Курсовая работа - Социология рекламной деятельности - файл n1.doc

Курсовая работа - Социология рекламной деятельности
скачать (167.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc168kb.07.07.2012 01:42скачать

n1.doc

Иркутский Государственный Технический Университет

Факультет права, социологии СМИ

Кафедра социологии и социальной работы


Курсовая работа по дисциплине:

«Социология рекламной деятельности» на тему:
«Российский и зарубежный опыт развития социальной рекламы »
Специальность 350700 «Реклама»
Выполнил: ст.гр. Рек-06-4

Александров А.А

Проверил:

Урбанаева Е.Г.

Иркутск 2008

Оглавление
Введение……………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретическое изучение опыта развития социальной рекламы в России и за рубежом……………..…………………….……….…...6

1.1.Виды социальной рекламы и их развитие……………….6

1.2. Развитие социальной рекламы в Америке……………...15

1.3. Социальная реклама в России…………………………...17

1.4.Современная социальная реклама......................................18

Глава 2. Практическое изучение опыта развития социальной рекламы в России и за рубежом …………………………………………..……20

2.1. Методология исследования……………..………………..20

2.2. Результаты исследования……….………..………………21

Заключение……………………………………………………………24

Список литературы……………………………………………………24

Приложение………………………………………..…………………..25
Введение.
Социальная реклама – это проявление доброй воли общества, ее принципиальной позиции в отношении социально значимых ценностей. Это «элитарный» подвид жанра, отличный от любого другого только тем, что привлекает внимание к социальным проблемам. Важно здесь то, что социальная реклама – это реклама не конкретного товара, а некоторого "отношения к миру".

Актуальность проблемы: Социально-экономические преобразования, происходящие в России, привели к радикальным переменам в жизнедеятельности общества, к трансформации социальной системы и, в частности, многих социальных связей. Как следствие этого, произошло разрушение традиций, которое повлекло за собой разрушение моральных норм, а также национальной культуры. Таким образом, восстановление общественных связей в данный момент становится актуальной проблемой общества, а значит, большое значение приобретают новые методы, помощью которых пользуются общество и социальные институты, стремясь обеспечить как развитие общества, так и личностное равновесие. К таким методам относится социальная реклама, поскольку помимо информационной функции, она имеет адаптивную и воспитательную функции. К тому же эмоциональная насыщенность позволяет быстро и корректно включать индивида в систему социальных отношений и связей, так что нет ничего удивительного в том, что роль социальной рекламы в вопросе формирования механизмов социальной защиты за последнее время значительно возросла.

Обусловленное интересами и ценностями социального субъекта общественное мнение в своей оценочной функции постоянно отбирает из духовной и природной действительности то, что полезно, важно и необходимо для удовлетворения его интересов, обеспечения его выживание.

Будучи элементом культурно-идеологической подсистемы, общественное мнение взаимодействует со всеми остальными ее подсистемами - нормативной, организационной и информационно-коммуникативной. Оно выступает как полноправный участник политических процессов, реализуя прежде всего свои социологические функции.

Степень разработанности проблемы: Социальная реклама как некоммерческая форма коммуникации призвана выражать общественные и государственные интересы и содействовать достижению благотворительных целей. Исходя из этой своей природы, она оказывается в близкой с теми публичными коммуникациями, что располагаются в поле практики ПР. Очевидно, что социальная реклама могла бы стать одним из каналов взаимодействия с самой широкой ПР-общественностью. Как складывается взаимодействие ПР с социальной рекламой — проблема, достойная самого пристального изучения, предварить которое, однако, необходимо знакомством с сегодняшним состоянием социальной рекламы в России. Социальная реклама принадлежит к числу таких явлений, которые вроде как существуют, но в то же время крайне сложно обнаруживают это свое существование в реальной повседневной жизни.

Игнорирование социальной рекламы как одного из способов работы с общественным мнением, ее воспитательной и адаптивной функций, сказывается на эффективности деятельности социальных служб. В связи с этим уже сейчас многие учреждения социальной службы обращаются к социальной рекламе, понимая ее актуальность.

Целью курсовой работы является выявление того фактора, что социальная реклама является неотъемлемой частью взаимодействия социальных служб с общественностью. Поскольку это новый метод социального развития, так как несет не только информационную, но воспитательную функцию. Чтобы достичь заданную цель необходимо решить следующие задачи:

- Рассмотреть, как развивалась социальная реклама в России и за рубежом;

- Показать, как социальная реклама становилась не только средством идеологического воздействия, повышения имиджа государства, но межличностной коммуникацией членов гражданского общества, способом привлечь людей к значимым, проблемам;

- Выявить степень присутствия социальной рекламы в нашей жизни;

- Выяснить роль социальной рекламы в формировании национальной идеи, стереотипов, традиций;

Объект исследования: развитие Российский и зарубежной социальной рекламы.

Предмет исследования: виды социальной рекламы и их влияние на развитие общества

Методы исследования:

  1. Анализ спец. литературы

  2. Анализ статей

Гипотеза исследования: определить степень воздействия социальной рекламы на общество. А так же связь проблем современного российского общества с социальной рекламой.

Глава 1. Теоретические основы изучения опыта развития социальной рекламы в России и за рубежом

1.1.Виды социальной рекламы и их развитие.
Социальная реклама имеет различные определения, но во всех них присутствует общее- это коммуникация с помощью СМИ и других средств связи с целью повлиять на установки людей в отношении тех или иных социальных проблем, таких как преступность, проблема СПИДа, алкоголизма, здоровья и благополучия нации и т.п.

Социальная реклама возникла вместе с возникновением государственной политики и политической рекламы. Она появилась тогда, когда возникли государства и власти потребовалось вступить в коммуникацию с населением, чтобы получить от него помощь в поддержании порядка и пополнении армии. Власть в государстве посчитала удобным повлиять на поведение граждан через информацию социального характера.

Уже в древнем Риме и Греции устная социальная реклама имела место: на улицах граждан оповещали о делах в государстве, о начале войн и великих военных походов, рекрутировали добровольцев в армию.

Официально история социальной рекламы начинается с начала XX века. В 1906 году общественная организация «Американская гражданская ассоциация» создала первую социальную рекламу, призывающую защитить Ниагарский водопад от вреда, наносимого энергетическими компаниями. Особое значение и назначение социальной рекламы возрастает в кризисных ситуациях, в периоды войн.

Реклама во время первой и второй мировых войн активно использовалась для покупок облигаций военных займов. Военное время породило рекламу оборонных проектов, патриотической активности. Устная реклама передавалась уже посредством радио.

Радио использовалось для целей социальной рекламы еще во времена первой мировой войны.

По радио передавались не только фронтовые новости, но и активно создавались героические образы собственной армии и образ ненавистного врага. Радио использовалось для создания мотивации поддержки армии и государства за счет получения военных займов. В России и до, и после Октябрьского переворота радио было очень существенным инструментом для воздействия на население.

Впоследствии социальная реклама осуществлялась как в устной форме, продолжая традиции глашатаев, так и визуальной. Визуальные образы в социальной рекламе могут иметь различные формы.
Фотография.
Фотография стала неотъемлемым элементом социальной рекламы. Она придает ощущение большей достоверности тексту. У людей возникает ощущение причастности к событиям, изображенным на фотографии, сопереживание ее героям. Вместе с тем, фотография- это интерпретация специального замысла фотографа, а не объективная регистрация событий. При этом на интерпретацию влияют весь наш личный опыт и культурная среда. Так, не будучи путешественниками в Центральной Африке или специалистами по обрядам, мы не сможем точно понять значение тех или иных ритуальных сцен, запечатленных на фотографии. Мы не сможем сказать, являются ли они обрядом выбора вождя или оплакивания предков.

В фотографии используются различные символы, и для правильной интерпретации образа в социальной рекламе необходимо, чтобы эти символы были хорошо знакомы аудитории и ею понимаемы. Существуют символические приемы, которые вызывают определенные чувства при восприятии фотографического образа, например, использование в социальной рекламе «старых» фотографий или специально «состаренных» для того, чтобы вызвать ностальгические чувства по молодости или «прежним» временам.
Социальный плакат.


Плакат как средство социальной рекламы и пропаганды имеет глубокие исторические корни. Плакаты первой мировой войны разделяются на три большие категории- первая связана с рекрутированием солдат в армию, вторая- со сбором денег на войну, третья категория плакатов- с демонстрацией своей стране и миру лица врага. Эти плакаты во всех странах удивительно похожи по своей графической структуре и социальному предназначению. Они выполняли две важных функции- информировать и создавать четкий негативный образ врага у населения, а потому способствовали настрою на уничтожение противника и помощь всеми силами своему государству. Наиболее известными рекрутинговыми плакатами являются плакаты- близнецы, появившиеся в Англии, США и Советской России. Английский плакат «Твоя страна нуждается в тебе» с указующим, направленным на зрителя пальцем практически ничем не отличается от плаката «Ты записался добровольцем?», а вместе они - от американского «Дяди Сэма». Другие плакаты представляют собой по замыслу дизайнеров битву добра и зла. Здесь «хорошая» своя сторона представлена в образе Святого Георгия, убивающего змея. Были в это время и плакаты явно романтического толка, где парень-романтик призывал к бою. Они создавались под явным влиянием известной картины французского художника Де Лакруа «На баррикады!». В связи с экономическими и продовольственными тяготами войны в разных странах возникали плакаты, призывающие к сбережению продовольственных и топливных ресурсов. Типичным примером является плакат с призывом есть рыбу, поскольку она питается сама и не нуждается, чтобы ее специально кормили (а, следовательно, тратили деньги). Забегая вперед, скажем, что во время второй мировой войны в США проводилась специальная кампания с участием крупнейшего социального психолога К. Левина с целью изменить негативное отношение жителей к установке на потребление в пищу субпродуктов и уменьшить таким образом потребление мяса в условиях военного времени и проблем с бюджетом. В Англии за первые два года войны было напечатано около 100 различных плакатов большими тиражами.

В 1840 г. возникла хромолитографическая печать, которая позволила делать цветные плакаты, в которых цвет сочетался с четким текстом. Они печатались тысячами экземпляров. В то же время как в Европе, так и в США произошли серьезные политические подвижки, вынудившие элиту задуматься о средствах воздействия на поведение «средних жителей».

И все же до первой мировой войны плакаты использовались в основном в качестве коммерческой рекламы. Если до начала первой мировой войны ресурсы, выделяемые на социальную рекламу, были сравнительно незначительными, то с началом ее картина изменилась драматически. Военные действия государств требовали значительной поддержки со стороны населения и с помощью социальной рекламы ее стремились обеспечить. Необходимо было также рекрутировать все новых и новых солдат, а также создать у населения мотивацию бережного отношения к топливу и продуктам питания, а также к более тяжелому и продолжительному труду.

Военно-социальные плакаты 1914-1919 гг, естественно, использовали образы из обычной рекламы. Наиболее известные работы в этом виде социальной рекламы содержали не только изображение, но и достаточно серьезный текст. Это позволяло апеллировать к сознанию населения, а не только к простейшим формам восприятия. Одним из наиболее ярких примеров английских рекрутинговых плакатов является плакат «Папа, а что ТЫ делал во время Великой войны?». На плакате девочка, сидящая на коленях у отца и читающая книгу о войне, обращается к нему с этим вопросом. Мальчик на полу играет в солдатики. У плаката, по мнению Д. Кроули, были две целевых аудитории- призывники и члены их семей, которые должны были убедить своих мужчин пойти на фронт. Этот плакат очень четко формировал понимание ситуации и будущих действий у тех, кто должен был усилить британскую армию. Среди рекрутинговых социальных плакатов наиболее известными являются плакаты, на которых девушки призывают в армию молодых мужчин. Так, в США в 1917 г. очень популярным был рекрутинговый плакат с изображением девушки в военно-морской форме и слоганом: «Вот здорово! Я бы хотела быть мужчиной и вступить в военно-морские силы». Подпись на плакате: «Будь мужчиной и сделай это, ВМС США, станция призыва». Другой плакат художника Г. Кристи «Я ищу вас для военно-морских сил» (1917-1918)- также очень известен не только в США, но и в других странах и до сих пор входит в коллекцию лучших социальных плакатов первой мировой войны. С помощью социальных плакатов этого рода у войны создавался образ чего-то простого, естественного и даже не страшного. В ней было нормально, обыденно участвовать. Эта социальная реклама без большого труда создавала у граждан мотив участия. Многие плакаты у всех враждующих сторон создавали образ врага и военных преступлений. Иногда этот образ был очень натуралистичным, иногда был выстроен чисто графически, полунамеком. Американский плакат 1917 г. «Покупай больше бонды для освобождения», созданный сразу после объявления США войны Германии, является типичным примером использования мифологизированных стереотипов, которые лежали в основе многих образцов политической пропаганды того времени. Естественно, что образ врага содержал зловещие черты или даже физиологически отталкивающие. Большинство плакатов времен первой мировой войны отличаются эмоциональным зарядом их образов, которые вызывают симпатию и побуждают зрителя к активным действиям. Большинство из военных плакатов этого времени способствовали сбору средств, пожертвований раненым, помощи войскам. Некоторые из плакатов того времени критиковались за изображение насилия и жестокости. Но нельзя не восхищаться такими дизайнерами, как Дж. Прайс, который лично проехал по Бельгийскому фронту с литографическим оборудованием в своей машине и прямо на месте событий рисовал сцены, свидетелем которых он стал. Он рисовал даже под обстрелом. Это, естественно, делало его рисунки искренними и спонтанными.

Эмоциональность некоторых плакатов того времени поражает и сегодня. Одни из них с призывом покупать военные бонды и таким образом собрать силы для окончательного удара по германской армии изображает сцену убийства штыком немецкого солдата. Автор этого плаката Ф. Бренгуин хорошо знал цену человеческих жертв в войне. Он глубоко переживал, что его родной племянник в США откликнулся на один из его рекрутинговых плакатов в ВМС и был убит шесть недель спустя. В России социальная реклама также немедленно отреагировала на начало первой мировой войны. Буквально уже через несколько дней художнику Л. Пастернаку был заказан плакат «На помощь жертвам войны», который вызвал большой эмоциональный отклик. Его активно расклеивали перед благотворительными мероприятиями. Многие художники того времени работали безвозмездно. Военные займы, также как и в других европейских странах, стали темой социальной рекламы в России. Большая часть военных расходов покрывалась с их помощью.

По эмоциональному воздействию на население все эти плакаты сильно различались. Некоторые из них были основаны на юморе, другие вызывали чувство сопереживания героям, нарисованным весьма натуралистично. В. Маяковский и К. Малевич создавали плакаты в жанре лубка уже в 1914 г. Стихи и рисунки на них были очень доступны и легко усваивались малограмотным населением. Тандем художника и поэта породил целую серию таких плакатов. Их рисунки и текст воспроизводились на открытках и обложках журналов. В. Маяковский сотрудничал в этом жанре также и с другим художником- И. Машковым.

Плакаты на тему пожертвований нередко опирались на символические в России образы русских святых- Георгия Победоносца, Дмитрия Донского, а также богатырей. Известные русские художники К. Коровин, Д. Васнецов создали целый ряд таких плакатов, тем самым внося свой вклад не только в сбор средств для жертв войны, но и в развитие русской социальной рекламы.

Б. Кустодиев также работал в жанре социального плаката, нацеленного на рекламу военного займа. Символика плаката «Заемь свободы» основывалась на реалистическом образе русского солдата со штыком, однако гипертрофированно большого по размерам по сравнению с другими солдатами на плакате.

Плакат неизвестного художника изображает последний удар штыком по врагу, тематически перекликаясь с английским плакатом Ф. Брэнгуина. И хотя на нем не присутствует фигура противника, он вызывает безусловную реакцию прогнозирования последнего удара. Он также призывает к военному заему.

Считается, что первая мировая война стала переломным моментом в истории социальной рекламы в жанре плаката. Впоследствии А. Гитлер в «Майн кампф» в 1926 г. признал британскую социальную рекламу очень эффективной по части «эмоционального шантажа»,

Тяжелое экономическое положение Советской России отражалось на техническом исполнении плакатов. Иногда не было возможности выполнить их полноцветной печатью. Нередко они печатались всего одной краской.

После Октябрьского переворота в 1917 г. советское правительство создало специальную программу по производству социальной рекламы. Особенностью этой программы была ориентация на неграмотное городское население, крестьян, которых нужно было заразить революционными идеями.

В 1919 г. появились «Окна РОСТА», в которых политические плакаты представляли собой расположенные последовательно сюжеты наподобие комиксов. Наиболее известные из них сопровождались текстами В. Маяковского. Для некоторых социальных плакатов того времени по-прежнему был характерен дизайн лубка, в котором работали также художники М. Ларионов, Н. Гончарова.

Авангардистские художники и дизайнеры внесли большой вклад в первую советскую рекламу. Окна РОСТА хорошо воспринимались населением благодаря упрощенной форме подачи информации и использованию узкого круга стереотипов.

С. Хан-Магомедов приводит слова В. Маяковского по поводу «Окон РОСТА»: «...фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников, вручную стопятидесятимиллионного народища». Это плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку.

Плакаты времен гражданской войны порождали у населения установки на физическое уничтожение врага, выраженную классовую ненависть и ксенофобию наряду с антирелигиозными убеждениями.

Их всех объединяет слоган «Неосторожные разговоры стоят жизни людей». Каждый из них отображает бытовую сцену в поезде или магазине, когда двое начинают неосторожно болтать, говоря «только между нами». На рисунках присутствуют фигуры в немецкой форме или с гитлеровской челкой, которые подслушивают секретничающих людей. Слоган напечатан крупными буквами, а подписи типа «Вы никогда не узнаете, кто вас слушает!»- мелкими. Заинтересовавшиеся прохожие были вынуждены вглядываться в мелкий текст и, таким образом, самостоятельно делать вывод. Эти плакаты были весьма эффективными в создании установки на соблюдение информационной безопасности.

Во время «холодной войны» множество образцов рекламной продукции с обеих сторон как братья-близнецы напоминали друг друга. Здесь возникали как сатирические образы врага, так и темы секретности и шпиономании. В Англии появился плакат: «Храни наши секреты в секрете!», близкий к упомянутому выше известному советскому плакату «Не болтай!», правда позже, в 1960 г.

После второй мировой войны возникло большое число антивоенных плакатов. Однако не все они были предназначены для целей социальной рекламы. Многие из них стали результатом собственной инициативы художников.

Долгие годы Советский Союз создавал героические образы посредством социальной рекламы, используя натуралистический стиль.

Интерес представляет социальный плакат на Кубе. Плакаты имеют явно западный дизайн, но сообщение- чисто советское и по структуре типично коммунистическое.

У социальных рекламных плакатов в бедных коммунистических странах есть ограничения по фактуре бумаги и возможностям цветоделения при их производстве. Вопрос цены становится важнейшим условием при создании плаката, рассчитанного на воздействие на массы.

Социальная реклама пережила свое второе рождение во время перестройки и распада социалистической системы в Восточной Европе. Плакаты этого времени несли острый эмоциональный заряд и опирались на яркие визуальные образы.

Сегодня грамотно созданный плакат еще на уровне идеи, не говоря уже о макете, подвергается тестированию с точки зрения фоносемантики, позволяющей оценить слоган с точки зрения суггестивности, ритмичности и цветовых ассоциаций.

Плакат оценивается в контексте семиотики пространства, времени и цвета, Особенно важным является понимание семантических структур, которые выделяются при визуальном восприятии. Семантические структуры могут попросту «убить» плакат, исказить его смысл, придать образу иное значение. Психодизайн в социальной рекламе предписывает учитывать при создании текста плакатов и в других визуальных и аудиальных формах табуированные слова, которые раздражают население.

Социальные плакаты способствуют формированию установок, идей, этических принципов, убеждений и стереотипов, однако их главной функцией является склонение читателя к действию. Глубина, сила реакции избирателей на политическую рекламу зависит от степени идентификации с теми идеями, которые в ней содержаться.

Листовки.

Жанр листовки как формы социальной рекламы также имеет давнюю историю.

Во время первой мировой войны листовки разбрасывались с самолетов, и не случайно на польском языке слово листовка звучит как «улётка».

Во время революции, гражданской войны и интервенции большевики придавали огромное значение листовкам. В. Ленин лично писал тексты листовок, направленные на моральное разложение войск противника.

Во время военных действий СССР в 1939-1940 годах до начала Великой Отечественной войны активно использовались листовки с обращением к населению и солдатам армии противника.

С 1941 по 1945 г. множество различных листовок создавалось для воздействия на поведение как собственного населения, военных, партизан, так и войск противника, населения Германии и освобождаемых стран. Листовки были различные по функциям: информирующие и дезинформирующие, призывающие к действиям и вызывающие депрессивное настроение, создающие смысл и лишающие смысла.

По словам Ю. Басистова, листовки военного времени имели три главных направления: «разъяснение справедливого характера войны со стороны Советского Союза и агрессивного, захватнического — со стороны Германии;. — показ роста сил Красной Армии, гибельности для Германии войны на два фронта, неизбежности ее поражения; пропаганда плена как пути спасения и возвращения после войны на родину»,

В обращении к немецким солдатам использовались различные стереотипы, которые, по мнению заказчиков данной политической рекламы, должны были запустить нужные им формы поведения. Например, апелляция к классовой солидарности — листовка с призывом «Стой! Здесь страна рабочих и крестьян. Приходите к нам!». Весьма распространенными были листовки, порождающие чувство опасности и страха в связи с неминуемым поражением Гитлера.
1.2.Развитие социальной рекламы в Америке.
В годы Первой мировой войны американское правительство вело грамотную работу с населением средствами пропаганды или своего рода стихийного кризисного PR-а. Был создан Комитет по общественной информации. Он проводил работу с населением по разъяснению причин, мотивов и хода войны, и того, почему необходимо ее выиграть. Проводились также и другие эффективные мероприятия, например, бесплатная публикация объявлений о найме в армию, военных парадах и продаже государственных облигаций. Все эти мероприятия совмещали социальную рекламу и, условно говоря, социальный PR и блестяще выполнили свою задачу. Существуют упоминания, что президент США Д.Эйзенхауер говорил: «каждый доллар, истраченный на рассказ об истории американского успеха, стоит пяти, потраченных на вооружение».

В 1942 году в Америке был создан Рекламный совет. В годы войны он решал задачу мобилизации нации для победы. Он так же как и во время Первой мировой войны, решал задачи пополнения армии новобранцами, продажи военных облигаций, поощрял построение парков Победы и почтовые отправления на фронт. После войны Совет взял на себя работу по координации социальной рекламы.

В 50-е и 60-е годы Совет расширил сферу деятельности. Помимо работы в кризисных военных ситуациях (призывов писать письма солдатам, воюющим в Корее или во Вьетнаме). Он стал решать важные социальные проблемы- способствовать повышению безопасности на дорогах, профилактике роста лесных пожаров. Особенно популярными стали герои этих рекламных кампаний: Мишка Смоки и Плачущий Индеец. Рекламный Совет первым поднял проблемы неграмотности среди американцев, насилия над детьми. К их решению были подключены многие правительственные и общественные организации: служба иммиграции, Министерство связи, Министерство здравоохранения. Социальной рекламой в Америке, а теперь и во всем мире пользуются также различные некоммерческие институты: церкви, школы, больницы, университеты, некоммерческие организации и разного рода ассоциации. В США всем хорошо знаком слоган «Это вопрос жизни и смерти» Американской легочной ассоциации, которая проводит ежегодные кампании с бюджетом около 10 миллионов долларов. Ассоциация считает жизненно необходимым информировать общественность о вреде курения, о ранних признаках эмфиземы, рака легких и туберкулеза. Время и печатное пространство в средствах массовой информации предоставляются ассоциации бесплатно

В 1987 году Америка начала работу по проведению самых известных и высокобюджетных социальных кампаний: «Трезвость за рулем», «СПИД. Это может случиться с тобой», «Просто скажите: «Нет» (против наркотиков). Тема наркотиков, поднятая инициативной группой как начало масштабной PR-акции, вышла впоследствии на уровень общегосударственной проблемы. Изначально коалиция «Рекламное товарищество по освобождению Америки от наркотиков», состоящая из более чем 200 рекламных агентств, начала акцию, рассчитанную на 3 года (бюджет ее составлял 1,5 млрд. долларов). В акции были задействованы сотни публикаций в газетах и журналах, более 50 вставок на телевидении и радио. Эфирное время и рекламные площади в размере 500 миллионов долларов в год средства массовой информации предоставили бесплатно.

Развитие и авторитет социальной рекламы в настоящее время вырос настолько, что крупнейшие коммерческие корпорации проводят социальные рекламные кампании самостоятельно. Так, хорошо известна в Америке рекламная кампания фирмы Avon по предотвращению рака груди.

Реклама является своеобразными индикаторами социальных проблем. В последние годы в тематике работ присутствуют темы борьбы с курением, СПИДом и проституцией. Из политической она стала социальной.
1.3.Социальная реклама в России.
В нашей стране о социальной рекламе впервые заговорили с появлением в 1994-95 годах на всех центральных телеканалах проекта «Позвоните родителям».

Социальная реклама все еще относительно новое и неизученное понятие для России. Между тем, она имеет достаточно длинную историю. Например, в советское время социальная реклама занимала подавляющую часть рекламной деятельности. Правда, существовала она в несколько ином, чем сейчас виде.

Можно заметить, что основные темы государственной рекламы советского времени отражали государственную политику. Рассмотрев образцы социальной рекламы в советское время, можно условно выделить следующие темы, волнующие государственную власть:

● война; военная тематика преобладала во всех сферах жизни страны сразу после отречения Николая II от власти. Выходили яркие плакаты с хлесткими запоминающимися лозунгами. Такую рекламу можно разделить на два типа государственно-социальную и военную. Государственно-социальная реклама по военной тематике касалась в основном призывами к помощи раненым солдатам и их семьям;

● борьба с инакомыслящими;

● помощь голодающим и больным;

● призыв к здоровому образу жизни;

● воспевание коммунистических ценностей

Социальная реклама направлена на изменение сознания общественности. В советское время правительство стремилось привить обществу «правильные» взгляды, «подвигнуть» на смелые, нужные обществу виды деятельности, например, переселение на неосвоенные земли. Уже в послевоенное время был напечатан плакат следующего содержания: румяная деревенская девушка на фоне рассыпающегося молотого зерна и призыв: «Соберем с целины богатый урожай!»

Социальная реклама советского периода была яркая, запоминающаяся, многие слоганы становились крылатыми выражениями. Можно сказать, что директивы и лозунги партии большевиков становились социальной рекламой.

В конце 50-х при ослаблении режима тональность социальной рекламы несколько меняется, она становится менее идеологизированной, наблюдается смещение смысла в сторону соответствия потребностям граждан, а не только партии. Больше становится неполитической рекламы. Темы касаются физкультуры и спорта, здорового образа жизни.

Итак, реклама советского периода была не слишком разнообразна, большей частью политизирована, идеологизирована, однако, по признаниям специалистов того времени, высокого качества. Советская социальная реклама выполняла функции ряд важных функций: информационную (доносила до граждан необходимую информацию), коммуникативную (служила связующим звеном между государством и гражданами, однако не слишком эффективно, так как обратная связь в реальности почти не была предусмотрена), имиджевую (обеспечивала позитивный образ государства, заботящегося о своих гражданах), но особенно, можно выделить функции воспитания и пропаганды, которые были одними из главных задач социальной рекламы советского периода.

1.4.Современная социальная реклама.
Появившись на общественной арене в 1994-95 годах, социальная реклама сразу же стала «слугой» политики. Для России это явление закономерно, так как середина 90-х годов была насыщена с одной стороны, лавиной демократических выборов, многие из которых проводились впервые в нашей стране, а с другой стороны, совпала с наиболее тяжелым, кризисным этапом в построении новых экономических отношений. В этот период социальные вопросы: безработица, невыплаты зарплат, пенсий, социальных пособий, болезни и даже голод - стали для большинства россиян проблемой номер один. И естественно, что политтехнологи очень органично включили обсуждение этих проблем, их символику и образы в предвыборные кампании своих кандидатов.

В последнее время популярность социальной рекламы вызвала проникновение ее символов, тем, приемов и даже слоганов в рекламу коммерческую.

Во время ранней советской власти социальная реклама полностью сводилась к одному политическому типу. Советская власть использовала ее в целях собственной популяризации, мобилизации населения в Красную Армию, сбора средств и пожертвований. Уже позже, когда проблемы войны и борьбы с белогвардейцами отошли на второй план, темы социальной рекламы стала более разнообразной. Хотя носители социальной рекламы были довольно однообразны, в основном красочные плакаты

В России в отличие от СССР можно выделить несколько типов рекламы. Можно выделить так называемую, общественную рекламу, некоммерческую, государственную и чистый тип социальной рекламы.

Настоящее время в отличие от советского союза, диктует несколько другие темы социальной рекламы. Объясняется это, прежде всего, изменившимися ценностями и установками, пришедшими в Россию с Запада. Одна из наиболее популярных тем социальной рекламы это борьба со СПИДом и наркоманией. Проблемы современного общества напрямую отражаются в социальной рекламе. Если продолжить список тем, наиболее затрагиваемых в социальной рекламе в современной России, то это:

● насилие в семье;

● алкоголизм и курение;

● аборты;

● профилактика чрезвычайных ситуаций;

● гражданские права и обязанности (налоги);

● профилактика личной безопасности граждан.
Глава 2. Практическое изучение опыта развития социальной рекламы в России и за рубежом

2.1. Методология исследования.



Объект исследования: Социологическое исследование было проведено среди молодых людей от 15 до 25 лет, проживающих в городе Иркутске. Всего было опрошено 10 человек. Девушек и юношей было опрошено поровну. Хотя выводы, сделанные на основе этих данных, нельзя распространять на всех молодых людей этого возраста, они, несомненно, представляют определенный интерес с точки зрения восприятия рекламы современной российской молодежью.

Метод исследования: Респондентам предлагалось заполнить анкету, которая состояла из тринадцати вопросов.

Основным методом исследования в данной работе выбрана анкетная форма опроса потому, что при этой форме опроса респондент отвечает наиболее правдиво, так как анкетирование – это тайное изучение мнений, где респондент неизвестен и нельзя обнаружить его фамилию, таким образом, гарантируется полная анонимность респондента. В случае выбора беседы или интервьюирования в качестве метода сбора социологической информации, исследуемые могли бы скрыть достоверные и истинные факты.

Большинство вопросов были открытыми, т.е. отвечающие должны были сами написать ответ. В связи с этим обработка анкет была существенно затруднена.

Предметом исследования является социальная реклама, которую респонденты видели за последнее время и отношение к ней опрашиваемых.

Целью исследования является изучение различных аспектов восприятия теле-, радио-, печатной и наружной рекламы молодыми людьми в Иркутске.

Задачи исследования:


Отношение – это сформированное заранее чувство, испытываемое к объекту, персоне или идее, ведущее к определенному поведению. Отношение фокусируется на теме, которая составляет основу представлений и чувств человека. Отношения обычно бывают весьма стойкими. Отношение может сохраняться месяцы и годы. Отношения могут быть позитивными или негативными, отражая приязнь или неприязнь.

Социальная реклама – это «элитарный» подвид жанра; отличный от любого другого только тем, что привлекает внимание к социальным проблемам.

Потребностинужда в чем–либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.

2.2. Анализ запоминаемости рекламы.


Существует целая серия методик постпроверки рекламных материалов. Одной из них является так называемый опрос без напоминания, когда респонденту предлагается самостоятельно, без подсказки, вспомнить, рекламу каких товаров он видел (слышал). Считается, что названная таким образом реклама занимает прочное место в оперативной памяти опрошенного, и показатели ее запоминаемости чрезвычайно высоки.

Именно такая методика анализа эффективности рекламных сообщений использовалась во второй части данного исследования (вопросы 5-9).

В первой части исследования (вопросы 1-4) респондентам предлагалось выбрать из предложенных групп рекламы или дописать свой вариант.

В заключительной (третьей) части анкеты (вопросы 10-13) вопросы выявляют демографические справки анкетируемого.

Реклама которую респонденты хотели бы видеть чаще и с той же частотой

(число упоминаний).



Наименование социальной рекламы

Пол

Всего

% от числа опрошенных

Мужской

Женский

1

Против наркотиков

4

3

7

70

2

Безопасности движения

3

3

6

60

3

Таких нет

1

1

2

20


Реклама, которую респонденты хотели бы видеть реже или не видеть никогда

(число ответивших).



Наименование рекламы

Пол

Всего

% от числа опрошенных

Мужской

Женский

2

Всю рекламу

2

1

3

30

3

Неграмотную рекламу

0

2

2

20



Рейтинг рекламных слоганов

(по количеству ответов)



Рекламная фраза

Пол

Всего

% от числа опрошенных

мужской

женский

1

Наркотики! Не стоит

4

2

6

60

2

Курить модно? Умирать стремно!

4

1

5

50

3

Откажись от наркотиков- стань великим!

1

2

3

30


Выводы.


  1. Данное исследование не может быть репрезентативным, однако, оно позволяет зафиксировать некоторые тенденции, характеризующие отношение молодежи к рекламе.

  2. Молодежь обращает внимание в первую очередь на рекламу, которая затрагивает здоровье, личную и общественную жизнь человека.

  3. Реклама пропагандирующая отказаться от наркотиков нравится молодым людям, и они хотели бы видеть ее также и даже чаще.

  4. Респонденты хотели бы реже видеть или не видеть вообще не грамотную социальную рекламу.

  5. Запомнившиеся слоганы:

  1. Нет социальной рекламы, которая была бы не понятна.

Список литературы

1. Олег Аронсон. О социальной рекламе // http://index.org.ru/borders/398arons.html

2. Астахова Т. Хорошие идеи в Америке рекламируют // http://www.socreklama.ru

3. Рождественская Д. Социальная реклама как средство политического PR// http://www.socreklama.ru

4. Николайшвили Г. Краткая история социальной рекламы // http://www.socreklama.ru
Приложение.

Уважаемый участник опроса!

Предлагаем Вам принять участие в социологическом исследовании отношения молодежи к социальной рекламе. Цель исследования – изучить степень внимания молодых людей к рекламе, выделить позитивные и негативные моменты в отношении респондентов к рекламной продукции. Заполнить анкету очень просто: если Ваше мнение совпадает с одним из предлагаемых вариантов ответов, то поставьте крестик или отметьте каким-либо другим образом выбранный вами вариант. Если же ни один из приведенных вариантов вашей точке зрения не соответствует или варианты ответа в данном вопросе не даны, изложите свое мнение на свободных строках.

Опрос анонимный, фамилию и имя указывать не нужно.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

Студент группы Рек-06-4

Александров Александр.
1.Вспомните, пожалуйста, какую социальную рекламу Вы видели по телевидению за последнее время?




Другое_________________________
3.Вспомните, пожалуйста, какую социальную рекламу Вы видели в печатных изданиях за последнее время?



4.Вспомните, пожалуйста, какую социальную рекламу Вы видели на рекламных щитах, транспорте и т.п. за последнее время?



5.Назовите, социальную рекламу Вы хотели бы видеть чаще или с той же частотой? (укажите тематику рекламы).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Назовите, социальную рекламу Вы хотели бы видеть реже или не видеть никогда? (укажите тематику рекламы).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Назовите 3 слогана (рекламных девиза), которые вам запомнились больше всего?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Вспомните, пожалуйста рекламу, которая Вам особенно понравилась, и укажите в скобках, где Вы ее видели или слышали?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Назовите социальную рекламу которую Вы не поняли?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Ваш пол:

11.Ваш возраст

12.Образование

13.Ваш род занятий? (В данном вопросе можно отметить только одну позицию. Выберите ту позицию, которую Вы считаете соответствующей своему основному роду занятий в момент опроса.)


СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!






Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации