Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика - файл n1.doc

приобрести
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика
скачать (3053 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3053kb.07.07.2012 00:47скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11






Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.

Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. — 240 с: илл.

Освещены содержание и цели работы над произноси­тельной стороной речи слабослышащих учащихся с ис­пользованием метода фонетической ритмики, впервые представленного авторами в 1989 г.

Предназначено учителям и воспитателям школ для детей с недостатками слуха и речи (слабослышащих, глу­хих), родителям, имеющих таких детей, студентам дефек­тологических факультетов.

Предлагаемый метод фонетической ритмики может быть использован в школах и детских садах для детей с недостатками произношения (речевых, вспомогатель­ных), а также иностранцами, начинающими изучать рус­ский язык.
© Власова Т.М.,

Пфафенродт А.Н., 1996

© «Гуманитарный

издательский центр

ВЛАДОС», 1996

ПРЕДИСЛОВИЕ
Для устной речи многих слабослышащих детей, как из­вестно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.

Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего воз­раста, так и в развитии у них естественности движений.

Фонетическая ритмика — это система двигательных уп­ражнений, в которых различные движения (корпуса, голо­вы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного ре­чевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произноше­ния. Совокупность движений тела и речевых органов способ­ствует снятию напряженности и монотонности речи, кото­рые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполне­нии ритмических движений телом, оказывают положитель­ное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

В данном пособии метод фонетической ритмики пред­ставлен в качестве приема работы по формированию и кор­рекции произносительной стороны речи слабослышащих де­тей. (Фонетическая, ритмика, естественно, не исключает дру­гих приемов и методов работы над произношением, приня­тых в отечественной сурдопедагогике.)

Цели, которые определяют основные направления в заня­тиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

При определении содержания занятий, кроме требований, предъявляемых к произношению слабослышащих, учи­тываются также рекомендации по развитию движении у этих детей. Большую помощь авторам оказал опыт работы югославских дефектологов в проведении занятий по фоне­тической ритмике.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

В пособии выделены соответствующие разделы по рабо­те над звуками и их сочетаниями; ритмом и темпом; рече­вым дыханием и слитностью; голосом и интонацией.

Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение сло­гов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произно­шения. Работа над слитностью тесно связана с нормализа­цией речевого дыхания и умением управлять своим голо­сом. Упражнения на развитие речевого дыхания способству­ют выработке правильного диафрагмального дыхания, про­должительности выдоха, его силы и постепенности. С про­изнесения на длительном выдохе гласных и согласных зву­ков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чис­того произношения звуков.

Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, тем­па и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражне­ния, содержащие только движения, без проговариваний — музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений — нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движение. Эти двигательные упражне­ния положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных ме­тодов развития моторики детей.

Музыкально-ритмические стимуляции представляют со­бой сочетания двигательных упражнений с элементами тан­ца. Они являются обязательным компонентом каждого заня­тия и проводятся под музыку, записанную на магнитофон­ную ленту. При выборе музыкального сопровождения пред­почтение отдается танцевальной, музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение являет­ся одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку (на основе слуха) легче передать детям раз­личные ритмы и темп звучаний, а также выработать у них умение двигаться синхронно.

Характер движений, выполняемых под музыку, разли­чен.

При выполнении упражнений для нормализации дыха­ния преобладают плавные движения.

При работе над ритмом в движения включаются танце­вальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочета­нии с различными движениями рук, хлопками соответству­ют характеру предлагаемого ритма.

В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообраз­ные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела — наклоны вперед, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы — повороты вправо, влево, вперед, назад; движения рук — поднятие вверх, в стороны, вперед, поднимание и опускание плеч, вращатель­ные движения кистей рук; движения ног — сгибание и раз­гибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие.

Характер этих движений также различен — от плавных и медленных до отрывистых и резких.

Упражнения, которые применяются при работе над рече­вым дыханием и слитностью речи, характеризуются плав­ными движениями.

При работе над ритмом и темпом речи, голосом и инто­нацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражени­ем смеха, отрицания и т. п.

Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навы­ков. Движения, которые выполняются на занятиях, предва­рительно не выучиваются. Поэтому они повторяются син­хронно с учителем несколько раз (2—5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, ко­личество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как пре­кратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически пра­вильно оформленная речь без движений.

Для решений данной задачи мобилизуются подражатель­ные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально — их слуховое восприятие. На занятиях по фо­нетической ритмике обязательно использование звукоусили­вающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоу­силивающая аппаратура или индивидуальные слуховые ап­параты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания.

Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а так­же весь речевой материал предъявляются ученикам слухо-зрительно. Но наряду с этим используется и только слухо­вое восприятие. На основе слуха выполняется большое ко­личество упражнений как двигательных (ходьба, бег, оста­новки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скорогово­рок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).

На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логичес­кого ударения, интонации.

В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихот­ворения.

Речевой материал знаком детям и доступен в лексичес­ком отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровожде­нии движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно — сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приоб­ретенных навыков в условиях, приближенных к самостоя­тельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой ма­териал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо ви­дят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естествен­ному подражанию.

Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами перено­сится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть не­усвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные заня­тия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения. Каждый сурдопедагог, ведущий индивидуальные занятия, должен овладеть методическими приемами работы, приме­няемыми на занятиях по фонетической ритмике.

Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:

Во всех случаях речь учителя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформлен­ной, эмоционально окрашенной.

В соответствующих разделах пособия даны методичес­кие пояснения, указания к работе над звуками речи, рит­мом, темпом, речевым дыханием и слитностью, логическим ударением, интонацией и голосом.

Из предлагаемого материала учитель может выбрать те упражнения, которые он считает наиболее целесообразны­ми, сохраняя при этом последовательность, данную в книге.

РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ
Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, харак­теризуются тремя основными элементами: напряжен­ностью, интенсивностью, временем.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные груп­пы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия муску­латуры в движении зависит и характеристика этих движе­ний. При описании движений, сопровождающих произнесе­ние звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи, т. е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произ­несении того или другого звука. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иной движение. Оно выражается в длительности или краткости. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».

С самого начала занятий фонетической ритмикой следу­ет обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают про­изнесение звуков и слогов с этими звуками.

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесе­ние гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений (И. п.):

  1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к, л, р.

  2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И. п. начинаются движения для звуков и, к, л.

  3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И. п. для звука р.

Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребенка есть склонность к открытой гну­савости при произнесении изолированных гласных, то уп­ражнения следует проводить в сочетании гласных с соглас­ными, например па, по и т. п.




ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
А

И. п. 1. Вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном длительном произнесении а ___.

Примечание. Здесь и далее знак______ (а_____) соответствует про­тяжному произнесению гласного.
Движение характеризу­ется: по напряженности — ненапряженное; по интен­сивности — слабое; по вре­мени — длительное (рис. 2).

О

И. п. 1. Вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновремен­ном произнесении о_____.
Движение слегка напря­женное, слабое, длительное (рис. 3).


У

И. п. 1. Вдох, давящим дви­жением вытянуть руки вперед при одновременном произнесе­нии у _________.

Движение напряженное, слабое, длительное (рис. 4).




И

И. п. 2. Вдох, руки вверх при одновременном произ­несении и_______.

Движение ненапряжен­ное, слабое, длительное (рис. 5).



Э


И. п. 1. Вдох, руки впе­ред в стороны при одно­временном произнесении э______.

Движение ненапряжен­ное, слабое, длительное (рис. 6).



Ы

И. п. 1. Указательным движением (резко) вы­бросить правую, затем левую руку вперед в сто­рону при одновременном произнесении слога ты.

Движение напряжен­ное, сильное, краткое (рис. 7).
Йотированные гласные
Произнесение йотированных гласных необходимо начи­нать с повторения сочетаний гласных иа, иэ, ио, иу, для чего движение на звук и переходит в движение на звук а, затем следует движение на звук я и т. д.




Я

И. п. 1. Взмахом правой руки указать на себя при Одновременном произнесе­нии я.

Движение ненапряжен­ное, слабое, удлиненное (рис. 8).
Е

И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Небольшим движением рук раскрыть ладони ото рта вперед в стороны при одновременном произнесении е.

Движение ненапряженное, слабое, удлиненное (рис. 9).



Ё

И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести ладони в стороны (небольшим движением), затем вернуть их в прежнее положение, описав небольшой полукруг, при од­новременном произнесении ё.

Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное (рис. 10).



Ю

И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести руки в стороны, описать ими полукруг и выдвинуть вперёд при одновременном произнесении ю.

Движение напряженное, слабое, удлиненное (рис. 11).



СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Смычные глухие




П

И. п. 1. Резкие движения (как удары) в стороны то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, при одновре­менном произнесении сло­тов па, па.

Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 12).




Т

И. п. 1. Резкие движения (как удары) то правой, то ле­вой рукой, зажатой в кулак, вниз при одновременном про­изнесении слогов та, та.

Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 13).

К

И. п. 2. Резким сильным движением прижать к туло­вищу одновременно правый и левый локти, произнося при этом слоги ка, ка.

Движение напряженное, сильное, краткое (рис.-14).


Смычные звонкие

Б, Д

Первый вариант

И. п. 1. Наклониться вперед и вниз, руки опустить вниз, расслабить все мышцы тела и одновременно произнести слога ба или да.

Движение ненапряженное, слабое, удлиненное (рис. 115).

Второй вариант

Сесть на пол, руки в И. п. 1., наклониться к ногам, рас­слабив мышцы, при одновременном произнесении слогов, ба, да (рис. 16).





Г

И. п. 1. Запрокинуть голову на­зад с одновременным произнесени­ем слога га.

Движение слегка напряженное, слабое, краткое (рис. 17).





Щелевые глухие
С

И. п. 1. Поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз
плавным, слегка давящим движе­нием при одновременном про­изнесении с _______.

Движение слегка напря­женное, слабое, длительное, (рис. 18).




Ш

И. п. 1. Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя тулови­ще то в одну, то в другую сторо­ну, произнося при этом ш ____________.

Движение слегка напря­женное, слабое, длительное (рис. 19).



Ф

И. п. 1. Поднять ко рту руки, сжатые в кулаки, быстро и резко разжать кулаки, слегка вытянув при этом руки вперед, одновременно произнося ф _______.

Движение напряжен­ное, сильное, удлиненное (рис. 20).

X

И.п. 1. Положить руки на область диафрагмы, слегка наклонить корпус вперед, одновременно произнесли слоги х___а, х___а.

Движение напряженное, сильное, удлиненное (рис. 21).

Щелевые звонкие
З

И. п. 1. Описать в воздухе кистями рук небольшие круги и вернуть руки в И. п. при одновременном произнесение з___.

Движение напряженное, сильное, удлиненное

(рис. 22).



Ж

И. л. 1. Описать в воздухе зигзагообразное движение ру­ками вперед при одновременном произнесении ж_____.

Движение напряженное, сильное, удлиненное (рис. 23).





В

И. п. 1. Поднять ко рту пальцы рук, затем поочередно от­водить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении в___.

Движение слегка на­пряженное, слабое, удлиненное (рис. 24).


Аффрикаты




Ц

И. п. 1. Поднять ко рту паль­цы рук, сжатые в щепотку, рез­ко разжать их, туловище слегка наклонить вперед при одновре­менном произнесении ц, подчер­кивая фрикативный элемент (с ____).

Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 25).



Ч

И. п. 1. Поворачивать поо­чередно кисти то правой, то левой руки от себя (быстро и резко снизу вверх) при однов­ременном произнесении ч.

Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 26).


Сонорные
М

И.п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки вперед в стороны мягким, плавным дви­жением при одновременном произнесении м ____.

Движение слегка напря­женное, слабое, длительное, (рис. 27).





Н

И. п. 1. Поднять пальцы рук к носу, раз­вести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесе­нии н _____.

Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное (рис. 28).
Примечание.

Для произнесения сонорных (носовых) согласных м, н характерен выход слабой воздушной струи через нос. Движения рук мягкие, пластичные и как бы про­должают естественное направление воздуха.
Л

И. п. 2. Вращать руками перед грудью с одновременным проговариванием слогов ла, ла, ла...

Движение слегка напряженное, слабое, краткое (рис. 29).




Р

И. п. 3. Мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроиз­ведении р___, р ___, р___.

Движение напряженное, сильное, длительное (рис. 30).

УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ДВИЖЕНИИ

1. Дети стоят по кругу, руки на поясе:

Примечание.

Здесь и далее все движения и проговаривания выполняются учениками синхронно с учителем.

а) выпрыгнуть вверх с одновремен­ным разведением рук вверх в стороны, сказать па (рис. 31);



б) выпрыгнуть вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны и ног в стороны, сказать па (рис. 32).
2. Дети стоят по кругу. Руки опущены, ноги на ширине плеч:

а) поднять руки вверх в стороны, ска­зать па;

б) резкий наклон туловища вниз, руки опустить (как рубят дрова), сказать пу;

в) корпус слегка наклонить вправо (влево), руку поднести сбоку ко рту, ска­зать о___ о ___.

3. Дети стоят по кругу, руки на поясе. Резко выпрыгнуть вверх, одновременно вытянуть руки вверх, сказать пи (рис. 33).




4. Дети стоят по кругу, руки опущены:

а) шаг вперед левой ногой, руки развести в стороны, ска­зать па (рис. 34);

б) встать на левую ногу (после выполнения пункта а), а правой ногой сделать мах вперед, руки протянуть к подня­той вытянутой ноге, сказать пу (рис. 35);
в) вернуться в И. п. Поднимать поочередно то правое, то левое плечо, сопровождая каждый подъем проговариванием слога пи, пи, пи...
5. Дети стоят в центре круга, руки согнуты на уровне груди:

а) сделать шаг назад, с напряжением выбросить руки, зажатые в кулаки, вверх в стороны, сказать та (рис. 36).

б) сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кула­ками в стороны, сказать то (рис. 37);

в) сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кула­ками вперед, перед собой, сказать ту (рис. 38).
Упражнения а, б, в — чередовать.




6. Дети стоят по кругу, руки на поясе:

а) поворот туловища вправо, затем вле­во, говорить при каждом повороте по, по (рис. 39);

б) прыжок на месте двумя ногами, ска­зать оп; прыжок двумя ногами вправо: оп; прыжок влево: оп.
7. Дети стоят по кругу, руки на поясе, ноги на ширине плеч:

а) а —у

а —у

а —у

о о — о
При проговаривании а — у выполнять поочередно движе­ния на звук а, затем у по три раза, затем корпус слегка наклонить вправо-влево-вправо, сказать при этом: о — о — о.

б) и — э

и — э

и э

пэ пэ — пэ
Руки резко вытянуть вверх (руки должны быть разведе­ны при этом на такую ширину, что почти касаются головы), чуть приподнимаясь на пальцах ног, сказать и, резко сде­лать полунаклон вперед, руки развести вперед и в стороны, сказать э (повторить упражнение три раза), затем резко уда­рять кулаками вперед и в стороны, поочередно вправо-вле­во, говоря при каждом ударе пэ.
8. Дети стоят по кругу, руки опущены. Движения выпол­нять слитно, одно переходит в другое (рис. 40):

а) шаг левой ногой вперед. Встать на левую ногу, правую ногу отвести в сторону, одновременно выбросить руки вверх в стороны, сказать па.

Вернуться в И. п. Шаг правой ногой и т. д. (см. выше) (рис.40);

б) затем сразу опуститься на корточки, сгруппироваться, обхватив руками колени, сказать пу (рис. 41);

в) потом резко вытянуться вверх, одновременно подни­мая руки, сказать пи (рис. 42).
9. Дети стоят по кругу, руки на поясе:

а) прыжок вверх с одновременным разведением в сторо­ны рук и ног, сказать па (рис. 43);

б) вернуться в И. п. и сразу резко прыгнуть вверх, вытя­нув при этом руки, сказать пи (рис. 44);

в) вернуться в И. п. Сделать выпад на правую ногу впра­во, затем на левую ногу влево, подносить при этом то пра­вую, то левую руку ко рту (полурупором), сказать по, по (рис. 45);






г) вернуться в И. п. Прыжок вверх, развести руки вверх в стороны, сказать а. Затем из этого положения сразу опус­титься на корточки, обхватив руками колени, сказать у.

Повторить упражнение, сказать слитно ау.
10. Дети стоят по кругу, руки опущены:

а) шаг вперед левой ногой, руки развести в стороны, ска­зать па. Встать на левую ногу, правой ногой сделать мах вперед, руки протянуть к поднятой вытянутой ноге, сказать пу (рис. 46).

Выполнять упражнения, двигаясь к центру крута. В кру­гу сесть, ноги вытянуть;

б) наклон туловища вперед к ногам, руками коснуться ног, сказать у _____. Затем резко выпрямить туловище, руки развести вверх в стороны, сказать па (рис. 47).

Упражнение повторить, сказать у____па;

в) наклониться вправо, руки через стороны тоже накло­нить вправо, сказать о___. Затем резко выпрямить тулови­ще, руки развести вверх в стороны, сказать па. Повторить упражнение с наклонами влево (рис. 48).



Повторить упражнение, сказать о___па.
11. Дети сидят по кругу. Произносить слоги, делая на каждый слог указательное движение пальцем вправо-влево от себя:

папо тато мамо ла—ло шашо сасо
па—пу та—ту ма—му ла—лу ша
шу сасу
па
пи тати мами лали саси

па—пэ та—тэ
12. Дети стоят по кругу:

а) развести руки вверх в стороны, сказать па___, пере­вести руки на талию, прыжок на места: ап.

б) развести руки в стороны, сказать по____, перевести руки на талию, резкий прыжок в сторону: оп.

в) вытянуть руки вперед, сказать пу ___, перевести руки на талию, резкий прыжок вперед: уп.

г) вытянуть руки вверх, сказать пи , перевести руки на талию; резкий подскок вверх: ип.

д) развести руки вперед в стороны, сказать пэ___, пе­ревести руки на талию, резкий подскок: эп.
13. Дети стоят по кругу, руки на поясе.

та та татата та́та!

то то тотото та́то?

ту ту тутуту ту́ту...
Примечание.

Здесь и далее выделение слогов знаком соответствует их более громко­му и протяжному произнесению.
а) два размеренных прыжка на месте: та та переходят в три быстрых прыжка на месте: татата, затем вытянуть руки вверх в стороны и, выделяя ударением первый слог, радостно крикнуть: та́та!

б) два размеренных прыжка вправо: то то переходят в три быстрых прыжка в ту же сторону: тотото, затем руки согнуть на уровне груди, кисти рук делают вращательное движение (сверху вниз, в стороны, описывая нижний полу­круг), в голосе интонация вопроса: то́то?

в) два размеренных прыжка вперед: ту ту переходят в три быстрых прыжка вперед: тутуту, затем руки развести в стороны, на лице выражение растерянности: ту́ту...
РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ

И СЛИТНОСТЬЮ РЕЧИ
Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет определенную трудность для многих слабослышащих школьников, так как они еще плохо управляют работой дыхательных мышц.

Научить детей с недостатками слуха управлять своим ды­ханием удается в процессе специальной тренировки.

Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжи/тельного выдоха, что позволяет норма­лизовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.

Вначале дыхательные упражнения направлены на коор­динацию ротового и носового дыхания, на выработку ни­жнереберного типа дыхания при активном участии диаф­рагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводят­ся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в сто­роны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

Затем в эту работу включаются фонационные упражне­ния. После вдоха через нос следует медленный выдох с од­новременным произнесением согласных звуков:

Ф____ Ф_____С_____

С____ С_____Ш_____

Ш____ Ш_____С_____

Ф____ С_____Ш_____

Постепенно в эти упражнения включается речевой мате­риал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может менять­ся ритм и темп речи.

Особое значение приобретает характер движений, вы­полняемых одновременно с проговариванием речевого мате­риала. Они должны быть слитными, плавными, переходящи­ми одно в другое. Это способствует стабилизации длитель­ного выдоха.

В слоговых упражнениях используются те движения, ко­торые выполняются при произнесении гласных звуков.

Для тренировки удлиненного выдоха здесь применяется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных п, т, м (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными):

па папу папо_______

папа папопу папопу_____

папапа папопупи... па___по___пу___пи___

папапапа... папопупипэ па___по___пу___пи___пэ___
Этот вид работы может усложняться. Тогда весь ряд сло­гов произносится на одном выдохе, а на каждом движении слоги повторяются сначала дважды, а затем трижды. Напри­мер:

папапопопупупипипэпэ

папапапопопопупупупипипипэпэпэ и т. д.
Если материалом упражнения служат слова, то характер движений меняется: на одном движении произносится уже не слог, а слово. Например, счет от 1 до 10, где удлиненный выдох наращивается постепенно. Произнесение слов сопро­вождается дирижированием, т. е. движением руки в такт проговариванию:
1, 2, 3; 1, 2, 3, 4; 1, 2, 3, 4, 5... и т. д.
Следующим этапом является переход к слитному произ­ношению во фразе. Предложение Падает снег сопровожда­ется плавным движением правой руки вниз на слово пада­ет, затем такое же движение левой руки на слово снег.

Усложняя задания в упражнениях, надо каждый раз предлагать более длинные фразы. Это могут быть вопросы или строчки стихотворения, которые произносятся на одном выдохе.

Словосочетание я водою дождевою... сопровождают дви­жения: указательное движение на себя (я) переходит в давя­щее движение руками вперед (водою), которое, в свою оче­редь, переходит в следующее движение, имитирующее дождь (дождевою). Все движения выполняются слитно и плавно переходят одно в другое.

Вся эта работа неразрывно связана со слуховым воспри­ятием учащихся, которые подражают речи учителя, слитно воспроизводя фразу, слово или ряд слогов.
СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
1. па па____ 2. пе пи 3. па по пу

по по____ пе __ пи па__по__пу

по пу____

пипи____
Примечание.

Здесь и далее знак (пи) соответствует краткому произнесению гласного.
Дети сидят по кругу («по-турецки»), руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки.

1. Резкий удар кулаками перед собой: па (по пу пи); плавное разведение рук в стороны; па__(по__пу__пи).

Произнесение слогов па и па___ (краткое и протяжное) выполняется на одном выдохе.

2. Резкие удары кулаками перед собой: сначала правой рукой на уровне груди: пе, затем левой: пи; положить ладони на область живота: пе__ пи__ (на одном выдохе)

3. Три резких удара перед собой: па по пу, руки на живо­те: па__по___пу___.
* * *

па-па-па ... па____ (на одном выдохе)

по-по-по … по___

пу-пу-пу … пу___

пи-пи-пи … пи___
Дети стоят по кругу, руки опущены.

Руки через стороны вверх (движение на звук а). Движе­ние поступательное — кисти рук вздрагивают при подъеме на каждом слоге: па-па-па...; руки через стороны вниз: па___.

Повторить упражнение с гласными о, у, и. Движения та­кие же, как на эти звуки.

* * *

1. па___па

2. по___по

3. пу___пу

4. пи___пи

5. пэ___пэ


  1. Дети стоят по кругу, руки согнуты на уровне груди. Глубокий вдох, развести руки вверх в стороны, на выдохе плавно сказать: па___па, слог па произнести кратко, сде­лав при этом руками резкий удар кулаками вверху.

  2. Плавно развести руки в стороны: по___, в конце дви­жения — резкий удар кулаками в стороны: по (сказать крат­ко).

  3. Плавно, слегка давящим движением, выдвинуть руки вперед: пу__, в конце движения резко ударить кулаками перед собой: пу.

4. Плавно вытянуть руки вверх: пи ____, в конце движе­ния резко ударить кулаками вверху: пи.

5. Плавно развести руки вперед в стороны: пэ ___, в кон­це движения резко ударить кулаками вперед в сторону: пэ.

Слоги в этом упражнении можно чередовать с другими согласными:

м а па (на одном выдохе) па___ка

м о по " па___ко

Повторять упражнения пунктов 3, 4, 5 с другими гласны­ми.

* * *

тата татата... (на одном выдохе)

тото тотото...

туту туту ту...

тити титити...

тэтэ_ тэтэтэ...

Дети стоят по кругу, руки согнуты на уровне груди, паль­цы сжаты в кулаки. Резкий удар двумя руками перед собой на уровне груди: та (сказать кратко); затем раскрыть руки вверх в стороны на звуке а: та__ (сказать протяжно); опус­тить руки через стороны вниз, быстро сказать: татата...

Аналогично выполняются упражнения с гласными о, у, и, э. Движения руки соответствуют движениям на данный гласный звук (см. рис. 49).


* * *

папа___

попо___

пупу___

пипи___

пэпэ___

Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне груди.

Резкий удар кулаками перед собой: па; сразу руки плав­но вытягиваются вверх в стороны (до положения как на звуке а): па___. Все упражнение выполняется на одном выдохе.

Следующие упражнения с гласными о, у, и, э выполняют­ся аналогично описанному выше, движения рук соответ­ствуют движениям на данный звук.
* * *

па___по__пу

па___по__пи

па___по__пэ

Дети стоят по кругу. Руки лежат на области диафрагмы. На одном выдохе слитно воспроизводить указанные выше слоги.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации