Акименко В.М. Новые логопедические технологии : учебно-метод. пособие - файл n1.doc

приобрести
Акименко В.М. Новые логопедические технологии : учебно-метод. пособие
скачать (1446.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1447kb.05.06.2012 06:20скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



В. М. Акименко

Новые

логопедические технологии

Ростов-на-Дону

Феникс

2008

УДК 376..% Ы.К 74.37 НТК 474

Л3()

Акименко В.М.

А39 Новые логопедические технологии : учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце отдаю детям).

15ВЫ 978-5-222-13922-6

Настоящее пособие составлено по материалам практической работы учителей-логопедов школьных и дошкольных образова­тельных учреждений и содержит рекомендации по проведению логопедического массажа языка, ушной раковины (Аурикуло-терапия); кистей рук, стоп (Су-Джок терапия); массажа при ри-нолалии и японскую методику пальцевого массажа. В пособии представлена также авторская методика применения моделей артикуляции звуков в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений у детей.

Пособие предназначено для студентов колледжей, изучаю­щих по учебному плану логопедию, студентов дефектологичес­ких факультетов педагогических вузов, начинающим логопедам и всем, воспитывающим детей с нарушениями речи.

13ВК 978-5-222-13922-6

УДК 376.36 ЬЬК 74.37

О Акименко В.М., 2008

© Оформление: ООО «Феникс», 2008

Введение

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучение в школе. На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспита­нием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. На наш взгляд, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вто­рых, опосредованный, к которому мы отнесли нетрадици­онные логопедические технологии. Это: логопедический массаж, массаж языка, аурикулотерапию, японскую ме­тодику пальцевого массажа, Су-Джок терапию, модели артикуляции звуков и другие нетрадиционные методы в коррекционной педагогике.

Массаж артикуляционного аппарата давно занял проч­ную позицию в коррекционной работе учителей-лого­педов, поэтому рекомендации, относящиеся к массажу, скорес всего, могут служить просто памяткой. Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи также предлагается давно. Влияние мануальных руч­ных действий на развитие мозга человека было известно еще но II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверж­дали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармо­ничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. По мнению известного философа Канта: «Рука — это выдвинувшийся вперед че-ловеческий мозг». В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики рук способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, а также работоспособности, усидчивости и т.д. В свою очередь мы

Новые логопедические технологии





предлагаем некоторые достаточно нераспространенные методы воздействия, способствующие развитию моторики рук: массаж ладонных поверхностей каменными, метал­лическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», массаж грецкими орехами, массаж шестигран­ными карандашами, чётками и т.д.

Далее, для развития речевой сферы ребенка мы пред­лагаем использовать Су-Джок терапию. В исследованиях южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, раз­работавшего Су-Джок терапию, обосновывается взаимо­влияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные сис­темы созданы не человеком — он только открыл их, а са­мой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред — оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия, можно развивать и речевую сферу ребенка.

В пособии представлена авторская методика примене­ния моделей артикуляции звуков в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Использование моделей артикуляции звуков позволяет улучшить качест­во обучения и воспитания детей, обеспечивает наглядную основу изучаемого, что способствует развитию фонемати­ческого слуха, мыслительных операций и более прочному запоминанию материала.

Систематическое применение предлагаемых методик оказывает стимулирующее влияние на развитие речи де­тей. Нетрадиционные методы коррекции желательно про­водить регулярно, уделяя им по 5-10 минут ежедневно.

1. Логопедический массаж

В последнее время в практической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, логопедический массаж получил широкое применение. Однако отношение к лого­педическому массажу неоднозначно: одни недооценивают его эффективность, другие переоценивают. Конечно, лого­педическое воздействие нужно осуществлять комплексно. А и том случае, когда ребенку поставлен диагноз «дизарт­рия», он, бесспорно, необходим.

Н основе механизма действия массажа на организм ле­жит сложный процесс, обусловленный нервно-рефлектор­ным, гуморальным и механическим воздействием.

Сущность нервно-рефлекторного механизма заключа­ется п том, что при массаже воздействию подвергаются в первую очередь многочисленные и разнообразные нерв­ные окончания, заложенные в коже, сухожилиях, связках, мышцах, сосудах и т.д. Поток импульсов, возникающий при раздражении всех рецепторов, достигает коры голо-вного мозга, где все центростремительные сигналы синтезируются, вызывая общую сложную реакцию, которая проявляется в виде различных функциональных сдвигов в органах и системах.

Гуморальный фактор связан с влиянием массажа на ак-тивизацию высокоактивных веществ (гистамин, ацетилхолин и др.), а также с образованием веществ, оказывающих раздражающее действие на нервную систему, что может лапать начало новым рефлексам.

Механическое воздействие при массаже оказывает вли-яние па передвижение всех жидких сред организма (кро­пи, нимфы, и т. д.). Механический фактор способствует усилению обменных процессов, устранению застойных

Явлений используемые

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации