Курсовая работа - Безработица молодежи как социально-педагогическая проблема - файл n1.docx

Курсовая работа - Безработица молодежи как социально-педагогическая проблема
скачать (70.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx71kb.07.07.2012 01:34скачать

n1.docx



Московский Городской Психолого-Педагогический Университет

Кафедра социальной педагогики

Курсовая работа

По социальной педагогике

На тему безработица молодежи как социально-педагогическая проблема.

Выполнила студентка

4 курса группы СоПв 4.1

Комарова Татьяна Михайловна

Научный руководитель

профессор кафедры "Социально-педагогических технологий"

Каменец Александр Владленович

Москва 2009/10 учебный год

Оглавление




Введение 3

I. Состояние проблемы безработицы молодежи в социально-педагогическом контексте. 5

1.1. Изученность безработицы молодежи как социально-педагогического явления. 5

1.2. Существующая практика решения проблемы безработицы молодежи социально-педагогическими средствами. 8

2.1. Использование возможностей социума в решении проблемы безработицы молодежи в социальной педагогике. 15

2.2. Основные требования к деятельности социального педагога в решении проблемы безработицы. 22

Заключение 33

Список использованных источников 36

Введение



Молодежь - явление конкретно-историческое, т.е. продукт истории и определенной культуры и в то же время их движущая сила и фактор перемен, социальная ценность. Современная жизнь требует кардинального изменения возрастного самосознания общества как следствия фантастических перемен в экономике и производстве под воздействием научно-технической революции, изменения стиля и характера во всех сферах общественной жизни. Необходимо новое понимание молодежи как самоценной стадии возрастного, духовного и социального развития. Молодость - не служебно-подготовительная фаза возрастного развития, как считалось веками, а главный источник сегодняшних перемен. Правильное понимание сущности молодежи, грамотная молодежная политика - это условие прорыва общества в будущее. Где молодежь и грамотная работа с ней - там успех. Напротив, взрослость сегодня нередко более ущербна, чем молодость, так как отягощена догмами вчерашнего дня, устаревшим опытом, утратой к восприимчивости нового.

Именно поэтому важно уделять достаточное внимание развитию ребенка с самого рождения, контролировать его вхождение в социум, начиная с детского сада, затем в школе, в вузе. Ведь именно в процессе социализации человек приобретает все социально важные знания, умения и навыки, находит себе место в жизни. И если этот путь пройден грамотно, то у человека не возникает таких проблем, которые он не смог бы решить в своей жизни.

Социальная педагогика изучает проблемы, связанные с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, лица, его замещающего, воспитателя и пр.), которая способствует проведению человека, начиная с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества. Это осуществляется в соответствии со сложившимися традициями, обычаями, культурой и социальным опытом жизнедеятельности той среды, в которой живет человек.

Исходя, из вышесказанного можно сказать, что социальный педагог играет важную роль в жизни ребенка, во многом при помощи него решаются такие проблемы, которые сама семья или школа решить не в состоянии. Как раз социальный педагог является таким посредником, который связывает воспитание и образование и находит тот выход, который поможет становлению личности человека в будущем.

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей проблемы безработицы молодежи как социально-педагогического явления.

Объект исследования – социально-педагогическая помощь.

Предмет исследования – решение проблемы безработицы у молодежи социально-педагогическими средствами.

Задачи исследования:

В ходе работы были применены следующие методы исследования:

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников.

В работе использованы книги, учебники и учебные пособия, методическая литература, публикации по исследуемой теме.

I. Состояние проблемы безработицы молодежи в социально-педагогическом контексте.

1.1. Изученность безработицы молодежи как социально-педагогического явления.


С точки зрения социально-психологического подхода: молодежь - определенный возраст со своими биологическими и психологическими отношениями, а вследствие этого - обладает всеми особенностями возрастного класса.

В ситуации сложной экономической и социальной нестабильности в нашей стране, молодежь имеет множество препятствий для самореализации, профессионального самоопределения и роста.

К особо тревожным тенденциям в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на " поточное" воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны [4, 15].

Сравнительно низкую конкурентоспособность молодежи обуславливает действие ряда факторов:

Молодежная безработица охватывает возрастной период от 16 до 30 лет. Это могут быть подростки, получившие неполное среднее образование и молодые люди с дипломами об окончании ВУЗа. Их объединяет то, что они не имеют опыта и навыков работы.

С точки зрения проблем рынка труда молодежь неоднородна и по возрасту, и по образовательному уровню, и по качественному составу своих целей и потребностей. В связи с этим в социальной группе "молодежь" можно выделить, по меньшей мере, четыре подгруппы, для которых характерны специфические проблемы.

В возрасте 14-16 лет у молодых людей несколько меркнет авторитет учителей и родителей. На первый план выступают авторитеты в новой сфере общения - трудовой. Это возраст становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу. Необходимо предпринять усилия на то, чтобы у молодого человека сложился устойчивый стереотип в оценке и ранжировании потребностей как в трудовой, так и в досуговой сфере жизнедеятельности.

Для 16-18-летних необходима поведенческая и профессиональная переориентация. В современных условиях для молодых людей этого возраста характерно стремление адаптироваться к новым условиям жизни. Они готовы к смене профессии, принимают рыночные отношения как объективные, ищут способы приспособиться к ним.

18-23-летние, как правило, имеют среднее образование и профессию. Во многих случаях профессия оказывается невостребованной, и в этом случае остро встает вопрос профессионального переобучения, а иногда и профессиональной реабилитации. В этот период необходим целый комплекс мер по социальному обеспечению нормального включения в процесс производства.

Среди молодежи старше 23 лет, впервые входящую в рынок труда, значительную долю составляют выпускники высших учебных заведений. Проблема трудоустройства выпускников высшей и средней специальной профессиональной школы приобретает все большую остроту и иногда выделяется даже на далеко неблагоприятном фоне трудоустройства представителей других групп молодежи. После 23 лет в жизни молодых людей чаще наступает период достижения трудовой и социальной стабильности, экономической самостоятельности и профессионального самоопределения [10,45].

Сегодня большая часть подростков и молодежи — будущих соискателей на рынке труда—психологически не готова к складывающейся в экономике ситуации. Социальные педагоги и психологи указывают на такие ориентации нынешнего подрастающего поколения, как нежелание устраиваться после учебного заведения на непрестижную, низкооплачиваемую работу. В выборе профессий доминируют специальности бизнесмена, брокера, экономиста, юриста, работника торговли, кооператора. Другие профессии, в первую очередь рабочие специальности, остаются, по оценкам подростков, вне рыночных отношений. В поисках работы юноши и девушки хотят получить сразу все или ничего.

Несомненно, молодежная безработица имеет свои последствия, как правило, негативные. Далее мы рассмотрим эту проблему более подробно.

1.2. Существующая практика решения проблемы безработицы молодежи социально-педагогическими средствами.


Высокий уровень безработицы среди молодежи (граждане в возрасте до 30 лет) влияет на социальную напряженность в обществе. Для решения проблем занятости и создания эффективной системы обучения молодежи непосредственно на рабочих местах с 1 января 1996 г. на территории РФ была введена в действие программа организации временной занятости безработной молодежи «Молодежная практика». Эта форма работы позволяет повысить конкурентоспособность молодых людей на рынке труда, способствует их дальнейшему трудоустройству. Территориальными органами службы занятости и молодежными биржами труда создаются региональные программы трудоустройства несовершеннолетних.

"Молодежная практика" - это форма поддержки службой занятости населения молодых людей в возрасте от 16 до 26 лет включительно в период поиска работы, призванная помочь им найти место работы по специальности, обрести экономическую и социальную самостоятельность. Для этого на договорной основе с предприятием создается временное рабочее место, на котором молодой стажер под руководством опытного наставника имеет возможность работать в течение шести месяцев по полученной специальности. Хорошо зарекомендовавший себя стажер имеет возможность по истечении шести месяцев или досрочно получить постоянное рабочее место на этом или другом предприятии [13, 148]. Участие молодежи в программе "Молодежная практика" дает возможность;

Финансирование программы осуществляется на основании договора, заключаемого между работодателем, обеспечивающим создание временных рабочих мест Молодежной биржей труда, которая этим вопросом и занимается.

В целях создания условий по приобщению несовершеннолетних граждан к труду, получения профессиональных навыков и адаптации к трудовой деятельности проводится работа по организации временной занятости граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Для участия в этом виде занятости в приоритетном порядке направляются дети из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей. В основном эта работа организовывается в период летних школьных каникул и подростки с удовольствием откликаются на такое предложение. Почти во всех районах подростки занимаются подготовкой школ к новому учебному году, озеленением и благоустройством территории населенных пунктов. Положительным моментом при организации временной занятости подростков в летний период является совмещение работ с отдыхом [21].

Как отмечает А.Д. Сазонов и Н.И. Калугин важнейшими задачами в работе с безработной молодежью являются следующие:

Для России актуальной остается проблема сохранения кадрового потенциала, особенно среди женщин, она требует определенных мер со стороны государства.

Подводя итоги, необходимо отметить, что служба занятости решает не только социальные, экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний - одни их основных направлений службы занятости по работе с безработными. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству. Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная социально-психолого-педагогическая помощь безработным, включающая в себя: консультирование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и психотерапию.

Таким образом, наиболее эффективен комплексный подход к решению проблем занятости и безработицы с учетом экономических и социальных факторов, способствующих обеспечению занятости населения в соответствии с потребностями рынка труда.

Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

Социально-педагогическая помощь молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических, психологически комфортных условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества [12, 245].

При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.

Так, открыты Центра социального здоровья семьи и детей в Москве, Костроме, Петрозаводске, Томске и др., развиваются службы психологической, медико-социальной помощи семье и подросткам, открываются "телефоны доверия", консультационные центры. Такие центры действуют более чем в 30-ти регионах России.

Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и насилие, создаются социальные приюты.

С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.

Кроме этого в ряде регионов созданы Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр.

Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе социально-педагогической и психологической служб. В настоящий период она представлена социальными педагогами и психологами в детских садах и школах; семейной социально-педагогической и психологической службой; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.

Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.

Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.

В системе социально-педагогического и психологического консультирования различают

Основными направлениями деятельности медицинских учреждений, оказывающих помощь детям и подросткам, являлись до недавнего времени сугубо медицинские проблемы. Это санитарно-просветительская работа среди девочек, их родителей и педагогов, осуществление профилактических осмотров для выявления "группы риска" и больных, оказание лечебно-профилактической помощи девочкам и девушкам с гинекологическими заболеваниями и т.д.

Однако масса проблем интимной жизни детей, право на которую отрицалось взрослыми, заставляет сегодня медицинские учреждения вводить в свои штаты психологов, психотерапевтов, социальных работников, открывать " телефоны доверия".

В настоящее время во многих регионах России открыты центры социальной помощи семье и детям. Работа с подростками в них идет по обращаемости (через "телефон доверия" и консультирование, когда подростки анонимно обращаются за помощью к специалисту психологу, врачу-гинекологу, сексопатологу и т.д.) и путем привлечения в центры подростков из школ, ПТУ, техникумов. При центрах работают медико-педагогические школы, где на профессиональном уровне проводятся занятия с группами подростков по проблемам сексуального поведения, репродуктивного здоровья, вреде абортов и ранних половых контактов, профилактики венерических заболеваний и т.п. [14, 25].

Получили развитие и центры здоровья подростков, планирования семьи, консультации "Брак и семья", которые оказывают консультативную, лечебно-профилактическую помощь по всем вопросам полового воспитания подростков.

Социально-педагогическая, психологическая и медицинская помощь рассчитаны на создание оптимальных условий жизни каждого человека. Так как именно эмоциональное, психическое и физическое здоровье человека обеспечивают нормальное существование в социуме.
Из всего вышесказанного, мы можем сделать следующие выводы по I главе:

II. Основные социально-педагогические стратегии решения проблемы безработицы молодежи.

2.1. Использование возможностей социума в решении проблемы безработицы молодежи в социальной педагогике.


Прежде всего, на наш взгляд, целесообразней будет рассмотреть в данной главе теоретические аспекты факторов оказывающих влияние на процесс социализации, чтобы затем, рассматривая каналы социализации современной российской молодежи иметь четкое представление о механизме воздействия.

Факторы социализации можно рассматривать в их различных сочетаниях. Одно из них — выявление макро-, мезо - и микрофакторов, влияющих на социализацию личности. Макрофакторы — это, прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации. К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные средства массовой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает или учится. К мезофакторам, видимо, следует отнести и церковь. Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структуры, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Другими словами, это социум в узком плане, или микросоциум личности [15, 76].

Макро - и мезофакторы могут влиять на социализацию личности как прямо, непосредственно, так и через микрофакторы. Очевидно, что информация, получаемая человеком из СМИ, влияет на процесс его социализации без всяких «посредников». Однако значительная доля этого влияния распространяется путем его трансформации через факторы конкретного социума, через агентов социализации, т.е. тех людей, с которыми индивид непосредственно взаимодействует. Понятно, что на каждом этапе социализации состав людей меняется, хотя «ядро» агентов социализации может оставаться одним и тем же долгие годы. Это, прежде всего ближайшее семейное окружение: родители, жена (муж), дети, братья (сестры), а также друзья или близкие товарищи.

Теперь разобравшись с теоретическими предпосылками каналов социализации можно перейти к освещению проблемы факторов оказывающих влияние на социализацию молодежи в современном обществе.

На основе вышеназванной типологии можно выстроить иной иерархический ряд социальных факторов, определяющих вектор процесса социализации, например, студенческой молодежи.

  1. Факторы макроуровня - социально-экономические и социально-политические процессы, протекающие в обществе в целом. От них непосредственно зависит возможность освоения молодым поколением ценностных идеалов и норм, декларируемых обществом.

  2. Факторы среднего уровня - система высшего образования, реформирование которой должно скорректировать мотивацию обучения в высшей школе и смысл образовательной деятельности.

  3. Наконец, к факторам микроуровня можно отнести влияние процесса организации учебной деятельности в вузе, Студенческую группу, преподавательский состав вуза. От этой группы причин непосредственно зависят характер и содержание воспитательного процесса в вузе [15, 86].

Выделенные три группы факторов должны друг друга дополнять и резонировать. Однако такое их гармоничное взаимодействие не является обязательным: возможно и противоречие этих факторов. В условиях системного кризиса российского общества, бесспорно, доминирующая роль в процессе социализации принадлежит факторам макро и мезоуровней.

Рассмотрим эти факторы более подробно. Быстрые темпы радикальных перемен в жизни современных народов, усиление вероятностных и стохастических тенденций в социальном бытии населения Земли делают жизнь любого общества подверженной многочисленным социальным рискам и особенно актуализируют процессы выживания человечества; в связи, с чем на первый план выходит проблема социализации молодежи, главного богатства любого общества.

Появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в российском обществе с необходимостью ставят вопросы о смысле и существе процесса социализации, о сходстве и различии в процессах воспитания, образования и обучения подрастающих поколений, о современной молодежи, существенно отличающейся от молодежи предшествующего времени.

В последнее время в нашей стране появились принципиально новые каналы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования молодежи, ее адаптации в радикально меняющемся обществе. Наиболее значимыми из таких каналов являются: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация всех сфер социальной жизни, становление основ нового типа общества как его базовых характеристик.

В этих условиях рынок труда превращается в один из весомых социальных индикаторов рыночных отношений, что обусловливается существующим на нем спросом и предложением, а также наличием свободных рабочих мест, которые могут быть предложены молодежи, впервые выходящей на этот рынок и обладающей, во-первых, определенным уровнем знаний, а во-вторых, конкретными пожеланиями относительно своей будущей работы. Именно рынок проверяет все качества подрастающих поколений: моральные и деловые, их культурные миры и профессиональные умения. Степень «обеспеченности» молодых людей такими социальными качествами, которые будут востребованы на протяжении всей их активной экономической жизни, и определит, в конечном счете, возможные контакты с миром, с партнерами, равно как и сформирует умение работать в постоянно трансформирующемся обществе и нестабильных условиях бытия, впрочем, эта цель стоит перед всеми институтами общества, где происходит социализация молодежи.

Условия современной России неизбежно приводят к тому, что наблюдается постоянно сокращающаяся численность молодежи, которая ставит перед российскими институтами власти другое проблемы, связанные с замещением существующих рабочих мест необходимыми работниками, в связи, с чем на ближайшие три десятилетия будет ускоренными темпами осуществляться иммиграция в РФ, со всеми связанными с этим комплексными социально-культурными проблемами, в том числе и социокультурной адаптацией иммигрантов в условиях обостряющихся эмоциональных отношений российской молодежи к иммигрантам [17, 66].

Сейчас изменилась роль традиционных и новых каналов социализации молодежи, каждый из наиболее значимых социальных институтов, осуществляющих социализацию молодежи, существенно изменился в условиях транзитивности: семья становится более нестабильной и малодетной, коммерциализируются все звенья системы образования, которое становится сервисноориентированной сферой деятельности, а не главной формой трансляции культуры подрастающим поколениям. Само образование в либерально-демократическом обществе перестает быть обязанностью подрастающих поколений, но не приобретает статуса правовой нормы, в связи с затянувшейся реформацией системы образования практически во всех постсоциалистических странах.

Кроме того, коммерциализация образования нарушает законодательно закрепленные принципы его гуманизации и демократизации, поскольку разрушает равенство шансов в приобщении к знаниям и культуре, углубляет имущественное и социальное неравенство в обществе. Высшее учебное заведение в том виде существующей сейчас – это учебное заведение для хорошо обеспеченных и богатых, а богатство у нас часто связано с властью. Это значит, что, к сожалению, в нашей стране возрождается сословный характер обучения. Государство, не находя применение высокому образовательному потенциалу молодых людей, не обеспечивая нормальные возможности им самим зарабатывать на жизнь, поставило большинство из них на грань бедности, плодит маргиналов, что ведет к дезинтеграции общества. При этом, поощряя распространение самых дорогостоящих в мире развлечений и делая недоступными для большинства молодых людей учреждения высокой культуры, оно неизбежно толкает их в криминальные структуры.

Реальностью российского общества в первой половине 90-х гг. ХХ в. стало включение России в глобальное информационное пространство. Средства массовой коммуникации, включающей все виды информации, функционирующие в этом пространстве, созданном при помощи новых технологий (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации), стали важнейшим агентом социализации молодежи. Они распространяют и популяризируют определенные образцы, стили и нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которой необходимо стремиться. Напрямую такое воздействие осуществляется через рекламу.

Следует заметить, что влияние телекоммуникации можно оценивать и как отрицательное и как положительное. С одной стороны, коммерциализация телеканалов приводит к преобладанию на телеэкранах низкопробных западных фильмов, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью. Кроме того, значительное место на экране занимает реклама. С другой стороны, появление новых типов видеопрограмм помогает молодежи, как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Информационное поле нового типа пронизывает все сферы социальной жизни, затрагивая социализационные процессы в различных институтах социализации.

Повседневная деятельность человека постепенно заряжается «экстриализацией» из-за чрезмерного воздействия аудиовизуальных средств информации, компьютерных игр и т.п., вытесняющих свободное мышление, индивидуальность мышления, социальное общение.

Принципиальное отличие советского телевидения от нынешнего российского иллюстрирует трансформацию одной из сторон социальной действительности. Но воспитанный на доверии к СМИ, человек российского общества, склонный доверять информации, не сразу оказался готовым отобрать из нее нужное для себя.

Распространенным феноменом российской действительности стала молодежная субкультура, представляющая собой полифункциональное явление, отвечающее сущностным потребностям развития личности, и, прежде всего, потребности в социальной и культурной идентичности, «встроенности» человека в некое социокультурное сообщество. Возрастные группы, которые оформляются как носители молодежной субкультуры, становятся социализирующим фактором. Их роль возрастает тогда, когда основные институты, обеспечивающие социализацию молодежи (семья, школа, общественные организации, СМИ), пропагандируют весьма разнообразные и отличные друг от друга ценности и модели поведения, что осложняет процесс поиска себя, обретения социального статуса [4, 69].

Следовательно, среди новых каналов социализации молодежи наибольшее значение приобретают СМИ и Интернет. В роли мощных каналов социализации выступают аудиовизуальный мир: телевидение, реклама, игровые технологии современных СМИ, а также деятельность радикально изменившихся социальных организаций. В противовес глобальным - развиваются и усиливаются региональные и локальные традиции в современной духовной культуре подрастающих поколений, что необходимо учитывать в процессе работы с молодежью.

По мнению социологов, существуют не только рефлексивный, но и другие механизмы социализации. В этом смысле можно говорить о традиционном механизме, представляющем собой процесс усвоения молодыми людьми норм, ценностей, эталонов поведения семьи, ближайшего социального окружения (товарищеского, профессионального, досугового и другого). Называют межличностный механизм социализации, означающий процесс общения молодого человека со «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстниками-друзьями). Здесь вместе с тем нужно подчеркнуть, что общение со «значимыми другими» из определенных социальных групп и организаций и их влияние на социализирующуюся личность не идентично воздействию, оказываемому этой группой или организацией в целом.

Еще один механизм социализации молодых людей имеет название стилизованного, поскольку связан со стилем жизни группы людей, характеризующихся определенной субкультурой — комплексом морально-психологических и поведенческих черт, типичных для тех или иных молодежных групп. Субкультура способна надолго стать мощным социализирующим фактором в той степени, в какой ее носители окажутся представителями референтной группы для данной личности [10, 78].

Особо следует сказать об институциональном механизме социализации, что означает, как это следует из самого термина, социализацию личности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, созданными как специально для этой цели, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следует отнести, прежде всего, институты образования и воспитания, к числу вторых — производственные, политические, учебные, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие.

Значение социальных институтов для процесса социализации молодых людей состоит, прежде всего, в том, что под их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей. Конечно, в первую очередь здесь наибольшее влияние на личность оказывают институты семьи, образования и воспитания. Однако с точки зрения задач социализации они не тождественны в своих функциях. Если в семье происходит освоение личностью социокультурных стандартов и общечеловеческих норм и ценностей, то в рамках институтов образования происходит освоение знания, аккумулированного в нем социального опыта, реализация способностей и дарований личности.

Соответственно, можно сделать вывод, что молодой человек формируется как личность по мере того, как развиваются его социальные качества, определяющие его как члена конкретно-исторического общества. Социализация подрастающего поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения. Существуют, как минимум, три системы социализации - «врастания» молодых в мир взрослых. Первая - так называемая направленная социализация. Ее создает социальная система. Вторая — система «стихийной» социализации. Сюда относят обычно как все то, что обобщают словом «улица» (детские и подростковые компании), так и влияние средств массовой информации, книг, искусства, и т.д. И третья система — самовоспитание личности, ее способность к принятию грамотных решений.

2.2. Основные требования к деятельности социального педагога в решении проблемы безработицы.


Среди основных причин безработицы исследователи этой проблемы выделяют: отсутствие законодательства, направленного на развитие молодежной занятости; отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и образовательными учреждениями, отсутствие необходимых навыков целенаправленного поиска работы и другие.

Для улучшения положения с трудоустройством молодёжи представляется необходимым организовать процесс обучения на основе концепции профессионального развития: расширить систему профориентации; повысить информированность молодёжи о реалиях и перспективах развития рынка труда.

Поиск новых решений в области поддержки профессионального самоопределения молодежи должен быть направлен на формирование профориентационной компетентности. Целью профориентации является оказание помощи молодым людям, в основном учащимся общеобразовательных школ, в выборе профессии, специальности, места работы или учебы с учетом склонностей и интересов людей, их психофизиологических особенностей, а также с учетом складывающейся конъюнктуры на рынке труда.

Проведение профориентационной работы является одним из направлений деятельности школьного социального педагога, которую он осуществляет совместно с практическим психологом, классными руководителями, профконсультантами - специалистами - служб занятости населения.

Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация [18, 23].

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.д.

Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, друзья и др. при этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искаженно, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

В связи с этим перед социальным педагогом стоит довольно сложная задача - исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана часть профпросвещения.

Планирование работы по профпросвещению в школе, в частности, по профпропагнде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностики. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.

Исходя из того, что профпросвещение процесс активный, следует больше опираться на такие метода работы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации [21].

Как считает А.Д. Сазонов, положительные результаты профпросвещение будет иметь тогда, когда данная работа будет, проводится с умелым педагогическим тактом. Он выделяет следующие направления работы в этой области:

Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят социальный педагог, классные руководители с привлечением специалистов различных профессий.

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

Профессиональная диагностика осуществляется в целях изучения школьников составляет, один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Диагностическое обследование понять, чего испытуемый достиг на пути формирования тех или иных способностей (в том числе и профессиональных).

Для изучения профессиональных намерений и профессиональных планов школьников могут применяться такие методические приемы как анкеты, беседы, сочинения, а также профессиональные тесты. При этом необходимо выяснить, есть ли у учащегося предпочитаемые профессии, продуманы ли пути овладения ими, имеются ли резервные профессиональные намерения на случай, если не осуществятся основные и т.д. [19, 104].

Еще одна форма профориентационной работы - профессиональная консультация. Профконсультация, по мнению – это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.

В работе профконсультации выделяют три этапа:

1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.

2. Цель завершающей профконсультации- оказание помощи в выборе профессии и соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика.

3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально- технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п. [19, 119].

На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация, прежде всего, носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта состоит в том, чтобы направлять его деятельность. На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную.

Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной профдиагностики личности учащихся. Медицинскую профконсультацию проводят заблаговременно, чтобы дать возможность подростку самостоятельно подойти к правильному выбору профессии, исходя из состояния своего здоровья и требований, предъявляемых человеку профессией. Это работа осуществляется с участием школьного врача и других медицинских работников.

Отдельные профессии предъявляют повышенное требование к психологическим особенностям личности. Несоответствие личностных качеств работника требованиям профессии может привести к перегрузке нервной системы, а подчас и к заболеваниям.

В том случае, если после сопоставления медицинского и психолого-педагогического обследования учащегося с его профессиональной направленностью обнаружатся противопоказания, профконсультант должен тактично и доказательно объяснить ему невозможность сделанного им выбора так, чтобы рекомендуемая профессия не шла вразрез со склонностями и способностями учащегося, а определенным образом соответствовала ему [13, 61].

Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, т.к. основная задача на этом этапе - помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.

Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной [13, 77].

Профессиональный отбор является частью профориентации. В процессе профессионального отбора определяется профессиональная пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.

Под профессиональным отбором понимают специального организованный исследовательский процесс, цель которого - выявить и определить с помощью научно- обоснованных методов степень и возможность психофизиологической и социально - психологической пригодности претендования на обучение и работу по сложным ответственным профессиям.

Профотбор подразделяется на два типа - констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме «годен» и «негоден». В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что отвечает в большей мере нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест [18, 71].

С усложнением труда в процессе научно- технического прогресса в условиях ускорения возможен рост ограничений к некоторым профессиям. Наряду с этим в народном хозяйстве нашей страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных физических и психофизиологических требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и психофизиологические ограничения с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать одну из них.

Нередко профотбор трудно осуществлять из-за недостаточности развития методики его применения. Например, при отборе абитуриентов в вузы вступительные экзамены еще не дают оснований судить о профессиональной пригодности поступающих. Именно поэтому сейчас при вступительных экзаменах введено профориентационное собеседование [13, 100].

Социально - профессиональная адаптация молодежи - следующая форма профориентации является важнейшим этапом процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется насколько жизненные планы, оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.

Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда, в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве [19, 68].

В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально- психологических отношений в малой группе.

Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально- психологическую [18, 60].

По мнению некоторых ученых, профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия.

Социально- психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально- профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными и т.п.
Таким образом, изучив теоретический материал по данной теме, мы можем сделать следующие выводы по II главе:

Существуют, как минимум, три системы социализации - «врастания» молодых в мир взрослых. Первая - так называемая направленная социализация. Ее создает социальная система. Вторая — система «стихийной» социализации. Сюда относят обычно как все то, что обобщают словом «улица» (детские и подростковые компании), так и влияние средств массовой информации, книг, искусства, и т.д. И третья система — самовоспитание личности, ее способность к принятию грамотных решений.

Положительные результаты профпросвещение будет иметь тогда, когда данная работа будет проводится с умелым педагогическим тактом. Выделяют следующие направления работы в этой области:

Существует много форм работы социального педагога в решении проблемы профориентации молодежи: Профессиональная диагностика осуществляется в целях изучения школьников составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников (изучение) ценностных ориентаций, интересов, потребностей, склонностей, способностей, профессиональной направленности, профессиональных намерений, мотивов выбора профессии, черт характера, темперамента, состояния здоровья.

Для изучения профессиональных намерений и профессиональных планов школьников могут применяться такие методические приемы как анкеты, беседы, сочинения, а также профессиональные тесты. Еще одна форма профориентационной работы - профессиональная консультация. Профконсультация, по мнению А.Д. Сазонова – это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.

Заключение


Современная социально-экономическая ситуация в стране требует не только фундаментализации образования и профессиональной подготовки молодежи в условиях рынка, но и высокой степени субъектности молодого поколения в социуме, создание оптимальных условий для ее самоорганизации и самореализации, развитие социально-профессиональной компетенции, социальной активности и ответственности. Существующая низкая субъектная включенность молодежи в общественные процессы формирует адаптационный механизм социализации, что значительно тормозит развитие нашей страны.

Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе социально-педагогической и психологической служб. В настоящий период она представлена социальными педагогами и психологами в детских садах и школах; семейной социально-педагогической и психологической службой; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.

Изучив теоретические основы социально-педагогической помощи молодежи в решении проблемы безработицы, мы можем сделать следующие выводы:

Положительные результаты профпросвещение будет иметь тогда, когда данная работа будет проводится с умелым педагогическим тактом. То есть:

Существует 3 этапа профориентационной работы социального педагога:

На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта состоит в том, чтобы направлять его деятельность, и консультация носит развивающий характер. На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную. Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной профдиагностики личности учащихся. Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, т.к. основная задача на этом этапе - помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе.

С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.
Следовательно, подготовка подрастающего поколения к созидательному труду - важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой социально-педагогический, психологический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху профессиональной деятельности и сокращению безработицы среди молодежи.



Список использованных источников


  1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.

  2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 440 с.

  3. Дряхлов Н. И., Моор С. М. Актуальны ли сегодня проблемы молодежи? // Социологические исследования. - 1994. - № 3. – с. 56-59.

  4. Зубок Ю. А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. - М.: Гуманитарный институт, 1998. – 237 с.

  5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.

  6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/Под ред. В.А. Сластенина. – 5-изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с.

  7. Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов .- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.- 399 с.

  8. Новокшенова И. Б., Мещерякова О. К. Современные направления содействия занятости молодежи // 11 Московский международный молодежный форум «Образование – занятость – карьера»: Сборник текстов участников научно-практической конференции «Мост в будущее». М.: Изд-во РЭА, 2001. - С. 372-373.

  9. Основы социальной работы: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова и др.; Под ред. Н.Ф. Басова.- М.: Изд. Центр. «Академия», 2005.- 288 с.

  10. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы – М.: Знание,1999. – 158 с.

  11. Рынок труда: Учебник / Под ред. В.С. Буланова, Н.А. Волгина.- М.: Педагогика, 2000.- 415 с.

  12. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 416 с.

  13. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие/ Отв. ред. д.и.н., Е.И. Холостова; д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2001. – (Серия «Высшее образование»). – 218 с.

  14. Социология молодежи/ Под ред. В. Т. Лисовского. – Спб.: Изд-во СПбГУ. 1996. – 157 с.

  15. Социология молодежи: Учебник / Под ред. Д-ра социол. Наук, проф., чл.-корр. РАН В.Н. Кузнецова. - М.: Гардарики, 2005.-335 с.

  16. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М., 2001 г. – (Серия «Высшее образование») . – 163 с.

  17. Формирование мировоззренческой культуры молодежи. / Под ред. В.Г. Табачковского. – М.: Мир, 1999. – 170 с.

  18. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи.- М.: Профессионал, 1993.- 267 с.

  19. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.

  20. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.

Ярская В.Н. Методология адаптации молодежи к рынку труда // Проблемы адаптации молодежи к рынку труда: Материалы российского совещания. Саратов: ПМУЦ, 2001. – с.214-217.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации