Реферат - Готический и романский стили в эпоху Средневековья - файл n1.doc

Реферат - Готический и романский стили в эпоху Средневековья
скачать (3349.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3350kb.07.07.2012 01:39скачать

n1.doc



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«РОМАНСКИЙ И ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛИ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»

Подготовил: студент 1 курса

группы 08-з-Ю-2

Метелкина Наталья Сергеевна

Проверил: профессор кафедры философии и истории

Золотарева Ирина Дмитриевна


г. Краснодар, 2009
Содержание


  1. Общие черты эпохи Средневековья.__________________________ 3

  2. Романский стиль в архитектуре Западной Европы.______________ 5

    1. Романский стиль во Франции.__________________________ 7

    2. Романский стиль в Германии. __________________________ 7

    3. Романский стиль в Италии. ____________________________ 7

    4. Романский стиль в Испании.___________________________ 8

    5. Романский стиль в Англии.____________________________ 8

  3. Готический стиль в архитектуре Западной Европы._____________ 9

3.1. Готический стиль во Франции. _________________________ 11

    1. Готический стиль в Германии.__________________________ 12

    2. Готический стиль в Англии.____________________________ 13

    3. Готический стиль в Италии.____________________________ 14

  1. Заключение.______________________________________________ 15

  2. Список литературы.________________________________________18

1. Общие черты эпохи Средневековья.
Средневековье многие поколения ученых, писателей, публицистов определяли как безвременье, разделяющее две славные эпохи – античность и Возрождение, как перерыв в развитие культуры, потому что в целом культура раннего средневековья не имела ярко выраженного стилистического единства и распадалась на множество направлений, черпавших вдохновение из разных локальных источников.

Средневековая «модель мира» и соответствующая ей культура были сложнее античной. Они сформировались на фоне более сложных по своей структуре исторических реалий. Историческая ситуация средних веков не может быть как-то однозначно охарактеризована: падение Римской империи, вторжение варваров, которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций, вытеснение языческой культуры христианской, феодализм, завоевательные войны, крестовые походы – все это создало пеструю картину культуры. В целом раннее средневековье было временем глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой. В это время формировались христианские традиции, развивалась богословская мысль, появились идеал возвышенной любви и самые прекрасные образы в истории культуры.

Все это отразилось на культурном процессе раннего Средневековья. Совместимость несовместимого – таков культурный феномен этой эпохи.

Средневековье, с одной стороны, смогло более четко, чем античный мир вычленить понятие личности, однако, с другой стороны, двойственно относилось к человеку. Он мыслился как венец творения и как раб божий, личность воспринималась не сама по себе, а как арена борьбы темных и светлый сил.

Особое место в средневековом обществе западной Европы занимала христианская церковь, это предопределило господство средневекового мировоззрения. Философия, мораль, право, образование, литература, искусство были связаны или подчинялись богословию (теологии). Описание и оценка реальности чаще всего давались в теологических категориях: бедность и богатство, власть и бесправие, благополучие и тяготы жизни осмысливались несколько в их прямом значении, сколько как противоположность земного и небесного, праведного и грешного, души и тела, как всемирный конфликт добра и зла. Ни одного сословия не было свободно от служения религиозным целям. Вся жизнь была насыщенна религиозными представлениями. Не было ни одной вещи, ни одного суждения, в которых бы не усматривалась связь с Христом, с христианской верой. Благочестие наиболее искренне верующих людей было таково, что каждое свое слово или действие они посвящали Христу или Богоматери.

Трудно найти в истории более противоречивую, более сложную культуру, чем культуру средних веков. Менталитет средневекового человека был крайне противоречивым. Он включал в себя жажду чудесного и страх перед ним; стремлением к путешествиям и ограниченность кругозора местом проживания. Это учение о всепрощении и милосердии с одной стороны, и постоянные войны и казни с крайней степенью жестокости с другой, это соединение возвышенного и низменного в повседневной жизни.

Таким образом, средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства.

Средневековье охватывает более тысячи лет истории человечества. Его принято разделять на три основных периода:

1 этап: конец V– начала X вв – ранее средневековье, для которого характерно противостояние античных и варварских элементов культуры и первые поиски компромиссов.

2 этап: вторая половина X – XII вв. 2 этап Средневековья – это период укрепления феодальных общественных институтов и канонизации мировоззрения. Канонизация – от греческого слова канон – норма, правило. В этот период сложился общеевропейский художественный стиль – Романский. 1 и 2 этапы вместе представляют период Раннего Средневековья.

3 этап: вторая половина XII – начало XV вв. период Классического, или Высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. Во многих странах Западной Европы развивается промышленности, происходит подъем городских центров. Культуре этого времени характерно большая динамичность развития, расширение кругозора, смелые поиски, значительное расширение кругозора, заметное обновление жанров литературы и изобразительного искусства, распространение Готического стиля и развитие Рыцарской культуры.

2. Романский стиль в архитектуре Западной Европы.
Романский стиль зародился в конце Х века в период Раннего Средневековья. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. Сам же термин «Романский» был введен в научный оборот в начале XIX века французскими археологами, которые увидели сходство обнаруженных построек с древнеримской архитектурой.

«Наполовину храм божий, наполовину крепость для обороны», - так называл Вальтер Скотт Романские соборы в Англии.

Романский стиль впечатлял, прежде всего, приземистой массивностью форм. В замках и храмах чувствовалась простота, мощь и ясность. Они имели форму базилики. Базилика – это протяженная форма здания, разделенная рядом столбов или колон. Толстые и прочные стены с небольшими окнами, объемистые колоны и горизонтальные перекрытия не оставляли места свету, что делало соборы и церкви мрачными строгими сооружениями, повергавшими в трепет.

Достижением Романской архитектуры является использование толстого слоя известнякового раствора, позволявшего применять для кладки стен камни любой формы. Это исключало весьма трудоемкий процесс оттески камней и обеспечило высокую прочность каменных стен. Стены должны были быть толстыми, потому что на них лежал основной вес сооружения. Окна были маленькими и редко расставленными. Вес стен не позволял делать окна большего размера. Они имели форму полу циркулярной (или полукруглой) арки. Толстые стены, узкие окна, башни – все эти стилевые признаки архитектурных сооружений выполняли одновременно оборонительную функцию. Крепостной характер церквей, соборов, монастырей позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц.

По форме романский храм напоминает латинский крест (трансепт). В некоторых храмах возводился купол или шатер – покрытие в форме высокой четырехгранной или многогранной пирамиды. Их устанавливали в месте пересечения главного нефа.

Внутри храма стены усиливались мощными столбами и несущими сводами.

Своды были сплошным перекрытием и давили на стены сверху огромной тяжестью.

На главных – западных – фасадах соборов сооружались обычно по две-три высокие башни квадратной или круглой формы, которые иногда также размещались над восточным фасадом.

Одним из замечательных памятников романского периода являются бронзовые двери храмов с рельефами на сюжеты Ветхого и Нового заветов, например, рельефы двери церкви Св. Михаила в г. Гильдесгейма (Германия)

Изнутри храмы покрывали настенные росписи – фрески – это техника живописи красками на известняковой или чистой воде по свежей сырой штукатурке. Они располагались на стенах, столбах и сводах. Тип базиликального храма, распространенный на Западе, не позволял охватить всю роспись единым взглядом. поэтому Составители программ и живописцы предпочитали библейские сюжеты исторического плана, располагая их в последовательности, обусловленной средневековой типологией священного текста. Снаружи ярко раскрашенные рельефы – это скульптурное изображение на плоскости. Оно может быть выпуклым или углубленным.
Для росписи и скульптуры Романского типа характерно общность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выразительность. Изображения исполнены строгостью. Скульптура прижата к стене, как бы выступает из стены и чаще напоминает колоны. Под складками одежды тело не проглядывается и не ощущается. В композициях изображали образы из религиозных и народных сказаний.

Романский стиль сложился в период канонизации мировоззрения, и это отразилось на его архитектуре. Церковь требовала, чтобы искусство было не только наставником в вере, но и средством устрашения. Драматизм и экспрессивность, напряженная духовная выразительность живописных образов, характерные для романской живописи оказывали огромное эмоциональное воздействие, отражая идею греховности мира, идею искупления и спасения. Отсюда такие сюжеты как, «Страшный суд», страдание и смерть Христа. Борьба между демоном и ангелом за человеческую душу была излюбленным мотивом Романского искусства. Причем сцены страдания и мученичества мастер выполнял, руководствуясь не канонами, а собственной фантазией, особенно при изображении Страшного суда.

Элементы романского стиля смешивались с чертами стилей Византии, ближневосточных, сирийских, германских, кельтских и других северных племен. Различные комбинации этих влияний создали в Западной Европе множество локальных стилей, которые получили общее имя Романского.
2.1. Романский стиль во Франции.
В зодчестве Франции, где первоначальные формы Романского стиля появляются уже в конце Х в., наибольшее распространение получили трёхнефные базилики с цилиндрическими сводами в среднем нефе и крестовыми в боковых. Также распространение получили так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе). В целом французское романское зодчество отмечено крайним многообразием местных школ.

В светской архитектуре Романского стиля во Франции сложился тип замка-крепости с донжоном – большая круглая или квадратная башня в 2-3 этажа. К вершинам романского изобразительного искусства Франции принадлежат скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей (в Везле, Отене, Муассаке), многочисленные росписи, памятники миниатюры и декоративно-прикладного искусства.
2.2. Романский стиль в Германии.
В романской архитектуре Германии выделялись церкви с двумя симметричными хорами на Западе и Востоке (саксонская школа) иногда с 2 трансептами, лишённые лицевой фасадной стороны (Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме). А в зрелый период — церковное зодчество прирейнских городов, где в XI – XIII вв. были построены грандиозные соборы (в Шпейере, Майнце, Вормсе). Здесь широко применялась так называемая связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов. Характерные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли яркое выражение в строительстве императорских дворцов.

2.3. Романский стиль в Италии.
В Италии элементы Романского стиля ранее всего зародились в ломбардской школе, где уже в IX – X вв. сложился так называемый первый Романский стиль –регулярная кладка стен и опор, каменного перекрытия, тектонический декор внешних поверхностей при отсутствии ещё ясной взаимосвязи элементов объёмно-пространственной композиции. Для итальянского Романского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, постоянные античные и (в Южной Италии и Сицилии) арабские влияния. Теснее связано с германской и французской романикой зодчество Тосканы (соборный комплекс в Пизе), где возник инкрустационный стиль.

В Италии было много мрамора, который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры.
2.4. Романский стиль в Испании.
В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко (как нигде в Европе) развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений (например, в Авиле). Церковная архитектура Испании нередко следовала французским "паломническим" прототипам (собор в Саламанке) но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений. Испанская скульптура Романского стиля в ряде случаев предвосхищает сложные образные системы готики. В Испании (преимущественно в Каталонии) сохранились также многочисленные романские росписи, отмеченные резкой лапидарностью рисунка и крайней интенсивностью колорита.
2.5. Романский стиль в Англии.
Романский стиль развивается также в Англии. После норманнского завоевания 1066 в архитектуре традиции местного деревянного зодчества сочетались с воздействием нормандской школы. Новые хозяева в только что завоеванной стране, норманны нуждались в укрепленных замках, за высокими стенами которых можно было укрыться как от враждебных саксов, так и от воинственных соседей. Башни нормандских замков были, как правило, квадратными в плане и имели по одному помещению на каждом этаже.

В живописи ведущее значение получила миниатюра, для которой характерно особое богатство растительного орнамента.
3. Готический стиль в архитектуре Западной Европы.
Название стиля произошло от названия германского племени – готов, и тем самым давало негативную оценку стиля как «варварского». Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года, распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Возникло оно так же как романское искусство на базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен.

Периодизация готики такова:

  1. вторая половина XII – первая четверть XIIIвв – раняя готика.

  2. вторая четверть XIII – XIVвв. – зрелая или высокая готика.

  3. XIV – XVвв. – поздняя («пламенеющая») готика. Иногда этот период называют готическим маньеризмом, так как новых идей в формообразовании он не дал, все усилия, направив на украшательство. Так, «пламенеющая» готика в архитектуре не заключала в себе принципиальных отличий, а лишь усложняла старые элементы, делая их все более изысканными и вычурными.

Углубленные богословские размышления, математические расчеты, совершенствование техники строительства позволили сформировать свой особый художественный мир готики.

В искусстве готики особое внимание уделялось человеку и его эмоциям, отражающим сложный драматизм жизни, трагическим сценам страдания и смерти. л

Расцвет Готического стиля относиться к XII – XV вв. возник он во Франции в середине XII века и распространился по Европе. Мировыми центрами готической архитектуры признаны Франция и Германия.

В основе храма, так же как и в Романском храме, лежит форма латинского креста. Форма храма тоже базилика. В религиозных трактах готический собор описывали как модель мира и символ бесконечности. Он выражал христианскую идею духовности, устремленности ввысь, к небу. Отсюда и основная композиция – вертикаль. Соборы высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов – это элемент, представляющий собой высокий остроконечный фронтон треугольной формы над окном или порталом, декорированный ажурной или рельефной резьбой, фиалов – остроконечное завершение.


Устремленность собора ввысь была подчеркнута: стрельчатыми арками , порталами – это архитектурно оформленный проем, обычно это вход в здание, многочисленными удлиненными статуями, высотой центрального нефа – вытянутое в плане помещение, ограниченное с одной или с двух сторон продольным рядом колон или столбов. Верхняя часть нефа освещалась с помощью больших высоких окон, тогда как нижняя его часть тонет в полумраке. Все это призвано было пробудить стремление ввысь, противопоставить сияющие небеса греховной земной жизни. В украшении портала основного фасада все чаще появляется изображение Богоматери. Каждый элемент собора был наделен символичным значением: 12 опор хоров в церкви символизировало 12 апостолов. Хоры – верхняя, обычно на уровне 2-го этажа, открытая галерея. В храме хоры с западной стороны или опоясывают неф с южной западной и северной сторон. Первоначально в хорах размещались представители высших слоев общества, а позже певчие и музыканты. Пилястры означали епископов и отцов церкви. Вместе взятые они складывались в единую систему, преображая собор в символ Царства Небесного.

Однако готическая архитектура не может рассматриваться лишь с точки зрения того, как удачно она отвечала интересам церкви. Готический собор свидетельствуют о громадном художественном вкусе городских ремесленников, свидетельствует о возросшем техническом мастерстве горожан.

Материалом для строительства в готическом стиле, как и в романском, служил камень и известняковый раствор. Революция в строительной технике заключалась в том, что теперь все здание поддерживали не стены, а конструкция. Храмы избавились от грузности, тяжести, массивности. Конструктивные элементы здания были вынесены наружу, что позволило сделать стены более тонкими, а также создать огромное пространство для интерьера. Помещения стали более светлыми и просторными.

Это стало возможно благодаря таким новым приемам как стрельчатая арка, ребристый свод и мощные наружные столбами контрфорсы – это поперечная стена, массивное каменное ребро или вертикальный выступ для усиления стен. Они имеют плавное или ступенчатое увеличение. Со связующими арками (аркбутанами). На контрфорсы для увеличения нагрузки помещались пинали в виде башенок. Контрфорсы через аркбутаны принимали на себя значительную часть тяжести свода. Своды стали делать стрельчатыми. Это значительно уменьшило их распор в стороны, устремив почти всю тяжесть вниз. Функции сводов (каменных потолков и крыш) изменилась, поскольку теперь нагрузку на себя принимали их ребра (нервюры) диагонально перекрещенные в вышине. Это позволяло заполнить пространство между ребрами сравнительно тонкой кладкой. Нагрузка реберного каркаса приходилась на пилястры – вертикальный плоский прямоугольный в плане выступ стены или столба, (иногда они были в виде скульптур), обработка которого соответствовала ордерной системы колонны – архитектурная композиция, стоечная конструкция – колонна, оформленная определенной композицией, расположенные равным интервалом, и то, что раньше было глухой стеной, становилось изящной галереей.

Так готическая вертикаль восторжествовала над романсной горизонталью. Высота в 18 – 20 метров была придельной для центрального нефа романского храма, а в самом раннем Парижском соборе готической архитектуры это высота уже была до 32 метров, затем в Реймском до 38 метров, и в Амьенском соборе – до 42,3 метров.

Важной характерной чертой готического архитектуры является многочисленные статуи, каменная резьба, орнаменты с растительными мотивами, рельефы, витражи – это остекленные части фасада или внутренних перегородок, окон и дверей сюжетами или орнаментами композициями из цветных стекол. Пространство соборов предоставляло неограниченные возможности для развития более реалистичного искусства. Отдельно стоящие фигуры, высеченные в полном объеме, заменили прежние рельефы, которые раньше как бы проступали из стены.

Соборы в нутрии и снаружи населены массой скульптур. Они занимают не только порталы и галереи, но их можно увидеть даже на кровле, на карнизах, на винтовых лестницах, на водосточных трубах. На фасадах и крышах размещались скульптуры фантастических животных (химеры, горгульи).

В скульптуре и живописи появились зачатки портретного и пейзажного жанров. Образы отличались индивидуальными чертами, одухотворенностью и возвышенностью. В скульптуре изображались религиозные и фантастические образы, а также изображения реальных людей.

Непременный элемент в готическом храме это ”роза” над входом в храм и прозаичная мозаика. Ранее витражи отличались яркими, интенсивными цветами, чаще всего красными и синими, которые фиксировались на схеме с помощью обжига. К середине XIII века краски становятся менее интенсивными, и рисунок наносится прямо на стекло.

Благодаря своей архитектуре готический собор с каждой точки смотрится по-новому. Он необозрим, часто ассиметричен и неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.
3.1. Готический стиль во Франции.

снаружи населен массой скульптур. раньше как бы проступали из стены.

тия более реалистичного искусства, отдельно стоящие фигурче чечечеч апидщршещриошщ

Более трех столетий продержалась готика во Франции. Последняя треть XII и первая четверть XIII в. — ранняя готика; с 20-х гг. до конца XIII в. — зрелая, или высокая, готика; XIV—XV вв. — поздняя готика, сначала радостно сияющая своей декоративностью и потому иногда называемая «лучистой», а затем «пламенеющая», чья бурно разросшаяся декоративность обретает уже самостоятельное значение. Длительность таких же периодов была далеко не одинаковой в разных странах.

Знаменитый собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) — самый внушительный и, несомненно, самый замечательный памятник ранней готики. Почти шесть веков прошло с тех пор, как он был воздвигнут. Париж преобразился благодаря его стройной громаде, воцарившейся над городом. Во много раз увеличилась за века столица Франции, украсилась многими другими памятниками, но Нотр-Дам по-прежнему главенствует над ней, по-прежнему остается ее символом. Это только начало готики, и потому горизонталь еще соперничает с вертикалью. Стена еще не исчезла, но главный фасад ее легок, башни завершаются тонким, изящным шпилем, который возносится к небу. Огромное ажурное окно, так называемая роза, сияет в центре второго яруса над устремленными ввысь стрельчатыми арками углубленных порталов.

Реймский собор вместе со столь же прославленным Шартрским собором– вершины французской зрелой готики.

Как и в парижском соборе Нотр-Дам, главный фасад – в три яруса, с ажурной розой посередине и двумя мощными башнями. Но здесь вертикаль легко и в то же время торжественно главенствует над горизонталью, устремляется ввысь стройно, ясно, без всякого напряжения. Ярусы почти стушевываются, и стена становятся не заметными.
Сен Шапель в Париже – самая восхитительная из королевских дворцовых капелл. Вместо стены – ажурный переплет окон со сверкающими чистыми красками витражами. Высокие, легкие столпы подхватывают столь же легкие нервюры свода. Стремительность взлетов и сказочная цветовая симфония создают в этом храме некое волшебно-поэтическое настроение.

От зодчих поздней французской готики можно было услышать такое суждение: «Кто хочет построить совершеннейший собор, тот должен взять от Шартрского – башни, от Парижского – фасад, от Амьенского – продольный корабль, от Реймского – скульптуру». Но и в этих высказываниях названы далеко не все замечательные соборы, воздвигнутые в готическую пору во Франции.
3.2. Готический стиль в Германии.
В Германии готический стиль развился позднее, чем во Франции. Готика была периодом расцвета германского искусства. Созданное германским художественным гением в готическую пору представляет драгоценнейший вклад в сокровищницу мировой культуры. В северо-восточной Германии, бедной камнем, пригодным для крупных построек, возникла особая кирпичная готика, иногда несколько тяжеловесная, но подчас и очень внушительная, с замечательными декоративными эффектами.

Немцы утверждают, что только в их зодчестве полностью выявлена сущность готического стиля и использованы все его возможности: только в их готике порыв действительно неудержим, действительно подымает к небу всю массу здания, создает и во внешнем его облике и под его сводами впечатление чего-то необъятного и непостижимого. Недаром немецкие зодчие заменили французскую розу стрельчатым окном над главным входом и нарушили боковые горизонтали контрфорсами. Во французской же готике, пусть тройной и гармоничной, полностью не исчезнувшая горизонтальность членений и общий размеренный ритм сдерживают порыв, вводят его в какие-то рамки разума, логики, и это в ущерб той стихии, которая присуща готическому зодчеству.

Гордость Германии – Кельнский собор. Этот собор считался венцом готического искусства. Гордость Франции – Амьенский собор послужил прототипом для Кельнского. Однако истинно головокружительный вертикальный порыв грандиозной каменной массы выдает в Кельнском соборе мастерство немецких зодчих.

Во Фрейбургском соборе, несравненном шедевре германской готики, порыв столь же мощный, как и в Кельнском, но при этом более сконцентрированный и потому неотразимо все покоряющий. В нем лишь одна башня, как бы заключившая в себе весь собор, слившись своим основанием с его фасадом, из которого она черпает великую силу, победно рвется к небу. Недаром считается, что эта башня – самое высокое и ясное откровение готической мысли.

3.3. Готический стиль в Англии.
Различие в отношении высоты к длине между памятниками английской готики и материковой сыграло решающую роль во всем развитии английского зодчества в позднее средневековье.

Условия, определившие историческое развитие английского государства, определили и характер английской готики. Как и страны материковой Европы, Англия переживала в то время экономический подъем. Однако в отличие от этих стран развитие промышленности и торговли Англии определялось в первую очередь не городом, а деревней. Городские интересы не имели в стране решающего значения. Вот почему Собор воздвигался не в центре города как символ его богатства и славы, а за городом, где помещался монастырь. Во Франции или в Германии собор всей своей стройной громадой царил над теснившимися у его подножия низкими жилищами горожан, мощным своим взлетом к небу противопоставляя себя им. В Англии собор гармонически вписывался в пейзаж и разрастался в первую очередь не в высоту, а так, чтобы вольготнее расположиться на лоне природы. Английские зодчие постарались выявить устремленность к небу по-своему. Воздвигая соборы все более вытянутыми в длину, они снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, и таким же изобилием настенных вертикальных переплетов, с добавлением третьей башни, уже не фасадной, а расположенной над средокрестьем.

Растянутость храмового здания, место его среди ровного живописного пейзажа с упором на вертикальность не архитектурного целого, а архитектурно- декоративных деталей фасада и интерьера – таковы отличительные черты английского готического зодчества.

Фантастически разросшиеся пучки колонн, тончайшие нервюры, свисающие ажурные воронки, вертикально чередующиеся решетчатые переплеты, рождающие впечатление полной невесомости сводчатого перекрытия. Здесь величавая одухотворенность готического зодчества как бы отступает перед безудержной, неисчерпаемой декоративностью (собор Глостера, капелла Королевского колледжа в Кембридже, собор в Солсбери, в Линкольне).
3.4. Готический стиль в Италии.
Итальянские мастера шли своим особым путем, наметившимся уже в романскую пору. Рост городов, нарождение новых социальных отношений вместе с новым мировосприятием определяли развитие итальянского искусства, все более по своей сущности светского. Заимствуя некоторые элементы готического стиля, воцарившегося в соседних странах, итальянские мастера оставались чужды его основе. Каркасная система, при которой как бы исчезала стена, была им не по душе, и стена сохраняла для них свое конкретное значение: ясно расчлененная, не рвущаяся ввысь, объемная, отнюдь не ажурная, прекрасная в своей стройности и уравновешенности. Не вертикаль, а размеренность увлекала итальянских зодчих, даже когда они строили здания с остроконечными башнями, стрельчатыми арками и оконными переплетами.

Фронтоны, горизонтальные полосы разноцветного мрамора, богатейшие инкрустации придают итальянским фасадам той поры радужную нарядность. А в храмовом интерьере, несмотря на стрельчатые своды и нервюры, как, например, в знаменитой флорентийской церкви Санта Мария Новелла мы ощущаем, прежде всего, ясную уравновешенность архитектурных форм. Даже такие шедевры позднего средневековья, как Дворец дожей и Дворец Ка Д'оро в Венеции с их воздушными арками и стрельчатыми окнами – памятники не столько готики, сколько некоего радостного, лучезарного искусства, много почерпнувшего в своей сказочности от арабского Востока.


  1. Заключение.


В заключение всего изложенного можно добавить только возражение тому, что Средневековье было перерывом в развитие культуры, безвременьем. По моему мнению, делая оценку Средневековой культуре, необходимо брать во внимание не только то, что она не имела ярко выраженного стилистического единства, но и то, что развивалась она во время напряженной духовной жизни. Это было время бесконечных вторжений варваров, усобиц между племенами и королевствами, смены религии, походов и войн. Все эти события, хорошо или плохо, повлияли на развитие культуры Средневековья.

Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством т.к. церковь была единственным началом, объединяющим разрозненные королевства. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения, по средствам внедрения религии в искусство.

Об архитектуре можно судить по следующим словам: «Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне». [Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.]

Романский стиль в архитектуре, на первый взгляд, кажется слишком грубым, почти примитивным по сравнению с современным ему византийским или следующим за ним готическим. Между тем творцы романского стиля - архитекторы, скульпторы, художники - освоив и развив новые строительные и художественные ремесла, сумели воплотить в жизнь грандиозный замысел - воплотить религиозный идеал этого времени, говоривший о грозном всемогуществе божества.

Романский стиль хотя и не оставил имена великих архитекторов, живописцев, скульпторов был крупным художественным явлением, объединившим в одно целое архитектуру, монументальную живопись и скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Синтез этих искусств, целостность художественного ансамбля достигались на основе архитектуры, игравшей главную роль в средневековом искусстве. Монументальные формы архитектуры помогали искусству быть «проповедью в камне». Оно имело общественное значение, и было обращено ко всем слоям общества.

Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатление от Готического собора. Стены не ощущаются, арки, галереи, башни и башенки, громадные окна с различными сюжетами, масса различных скульптур. Готический собор – это целый мир. Он вобрал в себя мир средневекового города. Если даже сейчас, в современном Париже, Собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков. Собор был важнейшим общественным местом города и оставался олицетворением «божественной вселенной». В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.

В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Готика преобразила бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода. В этот период оформляется готическое письмо с вытянутыми и изломанными линиями. В готическом стиле работали золотых и серебряных дел мастера, скульпторы и резчики по дереву, граверы по дереву и меди.

Готическое искусство с его интересом к явлениям реального мира подготовило расцвет искусства Ренессанса.

Не смотря на активное влияние церкви на культуру, формируются и процветают новые направления. В раннем Средневековье начинает оформляться светская музыка. Светская музыка была, в первую очередь, представлена народными песнями, а также песнями вагантов, трубадуров (конец XI века, trobador – изобретающий, находящий), актеров и других профессиональных исполнителей. XIIIв. в истории музыки называют веком старого искусства, тогда как искусство XIV в. принято называть новым, и именно в это время начинает возрождаться музыкальное искусство Возрождения.
В XII-XIV вв. важное место в западноевропейской культуре занимает рыцарство. Рыцари - это по сути дела воины, но в различных районах мира сложились свои представления об идеале воина. Именно рыцарская культура включала в себя сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-рыцарских развлечений, из которых особенно большой популярностью пользовались рыцарские турниры. Рыцарская культура создавала свой фольклор, свои песни, поэмы.

В альтернативу церковной литературе, имеющей приоритет, быстро развивалась и светская литература. В это время развивается новый литературный жанр - рыцарский роман. Очень быстро слово «роман» сделалось обозначением новой литературной формы. Этот литературный жанр в последующих веках стал самым популярным и распространенным жанром, заменившим летопись и эпос (XII-XIII вв. «История бритов» Гальфрида Монмутского – легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.).

В противовес рыцарскому роману в XIIIв. развивается городская литература. Формируется новый жанр - стихотворная новелла, которая способствует формированию горожан как единого целого.

Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе».

Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья – схоластика.

В народной культуре западноевропейского средневековья существовал мощный пласт народной смеховой культуры с его скептицизмом, вольномыслием и карнавальностью (карнавальная культура).

Специфика западноевропейской музыкальной культуры связана с появлением нотного письма, которое обязано своим рождением церковной музыкальной практике.

В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни.

Таким образом, средневековая культура Европы наполнена специфическими противоречиями. Как и всякая другая культура, она имеет свои, как и «темные» стороны, так и заслуги перед мировой культурой. Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили нам важнейшие великолепные памятники культуры, в том числе институты научного познания и образования.

5. Список литературы

1. Маркова А.Н, Никитич А.Л. « Культурология. История мировой культуры». Учебное пособие для вузов. М., 1995г.

  1. Багдасарьян Н.Г. «Культуроогия» Учебник для вузов. М., 2007г.

  2. Кармин А.С. «Культуроогия» Учебник для вузов.3-е издание. С-Пб., 2004г.

  3. Кравченко А.И. Учебник для вузов. М., 2003г.

  4. Суслова Т.И., Курмакин А.Э., Крыгина М.В., Захарова Л.Л. «Культуроогия» Учебное пособие. Томск, 2007г.

  5. Бирюкова Н.В. «История архитектуры». М., 2006г.

  6. Варданян Р.В. «Мировая художественная культура. Архитектура». М., 2004г.

  7. Гольдштейн А.Ф. «Зодчество». Учебник для учеников старших классов. М., 1979г.

  8. Баторевич Н.И., Кожецева Т.Д. Архитектурный словарь. С-Пб., 1999г.

  9. Станькова Я., Пехар И. «Тысячелетия развития культуры» М., 1984г.

  10. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. - 4-е изд., М., 2005г.

  11. Борзова Е.П. История мировой культуры. 5-е изд., С-Пб, 2007.

  12. Иванов К.А. Многоликое средневековье. - М.: 1996.

  13. Исаев, А.А История архитектуры: Текст лекций. - Чебоксары: ЧГУ, 2001.

16. Тяжелов В.Н. Малая история искусств. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. М., 1981.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации