Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме - файл n1.rtf

приобрести
Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме
скачать (4278.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf4279kb.07.07.2012 01:32скачать

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Изотова Маргарита Александровна

Матюхина Юлия Алексеевна
Инновации в социокультурном сервисе и туризме

Оглавление

Введение

Глава 1. Центры культурной, научной, просветительской, туристической деятельности как новая модель деятельности культурных институтов

1. Что такое туризм, определения туризма. Основные документы

2. Функции туризма

3. Виды туризма

4. Состав системы туризма

5. Цели туризма, направления его развития в XXI в

6. Состояние туризма в России. Необходимость в новых формах туризма

7. Основная цель создания центра культурной, научной, просветительской, туристической деятельности

8. Основные задачи и направлениям деятельности центра

9. Развитие историко-культурных центров в России

10. Конкурс на проектное предложение по созданию историко-культурного туристического центра на базе памятника (комплекса памятников) истории и культуры

11. Основные условия строительства на территории центра

Глава 2. Театрализация и ролевые игры как пример новых форм работы в культурном туризме

1. Особенности развития культурного туризма в нашей стране. Понятие инноваций в туризме

2. Театрализация как одна из форм развития внутреннего туризма

3. Конкретные примеры инновационных театрализованных представлений

4. Сущность ролевых игр

5. Ролевые игры и туризм

Глава 3. Экстремальное направление в современной сфере отдыха и развлечений

1. Особенности экстремального туризма

2. Сухопутный туризм

3. Воздушный туризм, отдых и развлечения

4. Космотуризм

5. Водный туризм

Глава 4. Модернизация и усовершенствование старых туристических маршрутов и разработка на их основе новых

1. Из истории туризма

2. Возрождение старых популярных маршрутов

3. Перспективы развития регионов

4. «Провинциальная красота России»

5. «Городские сюжеты»

6. Речные экскурсии

7. Обновление региональных традиций и разработка инновационных проектов

8. Новые направления в культурном туризме

9. Новинки туристических изданий

Заключение

Литература


Введение
Культурный туризм получил широкое распространение во второй половине XX в., когда многие развитые страны перешли от индустриального к постиндустриальному обществу, одной из особенностей которого является значительное расширение доступа к культурным благам. Расширению культурного туризма в наше время способствуют развитие транспортных линий, межрегиональные и международные культурные контакты, становление и совершенствование индустрии туризма в нашей стране.

В предлагаемой книге рассматриваются различные инновации в социально-культурном сервисе и туризме.

Инновации в туризме – разносторонние организационно-управляющие нововведения, состоящие в целенаправленных изменениях, производимых на разных уровнях индустрии туризма. Сюда относятся правовое обеспечение туристических проектов, способность организации новых видов туристической деятельности, создание кардинально новых турпродуктов и товаров для путешествий, информационно-рекламное обеспечение туристического спроса, включающее в себя современные технологии. Основные усилия по развитию инноваций в туризме направлены на повышение конкурентоспособности предприятий, на значительное улучшение туристического сервиса.

Инновационный процесс представляет собой поэтапное принятие нововведений в туризме.

Наиболее перспективным направлением представляется создание центров культурной, научной, просветительской, туристической деятельности на базе археологических, этнографических, архитектурных, природно-ландшафтных (а в оптимальном варианте комплексных) музеев под открытым небом. Богатый опыт создания таких объектов накоплен в зарубежных странах (Флево в Голландии, Лейр в Дании, Батсер-Хилл в Англии, Дюппель в ФРГ, Памунки в США). В последние годы музеефицированные комплексы начали создаваться и в России (Костенки в Воронежской, Аркаим в Челябинской областях и др.). Такие центры, по сути, представляют собой новую модель деятельности культурных институтов регионов с практически неограниченными ресурсами и возможностями. На их базе может быть создана принципиально новая для многих регионов сфера отдыха и развлечений.

Принципиально новым направлением является включение в обслуживание туристов, отдыхающих, посетителей театрализации и ролевых игр. Сюда же входит воссоздание историко-культурных ситуаций разного времени. При этом зрители имеют возможность стать непосредственными участниками интерактивного процесса.

Это направление может быть связано с экстремальными развлечениями и видами деятельности, такими как разной степени сложности походы, экспедиции, эксперименты и др.

Кроме того, на современном этапе развития внутреннего туризма совершенно необходимо возвращаться к старым давно и несправедливо забытым, но интереснейшим маршрутам, разработанным еще в советское время.

В настоящее время появляется огромное количество совершенно новых туристических направлений: этнографическое, археологическое, флористическое; на туристический рынок выносятся предложения фототуров, милитари-туров, винных туров, религиозных и свадебных туров. Развиваются лечебный, образовательный, экологический и другие виды культурно-познавательного туризма, появляются новые музеи, в том числе частные, с возможностью внедрения индивидуальных программ.

На этом фоне внедрение инноваций способствует не только развитию рассматриваемых сфер, но и гармонизации отношений современного человека с обществом и природой.

Социально-культурный сервис и туризм призваны решать много задач: рекреационно-восстановительную, образовательно-воспитательную, просветительскую, задачу сохранения, изучения и использования природного и историко-культурного наследия. Они же являются постоянными, весомыми (а для некоторых регионов и основными) источниками дохода, решают проблему создания рабочих мест и т. д.

Поэтому внедрение инноваций способствует не только развитию рассматриваемых сфер, но и гармонизации отношений современного человека с обществом и природой.


Глава 1. Центры культурной, научной, просветительской, туристической деятельности как новая модель деятельности культурных институтов
1. Что такое туризм, определения туризма. Основные документы
Определение туризма многоаспектно. Человек путешествовал всегда. От целей, состава участников, времени и места зависели содержание, характер, длительность путешествий и т. д. Именно путешествия послужили основой создания такого вида человеческой деятельности, как туризм. Туризм как особый социально-экономический и культурный феномен возник относительно недавно (уже в индустриальный период жизни человечества) и перерос путешествия и в количественном и качественном планах. В настоящее время путешествие является важным, но далеко не единственным, а зачастую и не главным элементом туризма.

Долгое время к туризму относили временные выезды людей с постоянного местожительства в познавательных, профессионально-деловых, оздоровительных, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Согласно Манильской декларации по мировому туризму «туризм – это один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта».

В настоящее время концепция туризма значительно расширилась. В нее включают деловые и образовательные путешествия, путешествия внутри страны или региона проживания, т. е. внутренний туризм, экскурсии – т. е. путешествия без постоянного проживания в туристском центре.

Основными нормативными документами международного правового характера, которыми регулируются нормы поведения государств, организаций и туристов на всех уровнях, являются Манильская декларация по мировому туризму, принятая в 1980 г. в столице Филиппин Маниле, и «Хартия туризма», которая была одобрена 22 сентября 1985 г. резолюцией VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной Туристической организации, проходившей в столице Болгарии Софии.

Манильская декларация по мировому туризму провозгласила: «Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов, в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения».

Основным международным документом, в котором зафиксированы нормы и принципы отношений государств в области туристической деятельности, в настоящее время является Хартия туризма.

Хартия туризма провозгласила следующие основные принципы: право каждого человека на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск, а также право свободно передвигаться без ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом.

Хартия также призвала содействовать принятию мер, позволяющих каждому участвовать во внутреннем и международном туризме:

1) «государствам следует содействовать упорядоченному и гармоничному росту как внутреннего, так и международного туризма»;

2) «государства должны разрабатывать и проводить политику, направленную на обеспечение гармоничного развития внутреннего и международного туризма, а также заниматься организацией отдыха на благо всех тех, кто им пользуется»;

3) «государства должны проводить туристскую политику в соответствии с политикой общего развития, проводимой на различных уровнях – местном, региональном, национальном и международном, – и расширять сотрудничество в области туризма как на двусторонней, так и на многосторонней основе».

Туристская среда включает в себя человека, природу, общественные отношения и культуру. Она является достоянием всего человечества. Поэтому Софийская Хартия туризма призвала государства и общества также в интересах настоящего и будущего поколений всемерно защищать эту среду, способствовать росту туристского сознания и содействовать взаимоприемлемым и взаимообогащающим формам контактов посетителей-туристов с местным населением.

В состав Хартии туризма как неотъемлемая его часть входит Кодекс туриста. Этот документ определяет нормы поведения, права и обязанности туристов в процессе участия в туристических экскурсиях, походах и поездках. Главным для всех без исключения туристов является соблюдение такого поведения, которое способствовало бы взаимопониманию и дружеским отношениям между народами и таким образом содействовало бы сохранению мира на нашей планете.

В октябре 1999 г. Генеральная ассамблея Всемирной Туристской организации одобрила «Глобальный этический кодекс туризма», где выдвинуты рекомендации о поощрении введения во все образовательные программы специального курса о ценности туристского обмена, его экономических, социальных и культурных выгодах, а также о потенциально связанных с туризмом и путешествиями рисков.

Основными целями принятия международных нормативных документов являются согласование планов международного туристского обмена, осуществление постоянного обмена информацией о международных туристских организациях, связях и состоянии туристского рынка как в рамках мирового сообщества, так и в конкретных странах, уточнение принципов и экономических условий сотрудничества; взаимные консультации по различным вопросам совместной работы.


2. Функции туризма
Туризм как многоаспектное явление выполняет большое количество функций, которые можно подразделить на несколько больших групп.

Социально-гуманитарные функции:

· познавательно-образовательная функция – получение и пополнение знаний, знакомство с природой, историей, культурой как своего региона и страны, так и других стран и народов;

· воспитательная функция, т. е. формирование моральных, нравственных и эстетических качеств, прививание любви к окружающему миру, включая свой собственный вид;

· культурная функция – повышение культурного уровня граждан;

· оздоровительно-релаксационная функция – использование благотворного воздействия природных факторов для поддержания и восстановления физического, умственного, психического, эмоционального состояния организма, развитие адаптационных возможностей, восстановление трудоспособности;

· спортивная функция – специальная подготовка по туристской технике, способствующая укреплению общей физической подготовки, а также развитию разных сторон физического здоровья.

Социально-экономические функции: рациональное использование свободного времени, обеспечение занятости населения, рост уровня жизни трудящихся – важный фактор стабилизации и развития экономики.

Туризм занимает одно из первых мест в мировой экономике. В некоторых странах он является основной статьей национального дохода. По прогнозам аналитиков, в XXI в. туризм будет одной из наиболее перспективных сфер мировой экономики по устойчивости темпов развития.

Туризм также является одним из наиболее важных источников создания рабочих мест. В некоторых странах в этой отрасли задействованы до 10 % всей рабочей сферы.


3. Виды туризма
В настоящее время существует довольно много классификаций туризма. В зависимости от факторов, положенных в его основу, он делится на следующие виды:

1) по направленности – на международный (состоит из въездного и выездной) и внутренний;

2) по характеру – организованный исамодеятельный;

3) по временной продолжительности – краткосрочный и длительный (от однодневного до многодневного);

4) по дальности перемещения – ближний и дальний;

5) по количеству туристов – коллективный (групповой) и индивидуальный;

6) по способу передвижения – пешеходный, велосипедный, конный (а также передвижение с помощью других животных – собак, оленей, яков, верблюдов, мулов и т. д.), лыжный, автомобильный, мотоциклетный, водный, комплексный (включающий в себя два и более способов передвижения на маршруте) туризм;

7) по характеру маршрута – спелеотуризм, горный и др.;

8) по целям – культурный, образовательный, экологический, спортивный, оздоровительный, рекреационный;

9) по составу участников – детский, молодежный, для возрастных групп (почти не развит у нас в России) – или туризм «третьего возраста», комплексный (для родителей с детьми).

В последние десятилетия появились новые виды туризма: – деловой, интенсив-туризм, конгрессный, клубный, корпоративный, таймшерный, элитарный, этнокультурный, экстремальный.


4. Состав системы туризма
Туризм в настоящее время представляет собой целую систему, включающую в себя разнообразные элементы. К ним относятся: туристский продукт , т. е. совокупность туристских услуг и туров (или маршрутов, которые удовлетворяют основные потребности людей; субъект туризма – граждане России и зарубежных стран, общественные, государственные и частные предприятия и организации туризма и путешествий; участник туризма – т. е. гражданин, пользующийся продуктами и услугами, создаваемыми системой туризма; объект – вся сферы связанных с туризмом услуг (питание, проживание, транспорта, учреждения культуры, природные, культурно-исторические, спортивные, оздоровительные и прочие объекты); организатор – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обеспечивающие планирование и осуществление мероприятий, программ, создание и распространение турпродукта.


5. Цели туризма, направления его развития в XXI в
Туризм в XXI в. вступил в новую стадию развития. По мере того как он занимает все более заметное место в развитии мировой экономики, социально-культурной и других сферах, все значительнее становится его роль в общемировых процессах развития человечества. В соответствии с этим меняются его основные цели. В число основных целей современного туризма входят: новые модели развития, управления и хозяйствования; эффективное использование людских ресурсов; повышение роли человека и местных общин, региональных и территориальных органов и туристских организаций; преодоление финансовых, экономических и социальных трудностей; организация новых форм проведения досуга; разработка новых моделей экономического управления; изучение концепций, касающихся гуманитарных и социальных отношений в туризме, экологических установок; осуществление программ технического сотрудничества и др.1


6. Состояние туризма в России. Необходимость в новых формах туризма
Состояние туризма в России нельзя признать удовлетворительным. Сложное социально-экономическое положение, низкий уровень доходов, невысокий уровень управленческой структуры российского туризма – перечень причин можно продолжать долго. Нам представляется, что основными из них являются инертность, а также нежелание или неспособность государственных структур и организаций, занятых в сфере туризма, использовать опыт, накопленный в нашей стране в годы советской власти, а также опыт наиболее продвинутых в этом направлении стран.

Реализация новых целей туризма делает необходимым не только структурную перестройку социально-политического и экономического характера, но и поиск новых, более эффективных форм работы.

Одним из наиболее перспективных направлений в развитии туризма и всех связанных с ним сфер деятельности является создание центров на базе памятников природы, истории и культуры. Особенно интересны в этом плане музеефицированные памятники, расположенные в природных национальных парках, заповедниках и заказниках. В зарубежных странах накоплен богатый опыт создания таких объектов (музеев под открытым небом). В последние годы такие музеефицированные комплексы, как центры культурной, научной, просветительской, туристической деятельности, начали создаваться и в России. В их состав могут входить как подлинные, так и реконструированные археологические, исторические и этнографические группы объектов. К ним относятся разнообразные жилища, хозяйственные и производственные постройки, святилища и культовые места, торговые площади, фортификационные сооружения, пристани и т. п. Конкретные примеры и образцы идей или воплощенных в реальной жизни проектов приведены ниже.

Такие природно-историко-культурные центры, по сути, представляют собой новую модель деятельности культурных институтов региона, где они расположены, которая позволит модернизировать существующую в регионе инфраструктуру туризма и культуры.


7. Основная цель создания центра культурной, научной, просветительской, туристической деятельности
Основными целями создания таких центров являются разработка и воплощение новой модели культурной деятельности в регионе путем создания интерактивной зоны общения по проблемам истории, культуры и искусства древних обществ и цивилизаций, их роли и места в мировом историческом процессе, а также их влияния на современный мир.

Однако деятельность таких центров не ограничивается только человеческой историей и культурой. Общение с природой, ее изучение, а также решение проблем взаимоотношения природы и человека, воспитание бережного отношения к окружающей среде также могут и должны входить в сферу деятельности такого центра. В целом можно сказать, что одной из основных целей таких учреждений должна быть экологизация жизни человека в самом широком смысле этого слова.

Бережное отношение к природе, любовь к ней, грамотное экологическое поведение человека стали необходимым условием для выживания человечества на нашей прекрасной планете. Приобщение к природе дает возможность приобщить человека к гуманности, здравому смыслу, красоте, гармонии с природой и с самим собой.

Слово «экология» происходит от греческих слов oikos – «дом» и logos – «понятие, учение». Экология в широком смысле этого слова – знание о среде обитания, в которой живет человек: от ближайшего окружения до масштабов Вселенной и знание о себе.

Вряд ли наша жизнь может быть здоровой и гармоничной без сохранения природного и культурного наследия. Очень важно знакомить человека с самого раннего детства с Домом, в котором он живет. Но сколько бы информации ни запоминали люди, при отсутствии тонкого чувствования и восприятия мира, без любви к этому миру во всех его проявлениях эти знания не станут созидательными.

Современные проблемы взаимоотношений человека с самим собой, себе подобными и с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.

Работа по созданию комплексных центровпредполагает активизацию и внедрение новых форм сотрудничества с государственными и общественными организациями, музеями, научно-исследовательскими центрами и частными лицами. Использование этих форм, а также новых технологий, в том числе и информационных, не толькообеспечит выход на принципиально новый уровень культурно-просветительской, образовательной, экспозиционно-выставочной, туристической деятельности, позволит создать рекреационную зону принципиально нового типа, будет способствовать расширению аудитории, но и сделает центр весьма перспективным ресурсным источником с практически неограниченными возможностями.


8. Основные задачи и направлениям деятельности центра


Основные задачи центра
1. Создание центра культуры, науки, образования, развития принципиально нового типа.

2. Предотвращение разрушения памятников природы, истории и культуры и сохранение их для потомков.

3. Осуществление роли генератора общественных инициатив в области охраны памятников природы, истории и культуры и среды обитания в целом.

4. Воспитание бережного отношения к своему не только недавнему, но и древнему прошлому и возрождение на этой основе в большой степени утраченного за последние годы чувства патриотизма, гордости за свою, в том числе и «малую», Родину.

5. Создание принципиально новой для региона сферы отдыха и развлечений.
Основные направления деятельности центра
Основными направлениями деятельности центра являются культурно-просветительское, научное, образовательно-воспитательное, спортивно-оздоровительное, туристско-развлекательное.

Культурно-просветительское направление

Это направление включает в себя создание музея под открытым небом. Богатый опыт в этом направлении накоплен за рубежом. Движение по их созданию берет начало еще в 1960-е гг. Пионером здесь может считаться созданный в 1962 г. историко-археологический исследовательский центр в Лейре (Дания), который вначале функционировал как научно-экспериментальное учреждение. На участке в 25 га в Лейре, в долине Гертхадален, в 40 км от Копенгагена были построены «доисторическая деревня», а также учебные, административные и другие здания. Экспериментаторы вспахали деревянными сохами небольшие поля, обзавелись стадами самых простых видов домашних животных. Их мясо, а также плоды полей служили основной пищей.

Сначала воссозданием деревни эпохи раннего железного века и древнего образа жизни занимались только археологи со своими ближайшими помощниками. Но в 1970 г. им пришла идея пригласить несколько обычных датских семей, чтобы те пожили неделю-другую в доисторической деревне. Вначале члены этих семей жили в «доисторической» деревне только летом. Они научились изготавливать керамику, обрабатывать поля и собирать урожай, сбивать масло, коптить сыры, выделывать кожи, прясть шерсть и волокно, ткать. Потом они попробовали жить в домах железного века в зимний период. По собственному признанию участников, у них действительно возникло ощущение, что они приблизились к состоянию, в котором находились люди 2000 лет назад.2

По примеру комплекса в Лейре был создан аналогичный центр в Дюппеле (ФРГ). Здесь под руководством лейрских инструкторов средневековыми инструментами было построено славянское и германское поселение второй половины XII – начала XIII столетий. Помимо проведения сугубо научных экспериментов по воссозданию «средневековой жизни», сотрудники центра активно привлекают в Дюппель всех желающих. Достаточно сказать, что многое в дюппельской деревне построено именно руками и на средства сотен самоотверженных энтузиастов, большая часть из которых не имеет непосредственного отношения к научной деятельности. Некоторые городские семьи приезжают в Дюппель на достаточно длительный срок и адаптируются к средневековой среде обитания. Количество желающих посетить деревню в Дюппеле намного превышает ее возможности удовлетворить интерес всех.3

Пример Лейре и Дюппеля «заразил» многих. Так, в 1975 г. небольшая группа голландцев, состоящая из десяти взрослых людей, самому старшему из которых было на тот момент 72 года), и четырех детей (младшему из них исполнилось всего два года) под руководством учителя Роелофа Горреуса де Хааза попыталась воссоздать те условия, в которых жили их предки, а также самим испытать на себе все «прелести» древней жизни. В качестве образца был избран каменный век. Энтузиасты подошли к делу очень основательно. Они проштудировали всю имеющуюся в их распоряжении литературу, а также ознакомились с экспозициями различных археологических объектов и музеев. Составив достаточно полное представление о способах деятельности людей каменного века, они занялись подбором места проведения эксперимента. Выбор пал на польдер Флево. Однако прежде чем приступить к реализации сложного и трудоемкого эксперимента, все участники в течение нескольких лет регулярно проводили тренировочные выезды на польдер, во время которых имитировали жизнь древних людей.

Наконец торжественный момент настал. Группа прибыла на польдер Флево, захватив с собой изготовленные древними способами инструменты, хозяйственный инвентарь, предметы ежедневного обихода, только натуральные продукты в виде зерен и фасоли, несколько коз, барана и собаку. Для жилья участниками эксперимента из стволов деревьев, прутьев, коры и глиняной обмазки были построены семь хижин с очагами внутри. Кроме жилых сооружений, были построены хлев для скота с плетеной оградой, амбар для запасов зерна, сена, дров и других хозяйственных припасов. Были выкопаны также колодец и складские ямы. Для выпечки хлеба была сложена глиняная печь.

Целое лето маленький коллектив жил первобытной жизнью. Жители деревни возделывали каменными мотыгами крошечные поля, мололи зерно на каменных зернотерках, заготавливали корм скоту, готовили пищу на очаге, изготавливали на ткацких станках ткани, выделывали кожи, изготавливали различные орудия, формовали и обжигали керамические сосуды и т. д.

Эксперимент растянулся на несколько лет и принес очень много впечатлений и открытий как его участникам, так и специалистам.4

В нашей стране создание таких действующих музеев под открытым небом началось сравнительно недавно.

До 1990-х гг. в России, не считая краеведческих и литературных, существовали почти исключительно традиционные архитектурные (например, Кижи) или литературные (Тарханы, Ясная Поляна) мемориальные музеи. В последние годы получила развитие музеефикация одной из весьма специфических, известных в основном лишь узкому кругу специалистов категории памятников – археологических объектов. В настоящее время большинством ученых они рассматриваются не только как памятники истории и культуры, но и как памятники природы. Как показывает опыт многих стран дальнего зарубежья, это один из самых перспективных культурных и туристских ресурсов.

Истоки проблемы музеефикации уходят в далекое прошлое. Многим из нас известно, что Петр I в 1718 и 1721 гг. издал указы о доставке природных и археологических находок в Кунсткамеру, что составило основу ее коллекции. Однако уже в то время наряду с попытками сохранить уникальное наследие проявилась тенденция к его бездумному варварскому уничтожению. Об этом говорят исторические факты. Известный ученый А. А. Формозов приводит следующий пример. Д. Мессершмидт, посланный в Сибирь с научными целями, обнаружил три высеченные из камня фигуры животных, разбитые на куски, и пришел в ужас от «страшного неповиновения воевод указам всемилостивейшего монарха». В 1722 г. Петр I после посещения развалин столицы Волжской Булгарии и велел казанскому губернатору послать на городище каменщиков для починки поврежденных строений и монументов для предупреждения дальнейших разрушений. Это распоряжение перестали выполнять сразу же после смерти Петра I. Мало того, во время царствования Елизаветы архиерей Лука разрушал все болгарские здания, чтобы искоренить остатки мусульманства.

В начале XXI в. в Екатеринбурге состоялся Северный Археологический конгресс, представленный пятью странами: Россией, Швецией, Данией, Канадой и Японией. На конгрессе наряду с другими вопросами обсуждалась проблема охраны памятников археологии. Большое внимание участники конгресса уделили музеефикации памятников археологии, считая это одним из решений проблемы по предупреждению их разрушения.

Музеефикация археологических объектов позволяет не только решить проблему сохранения этого уникального наследия, насчитывающего много веков и тысячелетий. Она расширяет количественно и улучшает качественно имеющиеся фонды и выставки, а также способствует возникновению принципиально новых форм хранения и показа уникальных экспонатов и комплексов. Финансирование российских музеев по остаточному принципу привело к тому, что экспонаты, полученные в результате археологических разведок и раскопок, просто негде хранить и негде выставлять. Фонды региональных музеев переполнены, выставочные площади (за редким исключением) мизерны по сравнению с имеющимися материалами. В результате многие артефакты оказываются на многие десятилетия недоступными ни ученым, ни тем более посетителям. В этом плане российские музеи напоминают нищих, сидящих на сундуках с несметными сокровищами и не имеющих возможности этими сокровищами воспользоваться.

Именно с целью решения данной проблемы во многих регионах России создаются специализированные археологические музеи, а также музеи-заповедники под открытым небом. Такие учреждения способствуют улучшению пропаганды и популяризации археологического наследия. В археологических музеях, как правило, работают специалисты, способные собрать, сохранить и выставить экспонаты археологических коллекций. Не в обиду будет сказано музейным работникам, но в большинстве российских музейных учреждений традиционного типа складывается парадоксальная ситуация. Археологические фонды, составляющие львиную долю имеющихся экспонатов, являются одними из наиболее интересных с точки зрения посетителей музеев. Но в большинстве случаев они располагают весьма скромными помещениями для хранения и экспозиционно-выставочными объемами. Нехватка специалистов – археологов и профессиональных экспозиционеров – приводит к тому, что и эти скромные выставочные площади весьма скучны и неинформативны. В музеях общего исторического профиля в большинстве случаев археологические экспозиции не меняются десятилетиями, а выставки из фондов не проводятся вообще. И речь идет не только о небольших районных провинциальных музеях. На редкость серой и скучной является экспозиция первобытного отдела Эрмитажа, и это с его-то сокровищами. На фоне греческого или египетского залов древняя история собственной страны выглядит унылой и не вызывает особых положительных эмоций.

К счастью, в нашей стране имеются и обратные примеры. Очень интересными экспозициями являются археологические музеи или археологические отделы в краеведческих музеях в Москве, Самаре, Волгограде, а также музеефицированные археологические памятники, такие как Танаис, Херсонес, Аркаим и многие другие.

Содержание археологических музеев под открытым небом различно. Некоторые представляют собой только экспозицию из натуральных или реконструированных комплексов (например, палеолитический комплекс Костенки в Воронежской области или Томские писаницы на берегах реки Томи в Восточной Сибири). Другие, помимо этого, содержат также традиционные выставочные музейные залы, фондохранилище, научный отдел, реставрационные мастерские (например, знаменитое городище Танаис в устье реки Дон, расположенное неподалеку от Ростова-на-Дону).

Однако в таких музеях под открытым небом, как правило, отсутствует развитая сфера обслуживания посетителей и отдыхающих (нет гостиниц, кафе, пунктов проката спортивного и другого инвентаря и автотранспорта, лодочных и яхт-станций, пляжей, автостоянок, магазинов и др.). Как правило, посещение таких музеев ограничивается знакомством с экспозицией. Это и понятно, такие музеи создавались, как правило, в научно-исследовательских целях, а обслуживанию экскурсантов и туристов в них отводилось одно из последних мест.

Создание центров нового типа предполагает наличие не только выставочных залов и комплексов, но также развитой сферы отдыха и развлечений. Работа центра должна быть направлена на то, чтобы посетитель не просто ознакомился с имеющимися достопримечательностями и экспозициями, но и получил максимально положительный эмоциональный заряд. Как известно, наилучшим показателем эффективности деятельности любого учреждения, занятого в сфере социально-культурного бизнеса и туризма, является степень «возвратности» посетителя. Соответственно, чем лучше и разнообразнее будет организовано времяпровождение туристов и экскурсантов во время посещения центра, тем более велика вероятность повышения данного показателя.

Кроме собственно музея (содержащего как традиционные, так и оригинальные экспонаты и комплексы), центр может включать в себя действующие мастерские, работа которых должна быть направлена на возрождение традиционных промыслов и ремесел. В некоторых регионах России туристическая деятельность основана именно на этом направлении (в качестве примера можно привести Палех, Гусь-Хрустальный, Павлов Посад и др.). В зависимости от природных, национально-культурных особенностей региона, имеющегося потенциала (подразумевающего наличие развитых ремесел или какого-то особого, характерного именно для этой местности продукта или направления) эти мастерские могут быть самыми разными. Наибольший эффект, естественно, будет достигнут при наличии логической связи деятельности мастерских с характером собственно музея. Изготовление сувенирной продукции на основе экспонатов музея не только является одним из источников получения средств для развития центра, это послужит повышению уровня положительного эмоционального восприятия от посещения центра, а также привлечет дополнительных посетителей. Кроме того, такая работа будет способствовать популяризации и поддержке традиционных народных промыслов и ремесел, возникновению новых (а вернее, возрождению хорошо забытых) видов творчества, сохранению и передаче их следующим поколениям.

Центр должен стать базой для организации и проведения различных мероприятий по проблемам охраны и использования природного, историко-культурного наследия, охраны окружающей среды, развития межэтнических отношений, сохранения и развития историко-культурных традиций региона и т. д. Как показывает исторический опыт, в реальной жизни все эти проблемы оказываются тесно переплетенными между собой, и успешно решать их можно только в комплексе.

К числу таких мероприятий относятся различные фестивали, праздники, конкурсы, слеты и иное, так или иначе связанное с популяризацией деятельности центра.

В культурно-просветительское направление работы центра входит создание на базе его базе студии фото – и видеозаписи. В ассортимент продукции такой студии могут входить передачи, циклы лекций, документальные и игровые фильмы, посвященные как всему региону, так и отдельным его микрорайонам. Студия может как создавать продукцию по своей собственной инициативе, так и выполнять заказы учреждений, организаций и отдельных групп и граждан. Такая деятельность будет способствовать популяризации деятельности центра, привлечению посетителей и служить дополнительным источником доходов.

Студия может входить составной частью в рекламно-информационный центр, организованный на базе центра. Основным направлением деятельности рекламно-информационного центра, использующего новые технологии, может стать разработка новых типов рекламной продукции, в том числе и в системе информационных технологий. К числу таковых могут относиться разработка электронных версий экспозиций музеев и заповедников разных направлений; создание обучающих и игровых программ. Очень важным является обеспечение с помощью компьютерных технологий доступа населения России к уникальному природному и историко-культурному наследию ее таких разных регионов.

Одним из таких примеров может служить проект «Виртуальный музей древнего искусства Нижнего Поволжья» .

• Анализ ситуации, обоснование целесообразности проекта .

Нижнее Поволжье человек начал осваивать десятки тысяч лет назад. На протяжении веков здесь появлялись, сменяя друг друга, племена и народы, оставляя потомкам богатое художественное наследие. В степях Евразии, в том числе и Нижнем Поволжье, находился один из древнейших очагов культурогенеза индоевропейцев, в том числе и индоарийской общности, которые в дальнейшем расселились на огромных пространствах Евразии.

В последние десятилетия в Нижнем Поволжье были открыты уникальные памятники эпохи энеолита, бронзы, раннего железного века и Средневековья, содержащие художественные ценности, которые по уровню эстетического исполнения и исторической значимости сопоставимы с широко известными сокровищами цивилизаций Древнего Востока и античности. К примеру, в степном коридоре Поволжья – Причерноморья ныне многие исследователи ищут и находят истоки так называемого микенского стиля орнаментации, получившего расцвет в средиземноморском регионе.

Сложение и развитие скифо-сарматского искусства также происходили в степной зоне Евразии. В I тысячелетии до н. э. – первых веках н. э. Нижнее Поволжье становится одним из наиболее заметных центров скифо-сарматского мира. Не исключено, что формирование знаменитой скифской триады (включающей звериный стиль, художественно оформленные оружие и конскую упряжь) происходило и в этом регионе. Кроме того, динамичные кочевые общества поддерживали тесные контакты с Ближним Востоком, кельтским миром Центральной и Западной Европы, Китаем и другими регионами древних цивилизаций, что нашло отражение в серии замечательных произведений искусства других стран и культур.

Не менее выдающиеся памятники гуннского, хазарского, печенежского, половецкого и славянского искусств дошли до нас из эпохи Средневековья. В XIII–XV вв. нижневолжские степи становятся центром одной из самых могущественных держав того времени – Золотой Орды. Сложение двух элементов – кочевого степного и городского, сочетающих традиции центрально-азиатского язычества, мусульманского Востока и христианской древней Руси, привело к сложению оригинальной золотоордынской культуры и особого направления в мировом художественной творчестве.

Однако большая часть богатейшего художественного наследия племен и народов евразийских степей от палеолита до Средневековья известна небольшому кругу специалистов и практически недоступна широкой общественности, хотя многие шедевры древнего искусства не уступают по совершенству исполнения и уникальности лучшим мировым образцам.

Лишь некоторые художественные музеи России имеют отделы первобытного или древнего искусства (прежде всего это Эрмитаж и Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В большинстве случаев это экспозиции, посвященные цивилизациям Древнего Востока или античного мира. И хотя фонды региональных музеев содержат богатый материал, отражающий развитие культуры и искусства древних обществ на территории России, в экспозициях практически не предпринимаются попытки рассмотреть его с художественно-эстетических позиций. Определенный опыт работы в этом направлении накоплен за последние годы сектором первобытного искусства и археологии Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева. Им ведется активная выставочная деятельность на основе фондов музея с привлечением экспонатов как из музеев и научно-исследовательских центров других городов Нижнего Поволжья, так и из частных коллекций. Однако недостаточность финансирования, ограниченность экспозиционных площадей, рассеянность экспонатов по разным музейным собраниям делают создание реального музея древнего искусства Нижнего Поволжья в настоящее время невозможным. Очевидно также, что основные тенденции развития современного музея неизбежно влекут за собой поиск новых форм работы со зрителем, нетрадиционных подходов к изучению, экспонированию, популяризации материала, а также предполагают обмен информацией. В связи с вышеизложенным представляется актуальным и необходимым создание виртуальной (электронной) версии музея древнего искусства Нижнего Поволжья.

Работа над проектомпредполагает активизацию и внедрение новых форм сотрудничества с музеями, научно-исследовательскими центрами, общественными организациями и частными лицами городов Саратова, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Волгограда, Астрахани и др. Использование новых информационных технологий не толькообеспечит выход на принципиально новый уровень экспозиционно-выставочной, образовательной, просветительской и научной работы, расширение аудитории, но и сделает виртуальный музей весьма перспективным ресурсным центром с практически неограниченными возможностями.

Экспозиция музея будет представлена в виде гипертекста, сопровождаемого иллюстративным мультимедийным материалом (графикой, иллюстрациями, видеоклипами) на веб-сайте в системе Интернет. Для удобства пользователя экспозиция будет содержать индексный указатель, словарь терминов, будет реализован контекстный поиск. Планируется запись конечного продукта на СD– и DVD-дисках, которые будут распространены среди ведущих организаций системы культуры, науки и образования РФ. Создаваемый сайт будет зарегистрирован в российских системах учета посещаемости ресурсов Интернета.

Проект рассчитан на искусствоведов, научныхсотрудников, педагогов, краеведов, работников сферы туризма, школьников, студентов и всех интересующихся древним искусством и культурой.

В процессе осуществления (реализации) проекта планируется проведение регулярных рекламных мероприятий с использованием возможностей Интернета, центральной и местной печати, радио, телевидения.

Проект является первой ступенью к созданию новой интерактивной модели общения, предполагающей проведение дебатов (круглых столов, семинаров, интернет-конференций), тренингов, стажировок, тестирования, распространение передового опыта в области культуры и других (в том числе нетрадиционных) форм деятельности и позволяющей привлечь к проекту заинтересованных лиц и организации сферы культуры, науки, образования, туризма в качестве не только зрителей, но и участников.

Целями проекта являются разработка и воплощение новой модели культурной деятельности в регионе путем создания интерактивной зоны общения по проблемам культуры и искусства древних обществ и цивилизаций и их влияния на современный мир. Для этого предполагается решение таких задач, как:

1) разработка электронной версии экспозиции «Древнее искусство Нижнего Поволжья»;

2) формирование информационно-поискового и обучающе-контролирующего блока знаний с применением современных компьютерных технологий и средств телекоммуникаций и внедрение его в систему образования разных уровней и форм (дошкольное, внешкольное, среднее и высшее и др.);

3) обеспечение через Интернет доступа к уникальному художественному наследию древних культур Нижнего Поволжья массовому потребителю;

4) популяризация уникальных памятников искусства прошлого;

5) интенсификация культурных и общественных связей на межрегиональном и международном уровнях.

• Деятельность, методы, этапы

Планируются создание концепции музея, отбор, репродуцирование, сканирование иллюстративного материала, подготовка тематико-экспозиционного плана по разделам «Искусство каменного века», «Искусство эпохи бронзы», «Искусство раннего железного века», «Искусство эпохи Средневековья»; составление научных паспортов экспонатов из музеев Саратова, Самары, Волгограда, Астрахани, Энгельса, Хвалынска, Балашова, Москвы и Санкт-Петербурга; разработка интернет-дизайна и создание веб-cайта. Планируется отобрать и ввести в экспозицию музея не менее 200 экспонатов.

• График реализации проекта :

1) подготовка тематико-экспозиционного плана по разделам; составление паспортов; текстового, иллюстративного и ссылочного материала (1—10-й месяцы проекта);

2) подготовка индексов и словарей (3—11-й месяцы проекта);

3) подготовка гипертекста (разметка текста, сканирование иллюстраций) в виде сайта на WWW-сервере СГУ (3—11-й месяцы проекта);

4) запись музыкального сопровождения сайта (10—11-й месяцы);

5) разработка и настройка системы поиска по ключевым словам (11—12-й месяцы проекта);

6) окончательное тестирование сайта, регистрация в российских системах учета информационных ресурсов (12-й месяц проекта).

• Ожидаемые результаты проекта и критерии их оценки

Планируется создание информационно-поисковой и образовательной системы с применением современных компьютерных технологий и средств телекоммуникаций, в которую входят:

1) создание электронной информационной базы произведений древнего искусства региона;

2) разработка электронной версии экспозиции «Древнее искусство Нижнего Поволжья»;

3) изготовление пробного тиража СD-ROMов и DVD-дисков в количестве 20 экземпляров;

4) внедрение созданного блока информации в систему образования разных уровней и форм, в том числе и нетрадиционных;

5) обеспечение широких возможностей доступа к коллекциям фондов для исследователей (искусствоведов, археологов, историков, культурологов, религиоведов, педагогов, краеведов и всех интересующихся древней культурой и искусством), а также тех категорий населения, которые в силу объективных причин не имеют возможности посещать реальные музеи, например инвалидов, жителей отдаленных регионов и др.;

6) широкая популяризация уникальных памятников искусства прошлого, интенсификация обмена информацией и активизация на этой основе контактов между учреждениями культуры, науки и образования региона, страны и на международном уровне.

Критериями оценки и эффективности проекта будут служить анкеты, книги отзывов, учет посещаемости, использование в реальных выставочных проектах экспонатов виртуального музея, отзывы в СМИ и др. О популярности электронного издания можно будет судить по динамике числа посещений сайта на основе гостевой книги и отзывам на рассылку пробного тиража СD-ROMов и DVD-дисков.

• Перспективы развития

По завершении проекта планируются продолжение работы, предполагающей расширение и углубление интерактивной зоны общения в самых разных ее формах, а также развитие и совершенствование обучающе-контролирующей системы образования и информационно-поисковой базы данных:

1) проведение интернет-семинаров и конференций; в том числе содействующих совершенствованию законодательства и налоговой политики в сфере культуры (авторское право, охрана культурного наследия, приватизации, деятельности некоммерческих организаций, ассоциаций и т. д.);

2) организация конкурсов дизайн-проектов на лучшие выставки, каталоги (в том числе частных коллекций), буклеты, афиши и другую рекламную продукцию;

3) создание «Клуба друзей музея» и привлечение к разным формам его работы всех заинтересованных лиц и организаций;

4) организация и проведение совместных реальных выставок и акций на основе интенсификации межмузейных связей;

5) расширение аудитории путем создания образовательных и научно-просветительских программ по мировой художественной культуре, по истории и искусству России и регионов для различных групп и слоев населения, в том числе рассчитанных на повышение профессионального уровня работников сферы искусства и культуры и сферы образования;

6) создание новых тематических экскурсий, циклов лекций, программ;

7) расширение имеющейся виртуальной экспозиции за счет новых поступлений;

8) создание новых отделов и подотделов музея, а также виртуальных тематических выставок, в том числе и по другим регионам России, странам ближнего и дальнего зарубежья.

Проект ставит целью разработку и воплощение новой модели культурной деятельности в регионе путем создания интерактивной зоны общения по проблемам культуры и искусства древних обществ и цивилизаций и их влияния на современный мир, для чего создается электронная версия музея «Древнее искусство Нижнего Поволжья», с экспозицией, состоящей из четырех разделов (около 200 экспонатов). Предполагаются подготовка индексов, словарей, системы поиска, Гостевой книги, книги отзывов, «Клуба друзей музея», ведение учета посещаемости, проведение анкетирования и др.

Информационно-поисковая и учебно-образовательная система знаний обеспечит широкой аудитории доступ к уникальному художественному наследию, интенсифицирует обмен информацией и позволит выйти на новый уровень общения учреждений науки, культуры, образования и всех заинтересованных лиц.

По завершении проекта планируются продолжение работы, направленной на расширение и углубление интерактивной зоны общения в самых разных ее формах, а также развитие и совершенствование обучающее-контролирующей системы образования и информационно-поисковой базы данных.

Количество и качество виртуальных проектов, которые очень сложно, а часто и невозможно осуществить в реальном виде, практически не ограничены.

Продукция информационного отдела центра в виде компьютерных программ и CD– и DVD-дисков послужит рекламированию его деятельности и дополнительному привлечению средств за счет их продажи. Создание и поддержка своего сайта в Интернете позволят виртуальному художественному музею выйти на общемировой уровень общения.

Постоянный обмен информацией будет способствовать укреплению и активизации отношений центра с самыми разными заинтересованными структурами как в России, так и за рубежом.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации