Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика - файл n1.doc
приобрестиВласова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмикаскачать (3053 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. — 240 с: илл.
Освещены содержание и цели работы над произносительной стороной речи слабослышащих учащихся с использованием метода фонетической ритмики, впервые представленного авторами в 1989 г.
Предназначено учителям и воспитателям школ для детей с недостатками слуха и речи (слабослышащих, глухих), родителям, имеющих таких детей, студентам дефектологических факультетов.
Предлагаемый метод фонетической ритмики может быть использован в школах и детских садах для детей с недостатками произношения (речевых, вспомогательных), а также иностранцами, начинающими изучать русский язык.
©
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н., 1996 © «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1996 ПРЕДИСЛОВИЕ Для устной речи многих слабослышащих детей, как известно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.
Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего возраста, так и в развитии у них естественности движений.
Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
В данном пособии метод фонетической ритмики представлен в качестве приема работы по формированию и коррекции произносительной стороны речи слабослышащих детей. (Фонетическая, ритмика, естественно, не исключает других приемов и методов работы над произношением, принятых в отечественной сурдопедагогике.)
Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:
соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.
При определении содержания занятий, кроме требований, предъявляемых к произношению слабослышащих, учитываются также рекомендации по развитию движении у этих детей. Большую помощь авторам оказал опыт работы югославских дефектологов в проведении занятий по фонетической ритмике.
Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:
нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
В пособии выделены соответствующие разделы по работе над звуками и их сочетаниями; ритмом и темпом; речевым дыханием и слитностью; голосом и интонацией.
Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелегким разделом формирования произношения. Работа над слитностью тесно связана с нормализацией речевого дыхания и умением управлять своим голосом. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения звуков.
Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, темпа и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражнения, содержащие только движения, без проговариваний — музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений — нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движение. Эти двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и умение пользоваться дыхательным аппаратом. Кроме того, движение под музыку является одним из эффективных методов развития моторики детей.
Музыкально-ритмические стимуляции представляют собой сочетания двигательных упражнений с элементами танца. Они являются обязательным компонентом каждого занятия и проводятся под музыку, записанную на магнитофонную ленту. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной, музыке, в которой ученики без труда различают ритмические удары. Она должна быть веселой, зажигательной, так как именно такая музыка дает возможность детям выражать движениями ее ритмический характер. Кроме того, музыкальное сопровождение является одним из стимуляторов развития слухового восприятия. Через музыку (на основе слуха) легче передать детям различные ритмы и темп звучаний, а также выработать у них умение двигаться синхронно.
Характер движений, выполняемых под музыку, различен.
При выполнении упражнений для нормализации дыхания преобладают плавные движения.
При работе над ритмом в движения включаются танцевальные элементы, ритмическая ходьба, которые в сочетании с различными движениями рук, хлопками соответствуют характеру предлагаемого ритма.
В системе упражнений, направленных на нормализацию произносительной стороны речи, используются разнообразные движения без музыкального сопровождения: движения корпуса тела — наклоны вперед, в стороны, повороты на 90, 180, 360 градусов; движения головы — повороты вправо, влево, вперед, назад; движения рук — поднятие вверх, в стороны, вперед, поднимание и опускание плеч, вращательные движения кистей рук; движения ног — сгибание и разгибание в коленях, установка ног на уровне плеч и другие.
Характер этих движений также различен — от плавных и медленных до отрывистых и резких.
У

пражнения, которые применяются при работе над речевым дыханием и слитностью речи, характеризуются плавными движениями.
При работе над ритмом и темпом речи, голосом и интонацией движения носят естественный характер, сочетая в себе те, которые выполняются при проговаривании звуков и слогов, а также естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания и т. п.
Все движения, отобранные для проведения занятий по фонетической ритмике, рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. Движения, которые выполняются на занятиях, предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем несколько раз (2—5 раз каждое). После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой — это средство для достижения цели, которой является формирование речи или ее коррекция. Конечная цель этих занятий — фонетически правильно оформленная речь без движений.
Для решений данной задачи мобилизуются подражательные способности детей (как двигательные, так и речевые) и максимально — их слуховое восприятие. На занятиях по фонетической ритмике обязательно использование звукоусиливающей аппаратуры. Это может быть беспроводная звукоусиливающая аппаратура или индивидуальные слуховые аппараты. Выбранная аппаратура должна обеспечить свободу передвижения учащихся и хорошее качество звучания.
Инструкции, которые дает учитель в ходе занятий, а также весь речевой материал предъявляются ученикам слухо-зрительно. Но наряду с этим используется и только слуховое восприятие. На основе слуха выполняется большое количество упражнений как двигательных (ходьба, бег, остановки, прыжки), так и речевых (чтение стихов, скороговорок, ответы на вопросы, произнесение слов, слогов).
На слух предлагается большой материал по различению, восприятию и воспроизведению различных ритмов, логического ударения, интонации.
В соответствии с аналитико-синтетическим принципом обучения произношению в упражнениях сочетается работа над целым словом и его элементами (слогами и отдельными звуками). Материалом упражнений служат слова, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также словосочетания, фразы, скороговорки, считалки, короткие тексты и стихотворения.
Речевой материал знаком детям и доступен в лексическом отношении, отвечает фонетическим задачам занятия. Речевой материал, который проговаривается в сопровождении движений, занимает часть занятия по фонетической ритмике. Остальное время отводится для закрепления этого материала поэтапно — сначала с движениями, затем без них. Цель последнего этапа состоит в автоматизации приобретенных навыков в условиях, приближенных к самостоятельной речи. Весь речевой материал используется как для коррекции произношения, так и для тренировки слухового восприятия.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия ученики вместе с учителем стоят по кругу. Они хорошо видят учителя, двигаются и проговаривают речевой материал синхронно с учителем. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ученика к правильному естественному подражанию.
Если в ходе занятий отдельные элементы не получаются у некоторых детей, то работа над этими элементами переносится на индивидуальное занятие. Таким образом, часть неусвоенного речевого материала фронтальных занятий по фонетической ритмике переходит на индивидуальные занятия для более тщательной отработки. Такая подвижность способствует закреплению правильного произношения. Каждый сурдопедагог, ведущий индивидуальные занятия, должен овладеть методическими приемами работы, применяемыми на занятиях по фонетической ритмике.
Занятие по фонетической ритмике проводит учитель-дефектолог, который должен уметь сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы:
ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее;
уметь сочетать систему движений с музыкой в различном темпе;
видеть и уметь исправлять характер движений у учащихся;
стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих собственных, так и учащихся;
слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять;
пользоваться голосом нормальной высоты и силы как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.
Во всех случаях речь учителя должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной.
В соответствующих разделах пособия даны методические пояснения, указания к работе над звуками речи, ритмом, темпом, речевым дыханием и слитностью, логическим ударением, интонацией и голосом.
Из предлагаемого материала учитель может выбрать те упражнения, которые он считает наиболее целесообразными, сохраняя при этом последовательность, данную в книге.
РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами:
напряженностью, интенсивностью, временем. Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При описании движений, сопровождающих произнесение звуков речи,
напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».
Интенсивность определяет динамику речи, т. е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произнесении того или другого звука. При описании движений
интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо».
Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иной движение. Оно выражается в длительности или краткости. При описании движений
время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».
С самого начала занятий фонетической ритмикой следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками.
Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трех основных исходных положений
(И. п.):
Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме и, к, л, р.
Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И. п. начинаются движения для звуков и, к, л.
Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперед на уровне груди. Это И. п. для звука р.
Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребенка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например
па, по и т. п.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ А И. п. 1. Вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном длительном произнесении
а ___.
Примечание. Здесь и далее знак______ (а_____) соответствует протяжному произнесению гласного.
Движение характеризуется: по напряженности — ненапряженное; по интенсивности — слабое; по времени — длительное (рис. 2).
О
И. п. 1. Вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновременном произнесении о_____.
Движение слегка напряженное, слабое, длительное (рис. 3).
У И. п. 1. Вдох, давящим движением вытянуть руки вперед при одновременном произнесении у _________.
Движение напряженное, слабое, длительное (рис. 4).
И И. п. 2. Вдох, руки вверх при одновременном произнесении
и_______.
Движение ненапряженное, слабое, длительное (рис. 5).
Э И. п. 1. Вдох, руки вперед в стороны при одновременном произнесении э______.
Движение ненапряженное, слабое, длительное (рис. 6).
Ы И. п. 1. Указательным движением (резко) выбросить правую, затем левую руку вперед в сторону при одновременном произнесении слога
ты.
Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 7).
Йотированные гласные Произнесение йотированных гласных необходимо начинать с повторения сочетаний гласных
иа, иэ, ио, иу, для чего движение на звук и переходит в движение на звук
а, затем следует движение на звук
я и т. д.
Я И. п. 1. Взмахом правой руки указать на себя при Одновременном произнесении
я.
Движение ненапряженное, слабое, удлиненное (рис. 8).
Е И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Небольшим движением рук раскрыть ладони ото рта вперед в стороны при одновременном произнесении
е.
Движение ненапряженное, слабое, удлиненное (рис. 9).
Ё И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести ладони в стороны (небольшим движением), затем вернуть их в прежнее положение, описав небольшой полукруг, при одновременном произнесении
ё.
Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное (рис. 10).
Ю И. п. 2. Пальцы рук находятся на уровне рта. Отвести руки в стороны, описать ими полукруг и выдвинуть вперёд при одновременном произнесении
ю. Движение напряженное, слабое, удлиненное (рис. 11).
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Смычные глухие
П И. п. 1. Резкие движения (как удары) в стороны то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, при одновременном произнесении слотов
па, па. Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 12).
Т И. п. 1. Резкие движения (как удары) то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, вниз при одновременном произнесении слогов
та, та. Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 13).
К И. п. 2. Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося при этом слоги
ка, ка. Движение напряженное, сильное, краткое (рис.-14).
Смычные звонкие Б, Д Первый вариант И. п. 1. Наклониться вперед и вниз, руки опустить вниз, расслабить все мышцы тела и одновременно произнести слога
ба или
да.
Движение ненапряженное, слабое, удлиненное (рис.
115). Второй вариант Сесть на пол, руки в
И. п. 1., наклониться к ногам, расслабив мышцы, при одновременном произнесении слогов,
ба, да (рис. 16).

Г И. п. 1. Запрокинуть голову назад с одновременным произнесением слога
га.
Движение слегка напряженное, слабое, краткое (рис. 17).
Щелевые глухие С И. п. 1. Поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз
плавным, слегка давящим движением при одновременном произнесении с _______.
Движение слегка напряженное, слабое, длительное, (рис. 18).
Ш И. п. 1. Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом ш ____________.
Движение слегка напряженное, слабое, длительное (рис. 19).
Ф И. п. 1. Поднять ко рту руки, сжатые в кулаки, быстро и резко разжать кулаки, слегка вытянув при этом руки вперед, одновременно произнося
ф _______.
Движение напряженное, сильное, удлиненное (рис. 20).
X И.п. 1. Положить руки на область диафрагмы, слегка наклонить корпус вперед, одновременно произнесли слоги
х___
а, х___
а. Движение напряженное, сильное, удлиненное (рис. 21).
Щ
елевые звонкие З И. п. 1. Описать в воздухе кистями рук небольшие круги и вернуть руки в И. п. при одновременном произнесение
з___.
Движение напряженное, сильное, удлиненное
(рис. 22).
Ж И. л. 1. Описать в воздухе зигзагообразное движение руками вперед при одновременном произнесении ж_____.
Движение напряженное, сильное, удлиненное (рис. 23).
В И. п. 1. Поднять ко рту пальцы рук, затем поочередно отводить плавным движением то правую, то левую руку при одновременном произнесении
в___.
Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное (рис. 24).
Аффрикаты
Ц И. п. 1. Поднять ко рту пальцы рук, сжатые в щепотку, резко разжать их, туловище слегка наклонить вперед при одновременном произнесении
ц, подчеркивая фрикативный элемент (
с ____).
Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 25).
Ч И. п. 1. Поворачивать поочередно кисти то правой, то левой руки от себя (быстро и резко снизу вверх) при одновременном произнесении
ч.
Движение напряженное, сильное, краткое (рис. 26).
Сонорные М
И.п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки вперед в стороны мягким, плавным движением при одновременном произнесении
м ____.
Движение слегка напряженное, слабое, длительное, (рис. 27).
Н И. п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении
н _____.
Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное (рис. 28).
Примечание.
Для произнесения сонорных (носовых) согласных
м, н характерен выход слабой воздушной струи через нос. Движения рук мягкие, пластичные и как бы продолжают естественное направление воздуха.
Л
И. п. 2. Вращать руками перед грудью с одновременным проговариванием слогов
ла, ла, ла... Движение слегка напряженное, слабое, краткое (рис. 29).
Р И. п. 3. Мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении
р___,
р ___, р___. Движение напряженное, сильное, длительное (рис. 30).
УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В ДВИЖЕНИИ 1

. Дети стоят по кругу, руки на поясе:
Примечание.
Здесь и далее все движения и проговаривания выполняются учениками синхронно с учителем.
а) выпрыгнуть вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны, сказать
па (рис. 31);
б) выпрыгнуть вверх с одновременным разведением рук вверх в стороны и ног в стороны, сказать
па (рис. 32).
2. Дети стоят по кругу. Руки опущены, ноги на ширине плеч:
а

) поднять руки вверх в стороны, сказать
па; б) резкий наклон туловища вниз, руки опустить (как рубят дрова), сказать
пу; в) корпус слегка наклонить вправо (влево), руку поднести сбоку ко рту, сказать о___ о ___.
3. Дети стоят по кругу, руки на поясе. Резко выпрыгнуть вверх, одновременно вытянуть руки вверх, сказать
пи (рис. 33).
4. Дети стоят по кругу, руки опущены:
а) шаг вперед левой ногой, руки развести в стороны, сказать
па (рис. 34);
б

) встать на левую ногу (после выполнения пункта а), а правой ногой сделать мах вперед, руки протянуть к поднятой вытянутой ноге, сказать
пу (рис. 35);
в) вернуться в
И. п. Поднимать поочередно то правое, то левое плечо, сопровождая каждый подъем проговариванием слога пи,
пи, пи... 5

. Дети стоят в центре круга, руки согнуты на уровне груди:
а) сделать шаг назад, с напряжением выбросить руки, зажатые в кулаки, вверх в стороны, сказать
та (рис. 36).
б

) сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кулаками в стороны, сказать
то (рис. 37);
в

) сделать еще шаг назад, с напряжением ударить кулаками вперед, перед собой, сказать
ту (рис. 38).
Упражнения а, б, в — чередовать.
6. Дети стоят по кругу, руки на поясе:
а) поворот туловища вправо, затем влево, говорить при каждом повороте
по, по (рис. 39);
б) прыжок на месте двумя ногами, сказать
оп; прыжок двумя ногами вправо:
оп; прыжок влево:
оп. 7. Дети стоят по кругу, руки на поясе, ноги на ширине плеч:
а)
а —у а —у а —у о — о — о При проговаривании
а — у выполнять поочередно движения на звук
а, затем
у по три раза, затем корпус слегка наклонить вправо-влево-вправо, сказать при этом:
о — о — о. б)
и — э и — э и —
э пэ —
пэ — пэ Руки резко вытянуть вверх (руки должны быть разведены при этом на такую ширину, что почти касаются головы), чуть приподнимаясь на пальцах ног, сказать
и, резко сделать полунаклон вперед, руки развести вперед и в стороны, сказать
э (повторить упражнение три раза), затем резко ударять кулаками вперед и в стороны, поочередно вправо-влево, говоря при каждом ударе
пэ. 8. Дети стоят по кругу, руки опущены. Движения выполнять слитно, одно переходит в другое (рис. 40):
а) шаг левой ногой вперед. Встать на левую ногу, правую ногу отвести в сторону, одновременно выбросить руки вверх в стороны, сказать
па. Вернуться в
И. п. Шаг правой ногой и т. д. (см. выше) (рис.40);
б) затем сразу опуститься на корточки, сгруппироваться, обхватив руками колени, сказать
пу (рис. 41);


в

) потом резко вытянуться вверх, одновременно поднимая руки, сказать
пи (рис. 42).
9. Дети стоят по кругу, руки на поясе:
а) прыжок вверх с одновременным разведением в стороны рук и ног, сказать
па (рис. 43);
б) вернуться
в И. п. и сразу резко прыгнуть вверх, вытянув при этом руки, сказать
пи (рис. 44);
в) вернуться в
И. п. Сделать выпад на правую ногу вправо, затем на левую ногу влево, подносить при этом то правую, то левую руку ко рту (полурупором), сказать
по, по (рис. 45);

г) вернуться в
И. п. Прыжок вверх, развести руки вверх в стороны, сказать
а. Затем из этого положения сразу опуститься на корточки, обхватив руками колени, сказать
у. Повторить упражнение, сказать слитно
ау. 10. Дети стоят по кругу, руки опущены:
а) шаг вперед левой ногой, руки развести в стороны, сказать
па. Встать на левую ногу, правой ногой сделать мах вперед, руки протянуть к поднятой вытянутой ноге, сказать
пу (рис. 46).
Выполнять упражнения, двигаясь к центру крута. В кругу сесть, ноги вытянуть;
б) наклон туловища вперед к ногам, руками коснуться ног, сказать у _____. Затем резко выпрямить туловище, руки развести вверх в стороны, сказать
па (рис. 47).

У

пражнение повторить, сказать
у____па; в) наклониться вправо, руки через стороны тоже наклонить вправо, сказать
о___. Затем резко выпрямить туловище, руки развести вверх в стороны, сказать
па. Повторить упражнение с наклонами влево (рис. 48).
Повторить упражнение, сказать
о___па. 11. Дети сидят по кругу. Произносить слоги, делая на каждый слог указательное движение пальцем вправо-влево от себя:
па—
по та—
то ма—
мо ла—ло ша—
шо са—
со
па—пу та—ту ма—му ла—лу ша—
шу са—
су
па—
пи та—
ти ма—
ми ла—
ли са—
си па—пэ та—тэ 12. Дети стоят по кругу:
а) развести руки вверх в стороны, сказать
па___, перевести руки на талию, прыжок на места:
ап. б) развести руки в стороны, сказать
по____, перевести руки на талию, резкий прыжок в сторону:
оп. в) вытянуть руки вперед, сказать
пу ___, перевести руки на талию, резкий прыжок вперед:
уп. г) вытянуть руки вверх, сказать
пи , перевести руки на талию; резкий подскок вверх:
ип. д) развести руки вперед в стороны, сказать
пэ___, перевести руки на талию, резкий подскок:
эп. 13. Дети стоят по кругу, руки на поясе.
та та татата та́та! то то тотото та́то? ту ту тутуту ту́ту... Примечание.
Здесь и далее выделение слогов знаком соответствует их более громкому и протяжному произнесению.
а) два размеренных прыжка на месте:
та та переходят в три быстрых прыжка на месте:
татата, затем вытянуть руки вверх в стороны и, выделяя ударением первый слог, радостно крикнуть:
та́та! б) два размеренных прыжка вправо:
то то переходят в три быстрых прыжка в ту же сторону:
тотото, затем руки согнуть на уровне груди, кисти рук делают вращательное движение (сверху вниз, в стороны, описывая нижний полукруг), в голосе интонация вопроса:
то́то? в) два размеренных прыжка вперед:
ту ту переходят в три быстрых прыжка вперед:
тутуту, затем руки развести в стороны, на лице выражение растерянности:
ту́ту... РАБОТА НАД РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМ И СЛИТНОСТЬЮ РЕЧИ Дыхание в покое и дыхание во время речи отличаются частотой и продолжительностью выдоха, наличием пауз. Для нормальной речи необходим длительный, экономный выдох. Это условие нередко представляет определенную трудность для многих слабослышащих школьников, так как они еще плохо управляют работой дыхательных мышц.
Научить детей с недостатками слуха управлять своим дыханием удается в процессе специальной тренировки.
Упражнения на развитие дыхания, которые включены в содержание занятий фонетической ритмики, направлены на выработку продолжи/тельного выдоха, что позволяет нормализовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.
Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения какое-то время проводятся без речи как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.
Затем в эту работу включаются фонационные упражнения. После вдоха через нос следует медленный выдох с одновременным произнесением согласных звуков:
Ф____ Ф_____С_____ С____ С_____Ш_____ Ш____ Ш_____С_____ Ф____ С_____Ш_____ Постепенно в эти упражнения включается речевой материал, произносимый на выдохе. Сначала это слоги и слогосочетания с различными гласными, а затем навыки слитного произнесения слогов переносятся на слова, словосочетания и предложения, при произношении которых может меняться ритм и темп речи.
Особое значение приобретает характер движений, выполняемых одновременно с проговариванием речевого материала. Они должны быть слитными, плавными, переходящими одно в другое. Это способствует стабилизации длительного выдоха.
В слоговых упражнениях используются те движения, которые выполняются при произнесении гласных звуков.
Для тренировки удлиненного выдоха здесь применяется прием наращивания слогов, составленных с одним из согласных
п, т, м (сначала с одинаковыми, а затем с разными гласными):
па папу папо_______ папа папопу папопу_____ папапа папопупи... па___по___пу___пи___ папапапа... папопупипэ па___по___пу___пи___пэ___ Этот вид работы может усложняться. Тогда весь ряд слогов произносится на одном выдохе, а на каждом движении слоги повторяются сначала дважды, а затем трижды. Например:
папапопопупупипипэпэ
папапапопопопупупупипипипэпэпэ и т. д.
Если материалом упражнения служат слова, то характер движений меняется: на одном движении произносится уже не слог, а слово. Например, счет от 1 до 10, где удлиненный выдох наращивается постепенно. Произнесение слов сопровождается дирижированием, т. е. движением руки в такт проговариванию:
1, 2, 3; 1, 2, 3, 4; 1, 2, 3, 4, 5... и т. д.
Следующим этапом является переход к слитному произношению во фразе. Предложение
Падает снег сопровождается плавным движением правой руки вниз на слово
падает, затем такое же движение левой руки на слово снег.
Усложняя задания в упражнениях, надо каждый раз предлагать более длинные фразы. Это могут быть вопросы или строчки стихотворения, которые произносятся на одном выдохе.
Словосочетание
я водою дождевою... сопровождают движения: указательное движение на себя
(я) переходит в давящее движение руками вперед
(водою), которое, в свою очередь, переходит в следующее движение, имитирующее дождь
(дождевою). Все движения выполняются слитно и плавно переходят одно в другое.
Вся эта работа неразрывно связана со слуховым восприятием учащихся, которые подражают речи учителя, слитно воспроизводя фразу, слово или ряд слогов.
СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 1.
па па____ 2.
пе пи 3. па по пу по по____ пе __ пи па__по__пу по пу____ пипи____ Примечание.
Здесь и далее знак (пи) соответствует краткому произнесению гласного.
Дети сидят по кругу («по-турецки»), руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки.
1. Резкий удар кулаками перед собой:
па (по пу пи); плавное разведение рук в стороны;
па__
(по__
пу__пи).
Произнесение слогов
па и
па___ (краткое и протяжное) выполняется на одном выдохе.
2. Резкие удары кулаками перед собой: сначала правой рукой на уровне груди
: пе, затем левой:
пи; положить ладони на область живота:
пе__ пи__ (на одном выдохе)
3. Три резких удара перед собой:
па по пу, руки на животе:
па__
по___пу___.
* * * па-па-па ... па____ (на одном выдохе)
по-по-по … по___ пу-пу-пу … пу___ пи-пи-пи … пи___ Дети стоят по кругу, руки опущены.
Руки через стороны вверх (движение на звук
а). Движение поступательное — кисти рук вздрагивают при подъеме на каждом слоге:
па-па-па...; руки через стороны вниз:
па___.
Повторить упражнение с гласными
о, у, и. Движения такие же, как на эти звуки.
* * *
1. па___па 2. по___по 3. пу___пу 4. пи___пи 5. пэ___пэ
Дети стоят по кругу, руки согнуты на уровне груди. Глубокий вдох, развести руки вверх в стороны, на выдохе плавно сказать: па___па, слог па произнести кратко, сделав при этом руками резкий удар кулаками вверху.
Плавно развести руки в стороны: по___, в конце движения — резкий удар кулаками в стороны: по (сказать кратко).
Плавно, слегка давящим движением, выдвинуть руки вперед: пу__, в конце движения резко ударить кулаками перед собой: пу.
4. Плавно вытянуть руки вверх:
пи ____, в конце движения резко ударить кулаками вверху:
пи. 5. Плавно развести руки вперед в стороны:
пэ ___, в конце движения резко ударить кулаками вперед в сторону:
пэ. Слоги в этом упражнении можно чередовать с другими согласными:
м а па (на одном выдохе)
па___ка м о по — "
— па___ко Повторять упражнения пунктов 3, 4, 5 с другими гласными.
* * * тата татата... (на одном выдохе)
тото тотото... туту туту ту... тити титити... тэтэ_ тэтэтэ... Д

ети стоят по кругу, руки согнуты на уровне груди, пальцы сжаты в кулаки. Резкий удар двумя руками перед собой на уровне груди:
та (сказать кратко); затем раскрыть руки вверх в стороны на звуке
а: та__ (сказать протяжно); опустить руки через стороны вниз, быстро сказать:
татата... Аналогично выполняются упражнения с гласными
о, у, и, э. Движения руки соответствуют движениям на данный гласный звук (см. рис. 49).
* * * папа___ попо___ пупу___ пипи___ пэпэ___ Дети стоят по кругу. Руки согнуты на уровне груди.
Резкий удар кулаками перед собой:
па; сразу руки плавно вытягиваются вверх в стороны (до положения как на звуке
а): па___. Все упражнение выполняется на одном выдохе.
Следующие упражнения с гласными
о, у, и, э выполняются аналогично описанному выше, движения рук соответствуют движениям на данный звук.
* * * па___
по__пу
па___
по__
пи па___по__
пэ Дети стоят по кругу. Руки лежат на области диафрагмы. На одном выдохе слитно воспроизводить указанные выше слоги.