Реферат - Физическая культура в ВУЗе - файл n1.doc
Реферат - Физическая культура в ВУЗескачать (78.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Федеральное агентство по образованию РФ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР) Кафедра физического воспитания и спорта
(ФВиС)
РЕФЕРАТ
по физическому воспитанию
«Физическая культура в ВУЗе»Томск
2010г.
Содержание
Введение………………………………………………………………..………………...3
1 Что такое физическая культура и спорт?……..…….…………………………..……4
2 Влияние физической культуры на становление личности студента………….........5
2.1 Изменения на физиологическом уровне при занятиях физической культурой………………………………………………………………………….6
3 Формы физического воспитания студентов………….……..….…………………….7
4 Возможность и условия коррекции физического развития средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте...………………………………………....8
Заключение……………………………………………………………...………………11
Список литературы………………………………………..……………………………11
Введение Как показывают исследования отечественных и зарубежных авторов, одним из мощных средств в установлении характера, формирования личности, профилактики и укрепления здоровья растущего организма, являются занятия массовыми видами спорта, физической культурой в различных ее формах и сочетаниях, которые не требуют больших материальных затрат, но при правильной методике проведения занятий дают человеку здоровье, а, следовательно, уверенность и оптимизм в достижении поставленных им в жизни целей.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех недугов. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
В процессе смены поколений через физическое воспитание осуществляется передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается, в той или иной мере, направленное физическое развитие людей. Общим результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно трудовой и других видов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности двигательных и умственных навыков.
Этим и определяется актуальность данной работы.
1 Что такое физическая культура и спорт? Физическая культура и спорт — средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого рабочего дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни.
Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.
Физическая культура — самое широкое, собирательное понятие. Она включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.).
Под физической культурой понимают совокупность всех присущих данному обществу целей, задач, средств, форм мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей. Сюда входят физическое воспитание, спорт и т.п.
Физическое воспитание — это педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания — нравственной, эстетической, производственной, трудовой.
Спорт — доминирующая форма проявления физической культуры, это слово часто употребляют в качестве синонима к понятию «физическая культура». Спорт может рассматриваться как система результатов физической культуры, поскольку этот термин обозначает стремление к физическим достижениям на основе норм и правил, тренировок и соревнований.
Термин «спорт» употребляется применительно к различным областям в зависимости от того, какие цели ставит перед собой занимающийся или кто участвует в тех или иных спортивных занятиях. Это детский и юношеский спорт (спортивные занятия в школах и ВУЗах), массовый спорт (спортивные занятия во время отдыха, в свободное от учёбы время), а также спорт высоких достижений — любительский и профессиональный (юниоры и взрослые спортсмены). Обострение конкуренции на международной спортивной арене сделало спорт одной из активных сфер человеческой деятельности.
2 Влияние физической культуры на становление личности студента Физическая культура объективно
является сферой массовой самодеятельности.
Она служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции. В ряде исследований установлено, что
у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность,
вырабатывается определенный стереотип режима дня,
повышается уверенность поведения,
наблюдается развитие «престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере
коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается
более высокая «эмоциональная устойчивость», выдержка, им в большей степени
свойствен оптимизм, энергия, среди них больше
настойчивых,
решительных людей, умеющих повести за собой коллектив.
Этой группе студентов в большей степени
присущи чувство долга, добросовестность, собранность.
Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль. Эти данные подчеркивают основательное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом в ВУЗе на характерологические особенности личности студентов.
Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверхвозможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным
этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительного труда).
2.1 Изменения на физиологическом уровне при занятиях физической культурой Недостаток двигательной активности учащихся отражаются, прежде всего, на деятельности сердечно-сосудистой системы. Даже незначительное время отсутствия полной двигательной активности у нетренированных людей (до 7-8 суток) ухудшает сократимость скелетных мышц, изменяет физико-химические свойства мышечных белков. За это время из костной ткани вымывается кальций. При этом снижается реакция организма к факторам среды – перегреванию, охлаждению, недостатку кислорода и др. У тренированных людей эти расстройства проявляются слабее.
При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуется энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы.
Так мышечные волокна (которых в организме человека насчитывается порядка 600) под влиянием нагрузки (двигательной деятельности) утолщаются, увеличивается количество ядер, улучшается кровоснабжение. Имеются наблюдения, указывающие на то, что при этом может увеличиваться и число волокон. Как известно, спортивная тренировка увеличивает силу мышц, эластичность, характер проявления силы и другие их функциональные качества. При пониженной нагрузке мышцы становятся дряблыми, уменьшаются в объеме, капилляры их суживаются, в результате чего мышечные волокна истощаются. Длительная гиподинамия (недостаточная мышечная деятельность) приводит к значительному снижению силы мышц.
Под влиянием усиленной мышечной деятельности и в скелете спортсмена происходят существенные изменения. Под влиянием усиленной мышечной деятельности происходит рефлекторное расширение кровеносных сосудов, улучшается питание работающего органа, прежде всего мышц, а затем и близлежащих органов, в частности кости со всеми ее компонентами (надкостница, компактный слой, губчатое вещество, костномозговая полость, хрящи, покрывающие суставные поверхности костей и др.). Так кости, несущие большую нагрузку, богаче солями кальция, чем кости, несущие меньшую нагрузку. Они становятся массивнее и толще за счет увеличения костной массы. Но все эти изменения тесно связаны с видом спорта. Так, у тяжелоатлетов кости массивнее, чем у пловцов, особенно в верхнем отделе скелета и верхних конечностях.
Регулярные физические упражнения с отягощением (занятия с гантелями, штангой, физический труд, связанный с подъемом тяжестей) достаточно быстро увеличивает динамическую силу. Причем сила хорошо развивается в молодом возрасте.
Так как организм растёт и развивается до 22-х лет, предмет физическая культура должен стать для студента неотъемлемой частью образовательной программы. Так как время, потраченное им на занятия в студенческом возрасте благоприятно скажется на организм и формирование его личности.
3 Формы физического воспитания студентов Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.
Учебные занятия являются
основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.
Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом
способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями,
ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.
Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание. Учебный процесс по физическому воспитанию в высших учебных заведениях преимущественно направлен на:
укрепление здоровья,
закаливание организма,
повышение уровня физической работоспособности;
возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;
ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний.
воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
В процессе прохождения курса физического воспитания каждый студент обязан:
систематически посещать занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;
повышать свою физическую подготовку и выполнять требования и нормы и совершенствовать спортивное мастерство;
выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачёты по физическому воспитанию в установленные сроки;
регулярно заниматься гигиенической гимнастикой, самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом, используя консультации преподавателя;
активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе;
проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за физической и спортивной подготовкой.
4. Возможность и условия коррекции физического развития средствами физической культуры и спорта в студенческом возрасте. Физическое совершенство обучаемого определяется комплексными показателями его морфологических особенностей, функциональных возможностей и двигательных способностей. Формирование физического совершенства представляет собой многогранный процесс, который зависит от правильного использования средств, методов, организации и условий учебной деятельности педагогов, их материального благосостояния, а также от социальных условий.
За период обучения в вузе студенты заметно меняются морфологически, прибавляют в весе и росте. В эти годы они становятся самостоятельными личностями и занимаются физическими упражнениями вполне осознанно.
Возможности физической культуры в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышения общей работоспособности, психической устойчивости очень велики, но неоднозначны.
Известно, что
физическое развитие человека как процесс изменения и становления морфологических и функциональных свойств
зависит и от наследственности, и от условий жизни, а также
от физического воспитания с момента рождения. Конечно, не все признаки физического развития в одинаковой степени поддаются исправлению в студенческом возрасте: труднее всего — рост (правильнее, длина тела), значительно легче — масса тела (вес) и отдельные антропометрические показатели (окружность грудной клетки, бедер и т.д.).
Прогнозы по увеличению роста в основном неутешительны, ибо установлено, что рост человека относится к наследственным признакам. Но всё же опыт показывает, что наиболее благоприятно на стимуляцию роста влияют спортивные игры (баскетбол, волейбол, бадминтон, теннис и др.). Их рекомендуют сочетать с нагрузками умеренной мощности (в плавании, ходьбе на лыжах, беге) 2—3 раза в неделю по 40—120 мин. Способствуют росту и ежедневные специальные прыжковые упражнения (скакалки, многократные подскоки), упражнения в висе на перекладине или гимнастической стенке. Упражнения в висе, кроме того, укрепляют мышечный «корсет», противодействуют оседанию позвонков и способствуют сохранению хорошей осанки.
Таким образом, здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом могут улучшить функционирование систем организма и активизировать рост тела.
В отличие от роста, масса тела (вес) поддается значительным изменениям как в ту, так и в другую сторону при регулярных занятиях определенными физическими упражнениями или видами спорта (при сбалансированном питании).
Как известно, норма массы тела тесно связана с ростом человека. Простейший росто-весовой показатель вычисляется по формуле: рост (см) - 100* = масса (кг). *Однако эта формула годна лишь для взрослых людей ростом 155—165 см. При росте 165—175 см надо вычитать уже 105, при росте 175—185 вычитать 110.
Коррекция двигательной и функциональной подготовленности молодежи студенческого возраста тесно связана с особенностями развития координационных и функциональных способностей человека.
Многочисленные исследования показали, что самый благоприятный период для освоения техники спортивных движений — возраст до 14—15 лет. Но это не означает, что в студенческом возрасте нельзя улучшить ловкость. Существует значительное количество различных упражнений, которые могли бы улучшать показатели студентов.
Заключение Физическая культура способна дать человеку трезвый ум, силу духа, здоровье, научить трудолюбию, терпению, упорству к достижению цели и ощущение радости победы.
Учитывая все предоставленные факты несложно понять, почему физическая подготовка студентов является одной из главных задач высших учебных заведений.
Вполне естественно, что студенты утомляются
во
время учебной работы. Это объясняется однообразием работы, которое ведет к снижению внимания и работоспособности. Для того чтобы этого не происходило руководители должны проводить занятия, направленные на формирование физического воспитания. Участником должно быть объяснено, что воздействуя на физическую природу человека, физическая культура содействует развитию его жизненных сил и общей дееспособности. И это в свою очередь, способствует совершенствованию духовных возможностей и, содействует подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
Благодаря занятиям физической культуры, осваиваются выразительные движения, формируется представление о прекрасном в движении, способность переживать это чувство при выполнении упражнений. Расширяются двигательные возможности, а переживания обогащаются положительно окрашенными эмоциями, делают жизнь эмоционально насыщенной.
Список литературы 1. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. –М., 2001.
2. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник –М.: Советский спорт, 2004.
3.
http://www.twirpx.com – информационно-образовательный портал для учащихся высших учебных заведений.
4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. ВУЗов, –М.: Издательский центр «Академия», 2004.
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ