Реферат - Готический стиль в архитектуре Средневековья - файл n1.docx

Реферат - Готический стиль в архитектуре Средневековья
скачать (3051.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx3052kb.07.07.2012 02:13скачать

n1.docx



Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей и сообщений

Кафедра истории, философии и культурологи

Реферат на тему:

Готический стиль в архитектуре Средневековья

Выполнила: студентка группы 59к

Перевозчикова А.В

Проверил: Исачкин С.П

Омск 2009 г.

План:
1.Введение

2.Особенности готической архитектуры

3.Самые известные памятники готической архитектуры:

-Собор Парижской Богоматери

-Страсбургский собор

- Кёльнский собор

-Миланский собор

4.Заключение

5.Приложение

Введение

Слова «готика», «готический» произошли от названия воинственного варварского племени готов, нанёсших смертельный удар великой Римской империи. Впервые средневековое искусство стали называть готикой в эпоху Возрождения потому, что людям тогда это искусство казалось грубым и варварским. На самом же деле готика – это прекрасные произведения искусства, отличающееся своеобразием, изяществом, мистическим и религиозным характером, богатым и сложным символическим рядом.

В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Тогда, в средние века власть церкви была настолько велика, что даже короли вынуждены были подчиняться ей. Религия требовала от человека отрешения от всего земного, он должен был думать только о боге. И люди стали возводить храмы невиданной раньше архитектуры. Именно в это время зародилась такое направление в искусстве как готика.

Оно отличалось своей возвышенностью. Готическим соборам было присуще стремление ввысь и характерен богатый наружный и внутренний декорум. Высокие своды соборов, цветные витражи, сквозь которые лились лучи света, торжественные звуки органа – всё это поражало воображение людей того времени, внушало им мысль о святости божественной власти, обращало к религии. В нишах наружных стен, у входа и внутри соборов, стояло множество статуй, но они не были похожи на статуи античного мира.

Искусство античных мастеров, светлое и радостное, воспевало физическую красоту человека. Иное дело средневековое искусство. Христианская религия учила, что сам человек и его тело греховны. Чтобы искупить этот грех, человек должен думать о спасении своей души и умерщвлять свою плоть. Земная жизнь дана ему только для того, чтобы готовиться к загробной.

В наше время сохранились готические соборы. Собор Парижской Богоматери, Страсбургский собор, Реймский собор восхищают своим величием и красотой и по праву считаются подлинными жемчужинами готической архитектуры.


Особенности готической архитектуры

«Архитектура — онемевшая музыка»

Иоганн Вольфганг фон Гете

Всё готическое искусство берет своё начало из готической архитектуры. С конца XII века в городах, освободившихся от власти сеньоров, сооружались торговые помещения, ратуши, соборы. Главным украшением города был собор, который сооружали десятки, а иногда даже сотни лет.

Готический стиль развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры . В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Готические соборы кажутся лёгкими и прозрачными от множества огромных окон. Они словно сотканы из каменных кружев. Крутые скаты крыш, стрельчатые арки, высокие башни, увенчанные тонкими шпилями, - все создаёт впечатление стремительного порыва ввысь. Высота башен самых больших готических соборов достигает 150 метров. Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому.

В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний.

Церковь монастыря Сен-Дени́, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.

С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.

Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

Каркасная система готической архитектуры — совокупность конструктивных строительных приемов, появившаяся в готике, которая позволила изменить распределение нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия. Благодаря данному изобретению архитекторы средневековья смогли значительно увеличить площадь и высоту возводимых сооружений.

Основными элементами конструкции являются контрфорсы, аркбутаны и нервюры.

Система аркбутанов и контрфорсов
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/51/gotic3d2.jpg/250px-gotic3d2.jpg





Готический храм. Схема

В романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания и создавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что этим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.

Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.

Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь.

Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль. Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора.

Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов. Первый, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру.

Возможный пролет свода определял ширину центрального нефа и, соответственно, вместимость собора, что было важным для того времени, когда собор являлся одним из главных центров городской жизни, наряду с ратушами.

Все изобразительное убранство готических соборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, все это мыслилось как своеобразная энциклопедия средневековых знаний - конечно подчиненных богословию. Причем в каждом соборе прослеживалась своя тема. К примеру, Парижский Собор посвящался, богоматери и всему, что с ним связано; Амьенский выражал идею мессианизма: на его фасаде фигуры пророков. Но замыслы этих изобразительных богословских энциклопедий, были, в общем, столь расплывчаты и аллегории настолько условны, что под их сенью находили себе место самые разнообразные сюжеты и мотивы, в том числе и очень далекие от церковной концепции мироздания. Под руками средневековых камнетесов мертвый камень оживает и расцветает тысячами соцветий. Трудно найти в истории более органические формы синтеза искусства, возникающие на этой основе.

В большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над живописью, если не считать витражи: это опять - таки определялось характером архитектуры, сделав стены ажурными и потому неподходящими для фресок. Готическая живопись развивалась не в форме стенной росписи, а главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей. Живопись алтарей больше развивалась в тех странах, где готическая архитектура, по тем или иным причинам сохраняла относительную массивность и гладь стен. Замечательной алтарной живописью обладала, к примеру, средневековая Чехия. В большинстве европейских стран, лежащих к северу от Италии, готический стиль господствовал долго. XV век в северных странах, можно считать или позднеготическим, или проторенессансным. Большой разницы нет, т.к. Возрождение, при всем своем безусловном новаторстве, было закономерной стадией средневековой культуры, в которую та перерастала органически.

Самые известные памятники готической архитектуры
Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) (фр. Notre Dame de Paris) - духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

Посвящен этот собор Деве Марии. Собственно, все лучшие готические соборы Франции посвящены Деве Марии. … Реймс, Шартр, Амьен, Лан, Париж… Но, как не прекрасны, как не величественны соборы этих городов, главной звездой остается храм Парижа. Главный собор Франции, главный собор готики.

Каменное тело собора склонилось над городом. Из изысканных каменных кружевом окутывающих его, то тут, то там высовываются наружу сколь уродливые, столь и причудливые фигуры и лица гаргуйлей и химер, насмешливо смотрящих на бесконечный поток паломников и туристов, стекающихся на соборную площадь. И окна сияют драгоценным стеклом витражей. Собор загадок, тайн и легенд.

В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.

Строительство собора началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.

Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей (создатель Св. Капеллы. Умер в 1267 году), работавший с 1250 по 1267 год.

В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты — первый парламент Франции.Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе. А через полтора века состоялась свадьба Генриха IV , который был королем Наварры, и сестры французского короля Маргирите (Марго) Валуа.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах». В 1792 году храм Богоматери стал храмом разума с танцовщицей Фанни Обри в роли то ли воплощения революционного божества, то ли главной жрицы В июле 1793 года Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви». Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году . К коронации Наполеона утративший часть былого великолепия храм приобрел, был несколько преобразован: на готическом портале возник портик с колоннами в античном духе.

Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814—1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй[2] и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств ее не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

Менялись стили, менялась мода, но неизменным оставалось почтение горожан к величественным каменным стенам. Но огонь Французской революции не пощадил их. Цветными слезами осколков разлетелись витражи. Каменные статуи фасадов пощадило, время, но не пощадили руки потомков тех, кто некогда с тщанием и благоговением выточил из камня прекрасные в своем спокойствии лики ангелов и пророков и удивительные физиономии инфернальных существ. Собор уцелел в революцию, но не благодаря великодушию республиканцев, а в силу технических затруднений новых властителей Парижа.Идут годы, меняется жизнь, меняется собор, но притяжение его никуда не исчезает. И, если вы во Франции, то любая дорога ведет к Нотр-Дам.

Страсбургский собор

Страсбургский собор (нем. StraЯburger Mьnster / Liebfrauenmьnster, фр. Cathйdrale Notre-Dame) — кафедральный собор во французском городе Страсбурге, бывший на протяжении более 200 лет самым высоким зданием мира.

Подобно собору Парижской Богоматери, Страсбургский собор стоит на острове, образовавшемся в результате разделения реки Иль на несколько рукавов. Как и его парижский двойник, Собор в Страсбурге виден со всех сторон. Храм выстроен из розовато-красного песчаника. Облицовка, этим камнем придает стенам здания необычно гладкую поверхность.

Знаменит собор своим 142-метровым шпилем, одним из самых высоких в Европе. Стиль собора - в основном готический, но с сохранением ряда романских черт. Сооружение собора началось в 1015 году. Крипта, датированная началом XII в., была построена первой. Она включила в себя часть старой церкви, когда-то стоявшей на этом месте. От первоначального храма уцелели лишь эта крипта и часть хора. Хор, относящийся к ХI-ХII векам, является романским по стилю; апсида обнаруживает черты переходного стиля, тогда как главный неф, перестроенный в 1250-1275, представляет собой чистый образец французской готики.

Центральный неф следует лучшим традициям готики: стремящиеся ввысь колонны, стрельчатые своды, а также галерея трифория, использованная для введения дополнительного яруса окон, которые вместе с фонарем хора хорошо освещают интерьер.

Строительство нового готического центрального нефа в соборе началось сразу же после завершения хора и трансепта в позднероманском стиле. Это свидетельствует о пристальном внимании к последним достижениям французской архитектуры. И хотя на первый взгляд стилистическое противоречие между различными частями собора может показаться вопиющим, в действительности переход между ними был оформлен довольно тонко. Так, в позднейших по времени создания областях трансепта уже использованы те же профили, что и в новом центральном нефе, а это позволяет сделать вывод, что над обеими частями здания работал один и тот же архитектор. Более того, при проектировании центрального нефа были приняты во внимание более ранние элементы собора: неф воздвигнут на фундаменте прежнего здания, выстроенного в И веке, из-за чего ширина его необычно велика. Планируя высоту центрального нефа, архитектор учел сооруженное ранее средокрестие, превысить размеры которого было невозможно (по крайней мере во внешнем облике здания). В итоге центральный неф приобрел пропорции, совершенно необычные для готического собора: ширина центрального нефа в Реймсе -30 м, а в Страсбурге - 36 м; высота же центрального нефа в Реймсе - 38 м, а в Страсбурге - 32 м. Однако при всем этом страсбургскому архитектору удалось создать самую современную для Германии той эпохи постройку, ориентированную в своих формах в основном на архитектуру нового здания церкви в Сен-Дени, реконструкция которой началась несколькими годами ранее. Оттуда были заимствованы такие мотивы, как опорный столб с непрерывно поднимающимися до самого свода пилястрами, застекленный трифорий и ажурный декор окон, а также ниши и глухая аркада в стенах боковых нефов. Однако ни один из этих элементов не был скопирован с храма Сен-Дени без изменений. Все они испытали частичное влияние стиля еще более современных построек - таких, как собор в Шалон-сюр-Марн. Более того, встречаются и совершенно оригинальные детали: например, необычно большое число пилястров, окружающих опорный столб (шестнадцать).

Строительство фасада началось вскоре после завершения центрального нефа в 1275 году. Каждый портал расчленен на три части: на переднем плане располагается декоративный щипец, за ним - ажурная перегородка, и только затем - собственно стена. Даже гигантское окно-роза диаметром 15 м в центре фасада отделено от стены благодаря тому, что в пазухах помещены выступающие вперед кольца ажурной каменной работы.

При взгляде на этот фасад очевидно, что тенденция развития готической архитектуры в Страсбурге претерпела изменения. Если центральный неф собора все еще тяготеет к французским моделям, выполненным в классическом "умеренном" стиле, то фасад явно свидетельствует о сдвиге в сторону новых и весьма необычных форм. По своим масштабам фасад также заметно превосходит более ранние части здания, из-за чего представляется наблюдателю главным элементом всей конструкции собора. Не случайно сооружение его началось в тот период, когда Страсбург добился экономического процветания, а жители города освободились из-под власти епископа (контроль за строительством собора взял на себя городской совет). В хрониках того времени это здание уже воспевалось как примета наступающего золотого века. До сих пор остается спорным вопрос о том, какую роль сыграл в проектировании фасада собора Страсбурга Эрвин из Штейнбаха, впервые упомянутый в письменных источниках в 1284 году. Однако не может быть никаких сомнений в том, что фасад этот - в высшей степени оригинальное творение мастера, наделенного выдающимся художественным талантом.

Из двух задуманных башен завершена лишь северная (1419-1439 гг.). Из всех элементов наружного убранства храма выделяется башня со шпилем. Опоры в виде лестниц поддерживают башню в верхней части, шпиль же имеет форму огромной каменной сосновой шишки. Строительство этой башни было начато Эрвином фон Штейнбахом после 1284 года. Жан Герлах (1341-1371 гг.) возвел башню до уровня платформы. Мишель де Фрейбург продолжил работу, и в 1380-х годах башня уже возвышалась над окном-розой. Ульрих фон Энзинген к 1419 году дошел до основания восьмигранного шпиля, а в 1439 году Иоганн Хюльц завершил возведение шпиля.

Интерьер славится пышным скульптурным оформлением кафедры, выполненным в 1486 году. и витражами ХП-ХIV веков. Витражи по праву считаются главным украшением Страсбургского собора. Розово-красный песчаник подчеркивает яркость цветовых сочетаний. Лучшие витражи сохранились в двух фонарях трансепта и в южной капелле нефа. Процессия жен-мироносиц. возглавляемая Богоматерью, изображена в фонаре северного рукава трансепта, в то время как изображение в фонаре южного рукава трансепта представляет группу римских пап и епископов. Два романских окна южного рукава трансепта украшены эпизодами из жизни Христа: детство. пастырство, муки на кресте, а также сценами сошествия Святого Духа и Страшного Суда.

Прекрасные скульптуры размещены на южном, романском портале. Скульптура Страсбургского собора демонстрирует явное влияние французских образцов. Здесь четко прослеживаются черты скульптуры соборов Северной Франции — Реймса. Шартра и Амьена. В результате многочисленных войн, бушевавших на территории Европы и уничтожавших ее сокровища, а также из-за непрочной, рассыпающейся структуры песчаника многие скульптуры пришли в аварийное состояние и были перенесены в ближайшие музеи. По своим художественным достоинствам страсбургская скульптура не достигает уровня северофранцузских шедевров, однако многообразие и чистота стиля ставят ее в один ряд с лучшими образцами этого жанра.

Наиболее известны такие скульптурные группы интерьера, как Пороки и Добродетели и Девы мудрые и неразумные, в которых сделана попытка сюжетного и композиционного объединения нескольких фигур и передачи в них внутренней экспрессии.

Также очень интересны статуи на южном фасаде собора: торжествующей «Церкви» и побежденной «Синагоги». Они являются одним из самых показательных примеров аллегорических образов, обретших человеческие черты и формы, что свойственно готическому искусству в отличие от предшествующего ему романского стиля.

Размещенные по внешним краям двухарочного портала, они далеко отнесены друг от друга, и взаимосвязь между ними строится по принципу смыслового дальнодействия. С достаточным основанием можно утверждать, что готическая монументальная скульптура вряд ли располагает образами, равными страсбургским статуям в гармоническом изяществе стройных удлиненных фигур, красиво обрисованных прозрачно-струящимися складками одеяний, — эффект, усиленный розоватым тоном местного камня. Особенностью их является эмоциональная наполненность образов, переданная не столько в действии и в прямом выражении чувства (хотя признаки того и другого налицо), сколько в использовании для этого поэтической атмосферы, которой окружено одно из действующих лиц - Синагога. Этот особый ореол выделяет творение страсбургского. мастера из ряда выдающихся памятников готической скульптуры того же времени.

В обеих статуях наглядно противопоставлены используемые атрибуты: со стороны Церкви - короны (символа ее власти), креста и чаши крови Христовой, со стороны Синагоги - закрывающей ее глаза повязки - знак её духовной слепоты, сломанного копья — символа поражения ее доктрины и выскальзывающих из руки скрижалей Завета.

Кельнский собор

Кельнский собор (нем. Kцlner Dom) — готический собор в Кёльне (Германия), объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор — и его масштабы должны были затмить все остальные храмы.

Была и другая причина для возникновения столь своеобразного замысла. Кёльнский архиепископ Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха I Барбароссы, получил от него останки Святых волхвов, или Трёх королей, которые ранее хранились в одном из миланских монастырей. Так император отблагодарил владыку за боевую помощь при покорении Милана во время второго итальянского похода. В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввёз реликвии в Кёльн. Для них в течение десяти лет изготавливался саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней — рака Трёх королей, одна из самых драгоценных святынь христианства. Высокий ранг, которого Кёльн достиг в западноевропейском христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться и в соответствующем кафедральном соборе.

Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом, требующим едва ли не ремонта. Между хором, завершённым стеной около 1300 года, и южной башней располагался временно прикрытый неф длиной в 70 метров, а высотой лишь в 13 метров. Башни не были завершены. Только лишь 59-метровая южная башня упиралась в небо, как могучий обломок, но зато давала возможность вообразить задуманные масштабы стремящегося ввысь западного фасада с двумя башнями. Работы над южной башней были прекращены уже около 1450 года, а потом и вся строительная деятельность была полностью остановлена.

В 1842 году, после тщательных подготовительных работ, проведённых архитекторами Карлом Фридрихом Шинкелем и Эрнстом Фридрихом Цвирнером, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV дал задание завершить Кёльнский собор по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень. К 1862 году уже удалось установить стропильные фермы на продольном и поперечном нефах, в 1863-м началось строительство башен высотой 157 метров. 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма I состоялось празднество по случаю завершения строительства.

Однако и после этого торжества строительство продолжалось: вставляли стёкла в окна, накладывали полы, и в конце концов пора было начинать отделку. В 1906 году одна из 24 больших декоративных башен, украшавших громадные башни главного фасада, рухнула; обломились и другие декоративные башни, а повреждённые места каменной кладки нужно было снова и снова приводить в порядок. После 1945 года начались работы по устранению повреждений, нанесенных бомбардировками во время Второй мировой войны. Но временная реставрационная контора стоит на площадке у собора до сих пор. Непогода и в первую очередь загрязнение окружающей среды способствовали многочисленным повреждениям и привели бы к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры. Глава истории строительства Кёльнского собора не завершена и сегодня.

Примечателен тот факт, что Кёльнский собор находится в непосредственной близости от главного вокзала Кёльна. Для того, чтобы зайти в собор, от дверей вокзала необходимо пройти не более 50 метров.
Миланский собор

Миланский собор (итал. Duomo di Milano) — кафедральный собор в Милане. Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. Строительство начато в 1386 году, однако завершилось оно лишь в начале XIX века, когда по распоряжению Наполеона закончено оформление фасада. Некоторые детали, однако, доделывались и позже: вплоть до 1965 года.

На стройку прибыли комсомольские бригады со всей Европы, особенно из долины Рейна, Богемии и Бургундии. Стройка развернулась нешуточная, что сконецентрировало в Милане все строительные инновации и хай-тек того времени, оказывая культурное влияние на остальную Европу.

img_0805

Строительство велось долго и мучительно. Технические спецификации постоянно менялись по желанию тех, кто в тот момент рулил на местности или у кого были деньги, чтобы строительство оплачивать. В итоге фасад является не реализацией какого-то одного проекта, а многовековой эволюцией и совмещает в себе готику, ренессанс и барокко, содержит 135 шпилей, 3400 статуи и тысячи рельефных поверхностей. В Соборе сочетаются порталы и окна 16-го века с орнаментами и скульптурами 17-го и бронзовыми дверьми 20-го века. img_0831
Является одним из крупнейших соборов мира, вторым по вместимости готическим собором (после Севильского собора) и вторым по вместимости собором в Италии (после собора Святого Петра в Риме). Общая длина храма составляет 158 метров, ширина поперечного нефа — 92 м, высота шпиля 106,5 м. Собор может вместить до 40 000 человек. Статистику гигантомании строения можно было бы дополнить еще некоторыми цифрами: в общей сложности собор украшают 3000 статуй, а строился он почти 600 лет.

Заключение

Готика преследует цель максимально разгрузить пространство и очистить его от лишних предметов.

Средние века. Дикие нравы. Жизнь ушла из городов в укрепленные замки и монастыри. Церковь настолько ортодоксальна, что полностью отвергает человеческое начало. Возникает потребность в новом типе храма - просторном, эфемерно высоком, где человек чувствовал бы себя песчинкой. Так в стремлении максимально разгрузить пространство интерьера готические строители придумали систему вынесенных наружу аркбутанов (наклонных опорных арок) и контрфорсов, т.е. готическую каркасную систему. Теперь пространство между травеями заполнялось тонкими стенами, покрытыми "каменным кружевом" или цветными витражами в виде стрельчатых арок. Данная конструктивная система позволила достигнуть небывалой высоты сводов и, благодаря большим окнам, отличной освещенности. Колонны, поддерживающие теперь своды, стали тонкими и собранными в пучки. Главный фасад (классический пример - Собор в Амьене) обрамлялся по бокам обычно 2-мя башнями, не симметричными, а слегка отличающимися друг от друга. Над входом, как правило, красуется огромное витражное окно-роза.

Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Благодаря своей архитектуре с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие - то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше - бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо - собор и внутри и снаружи населен массой скульптур. Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях. Словом, готический собор- это целый мир, мир прекрасного искусства отличающееся своеобразием, изяществом, мистическим и религиозным характером.

Приложение
Собор Парижской Богоматери





Страсбургский собор


Кельнский собор

meyers b9 s0945b.jpg


Миланский собор





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации