Реферат - Организация и проведение занятий по физической культуре со студентами специальных медицинских групп - файл n1.docx

Реферат - Организация и проведение занятий по физической культуре со студентами специальных медицинских групп
скачать (75.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx76kb.07.07.2012 01:45скачать

n1.docx

  1   2
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова»
Стерлитамакский филиал

Факультет______юридический____________

Специальность____государственное и муниципальное управление_____

Студент_______________Асадуллина Д.З_________________курс___I___


Реферат

По дисциплине___физвоспитание____________________________

Тема____организация и проведение занятий по физической культуре со студентами специальных медицинских групп_______________

Дата выполнения «01» декабрь 2009 г.

Результат выполнения_________________________

Подпись преподавателя____________________________________

Содержание
1. Введение………………………………………………………………………….. 3

2. Требования к организации занятий ”Физическая культура и здоровье“ с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья…………………………………… 5

3. Врачебно - педагогические аспекты организации и методики занятий

со студентами в специальных медицинских группах…………………………… 6

4. Организация и планирование занятий по физическому воспитанию студентов специального учебного отделения……………………………………………….. 10

5. Контрольные упражнения и функциональные пробы для студентов специального отделения…………………………………………………………………………… 13

6. Рейтинг-лист для студентов специального отделения (зачет и экзамен)…… 27

7. Заключение……………………………………………………………………… 30

8. Список литературы……………………………………………………………... 33
Введение
Тенденция к ухудшению состояния здоровья и физической подготовленности студентов выдвинула задачу сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи на одно из ведущих мест, стоящих перед российским образованием. Многие исследователи отмечают, что более 50 % юношей и девушек, оканчивая школу, уже имеют 2—3 хронических заболевания, а в целом лишь 15 % выпускников можно считать практически здоровыми. По причине низкого уровня состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста полностью освобождены от занятий физической культурой (данные решения коллегии Министерства образования России от 23 мая 2002 г.).

Актуальность проблемы физического воспитания молодежи с различными отклонениями в состоянии здоровья в настоящее время несомненна. Студентам, перенесшим какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, благотворно влияющая на ослабленный организм. А их зачастую просто освобождают от занятий физической культурой. Такие студенты, относящиеся по медицинским показателям к специальной медицинской группе (СМГ), должны заниматься по специальным программам, методикам, учитывающим состояние здоровья, уровень физической подготовленности, функционального состояния организма, специфику заболеваний, медико-педагогические противопоказания и рекомендации по содержанию занятий.

Интерес специалистов к проблеме физкультурного образования студентов с ослабленным здоровьем в последние годы существенно возрос.

Практика показывает, что научно-методическое обеспечение работы с данной категорией студентов существенно отстает от требований времени и остро нуждается в серьезной методологической организационной и практической реорганизации. Многие преподаватели высших учебных заведений, не владея в достаточной степени необходимым уровнем знаний, нужных для понимания сущности патологических процессов, происходящих в организме при различных заболеваниях, проявляют профессионально необоснованную пассивность и инертность в этой важной работе, неохотно и с осторожностью занимаются со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Это существенным образом отражается на уровне здоровья ослабленных студентов.

Отсутствие научно обоснованной методологической базы заставляет ученых и практиков искать новые эффективные пути в решении проблемы адаптивного физического воспитания подрастающего поколения.

Данная монография собрала в себе различные подходы к организации и методике проведения занятий со студентами с отклонениями в состоянии здоровья. Мы предлагаем педагогическое решение данной проблемы, т. е., говоря о содержании физкультурного образования студентов, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, необходимо реализовывать задачи адаптивного физического воспитания студентов с ослабленным здоровьем, следуя законодательно-нормативным актам, по заранее составленному плану, включающему элементы врачебно-педагогического и самоконтроля за изменением физического развития, физической подготовленности, состояния здоровья студентов, учитывая медико-педагогические противопоказания и методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями являются важнейшим средством укрепления здоровья ослабленных студентов. Регулярные занятия физической культурой улучшают физическое развитие, функциональные возможности организма студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Чтобы организовать полноценные занятия со студентами, отнесенными к специальной медицинской группе, необходимо в первую очередь вооружить педагогов необходимым объемом знаний и разработанными научными рекомендациями по организации и методике проведения занятий физической культуры.

Изучив доступную нам научную литературу по вопросам организации и проведения занятий физической культурой со студентами, отнесенными к СМГ, мы должны отметить, что мнение врачей и педагогов в этой области различно, а единая система взглядов на данную проблему отсутствует. Имеются разногласия в вопросах комплектования групп, методики проведения занятий, дозирования физической нагрузки, в выборе средств и методов физической культуры, применяемых на занятиях. Все это, в свою очередь, ведет к снижению образовательной ценности занятий в СМГ.

Из всего вышесказанного очевидно, что за время обучения в высшем учебном заведении главной целью физкультурного образования является формирование социально значимых мотивов к занятиям физической культурой – потребность к двигательной активности, интерес к новым знаниям об устройстве и возможностях своего организма, желание смоделировать свое будущее место в обществе.
Требования к организации занятий ”Физическая культура и здоровье“ с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья
Администрация образовательного учреждения совместно с медицинскими работниками учреждений здравоохранения систематически, не реже 1 раза в месяц, осуществляют медико-педагогический контроль за организацией и проведением всех форм физического воспитания студентов.

На основании результатов медицинского обследования распределение студентов на группы (основная, подготовительная, специальная, лечебной физкультуры) проводится ежегодно до 1 сентября и оформляется приказом по общеобразовательному учреждению.

Занятия физической культуры со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, проводятся вместе с учащимися основной медицинской группы согласно рекомендациям врача.

Занятия физической культуры со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (далее - СМГ), проводятся педагогическими работниками, прошедшими специальную подготовку на курсах повышения квалификации.

Занятия со студентами СМГ могут планироваться в расписании учебного дня до или после занятий.

При наличии необходимых условий (материальная база, педагогические кадры) занятия со студентами СМГ могут быть организованы одновременно с занятиями по дисциплине ”Физвоспитание“. Например, один преподаватель проводит урок по учебному предмету ”Физвоспитание“, а другой – занятия со студентами СМГ этой же группы.

Занятия со студентами СМГ должны быть организованы с начала учебного года и продолжаться в течение всего учебного года. Недопустимо объединять занятия СМГ или проводить их в два дня подряд.

Комплектование СМГ на начало учебного года проводится медицинским работником на основании результатов предыдущего углубленного медосмотра студентов (в прошедшем учебном году) с учетом изменений, произошедших за период летних каникул. Наполняемость СМГ должна быть 8-12 студента.

При наполняемости СМГ менее восьми человек занятия со студентами могут быть организованы за счет часов учебного плана, выделяемых на проведение факультативных занятий. В исключительных случаях, если в учреждении образования всего 7 и менее студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, они на основании приказа по учреждению образования допускаются к занятиям физической культуры и здоровья со всей группой под строгим контролем преподавателя по индивидуальному заданию, составленному согласно вышеуказанной программе.

Количество СМГ на начало каждого полугодия утверждается приказом директора высшего учебного заведения на основании сведений, представляемых медицинским работником. Часы, отведенные на проведение занятий со студентами СМГ, входят в объем учебной нагрузки преподавателя физической культуры.

Учет проведенных занятий со студентами СМГ ведется в отдельном журнале. Все записи делаются в соответствии с правилами по ведению журналов.

Занятия со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к группе ЛФК, проводятся медицинским работником в лечебно-профилактическом учреждении.

Студенты, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ и группе ЛФК, а также временно освобожденные от занятий по дисциплине ”Физвоспитание“, присутствуют на них и могут быть привлечены преподавателем к не противопоказанным им видам учебной деятельности.

В журнале в начале каждого семестра напротив фамилии студентов, которые отнесены по состоянию здоровья к СМГ или группе ЛФК, делается запись ”СМГ“ или ”ЛФК“.

Студентами, полностью освобождённым по состоянию здоровья от занятий по дисциплине ” Физвоспитание “ и не отнесенным ни к одной из четырех медицинских групп, в журнале в графах для семестровых вносится запись ”освобожден(а)“.

У каждого преподавателя физической культуры, который проводит занятия в СМГ, должны быть следующие документы планирования учебного материала:

семестровые календарно-тематические планы;

планы-конспекты занятий.

семестровые календарно-тематические планы утверждаются директором (заместителем директора) учреждения на каждый учебный год.
Врачебно - педагогические аспекты организации и методики занятий
со студентами в специальных медицинских группах.
Основными задачами физического воспитания студентов, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ) являются:

1.    Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма.
2. Повышение функциональных возможностей, позволяющих осуществить переход в подготовительную и основную медицинскую группы.
3.    Овладение спортивно-прикладными   двигательными умениями и навыками, необходимыми для полноценного жизнеобеспечения, выполнения физического труда и службы в армии.
4.    Формирование устойчивых положительных интересов и мотивов к регулярным занятиям физкультурой.
5.    Пропаганда знаний основ здорового образа жизни и овладение техникой само- и взаимопомощи в экстремальных  жизненных ситуациях.

Студенты по уровню здоровья и физической подготовленности подразделяются на три медицинские группы:
1.    Основную - в неё включают юношей и девушек без отклонений в состоянии здоровья(или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность.
2.    Подготовительную – в неё включают студентов, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность.
3.    Специальную – в неё включают убучащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.
Занятия по физической культуре со студентами этой группы должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима ВУЗа. Студенты со значительными отклонениями в состоянии здоровья нуждаются в занятиях лечебной физкультурой (ЛФК).
Комплектование СМГ имеет ряд особенностей. Оно должно проводиться к каждому новому учебному году на основе учёта возраста, показателя физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса.

    При комплектовании контингента СМГ рекомендуется выделять 2 подгруппы: А и Б. Это, как показывает практика, обеспечивает дифференцированный подход к процессу оздоровления и повышает эффективность физкультурных занятий.

Предлагается следующий принцип разделения студентов на подгруппы:
- Подгруппа А. Молодые люди, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера и позволяющие надеяться на перевод их в основную(подготовительную)  группу в течение нескольких лет занятий.
- Подгруппа Б. Студенты, имеющие  органические труднообратимые изменения в состоянии органов и систем. Для них главной и вполне достижимой целью занятий должен стать переход в подгруппу А.
    Основной формой физического воспитания занимающихся в СМГ являются занятия(уроки) оздоровительной гимнастики(ОГ), проводимые 2-3 раза в неделю по 30-45 минут. Лучше всего включать их в расписание на стыке смен или  последней парой при односменных занятиях в ВУЗе. Не следует сдваивать уроки ОГ, так как это значительно увеличивает дозировку общей физической нагрузки.
Занятия(уроки)  должны построены и выдержаны по схеме: подготовительная, основная, заключительная часть. Построение занятий СМГ не отличается от обычных уроков физического воспитания, но имеет свои принципиальные особенности.
Подготовительная часть длится 7-12 минут и состоит из общеразвивающих гимнастических упражнений, проводимых в медленном среднем темпе, чередуясь с дыхательными упражнениями. Нагрузка повышается постепенно, путём выполнения упражнений для различных мышечных групп и увеличения числа повторений каждого движения. Упражнения выполняются из исходных положений – стоя, сидя. Не стоит давать много новых упражнений, поскольку это затрудняет период врабатывания.
    Основная часть, продолжающаяся 15-23 минуты, предусматривает развитие адаптивных возможностей организма убучающихся, овладение ими спортивно-прикладными двигательными навыками и развитие физических качеств: гибкости, силы, быстроты, выносливости, ловкости. Уровень физической нагрузки важно повышать своевременно, чтобы не упустить наиболее благоприятный период – середину учебного года. Характер нагрузок должен быть универсальным. Нерационально, например, наращивать силу студентов, в ущерб быстроты, ловкости.
В заключительной части  занятия(урока) ОГ (3-5 м.) дают упражнения восстанавливающие организм после интенсивной физической нагрузки: спокойная ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и внимание. Подводя итоги занятия, преподаватель должен дать студентам индивидуальные задания на дом.

  При проведении  занятий в специальной медицинской группе необходимо учитывать нозологические особенности всех имеющихся у студента заболеваний, но считать первостепенным принцип индивидуального подхода. Формальная диагностика, недооценка скрытых потенциальных возможностей и степени пластичности молодого организма часто приводит к необоснованным отстранениям студентов от занятий физкультурой, вызывая у них не только психологический срыв, но и формируя в последующем стереотип поведения «хронического больного».
Педагог для успешного решения этих задач должен владеть в значительной степени медицинскими знаниями, в том числе оценивать степень утомления не только по внешним признакам и жалобам студентов, но и на основании простых функциональных проб. Внимание педагога к степени функциональной готовности занимающихся и их психологической установке - залог усиления медицинского контроля со стороны медицинских работников ВУЗов. Именно педагоги должны активизировать работу врачей во врачебно-педагогических наблюдениях, тестировании двигательных способностей и психологических исследованиях.
Во время уроков физкультуры преподаватель должен сам уметь контролировать нагрузку по пульсу, дыханию, внешним признакам утомления.
При этом следует учитывать, что при одних и тех же упражнениях у девушек пульс на 5-10 ударов в минуту выше, чем у юношей. Форма проведения занятий, элементы соревнований увеличивают частоту пульса на 15-20 и более у/м. даже спустя 3-5 мин.. для достижения тренировочного эффекта требуется поддержание нагрузки в середине урока на высоте пульса примерно 70-75% от максимально допустимого для данного человека.
По данным российских  исследователей для подгруппы А средняя величина тренирующего пульса колеблется от 125-140 уд/мин. в начале четверти до 140-150 уд/мин.  к концу четверти, а для подгруппы Б средняя величина тренирующего пульса изменяется от 115-120 в начале до 125-140 в конце.
Во время врачебно-педагогических наблюдений определяется не только адекватность физической нагрузки функциональным возможностям занимающихся, но и оценивается качество урока, т.е. соответствие его педагогическим принципам: чередование нагрузки для различных мышечных групп, постепенности возрастания и снижения нагрузки, достижения достаточной моторной  плотности (в норме она должна составлять не менее 60-75% времени урока). Важнейшими  факторами являются также благоприятный эмоциональный фон, привлекательность и эстетичность проведения каждого занятия.
В условиях врачебного кабинета ВУЗа врачи могут проводить более тщательное исследование физической работоспособности студентов путём проведения проб с одномоментной физической нагрузкой. На практике часто используется проба Мартине и Гарвардский степ-тест.


Проба Мартине. В положении сидя подсчитывается пульс, затем за 30 секунд испытуемый выполняет 20 приседаний, поднимая руки вперёд и сохраняя туловище прямым. После приседания снова подсчитываем пульс.
Увеличение ЧСС не более чем на 30% свидетельствует об отличном состоянии сердечно-сосудистой системы, на 31 –55% - об удовлетворительном, на 75% и более - о её  неудовлетворительном состоянии.


Гарвардский степ-тест. Испытуемому предлагается совершить подъёмы на ступеньку с частотой 30 раз в минуту. Высота ступеньки и время восхождения зависят от пола, возраста и роста испытуемого. Темп движения-120 в минуту - задаётся  метрономом. Подъём и спуск состоит  из 4 движений, каждому из которых будет соответствовать удар метронома: 1-поставить на ступеньку одну ногу, 2-другую, 3-поставить на пол ногу с которой начинали восхождение, 4-поставить на пол другую ногу. После окончания физической нагрузки испытуемый отдыхает сидя. Начиная со второй минуты у него трижды подсчитывают пульс ЧСС за 30 секунд. Первый отсчёт начинают на 60-ой секунде отдыха, потом на 120-ой и последний – на 180-ой секунде.  

Результаты тестирования выражаются в условных единицах, называемых индексом гарвардского степ-теста (ИГСТ)  и рассчитывается по формуле: ИГТС = 100Т/2(Р1+Р2+Р3),
 где Т – фактическое время выполнения нагрузки ( в секундах).
Р1, Р2, Р3 – число сердечных сокращений за первые, вторые и третьи 30 с. соответственно. Умножение на 2 переводит значение пульса за 30 с. в значение пульса в минуту;.
 умножение на 100 в числителе нужно для получения целого значения ИГСТ.
Показатель ИГСТ, равный 90 и выше, говорит об отличной подготовке;
80-89 -  о хорошей, 64-79 – выше средней, 55-63 – ниже средней, ниже 55 – о плохой подготовке.
Организация и планирование занятий по физическому воспитанию студентов специального учебного отделения

Занятия по физическому воспитанию студентов специального учебного отделения МГГУ проводятся на протяжении всех лет обучения студентов в вузе. На 1-2 курсах график учебного процесса предусматривает 136 часов в год, по 2 занятия в неделю. На 3-4 курсах предусмотрено по 68 часов в год, по 1 занятию в неделю. Всего за 4 года обучения 408 часов.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу, имеющие какое-либо хроническое заболевание или слабое физическое развитие.  

Освобождение студентов от практических занятий по физической культуре по заключению врача может быть временной мерой. Студенты, освобожденные от практических занятий на длительный период, изучают теоретический раздел, который преподносится в форме лекций, бесед преподавателя со студентами, а также самостоятельного изучения специальной литературы. В конце семестра они сдают преподавателю зачет по теоретическому и методическому разделам  программы, а также выполняют письменную контрольную работу по своему заболеванию.

 Студенты специального учебного отделения  принимают участие в спортивно-массовых мероприятиях по плану ВУЗа в качестве судей по спорту и инструкторов-общественников. 

В отдельных случаях при выраженных нарушениях опорно-двигательного аппарата и  значительных нарушениях здоровья, препятствующих  групповым занятиям в условиях учебного заведения, студенты направляются для обязательных занятий лечебной физкультурой  в лечебно- профилактические учреждения. 

Перевод из специальной медицинской группы в подготовительную проводится после дополнительного медицинского обследования.

Студенты специального учебного отделения, выполнившие рабочую учебную программу, в каждом семестре сдают зачет по физической культуре. Условием допуска к зачетным упражнениям  является регулярность посещения учебных занятий, обеспечивающая физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности.  

Занятия по физической культуре студентов осуществляется  на учебных и внеучебных занятиях.  

Учебные занятия (согласно расписания) являются основной  организационной  формой  физического воспитания. Именно на учебных занятиях решаются  задачи, предусмотренные  в программе, планируемые в учебных планах. Но какие бы задачи ни решались в течение года в специальном учебном отделении, обязательной остается установка на достижение оздоровительного эффекта. Планировать и регулировать функциональную нагрузку следует  в соответствии с индивидуальными возможностями организма занимающихся. 

Физические упражнения на внеучебных занятиях выполняются в режиме дня, включающие в себя утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультурные минутки и паузы, домашние задания, комплексы упражнений по профилю заболевания. 

Самостоятельные занятия студентов по заданию выполняются во внеурочное время в домашних условиях. Самостоятельные занятия способствуют воспитанию сознательного отношения студентов к занятиям физической культурой, развитию физических качеств. Вместе с этим решают индивидуальные задачи, выполняя специальные комплексы по профилю заболевания. 

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим занятиям по физической культуре не допускаются. Студенты, освобожденные от практических занятий по физической культуре на длительный период, готовят реферат по предложенной теме и сдают зачет по теоретическому разделу программы. Студенты специального отделения выполняют те разделы программы, требования и тесты, которые доступны им по состоянию здоровья. В конце каждого семестра они представляют рефераты по теме, связанной с их индивидуальными отклонениями в состоянии здоровья.  

Учебный материал программы дисциплины «Физическая культура» распределяется на теоретический, практический и контрольный разделы.  

Теоретический раздел предусматривает формирование мировоззренческой системы научно- практических знаний и отношения к физической культуре. Содержание теоретического раздела излагается в курсе лекций и включено в каждое практическое занятие в виде бесед со студентами, на которых особое внимание уделяется вопросам влияния физических упражнений на организм, профилактике заболеваний и травматизма, вопросам гигиены, врачебного контроля и самоконтроля, предполагает усвоение студентами упорядоченной системы знаний по физической культуре и спорту.

 Практические занятия по физическому воспитанию в специальном медицинском отделении решают общеобразовательные задачи, которые направлены на развитие и совершенствование основных физических качеств (выносливости, быстроты, гибкости, ловкости, силы), с учетом противопоказаний при различных заболеваниях. Занятия с использованием видов спорта или элементов видов спорта, которые более эффективно развивают физические качества, формируют двигательные навыки, способствуют росту работоспособности.  Но наличие отклонений в состоянии здоровья, слабого физического развития и подготовленности выделяет ряд реабилитационных задач: ликвидация остаточных явлений после перенесенных заболеваний, развитие компенсаторных функций, устранение функциональных отклонений, воспитание осознанной необходимости в постоянных занятиях физическими упражнениями. Активное использование двигательных умений и навыков необходимо для организации здорового образа жизни, решения задач, возникающих в учебной, профессиональной, бытовой сферах жизнедеятельности. 

В специальном учебном отделении очень важна методическая подготовка студентов. Этот вид подготовки предусматривает:

- особенности составления  и проведения комплексов утренней гигиенической и индивидуальной гимнастики (с учетом развития физических и профессионально необходимых качеств и способностей, профиля заболевания) в период учебы, практики и работы,

- особенности подбора физических упражнений, проведения разминки, способствующих  развитию профессионально-прикладных физических качеств, в том числе комплексов  с учетом профиля заболевания,

- знакомство с приемами массажа и самомассажа и особенностями их применения,

- знакомство с методами аутогенной тренировки.  

Кроме того, необходимо, чтобы студенты знали методы врачебно-медицинского контроля и самоконтроля для определения функциональной и физической подготовки. Методическая подготовка осуществляется в форме методических занятий и проведения физических упражнений на учебных занятиях, а навыки и умения применения методов врачебного контроля и самоконтроля - на учебных и самостоятельных занятиях. Наиболее эффективная форма – домашнее задание с последующим контролем. Усвоение материала определяется по умению составить конспект в соответствии с требованиями ППФП и учетом заболевания.  

Для оценки успеваемости студентов специального учебного отделения, учитывая различные заболевания, недостатки физического развития, различную степень физической работоспособности и двигательной подготовленности, используется ряд функциональных проб, контрольных упражнений и тестов, а не нормативов, отражающих развитие физических качеств. Все контрольные упражнения и тесты выполняются строго с учетом показаний и противопоказаний в зависимости от характера и степени отклонения в состоянии здоровья и самочувствия.

Зачетные упражнения и тесты проводятся согласно программе. Они проводятся после изучения вида спорта по планированию. Контрольные упражнения и тесты проводятся два раза в год – в сентябре (начало учебных занятий) и в конце - в мае – для оценки физического развития, функционального состояния, общей физической подготовленности студентов.  

Основным критерием оценки успеваемости студентов специального учебного отделения является регулярность посещения обязательных учебных занятий и улучшение в динамике результатов выполнения контрольных упражнений и тестов по сравнению с исходными данными индивидуально каждого студента, а не обязательное выполнение численно-нормативного объема упражнений.

Контрольные упражнения и функциональные пробы для студентов специального отделения

Тесты1

Низкий

«3»

Средний

«4»

Высокий

«5»

Тест Купера (м)2

1490-1300

1690-1500

1700 и более

Бросок набивного мяча (м)3

5.00

5.49-5.01

5.50 и более

Ходьба на лыжах

(девушки 2 км, юноши 3 км)

Без учета времени

Проплывание отрезков

(девушки 25 м, юноши 50 м)

Без учета времени

Тест на гибкость (см)4

По приросту результата в течение семестра

Индекс Руффье (баллы)5

11-15

5-10

0-4

Проба Штанге (сек)6

По приросту результата в течение семестра

Проба Генчи (сек)7

По приросту результата в течение семестра

Проба Ромберга (сек)8

По приросту результата в течение семестра

 1Результаты контрольных упражнений оцениваются в динамике по приросту от исходных показателей. При зачете учитываются результаты трех контрольных упражнений по выбору студента.

2Тест К. Купера – 12 минутный бег в чередовании с ходьбой)

3Бросок набивного мяча выполняется из-за головы (девушки 1 кг, юноши 2 кг), исходное положение – сед ноги врозь.

4Наклон вперед в положении стоя на гимнастической скамейке (см.) 

Функциональные пробы

4Индекс Руфье.

Оценивается состояние сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку по реакции пульса. У занимающегося в положении сидя (после 5-минутного отдыха) измеряют пульс Р1, затем выполняются 30 приседаний за 30 секунд – юноши, и 24 приседания за 30 секунд – девушки, затем сразу измеряют пульс стоя (Р2).Через минуту пульс вновь подсчитывают, стоя (Р3). Индекс Руфье рассчитывается по формуле:

Y =  (P1+P2+P3) - 200

10

Индекс оценивается: 0-5 – отлично, 5-10 – хорошо, 11-15 – удовлетворительно, свыше 15 – неудовлетворительно. 

6Проба Штанге.

В положении сидя испытуемый делает глубокий вдох и выдох, затем снова вдох (примерно 80% от максимального), закрывает рот и зажимает пальцами нос, задерживая дыхание.  По секундомеру отмечается время задержки дыхания. 

7Проба Генчи

В положении сидя испытуемый делает вдох, затем выдох и задерживает дыхание. Если эта проба проводится вслед за другой дыхательной пробой, необходимо сделать перерыв 5-7 минут.

Оценка проб с задержкой дыхания на вдохе и выдохе

Оценка

Проба Штанге, с

Проба Генчи, с

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Отлично

50 и выше

40 и выше

40 и выше

30 и выше

Хорошо

40-49

30-39

30-39

20-29

Удовлетворительно

30-39

20-29

20-29

15-19

Неудовлетворительно

29 и ниже

19 и ниже

19 и ниже

14 и ниже

8Проба Ромберга

Проба выявляет нарушение равновесия в положении стоя. Проводятся 2 варианта при постепенном уменьшении площади опоры: 1-я поза – ноги испытуемого ставятся на одну линию, одна впереди другой, 2-я поза – испытуемый стоит на одной ноге, вторая нога согнута в коленном суставе, стопа прижата к боковой поверхности коленного сустава. В обоих случаях руки у обследуемого подняты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты. Оценка «очень хорошо» выставляется в случае, если в каждой позе испытуемый сохраняет равновесие в течение 15 с и не наблюдается пошатывания тела, дрожания рук или век (тремор). При треморе выставляется оценка «удовлетворительно». Если нарушается равновесие в течение 15 с – оценка «неудовлетворительно». 

Ортостатическая проба.

Проба с переменой положения тела. Утром, не вставая с постели подсчитать пульс. Затем встать и через минуту снова сосчитать пульс. Хорошая реакция сердца на нагрузку – учащение пульса на 6-12 ударов, удовлетворительная – на 13-18 ударов, неблагоприятная – свыше 20 ударов. Пробу можно проводить в спортивном зале после предварительного отдыха не менее 5 минут.  

Рассматривая проблему совершенствования организации физического воспитания среди студентов высших учебных заведений, нельзя не остановиться на существующих в настоящее время принципах освобождения от занятий физической культурой и формирования специальных медицинских групп.

Данная проблема особенно актуальна, поскольку на сегодняшний день практически отсутствует четкий узаконенный перечень заболеваний и патологических состояний, являющихся основанием для освобождения от занятий физической культурой или зачисления стеднтов в специальные медицинские группы.

Учитывая это, мы и сочли необходимым посвятить настоящий раздел работы решению следующих задач:

- анализу существующих подходов к освобождению студентов от занятий физической культурой и зачислению их в специальные медицинские группы;

- определению основной направленности и степени эффективности занятий в специальных медицинских группах;

- разработке путей совершенствования организации физического воспитания учащихся, которые не могут быть отнесены к основной медицинской группе (или не хотят заниматься по программе этой группы).

Первая серия настоящего раздела исследований была посвящена анализу существующих подходов к освобождению студентов в республике Башкортостан от занятий физической культурой и зачислению их в специальные медицинские группы.

С этой целью нами были просмотрены 1903 медицинские карточки студентов. Полученные сведения относительно количественного состава сформированных медицинских групп для занятий физической культурой представлены в табл. 1.

Согласно полученным данным из 1903 осмотренных студентов только 1079 человек (что составляет 56,7% от общего числа) по состоянию здоровья были допущены к занятиям физической культурой в основной группе; 62 студента (3,26%) были освобождены от занятий физической культурой, 339 (17,81%) - зачислены в подготовительную и 181 (9,51%) - в специальную группы; 242 (12,72%) - рекомендованы занятия ЛФК.

При этом наиболее весомую роль как при освобождении студентов от занятий физической культурой, так и при зачислении их в специальную медицинскую группу играла патология опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы (соответственно 27,91 и 19,3% случаев). Удельный вес заболеваний и патологических состояний других органов и систем выглядел следующим образом (табл. 2).

Сведения о диагнозах, явившихся основанием для освобождения студентов от занятий физической культурой или зачисления их в специальную медицинскую группу, представлены в табл. 3 (обращаем внимание читателей на то, что формулировка диагнозов представлена в изначальном виде). Если проанализировать полученные данные, становится совершенно очевидным, что формулировка диагнозов в подавляющем большинстве случаев носит сугубо произвольный и часто далеко не профессиональный характер. Хотя бы поэтому они не могут служить основанием для распределения студентов на медицинские группы.

Таблица 1. Количественный состав медицинских групп, сформированных из числа студентов высших учебных заведений

Контингент

Колич. человек

Подлежало осмотру

1903

Осмотрено

1903

Основная группа

1079

Подготовительная группа

339

Специальная группа

181

Группа ЛФК

242

Освобождено от занятий физической культурой

62

В качестве примера:

Кардиопатия

Миокардиодистрофия

Миокардит

Гипертензия

Хронический гепатит В

Дискинезия желчевыводящих путей

Хронический гастрит

Дуоденит

Хронический гастродуоденит

Удвоение почки

Нефроптоз

Дисметаболическая нефропатия и др.

Обозначения целого ряда состояний вообще не вписываются в понятие "диагноз". К ним относятся:

Функциональный шум в сердце

Аномалия желчевыводящих путей

Атония желчного пузыря

Пролапс желчевыводящих путей

Герпес

Вертеброгенная дисфункция

Вызывает серьезное недоумение зачисление в специальные медицинские группы или освобождение от занятий физической культурой при наличии гипотонического синдрома, остеохондроза позвоночника, нейроциркуляторной дистонии, миопии слабой степени, хронического фарингита, искривления носовой перегородки и т.п.

Трудно поверить, исходя из возраста обследуемых лиц и их полноценного участия в учебном процессе, в следующие диагнозы:

- внутричерепная гипертензия (без указания, является ли она доброкачественной или злокачественной);

- сколиоз IV степени (то есть предполагается наличие горба или речь идет о выраженной сколиотической осанке?).

Целый ряд заболеваний и патологических состояний подлежат лечению, приводящему к полному выздоровлению или длительной ремиссии, в период которой студенты вполне могут заниматься физической культурой в основной медицинской группе. Это миокардиодистрофия, гипотонический синдром, дискинезия желчевыводящих путей, хронический гастрит, хронический дуоденит, хронический тонзиллит, хронический фарингит, цистит, ринит, искривление носовой перегородки, остеохондроз грудной, шейный остеохондроз, гематома грудной клетки, дерматоз, поллиноз, часто и длительно болеющие и др.

В то же время, если обратиться к данным литературы, именно лица со сколиотической осанкой, гипотоническим синдромом, часто и длительно болеющие нуждаются в должном объеме двигательной активности, которая, с одной стороны, должна быть направлена на повышение общей физической работоспособности и функциональных возможностей основных постуральных мышц, и с другой - на двигательную коррекцию сопутствующих заболеваний и патологических состояний.

Таблица 2. Удельный вес различных видов патологии (за исключением патологии опорно-двигательного аппарата и сердечно -сосудистой системы), явившейся основанием для освобождения студентов от занятий физической культурой или зачисления их в специальную медицинскую группу

Характер патологии

Удельный вес при зачислении в специальную медицинскую, подготовительную группы и освобождения от занятий, %

1

Заболевания центральной нервной системы

7,28

2

Заболевания вегетативной нервной системы

3,52

3

Заболевания периферической нервной системы

0,12

4

Нарушения развития

1,21

5

Заболевания эндокринной системы

0,12

6

Заболевания дыхательной системы

5,46

7

Заболевания системы пищеварения

7,77

8

Заболевания и аномалии системы мочевыделения

3,40

9

Заболевания системы крови

0,24

10

Заболевания органов малого таза

0,00

11

Заболевания и травмы органа зрения, нарушение зрения

5,95

12

Заболевания ЛОР-органов

11,89

13

Аллергии

1,82

14

Кожные заболевания

0,36

15

Иные заболевания

3,64

Таблица 3. Диагнозы, явившиеся основанием для освобождения студентов от занятий физической культурой или зачисления их в специальную медицинскую группу

Диагнозы

Колич.

1. Заболевания сердечно-сосудистой системы

Врожденный порок сердца

16

1,94

Пролапс митрального клапана

63

7,65

Кардиопатия

51

6,19

Миокардиодистрофия

2

0,24

Миокардит

3

0,36

Гипертензия

6

0,73

Фальшхорда левого желудочка

5

0,61

Миокардиодит с нарушением ритма

2

0,24

Функциональный шум в сердце

4

0,49

Коллагенозы: ревматизм

5

0,61

Неревматический кардит с нарушением ритма, экстрасистола

2

0,24

2. Заболевания дыхательной системы

Тубинфекция

22

2,67

Верхний парапарез легких

8

0,97

Астма

15

1,82

3. Заболевания системы пищеварения

Хронический гепатит В

1

0,12

Дискинезия желчевыводящих путей

37

4,49

Аномалия развития желчевыводящих путей

3

0,36

Атония желчного пузыря

1

0,12

Пролапс желчевыводящих путей

1

0,12

Хронический холецистит

1

0,12

Хронический гастрит

5

0,61

Дуоденит

1

0,12

Хронический гастродуоденит

5

0,61

Энкопрез

1

0,12

Колит

1

0,12

Грыжа паховая

2

0,24

Грыжа пупочная

5

0,61

4. Заболевания и аномалии системы мочевыделения

Хронический пиелонефрит

13

1,58

Цистит

1

0,12

Энурез

2

0,24

Удвоение почки

2

0,24

Нефроптоз

3

0,36

Дисметаболическая нефропатия

4

0,49

Аномалия развития почек

3

0,36

5. Заболевания эндокринной системы

Гипертиреоз 

1

0,12

6. Заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата

Сколиоз IV степени

3

0,36

Сколиоз III степени

61

7,40

Кифосколиоз

10

1,21

Лордоз

5

0,61

Остеохондроз грудной

5

0,61

Шейный остеохондроз

6

0,73

Нестабильность шейного отдела позвоночника

8

0,97

Подвывих шейного отдела позвоночника

5

0,61

Подвывих С23

5

0,61

Последствия натальной травмы - подвывих С24

2

0,24

Остеомиелит правого плеча

1

0,12

Остеомиелит тазобедренного сустава

3

0,36

Остеомиелит

2

0,24

Гемипарез справа

1

0,12

Контракта левого плечевого сустава

1

0,12

Посттравматический синдром позвоночника

5

0,61

Синделолистоз С34

3

0,36

Посттравматический артрит колена

3

0,36

Плоскостопие III ст.

10

1,21

Деформация стоп

48

5,83

Деформация грудной клетки

2

0,24

Гематома грудной клетки

17

2,06

Артрит

2

0,24

Ревматоидный артрит

2

0,24

Врожденный вывих тазобедренного сустава

3

0,36

Дисплазия тазобедренного сустава

4

0,49

Болезнь Шпрингеля

6

0,73

Вертеброгенная дисфункция

4

0,49

Дисплазия

1

0,12

Состояние после травмы позвоночника

2

0,24

7. Заболевания центральной нервной системы

Логоневроз

2

0,24

Внутричерепная гипертензия

3

0,36

Гипоталамический синдром

2

0,24

Эписиндром Эпилепсия абсанс

3

0,36

Синкопольный пароксизм

2

0,24

Посттравматическая церебростения

1

0,12



Вертеброгенная патология ЦНС

1

0,12

Невроз-заикание

1

0,12

Вертебральная ангиодистония

2

0,24

Церебральная ангиодистония

1

0,12

Генеральные тики

4

0,49

Гипертензионно-ликворальный синдром

3

0,36

Мозжечковая недостаточность

4

0,49

Невроз навязчивых движений

4

0,49

Синдром в/ч гипертензии

1

0,12

Ангиоцеребральная дистония

3

0,36

Эписиндром

2

0,24

Малая церебральная дисфункция

1

0,12

Церебростенический синдром

1

0,12

Последствия перенесенного паралича ЦНС

2

0,24

Ангиоцеребральная дистония

3

0,36

Астеноцефалгия

13

1,58

Церебральная недостаточность

1

0,12

8. Заболевания периферической нервной системы

Поражение III ч/м нерва

1

0,12

9. Заболевания вегетативной нервной системы

Вегето-сосудистая дистония

14

1,70

Астеноцеребральная дистония

1

0,12

Ангиодистония

1

0,12

Астеноневротический синдром

13

1,58

Нарушение речи

1

0,12

Дислалия

2

0,24

Стертая дизартрия

1

0,12

Заикание

1

0,12

10. Заболевания и травмы органа зрения, нарушения зрения

Миопия  
средней степени 
высокой степени



10


0,61 
1,21

Колабама диска зрительного нерва

5

0,61

Смешанный астигматизм

10

1,21

Астигматизм

2

0,24

Косоглазие

4

0,49

Гиперметр ast

8

0,97

11. Заболевания ЛОР-органов

Хронический тонзиллит

27

3,28

Хронический фарингит

3

0,36

Хронический гайморит

4

0,49

Аденоиды 
I степени
II - III степени


3
6


0,00

Ринит

2

0,36

Бронхит

1

0,73

Гипертрофия небных миндалин I - II степени

24

0,24

Хронический отит

4

0,12

Тугоухость

1

2,91

Искривление носовой перегородки

23

0,49

12. Нарушения развития

Дефицит веса

2

0,24

Гипотрофия

1

0,12

Астенический синдром

2

0,24

Ожирение

5

0,61

13. Заболевания системы крови

ММД

1

0,12

Реактивный тромбоцитоз

1

0,12

14. Аллергии

Аллергия: поллиноз

4

0,49

Аллергия

3

0,36

Нарушения иммунитета: часто длительно болеющие

7

0,85

Аллергический дерматит

1

0,12

15. Кожные заболевания

Дерматоз

1

0,12

Атопический дерматит

1

0,12

Дерматит

1

0,12

16. Иные заболевания

Послеоперационный период

6

0,73

Доброкачественные новообразования: лимфангиома, ангиома

2

0,24

Диспанкреатизм

1

0,12

Гемангиома

1

0,12

Фимоз

1

0,12

Стафилококковая инфекция

6

0,73

Герпес

7

0,85

МЦД

1

0,12

ВСДМ

5

0,61

Таким образом, освобождение от занятий физической культурой, так же как и зачисление в специальные медицинские группы, проводится в настоящее время сугубо произвольно.

Учитывая это, мы сочли необходимым проанализировать существующую на сегодняшний день документацию, призванную регламентировать процесс допуска к занятиям физической культурой и спортом или освобождения от таковых.

Как показали результаты проведенного в этом плане исследования, на данный момент мы, к сожалению, не имеем четко обоснованного перечня заболеваний, являющегося показанием к освобождению от занятий или зачислению в специальные медицинские группы. С очень большими оговорками в этом плане могут быть использованы "Рекомендации по определению медицинской группы при некоторых отклонениях в состоянии здоровья".

Однако если провести сравнительный анализ данных "Рекомендаций " с аналогичными документами, представленными ниже, становится вполне очевидным, что четкая законодательная база относительно распределения учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой и освобождения от последних в настоящее время отсутствует.

1. Перечень заболеваний, препятствующих отбору для поступления в высшие учебные заведения спортивного профиля, центры подготовки резервов большого спорта.

2. Проект перечня заболеваний и патологических состояний, препятствующих допуску к занятиям спортом.

3. Противопоказания к занятиям соревновательными видами спорта с позиции зарубежных специалистов.

4. Сроки динамического наблюдения и показания к снятию с учета больных врачами-терапевтами.

5. Сроки допуска к занятиям спортом после перенесенных заболеваний и патологических состояний.

Следует помнить также о том, что даже в случае создания подобного документа (что само по себе представляется крайне сложным) в подавляющем большинстве случаев врачам придется принимать решение об освобождении от занятий или зачислении в специальную медицинскую группу, опираясь исключительно на жалобы обследуемых, ибо для подтверждения или опровержения объективности симптомов порой необходимы весьма объемные исследования.

И здесь возникает новый вопрос: а насколько готовы преподаватели физической культуры к профессиональной работе в специальных медицинских группах с подобными контингентами лиц?

Для того чтобы ответить на него, нами было проведено специальное анкетирование 122 преподавателей физической культуры в высших учебных заведениях Республики Башкортостан, стаж работы которых колебался от 1 до 26 лет. Предлагаемая анкета разработана на кафедре спортивной медицины и физической реабилитации Стерлитамакской государственной академией физической культуры и ориентирована на специалистов в области физической культуры, работающих с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (каковыми, по сути, и являются дети, зачисляемые в специальную медицинскую группу). Все 25 вопросов, включенных в данную анкету, изучаются студентами физкультурных вузов (будущими преподавателями физической культуры) в курсе спортивной медицины.

Результаты анкетирования представлены в табл. 4.

Полученные данные убедительно подтвердили, что уровень знаний подавляющего большинства преподавателей физической культуры недостаточен для работы со студентами, имеющими те или иные отклонения в состоянии здоровья, что, естественно, не позволяет им избегать ошибок в плане развития необходимых двигательных навыков и качеств у студентов, зачисляемых в специальную медицинскую группу, не говоря уже о последовательном проведении двигательной коррекции определенных заболеваний и патологических состояний.

На наш взгляд, для выхода из создавшегося положения требуется проведение целого комплекса мероприятий.

Во-первых, следует создать специальные медицинские комиссии (по типу комиссий при военкоматах), ответственные за освобождение от занятий физической культурой и зачисление в специальные медицинские группы. Подобные комиссии должны быть организованы при врачебно-физкультурных диспансерах, поскольку только специалисты, работающие в этих медицинских учреждениях, имеют необходимый уровень профессиональной подготовки для решения спорных вопросов, касающихся распределения на медицинские группы для занятий физической культурой.

Во-вторых, особого внимания заслуживает проблема медико-биологической подготовки преподавательского состава. К сожалению, на сегодняшний день при установлении категорийности специалистов в области оздоровительной физической культуры не учитывается уровень их знаний в области медицинских аспектов двигательной активности лиц с различными отклонениями в состоянии здоровья.

Рейтинг-лист для студентов специального отделения (зачет и экзамен)



Оцениваемый компонент

Шкала оценок

Баллы

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.

Посещаемость занятий в течение семестра

1, 2 курс:  1 занятие

4

3, 4 курс:  1 занятие

8

2.

Выполнение контрольных упражнений
и функциональных проб

«3»

10

«4»

15

«5»

20

3.

Составление комплекса утренней гигиенической гимнастики и комплексов упражнений по профилю своего заболевания

«3»

10

«4»

15

«5»

20

4.


Участие в организации и судействе спортивно-массовых
мероприятий, в реабилитационной игре «Ринго»


10-30

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

5.

Ведение дневника самоконтроля

10

Компьютерное тестирование знаний
по лечебной физкультуре и физической реабилитации

«3»

10

«4»

15

«5»

20

Составление индивидуальной программы для самостоятельных занятий

«3»

10

«4»

15

«5»

20

Защита реферата или выполнение теоретического задания

10

Обработка результатов контрольных упражнений,
функциональных проб

10

СУММАРНЫЙ РЕЙТИНГ ДЛЯ ЗАЧЕТА

80


СУММАРНЫЙ РЕЙТИНГ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА 1

«3»

50

«4»

70

«5»

90

1  Студенты, не посещающие практические занятия по физической культуре, могут, например, пройти компьютерное тестирование, защитить реферат, составить комплекс упражнений по профилю своего заболевания и сдать контрольные упражнения. Но в этом случае студент не может претендовать на оценку выше «3», т.к. сможет набрать максимум 50 баллов.
  1   2


Федеральное агентство по образованию
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации