Агранович - Пономарева Е.С., Аладова Н.И. Интерьер и предметный дизайн жилых зданий - файл n1.doc

приобрести
Агранович - Пономарева Е.С., Аладова Н.И. Интерьер и предметный дизайн жилых зданий
скачать (23703 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc23703kb.07.07.2012 01:33скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Е.С. Агранович-Пономарева Н.И. Аладова

ИНТЕРЬЕР

SJ

И ПРЕДМЕТНЫЙ ДИЗАЙН ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ

ВЫСШК1 ОБРАЗОВАНИЕ

s

4t

<щУ —>

Серия «Высшее образование»

Е.С. Агранович-Пономарева, Н.И. Аладова

ИНТЕРЬЕР

И ПРЕДМЕТНЫЙ ДИЗАЙН

ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений

подготовлено в соответствии с Государственным

образовательным стандартом высшего образования РФ

и программой учебного курса

Ростов-на-Дону Л[> еникс

2005

ББК 85.128 о^ Ц Ъ ~ \ I \0 ,S * ^

А-25

X

634967

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
ГОУ впо «ЧУВАШСКИЙ
ГОСПЕДУНИВЕРСИТЕТ
им. И.Я. Яковлева»


Агранович-Пономарева Е.С., Н.И. Аладова А-25 Интерьер и предметный дизайн жилых зданий / Аграно­вич-Пономарева Е.С., Аладова Н.И. — Ростов н/Д: Фе­никс, 2005. — 352 с. — (Высшее образование).

В учебном пособии раскрывается комплексный подход к фор­мированию интерьера, учитывая социальную целесообразность жилого интерьера, его функционально-технологические аспекты, пространственную организацию жилища и экологические прин­ципы. Объясняется специфика проектирования основных поме­щений квартиры: прихожей, общей, спальной и детской комнат, кухни ванной и туалета. Даны художественные особенности про­ектирования жилого интерьера: композиционное и цветовое ре­шения, использование стекла, тканей, зелени в интерьере.

Особая глава посвящена отделке стен обоями, декоративными листами и панелями, установлению трансформируемых перегоро­док и штор и многим другим конструктивным приемам обору­дования жилища.

ISBN 5-222-05963-4 ББК 85.128

©Агранович-Пономарева Е.С., Аладова Н.И., 2005 ©Изд-во «Феникс», оформление, 2005

\

Введение

В высших учебных заведениях, готовящих специалистов в об­ласти дизайна архитектурной среды, интерьера, помимо общетех­нических дисциплин существуют базовые дисциплины, составля­ющие стержень учебного процесса. Это — «Интерьер и предмет­ный дизайн», «Типология жилых зданий», «Проектирование ин­терьера и мебели». Мы подготовили учебное пособие, которое мо­жет быть использовано в процессе выполнения курсовых и дип­ломных проектов по тематике «Интерьер и предметный дизайн жилища», в работе над магистерскими и кандидатскими диссер­тациями по этой теме.

Цель дисциплины — выработать у студентов творческий под­ход к формированию жилой среды, дать навыки архитектурно-дизайнерского проектирования жилого интерьера.

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

  1. использовать фундаментальные знания, полученные в про­цессе обучения, для проектирования интерьера как системы фун­кциональных, объемно-пространственных, инженерно-технических и художественных компонентов;

  2. получить прикладные знания основ теории архитектурно-дизайнерского проектирования интерьера;

  3. приобрести навыки графического представления проекти­руемого пространства, передачи цвето-фактурных качеств мате­риалов, мебели, оборудования.

Глава I

Комплексный подход к формированию интерьера

1.1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛОГО ИНТЕРЬЕРА

Основная цель научной и проектной деятельности в области жилища — создание материально-пространственных условий для жизнедеятельности семьи. Учет всего комплекса потребностей семьи позволяет обеспечить архитектурными средствами нормаль­ное протекание хозяйственно-бытовой и культурной деятельнос­ти, необходимой для восстановления физического и духовного потенциала членов семьи.

Оптимальность среды жизнедеятельности обеспечивается удов­летворением комплекса социальных, функциональных, техноло­гических, художественных потребностей. Характер этих потреб­ностей зависит, прежде всего, от типа семьи — количества поко­лений, количества членов семьи, их возраста, рода занятий, психи­ческого склада характера, художественных предпочтений. Изме­нение характера этих требований зависит от динамических про­цессов, происходящих в семье: рождаются и взрослеют дети, от­почковываются новые семьи, стареют родители. Поэтому работа над интерьером бесконечна.

й подход к формированию интерьера

5

1.1.1. СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ЖИЛОГО ИНТЕРЬЕРА

Социальная целесообразность жилого интерьера обеспечивается тем, что средствами архитектуры в полной мере реализуется самый гуманный ее принцип — «Человек есть мера всех вещей».

Биосоциальная составляющая этой функции обеспечивается учетом антропометрических данных, соблюдением санитарно-гигиенических норм (верхние и нижние пороги освещенности, время инсоляции, температура и влажность воздуха и т. п.), со­вершенствование инженерно-технического обслуживания.

Не менее важной является гомосоциальная составляющая, обес­печивающаяся мероприятиями по созданию здорового психоло­гического климата в семье.

Итак, основная социальная функция жилища — дать каждому члену семьи ощущение покоя и безопасности, защитить его в фи­зическом и психологическом смысле. Физический комфорт дома определяется тем, насколько полно учитываются биомеханические характеристики, психологический комфорт, насколько полно каж­дый член семьи способен реализовать себя как личность.

Одним из показателей благополучия в этом плане является возможность обеспечить связь поколений. Ведь дом — это место, где детям передаются элементы бытовой культуры, прививаются трудовые навыки, формируются представления о мире красоты.

Полноценное в функциональном отношении жилище создает условия для активного участия взрослых членов семьи в жизнедея­тельности детей. Личный опыт передается не только благодаря вов­лечению детей в биофизиологические процессы (сон, отдых, личная гигиена), но и в хозяйственно-бытовую деятельность (уход за квар­тирой, одеждой, приготовление пищи), и в социально-культурную (совместный труд, общение, получение информации). При этом очень важно, чтобы ребенок чувствовал уважение к себе, чтобы учитыва­лись его индивидуальные особенности, его склад характера, его тем­перамент. Необходимо, чтобы у него было свое место, где бы он мог рисовать или клеить модели, плотничать или заниматься шейпин­гом. Необходимо, чтобы было найдено соотношение между уровнем сидения и столешницы, исходя из его роста, чтобы были предложе­ны методы трансформации, делающие его мебель «растущей».

Жилище становится домом, если при появлении нового взрос­лого члена семья бережно и заботливо относится к его пред­ставлениям и привычкам. В этом случае важна помощь всех

6

Интерьер и предметный дизайн жилых зданий

членов вновь образовавшейся семьи. Не исключено, что потре­буется определенная переделка интерьеров квартиры, чтобы легче, быстрее и безболезненнее прошли все этапы биологичес­кой и социальной адаптации. Так, новому члену семьи требует­ся определенное время, чтобы привыкнуть к новому для него характеру жилища, пропорциям комнат, их освещению, влаж­ности воздуха и т. п. — в этом заключается его биологическая адаптация. Но он должен привыкнуть и к уже сложившимся в семье отношениям, формам общения, образу жизни (если они не противоречат его этическим нормам) — а это уже адапта­ция социальная.

Дом — это место, где люди не только живут для детей, но и отдают долги родителям. Пожилой человек особенно легко психо­логически раним, физически ослаблен, поэтому в отношении к нему не может быть мелочей. Очень часто выделение его персонального пространства требует большей изоляции. Иногда для этого доста­точно поставить ширму, переставить мебель, а иногда нужно делать временные перегородки. В определенных случаях оказываются не­обходимыми горизонтальные и вертикальные поручни в ванной, туалете, прихожей, подвесные поручни у кровати. Приходится про­верять, достаточна ли для старших членов семьи существующая освещенность — очень часто нужны значительно более мощные лампы. Иногда стоит выводить из непосредственного окружения раздражающие цвета, так как цветовые предпочтения меняются с возрастом.

Если в юности человек достаточно легко проходит стадии адап­тации, то для пожилых людей привыкание связано со значитель­ным физическим и эмоциональным напряжением, и внимание, помощь близких совершенно необходимы. В доме пожилого че­ловека — квартире, комнате, уголке общей комнаты — желатель­но разместить любимые вещи, фотографии, картины — то, что может напомнить ему время молодости или жизненного успеха.

Обстановка в доме может осложниться, если кто-либо из членов семьи получит травму. Поэтому мы предлагаем, чтобы студенты в процессе проектирования продумали возможность приспособления интерьера к нуждам человека в инвалидной коляске, обеспечив в проектируемом помещении нормируемую ширину дверных про­емов, возможность установки в квартире откатных дверных поло­тен, достаточную ширину полосы движения, возможность устрой­ства площадок для разворота кресла-коляски.

ксный подход к формированию интерьера

1.1.2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИНТЕРЬЕРА

функциональная целесообразность жилого интерьера обеспе­чивается учетом: природно-климатических и градостроительных условий места жительства; жизненными установками и програм­мой действий всех членов семьи; их социокультурными установ­ками; антропометрическими особенностями членов семьи и эрго­номическими закономерностями их деятельности в доме.

Проектные шаги по обеспечению функциональной целесообраз­ности жилого интерьера имеют определенную последовательность: . составление общего перечня бытовых процессов; « предварительное распределение бытовых процессов в грани­цах коллективных и индивидуальных зон жилища;

  1. определение расчетного состава функциональных зон;

  2. определение номенклатуры и комплектация зон мебелью и оборудованием;

■ установление степени замкнутости отдельных зон;

• определение характера связей между ними;

■ поиски пространственно-композиционного и цветового реше­
ния, стилистического своеобразия.

Физиологический аспект функциональной целесообразности жилого интерьера определяется тем, насколько полно учитыва­ются антропометрические особенности человека при проверке комфортности минимальной функциональной ячейки, функцио­нальной зоны, цепочки функциональных зон.

Анатомические особенности человека определяют шкалу пер­вичных антропометрических данных, полученных на основе из­мерений различных частей тела у большого количества людей и обработанных при помощи методов вариационной статистики. Первичные антропометрические признаки устанавливаются из со­отношений размеров тела человека в статических положениях стоя и сидя. Вторичные антропометрические данные выводятся Функциональной антропометрией на основании изучения челове­ка в активном состоянии. Изучение рабочих поз при различной Деятельности, а также пределов досягаемости дает сведения о не-°бходимом для каждого вида деятельности минимальном про­странстве (рис. 312, табл. 9).

Активность на постоянном месте составляет лишь часть деятель­ности человека. Формы ее в интерьере значительно многообразнее,

8 Интерьер и предметный дизайн жилых зданий

ибо сочетают в себе состояние покоя и сумму перемещений. Жизне­деятельность каждого человека и семьи в целом делает необходи­мой разработку графика человеческих движений и перемещений, результатом чего становится построение динамической модели об-живания пространства человеком.

Психологический аспект функциональной целесообразнос­ти определяется тем, что архитектурная среда воздействует на психику и сознание человека. Рассмотрим два уровня этого воздействия: • психофизиологический, позволяющий оценить внутреннее со­стояние организма под воздействием микроклимата, инсоля-ционного, радиационного и других физико-химических режи­мов среды. На этом уровне возникают свето-цветовые, линей­ные, плоскостные, объемно-пространственные иллюзорные эф­фекты, которые формируются за счет положения и характера световых источников, цветовых и конструктивных особеннос­тей, геометрии форм и пространства; ■ психологический, позволяющий воспринять интерьер как це­лостный эмоциональный и эстетический объект, оценить гар­моничность предложенного архитектурного решения.

1.2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖИЛОГО ИНТЕРЬЕРА

1.2.1. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИАИША

Жилая ячейка обеспечивает протекание всех процессов жиз­недеятельности, которые можно представить в виде трех блоков:

■ блок общественно-социальный — общение, воспитание, отдых,
учеба, профессиональная и любительская деятельность, полу­
чение информации;

■ блок бытовой — приготовление пищи, уборка, хранение, стирка;
• блок жизнеобеспечения — сон, еда, личная гигиена, физкуль­
тура, лечение.1

Наполнение названных блоков уточняется с помощью модели семьи. Коллективный портрет семьи характеризуется половозра-

; стным составом, количеством поколений, профессией и родом занятий каждого члена семьи. С помощью модели семьи можно уточнить программу распределения бытовых процессов по квар­тире (табл. I)2 и сделать первый вариант их распределения в гра-

' ницах коллективных и индивидуальных зон.

Коллективная зона берет на себя функции общесемейного и межсемейного общения, так называемые «дневные» функции. Она, как правило, формируется на базе общественно-социального бло­ка и может представлять собой как единое, интегрированное про­странство, так и пространство разобщенное, с достаточно жесткой изоляцией отдельных подпространств.

Индивидуальная .юна призвана, прежде всего, предоставить

•каждому члену семьи возможность уединения, обособления. В эту зону входят места сна, личной гигиены, требующие абсолют­ной изоляции. Пространство этой зоны членится на интимную

Принята классификация В.Р. Раннева.

Таблица составлена с использованием методики К. К. Хачатрянц.

Таблица 1

Функциональная программа использования помещений квартиры

1 1

Продолжение табл. 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

14

20

21

22

23

24

25

п

3

о (Я

Г1

Ч

С

>•

Стирка белья











































































Сушка белья











































































Глажение











































































Хранение шислыюго белья











































































Храпение постельного белья











































































Хранение сезонных вещей











































































Хранение обуви











































































Хранение несезонной одежды и обуви











































































Шитье











































































Вязание











































































Хранение инструмен­тов, строительных материалов












































































Подвижные игры де­тей











































































Настольные игры











































































Учение детей (выпол­нение уроков)









































































IS

Профессиональная деятельность взрос­лых






































































1

Окончание табл. 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

2!

22

23

24

25

к й м 'о й

=

Б

се О.

О I

BQ

О

=1

Чтение











































































Просмотр телепередач











































































Получение аудиоинформации











































































Работа с компьюте­ром











































































Занятия музыкой











































































Коллекционирование











































































Фотоработы











































































Выполнение других видов художественно­го и технического творчества











































































Пассивный отдых / уединение











































































Прием гостей









































































Сон









































































Комплексный подход к формированию интерьера

13

зону родителей и остальных членов семьи. В то же время в ин­тимную зону могут быть перенесены тихий отдых, чтение, работа на компьютере, учеба отдельных членов семьи и созданы персо­нифицированные пространственные ячейки. Возможно вынесе­ние этих помещений в самостоятельную обслуживающую зону в пространстве между границами коллективной и индивидуаль­ной зон. Многообразие функций зачастую требует гибкой пла­нировки, трансформации пространственной структуры, многова­риантной программы.

Работа по формированию интерьера каждого конкретного по­мещения начинается с определения перечня бытовых процессов, протекающих в нем. В жилище, в одинаковых до назначению помещениях, он различен для семей: ведущих и не ведущих лич­ное подсобное хозяйство, неодинакового состава и с разной про­фессиональной деятельностью взрослых и т. п. Все эти особенно­сти проявляются при заполнении таблицы 1 «Функциональная программа использования помещений квартиры». При заполне­нии таблицы может выясниться, что один и тот же вид деятель­ности может приобретать различные формы, требующие различ­ных площадей и специфического набора мебели и оборудования. Так, профессиональная деятельность архитектора отличается от протекающей в квартире деятельности музыканта или учителя. Многие бытовые процессы оказываются несовместимыми:

Таблица 2

Функциональная программа помещения

РАБОЧАЯ КОМНАТА




Вид

деятельности

Условия реализации

Приме­чания

1

Профессиональная деятельность

а) наличие рабочего места

б) хорошее освещение

в) отсутствие постороннего шума, иных
раздражителей (запахов, вибрации и т.п.)

г) наличие места или мебели для хранения
результатов профессиональной деятельности

д) возможность проветривания и ионизации




2

Прием посетителей

а) наличие места и мебели




3

Отдых

а) наличие места и мебели

б) тишина

в) регулируемое освещение




Таблица 3 Номенклатура и габариты предметов мебели квартиры

Вид мебели

Размеры

мебели, см



ширина

глубина

Для жилых комнат







Шкафы для книг, посуды

80-120

30

Шкафы для платья и белья (передвижные)

80-120

60

Тумба для постельного белья

80

40

Тумба прикроватная

30

30

Кресло для отдыха

80

60

Кресло рабочее

60

50

С гул

46

50

Банкетка

50

30

Диван, диван-кровать

200

90

Кровать или тахта одинарная

200

80

Кровать двойная

200

160

Кровать детская

120

60

Стол обеденный

80-180

60-80

Стол рабочий, секретер

80-120

60-70

Стол туалетный, тумба туалетная

100

60

Стол журнальный

60-100

40

Стол для телевизора

100

40-60

Стол детский

60-120

45-60

Шкаф для игрушек

80-120

30

Стул детский

30-^0

25-40

Для прихожей







Вешалка с зеркалом и полочкой для шляп

120-150

20-30

Банкетка

50

30

Ящик для обуви иод вешалкой

120-150

30-40

Шкаф хозяйственный

40-80

60

Для кухни







Шкаф-стол

60

60

»

90

60

Шкаф-стол под мойку

50

60

Шкаф навесной .

50

30

»

60

30

»

90

~ 30

Стол обеденный

80-120

60

Табурет

43

43


й подход к формированию интерьера 15



Рис. 1. Схема группировки функциональной зоны:

а) маршрутная схема; б) обеспечение расчетного состава функциональных зон;

в) определение взаимного расположения функциональных зон;

г) результирующая схема

прослушивание музыкальных записей и просмотр телепередач, игра на фортепьяно и просмотр видеофильмов. Да и сам процесс приема гостей старшими членами семьи может резко отличаться от приема гостей детьми. Отдых как один из видов деятельности может предполагать возможность проведения торжественных внутрисемейных мероприятий с приемом гостей и просмотр ви­деофильмов, музицирование и компьютерные игры и т. п.

С учетом сказанного можно понять, что каждый столбик на­званной выше таблицы 1 представляет собой функциональную про­грамму отдельного помещения с перечнем основных функциональ­ных зон. Эта программа уточняется при заполнении таблицы 2. Площадь и конфигурация зон определяются с помощью маршрут­ных схем. Чтобы построить маршрутную схему, необходимо на плане помещения нанести направления основных перемещений — от двери к двери, к окнам, к встроенным шкафам и установить часто­ту пользования ими. По этим направлениям прокладываются коммуникационные проходы шириной 80 (90) см (рис. 1).3

Транзитные проходы позволяют определить границы и пло­щадь функциональных зон. Это позволяет перейти к следующе­му этапу — определению с помощью таблицы 3 и рисунка 2 рас­четного состава мебели и оборудования, необходимого для выпол­нения намеченного бытового процесса. Площадь зоны может быть рассчитана по методике нормализации планировочных элемен­тов (ЦНИИЭП жилища, Москва). Для каждого бытового процесса

Увеличение размеров может быть проведено с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. С этой же целью дверной проем не может быть меньше 90 см, а в помещении обеспечивается маневровая зона — площадка размером 140x140 см Для поворота инвалидной коляски на 360°.



I, ;ооо.1

I

I I 1 I
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации