Абиль Е.А. Методологические проблемы применения естественнонаучных методов в историческом исследовании: история и синергетика - файл n1.doc

приобрести
Абиль Е.А. Методологические проблемы применения естественнонаучных методов в историческом исследовании: история и синергетика
скачать (395.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc396kb.29.05.2012 22:05скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


УДК 930.2 (303.02) На правах рукописи


АБИЛЬ ЕРКИН АМАНЖОЛУЛЫ


Методологические проблемы применения естественнонаучных методов в историческом исследовании: история и синергетика


07.00.09 – Историография, источниковедение и методы

исторического исследования


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук


Республика Казахстан

Караганда, 2009

Работа выполнена на кафедре археологии, этнологии и Отечественной истории Карагандинского государственного университета им. Е.Букетова.

Научный консультант:

доктор исторических наук, профессор Жумашев Р.М.





Официальные оппоненты:

доктор исторических наук,

профессор Рыженко В.Г.




доктор исторических наук,

профессор Кадысова Р.Ж.




доктор исторических наук,

профессор Шайхутдинов М.Е.





Ведущая организация:

Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева



Защита состоится 06.02.2009 в 16.00 на заседании Объединенного диссертационного совета ОД 14.50.12 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Карагандинском государственном университете им. Е.А.Букетова по адресу: 100028, г.Караганда, ул.Университетская, 28
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Карагандинского государственного университета им. Е.А.Букетова
Автореферат разослан «___»________2009 года

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор исторических наук, профессор Алимбаев Т.А.

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. В Казахстане последние десятилетия ознаменовались бурным ростом интереса к истории, как в обществе, так и в среде профессиональных ученых. Это объективный процесс, вызванный поиском национальной идентичности в условиях формирования суверенного государства, подъемом этнического самосознания. Сложились более чем благоприятные условия для развития исторической науки – стали доступными огромные пласты письменных источников, хранящихся за рубежом, что повлияло на количество, но не всегда на качество публикаций результатов исследований.

Конечно, же, налицо рост количества публикаций, увеличение числа профессиональных историков, имеющих ученые степени и звания, ряд работ отечественных ученых получили признание не только в стране, но и за рубежом. Вместе с тем, в определенный период времени наблюдалось резкое снижение интереса к проблемам тео­ретико-методологического характера. Вместе с тем, именно в этот период были сформулированы общие проблемы пересмотра методологических основ исторических исследований в Казахстане. Еще в 2000 году академик М.К. Козыбаев отмечал, что казахстанским историкам «необходимо дать более широкую перспективу источниковедческим исследованиям, освоить передовые технологии в клиометрических изысканиях, дать импульс более интенсивным разработкам в методологических инновациях» [1, с.17]. В связи с этим особую актуальность для исторической науки Казахстана приобретает вопрос применения ряда общена­учных методов в историческом исследовании. В частности, это относится к системному методу и синергетике, получивших в по­следние десятилетия особую популярность не только в естественнонаучном, но и гуманитарном знании.

Думается, что выход из сложившейся в сфере исторического знания кризисной ситуации может быть найден в использовании научного синтеза, применении новых приемов и методов исследования, широком использовании инструментария, апробированного в других дисциплинах. Как отметил А.Нысанбаев, «прогресс исторической, как и всякой другой, науки состоит наряду с прочим в выработке новых понятий, таких, которые позволяют более полно, более глубоко (и, следовательно, более объективно) познавать действительность» [2]. Это тем более важно, что сам системный метод не является неизменным, постоянно развиваясь и принимая новые формы - от общей теории систем до синергетики. Если само понятие системы уже давно и прочно вошло в историческую науку, то современные исследовательские парадигмы, связанные с ним, в исторических исследованиях практически не применяются.

Вместе с тем, широкое применение междисциплинарных подходов в исторической науке привело к появлению целого направления, паразитирующего на идеях междисциплинарности и пытающегося играть роль основного источника формирования исторического сознания. Представители данного направления (Н.Фоменко, А.Гуц и др.) претендуют на научность своих теорий именно на основе применения в них естественнонаучных методов, как более «точных» и «правильных» по сравнению с методами гуманитарных наук.

В исторической науке Казахстана в последние годы наблюдается тенденция ослабления роли науки в формировании исторического сознания общества, выражающаяся в широком распространении и популяризации псевдонауки. Недооценка данного явления недопустима, так как обилие подобных работ оказывает серьезное влияние на такой важный процесс, как формирование общественного сознания и национальной идентичности казахстанского общества, т.е. в конечном счете, оказывает влияние на состояние национальной безопасности Казахстана.

Объективная критика псевдонаучных пуб­ликаций со стороны научного сообщества - одна из наиболее актуальных и значимых задач на современном этапе. Причем, вместе с обоснованной критикой необходимо понимание сущности и причин распространения псевдонаучных знаний, а также феномена их живучести и негативного воздействия на широкую общественность в условиях полиэтнического и поликонфессионального общества.

Таким образом, научная актуальность данного исследования, на наш взгляд, заключается, в необходимости обоснования и разработки механизма и пределов научного синтеза в форме применения методов естественных наук для изучения исторических процессов на территории Казахстана и критики псевдонаучных знаний. Практическая значимость диссертации, по нашему мнению, заключается в необходимости дальнейшей разработки методологических основ исторических исследований в контексте методологического плюрализма и широкой популярности псевдоисторической литературы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации