Экономическая психология. Сборник тем - файл n1.doc
приобрестиЭкономическая психология. Сборник темскачать (170.5 kb.)
Доступные файлы (12):
n1.doc
Введение в курс
Эволюция экономико-психологических идей
Среди других наук экономика, и в особенности психология, сравнительно поздно обрели самостоятельность. На раннем этапе развития в недрах философии размышления о хозяйствовании и о человеческой душе, ее сущности и месте человека в мире фактически сливались, и лишь в последние двести лет существуют отдельные научные направления «экономика» и «психология», нашедшие точку пересечения и общие проблемные области.
Устойчивые представления о человеке, его роли и месте в природе, специфике его души сложились в европейской науке к концу XVIII века. Возникла и упрочилась научная парадигма , определившая направление дальнейших исследований в самых различных науках , в том числе и общественных. Образ человека имеет в ней следующие черты:
Человек – «венец природы», располагающий в меру особенностей своей души правом и обязанностью изменять и улучшать природу;
Разум человека главенствует над чувствами; именно с разумом связано истинное знание;
Эмоции требуют разумного контроля и не несут истинной информации о внешнем мире;
Психика имеет материальный субстрат – мозг, органы чувств -служат единственным инструментом для получения информации о внешнем мире и себе самих;
В основе знания лежит эксперимент, который возможно воспроизвести;
Единичные события не имеют существенного значения в научном познании.
Данная точка зрения во многом подготовила почву для формирования образа «человека экономического», включенного, как главное действующее лицо, в экономическую теорию.
Историки связывают рождение новой научной психологии с творчеством немецкого физиолога и психолога Вильгельма Вундта (1832-1920). Им впервые было предпринято исследование структуры сознания. Позже это направление получило название «структурализм». Выделение психологии в самостоятельную науку принципиально повлияло на все человекознание. ХХ век стал веком бурного развития психологической науки, на его протяжении выделились, оформились и получили широкое признание такие направления, как психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология.
Что же касается истории экономической психологии, то ее истоки можно найти прежде всего в трудах знаменитых экономистов : Адама Смита (1723-1790), признанного основателя самостоятельной науки экономики, Альфреда Маршалла (1842-1924), создателя микроэкономической теории, Джона Кейнса (1883 –1946), автора теории макроэкономики. В трудах этих авторов оформилась теория рационального «экономического человека», цель деятельности которого состоит в получении выгоды, дохода.
Классическая модель экономического человека строилась на основе 4 допущений:
Экономический человек действует на конкурентном рынке, что предполагает его минимальную взаимосвязь с другими людьми.
Экономический человек рационален с точки зрения механизмов принятия решений. Он способен к постановке цели, последовательному ее достижению, расчету издержек в выборе средств такого достижения.
Экономический человек обладает полной информацией о той ситуации, в которой он действует, удовлетворяя свои потребности.
Экономический человек эгоистичен, т.е. он стремится к максимизации своей выгоды.
По мере развития экономической науки трансформировалась и модель «экономического человека». Одной из основных теорий, объясняющих поведение человека, была теория предельной полезности. Ее сторонники рассматривали поведение с позиций рационализма, абсолютизировали принцип личной выгоды. Данная теория разрабатывалась, в частности, австрийской школой политической экономии. Ее идеи были реализованы в работах К. Менгера, Э. Бем Баверка и других.
Интересный взгляд на природу «экономического человека» у представителя школы институционализма - Т. Веблена (1857-1929), который рассматривал человеческую природу, определяемую психическим складом: инстинктами – целями человеческого поведения, формирующимися в культурном контексте и передающимися из поколения в поколение, и культурно-обусловленным характером – институтами, средствами достижения целей. Главным мотивом экономического поведения человека считал стремление к повышению социального статуса.
На рубеже XIX—XX вв. резко повысился интерес исследователей к проблемам взаимодействия личности и общества. В рамках политической экономии развивался ряд направлений, которые стремились преодолеть технократизм модели “экономического человека” и уделяли особое внимание психологическим факторам экономического развития. В работах Г. Шмоллера, В. Зомбарта и А. Вебера получила развитие “историческая школа” политической экономии. Г. Шмоллер считал, что на экономические процессы существенно влияет “инстинкт конкуренции”, В. Зомбарт выдвинул учение о “хозяйственном духе”, а А. Вебер сформулировал концепцию взаимосвязи религии и экономического развития, в частности, роли протестантской этики в развитии капитализма
Представители данного направления критиковали идеи Смита за распространение психологии экономического человека на все времена и страны. Представители немецкой исторической школы Б. Гильдебрант и К. Книс предлагали рассматривать в качестве объекта для анализа в экономике народ как национально и исторически определенное, объединенное государством целое. Отдельный человек, «как существо общественное есть прежде всего продукт цивилизации и истории. Его потребности, образование и отношение к вещественным ценностям, равно как и к людям , никогда не остаются одними и те ми же, а географически и исторически беспрерывно меняются и развиваются вместе со всей образованностью человечества. «Экономический человек» классической и исторической школ принципиально отличаются. Первый –одинок и независим, в своих выборах он подчиняется только экономическим аргументам. Второй – скован множеством социокультурных стереотипов, навязанных внешней средой, и только в этом качестве может проявляться в хозяйственной деятельности. Историческая школа привлекла внимание к этическим и психологическим проблемам рыночного хозяйства, сыграв заметную роль в формировании экономико-психологического направления, развивающегося на грани макроэкономики и психологии больших групп.
Экономическая психология как наука.
Первая волна исследований по экономической психологии связана с именем французского ученого Г. Тарда. В 1902 году вышла его двухтомная работа «Экономическая психология», где впервые применялся новый для науки термин
В ней он рассмотрел некоторые основные категории этой дисциплины. О необходимости изучения психолого-экономических проблем в рамках самостоятельного научного направления неоднократно писал также Г. Мюнстерберг. Он изучал преимущественно сферу микроэкономических проблем, например, вопросы монотонности труда, его организации, степени справедливости получаемой оплаты и т.д. Однако, в то время эти идеи не получили широкого распространения у экономистов.
Вторая волна исследований развернулась в 40-50 гг ХХ века. Она связана с именами американского психолога Дж. Катоны. Изучая поведение потребителей, он стал одним из самых ярких представителей маркетинговой ветви экономической психологии. Примерно в это же время французский исследователь П. Рейнольд изучал проблемы предпринимательства, положения в мировой экономике развивающихся стран.
В 70-е гг создается Международная ассоциация по исследованиям в области экономической психологии.
В настоящее время в международной экономической психологии сформировались следующие направления исследований и подходы к решению теоретических и практических задач:
Психология занятости,
Психология денег,
Психология потребления,
Психология накопления,
Психология экономического поведения,
Макроэкономическая психология,
Психология предпринимательской деятельности,
Психология принятия решений в хозяйственной деятельности.
Таким образом,
экономическая психология зародилась на Западе, как прикладная наука, вытекающая непосредственно из нужд развивающейся экономической теории. Ее задача – исследовать практические причины несоответствия поведения «экономического человека» его модели в рамках той или иной концепции. Зародившаяся на Западе экономическая психология заявила о себе как науке субъективных представлений об экономической реальности, которые прежде всего сказываются на принятии решений субъектом экономической деятельности. Он руководствуется не теоретическими положениями экономических наук, а своими представлениями об экономической реальности, которые могут значительно отклоняться от экономических расчетов.
В отечественной науке первые упоминания об экономической психологии прозвучали в работах отечественных ученых А.И. Китова, В.П. Попова, А.В. Филлипова, опубликованных в 80-90 гг. В соответствии с запросами государственной экономической политики того периода основным направлением исследований было изыскание средств повышения эффективности хозяйственного механизма.
Экономическая психология чаще всего рассматривалась как наука о психологических условиях эффективного хозяйствования, а ее тематика связывалась с человеческим фактором в производстве и проблемами управления.
Предметом экономической психологии ( по О. Дейнека) является отражение хозяйственных отношений в сознании и поведении человека. В рамках этой дисциплины изучаются эффекты и феномены экономического поведения, механизмы и закономерности экономической деятельности, алгоритмы и модели, описывающие экономические предпочтения, выбор, решения и факторы, влияющие на опыт хозяйствования.
Экономисты также предпринимают попытки определить предмет экономической психологии и систематизировать ее задачи. М.К. Бункина и В.А. Семенов отмечают, что «экономическая психология раскрывает процесс познания экономической реальности, состоящий из восприятия, представления и мышления» и включает следующие взаимосвязанные аспекты изучения:
Побуждения и мотивы деятельности экономического человека;
Экономическое сознание личности, формирующееся на основе жизненых переживаний, накопленного опыта, преодоления трудностей;
Бессознательное начало в психике индивида и масс (иллюзии, ажиотаж, страхи и психозы), возникающие из закрепившихся в памяти событий, взаимосвязей, эмоций;
Экономическое поведение, активные волевые действия, целенаправленно изменяющие окружающую среду.
3. Экономическая психология в системе наук. Любая наука может быть понята, как сфера человеческой деятельности, основной задачей, которой является выработка и систематизация знаний о мире. Объект науки – та сторона реальности, на изучение которой данная наука направлена. Науки различаются и по предметам исследования. Предмет не фиксирует всех сторон объекта. Например, психология, имея объектом человека или группу, в качестве предмета рассматривает факты психической жизни, характеризуемые качественно и количественно.
Изменяется представление и о предмете экономической науки. Классики создали науку об экономическом поведении людей в ситуации рыночных отношений, когда в качестве объекта рассмотрения берутся малые экономические системы – фирмы, предприятия. Такой подход – микроэкономический.
Общемировая тенденция к усложнению хозяйственных систем, усилению их взаимозависимости, глобализации экономических проблем, выходу их за рамки отдельных национальных и государственных хозяйств создает другую экономическую реальность и , как ее анализ – макроэкономику – науку об агрегатном экономическом поведении людей в макросистеме, выявляющую закономерности экономического развития на основе взаимосвязей между основными структурными пропорциями, обобщающими показатели народного хозяйства.
Союз микро- и макроэкономики с психологией порождается разными проблемами. Экономическая психология в микроэкономическом аспекте дает ответ на вопрос как оптимизировать деятельность субъекта экономических отношений, учитывая человеческий фактор на психологическом уровне (характеристики личности, особенности ее поведения и принятия решений). Областью интересов микроэкономической психологии может быть использование экономических стимулов в управлении, психология потребителя, рекламы, любых видов хозяйственной деятельности в микроэкономической среде.
Макроэкономические исследования ложатся в основу экономической политики. Макроэкономическая психология также является необходимым инструментом выработки экономической политики. В частности, она способна ответить на вопросы, возможно ли использование моделей успешных макроэкономических преобразований какого-либо государства в других странах и культурах, отличающихся менталитетом, национальным характером и т.д.
Соотношение экономической теории и психологии
Микроэкономика
Макроэкономика
Микроэкономическая психология
Макроэкономическая психология
Психология
Рекомендации для оптимального экономического поведения в определенной стабильной экономической среде
Экономическая политика
Основные проблемы экономико-психологических исследований на макроэкономическом уровне
Рациональность принимаемых экономических решений и их мотивация;
Проблема макроэкономического психологического анализа. Глубокий анализ экономической ситуации в той или иной стране с учетом менталитета, национальной психологии, традиций того или иного народа.
Проблема совместимости предлагаемых моделей экономического развития и поведения с традиционными, устоявшимися моделями хозяйственного поведения.
Выявление социальных ценностей и психосоциальных норм, определяющих особенности экономического поведения в данном обществе или большой социальной группе.
Прогнозирование социально-экономических процессов. Экспертиза принимаемых решений в хозяйственной политике.
Изучение социально-психологических факторов, влияющих на процессы нововведений в обществе. Структура, пути ведения социальных инноваций, подготовка общественного мнения к их восприятию.
Изучение и прогнозирование экономического поведения людей в условиях перехода к рыночным отношениям с учетом исторических, культурологических, политических и других традиций, нравственных норм общества.
Соотношение экономической психологии с другими психологическими дисциплинами. Базовая фундаментальная составляющая экономической психологии – общая и дифференциальная психологии, социальная психология, этническая психология и социология.
Общая психология выявляет наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории. Основные понятия общей психологии характеризуют психические процессы, состояния и свойства. К ним относятся познавательные (ощущения, восприятие, память воображение, мышление), волевые (мотивы, стремления, желания, принятие решений) и эмоциональные (эмоции, чувства).
Дифференциальная психология изучает психологические различия между индивидами и группами людей, а также их причины и последствия. Дифференциально-психологический подход оперирует понятием психологического типа – общности признаков для группы индивидов, характеристикой тех сторон сущности человека, которая делает его сравнимым с людьми, принадлежащими к данному типу.
Социальная психология изучает взаимоотношения и взаимодействия людей, а также групп.
Введение в курс