Ивойлов А.В. Волейбол - файл n1.doc

приобрести
Ивойлов А.В. Волейбол
скачать (3351 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3351kb.07.07.2012 01:33скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
В О Л Е Й Б О Л

А.В. Ивойлов




Рецензенты

Кафедра спортивных игр Киевского государст­венного института физической культуры.

Кафедра спортивных игр факультета физическо­го воспитания Ленинградского государственного пе­дагогического института им. А. И. Герцена.

Андрей Владимирович Ивойлов


ВОЛЕЙБОЛ

Редактор А. Я. Канторович. Худож. редактор В. Н. В а л е н т о в и ч. Художник Л. С. Канцлер. Техн. редактор Г. М. Р о м а н ч у к. Корректор Л. А. Еркович, Ивойлов А. В.
И 17 Волейбол: [Учебник для »ус..». пед. ин-тов].—Мн.: Выш. школа, физ. воспитания 1979,—192 с„ ил.

Настоящая книга является вторым исправленным изданием и предназначается в качестве учебника для студентов факультетов фи­зического воспитания педагогических институтов.

В учебнике на основе современных методов исследований, при­меняемых в спорте, а также многолетнего педагогического опыта ав­тора освещены основные разделы государственной программы по во­лейболу для вышеуказанных факультетов.

Учебник может быть широко использован тренерами, спортсме­нами и многочисленными любителями волейбола.

© Издательство «Вышэншая школа», 1979 г.

ОТ АВТОРА

Учебник включает в себя научные изыскания, проведенные в области техники, тактики и методики тренировки волейболистов. В нем также нашли отражение современные концепции системно-структурного анализа спортивной техники и некоторые радиотелеэлектрокардиографические данные исследований, полученные у во­лейболистов в процессе игр и тренировочных занятий.

В учебнике сделана попытка преломления основных положений педагогики и теории спортивной тренировки применительно к во­лейболу, широко обобщен богатый опыт практической работы тре­неров и преподавателей по волейболу.

Автор благодарит профессора кафедры биомеханики Госу­дарственного центрального ордена Ленина института физической культуры Д. Д. Донского, заведующего кафедрой спортивных игр Киевского государственного института физической культуры, за­служенного мастера спорта СССР, доцента М. П. Пименова, канди­дата педагогических наук, доцента кафедры физического воспита­ния Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена, судью международной категории А. И. Горбаче­ва за ценные замечания, консультации и предложения при подго­товке рукописи учебника.


ОГЛАВЛЕНИЕ


От автора ............……………………………………………………………………….......... 3

Введение .............………………………………………………………………………….......... 4

Глава I. Исторический очерк ....…………………………………………………………......... 5


Возникновение и развитие волейбола .....…………………………………………………….. 5

Развитие волейбола в СССР .......………………………………………………………………... 6

Глава II. Значение игры и особенности двигательной

Деятельности волейболиста ..........…………………………………………………………....... 12

Глава III. Особенности организационной и воспитательной работы с детьми ………........ 17


Особенности детского организма ....…………………………………………………………...... 17

Определение двигательных способностей для занятий

волейболом ....………………………………………………………………………................ 19

Воспитательная работа .........…………………………………………………………………..... 21

Организация секции волейбола школьного

коллектива физической культуры .....…………………………………………………............ 23

Учет работы .............………………………………………………………………………….... 25

Врачебный контроль .............…………………………………………………………………….. 26

Самоконтроль юного волейболиста .……………………………………………………....... 28

Глава IV. Техника игры ...........……………………………………………………………..... 32


Основные понятия ............…………………………………………………………………….... 32

Стойки игрока ..........………………………………………………………………………...... 35

Перемещения ...........……………………………………………………………………………......... 36

Исходные положения ..…………………………………………………………………........... 38

Прием и передача мяча .…………………………………………………………………............. 39

Нападающие удары ......……………………………………………………………………......... 61

Блокирование ............…………………………………………………………………………..... 71

Подачи ..............……………………………………………………………………………..... 78

Глава V. Тактика игры .......……………………………………………………………......... 84


Основы тактики ...........………………………………………………………………………...... 84

Средства тактики ........………………………………………………………………………....... 86

Тактические системы нападения ………………………………………………………….......... 113

Тактические системы защиты .....……………………………………………………………...... 118

Глава VI. Методика обучения .......…………………………………………………………........ 120


Основы методики обучения ........…………………………………………………………….... 120

Общая физическая подготовка ....…………………………………………………………...... 121

Специальная физическая подготовка ..……………………………………………………....... 122

Методика обучения технике .....…………………………………………………………....... 131

Методика обучения тактике .......……………………………………………………………...... 147

Глава VII. Методика спортивной тренировки ...…………………………………………....... 154


Общие основы спортивной тренировки волейболиста ……………………………………….. 154

Виды спортивной подготовки ...……………………………………………………………....... 160

Техническая и специальная физическая подготовка ………………………………………….. 165

Тактическая подготовка ..........………………………………………………………………... 172

Глава VIII. Особенности методики подготовки


команд высокой квалификации ....……………………………………………………............... 182

Организация работы .......…………………………………………………………………........ 182

Руководство командой .....…………………………………………………………………........ 182

Литература ...............…………………………………………………………………………...... 190

3
А. Ивойлов

ВВЕДЕНИЕ


Основной задачей советской системы физического воспитания является воспитание всесторонне развитых людей, активных строи­телей коммунистического общества.

Среди многообразных средств физического воспитания значи­тельное место занимает волейбол. Сравнительная простота обору­дования и несложность правил способствовали быстрому распро­странению этой игры во всех уголках нашей страны. Волейбол за­воевывает все большую популярность среди широких масс трудя­щихся благодаря увлекательности, эмоциональности и доступности. Он культивируется в школах, средних специальных и высших учеб­ных заведениях, в производственных коллективах, в Советской Ар­мии и Флоте.

Волейболом в СССР занимается 7 миллионов человек. Еще в до­военное время игра приобрела подлинно спортивный, атлетический характер. В послевоенные годы советские спортсмены, демонстри­руя качества, присущие отечественной школе волейбола, занимают лидирующее положение среди волейболистов мира.

Широкое внедрение волейбола в практику физкультурного дви­жения требует своевременной подготовки квалифицированных спе­циалистов, способных проводить учебно-воспитательную работу с различными контингентами учащихся. Поэтому возникает необхо­димость углубленного изучения волейбола как учебной дисциплины не только в институтах физической культуры, но и на факультетах физического воспитания педагогических вузов.

Современная теория игры, базирующаяся на общих основах теории и методики физического воспитания, имеет и свои специфи­ческие особенности.

Теория волейбола рассматривает вопросы, касающиеся истории и содержания волейбола, а также его места и значения в советской системе физического воспитания. Предметом теории является также спортивная техника и тактика игры, планирование процесса обучения и спортивной тренировки, осуществление педагогического конт­роля за этим процессом.

Методика преподавания волейбола, являясь частью методики физического воспитания, занимается постановкой частных конкрет­ных дидактических задач применительно к волейболу, а также по­этапным применением средств и методов для решения этих задач в процессе подготовки волейболистов.

4
Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВОЛЕЙБОЛА

В 1895 г. в США преподаватель колледжа Вильяме Морган предложил разработанные им правила новой игры, которая была на­звана «волейбол». Вскоре после этого они были опубликованы. Пер­вые правила по волейболу значительно отличались от тех, которыми пользуются в настоящее время. В частности, размеры площадки со­ставляли 7,6Х 15,1 м, высота сетки — 198 см, вес мяча — 340 г, чис­ло игроков команды могло быть неограниченным.

Первый этап распространения волейбола относится к 1895— 1920 гг. В это время в США волейбол начинает демонстрироваться перед зрителями. Оттуда он попадает в страны Южной и Централь­ной Америки: на Кубу, в Пуэрто-Рико, Перу, Бразилию, Уругвай и Мексику. В начале 900-х годов с волейболом знакомятся в странах Азии (Японии, Китае) и несколько позднее (1914—1917 гг.) он на­чинает культивироваться на Европейском континенте.

После проведения в Бруклине в 1922 г. первых официальных соревнований по волейболу, собравших большое число зрителей, США выступили с ходатайством о включении этой игры в програм­му VIII Олимпийских игр. Однако предложение было отклонено из-за недостаточного числа участников.

С распространением игры в большинстве стран Европы, Аме­рики и Азии совершенствуются и уточняются многие пункты правил:

ограничивается число игроков команды до шести, увеличиваются размеры поля до 9,1Х18,2 м, уточняется высота сетки (243 см), разрешается только три удара по мячу. Счет начинают вести до 15 очков (с учетом перевеса в два очка при счете 14 :14).

С эволюцией правил постепенно развивается техника и такти­ка волейбола. Игра начинает проводиться в три касания с третьим завершающим ударом через сетку, который стал нападающим. Для противодействия нападающему удару появляется блокирование. Техника волейбола дифференцируется, она включает в себя такие элементы, как подача, передача, нападающие удары и блокиро­вание.

Возникают основы тактики игры, состоящие на первых порах в более слаженных действиях группы игроков и их равномерном расположении на площадке в момент подачи противника.

5
Позднее (1929—1936 гг.) техника игры приобретает более целе­сообразный характер: подача из средства введения мяча в игру применяется как средство нападения (сильная боковая подача), нападающие удары становятся более агрессивными и разнообраз­ными, совершенствуются приемы-передачи, начинают применяться различные приемы мяча в бросках и падениях, появляется групповое блокирование.

В дальнейшем эволюция техники и тактики продолжается (1936—1939 гг.). Против группового блока применяются удары с края сетки («со столба»), появляется страховка блокирующих иг­роков для нейтрализации обманных ударов, многие волейболисты достигают виртуозности в приеме и передаче мяча.

С введением правила, запрещающего удары игроков задней ли­нии в зоне трехметровой отметки выше верхнего края сетки, игра приобретает все более коллективный характер с разграничением функций и обязанностей между игроками команды.

В 1934 г. предпринимается попытка создания первой междуна­родной комиссии по волейболу. В комиссию вошли представители 13 стран Европы, 5 стран Америки и 4 стран Азии.

После второй мировой войны в 1947 г. в Париже создается Международная федерация волейбола (ФИВБ), которая вскоре проводит в Риме (1948 г.) первый чемпионат Европы среди мужских команд. Советские волейболисты в этом соревновании не участво­вали; первое место в нем заняли волейболисты Чехословакии.

Первый чемпионат мира среди мужских команд и первенство Европы среди женщин проводились в Праге (1949 г.). Победи­телями этих состязаний стали советские волейболисты и волейбо­листки.

Послевоенный этап развития волейбола характеризуется по­пуляризацией игры во всем мире. ФИВБ проводит большое коли­чество соревнований — первенства Европы и мира, розыгрыш Куб­ков европейских чемпионов. Немалый вклад в развитие волейбола в этот период вносят советские волейболисты, демонстрирующие передовую школу техники и тактики игры и передающие свой опыт многим командам Европы и Азии.

В 1964 г. волейбол впервые включается в программу Олимпий­ских игр в Токио.

РАЗВИТИЕ ВОЛЕЙБОЛА В СССР


О волейболе в дореволюционной России никаких сведений не имеется.

После Великой Октябрьской социалистической революции на­ряду с развитием всех отраслей культуры широкое распространение среди трудящихся масс получают физическая культура и спорт.

Появление волейбола в СССР относится к 1920—1921 гг. С 1922 г. эта игра широко применяется в качестве средства физиче­ского воспитания в системе всеобуча.
6
В Москве зачинателями волейбола были артисты и художники Высших художественных и театральных мастерских и сотрудники Общества строителей международного красного стадиона.

В этот же период на Дальнем Востоке и Украине волейбол на­ходит все больше и больше приверженцев. Небезынтересно отме­тить, что нападающие удары «на взлете» мяча появились впервые именно на Дальнем Востоке, и поэтому еще в предвоенные годы та­кие удары назывались «хабаровскими».

В 1925 г. Московский Совет физкультуры разработал и утвер­дил первые официальные правила проведения соревнований по во­лейболу.

В 1927 г. состоялась первая товарищеская междугородная встреча между студентами Москвы и Харькова, в которой москви­чи одержали победу. В этом же году издается первая книга по во­лейболу—«Волейбол и кулачный мяч» (под редакцией С. В. Сы­соева и А. А. Маркушевича).

В 1928 г. в Москве проводился чемпионат, входивший в програм­му Первой всесоюзной спартакиады. В нем принимают участие команды Москвы, Украины, Дальнего Востока, Северного Кавказа и Закавказья. Победителем стала команда Украины. Среди жен­ских команд легкую победу одержала сборная команда волейбо­листок Москвы.

С 1933 г. Всесоюзный комитет по физической культуре и спор­ту проводит праздники волейболистов в масштабе страны (первен­ства СССР). Этим соревнованиям предшествовали первенства в городах, краях и республиках, в которых принимали участие сбор­ные мужские и женские команды.

В то время тактика комплектования команд имела два основ­ных направления: дальневосточники играли по системе трех напа­дающих и трех «чистых», неатакующих защитников, другие коман­ды подбирали игроков атакующего стиля, не обращая внимания на их умение защищаться.

Потерпев ряд поражений от команды Харькова, москвичи применили наиболее совершенную по тем временам тактику комп­лектования команды, включив в нее волейболистов, владеющих сильным нападением и умеющих хорошо играть в защите. Это обстоятельство, а также введение тактических новшеств позволили сборным командам столицы стать бессменными чемпионами всех четырех всесоюзных праздников.

Большое значение для развития отечественного волейбола име­ло проведение в 1935—1936 гг. всесоюзных первенств среди школь­ных команд. Эти соревнования позволили, с одной стороны, вы­явить целую плеяду молодых способных волейболистов, а, с другой, став традиционными, способствовали лучшей подготовке резервов. Не случайно в 1938—1939 гг. мужская команда ленинградского «Спартака», укомплектованная в основном молодежью, дважды выиграла первенство СССР, побеждая опытных волейболистов Москвы. Правда, большую роль в этих победах сыграла новая так­тическая комбинация ленинградцев — удар «со столба», которую

7
виртуозно завершал заслуженный мастер спорта Петр Арешев, обла­давший феноменальным прыжком.

В 1940 г. финалы первенства СССР проводились в Тбилиси. Мужская команда московского «Спартака» (В. Щагин, К. Рева, Е. Алексеев, В. Михейкин, Д. Ярочкин, Д. Рахитис, С. Фейгин), применив новую тактику в атакующих действиях — удар с первой передачи — и продемонстрировав прекрасную игру в нападении и защите, завоевала звание чемпиона Советского Союза.

Примечателен тот факт, что три спортсмена московской коман­ды стали как бы выразителями различных стилей игры в отечест­венном волейболе: В. Щагин—образец разностороннего игрока, К. Рева—ярко выраженный атакующий игрок, Д. Ярочкин—во­лейболист защитного плана, прекрасно выбирающий место и заме­чательно принимающий мяч.

* * *

Великая Отечественная война приостановила полнокровную спортивную жизнь нашей страны. Многие волейболисты с оружием в руках встали на защиту своей великой Родины. Смертью храб­рых в борьбе с фашистскими захватчиками погибли такие замеча­тельные волейболисты, как ленинградцы Александр Щербин и Ми­хаил Балозовский, москвичи Игорь Сизых, Сурен Исаханян, Дмит­рий Ярочкин, тбилисец Людвиг Авалян и другие.

...Приветствиями, лозунгами и транспорантами встречала об­щественность города Орджоникидзе участников послевоенного пер­венства Советского Союза 1945 года. Чемпионами этого первенства стали московские команды «Динамо» (мужчины) и «Локомотив» (женщины). Мужская команда «Динамо», возглавляемая А. Яку­шевым, обобщив опыт предвоенных лет, уже не эпизодически, а как систему стала применять нападающий удар с первой передачи и откидки, что немало способствовало ее успеху.

В 1947 г. на Всемирном фестивале демократической молодежи и студентов в Праге советские волейболисты, представленные сбор­ной мужской командой Ленинграда, впервые приняли участие в международном турнире по волейболу. Наши волейболисты одержали победу и стали первыми лауреатами Всемирного фес­тиваля.

Осенью этого же года трехкратные чемпионы СССР —динамов­цы Москвы —выезжали на товарищеские игры в Польшу, где одер­жали легкие победы во всех встречах.

С этого времени укрепляются широкие связи советских волей­болистов с зарубежными спортсменами.

На первенстве СССР 1947 г. в Грозном игры начинают прово­диться из пяти партий. На этом чемпионате команда ленинградско­го Дома офицеров впервые предприняла попытку выступать в составе шести нападающих игроков. Однако в то время эта идея ока­залась преждевременной, так как при отсутствии разносторонне

8

подготовленных волейболистов команда армейцев не могла обеспе­чить надежной обороны.

27 декабря 1948 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) ', в котором подчеркивалась необходимость всемерного развития мас­сового физкультурного движения в стране и повышения уровня спортивного мастерства советских спортсменов. В свете этого поста­новления в 1949 г. массовое развитие волейбола достигает небыва­лых размеров. В первенствах городов и республик участвуют тыся­чи команд, волейбол получает широкое распространение во всех республиках, областях и городах Советского Союза.

Первенство СССР 1949 года, проходившее в Ленинграде, при­носит успех мужской команде ЦДСА и волейболисткам московско­го «Локомотива». Это первенство во многом определило дальней­шие пути развития тактики отечественного волейбола. В командах ЦДСА и «Динамо» начинает применяться система игры на трех нападающих через игрока, выходящего с задней линии, с выполне­нием ударов на «взлете» в сочетании с ударами из-за головы и с края сетки («со столба»). Тем самым утверждается в правах но­вая система атаки — трех нападающих с розыгрышем мяча через выходящего игрока задней линии.

Начиная с 1936 г. в Советском Союзе, кроме первенств СССР, проводятся матчевые встречи команд сильнейших волейбольных центров страны—городов Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Тбилиси, Баку и др. Кроме этих основных состязаний, большое чис­ло соревнований проводится по линии добровольных спортивных обществ, ведомств, министерств высшего и среднего специального образования и просвещения, не считая первенств городов, областей и республик. Такая плотность соревнований, бесспорно, способст­вовала достижению высокого уровня спортивного мастерства ши­рокой массы волейболистов и волейболисток в нашей стране. Силь­нейшими в первые послевоенные годы наряду с ветеранами волей­бола А. Якушевым, В. Щагиным, А. Русановым, А. Барышниковым, В. Осколковой были А. Чудина, М. Топоркова, А. Жарова, А. Афа­насьева, В. Квашенникова, Т. Петрова, В. Озерова, С. Горбунова, К. Рева, В. Саввин, В. Ульянов, П. Воронин, Н. Михеев, С. Нефедов, Г. Ахвледиани, М. Пименов, С. Тарахчан и другие.

Бессменными чемпионами СССР в 1949—1955 гг. были жен­ские и мужские команды московских клубов (ЦСКА, «Динамо», «Локомотив»). Несмотря на массовое развитие игры в этот период, титул чемпиона СССР оспаривало все же сравнительно небольшое число команд.

В дальнейшем усиливающаяся подача и строгость судейства верхней передачи вынуждают волейболистов широко использовать нижнюю передачу мяча, еще недавно считавшуюся малоэффектив­ной. В то же время прием мяча снизу в значительной степени отри­цательно сказался на системе игры с первой передачи и откидки.

' Основные постановления, приказы и инструкции по вопросам советской физической культуры и спорта. 1917—1957 гг. М., 1959, с. 33.

9
После обсуждения и дискуссий мнения специалистов сложились в пользу нижнего приема и системы нападения с выходами; игра же с первой передачи в большинстве команд в эти годы почти не при­меняется.

1956 — год первой Всесоюзной спартакиады. Массовость волей­бола достигает небывалых размеров, количество волейболистов исчисляется несколькими миллионами занимающихся.

Однако, как это ни парадоксально, класс игры сборной муж­ской команды СССР заметно снижается. Она терпит ряд пораже­ний. На первенстве Европы 1955 г. в Бухаресте команда занимает лишь четвертое место. Она становится третьим призером чемпиона­та мира 1956 г. в Париже и чемпионата Европы 1958 г. в Праге. Эти неудачи объяснялись сменой поколений в сборной мужской команде СССР и отсутствием полноценной замены ветеранам из числа мо­лодых игроков. Второй существенной причиной неудачных выступ­лений команды явилось неправильное комплектование сборной СССР в те годы.

По аналогии с баскетболом было решено укомплектовать сбор­ную команду высокорослыми игроками. Однако такие спортсмены, как показала практика, владея мощным нападением, но слабо играя в защите, не могли в процессе игры реализовать мощь своих ата­кующих действий и поэтому терпели поражение.

Всесоюзный тренерский совет, ведущие тренеры и специалисты, обсудив причины неудачных выступлений мужской сборной коман­ды, изменили систему ее комплектования и укрепили команду раз­носторонне подготовленными волейболистами. Основу сборной со­ставляла команда ЦСК.А. В нее влились такие отличные мастера, как Г. Гайковой, Ю. Поярков и др.

Реформа не замедлила принести желаемый результат: на мат­че трех континентов, проходившем в Париже (1959 г.), наша коман­да после шестилетнего перерыва вновь заняла первое место в меж­дународных соревнованиях.

Триумфом для спортсменов-волейболистов стала победа в чем­пионате мира 1962 г., проводившемся в Москве.

Однако наша женская команда, проиграв молодой команде Япо­нии, заняла на чемпионате мира второе место. Одной из причин это­го поражения являлась неподготовленность игроков женской коман­ды к приему мяча от планирующей подачи. В дальнейшем, побеждая на европейском континенте, наша женская сборная команда уступа­ет быстрым и подвижным японкам титул чемпионок XVIII Олим­пийских игр в Токио.

Чемпионами XVIII Олимпийских игр среди мужских команд стали советские волейболисты.

На XIX Олимпийских играх в Мехико наши сборные мужская и женская команды добились замечательного успеха, завоевав зо­лотые медали Олимпийских чемпионов.

На XX Олимпийских играх в Мюнхене относительная неудача постигла мужскую команду волейболистов — она завоевала лишь бронзовые медали, зато наши волейболистки опять были первыми.

10

На XXI Олимпийских играх в Монреале наша мужская сбор­ная команда имела реальную возможность занять первое место. Во встрече с командой Польши во второй и четвертой партиях наших спортсменов отделяло от золотых медалей лишь одно очко, которо­го они так и не смогли выиграть в этом ответственном, полном спортивного драматизма поединке.

Женская команда, проиграв своим постоянным соперницам — японским волейболисткам, также заняла второе место. Тем не ме­нее, несмотря на ряд неудачных выступлений наших сборных команд на крупных международных соревнованиях, следует под­черкнуть достаточно стабильное положение отечественного волейбо­ла на мировой арене. Этому во многом способствует система кругло­годичных соревнований, клубные зачеты, проводимые в первенствах ряда городов Советского Союза, большой вклад многих наших тре­неров, подготовивших плеяду талантливых спортсменов. К таким тренерам по праву можно отнести М. Крылова, М. Сунгурова, А. Ба­рышникова, Н. Михеева, М. Барского, Ю. Курильского, В. Плато-нова, В. Зедгенидзе, В. Титаря, Г. Ахвледиани, М. Винера и мно­гих других.

Не менее важное значение для развития советского волейбола имела научная и методическая разработка актуальных вопросов теории и методики игры. Так, начиная с 1952 г., появляются посо­бия и монографии В. А. Голомазова, А. А. Кучинского, В. А. Осколковой и М. С. Сунгурова, А. П. Якушева, Ю. Н. Клещева, автора этой книги и других.

Широко описываются основы техники, тактики и методики во­лейбола на страницах журнала «Спортивные игры». За последнее десятилетие по теории и методике волейбола защищен ряд диссер­таций, в значительной степени способствующих углубленному пред­ставлению о спортивной технике, тактике, методике работы с дет-ско-юношескими группами и тренировке спортсменов высшей ква­лификации (см. список литературы).

11

Глава II. ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ И ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТА

Волейбол оказывает прямое воздействие на воспитание подра­стающего поколения в духе коллективизма, дружбы, товарище­ства и ответственности перед своим коллективом. Систематические занятия волейболом воспитывают у занимающихся трудолюбие и упорство, развивают чувство долга и гордости за свой коллектив.

Многолетние тренировки и выступления на первенствах содей­ствуют выработке у игроков таких ценных качеств, как смелость и настойчивость, решительность и самоотверженность, инициатив­ность и дисциплинированность. Участие же в ответственных сорев­нованиях с зарубежными командами развивает у спортсменов чув­ство патриотизма. Все это создает положительные предпосылки для формирования этических норм поведения строителя коммунистиче­ского общества.

В свою очередь правильно построенный учебно-воспитатель­ный процесс по волейболу, своевременный педагогический и вра­чебный контроль, применение методов нравственного воспитания не замедлят сказаться на улучшении здоровья и учебы, выработке гигиенических привычек и навыков, соблюдении режима дня.

Современные методико-биологические и социологические иссле­дования показывают, что систематические, многолетние занятия спортом в значительной степени способствуют повышению долго­летия человека, его жизненной активности и трудоспособности.

Таким образом, занятие спортом вообще и волейболом в част­ности является делом, имеющим чрезвычайно важное общественное и социально-политическое значение.

Волейбол, имея много общего с другими спортивными играми, в то же время отличается от них определенными специфическими особенностями.

Характер игровой деятельности волейболиста обусловлен мгно­венной сменой ситуаций соревновательной борьбы, протекающей непрерывно, иногда в течение 2—2,5 часов. Кратковременные ин­тервалы отдыха (при выходе мяча из игры) недостаточны для раз­вертывания восстановительных процессов в организме спортсмена.

Данные исследований показывают, что продолжительность ак­тивной фазы (мяч в игре) в среднем составляет около 9 сек. Эта фа­за за одну партию повторяется от 38 до 87 раз, а за всю игру (в за­висимости от количества партий) — 171—348 раз. Средняя продолжительность

12

пассивной фазы составляет 7 сек. В настоящее время в связи с введением новых правил, связанных с подачей мячей судья­ми в целях более быстрого продолжения игры, эта фаза сократи­лась более чем в половину и составляет 2,5—3 сек. Продолжитель­ность отдельных периодов мышечной деятельности (розыгрыш оч­ка) длится приблизительно 41 сек. Такой вид деятельности протекает при неадекватности снабжения кислородом, что предъявляет боль­шие требования к анаэробным механизмам организма спортсмена.

При многократном чередовании нагрузок с кратковременными пассивными фазами физиологическое воздействие нагрузок будет



Рис. 1. Радиопульсограмма ЧСС во время одной партии (по А. Беляеву;. Условные обозначения:

////—игра в линии защиты; _. —игра в линии нападения; •—полуминутные пере­рывы.

иметь аэробно-анаэробный характер. При этом максимальное по­требление кислорода (средние данные) достигает 4,4 л/мин, а мак­симальная легочная вентиляция—147 л/мин. Частота сердечных сокращений во время игры составляет 157—180 уд/мин в трениро­вочных играх и 162—204 уд/мин на соревнованиях (рис. 1).

Величина нагрузок, состоящих из физических и эмоциональ­ных напряжений, характеризуется чрезвычайной изменчивостью и зависит от многих факторов: личной и командной технико-такти­ческой и физической подготовленности, значимости и масштабности соревнований, реакции зрителей, партнеров по команде и т. д.

Как показывают данные телекардиографических исследований, проведенных нами, частота сердечных сокращений даже у запас­ных игроков в момент остроконфликтных игровых ситуаций дости­гает 130—150 ударов в минуту. Поэтому увеличение частоты сер­дечных сокращений у полевых игроков до 180—200 ударов в минуту (рис. 2) не всегда объясняется адекватностью физических нагру­зок, в значительной степени ее можно отнести за счет повышенной эмоциональной напряженности.

Тем не менее многократное выполнение прыжков при блокиро­вании и нападающих ударах оказывает значительные воздействия

13

на нервно-мышечный аппарат, вызывая чрезвычайно высокие сдви­ги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем волей­болиста. Достаточно сказать, что после серии из 15—20 прыжков «до отказа» у спортсмена наступает утомление и он не может про­должать упражнение.

В связи со спецификой двигательной деятельности, протекаю­щей с переменной интенсивностью в динамическом режиме мышеч-

Ч СС. мин



Рис. 2. Телеэлектрокардиограмма волейболиста высокой квалификации, снятая во время игры (а) и пульсограмма радиотелеметрической регистра­ции частоты сердечных сокращений (б).
ных сокращений при непрерывном и быстром реагировании на изменяющуюся обстановку, у волейболиста происходят значитель­ные морфофункциональные изменения в деятельности анализа­торов, опорно-двигательном аппарате и внутренних органах. В частности, повышаются показатели различных функций зри­тельного анализатора: улучшается глубинное зрение, способствую­щее точности пространственной ориентировки, расширяется поле зрения, значительно улучшается координация деятельности наруж­ных мышц глаза (мышечный баланс). Кроме того, сокращаются микроинтервалы латентного периода простой и сложной зрительно-двигательных реакций: показатели реакций улучшаются с возрас­том и квалификацией волейболиста.

14

В процессе тренировки повышается способность нервно-мы­шечного аппарата волейболиста к быстрому напряжению и рас­слаблению мышц.

Большое количество выполняемых в игре прыжков способст­вует укреплению мышечно-связочного аппарата нижних конечно­стей и значительному увеличению динамической силы мышц — сги­бателей стопы и разгибателей голени и бедра. В результате этого



Р и с. 3. Вариативность угла между плечом и вертикальной осью тулови­ща (1) и вариативность угла между бедром и голенью в технике нижнего приема мяча, летящего со скоростью 18 м/сек (2).

высота отрыва ОЦТ (общий центр тяжести) волейболистов состав­ляет 70—90 см.

Весьма заметного увеличения достигают показатели становой силы волейболиста, развивающейся при баллистических ударных движениях по мячу в безопорной фазе.

Укрепляется связочный аппарат кисти и увеличивается ее под­вижность.

Большой объем тренировочных и соревновательных нагрузок оказывает значительное физиологическое воздействие на функции внутренних органов: обмен веществ, кровообращение, дыхание, вы­деление и др. Об этом убедительно свидетельствуют данные изме­нения веса волейболистов в процессе ответственных соревнований. В среднем потеря веса после таких состязаний составляет от 1,5 до 2 кг. Большие энерготраты волейболистов позволяют отнести их нагрузки к нагрузкам субмаксимальной мощности.

В спортивной деятельности волейболиста в условиях вариативных ситуаций соревновательной обстановки автоматизированные

15

движения проявляются в более сложной форме, чем, напри­мер, при выполнении движений циклического характера — ходьбы, бега, плавания, гребли и т. д.

В то время как при беге, плавании и других видах циклических упражнений в процессе обучения и тренировки автоматизируются все компоненты двигательного навыка, в волейболе, в связи с чрез­вычайно большим разнообразием игровых ситуаций и необходи­мостью быстрого реагирования на каждое создавшееся положение особым характером ответных действий, автоматизации целостного двигательного акта не происходит. Иными словами, волейболиста необходимо обучать широкому диапазону подготовительных дейст­вий с большими пределами их вариативности. В то же время сле­дует добиваться автоматизации и сравнительной стабильности основного двигательного механизма.

Исследованиями последних лет показано, что коэффициент ва­риаций 2 различных параметров подготовительных фаз движений в приемах техники волейбола имеет весьма значительные границы при довольно узких рамках, в которых совершаются основные дви­жения в рабочей фазе (рис. 3).

2 Коэффициент вариаций показывает, какой процент от среднего показателя составляет квадратическое отклонение. Он применяется для сравнения вариации различных признаков, дает возможность сравнивать изменчивость признаков, вы­ражающихся в различных единицах измерения, и устанавливать различия в сте­пени изменчивости.

16

Глава Ш. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

Для того чтобы методически правильно строить занятия по волейболу с детьми, педагог должен знать анатомо-физиологические особенности детского организма. Только при этом условии занятия по волейболу будут способствовать правильному фи­зическому развитию и спортивному совершенствованию школь­ников.

Организм ребенка отличается от организма взрослого челове­ка не только размерами и весом тела, но и целым рядом анатомо-физиологических особенностей.

Рассматривая организм человека как целостную, сложную, управляемую систему, необходимо подчеркнуть, что деятельность его различных органов и систем находится в тесной взаимосвязи. Современными исследованиями установлено, что развитие мышеч­ного аппарата оказывает благотворное влияние на внутренние ор­ганы, а высокий уровень функционирования внутренних органов благоприятно влияет на мышечную деятельность.

Однако для своевременного и нормального развития всех ор­ганов во время роста большое значение имеет степень физической нагрузки, ее адекватность возрастным и половым особенностям школьников. Так, например, при перегрузке организма наблюдает­ся задержка роста, а при оптимальных физических упражнениях опорно-двигательный аппарат ребенка развивается гармонично. Отрицательное влияние могут оказывать на школьников в период полового созревания интенсивные нагрузки игрового характера, так как повышенная эмоциональная возбудимость, возникающая в результате таких упражнений, отдаляет субъективное чувство усталости, а развивающееся утомление может повлечь за собой яв­ления перетренированности. В частности, быстрый рост костно-связочного аппарата у подростков при некотором отставании развития сердечно-сосудистой системы требует постепенного подхода к дозированию тренировочных нагрузок, вызывающих значительное уве­личение частоты сердечных сокращений. При этом такие нагрузки должны быть кратковременными, их следует чередовать с интер­валами отдыха.

17

Неравномерно у детей происходит увеличение веса тела, фор­мирование мышц и скелета. В связи с этим необходимо учитывать, что преждевременное и непропорциональное увеличение различных мышечных групп может привести к задержке подвижности в суста­вах. Это в свою очередь может отрицательно сказаться на ампли­тудных характеристиках движений в период овладения детьми спортивной техникой.

При проведении занятий по волейболу необходимо учитывать, что в детском возрасте процессы возбуждения явно преобладают над тормозными процессами, и в связи с этим следует осторожно подходить к дозированию тренировочных нагрузок, так как воз­буждаясь дети часто не замечают наступающего утомления.

При выполнении мышечной работы у детей наблюдаются рез­кие изменения в деятельности различных функций организма. Осо­бенно это проявляется в период полового созревания, когда повы­шение реактивности организма способствует уменьшению работо­способности и ускоренному наступлению утомления.

Чрезвычайно бурно реагирует организм юных спортсменов и на различные эмоциональные воздействия. Например, предстар­товое состояние подростков характеризуется более значительными по сравнению со взрослыми изменениями частоты сердечных со­кращений и артериального давления. Более интенсивно в детском возрасте протекают и обменные процессы, что объясняется, во-первых, ростом организма ребенка, а, во-вторых, меньшими разме­рами тела в расчете на единицу веса. При одной и той же мышеч­ной работе обмен веществ у детей выше, чем у взрослых, так как по сравнению с последними у них более высокая возбудимость нерв­ной системы и большая реактивность организма.

В связи с этим большое значение для роста и работоспособ­ности детей имеет правильно организованное питание. У юных спортсменов суточная потребляемость калорий должна быть значи­тельно выше, чем у детей, не занимающихся спортом. У системати­чески тренирующихся школьников создаются благоприятные пред­посылки для лучшего стимулирования и протекания процессов об­мена.

Педагогу (тренеру) необходимо знать, что развитие сердечно­сосудистой системы в детском возрасте происходит неравномерно. Так, в возрасте 10—11 лет наблюдается наибольшее отставание увеличения веса сердца относительно веса тела, а в возрасте 11— 15 лет вес сердца увеличивается сравнительно с весом тела более интенсивно. После восемнадцатилетнего возраста это соотношение выравнивается.

К 14 годам в детском организме количество крови относитель­но веса тела достигает 9% (У взрослых — 7—8%) Частота сердечных сокращений у детей также больше, чем у взрослых. Однако ударный объем сердца у взрослых значительно больше, чем у детей. При систематической тренировке у юных спортсменов сердечная мышца увеличивается, становится более работоспособной и адаптированной к дозированным нагрузкам.

18

В сравнении со взрослыми кровяное давление у детей несколь­ко ниже: в 7—8 лет оно равно 99/66 мм, в 13—15 лет — 117/73 мм, в 16—18 лет— 120/75 мм.

С ростом тела у детей увеличивается потребность в кислороде, что благотворно влияет на увеличение грудной клетки и жизнен­ной емкости легких.

Частота дыхания также зависит от возраста. Например, в пя­тилетнем возрасте она составляет 26 в одну минуту, а в возрасте от 15 до 20 лет—20. Уменьшение частоты дыхания с возрастом связано с глубиной дыхательного цикла, то есть с увеличением ко­личества вдыхаемого воздуха.

В период полового созревания у детей резко увеличиваются функции желез внутренней секреции, что способствует интенсивно­му росту всего организма. В это время наблюдается повышение ра­ботоспособности, увеличение росто-весовых показателей, а также мышечной силы и других физических качеств.

При занятиях спортом необходимо постоянно осуществлять тщательный врачебно-медицинский контроль за школьниками. Каждый учащийся обязательно должен пройти дважды в течение года медицинское освидетельствование.

Определение двигательных способностей для занятий волейболом


Для достижения высоких спортивных результатов необходимо обладать определенными задатками, которые выражаются в потен­циальных возможностях спортсмена. Эти задатки при правильной методике и нормальном режиме тренировочных занятий могут рас­крываться и проявляться в высоких спортивных достижениях.

Двигательные задатки складываются из морфологических, функциональных и психологических признаков. Эти задатки пред­полагают возможным отбор способных молодых людей, у которых ярко выражены конституциональные особенности и физические спо­собности, необходимые для волейбола.

В настоящее время в волейболе наметилась определенная тен­денция по отбору занимающихся, при которой внимание обращается на рост и проявление скоростно-силовых качеств.

Скоростно-силовые качества у волейболистов наиболее ярко проявляются в способности высоко прыгать. При этом имеющиеся задатки в проявлениях этого комплексного качества позволяют в значительной мере прогнозировать их дальнейшее развитие и со­вершенствование.

Динамичность движений в волейболе, умение быстро, свобод­но и точно дифференцировать мышечные усилия в предельно ко­роткое время — необходимое условие для совершенствования дви­гательных функций волейболиста.

Поэтому одним из важных средств правильного отбора зани­мающихся должны быть определенные тесты, адекватные игровой деятельности волейболиста. Выявленные у юных спортсменов задатки

19

явятся фундаментом для успешного совершенствования дви­гательных способностей и достижения спортивного мастерства.

В качестве тестов целесообразно применять такие данные мор­фологических, функциональных и психологических показателей, которые в наибольшей степени отражают проявления двигатель­ной деятельности волейболиста. В частности, ими могут служить: способность быстро реагировать на световой раздражитель (в пре­делах 0,20—0,25 секунд в возрасте 10—12 лет), умение быстро про­бегать дистанцию 15—20 м и высоко прыгать (см. оценочную шка­лу прыгучести по В. Ломейко 3— табл. 1).

Таблица 1 Высота отрыва ОЦТ (с места, см)



Функциональными показателями, необходимыми для успешно­го совершенствования в волейболе, являются: быстрое восстанов­ление частоты сердечного ритма после стандартных проб и в осо­бенности после повторного выполнения специальных нестандарт­ных проб, а также высокие показатели жизненной емкости легких.

Учитывая важность рассмотренных выше тестов при отборе детей для занятий волейболом, следует подчеркнуть, что их приме­нение имеет особое значение в том случае, когда учащиеся еще не начали заниматься спортом.

Если же школьники уже избрали себе спортивную специализа­цию и принимают посильное участие в двусторонних играх, то в данном случае тренер, основываясь на своем опыте, рекомендует наиболее способным ученикам (более быстрым, ловким, прыгучим, метким, ориентирующимся в игровой обстановке и уже владеющим игровыми навыками и умениями) заниматься волейболом в детской или юношеской секции коллектива физкультуры школы или ДЮСШ.

3 В. Ф. Ломейко. Исследование прыгучести в связи с возрастом и заня­тиями физическими упражнениями. Автореф. дисс. Минск, 1968.

20

Наиболее ярко проявляются спортивные дарования в процессе соревнований при повышенном эмоциональном и волевом напря­жении. Поэтому важное значение для отбора детей имеет просмотр соревнований различных масштабов, начиная от внутришкольных и кончая районными и городскими.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА


Воспитание всесторонне развитого подрастающего поколения является первостепенной задачей педагогических коллективов школ и ДЮСШ.

В воспитательной работе следует стремиться к решению об­щих задач коммунистического воспитания через специфику спор­тивной деятельности учащихся.

Воспитание коммунистической морали у юных спортсменов является одной из важнейших сторон воспитательной работы. Оно заключается в развитии у детей коммунистического мировоззрения, нравственных убеждений и понятий, способности правильно оцени­вать личные поступки и общественные отношения. При этом важное значение имеет воспитание юных спортсменов в духе тру­долюбия, коллективизма, дружбы и патриотизма. Эти качества побуждают учащихся преодолевать трудности на занятиях и сорев­нованиях, в учебе и быту.

В условиях занятий спортом учащимся, кроме общих черт ком­мунистической нравственности, прививаются навыки спортивной дисциплины, поведения на тренировках и соревнованиях.

Для воспитания трудолюбия у юных спортсменов необходимо привлекать их к труду и общественно полезной деятельности, на­пример к ремонту и изготовлению спортивного инвентаря и обо­рудования, строительству и обслуживанию спортивных площадок и специальных волейбольных городков.

Необходимо осуществлять постоянный контроль за своими вос­питанниками не только на тренировках и соревнованиях, но и ин­тересоваться их поведением в школьном коллективе и семье.

Периодически нужно проверять успеваемость юных спортсме­нов. Не следует сразу лишать возможности заниматься спортом ученика, получившего неудовлетворительную оценку. Полезно пре­дупредить его, что в дальнейшем в случае плохой учебы он будет отстранен от тренировок.

Систематические занятия спортом и участие юных волейболи­стов в соревнованиях благотворно сказывается на их дисциплини­рованности, собранности.

Четкий распорядок дня помогает занимающимся правильно распределять время между учебой, тренировками и досугом, учит ценить время.

Для воспитания этих качеств большое значение имеет подтя­нутость и дисциплинированность самого педагога (тренера). Чет­кое начало занятий, эмоциональное проведение основной части уро­ка и своевременное его окончание, неукоснительное выполнение

21

занимающимися всех заданий и упражнений способствует воспита­нию у юных волейболистов воли и дисциплинированности.

Как известно, волевые качества личности формируются в про­цессе преодоления трудностей и препятствий, возникающих, в част­ности, на занятиях спортом. Поэтому основные предпосылки для развития этого важного качества должны создаваться в детском и юношеском возрасте, когда идет интенсивное становление лично­сти подростка в семье и школе.

В процессе занятий спортом нужно учитывать свойственное подросткам и юношам стремление к самоусовершенствованию и в связи с этим своевременно развивать у них потребность к самовос­питанию воли.

Конкретное выражение волевых качеств у юных волейболи­стов проявляется в виде целеустремленности, настойчивости в до­стижении цели, решительности, смелости, активности действий и т. д. Развитие волевых качеств у спортсмена обусловливается своеобразными условиями его деятельности в процессе тренировок и соревнований. Однако, как правило, волевые качества, форми­ровавшиеся в условиях какой-либо деятельности (в частности, спортивной), могут успешно переноситься и на другие сферы дея­тельности человека.

Воспитывая волю занимающихся на учебно-тренировочных за­нятиях и соревнованиях по волейболу, следует придерживаться определенных методических приемов.

1. В процессе занятий нужно постепенно усложнять условия тренировки, которые требовали бы прогрессирующего увеличения волевых усилий занимающихся.

2. Необходимо создавать неожиданные препятствия в процессе тренировки, что будет способствовать подготовке юных спортсме­нов к преодолению таких препятствий на соревнованиях.

3. Целесообразно воспитывать волевые усилия при выполнении различных упражнений на фоне развивающегося утомления.

4. Во время совершенствования техники и тактики игры следу­ет добиваться четкого выполнения всех упражнений. Для этого следует многократно совершать разучиваемые действия.

5. В круглогодичном тренировочном процессе необходимо вос­питывать волевые качества занимающихся посредством волевых команд, приказов тренера и воздействия всего коллектива.

6. Следует учитывать индивидуальные особенности детей при воспитании волевых качеств (тип высшей нервной деятельности, особенности черт характера, склонностей и способностей).

7. Важно использовать в тренировочных занятиях различные сбивающие факторы (неблагоприятные метеорологические усло­вия, шум, создание неожиданных ситуаций, выполнение упражне­ний при незначительных травмах и усталости).

Большое значение в воспитании дружного и сплоченного кол­лектива имеют экскурсии, туристические походы, проведение спор­тивных вечеров и спортивно-массовых мероприятий. Проведение таких мероприятий, с одной стороны, поможет тренеру лучше

22

узнать ребят, ознакомиться с их наклонностями и интересами, а с другой — будет способствовать дружбе коллектива, позволит ребя­там узнать характер и привычки друг друга.

Сплочению коллектива, дружбе во многом способствует непо­средственное участие в соревнованиях. Так, если одна из команд проводит официальную встречу, то участники остальных команд, присутствуя на соревнованиях, переживают за своих товарищей и оказывают им поддержку. Сплочение игрового коллектива являет­ся одной из основных предпосылок для успешного выступления во­лейбольной команды на соревнованиях.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕКЦИИ ВОЛЕЙБОЛА ШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Для налаживания и ведения воспитательной работы и систе­матических занятий по волейболу в детском коллективе физической культуры необходимо организовать общественный руководящий орган — бюро секции волейбола.

Бюро секции выбирается на общем собрании членов секции, затем на заседании бюро выбирается председатель и распределя­ются обязанности между членами бюро. Численный состав бюро секции волейбола зависит от объема работы и количества зани­мающихся. Как правило, оно состоит из. 5—7 человек. Вся работа бюро секции осуществляется по следующим направлениям: вос­питательная и агитационно-массовая работа; спортивно-массовая и учебно-тренировочная работа; подготовка общественных кадров;

материальное обеспечение.

Каждое направление составляет сектор, который возглавляет член бюро секции. В помощь ему прикрепляется кто-либо из акти­вистов секции. Вся работа по руководству секцией возлагается на председателя бюро секции, которым должен быть наиболее актив­ный юноша (или девушка), успевающий в учебе и пользующийся авторитетом у своих товарищей.

В функции первого сектора входит организация всех меро­приятий, связанных с учебно-воспитательной работой, проведение собраний и собеседований по вопросам дисциплины. Кроме того, этот сектор занимается наглядной агитацией: выпускает стенную газету, оформляет объявления о соревнованиях, выпускает молнии об успешном выступлении команд на тех или иных соревнованиях, дает информацию в школьную газету.

Второй сектор занимается спортивными мероприятиями, куда входят проведение внутришкольных соревнований, контроль за учебно-тренировочной работой.

Сектор подготовки общественных кадров готовит инструкто­ров-общественников и судей по волейболу.

Четвертый сектор решает вопросы, связанные с приобретением спортивного инвентаря, формы, подготовкой необходимого обору­дования.

Заседания бюро секции проводятся 2—3 раза в месяц.

23

Бюро секции является важным общественным звеном в деле организации спортивно-массовой и воспитательной работы школь­ного коллектива физической культуры.

Большое значение имеет организация учебно-тренировочного процесса, т. с. учения и воспитания. Известно, что в процессе обу­чения и спортивного совершенствования, кроме привития специ­альных умений и навыков, у занимающихся воспитываются многие важные черты характера. Четкая организация занятий, постепен­ное повышение требований, преодоление трудностей в процессе учения, подчинение своих желаний интересам коллектива, разви­ваемое постоянно чувство долга и товарищества — все это способ­ствует воспитанию морально-волевых качеств, необходимых чело­веку современного социалистического общества.

Поэтому образцовая организация учебного процесса в значи­тельной степени влияет на отношение учащихся к этому процессу.

Организация учебного процесса планируется и осуществляется заранее. Осматривается место занятий, приводится в образцовый порядок грунт спортивных площадок, поверхность настила или пол спортивного зала, посторонние предметы переносятся на безопас­ное расстояние, подготавливается спортивный инвентарь и обору­дование, изготавливаются специальные методические приспособле­ния, способствующие развитию физических качеств и овладению навыками в технике игры (разновысокие планки, тумбы, подвесные мячи, мишени и т. д.).

На первом организационном занятии педагог (тренер) гово­рит о форме, в которой необходимо заниматься волейболом. При этом подчеркивается не только прикладное значение спортивного костюма, но и его эстетическая сторона. Форма должна быть еди­нообразной (даже на тренировочных занятиях), всегда аккуратно подогнанной, чистой и выглаженной. Кстати, не менее важен кос­тюм и внешний вид самого преподавателя, который должен быть образцом для своих учеников во всех отношениях.

Далее следует предупредить учащихся о том, что опоздания на занятия недопустимы. Это правило приучит спортсменов всегда вовремя являться на тренировки и соревнования.

Затем на первом и последующих занятиях (в начале урока) вступают в силу общепринятые в физическом воспитании положе­ния, связанные с выполнением строевых команд, объяснением за­дач урока и т.д.

Весьма важное место в системе урока занимает организация и проведение упражнений, в частности специальных упражнений с мячом. При этом в период обучения необходимо соблюдать сле­дующую последовательность: показать и объяснить технику выпол­нения изучаемого приема (лучше всего пользоваться синхронным объяснением, когда технический прием выполняется в замедленном и естественном темпе одним из учеников или специально пригла­шенным для этого случая квалифицированным спортсменом), объ­яснить и показать расположение игроков на площадке при выпол­нении упражнения (объяснение с показом осуществляется на

24

одной из подгрупп), рассказать о требованиях, предъявляемых к выполнению техники в данном упражнении (или о его тактиче­ском назначении).

Не менее серьезно нужно относиться и к организации учебно-тренировочных двусторонних игр.

В них по возможности, кроме задачи совершенствовать взаимо­действие в парах, звеньях и линиях, необходимо пытаться промоде­лировать игровые ситуации и тактику, которую предстоит прово­дить на ближайших соревнованиях. При этом обе команды полу­чают от тренера определенную программу действий, которой долж­ны придерживаться в ходе двусторонней игры.

В процессе правильно организованных учебно-тренировочных игр с наибольшей полнотой проявляются слабые и сильные сторо­ны отдельных игроков, игровых линий и команды в целом, что дол­жно послужить поводом для выбора направления в работе с дет­ской командой и исправления отдельных ошибок у юных спорт­сменов

После проведения двусторонних игр обязателен их краткий разбор.

При недостаточно высокой нагрузке в учебно-тренировочных играх учащиеся (после проведения игр) занимаются физической подготовкой или совершенствуют отдельные технические приемы игры.

Наиболее ответственной является организация команды на со­ревнованиях. Прежде всего педагог оповещает игроков команды о сроках и месте проведения предстоящих соревнований, затем дает указание о предстоящей встрече: сначала в теоретическом плане, на макете, а затем практически, на площадке, делая акцент на осуществлении намечаемого тактического плана. После этого в день состязания, за час-полтора до игры, тренер дает установку на предстоящую встречу, конкретизируя отдельные детали игры своей команды в зависимости от возможных ситуаций.

В процессе самой встречи тренер, кроме необходимых техни­ко-тактических указаний во время минутных перерывов и замен, постоянно даст волевые команды-установки юным спортсменам.

После соревнований, независимо от их исхода, проводится ана­лиз встречи, дается оценка игре команды и отдельным ее игрокам.

УЧЕТ РАБОТЫ


В настоящее время учет работы в спорте и волейболе, в част­ности, далеко не исчерпывается отметкой посещаемости в журнале. Понятие учета значительно шире и охватывает такие вопросы, как тренированность, состояние здоровья и спортивно-технической под­готовленности юных спортсменов. Учет тренером всех этих показа­телей позволяет менять (увеличивать или уменьшать) объем и интенсивность нагрузок, уделять больше внимания развитию тех или иных физических качеств и совершенствовать технико-такти­ческие действия.

25

Текущий учет спортивно-технической и физической подготов­ленности дает представление о спортивно-технической и физиче­ской подготовленности учащихся на протяжении нескольких за­нятий.

Данные о физической и технической подготовленности спорт­сменов целесообразно записывать по пятибалльной системе в таб­лицу оценок, которая вывешивается на видном месте с тем, чтобы она стала достоянием общественности и служила определенным стимулятором, влияющим на отношение юных спортсменов к учебно-тренировочным занятиям, играм и соревнованиям.

Периодический учет тренированности юных волейболистов спо­собствует правильному планированию нагрузок и соревнований в годичном цикле тренировки.

Специальная тренированность характеризуется следующими отличительными чертами: высоким уровнем технико-тактического мастерства; соответствующим данному виду спорта характером деятельности сердечно-сосудистой системы и энергообеспечением мускулатуры; высоким уровнем развития физических качеств, ко­торые требуются в данном виде спорта; высокими координацион­ными показателями; специальными волевыми проявлениями.

Для оценки этих показателей периодически применяются ком­плексные тесты. Они позволяют выявлять уровень технической и тактической подготовленности, уровень развития двигательных качеств, а также функциональные возможности организма. Юный спортсмен сможет достигнуть высоких результатов, если он обла­дает комплексом этих качеств.

Говоря о тестах для определения тренированности в спортив­ных играх, необходимо подчеркнуть, что большинство из них свя­зано с проявлением таких двигательных качеств и спортивно-тех­нических показателей, как быстрота перемещений, быстрота реа­гирования на зрительный раздражитель, ловкость, прыгучесть и эффективное выполнение технических приемов 4.

По разработанным оценочным шкалам определяется состоя­ние тренированности спортсменов.

Периодический учет состояния тренированности с применением тестов целесообразно проводить систематически.

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ


Врачебно-медицинский контроль за юными спортсменами осуществляется в процессе всего периода занятий спортом. Город­ские и республиканские врачебно-физкультурные диспансеры про­водят регулярные осмотры учащихся и ведут учет состояния их здо­ровья и физического развития. На каждого спортсмена заводится специальная карточка, куда вносятся данные очередного меди­цинского осмотра.

4 Подробно см. в кн.: X. Б у б э, Г. Ф э к, X. Ш т ю б л е р, Ф. Т р о г ш. Тесты в спортивной практике. М., 1968 (перевод с немецк.).

26

Кратко остановимся на существующих в настоящее время функциональных пробах, применяемых для определения сдвигов в деятельности сердечно-сосудистой системы под влиянием дози­рованных нагрузок.

Проба Котова — Дешина — трехминутный бег для мужчин и двухминутный для женщин и юношей — выполняется в темпе 180 шагов в минуту. Восстановление исследуется в течение пяти минут.

Проба Летунова, являясь комбинированной, состоит из трех нагрузок: 1) 20 приседаний за 30 секунд (разминка) с последую­щим отдыхом в течение трех минут, 2) 15-секундного бега в мак­симально быстром темпе (скоростная нагрузка) с последующим четырехминутным отдыхом и 3) трехминутного бега (нагрузка на выносливость), после чего следует пять минут отдыха,

Для норматонической реакции сердечно-сосудистой системы характерно следующее: пульс учащается равномерно, максималь­ное артериальное давление повышается, минимальное — снижает­ся или остается без изменений. Восстановительный период продол­жается 3—5 минут. Чем короче этот период, тем лучше спортсмен справляется с функциональной пробой, тем лучше состояние его тренированности.

Гипертоническая реакция характеризуется значительным уча­щением пульса (в 2—2,5 раза) и резким повышением максималь­ного артериального давления (170—200 мм), а также повышением минимального давления при длительном восстановительном перио­де. Эта реакция является одним из признаков перенапряжения и перетренированности.

Очень важно для здоровья занимающихся знать, как скоро после перенесенного заболевания они могут принимать участие в соревнованиях и учебно-тренировочном процессе. Ниже приводят­ся ориентировочные сроки начала учебно-тренировочных занятий и участия в соревнованиях после выздоровления (см. табл. 2).

Таблица 2



САМОКОНТРОЛЬ ЮНОГО ВОЛЕЙБОЛИСТА 5

Наряду с данными врачебного контроля и диспансеризацией самоконтроль юного спортсмена имеет большое значение для опти­мизации учебно-тренировочного процесса, установления величины выполняемых нагрузок, достижения и сохранения спортивной фор­мы. При этом самоконтроль осуществляется в двух взаимосвязан­ных направлениях: во-первых, фиксируются показатели функ­ционального состояния организма и, во-вторых, определяется специальная физическая и техническая подготовленность юного спортсмена.

Для получения представления о сдвигах, наступивших в функ­циональном состоянии организма, необходимо сопоставлять по­казатели сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и других систем с величиной и характером тренировочных на­грузок.

В данном случае особое значение приобретают адаптационные свойства этих систем, обусловливающие как величину сдвигов функ­циональных изменений организма, так и характер протекания вос­становительных процессов.

Если к последующей тренировке показатели функционального состояния приходят к норме, значит повторная тренировочная на­грузка будет приходиться на фазу восстановления или сверхвосста­новления, и работоспособность юного спортсмена сможет повы­шаться. В том случае, когда повторная нагрузка приходится на фазу недовосстановления, целесообразно снизить объем и интен­сивность упражнений или заменить тренировку активным отдыхом. В противном случае утомление от предшествующей тренировки мо­жет суммироваться с утомлением, полученным от новой нагрузки, что в свою очередь приводит к явлениям перетренировки.

Поэтому чрезвычайно важным является повседневный само­контроль спортсмена, позволяющий получать оперативную инфор­мацию о состоянии организма и в соответствии с этим строить по­вседневные тренировочные занятия.

Для самоконтроля за функциональным состоянием юному во­лейболисту целесообразно снимать следующие показатели: частоту сердечных сокращений (ЧСС), жизненную емкость легких (ЖЕЛ'), точность определения интервалов времени (по ручному секундоме­ру) и точность днфференцировки мышечных усилий (по ручному динамометру).

Кроме того, при наличии хронорефлексомстра6 (любых кон­струкций) следует измерять латентное время простых и сложных зрительно-двигательных реакций, удлинение которого свидетельст­вует о наступающем утомлении.

5 Вопросы самоконтроля юных волейболистов описываются в учебнике приме­нительно к юношам и девушкам старшего возраста, входящим в состав сборных команд.

6 Прибор, регистрирующий время зрительно-двигательных реакций чело­века.

28

Следует также следить за динамикой своего веса.

Частота сердечных сокращений измеряется пальпаторно по частоте пульса. Эту процедуру спортсмен производит лежа в посте­ли, сразу после сна, ежедневно в одно и то же время. Кроме того, ЧСС фиксируется сразу после тренировки.

Жизненная емкость легких измеряется на спирометре перед зарядкой одновременно со взвешиванием.

Определение точности временных интервалов и мышечной дифференцировки осуществляется утром после сна и по окончании тре­нировочных нагрузок. Снятие этих показателей заключается в следующем: вначале у юноши вырабатывается стереотип на вре­менной интервал в 10 секунд, затем дается задание включить се­кундомер и остановить его ровно через этот отрезок времени. От­клонение в ту или другую сторону означает нарушение стереотипа, что, в частности, может произойти из-за наступающего утомления или чрезмерного возбуждения. Данный показатель является очень важным для волейболиста, которому в процессе игры постоянно приходится точно по времени рассчитывать свои действия.

Для точности дифференцировки мышечных усилий вначале также вырабатывается стереотип при сжатии кистевого динамомет­ра (например, на 15 или 20 кг). Отклонение от стереотипа означает нарушение деятельности нервно-мышечного аппарата и разбалансировку процессов возбуждения и торможения в центральной нерв­ной системе, что также может явиться причиной утомления спорт­смена.

Несмотря на большое значение данных о функциональном со­стоянии спортсмена их может быть явно недостаточно для оценки специальной тренированности волейболиста. В данном случае не­обходимо применять специальные тесты, показывающие уровень специфических для волейбола двигательных качеств и спортивной техники. К таким тестам можно отнести: критерий экономичности при прыжках в высоту (по В. М. Дьячкову), критерий точности при выполнения техники верхних передач в мишень, тест на выносли­вость при непрерывных, многократных прыжках с места с доставанием высоты 2м 10 см для девушек и 2 м 30 см для юношей.

W

Критерий экономичности определяется по формуле Х = -----------

Н'

где W— имеющийся у спортсмена двигательный потенциал (напри­мер, показатель силы разгибания нижних конечностей, измеряемый по методике Коробкова — Черняева) и H — расчетный спортивный показатель (в данном случае замер отрыва ОЦТ по методике Абалакова7). Чем ниже искомая величина, тем выше экономичность, тем техничнее спортсмен.
7 Методика определения высоты отрыва ОЦТ по Абалакову заключается в следующем: на уровне пояса спортсмена крепится сантиметровая лента, другой конец пропускается через специальную площадку, прикрепленную к поверхности. После замера высоты ОЦТ волейболиста, привставшего на носки, последний отхо­дит назад, разбегается и прыгает. Вычитая из второго показателя первый, получа­ем высоту отрыва ОЦТ волейболиста.

29



Измерения высоты прыжка берутся по среднему показателю суммы трех попыток. Снимать этот показатель лучше всего в конце зарядки и после тренировочной нагрузки.

Прирост прыжка или его стабилизация на высоком уровне ха­рактеризуют повышение тренированности волейболиста, а снижение свидетельствует о наступающем утомлении.

Критерий точности движений при выполнении техники верхних передач в мишень диаметром 50 мм определяется отношением коли­чества попаданий к общему числу попыток. При этом упражнение (тест) выполняется с расстояний 1,5—3,0 и 4,5 метра от мишени; с каждого расстояния производится по 10 передач мяча.

Тест на выносливость заключается в многократных непрерыв­ных прыжках-подскоках с места с доставанием двумя руками ниж­него края баскетбольного щита или подвешенного на этой высоте ограничителя. Данный тест лучше всего выполнять в специально от­веденное для этого время, за час до утренней или вечерней трени­ровки. Применять его следует не чаще одного раза в микроцикле.

Снижение или увеличение числа попыток соответственно пока­зывает ухудшение или улучшение специальной работоспособности юного волейболиста — его скоростно-силовой выносливости.

Для того чтобы наглядно представлять динамику изменений как показателей функционального состояния волейболиста, так и пока­зателей уровня развития его двигательных качеств и спортивной техники, необходимо все данные записывать графически в дневни­ке спортсмена. (Пример составления такого графика показан на рис. 4.) В дневнике, кроме этих показателей, можно фиксировать самочувствие, характер нагрузок, впечатления от проведенных тре­нировок и т. д.

Подобные записи, наряду с данными врачебного контроля, по­могут юному спортсмену и тренеру в процессе тренировки находить оптимальные пути к достижению наивысшей спортивной формы и ее сохранению.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


А.В. Ивойлов
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации