управления качеством технологических
процессов (УКТП) предприятия
14.1. Моделирование подсистемы УКТП
14.2.Этапы создания и внедрения систем УКТП 99

Раздел 5. СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА И СЕРТИФИКАЦИЯ

ПРОДУКЦИИ
Глава 15. Система качества и стандарты серии ИСО 9000

  1. Общие понятия о системе качества

  2. Состав и содержание элементов системы качества

  3. Разработка документов системы качества предприятия

  4. Обеспечение качества на отдельных этапах жизненного
цикла изделия А 115

Глава 16. Сертификация продукции, систем качества и производства 118

  1. Основные положения 118

  2. Схемы и порядок проведения сертификации продукции 119

  3. Сертификация системы качества 122

  4. Сертификация производства 126

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ 129

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ (теоретический курс) 134

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ (РЕФЕРАТ) 137

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ (основные термины и определения) 138

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 140
92

94 94



  1. 97
103 103 106 114
ВВЕДЕНИЕ
С выходом российских предприятий на международные рынки и открытием российского рынка для товаров зарубежных фирм, проблема качества продукции стала приоритетной для отечественного товаропроизводителя.

В развитых странах мира проблема повышения качества занимает ведущее место в обеспечении конкурентоспособности продукции и услуг, построении новых отношений между потребителем и производителем, удовлетворении материальных потребностей, социальных интересов и духовных запросов общества. Особую значимость эта проблема приобретает в условиях экономического кризиса, сопровождающегося распадом экономических связей, снижением производства, утратой позиций на внешнем и внутреннем рынках. Исторический опыт США, Японии, Германии, Южной Кореи и ряда других стран показывает, что обеспечение прогресса в области качества путем применения эффективных систем управления качеством является одним из основных рычагов, с помощью которого им удалось преодолеть кризис в экономике и занять прочные позиции на мировом рынке. При этом наибольшего успеха достигали страны, в которых решение проблем качества становилось национальной идеей, носило всеобщий характер за счет создания системы непрерывного обучения работников всех категорий, от которых зависит обеспечение качества продукции и услуг, профессиональной подготовки и переподготовки всех слоев общества от рядового работника до руководителя любого уровня.

Что касается организации в России системы непрерывного обучения кадров, обеспечивающих достижение необходимого качества, то пока действуют только ее отдельные элементы. В последние годы создано большое количество различных коммерческих и государственных центров по подготовке менеджеров. К сожалению, программа обучения слушателей в них в самой малой степени ориентирована на подготовку специалистов по управлению качеством, или, хотя бы, на получение необходимых знаний для обеспечения качества на рабочем месте.

В настоящем пособии основное внимание уделено обеспечению качества товаров народного потребления. Достижение необходимого качества специальной или оборонной техники требует разработки дополнительных мероприятий, особенно на этапе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, и создания соответствующих структур, ответственных за контроль качества. Вопросы сертификации продукции при этом также имеют свою специфику.

Структура учебного пособия построена таким образом, что позволяет перейти от общих сведений по качеству и его показателям к экономике качества, анализу систем управления качеством, выбору эффективных методов управления качеством на конкретном предприятии. В учебном пособии дано представление о проблемах и методах современного управления качеством, о системах качества предприятий и их сертификации, о порядке применения статистических методов в регулировании технологических процессов производства и контроле продукции. Для успешного усвоения материала требуются основы знаний по менеджменту,
экономике предприятия, стандартизации, математической статистике, организации производства, социальной психологии. Учебное пособие может быть использовано не только при получении высшего образования, но и для последипломного обучения, профессиональной переподготовки кадров, связанных с обеспечением качества продукции на предприятиях.

Хочу выразить благодарность рецензентам настоящего пособия профессору, заслуженному деятелю науки РФ Валерию Алексеевичу Мишину и доценту Владимиру Николаевичу Лазареву за высказанные замечания и предложения, использованные в доработке рукописи.
РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИИ «УПРАВЛЕНИЕ

КАЧЕСТВОМ»
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВА И УПРАВЛЕНИЯ

КАЧЕСТВОМ

Качество - это больше философская категория, чем четко детерминированное понятие. Об этом свидетельствует тот факт, что более 2000 лет ученые объясняют или уточняют термин качество. Первым, кто в известной литературе упомянул о качестве как о понятии, был Аристотель (3 век до н. э.). Он вкладывал в понятие качество различие между предметами по признаку «хороший-плохой». В китайских рукописях первого тысячелетия нашей эры иероглиф «качество» состоял из двух элементов: равновесие и деньги, что ученые идентифицируют как «высококлассный», «дорогой», то есть близко к понятию Аристотеля. Немецкий философ Гегель (19 век) дал этому понятию четкую философскую окраску: «Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество». В нашем «переводе» с Гегеля качество надо понимать как свойство материального объекта в отличие от нематериального. Конечно, можно было ожидать более четкого определения качества в начале 20 века, в период научного осмысления проблем управления качеством продукции. Но, оказалось, не все так просто. Известный специалист в области качества У.Шухарт (США) в 1931 году понятию качество придал два аспекта: с одной стороны, -объективные физические характеристики предмета, с другой - субъективная категория - насколько предмет «хорош». Японский ученый К.Исикава (1950 г.) и американец Д.Джуран (1979 г.) вложили в понятие «качество - степень удовлетворения потребностей потребителя продукции». Другие ученые в своих определениях «качества» практически не изменили содержание этого понятия.

Более строгая и отточенная формулировка качества дана в ГОСТе 15467-93: «Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением». Но и это определение потребовало корректировки. В соответствии с международным стандартом ИСО 8402-94 имеем: «Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». Это последнее, официальное определение понятия качества. Нет сомнения, что и в дальнейшем понятие термина «качества» будет обогащаться и уточняться.

В ИСО по сравнению с ГОСТ произошли уточнения: вместо «свойства» - «характеристики», вместо «продукции» - «объект». Введена новая «предполагаемая» потребность. На наш взгляд, это существенные поправки. В целях более полной оценки понятия качества с позиций сегодняшних требований к продукции целесообразно раскрыть составляющие этого понятия. «Характеристика» - это, буквально, взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, выраженная формулами, таблицами, графиками. Под «характеристикой» в широком смысле понимаются показатели качества, которые можно измерить, вычислить или, в крайнем случае, ощутить (например, дизайн машины). «Свойство» - это больше философская










категория, которая выражает ту сторону предмета, которая определяет различие с другим предметом или общность между ними (например, свойства эстетичности, технологичности, надежности, ремонтопригодности, экологичности и т. д.). В отдельных случаях свойство можно выразить численно, но с какой-то степенью вероятности (например, безотказность авиационного двигателя). «Объект» - то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. К объектам можно отнести любую деятельность или процесс, продукцию, услуги, систему или отдельное лицо, а также любые комбинации из них. Следовательно, качество продукции есть только частный случай качества объекта. На практике еще редко применяется оценка качества деятельности отдельных лиц или организаций, заменяя такую оценку неопределенным понятием эффективность. «Потребность» - это состояние неудовлетворенности требований организма, личности или общества, необходимых для его нормального функционирования. Оценивая потребности потребителя, в первую очередь речь идет об экономических потребностях, так как качество в значительной степени - экономическая категория. В дальнейшем, в лекциях встретятся термины «уровень качества», «система качества», «политика в области качества», «петля качества» и др., которые будут определены по мере их упоминания в тексте.
Таблица 1.1.
Качество жизни (1994 год)
Приоритет (место)

Страна

Средняя продолж. жизни, лет

Реальный ВВП на душу насел, тыс. долларов США

1

Япония

78,6

17,6

6

США

75,9

21,5

37

Россия

69,3

8,0

101

Китай

70,1

2,0

134

Индия

59,1

1,1

173

Гвинея

43,5

0,5



Примечание: места 2-5 занимают Канада, Норвегия, Швейцария, Швеция
Таким образом, качество объекта одновременно определяется рядом его характеристик, приданных ему изготовителем и независимых от потребителя, и субъективным отношением к объекту самого потребителя, которое как дополняет эти характеристики, так и снижает их ценность. Вот почему один и тот же товар можно продать разным покупателям за разную цену. Как говорят, сколько людей, столько и мнений. Человеческая жизнь так же является объектом, когда на нее накладывается понятие качества - качество жизни. Характеристики этой жизни (см. табл. 1.1) показывают, что в России живут средне (по мировым меркам), а субъективно каждый из нас оценивает качество своей жизни от «хуже некуда» до «великолепно».

Рассмотрим содержание понятия управление, менеджмент и управление качеством.

Управление - широко распространенный, но не стандартизированный термин. То же относится и к термину менеджмент. Под управлением в широком смысле понимается общая функция организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающих сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализация ее программы и целей. Социальное управление - это целенаправленное воздействие на общество для сохранения или совершенствование его определенной качественной специфики. Из социального управления выделяют управление государственное и управление хозяйственными структурами - фирмами, предприятиями, цехами и т.п. В области хозяйственного управления, в том числе и управлении качеством продукции, во второй половине 20-го столетия сделаны кардинальные сдвиги, связанные с применением информационных технологий, внедрением в управление достижений экономики, психологии, социологии, математического моделирования, теории принятия решений и пр. Количество управляемых объектов растет, научное управление усложняется. Надо искать новые подходы к управлению. По сути, история развития науки управления есть непрерывная цепь поиска новых методов и технологий.

По стандарту ИСО административное управление качеством - такие аспекты функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества. То, что обычно называют управление качеством, в стандарте ИСО определяется как методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.

Повсеместное вытеснение в России термина управление термином менеджмент не везде обосновано. Менеджмент - это, на наш взгляд, в большей степени практическое руководство и методы управления. Поэтому мы говорим о науке управления и о практике менеджмента.
Управление качеством имеет свои исторические научные корни, идущие в конец 19-го века, в то время как практика менеджмента - относительно новое понятие, введенное американскими и японскими учеными при внедрении тотального (всеобщего) менеджмента в конце 50-х годов 20-го столетия.

Глава 2. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И МЕТОДЫ

ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1. Факторы, влияющие на качество продукции

Качество является важнейшим показателем продукции, так как находится в прямом отношении к ее цене. Качество зависит от совместного действия многих внутрипроизводственных и внепроизводственных факторов:

Повышение качества продукции осуществляется по двум основным направлениям:

-совершенствование качества выпускаемой продукции в рамках ранее освоенной техники без принципиального ее изменения;







- создание новых видов продукции, основанной на использовании принципиально новых конструктивных идей и рабочих процессов, на применении новых материалов.

Между этими направлениями существует тесная связь. Вначале создается новая техника, как результат научно-технического прогресса, которая сразу дает большой экономический эффект. Затем начинается период совершенствования этой техники. Постепенно накапливаются научно-технические разработки, позволяющие сделать шаг в техническом прогрессе, который реализуется в новую технику и технологию. Таким образом, имеет место сочетание революционного и эволюционного процесса в создании новой продукции (см. рис.2.1).

Рис. 2.1. Схема сохранения объёма продаж продукции
Влияние НТП на повышение эффективности производства продукции можно пояснить на схеме (рис. 2.2).

На повышение технического уровня производства влияют следующие факторы: внедрение прогрессивных технологий, применение прогрессивных материалов, внедрение нового оборудования, механизация и автоматизация производственных процессов. На повышение организационного уровня управления производством влияют факторы: совершенствование организации труда, внедрение новых прогрессивных нормативов и стандартов, совершенствование организации управления, внедрение автоматизированных систем управления. Все эти факторы НТП, в конечном счете, повышают качество продукции и экономические показатели предприятия.





Рис. 2.2. Влияние НТП на повышение эффективности производства 2.2. Показатели качества
Система показателей качества продукции необходима для отражения экономической сущности качества через технические характеристики и свойства. Показатель качества - это количественное выражение одного или нескольких характеристик или свойств объекта применительно к определенным условиям его создания и эксплуатации. Меры, направленные на повышение качества продукции, должны быть комплексными и охватывать мероприятия по улучшению качества сырья и исходных материалов, совершенствование технологии, послепродажного обслуживания и т.д. Методы количественной оценки показателей качества составляют содержание науки квалиметрии, которая занимается разработкой правил и приемов для сбора и обработки данных при определении количественных показателей. В квалиметрии широко используются методы математической статистики, чем и объясняется вероятностный характер многих показателей качества.








Наиболее широко в практике оценки уровня качества используются единичные показатели, имеющие отношение к одному из свойств (характеристик) качества продукции. Единичные показатели легко поддаются сравнению и контролю. Рассмотрим классификацию единичных показателей (см. рис.2.3).

Рис. 2.3. Классификация показателей качества
Как видно из рисунка, все единичные показатели подразделяются на экономические и технические, а последние, в свою очередь, делятся на эксплуатационные и производственно-технологические. К эксплуатационным показателям относятся:

  • показатели назначения;

  • показатели надежности;

  • эргономические показатели;

  • эстетические показатели;

  • экологические показатели;

  • патентно-правовые показатели;

  • прочие.

К производственно-технологическим показателям относятся следующие: трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, стандартизация и унификация, блочность.

К экономическим показателям относятся капиталовложения в производство, капиталовложения в эксплуатацию, себестоимость единицы продукции, отпускная или рыночная цена.

Рассмотрим отдельные показатели качества более подробно, так как нельзя говорить о качестве, не понимая содержательную сторону качества. Начнем с эксплуатационных показателей.

Показатели назначения характеризуют степень соответствия объекта целевому назначению, конструктивному исполнению, устойчивости к внешним воздействиям. К ним можно отнести, например, коэффициент полезного действия машины, производительность, потребляемую мощность, степень автоматизации и т.д.
Больший интерес представляют показатели надежности, к которым относятся безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость. Эти показатели входят в число важнейших показателей качества объекта, особенно если последний работает в динамическом режиме (например, транспортные средства, турбины и генераторы, двигатели и т.д.). Безотказность - свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные параметры в заданных пределах в течение требуемого времени (например, средняя наработка на отказ, гарантийная наработка и т.д.). Долговечность - свойство объекта, характеризующее срок службы с учетом физического и морального износа до первого капитального ремонта (например, ресурс, средний срок службы, срок службы до первого капремонта и т.д.). Ремонтопригодность заключается в приспособленности объекта к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей (например, среднее время восстановления, средняя трудоемкость ремонтов и т.д.). Сохраняемость - свойство объекта сохранять обусловленные показатели в течение и после срока хранения и транспортирования (например, срок сохраняемости).

Эргономические показатели характеризуют в целом систему «машина- человек», учитывают антропометрические, биомеханические, инженерно- психологические свойства человека, проявляющиеся при эксплуатации объекта или в производственном процессе.

Требования технической эстетики характеризуются композиционной целостностью формы, функциональной целесообразностью формы (например, обтекаемость), товарным видом объекта.

Патентно-правовые показатели характеризуют количество и весомость новых изобретений, патентов, реализованных в объекте. Патентная чистота объекта сегодня является важным фактором конкурентоспособности продукции на международных рынках.

Набор отдельных производственно-технологических показателей (это видно из их названия - трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость) напрямую определяет величину издержек производства в себестоимости продукции, а значит, и экономические показатели ее качества. Рассмотрим другие показатели этой группы, Блочность - характеризует сложность работы по монтажу оборудования, состоящего из сборок, и определяется отношением числа специализированных (приспособленных) сборок к общему числу частей. Показатели стандартизации и унификации имеют исключительное значение для сроков проектирования и отработки новых изделий. К их числу можно отнести коэффициенты применяемости, повторяемости, насыщенности, унификации. Для примера приведем формулу для определения коэффициента применяемости:






2.3. Методы определения величины показателей качества

Методы определения величины показателей качества зависят от конст-
рукторских, технологических и эксплуатационных особенностей продукции. В
машиностроении, например, применяются следующие методы:


  • инструментальные, с использованием различных измерительных и кон-
    трольных приборов;


  • расчетно-аналитические, путем расчета показателей и установления
    взаимосвязи между ними (например, определение производительности станоч-
    ного оборудования по величине подачи);


  • опытные, позволяющие путем испытаний установить, а в отдельных случаях
    и проверить, значение показателей, найденных другими методами (например,
    испытание автомобилей на полигоне, ускоренные испытания двигателей и т.д.);


  • лабораторные, служащие для определения показателей с помощью анализов
    и испытаний;


  • органолептические, заключающиеся в определении показателей с помощью
    органов чувств (например, контроль окраски, наличие царапин и т.д.);


  • социальные, позволяющие определить качество путем анкетного опроса
    потребителей;


  • балльные, позволяющие оценить отдельные показатели, не имеющие об-
    щепринятых размерностей, с помощью баллов;


  • экспертные, с использованием экспертов в анкетных опросах, с целью
    получения более точных значений величины показателя.


Обычно одновременно применяется несколько методов для определения
одного и того же показателя. Рассмотрим для примера экспертный метод оценки
показателя. Допустим, число экспертов
N, оценка каждого эксперта Pi.
Оценки должны быть независимы. Желательно для повышения точности оценки
проводить несколько серий опросов
m. Тогда в одной серии средняя оценка
показателя равна

Глава 3. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

КАТЕГОРИЯ
3.1.Затраты на повышение качества

Качество имеет различные аспекты, но в большей степени нас интересует экономический аспект. Учитывая роль потребителя в функционировании системы качества, необходимо учитывать затраты на обеспечение качества не только в сфере производства, но и в сфере потребления. Экономическая наука исследует не само потребление продукции, а его результат, не сами характеристики или свойства продукции, а в какой степени они удовлетворяют установленные и предполагаемые потребности физического или юридического лица.

Улучшение качества, как правило, связано с выделением дополнительного финансирования на реализацию соответствующих мероприятий. Очень сложно определить точно величину дополнительных затрат на повышение качества до начала проведения мероприятий. Даже если дополнительные затраты будут рассчитаны точно, нет полной уверенности, что именно расчетная величина качества приведет к необходимому увеличению продаж продукции, и затраты будут окуплены. Такие задачи не имеют точного решения, так как присутствует фактор неопределенности - поведение потребителей. Повышение качества маркетинга в какой-то степени снижает риск, но не исключает его. Само по себе качество продукции не является самоцелью. Нет смысла повышать качество, если продукция будет реализована и без этого. Чрезмерное повышение качества может не привести к такому количеству продаж, которое окупит затраты. Таким образом, качество должно быть оптимальным, то есть таким, которое при наименьших затратах позволит сохранить позиции нашей продукции на рынке продаж. На рис.3.1 приведена схема достижения оптимального качества, которое достигается, когда сумма всех затрат на улучшение качества продукции и издержек от брака продукции, из-за недостаточно высокого уровня качества, становится минимальной.

Эта экономическая задача (оптимизация затрат на качество) должна ставиться перед разработчиками продукции на самых первых этапах ее создания. То есть качество надо планировать так же, как и расходы. Нельзя повторить ошибки советского периода, когда, в целях адекватного военного противостояния, на создание высококлассной военной продукции бросали все ресурсы страны, не считаясь с затратами, которые в конечном счете подорвали советскую экономику. Нехватка средств на создание требуемой материальной базы для производства гражданской продукции, в том числе товаров народного потребления, не позволила повысить качество продукции и достойно конкурировать на международных рынках. Последствия этой политики привели, после




же относится к неизбежным затратам:

Какова в действительности доля затрат на качество? Существенна ли она? Там, где затраты на качество должным образом учтены, они могут составлять от 2 до 20% от объема продаж. Эти цифры отражают затраты широкого круга предприятий и фирм на Западе. Типичное разделение затрат на качество по ви-дам выглядит следующим образом (от общих затрат на качество):

Приведенные цифры свидетельствуют о том, что даже на успевающих западных фирмах недооценивают значение предупредительных мероприятий по повышению качества (это совершенно не относится к Японии). На отечественных предприятиях общие суммы затрат на качество в объеме продаж выше 20% при тех же относительных значениях по видам затрат. Вопросы, связанные с обучением работников и созданием соответствующего корпоративного климата на российских предприятиях, необходимо, на наш взгляд, выносить на государственный уровень внимания. Сегодня повышение профессиональной квалификации работников предприятий, - пока самый дешевый путь повышения конкурентоспособности отечественной продукции.

3.2. Методы оценки уровня качества продукции

Для того чтобы говорить о повышении качества, сначала надо определить уровень существующего, достигнутого качества продукции. Уровень качества — это не абсолютное значение качества продукции, а относительная величина, показывающая, насколько выше или ниже фактическое качество продукции относительно качества аналога. При этом сравнение идет не самих значений качества, а величин показателей, характеризующих это качество. Аналогом (лучше сказать - базовыми показателями аналога) могут выступать проектные показали того же изделия, приведенные в техническом задании на проектирование, или фактические показатели того же изделия на какой-то момент производства, или показатели другого изделия аналогичного назначения. В




Первый ответ- наиболее простой для решения поставленной задачи, но не оптимальный. К реально существующим изделиям - аналогам надо предъявлять требования технического совершенства. Такие аналоги должны находиться на высоком уровне качества, так как ориентированная на этот уровень качества продукция выйдет на рынок намного позже. Прогресс в любой отрасли техники возможен только при превышении показателей последующих моделей над предыдущими. Иногда в качестве аналога выбирается последняя, выпущенная в продажу модель того же предприятия. Это целесообразно, если на рынке нет достойных конкурентов этой модели. Оптимальным ответом на заданный выше вопрос является выбор в качестве аналога изделий, находящихся в стадии разработки или освоения. При наличии на каждом предприятии коммерческой тайны, связанной чаще всего с новыми разработками, получить величины базовых показателей чужого аналога представляется труднодостижимой задачей, но возможной. Рекомендовать промышленный шпионаж нельзя, но провести информационный анализ возможных публикаций в открытой печати, материалов научных и практических конференций и семинаров, выступлений на радио и телевидении, связанных с разрабатываемой моделью, не только можно, но и нужно. При отсутствии действующих и разрабатываемых аналогов в качестве базовых показателей последнего могут выступить требования стандартов и прогрессивные нормативы.

Для оценки уровня качества продукции применяются, как правило, два метода: дифференцированный и комплексный.

Дифференцированный метод заключается в сопоставлении единичных показателей качества данного изделия с соответствующими единичными показателями аналога. Пусть единичными показателями изделия являются Plli (i = 1, 2, 3,... n) и аналогаPai (i - 1,2,3, ...n), где п-число показателей. Сопоставление может иметь следующий вид: Рн / Ра, Ра/ Рн, Ри - Ра, Ра - Ри и др. Наиболее час-то применяются первые два отношения.

Допустим, qi = Ри / Ра. Обычно выбирают то соотношение, при котором происходит улучшение качества изделия. Так, например, если рассчитывается соотношение по показателю «производительность», то в числителе стоит производительность изделия, а если по показателям «вес» или «масса», то в числителе стоит вес аналога.

При анализе результатов имеет место три варианта соотношений: по всем показателям qi > 1; по всем показателям qi < 1; по одним показателям qi меньше единицы, а по другим - qi больше единицы. Первый вариант бесспорен - наше изделие лучше аналога. Бесспорен и второй вариант - изделие хуже аналога, и запускать его в производство рискованно. Наиболее часто при создании нового изделия сталкиваются с третьим вариантом. Если анализируемые показатели можно разделить на важные и не важные, или на основные и вспомогательные, то наше изделие можно оценить по качеству лучше аналога, если большинство основных (или важных) показателей изделия выше, чем у аналога. Во всех других случаях решение может быть только отрицательным. Вес или приоритет того










Интегральный показатель применяется чаще всего для оценки сложных
экономических показателей, например, эффективности изделия (в зарубежных
литературных источниках понятие «эффективность» часто подменяют понятием
«производительность»). Обычно под эффективностью изделия понимают
отношение суммарного полезного эффекта W от работы изделия к сумме затрат
на его создание и эксплуатацию Ко + S :
или иного показателя целесообразно устанавливать по отзывам потребителей продукции или экспертов.

Комплексный метод заключается в определении уровня качества продукции по комплексным показателям, то есть по совокупности показателей, и применяется для оценки динамики качества изделия за различные промежутки времени, а также при аттестации продукции. Комплексные показатели подразделяются на обобщенные, интегральные и индексные.

Обобщенный показатель качества Qo6 применяется, когда надо выразить сложное свойство качества продукции. Например, надежность изделия является обобщенным показателем нескольких более простых показателей: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и др.
. Чаще всего интегральные показатели используются для оценки эффективности машин, станков, сложных механизмов и аппаратов, совершающих определенную работу.

В последнее время в литературе под эффективностью (или производительностью) продукции понимают безразмерное отношение стоимости реализован
ной продукции, изготовленной за определенный промежуток времени (в денежном выражении), к затратам на изготовление этой продукции (включая послепродажное обслуживание). Это понятие эффективности, имеет универсальное применение, так как не зависит от необходимости совершения изделием работы (например, мебель, телевизоры, ковры, продукты питания и т.д.).

Глава 4. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КАЧЕСТВО

4.1. Понятие конкурентоспособного качества

Конкурентоспособность - свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными товарами, представленными на данном рынке. Товаром может быть не только продукция, но и техническая документация, технология, информация, рабочая сила и т.д. Качество является одним из важнейших свойств продукции, поэтому оно так же участвует в конкуренции представленных на рынке товаров. Как мы раньше отмечали, качество, как философская категория товара, ориентировано на потребителя субъективно, что, в отличие от цены товара, значительно расширяет круг возможных потребителей, включающих в оценку товара свои ощущения. Покупатель является арбитром товара. Поэтому конкурентоспособность товара есть понятие вероятностное, и, при одинаковых ценах на товары аналогичного назначения, конкуренция между ними идет практически только по уровню качества. Но не объективного, фактического качества, а того качества, которое сложилось у покупателя в результате всех своих ощущений, в том числе под действием рекламы, моды, мнения знакомых, личности продавца и т.д. Всегда можно надеяться, что любой товар кто-то когда-то купит. Но когда речь идет о массовой продаже товаров, в силу вступают законы математической статистики, а они значительно усредняют ощущения покупателей, приближая в пределе величину субъективного качества к фактическому. Можно спросить, а зачем тогда реклама. Если она честная, то только подтверждает фактическое качество продукции. А если не соответствует действительности, то воспользуемся высказыванием Ф.Д. Рузвельта: «Можно всю жизнь обманывать одного человека, какое-то время всех, но нельзя всех обманывать всю жизнь».

Российские товары на международных рынках сегодня, к сожалению, не выдерживают конкуренции с товарами многих стран. Опыт Японии, Китая, в свое время имевших худшие, чем у нас сегодня, экономические позиции и сделавших серьезный прорыв в качестве своей продукции, позволивший им значительно увеличить экспорт товаров, должен придать отечественным предприятиям оптимизм в их героических попытках, практически при отсутствии как отечественных, так и иностранных инвестиций, поднять уровень качества своей продукции. Можно с большой долей уверенности сказать, что у нашей промышленности есть шанс прорваться на международный рынок только при условии выпуска наукоемкой дорогостоящей, а значит качественной, продукции. Иначе нам не вырваться из числа стран с развивающейся экономикой. В России
есть для этого рывка условия: научные и инженерные кадры, сырьевые ресурсы, пока еще одна из лучших в мире систем образования.

4.2. Определение конкурентоспособности продукции

Чтобы управлять уровнем конкурентоспособности продукции, необходимо научиться его определять. Оценка конкурентоспособности выносимой на рынок продукции производится на основе сопоставления этой продукции с продукцией аналогичного назначения других фирм. Понятие уровень конкурентоспособности связывается с отношением показателей эффективности оцениваемой продукции и продукции конкурента:

K1
= Э / Эо,

где Эi - показатель эффективности предлагаемого i-ro товара;

  1. - показатель эффективности лучшего (на взгляд потребителя) на рынке товара аналогичного назначения.

Более сложным является вопрос, что принять за показатель эффективности товара. В известной литературе, как правило, под эффективностью товара понимают соотношение полезного эффекта продукции за время ее эксплуатации и затрат на ее создание, что можно выразить зависимостью

Э = Пс / 3i,

где Пс - полезный эффект за нормативный срок службы товара;

  1. - совокупность затрат за жизненный цикл товара.

На наш взгляд, такое понятие эффективности больше относится к отдельному реализованному образцу продукции, но не ко всей изготовленной продукции, так как необходимо еще ее продать, что представляется событием не однозначным. В зарубежной литературе применяется интегральное понятие эффективности, называемое иногда производительностью, под которым понимается эффективность не отдельных экземпляров продукции, а эффективность системы качества предприятия - изготовителя данной продукции. В условиях рынка, когда вероятность реализации продукции во многом определяется качеством всей массы продукции, когда отзывы (хорошие или плохие) покупателей о качестве купленных образцов распространяются на еще непроданную продукцию, несомненно, более правильно говорить не о конкурентоспособности товара, а о конкурентоспособности системы качества предприятия.

При этом под эффективностью системы качества понимается отношение стоимости изготовленной за определенный срок продукции Q2i , реализованной по рыночной цене Ст, к общим затратам на изготовление этой продукции За то есть
В общее количество изготовленных изделий входят проданные изделия, забракованные полностью или частично, изделия, разрушенные для подтверждения надежности, непроданные изделия, а также изделия, по другим причинам не пошедшие на продажу, но затраты на которые вошли в общие издержки предприятия.

Возможно, предприятие реализует не только готовую продукцию, но и запчасти к ней, тогда несложно пересчитать стоимость сопутствующих данному изделию комплектующих в целое число изделий, то есть получить приведенное количество как изготовленной, так и проданной продукции

Легко показать, что отношение N0 / N2 характеризует уровень качества продукции за учитываемый срок. Назовем это отношение коэффициентом качества Кк:

Kk=No/ N2


При этом Кк показывает фактическое качество продукции, которое зависит не только от качества производства (выбраковки негодных изделий), но и от качества проектной документации (насколько конструкция изделия совершенна) и от качества маркетинга (насколько этот рынок выгоден для этой продукции).

Соотношение Ст / Сс преобразуем в Сс + ДСП / Сс, где С = Сс + ДСП, а ДСП - добавка к себестоимости за счет потребительского спроса рынка. Очевидно, что Ст является не просто ценой изделия, а отбалансированной на рынке потребительской стоимостью товара. Тогда

Ст / Сс = 1 +ДСп / Сс = 1+а , где а - рентабельность продукции.

Перепишем уравнение (4.4; в виде 3j = Kk j (l +а).

Следует отметить, что дополнительные факторы, повышающие в глазах потребителя цену продукции, например, имидж фирмы - изготовителя, мода, новизна, реклама, определяют не повышение качества, а увеличение рентабельности продукции, хотя психологически потребитель приписывает их к качеству товара. При этом, очевидно, что если реклама продукции перестала давать эффект, то от этого фактическое качество товара не изменилось.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия на рынке выражается через качество и цену. Внутри предприятия конкурентоспособность выражается через качество и себестоимость продукции. На предприятии в зависимости от соотношения качества и цены, с одной стороны, и качества и себестоимости, с другой стороны, должна выбираться стратегия маркетинга. Наиболее простой путь расширения рынка - снижение цены, однако эта стратегия может принести эффект только при достаточно гибком спросе, чувствительном к изменению цены. Поэтому использовать эту стратегию можно только после анализа рынка, предварительно убедившись в отсутствии решительных конкурентов.

Если предприятие выходит на рынок с целью потеснить конкурентов, то уровень конкурентоспособности К i должен быть > 1

Это легко сделать, когда и Кк1 , и ai больше аналогичных показателей лучшего на рынке товара. Вместе с этим можно выиграть борьбу и при Кк1 /К^ < 1 или Oi / ао < 1 .

При качестве продукции ниже, чем у конкурентов (К^Кк^ выигрыш достигается за счет более низких издержек производства, то есть за счет снижения себестоимости продукции и увеличения рентабельности a t > а 0. И, наоборот, при ai < Oo , то есть при высокой себестоимости продукции, необходимо иметь «запас» в качестве.

В такой ситуации можно попытаться использовать стратегию «престижного уровня цен», основанную на психологическом расчёте чувства потребителя, что более низкие цены свидетельствуют о низком качестве товара, а высокие - о высоком.

От того, насколько, с точки зрения покупателей, отличается товар данного предприятия от аналогичных товаров конкурентов, зависит степень свободы действия предприятия при установлении цены. В условиях рынка независимость предприятия в области политики цен зависит только от степени дифференциации товара в глазах потребителя.

Чтобы сохранить место на рынке, нужно, как минимум, обеспечить уровень конкурентности К1 = 1 , то есть

ю(1+аО = (KKo(1+ao)>1= Э>.

В этом случае имеет место жесткая зависимость качества продукции от себестоимости ее изготовления

KkI= Э o/(1+аО. (4.6)

Из уравнения (4.6) при фактическом качестве продукции Ккф получим значение требуемой ее себестоимости Сстреб :

Сстреб < Ст • Ккф / Э о

. Выразим это соотношение на графике 4.1.








Граничная линия ликвидности продукции на графике является границей оптимальных соотношений качества и рентабельности продукции, сохраняющей место на товарном рынке.

Рис. 4.1. Условия сохранения ликвидности продукции на рынке

В результате маркетинговых исследований можно рассчитать величину эффективности Э0 лучшего на рынке аналогичного товара и дать прогноз по необходимому качеству разрабатываемой продукции и её цены. Решить уравнение (4.6) - значит представлять слабые и сильные стороны конкурента и своего предприятия.

В данной ситуации при оценке уровня конкурентоспособности трудность вызывает расчет цены новой продукции, когда нет данных об аналоге, и решение по уровню цены принимается в условиях минимальной информации о спросе, издержках на эксплуатацию и максимальной неопределённости успеха. Мировой опыт показывает, что большинство новых товаров не оправдывает надежд производителя. При выходе на рынок с новой продукцией можно применять стратегию ударной цены при условии соблюдения следующих факторов:

  • неэластичный спрос;

  • безопасность высокой цены (так как снизить проще, чем поднять цену);

  • быстрое возмещение издержек по освоению новой продукции.

Если задача состоит в быстром проникновении на рынок и, особенно, если товар мало отличается от аналога конкурентов, можно использовать политику цен прорыва. При этом необходимо соблюдать уже другие факторы:

  • высокая эластичность;

  • экономия в издержках производства за счет крупных масштабов выпуска продукции;

  • сильная угроза со стороны конкурентов.

Однако товар является новым лишь на то время, которое ему позволили конкуренты. Лучше, когда товар достигнет своей «зрелости» на рынке раньше, чем наступит моральный износ. В том и другом случае падает спрос. В то же время производитель еще стремится сохранить существующий уровень цен за счет моральных и материальных стимулов. Предоставляет лучшие условия кредитования, дополнительные услуги, снижение цены (но не ниже цены существующего на рынке товара конкурента). Этого может оказаться недостаточно и наступит момент, когда требуемая величина цены, обеспечивающая сохранение ликвидности продукции, приближается к себестоимости продукции. Это тревожный признак того, что выпускаемое изделие не соответствует современным техническим требованиям, или, в лучшем случае, на предприятии не смогли своевременно сократить издержки производства на изготовление этого изделия. Очевидно, что при а = О (нулевая рентабельность) изготовитель, с целью удержаться на рынке, вынужден продавать товар по себестоимости, а если установленная цена на рынке ниже себестоимости, то и в ущерб себе.

Возможно, издержки на повышение качества оказались настолько велики, что выигрыш в качестве оказался меньше проигрыша в издержках. В этом случае перед руководством предприятия встанет дилемма: продавать продукцию ниже себестоимости или ждать лучших времен. Если спрос на продукцию сезонный, а период расчета - годовой, то ждать, скорее всего, не имеет смысла. В этом случае может выручить наличие аналогичного опыта. Нужно все взвесить. Ждать опасно,
искать новый рынок сбыта - поздно. На Западе такие ситуации не редки и заканчиваются распродажей товара (естественно, по сниженным ценам). Как правило, вероятные потери от распродажи закладываются в цену продукции, когда она выходит на рынок как надбавка на новизну или моду. Для любого товара такая ситуация (уменьшение спроса) имеет место, и надо своевременно ее просчитывать,принимать соответствующие меры.

Можно порекомендовать руководителям предприятий и фирм, желающим преуспеть в конкурентной борьбе, несколько правил:

  • создать гибкие экономические структуры;

  • вкладывать капитал в традиционные отрасли промышленности;

  • развивать наступательную стратегию на рынках сбыта товара;

  • делать акцент на качество и быстроту в осуществлении реформ;

  • поддерживать социальное согласие на предприятии путем сокращения разницы в заработной плате, укрепляя среднюю прослойку (в заработке) работников;

  • делать инвестиции в улучшение условий труда и повышение квалификации работающих.

Глава 5. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Очевидно, что без стандартизации на уровне предприятия, страны и всего мира невозможно выпускать продукцию, которая могла бы быть потреблена в любой точке земного шара. Это заложено и в целях стандартизации, указанных в Законе РФ «О стандартизацию"( 1993 г.): «...разработка рекомендаций по потребительским показателям продукции (работ, услуг), направленных на повышение ее качества и экономию ресурсов». Следует отметить, что если в соответствии с законом соблюдение требований по безопасности, совместимости и взаимозаменяемости всегда являются обязательным для субъектов хозяйственной деятельности, то соблюдение требований к продукции становятся обязательными, если на это указано в технической документации изготовителя или в договоре с заказчиком. Очень важный аспект закона о стандартизации, на который потребители продукции не всегда обращают внимание.

Стандартизация - один из самых мощных факторов развития научно- технического прогресса, его ускорения. Стандарты должны опережать уровень действующего производства. Применение стандартов не только улучшает качество готовой продукции, но и снижает затраты на ее изготовление. Это связано с тем, что стандартизованные детали, узлы, агрегаты не требуют дополнительных расходов и времени на подтверждение их надежности.

Какие же основные функции стандартов? Стандарты регламентируют размеры и другие параметры продукции, материалов, комплектующих, устанавливают требования к проведению контрольных операций, к технической подготовке производства, к технологической и конструкторской документации, к организационным формам производства.

Стандарты в машиностроении, например, можно разделить на две функциональные группы: 1) содержащие требования к качеству продукции, 2) предназначенные для сокращения и избыточности многообразия материалов и организационных факторов производственного процесса. Обе группы стандартов
существенно влияют на качество продукции: первый - непосредственно, второй - косвенно. Действующие стандарты, как государственные, так и предприятия, стимулируют повышение качества до уровня, полностью отвечающего потребностям населения и производителей продукции, обеспечивая во многом конкурентоспособность продукции. В настоящее время российский рынок глубоко интегрирован в международный. Развитие международной торговли и международного сотрудничества во всех областях человеческой деятельности объективно привело к необходимости согласования национальных стандартов, разработке и широкому применению международных стандартов. Если российские предприятия собираются конкурировать по качеству и техническому совершенству продукции с иностранными фирмами, то изготавливаемые ими изделия должны отвечать стандартам ИСО, как бы трудоемки для исполнения они ни были.

В современных условиях непрерывного возрастания сложности конструкций продукции и технологического оборудования для их изготовления чрезвычайно важно развитие специализации, кооперации и унификации производства. Прежде всего это касается выбора предприятий, поставляющих комплектующие детали па агрегатную и общую сборку. Повышение уровня качества готовой продукции должно достигаться одновременно на всех предприятия, занятых в производстве деталей, узлов и агрегатов этой продукции. Более того, базовое предприятие, располагающее, как правило, большими финансовыми ресурсами, должно своевременно обеспечивать субподрядные предприятия кредитами и технической помощью.

Опыт крупнейших зарубежных фирм показывает, что кооперация производства во второй половине 20-го века достигла небывалых размеров. Многие американские, японские и европейские фирмы производят на своих предприятиях или наукоемкую продукцию, или осуществляют только общую сборку изделий, реализация которых приносит максимальную выгоду по сравнению с продажей комплектующих. Большинство заводов этих фирм, изготавливающих комплектующие детали, расположены в развивающихся странах с целью снижения затрат на оплату труда. На рис. 5.1 показано, что темпы роста затрат на изготовление более качественной продукции тем ниже, чем выше уровень кооперации. Очевидно, что только при высоком уровне кооперации производства можно решить задачу изготовления высококачественной продукции при приемлемых ценах.









AB С
качество
Рис. 5.1. Влияние кооперации на темпы роста затрат при повышении качества продукции: 1 - без кооперации; 2 - кооперация на 50%; 3 - полная кооперация, кроме общей сборки
Специализация отдельных предприятий на массовом выпуске продукции широкого спроса (метизы, сортамент, детали типа тел вращения и т.д.) позволяет значительно сократить себестоимость производства за счет внедрения автоматических линий, агрегатных станков, роторных линий, гибких производственных модулей. Такие предприятия могут диктовать цены на рынке аналогичной продукции, учитывая высокие качество и рентабельность изделий собственного производства (см. рис. 5.2). На рисунке видно, чем выше уровень специализации, тем выше капитальные затраты Ki на подготовку производства, но








одновременно ниже темпы роста затрат на изготовление более качественной продукции.

AB С качество
Рис. 5.2. Влияние уровня специализации на темпы роста затрат при повышении качества продукции: 1 - при низком уровне специализации; 2 - при среднем уровне; 3- при высоком уровне; Ki- капитальные затраты; А, В, С - уровни спроса
Значительное развитие в машиностроении получили работы по унификации машин и оборудования. Унификация - это приведение различных видов продукции и средств ее производства к рациональному минимуму типоразмеров, марок, форм и т.д. Широкое использование принципов унификации позволяет значительно уменьшить объем конструкторских работ и период проектирования, сократить сроки создания нового оборудования, снизить стоимость освоения новых изделий, повысить уровень механизации и автоматизации производства. При унификации повышается качество выпускаемой продукции, ее надежность и долговечность. При создании новых изделий надо выдерживать экономические пропорции между количеством принципиально новых и унифицированных узлов изделий. С одной стороны, применение новых узлов повышает новизну, период морального износа, а значит,и привлекательность изделия, что увеличивает его цену, с другой стороны, применение унифицированных узлов сокращает затраты на разработку и сроки освоения изделия, что снижает себестоимость его изготовления. На рис. 5.3 показано, что при достижении оптимального уровня унификации производства затраты на дальнейшее повышение качества продукции будут меньше при увеличении доли новизны в конструкции изделия.

В советские времена уровень унификации многих машин и оборудования был чрезвычайно высок. Так, например, в конце 80-х годов уровень унификации автомобилей составлял 80-95%, тракторов - 50%, приборов - 75%, станков











- 60-80%. Такой уровень позволял значительно снизить расходы на разработку и освоение новой техники.

уровень новизны
Рис, 5.3. Схема определения оптимального значения
уровня унификации производства

Вместе с этим государственное регулирование поставок новой техники
предприятиям исключало конкуренцию изготовителей и привело, в конечном
счете, к замедлению научно-технического прогресса и невозможности создания
новой качественной гражданской продукции на уровне мировых образцов. Эта
политика сыграла злую шутку с нашими машиностроителями в начале 90-х годов,
не способными оказать конкуренцию зарубежной технике при вхождении
российской экономики в мировой рынок. Эта ситуация во многом способствовала
глубокому кризису российской промышленности, в которой машиностроение
составляло более 50% по объемам производства.

Для повышения качества продукции важным так же является повышение
точности измерений, как фактора подтверждения достигаемых параметров
продукции. Экономическое значение измерительной техники характеризуется
тем, что на измерения приходится до 10% затрат в производстве продукции.
Проблемы обеспечения высокого качества продукции находятся в прямой зави-
симости от уровня метрологического обеспечения производства. Это в значи-
тельной степени проблемы умения правильно измерять как параметры качества
материалов и комплектующих изделий, так и параметры технологических процессов.

Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» был принят в 1993 году. Его принятие было обусловлено необходимостью пересмотра правовых, организационных и экономических основ метрологической деятельности в соответствии с условиями перехода к рыночной экономике. Основная цель Закона - защита прав и законных интересов граждан и экономики России от отрицатель-ных последствий недостоверных результатов измерений. В значительной сте-пени это касается обеспечения достоверности показателей качества продукции.
  1   2   3   4   5   6   7   8


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации