Реферат - Деловые характеристики темпераментов - файл n1.docx

Реферат - Деловые характеристики темпераментов
скачать (32.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx35kb.11.06.2010 21:22скачать

n1.docx

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Деловые характеристики холерика…………………………………………………3

2. Деловые характеристики сангвиника………………………………………………6

3. Деловые характеристики флегматика………………………………………………9

4. Деловые характеристики меланхолика…………………………………………...11

Список литературы……………………………………………………………………14

Деловые качества холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика

Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с анатомической точки зрения темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Темперамент — это индивидуально-своеобразные свойства психики, отражающие динамику психической деятельности человека, и проявляющиеся независимо от его целей, мотивов и содержания и остающиеся почти неизменными в процессе всей жизни.

В жизни нет совершенно одинаковых людей. Мы отличаемся друг от друга возрастом, телосложением, образованием, личным опытом, привычками, вкусами, отношением к тем или иным жизненным ценностям и многим другим, в том числе и темпераментом. Темперамент - это совокупность психологических качеств человека, имеющих основу в наследственных характеристиках нервной системы и проявляющихся в поведении человека, его жизненной активности и типе реагирования на внешние условия и ситуации. Мы выбрали для обсуждения вопрос о темпераментах человека потому, что, если черты личности и характера человека можно изменять и воспитывать, темперамент имеет довольно устойчивую природу и остается неизменным у человека практически всю жизнь. Знание свойств темперамента своих подчиненных поможет вам строить с ними взаимоотношения.

Различают в основном четыре типа темперамента людей: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.

1. Холерики легко возбудимы, речь и движения стремительны, реакция импульсивна, мыслят быстро, способны также на мгновенную смену полярных чувств. Работоспособны, инициативны, любят трудности и препятствия и умеют их преодолеть. Такие работники всегда ставят ясные цели, любят свою работу и готовы пойти на все, если уверены в своей правоте. Свои планы приводят в действие, работу доводят до конца, но в состоянии увлеченности способны потерять адекватную ориентировку в ситуации.

Любят творчество, в большинстве случаев холерики - ценные работники там, где начато новое дело. Стремятся к самостоятельной работе. Плохо подчиняются власти, особенно в тех случаях, когда руководитель интеллектуально менее развит, чем подчиненный-холерик. Общительны, легко завязывают новые деловые контакты, часто бывают эмоциональными и деловыми лидерами на работе. Старайтесь не подавить активность подчиненного-холерика, а наладить с ним хорошие отношения и подчинить своему влиянию, с тем чтобы коллектив признавал за вами авторитет в споре.

Холерики возбуждаются, не прислушиваются к мнению других, могут быть резкими, несдержанными. Они хорошо работают на таком месте, где необходимы частые служебные командировки, встречи с новыми людьми.

Чем можно заинтересовать работника, имеющего холерический тип темперамента? Возможно, деньгами, но, главное, тем, чтобы работа имела значение. Холерик нуждается в социальном признании, в служении делу и Отечеству. Высокие цели для него не пустое слово. Он будет воодушевлен, если его деятельность получит общественное признание и поддержку.

Организуя коллектив, всегда следует помнить, что холерики хорошо работают с меланхоликами и флегматиками, но никогда - с холериками! "Объединяя" двух холериков, вы обрекаете их на соперничество, часто кончающееся конфликтом.

С подчиненными-холериками руководителю следует быть сдержанным, не допускать резкого тона, вместо замечаний следует давать задания, которые позволили бы исправить допущенную оплошность. Ошибки холерика можно вынести на коллективное обсуждение, так как холерики не боятся наказаний. Указания на ошибки (конечно, не постоянная критика) активизируют их, заставляют стремиться к более высокому качеству работы.

На что сделать упор в общении, если ваш собеседник холерик.

Если ваш оппонент холерик, в первую очередь постарайтесь его не перебивать. Он ценит внимание слушателей, а если начинает говорить, то говорит больше всех. Единственное, что требуется от вас - это одобрительное молчание.

Когда поймете, что теперь ваша очередь спорить, постарайтесь делать это коротко и внятно. Попробуйте апеллировать к нему, к его всемогуществу. Покажите, что без него вам не справиться. Холерику это будет приятно. А так как он ценит хорошее мнение о себе, то постарается сделать все, чтобы это мнение о нем у вас сохранилось. Расположите к себе человека этого типа, и вы получите союзника, на которого можно положиться.

При общении с холериком стоит учитывать что такой человек любит ввернуть в разговор шутку.

Улыбнитесь, даже если шутка эта покажется вам грубой. Если анекдот с бородой, не вздумайте об этом сказать.

Стол, за которым ведутся переговоры, - его территория. Не стоит класть на него руки, не рекомендуется трогать какие-либо предметы, это он - хозяин, он может перекладывать предметы на столе, вы - нет.

Если вы хотите оставить о себе благоприятное впечатление, не стоит сидеть перед человеком такого типа развалившись. Холерик может позволить себе грубость, фамильярность, но не захочет терпеть их в свой адрес.

Закончить разговор можно фразой типа: «Вы сможете решить этот вопрос к такому-то числу?» Или: «Могу ли я рассчитывать, что вы дадите знать, как только вопрос будет решен?»

В том случае, если он махнет вам рукой на прощание, лучше не следовать его примеру, а улыбнуться и кивнуть в ответ.

Помните, что положительные качества холерика - это:

- высокая активность;

- энергичность:

- способность быстро уяснить обстановку;

- инициативность;

- общительность:

- решительность; возбужденная убедительная речь.

Отрицательные качества холерика.

-цикличность в работе, переживаниях, настроении;

- вспыльчивость; резкость в отношениях;

- неустойчивость в поведении.

Внешнее проявление:

Обладает быстрой, со сбивчивой интонацией, громкой речью. Выразительной мимикой, резкими и порывистыми движениями. Склонен к резким сменам настроения.

Известные личности: Сальвадор Дали, Петр Первый , Владимир Жириновский.

2. Сангвиник подвижен, энергичен, уравновешен, имеет быструю реакцию, живую речь и движения, активно мыслит и чувствует. Обладает высокой работоспособностью. Способен увлечься новой идеей, но при этом трезв и расчетлив. Плохо работает при однообразии и монотонности, но хороший работник на опасных и ответственных местах. Сангвинику нельзя давать долгое время "застаиваться", его надо нагружать делами: когда он занят и погружен в деятельность, у него хорошее настроение и оптимальный тонус. Отсутствие значимых целей делает сангвиника резким, жестким, способным на неожиданную выходку. Следовательно, для того чтобы ваш подчиненный, имеющий сангвинический тип темперамента, эффективно работал, надо непрерывно ставить перед ним новые и интересные задачи - он будет все время сосредоточен и напряжен, при этом желательны систематический контроль и проверка.

С подчиненным-сангвиником можно строить формальные отношения: он не склонен к длительному и постоянному анализу личностных проблем. Его можно заинтересовать материальными условиями труда и перспективой: сангвиник сам знает себе цену и не ищет подкреплений своей значимости у начальника. Он легко восстанавливается после напряженного дела, не впадая в грусть и уныние.

Сангвиник имеет сильный уравновешенный подвижный тип нервной системы. У него повышенная реактивность: по незначительному поводу громко хохочет, несущественный факт может сильно рассердить. Однако хорошо контролирует выражение своих чувств и действий. Живо и с большим вниманием откликается на все, что его привлекает. Быстро концентрирует внимание. Ориентирован на внешние обстоятельства, от которых зависят его чувства и переживания. Трезво оценивает внешнюю действительность. Легко привыкает к новым требованиям и новой обстановке. Даже его чувства, настроение, интересы и стремления из-за высокой пластичности очень изменчивы. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, отношение к предмету или человеку. Относительно быстрый темп речи, быстрота ума и находчивость. Легко переключается с одной работы на другую. Быстро усваивает и перестраивает навыки. Очень энергичный и работоспособный. В школе часто "тянет руку" на уроке. Может долго работать, не утомляясь. Энергично берется за новое дело. Умеет приспосабливаться к трудностям и испытывать удовольствие от жизни. Достигает желаемого. В отличие от меланхолика, его чувствительность "грубовата", и некоторые вещи сангвиник попросту не замечает (например, слабые звуки, слабый свет, скрытые чувства). Поэтому, видимо, он спокоен и даже беззаботен. На людей производит приятное впечатление. Имеет достаточно много прочных контактов с разными людьми. Сангвиники нередко становятся лидерами. Потому что сангвиник - социально наиболее адаптивный тип.

(Каждый тип темперамента, несмотря на свою ситуативную изменчивость, задан от природы и представляет сложную систему, функционирующую по своим внутренним законам, отличным от характерных другим типам. Поэтому нельзя перестроить темперамент и навязывать со стороны нечто чуждое данному типу, а возможно только подстроиться, используя внутренние резервы этого типа темперамента.)

С сангвиником легко общаться. Не требуется никакой особой тактики поведения. Его легко и дисциплинировать. Но, учитывая его довольно беспечный образ жизни, надо стараться загружать его различными делами, конечно, не забывая при этом соблюдать меру. Иначе он просто постарается ускользнуть из-под вашего внимания туда, где ему приятнее и спокойнее. Его непостоянство и поверхностность создают проблемы как другим, так и ему самому.

Дополнительно о сангвинике можно сказать следующее: он не любит однообразной работы, легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Но сангвиник характеризуется некоторой двойственностью. Если ситуация быстро меняется, постоянно поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника возникает состояние возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то активность спадает, и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все они неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или замениться противоположными. Как правило, преобладает хорошее настроение.

В психологической характеристике рекомендации легко читаются между строк, если они даже не вынесены отдельно. Но все же некоторые рекомендации следует подчеркнуть:

С сангвиником -

• организовывать и дисциплинировать его, поощрять его трудолюбие, следить за его нагрузкой,

• воспитывать упорство в достижении поставленной цели, поддерживать его увлечения,

• контролировать его лидерские и организаторские способности и наклонности,

• развивать его деловые качества,

• поддерживая артистизм, пресекать кривляние.

На что сделать упор в общении, если ваш собеседник сангвиник.

В первую очередь стоит обратить внимание на то, как много движений делает человек. Чем больше непроизвольной моторики, тем меньше смысла несет ваш диалог. Сангвиники любят перескакивать с темы на тему, постарайтесь не забыть о цели разговора.

В случае, когда ваш собеседник, активно жестикулируя, утверждает, что все помнит и записывать не надо, обязательно действуйте наверняка. Вообще в разговоре с таким человеком желательно делать пометки, твердо настаивать на своем, удерживать нить разговора, не давая увести ее в сторону.

Если посреди разговора ваш собеседник отвлекся на телефон, сделайте пометку, чтобы не забыть на чем вы остановились, и, когда он закончит, сразу возвращайтесь к разговору. Возвращайте разговор в нужное русло и еще раз повторите то, о чем говорили, когда сангвиник отвлекся. Даже если он будет настаивать на том, что вес понятно, не поленитесь повторить в двух словах то, к чему пришли. Это не будет лишним.

И учтите, что, если ваша беседа проходит не за рабочим столом, а, например, за журнальным столиком, сангвиник все равно будет менять положение, найдет что повертеть, покрутить.

В общении с людьми этого типа не стоит забывать, что положительные качества сангвиника:

- высокая подвижность;

- высокая приспособляемость;

- общительность;

- доброжелательность;

- жизнерадостность;

- выразительность мимики и пантомимики.

Отрицательные качества сангвиника:

- деятельность только при условии интереса к делу;

- тяготение однообразием;

- малая склонность к самоуглублению;

- резкость в действиях;

- отсутствие усидчивости;

- недостаточная настойчивость.

Внешнее проявление:

Громкая, быстрая, отчетливая речь с живой мимикой, всегда бодр. Быстро засыпает и легко просыпается.

Известные личности: Мария Склодовская-Кюри, Владимир Ленин

3. Флегматики медлительны, имеют медленно нарастающую, но длительную и глубокую реакцию на ситуацию; чувства бурные, мыслят медленно, но основательно. Работоспособны, но им необходимо длительное время, чтобы вработаться. Неинициативны, повторяют ошибки, воспроизводят старые способы решения задачи.

При изменении условий работы у флегматиков резко снижается производительность труда. Хорошо работают в спокойной обстановке, если труд монотонный. Из флегматиков получаются высококлассные экономисты, бухгалтеры, делопроизводители.

Давать задание флегматику лучше в письменном виде; если же задание формулируется устно, необходимо длительно и неоднократно проговорить его с подчиненным, поскольку понимание и усвоение нового материала и новой информации у флегматика замедленные, но зато глубокие и основательные. Помните, что при терпеливости и постоянстве флегматики способны на мощные взрывы, если их терпение длительное время и несправедливо эксплуатируется. Бунт флегматика трудно погасить, поэтому старайтесь не доводить отношения с ним до конфликта.

В коллективе флегматики хорошо уживаются с людьми всех типов темпераментов и друг с другом. В споре могут спокойно выслушать, но остаться при своем мнении, если их не сумели убедить в обратном. Вообще в дискуссии флегматики незаменимы. В то время когда все могут горячиться, предлагать все новые и новые варианты решений, флегматик спокойно молчит и не участвует в общем обсуждении. Однако, когда все выдохнутся, устанут или зайдут в тупик, флегматик может произнести монолог, в котором учтет все позитивные моменты, возникшие в дискуссии, и предложит вариант решения, содержащий конструктивное начало, заложенное в каждой из имеющихся точек зрения.

Флегматик незаменим в стрессовых ситуациях. Когда другие поддаются панике или отчаянию, флегматики способны неторопливо и без паники проанализировать ситуацию и выбрать правильную стратегию поведения.

Лидерами в коллективе бывают редко. С подчиненными-флегматиками необходимо постоянно держать активный контакт привлекать их к деятельности, заинтересовывать, поощрять их инициативу. Иногда, для того, чтобы "оживить" флегматика, полезно организовать совместное дело и "подключить" к нему сангвиника или меланхолика.

Главное качество флегматика - ориентация на неодушевленные предметы, самого себя. Он спокоен и хладнокровен, последователен и обстоятелен в делах, терпелив, устойчив в симпатиях и антипатиях, равнодушен к похвале. При этом важно помнить, что его реакция на изменяющуюся деловую ситуацию нередко запаздывает, ему трудно установить обратную эмоциональную связь с собеседником и, следовательно, общаться, вести деловой диалог. Он прагматик в том смысле, что собеседник интересен ему только в том случае, если он заинтересован в нем.

На что сделать упор в общении, если вашего оппонента можно отнести к флегматикам.

Вести себя стоит следующим образом.

Не отводите глаз.

Не нервничайте и не волнуйтесь. Во всяком случае, не позволяйте по рукам, мимике, жестам вычислить ваше волнение.

Его рабочий стол - это его территория, не посягайте на нее. Когда начинаете говорить или отвечать, говорите кратко и ясно. При этом не стоит бояться пауз, говорить вечно нельзя. Если ваш оппонент-флегматик молчит, молчите и вы, спокойно, дружелюбно.

В разговоре с флегматиком не стоит проявлять эмоций, давать выход чувствам. Людей этого типа не тронут ни слезы, ни истерики, ни обмороки. Даже если вас вынесут из его кабинета вперед ногами, его это не взволнует. А даже если вдруг и взволнует, то виду он не подаст.

Нередко флегматики шутят. Им свойственны находчивость и сухой юмор. Но они не любят, когда собеседники перехватывают у них в этом инициативу. Реакцией в этом случае может быть короткий неприязненный смешок.

Вообще чаще всего довольно сложно определить, какую реакцию вызвали у человека этого типа те или иные ваши слова и какой реакции от вас на то или иное свое высказывание или действие ждет флегматил. Эти люди привыкли сохранять спокойствие, ничем себя не выдавать и не любят проявлений любопытства.

Не стоит забывать и о положительных качествах флегматика, он:

- ровен в отношениях;

- в меру общителен;

- не обидчив;

- отличается высокой работоспособностью:

- настойчив;

- способен к большому напряжению в работе.

Отрицательные качества флегматика:

- инертность;

- малоподвижность;

- медлительность в принятии решений;

- требование времени для сосредоточенного внимания.

Внешнее проявление:

Спокойная, равномерная речь без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.

Известные личности: Геннадий Зюганов, Галилео Галилей, Антони ван Левенгук.

4. Меланхолик эмоционален, не способен длительное время переносить нервные перегрузки, речь и движения у него медлительные, плавные. Работоспособность зависит от настроения: периодически высокая, но при пониженном тонусе - низкая, он может быстро уставать. В работе меланхоликам необходимы постоянная эмоциональная поддержка, регулярный отдых.

В коллективе меланхолики находятся часто в позиции ведомых, они избегают лишних волнений, стараются уйти от конфликтов, теряются от неожиданностей. Болезненно переживают всякие ошибки и неприятности, склонны их преувеличивать.

Однако у меланхоликов есть и некоторые преимущества перед сангвиниками. Так, если вы идете на ответственную встречу и недостаточно уверены в своем знании психологических особенностей вашего партнера, пригласите с собой на деловую встречу подчиненного-меланхолика. Пусть на обсуждении он ничего не говорит, не вступает в беседу, а только наблюдает за процессом беседы. После делового раунда спросите его мнение насчет характера и привычек вашего собеседника. Вы получите исчерпывающую информацию о том, какой тип характера у вашего делового партнера, какие у него привычки, как он строит беседу и разрабатывает тактику. Вы получите также полезные и разумные советы, как вести себя, чтобы добиться успеха в деловых отношениях с этим человеком.

Меланхолик - чувствительный человек, тонкий, наблюдательный, способный заметить такие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть или хотя бы завуалировать. Используйте это ценное качество своего подчиненного!

Примите во внимание также и то, что именно среди подчиненных-меланхоликов вы можете ожидать поддержки при обсуждении новой, нетрадиционной и на первый взгляд неожиданной идеи, авторской программы. Если работник-сангвиник прагматик и не всегда может оценить планы завтрашнего дня, то меланхолик, с присущим ему воображением и фантазией, может не только хорошо понять вас, но и дополнить ваши размышления новыми деталями, аргументами.

С подчиненными-меланхоликами нельзя говорить резко, с иронией и насмешкой, им следует оказывать особое, но ненавязчивое внимание. Полезно подчеркнуть те моменты в работе, в которых такой сотрудник был решительным, инициативным. Нежелательно поручать меланхоликам задания, выполнение которых требует частого общения с людьми. На опасных и ответственных работах использовать меланхоликов нельзя.

И последнее. Меланхолика вы никогда полностью не заинтересуете только материальными благами. Ему важно иметь хорошие отношения с начальством, он ценит спокойную обстановку и отсутствие конфликтов. Если же на работе складываются напряженные отношения, меланхолик подаст заявление об уходе и уйдет к руководителю, который платит мало, но работать у него спокойно и приятно.

Не объединяйте усилия сангвиников и меланхоликов. Первые будут недовольны недостатком энергии и деловитости.

В общении с этим типом не стоит строить сложных длинных предложений. И постарайтесь говорить не очень громко. Во время разговора останавливайтесь и внимательно слушайте собеседника. Чаще спрашивайте его мнение, можете подчеркнуть, что оно для вас особенно важно.

Вообще попробуйте играть на благородных струнах его души. Покажите, что полагаетесь на него. Меланхолики довольно робки, и именно надежды, которые возлагают на него собеседники, зачастую подталкивает его к действиям.

Если о чем-то просите меланхолика, можете молитвенно сложить руки на груди. Жест, конечно, довольно театральный, но при правильной подаче заденет вашего оппонента.

Помните, что меланхолики очень чувствительны, это люди с тонкой душевной организацией. Потому вам не стоит вести себя агрессивно. И не обижайте их. Не стоит также льстить меланхоликам. Они очень тонко чувствуют фальшь.

Поменьше шутите. Постарайтесь вообще избегать лишних шуток и двусмысленностей. Меланхолики склонны принимать всерьез сказанное в шутку, переносить на свой счет сказанное безотносительно к ним. Если фраза прозвучала двусмысленно, будьте уверены: вас поймут превратно.

В общении с людьми этого типа самое главное - это терпение. Попытайтесь сохранить дружелюбное выражение липа. Улыбайтесь мягко, не размыкая губ. Только при этом не щурьтесь и не морщите лоб. В общем-то, в этом нет ничего сложного.

На прощание от всего сердца пожмите ему руку. Открывая свою ладонь, вы показываете ему свое доверие. Даже если вам сразу не ответят взаимностью, это благоприятно скажется на ваших дальнейших отношениях.

Не следует забывать, что положительные качества меланхолика:

- высокая чувствительность;

- сердечность;

- тонкая восприимчивость;

- исполнительность в работе (в привычной для него обстановке).

При этом отрицательные качества меланхолика:

- ранимость и застенчивость;

- мнительность и замкнутость;

- пониженная активность;

- неуверенность в движениях;

- в неблагоприятных условиях - низкая работоспособность.

Внешнее проявление:

Слабая тихая речь. Неуверенные движения. Напряженный тревожный взгляд. Настороженная поза.

Известные личности: Сергей Есенин, Элвис Пресли.

Помните, что в мире не существует "чистых" типов темперамента. В каждом человеке представлены все четыре типа. Говорить можно лишь о преобладающем, доминирующем типе. Определить его можно с помощью анализа языка жестов или психологических тестов.

Любое знание не бывает бесполезным. Так, выяснив, к какому типу относится ваш собеседник, вы можете не только по жестам определить его внутреннее состояние, настроение, но и понять, чем руководствоваться в общении с ним.

Список литературы

  1. Бороздина Г.В. Психология Делового общения. – Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000.

  2. Психология и этика делового общения. – М., 1997.

  3. Вечер Л.С. Секреты делового общения. – М., Высшая школа, 1996.

  4. Кабанов А.Ф. Основы управления персоналом. – М., ИНФРА-М., 2002.

  5. Г. В. Бороздина. Психология делового общения. М., 1999.





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации