Курсовая работа - Невербальные знаки: жесты рук и положения ног при деловой коммуникации - файл n1.doc

Курсовая работа - Невербальные знаки: жесты рук и положения ног при деловой коммуникации
скачать (359 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc359kb.07.07.2012 00:47скачать

n1.doc



Федеральное агентство по образованию

Омский Государственный Педагогический Университет

Филологический факультет

Кафедра современного русского языка

Курсовая работа на тему:

Невербальные знаки: жесты рук и положения ног

при деловой коммуникации
Выполнила: студентка 23группы

филологического факультета

специальности «Связи с

общественностью»

Омск 2007 г.

Содержание


Введение __________________________________________________________________ 3

Глава 1. Жесты _____________________________________________________________ 5

Глава 2. Жесты Рук и кистей __________________________________________________ 6

2.1 Различные положения рук ________________________________________________ 6

2.2 Жесты «рука – рука»_____________________________________________________ 10
2.3 Жесты «рука – лицо» ____________________________________________________ 11
2.4 Пальцы ________________________________________________________________ 13

Глава 3. Жесты ног и ступней _________________________________________________ 14

3.1 Ноги и ступни в положении стоя ___________________________________________ 14

3.2 Ноги и различные способы посадки _________________________________________ 15

Практическая часть: эффекты невербальных жестов рук и ног в деловой коммуникации 18

Заключение ________________________________________________________________ 21

Список используемой литературы _____________________________________________ 24

Введение


Цель: выявить эффекты невербальных жестов

Объект: невербальная коммуникация

Предмет: жесты как объект невербальной коммуникации

Невербальный язык был известен и использовался с древних времен. Один из ярких примеров - древнегреческий театр масок, в котором внешнему выражению внутренних состояний придавалось большое значение. Актеры по ходу пьесы меняли маски, которые изображали различные застывшие эмоциональные состояния: радость, страх, гнев. Знания о невербальном выражении эмоций описывались в древних трактатах по ораторскому мастерству. Немаловажную роль позы, жесты и мимика играли и в античной скульптуре.

В период расцвета древнегреческого театра к изучению внешних проявлений внутренних состояний человека обратился Аристотель, посвятив этому свой труд «Физиогномика». Это стало первой попыткой систематизации знаний о внешности человека и ее связи с чертами характера. Среди признаков, по которым, по мнению Аристотеля, можно распознать характер человека, преобладают: тип тела, фигура, цвет, волосатость, гладкость, мясистость и т.п.

И хотя «физиогномику» нельзя причислять к системе знаний, которая занимается невербальным поведением как таковым, она оказала существенное влияние на развитие знаний о невербальных проявлениях в поведении человека.

Проблема внешнего выражения внутреннего состояния, а точнее, понимания того, что скрывается за теми или иными динамическими невербальными проявлениями человеческого поведения, привлекала внимание многих исследователей. Попытку понять и объяснить динамические аспекты невербального поведения с научной точки зрения предпринял Ч. Дарвин. И хотя он был не первым ученым, попытавшимся сделать это (до него были Дюшен, Белл, на которых ссылался сам Дарвин), его работа стала своеобразной точкой отсчета в истории исследования невербального языка, от которой отталкивалось большинство специалистов в этой области.

В конце XIX века Дарвин попытался определить, что же такое невербальное поведение (он называл его «выражением ощущений»). Он посвятил этой теме целый труд. Будучи биологом, Дарвин наблюдал за тем, как ведут себя животные в тех или иных ситуациях, как проявляются их эмоции (например, «выказывание собакой своей преданности хозяину или переживание животным сильной боли»). Результатом этих наблюдений было выделение неких последовательностей невербальных символов экспрессивного поведения у животных. Но Дарвин пошел дальше и сравнил экспрессивное поведение животных с экспрессивным поведением человека в однотипных эмоциональных ситуациях, обнаружив при этом значительное сходство. Возможно, этот факт стал одним из доводов в его известной теории о происхождении человека.

В XX столетии изучением невербального поведения стала заниматься в основном психология. Именно эта наука дала ответы на многие вопросы, смогла классифицировать это явление, описать его наиболее полно по сравнению с попытками, предпринимавшимися ранее в других областях знания.

Долгое время изучение невербального поведения в психологии осуществлялось в русле идей, сформулированных Дарвином. Одно из поворотных открытий психологии в отношении невербального поведения - признание его коммуникативной функции. Российский ученый С.Л. Рубинштейн сформулировал утверждение о том, что выразительные движения не являются простым сопровождением эмоций, как считал Дарвин; они выполняют «определенную актуальную функцию, а именно - функцию общения; они - средство сообщения и воздействия, они - речь, лишенная слова, но исполненная экспрессии».

Нет ничего более тайного, чем очевидное. Возможно поэтому бессловесный язык позы, жеста и взгляда, пространственной композиции живописного полотна и кинокадра еще так мало изучен.

Как известно, наша речь — это только малая часть того, что включается в понятие «языка». Существует множество языков, например таких, как язык глухонемых, нотная грамота, запись математических формул, жесты спортивного судьи и т.д.

В последнее время, на фоне опосредованного обмена информацией (телефон, пейджер, Интернет и т.д.) все большее значение приобретает непосредственное общение между людьми. При этом, от деловых контактов до семейных отношений, мы, как правило, пользуемся небольшим набором привычных слов. Все же многообразие нюансов общения проявляется в мимике, жесте, позе, т.е. во внеречевом компоненте взаимодействия людей. То, благодаря чему мы при непосредственном общении понимаем, друг друга без слов, называют языком невербального (т.е. бессловесного, внеречевого) общения. Выяснилось, что он содержит значительно больше информации по сравнению с языком вербальным.

Для овладения любой знаковой системой, а внеречевой язык здесь не исключение, требуются обучение и тренировка. Но при этом очевидном факте все мы каждодневно сталкиваемся с, казалось бы, парадоксальной ситуацией: говорим на языке, знаковую систему которого мы специально не изучали — на языке внеречевого общения и при этом владеем им весьма уверенно. А когда на нем, представленном в поэтической форме, обращаются к нам художники и артисты, кинематографисты и архитекторы — все, кто занимается визуальными (зримыми) видами художественного творчества — даже в совершенстве.

Наука невербалистика изучает жесты человека, позы, интерпретирует улыбку, мимику, изучает законы взаимодействия человеческого общения и влияние невербальных способов на результаты контактов в различных сферах деятельности. В том числе, естественно, и в сфере бизнеса.
Для делового человека чрезвычайно важно уметь грамотно выражать свои мысли при помощи не только слов, но и невербальных способов. Если вы владеете, скажем, своими жестами и знаете их значение, если понимаете роль и смысл различных поз в ходе общения, можно считать, что вы

знакомы с важной частью этикета. Важной потому, что 55 процентов всей информации о другом человеке, его характере, настроении, даже о его целях в каждом конкретном случае дают невербальные средства общения. Есть свои правила использования различных жестов и поз, нормы невербального поведения. И они подчиняются деловому этикету. Все невербальные знаки можно разделить на три группы: одобрительные, оценочные и защитные. В этот арсенал средств общения входят различные позы и жесты, взгляды и движения, выражения лица и положения кистей рук, а также улыбки, положение плеч и т. д. Ассортимент и в самом деле немалый, если им умело пользоваться. Ведь таким образом можно выразить и свое отношение к происходящему (не говоря ни слова!), и оценить позиции сторон, а иногда даже оказать своеобразное давление на собеседника. Владение этим арсеналом делает человека более уверенным в себе и в своей позиции. Он может рассчитывать на более результативное общение, взаимопонимание. Во время переговоров именно невербальное общение едва ли не более результативно и существенно, чем словесное.


Глава 1. Жесты


Жесты - это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают с целью

общения и, которые могут сопровождать размышление или состояние. Мы различаем указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и касательные жесты.
Указательные жесты направлены в сторону предметов или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.
Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными жестами являются движения головы, рук или кистей, которые совершаются сознательно. Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными жестами являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.
Все эти виды жестов могут сопровождать, дополнять или заменять какое-либо высказывание. Сопровождающий высказывание жест является в большинстве случаев подчеркивающим и уточняющим.

В число невербальных физических способов коммуникации входят жесты. Как правило, жесты используются в целях иллюстрации, подчёркивания, указания, объяснения или прерывания, а значит, они не могут быть изолированы от вербальной коммуникации. Жесты детерминированы строением человеческого тела, однако развиваются и конкретизируются они в межличностных и социальных отношениях. С одной стороны, выражения удивления, отчаяния, гнева, тревоги, удовольствия и презрения приблизительно одинаковы во всех странах мира и во всех культурах. С другой стороны, понимание их смысла зависит от знакомства с коммуникативной системой данной конкретной культуры. Жесты необходимы в тех случаях, когда невозможна вербализация (например, по причине языкового барьера и проблем со слухом). Кроме того, жесты часто используются тогда, когда вербальные выражения были бы сочтены социально неприемлемыми. И, наконец, совершенно иное впечатление производят «жесты» тех людей, которые страдают от заболеваний, сопровождающихся непроизвольными движениями и жестами.

Практика показывает, что когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции.

Глава 2. Жесты рук и кистей


2.1. Различные положения рук
Люди уже с давних пор связывают

верх: со светлым, чистым, высоким, красивым, хорошим, возвышенным, идеальным и идеалом, с небом, с божественным.

низ: с темным, грязным, низким, безобразным, злым, неполноценным, адом, дьяволом, но также и с материальным, землей, опорой и почвой, которые нас держат. Направленные вниз жесты вырастают из этой взаимосвязи. Они часто выражают подавленность, депрессию, отчаяние.

Ладони вверх. Такое положение кисти руки необходимо в случае получения чего-либо. Поэтому в пантомиме оно используется как просящее движение. Оно также является жестом открытого изложения и передачи чего-либо. Чем дальше руки с повернутыми вверх кистями протянуты вперед, тем выше степень требовательности.
При сомкнутых пальцах увеличенная плоскость ладони как бы усиливает требование (призыв) что-либо положить в нее. Если пальцы чуть согнуты таким образом, что возникает подобие чаши, то требование (приглашение) что-нибудь вложить в нее дополнительно символически усиливается.
Большую по размерам чашу и соответственно выражение позы повышенного ожидания можно получить, используя две руки. При этом края ладоней могут смыкаться друг с другом. Такие вытянутые, с повернутыми вверх и слегка согнутыми ладонями кисти рук можно часто наблюдать у выступающих перед публикой, приглашающих ее к одобрению своего выступления. Показ ладоней и позитивное оценивание такого образа действий могут быть обоснованы и с позиций исторического развития. Тот, кто показывает ладони, как бы говорит тем самым: «Я иду без оружия и с мирными намерениями».
Ладони вовнутрь. В таком положении ладонь служит как бы инструментом, которым наносят удар, в том числе при символическом «разрушении» проблем, запутанных мыслей и социальных отношений.
Ладони вниз. При таком положении кистей рук действие их направлено на то, чтобы или задавить ростки чего-то пробивающегося вверх, или защититься от чего-то неприятного. При слегка напряженном исполнении это представляет собой предостерегающе-осмотрительный жест и выражает потребность «сдержать» настроение, взять его под контроль.
Кулак. Мы сжимаем пальцы в кулак, сгибая их к середине ладони. Это направленное вовнутрь движение производится с ощутимым напряжением. Поэтому можно сделать вывод о том, что происходит активный процесс волеизъявления, в ходе которого человек как бы отворачивается от внешнего мира и обращается к собственному Я. Но кулак - это и своего рода оружие. В положении «кулак» кисть руки «сложена» до своих минимальных размеров.
Означает ли поза со сжатыми кулаками концентрацию или агрессию, следует устанавливать по сопровождающей по сопроваждающей ее мимике.
Разжатые кисти. Кисти рук, когда из них что-нибудь выскальзывает, демонстрируют, что они неспособны более удерживать это. Поэтому возникшая подобным образом окончательная форма выражает нерешительность. Вместе с бессильно свисающими руками и опущенными плечами складывается впечатление болезненного отречения (от чего-то), скепсиса или отчаяния. Если кисть разжимается в бурном порыве и в окончательном положении пальцы растопырены, это выражает жесткое и презрительное отношение.
Схватывающая рука. Этот жест означает стремление ухватить что-либо, символическое желание уяснить, что же это такое, и не упустить свой шанс. Схватывающая кисть может, поэтому служить выражением или скупости и жадности, или же усилия подыскать слова и не упустить какую-то мысль. Обхватив и держа что-либо, кисть выражает чувство пребывания в опасности.
Вяло свисающие вдоль тела руки: пассивность, отсутствие готовности к действию, недостаток воли.

С легким напряжением (при компенсации напряженности) свисающие руки: состояние внутреннего покоя, равновесия, но постоянная готовность к действиям.

Сначала расслабленные руки вдруг несколько напрягаются: первоначальное состояние безвольности внезапно сменилось активной готовностью к действиям.

Руки в карманах. Если руки засунуты (спрятаны) в карманы, то у собеседника может возникнуть чувство опасности. Он больше не в состоянии уследить за возможными приготовлениями к нападению. Поза «руки в карманах» может нести и компенсационную нагрузку при желании скрыть или преодолеть в себе внутреннюю неуверенность. В ходе разговора такой образ действий как бы говорит о том, что собеседник больше не хочет вас слушать и, действуя по-прежнему, реагировать на ваши намерения. Часто — подчеркнуто неформальное, «легкое» поведение для сознательного ускорения развития контакта — широко распространено в США. Руки лучше держать выше пояса.

Некоторые жесты в принципе не рекомендуются: не стоит постоянно касаться головы, сжимать кулаки, сплетать пальцы рук. Есть довольно распространенное движение кистей: все время что-то перебирается - то карандаш вертится, то скрепка крутится и т.д. Этот жест не стоит закреплять и лучше от него избавиться.

С помощью потирания ладоней люди невербально передают свои положительные эмоции. Человек, кидающий кубик, потирает его между ладонями как сигнал того, что он ожидает победу. Агентов по продаже учат, что если они пользуются этим жестом в тот момент, когда описывают свою продукцию или услуги потенциальным покупателям, они должны проделывать этот жест быстро, чтобы не отпугнуть покупателя (замедление темпа, с которым выполняется этот жест, вызывает ощущение, что ваш собеседник хитрит).

Сцепленные пальцы рук с первого взгляда могут показаться доверительным жестом, поскольку, когда люди прибегают к нему, они улыбаются и чувствуют себя счастливыми. Исследования, проведенные Ниренбергом и Калеро по изучению этого жеста, позволили им заключить, что сцепленные пальцы рук обозначают разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение. Этот жест имеет три варианта: скрещенные пальцы рук подняты на уровне лица, руки лежат на столе, на коленях при сидячем положении или внизу перед собой в стоячем положении. Существует зависимость между положением рук и силой негативного чувства, то есть с человеком труднее будет договориться в случае, если сцепленные пальцы рук в поднятом положении, чем, если его руки лежат на столе или коленях. Для расслабления этого негативного жеста нужно предпринять ряд мер, позволяющих человеку вытянуть руки вперед и обнажить ладони, иначе будет присутствовать враждебная нотка в переговорах.

Шпилеобразное положение рук часто используется в условиях субординации и может быть изолированным жестом, обозначающим уверенную и всезнающую позицию. Он распространен среди бухгалтеров, юристов, менеджеров. Этот жест имеет два варианта: руки шпилем вверх и руки шпилем вниз. Первое положение обычно принимается тогда, когда говорящий выражает свое мнение, излагает идеи. Второе положение используется тогда, когда человек не говорит, а слушает. Ниренберг и Калеро заметили, что женщины чаще используют положение рук вниз, чем шпилем вверх. Шпилеобразный жест может расцениваться как положительный, так и как отрицательный сигнал. Ключом к правильному толкованию шпилеобразного жеста будет предшествующее поведение человека. В обоих случаях «шпиль-жест» означает уверенность в себе.

Закладывание рук за спину считается жестом уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими. Он позволяет человеку с бессознательным бесстрашием открывать свои ранимые области тела, такие как желудок, сердце, горло. Как представление, поза, выражающие самоуверенные ожидания у людей, осознающих свое значение и превосходство: например, полицейский на углу улицы, учитель в своем классе, лидер в своей группе (сродни скрещенным на груди рукам).

Жест «руки в замок за спиной» отличается от жеста «закладывания рук за спину с захватом запястья», который говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Одна рука как будто пытается удержать другую от нанесения удара. Именно от этого жеста пошло выражение: «Возьми себя в руки!». Интересно, что чем более сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Надо сказать, что это плохой прием для того, чтобы скрыть нервозность и наблюдательный собеседник, наверняка, почувствует это. Если этот жест заменить на «руки в замок за спиной», то появиться чувство уверенности в себе.

Руки на груди. Укрытие за какой-либо перегородкой есть естественная реакция человека, которую он усваивает в раннем детстве. Детьми мы прятались за столами, стульями, мебелью, маминой юбкой. Взрослея, мы научились складывать руки у себя на груди и тесно переплетать их при любых признаках опасности. Это, в сущности, попытка отгородиться от надвигающейся угрозы или нежелательных обстоятельств.

Когда при беседе с глазу на глаз, вы видите, что ваш собеседник скрещивает руки на груди, следует сделать вывод, что вы сказали что-то, с чем ваш собеседник не согласен. В этот момент вы должны постараться выяснить причину жеста и побудить человека занять более располагающую позу.

Скрещенные на груди руки: тенденция к дистанцированию, защитная стена, известная изоляция, некоторое выжидание.

— Когда некоторое время сохраняются руки в застывшей позе: особенно при “соответствующем” оцепенении тела: боязнь контактов с выраженной робостью, самозащита по отношению к угрожаемой самооценке. «Закрылся».

— Когда это осознанно или неосознанно позирующий жест, принятие позы, прежде всего, если этот жест соединяется с откинутой назад головой и взглядом сверху: представление своего превосходства, желания произвести впечатление, известная бравада («с тобой я справлюсь играючи, и без помощи рук») - типично для многих главарей по отношению к своей компании, для многих учителей или полицейских.

Помните: напряженное внутреннее состояние заставляет человека принять этот жест, а сохранение жеста поддерживает внутреннее напряжение. Простой, но эффективный способ заставить человека разомкнуть руки – это дать ему в руки ручку, книгу, любой предмет, в результате чего, он разомкнет руки. Другим полезным советом будет наклон вперед, сделанный с открытыми ладонями, и вопрос: «А что вы думаете по этому поводу?». Предъявляя ему свои ладони на обозрение, вы сообщаете невербальным способом, что хотели бы от своего партнера открытого и честного ответа.

Если использовать полный жест скрещивания рук, окружающим станет очевидно, что вы испытываете чувство страха. Иногда мы заменяем его частичным, неполным скрещиванием, при котором одна рука помещается поперек тела, зацепившись за другую руку. Этот жест характерен для политических деятелей, телевизионных комментаторов, людей, которые находятся постоянно на виду и кто не хочет, чтобы их зрители заметили их неуверенность или нервозность. Для проделывания этого жеста рука движется поперек тела по направлению к другой руке, но вместо того, чтобы ухватиться за эту руку, она прикасается к сумочке, браслету, часам, запонкам или какому-либо другому предмету. И снова образуется барьер и утверждается состояние безопасности. Мужчины, как правило, поправляют запонки или ремешок часов, проверяют содержимое своего портмоне, играют пуговицей на манжете и т.д. У женщин труднее заметить этот замаскированный жест, потому что, когда они не уверенны в себе, могут держаться за сумочку или кошелек. Одним из распространенных вариантов этого жеста может быть использование обеих рук для того, чтобы держать бокал с вином, цветы, перчатки и.т.д.

2.2 Жесты «рука – рука»
Протягивание руки самому себе является в большинстве случаев бессознательным подражанием прикосновения со стороны других людей. Если мы касаемся своего собственного тела, то это всегда придает нам своеобразное чувство уверенности и защищенности. В напряженных ситуациях мы склонны, так сказать, протягивать руку самому себе, складывая кисти рук, сцепляя их между собой или обхватывая одной другую.
«Заламывая руки» - это выражение передает отчаянную и совершаемую именно с заламыванием рук попытку найти то или иное решение. Когда кисти рук как бы играют друг с другом, то причиной такого поведения могут быть нервозность, возбуждение, скованность или замешательство и смущение.
Если такие жесты используют как позу, то тогда они являются доказательством дефицита вежливости. Когда движения совершаются почти без напряжения, ритмично, то в таком случае можно говорить о превосходстве и всего лишь о невнимании.
Потирание рук может совершаться от внутреннего напряжения, или для расслабления мускулов,

или как осязательная функция. Жест потирания рук от радости происходит от «протягивания руки самому себе» и «поздравления самого себя».

2.3 Жесты «рука – лицо»
Ладони наших рук превосходно приспособлены и для того, чтобы прикрывать лицо. Во многих жестах «рука – лицо» присутствует желание что-нибудь скрыть.

Если кто-то смеется «в ладошку», это значит, что он не хочет, чтобы смех заметили. Лицо закрывают при чувстве смущения, либо стыда или же когда хотят демонстрировать свою реакцию, либо нужно защититься.
Количество жестов «рука – лицо» заметно возрастает, когда кто-нибудь лжет или пытается солгать. Наиболее часто встречавшимися у «лжецов» движениями являются следующие: прикрытие рта, касание носа, потирание щеки, касание или поглаживание волос на голове, потягивание за мочку уха, потирание или почесывание бровей, сжимание губ. Символически эти движения означают либо самонаказание, либо успокаивание, либо маскировку.
Рука - ухо. Целевые жесты, выполняемые за счет прикладывания одной или обеих рук к ушам, служат для увеличения ушных раковин и должны как бы помочь уловить побольше акустических сигналов. Полную противоположность этому представляет тот случай, когда кто-нибудь прижимает свои руки к ушам, чтобы скрыться от шума. Символически зажатие ушей может также означать стремление перебить возражающего вам человека, как бы говоря: «Я совсем не хочу слушать то, что ты говоришь».
Рука - нос. В большинстве случаев прикосновение к носу представляет собой знак проявления смущения, застигнутости врасплох или боязни оказаться застигнутым врасплох. Примечательно, что касания носа и ложь или попытка солгать очень часто происходят одновременно. Касание носа происходит преимущественно в стрессовых ситуациях, т.е. когда мысли не соответствуют внешне сохраняемому спокойствию.
Рука - рот. Жест «рука – рот» свидетельствует, как правило, о тенденции к сдержанности. Бессознательно хотят что-то «замять» или скрыть то или иное выражение лица. Наряду с этими позами замкнутости прикосновение к губам может также являться символом поисков нежности. Это особо подчеркивается тем, что костяшки пальцев или сами пальцы прикасаются к губам.
Пальцы, засунутые в рот. Если взрослый засовывает палец в рот или прикладывает его к уголку рта (усеченный вариант данного жеста), то тогда мы как бы возвращаемся в раннее детство. Предположительно с этим же значением мы имеем дело и в тех случаях, когда в рот берут шариковые ручки, карандаши, дужки очков и другие схожие предметы. Если такое поведение наблюдается довольно часто, это значит, что еще не произошло окончательного разграничения функций органов чувств.
Подобное предположение не следует делать лишь в том случае, если наблюдаются дополнительные симптомы концентрации внимания. Так выражаются, например, неожиданность, замешательство, удивление, несообразительность, наивность, растерянность. Тот, кто ведет себя таким образом, рассчитывает, что ситуация прояснится сама собой.
Если вытянутый указательный палец кладется на краешек губы, то тогда на подмогу бессознательно призывается осязание и/или чувство вкуса. Этот намек дает понять: ищу помощи, испытываю неуверенность и беспомощность.

Жест «поглаживание подбородка» означает, что человек пытается принять решение. Менеджер поступит неразумно, если прервет покупателя в момент, когда он начинает поглаживать подбородок в ответ на просьбу сообщить свое решение. Его лучшей линией поведения будет внимательное наблюдение за последующими жестами покупателя. Следующие сигналы укажут на то, будет ли решение положительным или отрицательным. Моментально следует еще раз перечислить все достоинства сделки до того, как покупатель выразил на словах свой отрицательный ответ, и это может спасти переговоры.
Рука - глаза. Поднести руки к глазам (к лицу), значит выразить отвращение, боль, но в то же время и примитивность. Потирание глаз (или ушей) выражает неловкость, досаду или легкую робость.
Рука - лоб. Если кисть руки сбоку прикасается ко лбу, то таким образом должно быть обеспечено отгораживание (экранирование) от нежелательных раздражителей. Этот жест используется для выражения концентрации. Вытянутый указательный палец, касающийся виска, служит знаком того, что «ты спятил» или «у тебя гайки разболтались». В первом случае кончик указательного пальца слегка постукивает по виску, а во втором - указательный палец совершает круговые движения. В обоих случаях мы имеем дело с оскорбительным жестом.
Поглаживание лба рукой означает, что должны быть «изгнаны» тягостные мысли или представления. Это как бы протирающее движение служит одновременно для разглаживания морщин.

2.4 Пальцы

Пальцы служат в основном для выделения жестов. Собственно свое значение жест приобретает только после принятия пальцами того или иного положения. Но существуют и чисто пальцевые жесты, когда кроме пальцев больше ничто не задействовано и положение кисти не имеет никакого значения. Так, например, знак «V» (два растопыренных пальца), обозначает «victory»(«победа»), а знак с поднятым вверх большим пальцем означаем «о'кей», все в порядке.
Еще один вариант использования пальцев мы наблюдаем на примере тайных или символических языков, в частности в языке глухонемых.

Большой палец. Этот палец известен как палец «давления». Как символ власти и силы большой палец становится важнейшим признаком демонстрации превосходства того или иного человека. Большой палец, свободно лежащий в состоянии покоя, свидетельствует об отсутствии какого бы то ни было сигнала. Большой палец, зажатый ладонью, говорит о том, что особая активность в данный момент либо подавляется, либо не должна проявляться.
Указательный палец.

Символизирует волю и инициативное действие. Именно поэтому он используется в большинстве указательных сигналов. К ним относятся: поворот корпуса, взгляд в соответствующем направлении, кивок в ту или иную сторону и указывание большим пальцем. Если мы хотим указать точно в цель, то тогда мы пользуемся указательным пальцем.
Напряженно выпрямленный указательный палец направлен в пространство: определять, указывать, привлекать внимание; прямо и косвенно в зависимости от содержания.

— знак концентрации на внутреннем;

— поднимается вертикально до середины лица: всеобщий знак «Внимание!», побуждение внимательности и напряженности.

Он обладает как бы двойственным воздействием. Его основное значение - оружие, а дополнительное - удлинение поднятой руки, т.е. в одном и том же месте сочетаются угроза и увеличение в размерах.
Если кто-нибудь подзывает нас, помахивая указательным пальцем, то тогда мы сталкиваемся с таким его значением, используемым в приказной форме, как «палец – указка». Если указательный палец поднять вверх и покачать из стороны в сторону, то в такой позиции он заменяет голову, которой покачивают при отрицании, т.е. он как бы отмахивается от того или иного действия.
Использование нескольких пальцев. Например, соприкосновением большого пальца и указательного при оттопыренном мизинце как бы устанавливается контакт с осязанием и выражается что-то небольшое, изящное и ценное. Такие жесты мы можем наблюдать у гурманов или сибаритов.
Кончики пальцев нежно ощупывают что-либо - впечатлительность чувств, осторожность.

Глава 3. жесты ног и ступней.


Только тот, кто находится в согласии с самим собой, может спокойно и твердо стоять на ногах, особенно на пятках! Замечательно, что все культурные языки имеют множество подобных поговорок для описания склада характера прямо и непосредственно из типа стойки человека.

3.1 Ноги и ступни в положении стоя


Стоя на обоих ногах (ноги не больше чем на две ширины ладони друг от друга), с равномерно распределенным весом тела, твердой и одновременно гибкой стойкой при хорошей компенсированности напряжения: сильный, уравновешенный, спокойный, но живой, твердый, могущий примениться к обстоятельствам, устойчивый — резкая противоположность «дрожащему от страха»: «самостоятельность», «стойкость», внутренняя свобода, благоразумие. В широком смысле здесь подходят и старые поговорки с двойным значением: «стоять на своих ногах», «поставить на своем», «обстоятельный человек», (или плохо) обстоят дела.

Снова довольно твердая стойка, вес тела — на одной ноге, другая лишь в качестве подпорки, нечастая смена поз, вместе с некоторой расслабленностью: бдительность, подвижность, живые реакции, гибкость, приспособляемость, непринужденность; но уже и определенная подспудная нехватка устойчивости, которая становится заметной при более сильных нагрузках.

Изменчивая стойка при недостатке напряжения, частая смена основной опорной ноги и позиции ступней: нет твердёй точки опоры, («легко опрокинуть»), недостаток твердости и дисциплинированности, воли к самоутверждению и преодолению, слабость побуждений, мягкость, стремление к удобству, ненадежный, боязливый, внушаемый, детски-наивный с соответствующими симптомами.

Часто такими бывают политики, из уст которых выходят громкие слова об их самостоятельности и твердой точке зрения, при этом «переступая» с одной ноги на другую и выдавая через язык тела знающим людям свою истинную слабость!

Покачивание, приподнимание на носки: постоянно резкое поднимание корпуса — или подготовка активного движения вперед в смысле готовности к борьбе или агрессивной установки, или (вероятно, еще чаще) заносчивость. В любом случае здесь не хватает настоящей «устойчивости». Действительно уравновешенный, стабильный человек, уверенный в себе, никогда так не делает. Понаблюдайте за некоторыми политиками и прочими ораторами!

Стойка, широко расставив ноги: потребность в самоутверждении, чрезмерная потребность в высокой самооценке, часто как сверхкомпенсация чувства неполноценности и угрожаемости.

Заметно повернутые наружу носки ног: «чванливая походка», «выступает павлином», при прочих признаках — самомнение, самодовольство, самоуверенность, тщеславие. Часто при этом выпячивание живота и отклонение назад верхней части тела: ходьба в развалку. Причиной в этом случае может быть и абсолютная наивность.

Носки ног, загнутые вовнутрь, к себе: действия всегда примитивны, известная внутренняя слабость, относительный недостаток напряжения, встает вопрос об истинности уверенности в себе. Но именно здесь предостерегаем от поспешных суждений!

3. 2 Ноги и различные способы посадки


Закрытая посадка (ноги и ступни сомкнуты): боязливость по типу беззащитного подданного или прилежного ученика — боязнь контактов, восприимчивость и педантичная корректность из-за недостатка внутренней уверенности в себе.

Беззаботно-открытая посадка (ноги, или, по крайней мере, бедра, широко расставлены): крайняя беззаботность или (и) стремление к уюту, недостаток дисциплины, леность, невоспитанность, равнодушно-примитивная бесцеремонность.

Ноги, положенные одна на другую. Устроиться поудобнее, нравится это кому-то или нет, в том числе и при вышестоящих лицах. Сильная естественная самоуверенность, нет чувства подчиненности. В общем, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите. Часто также в виде (сверх) компенсации, чтобы побороть бессознательное или чувство неполноценности, обрести снова внутреннюю уверенность, затем — признак известной зажатости, во всяком случае — некоторый симптом напряжения.

Ступни зацепляются за ножки стула или поза: одна нога на другой, верхняя зацепляется за нижнюю — то же, что и в предыдущем случае, только в усиленной форме, то есть либо располагается с полным удобством, либо интенсивны бессознательные старания обрести внутреннюю уверенность.

Широкая удобная посадка, на всю поверхность сиденья, в равной степени широко, тяжело, удобно, с расслабленной мускулатурой, максимально удобной позицией ног и ступней (чтобы встать, нужно будет сначала изменить их положение), удобно откинувшись на спинку: «устроиться поудобнее»; часто ноги вяло лежат одна на другой: основное позитивное настроение, внутренний покой, доверительная установка, известная защищенность. Наивность, бесхитростность в фальшиво-доверительной установке. Пассивность. В основе может быть внутренняя слабость из-за истощения. — Несколько поверхностное безразличие и беззаботность, считающее, что игры с риском и опасностями закончены.

Посадка на кончике стула, с выпрямленной спиной и полной обращенностью к партнеру: высокая степень заинтересованности в предмете, существующая на основе сильной концентрации в течение долгого времени и воли к активным действиям, он весь «здесь», в постоянной духовной работе. Чаще наблюдается во время переговоров, когда речь идет об остроактуальных или горячих процессах, при активном руководителе переговоров или концентрации на партнере, который находится в таком же состоянии.

Посадка при постоянной готовности вскочить или лишь на короткое время — при средней или сильной напряженности во всем теле, верхняя часть тела прямая или немного наклонена (нет удобного отклонения назад), позиция ног и ступней такова, чтобы было возможно немедленно встать (нет расслабленного вытягивания ног вперед или забрасывания ноги на ногу), например, одна ступня под сидением стоит полностью, другая позади нее на носке — чтобы можно было моментально подняться, В выраженной форме обе руки (или, по крайней мере, одна) остаются на подлокотнике (модно часто наблюдать в общественном транспорте перед остановкой) - вероятно, чувство неудобства и неуверенности, «готовность № 1», чувство угрозы, с которой хочется разделаться сейчас же, активная борьба в решительном самоутверждении, бегство или даже контратака при соответствующей активности. Эта поза типична для неуверенно боязливых натур (скорее пассивные реакции) или злобно-недоверчивых (скорее активность).

Подобно защитным барьерам, сформированным с помощью рук, перекрещивание ног является признаком негативного или оборонительного отношения человека. Осторожно нужно подходить к интерпретации этого жеста у женщин, поскольку в детстве их учили так сидеть, потому что так «сидели леди».

«Существует две основные позы со скрещенными ногами в сидячем положении – стандартное (классическое) заложение ноги на ногу и поза, когда закинутая нога напоминает цифру «4».

Европейский способ закидывания ноги на ногу. Одна нога аккуратно лежит на другой – это нормальное положение скрещенных ног, используемое европейцами, и может использоваться для выражения взволнованного состояния, сдержанной или защитной позиции. Эта поза очень популярна у женщин во всем мире, особенно если они хотят выразить свое недовольство мужем или другом. Предупреждение: люди могут использовать этот жест во время лекций, долгого сидения на неудобных стульях или в холодную погоду.

Закидывание ноги на ногу с образованием угла. Этот способ закидывания ноги на ногу свидетельствует о том, что здесь присутствует дух соперничества и противоречия. Для менеджера было бы глупо заканчивать переговоры, если собеседник принял такую позу. Ему следует откровенно обратиться к собеседнику: «Я вижу, у вас есть какие-то идеи по этому поводу. Мне было бы интересно узнать ваше мнение». Это дает собеседнику возможность выразить свое мнение.

Практика общения с людьми во время бизнес-переговоров показала, что когда ваш собеседник прижимает свои лодыжки, это равнозначно его «закусыванию губы». С помощью этого жеста сдерживается негативное отношение, неприятные эмоции, страх или взволнованность. Фиксирование ступни одной голени на голени другой. Этот жест используется исключительно только женщинами. Ступня одной ноги обвивается вокруг другой, чтобы усилить оборонную позицию. Когда появляется этот жест, можно быть уверенным, что женщина внутренне сжалась и ушла в себя. Требуется нежный дружеский и теплый подход, если необходимо раскрыть этот «зажим».

Так становится более понятным, что жесты играют значительную роль в повседневной жизни. Умение понимать популярные жесты позволит лучше разбираться в людях.

Практическая часть: эффекты невербальных жестов рук и ног в деловой коммуникации


За жестами рук и ног в деловой коммуникации можно проследить на телевидении. Например: 22 канал «РБК», передача «В Фокусе». В беседе участвуют Игорь Шишков генеральный продюсер компании « Спутниковое мультимедийное вещание» и Аркадий Гадиян генеральный директор НПЭ «Эра». Тема обсуждений: платный кантент.

Игорь Шишков вполне уверенно отвечает на заданные ему вопросы. Во время ответа он сцепляет «руки в замок», локти на столе, иногда разжимает «замок» и жестикулирует: ладони открыты или ребро ладони стучит по столу; пальцы прямые.

Во время выслушивания оппонента: руки на столе; ладошка правой руки покрывает тыльную сторону ладони левой руки, иногда меняет позу: локоть правой руки немного отведен в сторону, кисть сжата в кулак, опирается на колено; левый локоть на столе кисть также сжата в кулак.

Проследив эти жесты можно охарактеризовать этого человека как: открытого в изложения и передачи чего-либо, тверд в своей точке зрения, уверенный свободен в общении, не боится выступлений. Кулак – твердость, защищенность, оружие; ладонь – открытость; жест разрубания, разрезания, при достижении окончательной ясности или решимости, что совершенно отчетливо дается всем понять, что дальнейшее обсуждение прекращается.

Аркадий Гадиян введет себя менее твердо и уверено: слушая ответы Шишкова руки на столе, в руках вертит ручку. Отвечая, также руки на столе в руках ручка, иногда одной рукой жестикулирует или ложит ручку на стол и сопровождает речь жестами двух рук, в этом случае жесты, такие как разведение рук в стороны или постукивание ребром по столу, становятся обширными.

Об этом человеке, проанализировав его жесты рук, можно сказать, что: жест, когда рука что-то берет или делает движение в этом направлении: непосредственно телесное, материальное захватывание; часто признак жадного, слишком много думающего о материальном обладании человека. Опосредствованное, духовное захватывание: у людей с живым мышлением, но внешней заторможенностью, когда они ищут подходящее слово, или как знак усилий по наглядному, пластическому представлению.

Из-за чувства беспомощности или угрозы также хочется за что-то ухватиться, стремления к самоуважению, упрямства, сомнений, робости, но в моменты речи просматривается уверенность, и также присутствующий жест разрубания говорит о решительности, и твердости, умение убеждать.
Кроме телевидения чтобы проанализировать жесты рук и ног можно обратиться к печатным СМИ, к статьям с фотографиями. Например: журнал «Бизнес курс».



«Единая Россия» за свободу слова, но против записи на диктофон

После призыва замглавы администрации Президента РФ Владислава Суркова к «единороссам» не использовать в выборных кампаниях административный ресурс последние решили учиться работать с независимой прессой. Всероссийский медиа-форум «Единой России» собрал более 400 журналистов со всего мира. С подробностями с места событий корреспондент «БК».


Здесь мы видим такие жесты как скрещивание рук на груди, что говорит о том, что человек, с чем не согласен; второе толкование: попытка отгородиться от надвигающейся угрозы или нежелательных обстоятельств; руки шпилем вверх рук часто используется в условиях субординации и может быть изолированным жестом, обозначающим уверенную и всезнающую позицию.


Нос отбил атаку Яшечкин!

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа на прошлой неделе подтвердил запрет 000 «Евразийское водное партнерство» (ЕВП) управлять омским водоканалом. Напомним, акционеры ОАО «ОмскВодоканал» уже отказывались от услуг управляющей компании, и в мае на пост гендиректора «Водоканала» вместо Геннадия Леонова был назначен Сергей Нос. Однако не прошло и пяти месяцев, как появилась информация о возвращении г-на Леонова в «Водоканал» в прежнем качестве

Потирание подбородка говорит о том, что человек задумался, решает внутренние противоречия, анализирует услышанное, пытается принять решение.


Газета «АиФ»
Здесь мы можем проследить за позами ног. Все участники форума стоят твердо на двух ногах, немного раздвинув – это говорит о натуре сильной, уравновешенной, спокойной, но живой, твердой, могущей примениться к обстоятельствам, устойчивой.

Здесь также следует обратить внимание на положение ног сидя. Беззаботно-открытая посадка (ноги, или, по крайней мере, бедра, широко расставлены): крайняя беззаботность или (и) стремление к уюту, недостаток дисциплины, леность. невоспитанность, равнодушно-примитивная бесцеремонность.

Брошюра партии «ЛДПР».









Заключение


Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?

• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

• наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

Какую информацию получают люди в процессе невербальной коммуникации?

Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения о темпераменте человека, его эмоциональном состоянии в данной ситуации, его «Я» - образе и самооценке, его личностных свойствах и качествах, его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, поддерживает его и выходит из него), его социальном статусе, его принадлежности к определенной группе или субкультуре.

Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к другу. Она включает сведения о: желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность); характере, или типе, отношений (доминирование - зависимость, расположение - нерасположение); динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его, «выяснить отношения» и т. д.).

В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие. Она включает сведения о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т. д.).

Невербальная коммуникация — это обмен и интерпретация людьми невербальных сообщений, то есть сообщений, закодированных и передаваемых особым образом, а именно: посредством выразительных движений тела; звукового оформления речи; определенным образом организованной микросреды, окружающей человека; использования материальных предметов, имеющих символическое значение. От вербальных сообщений, невербальные отличает большая многозначность, ситуативность, синтетичность, спонтанность.

В основу выделения подструктур невербального поведения положены как характеристики невербальных средств, так и системы их отражения и восприятия: оптическая, акустическая, тактильная. Среди способов кодирования невербальной информации выделяют внешность и ее оформление, мимику, взгляды, позы, жесты, прикосновения, невербальные аспекты речи, поведение человека в окружающем его пространстве, запахи и др. Все эти виды невербальных сообщений не существуют изолированно. Они находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу. Тем не менее, каждое средство экспрессии имеет самостоятельную традицию исследования.

Например, не случайно рекомендуется внимательно следить за невербальным общением людей во время переговоров. Если, скажем, вы заметили, что глава партнерской команды потихоньку постукивает по столу пальцами, знайте: он испытывает нетерпение, какой - то дискомфорт. Вывод: необходимо немедленно приостановить переговоры, сделать перерыв.

Линия поведения в деловом общении – вещь чрезвычайно важная, поскольку, только выбрав верную линию поведения, можно достичь успеха в каком-то предприятии. Напротив, выбор неверной общей стратегии и конкретных тактик поведения всегда приводит к неуспеху и данного акта общения, и его значимых, по крайней мере, для одного из участников, последствий. Когда сам человек производит хорошее впечатление, писал один из выдающихся психологов и антропологов 20-го века Э. Гоффман, он оставляет у людей хорошее мнение о своей профессии или о намеченном им деле.

В большом числе случаев делового общения, линии поведения людей бывают жестко регламентированными и даже узаконенными. Отклонения от принятых в данной культуре вообще или в данном типе социальных ситуаций норм невербального поведения, ложные шаги, промахи, или просто досадные и глупые ошибки могут повлечь за собой суровые наказания, а именно личные и социальные санкции по отношению к данному лицу. Человека, который не умеет себя вести, могут начать избегать, его могут исключить из общества как потерявшего лицо или с ним просто, как говорят русские, могут перестать разговаривать.

При поддерживающих невербальных взаимодействиях люди демонстрируют внимание и уважение к партнеру и помогают наладить диалог. Примером поддерживающих взаимодействий являются акты приветствия и прощания.

Несоответствие жестовых знаков порождает сложности перевода их языковых обозначений с одного естественного языка на другой. Наличие жестовых словарей и грамматик, хотя бы одноязычных, вне всякого сомнения, позволило бы упорядочить и типизировать использование разнообразных переводческих приемов, среди которых назову лишь несколько наиболее частых: поиск тождественной номинации знака, привлечение изосемантичного знака, имеющего тот же или близкий круг употреблений, но иного по форме, употребление языковой номинации для жеста – переводного эквивалента, отличающегося от жеста-оригинала по форме и по смыслу, однако обладающего нужными переводчику смысловыми, культурными, идеологическими или иными коннотациями или ассоциациями, использование знака-аналога из того же семантического поля и др.

В общественных группах, которые отличаются ярко выраженной социальной стратификацией и в которых статус человека является высоко значимым параметром, коммуникативное взаимодействие людей разного социального положения в значительной мере является ритуализованным. Оно жестко подчиняется моральным и этикетным нормам, принятым в данном коллективе, что находит отражение не только как в вербальной, так и в невербальной компоненте коммуникации.

Список используемой литературы


  1. Ниренберг Д. «Как читать человека, словно книгу»; Антон Штагль «Язык тела» - Баку: Сада, 1992г.

  2. А. Я. Бродецкий «Внеречевое общение в жизни и в искусстве» - Владос: Москва, 2000г.

  3. Экман П. «Психология лжи» / пер. с англ. Н. Исуповой - СПб: Питер, 2000 г.

4. http://mx4.ru/ А. В. Морозов. «Деловая психология: курс лекций. Психология и этика делового общения»

5. www.789.ru «Невербальное поведение: к методике использования в социологическом исследовании» - Москва

6. http://www.soblaznenie.ru/ Эрлена Каракоз «Невербальное общение людей: Невербалика»

7. http://www.newhouse.ru/ Эрлена Каракоз «Не держите пальцы «веером»»

8. «Бизнес курс» №36, №37 2006г. г. Омск

9. Буклет партии «ЛДПР» 2007г.

10. «АиФ» №41 2006г.



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации