Андронова И.В., Шитина М.М. Управление качеством - файл n1.docx

приобрести
Андронова И.В., Шитина М.М. Управление качеством
скачать (285.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx286kb.05.06.2012 06:18скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Андронова И.В., Шитина М.М.


УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Курс лекций

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

И.В. Андронова, М.М. Шитина

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Курс лекций
для студентов специальности

060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»,

061100 «Менеджмент организации»


Тюмень 2004

УДК


Андронова И.В., Шитина М.М. Управление качеством. Курс лекций: –Тюмень: ТюмГНГУ, 2004.- с.
Курс лекций включает нормативно-правовые, экономические и практические вопросы управления качеством. Значительное место уделяется контролю качества, стандартизации и сертификации продукции, обеспечению единства измерений.

Предназначен для студентов, обучающихся по специальностям 060800 «Экономика и управление на предприятия (по отраслям)», 061100 «Менеджмент организации» дневной и заочной форм обучения.

Табл. 51, рис. 2, библ.18 назв.
Рецензенты: С.Г. Симонов, зав. кафедрой экономической теории Тюменского государственного нефтегазового университета, доктор социологических наук, профессор; В.И. Шастин, кандидат экономических наук, Председатель Совета облсеверпотребсоюза (г. Тюмень), заслуженный работник торговли РФ.


ISPN 5-88465-265-8 © Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Тюменский государственный

нефтегазовый университет», 2004 ВВЕДЕНИЕ
Проблемы, связанные с обеспечением качества, становятся особенно актуальными в условиях переходной экономики, характеризующихся обострением конкурентной борьбы между предпринимателями. Сложности российской экономики проявляются не только в снижении объемов производства, взаимных неплатежах, но и в ее качественных характеристиках.

Примеры развития передовых промышленных стран показывают, что решение проблем качества должно носить всеобщий, комплексный характер, а это, в свою очередь, требует профессиональной подготовки менеджеров любого уровня управления. Значительная часть практиков и специалистов должна осознавать, что выход из кризисной ситуации возможен на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции, строгого соблюдения нормативных параметров выпускаемых изделий.

Управление качеством получило развитие как один из элементов наук об управлении и призвало решать комплексные задачи по повышению эффективности функционирования предприятия на основе обеспечения и поддержания высокого качества производимых товаров и оказываемых услуг.

Качество продукции и всех видов услуг наряду с их количеством определяет качество жизни человека, сохранение окружающей среды и, в конечном счете, содержание качества социально-экономического развития. Овладение методами управления качеством является одним из главных условий выхода промышленных и торговых предприятий на рынок с конкурентоспособной продукцией, а значит, и коммерческого успеха.

Переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов шире использовать методы стандартизации, метрологии и управления качеством в своей практической деятельности. Управление качеством является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Цель данного курса лекций – оказание помощи студентам в процессе освоения теоретических знаний в области управления качеством.

Для освоения курса необходимо ознакомиться с действующими законодательными актами, нормативными документами, связанными с вопросами обеспечения качества товаров и услуг, усвоить количественные методы оценки качества, познакомиться с международным опытом, понять механизм принятия решений в процессе управления качеством товаров.

Курс «Управление качеством» ориентирован на подготовку экономистов и менеджеров с использованием современных стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО).

Курс лекций разработан в соответствии с государственными стандартами высшего профессионального образования специальностей 060800 и 061100 и может быть рекомендован не только студентам вузов и иных учебных заведений, но и всем желающим получить знания и практические навыки в области обеспечения качества.


  1. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

КАТЕГОРИЯ
Задачи повышения качества:

  1. Повышение качества - важное и эффективное средство подъеме экономики страны, повышения материального уровня жизни населения.

  2. Рост качества равноценен увеличению объема выпуска продукции. Например, повышение срока службы электроламп на 100 час. (стандартный ресурс горения равен 1000 час.) равносильно выпуску 200 млн. ламп; повышение срока службы обуви (выпускается 150 млн. пар в год) на 1 % равнозначно дополнительному выпуску 1,5 млн. пар.

  3. Повышение качества способствует рациональному использованию сырья, материалов, техники и трудовых ресурсов.

  4. Возрастание качества способствует оборачиваемости продукции в народном хозяйстве.

  5. Качество - путь к внешнему рынку (отклонения от уровня качества ведущих фирм на 20 % вынуждает продавать продукцию в 2 раза ниже конкурирующих фирм.

  6. Увеличение качества способствует сокращению морального ущерба, наносимого низким качеством продукции.

Качество продукции - это совокупность ее свойств, обусловливающих пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Свойство продукции - это особенность продукции, которая проявляется при ее создании, эксплуатации или потреблении. Свойства бывают простые и сложные. Например, простые свойства ткани - устойчивость к истиранию, устойчивость окраски, белизна, колористическое оформление, структура. Сложные - долговечность (первые три свойства), эстетические (последние три).

У непродовольственных товаров различают следующие сложные (комплексные) свойства:

  1. Функциональные - способность выполнять основные функции, для которых предназначена продукция в заданных условиях.

  2. Надежность - способность выполнять основные функции с заданной эффективностью в заданном интервале времени.

  3. Эргонометрические - согласованность конструкции изделия с особенностями человеческого организма.

  4. Безопасность эксплуатации - электро- и пожаробезопасность, безвредность, то есть отсутствие выделения вредных для здоровья веществ.

  5. Экологические - отсутствие воздействия на окружающую среду.

  6. Эстетические - способность выражать художественный образ в чувственно воспринимаемым человеком признаках формы (характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенность исполнения и стабильность товарного вида изделия).

  7. Экономические - экономичность в расходе товара в виде материала, экономичность машин и приборов в расходе топлива и энергии.

  8. Показатели унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.

  9. Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.

  10. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.

Для разных видов и групп товаров применяются общие и специфические показатели качества. Общие:

Специфические - дифференцированы по видам товаров.

  1. Средства труда: материалоемкость, ремонтопригодность, вес, габариты, устойчивость к температуре и активной среде, межремонтный период.



  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    Андронова И.В., Шитина М.М
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации