Комплексный государственный экзамен - Документоведение и информационно-документационное обеспечение управления - файл n1.doc
приобрестиКомплексный государственный экзамен - Документоведение и информационно-документационное обеспечение управленияскачать (4145.8 kb.)
Доступные файлы (16):
n1.doc
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ Понятия «информация» и «документ» Характеристика существующих определении понятий информации и документа, имеющихся и законодательных актах, нормативных документах, государственных стандартах и других источниках. Обобщающее и частое понятие документа применительно к различным сферам общественной деятельности и научным дисциплинам. Правовой, управленческий, исторические аспекты в определении документа. Понятие «электронный документ». Генезис и развитие понятия "документ».
Основные требования, предъявляемые к информации. Связь информации и документа. Роль информации в социальных и экономических процессах. Информация как основа принятия управленческого решения. Роль информации в автоматизированных системах.
Характеристика документа как системного объекта. Единство составляющих его элементов. Изучение структуры документа для выявления его элементов и связей между ними.
Основные свойства документа: атрибутивность, функциональность, структурность.
Признаки документа: наличие смыслового семантического содержания: стабильная вещественная форма: предназначенность для использования в социальной коммуникации: завершенное и, сообщения.
Методы и способы документирования Понятие «документирование».
Зависимость способов документирования от развития науки и техники. Документирование на естественном и искусственном языках.
Звуковая речь, ее возможности и недостатки в закреплении и передаче информации. Предметный и знаковый способы передачи сообщений.
Текстовое документирование. Развитие графики русского письма. Стенография.
Кодирование информации как специально выработанная система приемов (правил) фиксирования информации. Код, язык, знак как основные способы передачи информации. Естественные и искусственные языки. Классификация знаков (языковые, неязыковые, знаки письма). Знаки-изображения (знаки-пикчеры, эмблемные и вещественные).
Знаки письма (пиктографическое, идеографическое, иероглифическое письмо; логограммы).
Документ как знаковая система. Особенности формы знаков, способы нанесения знаков, способы восприятия знаков.
Способы и средства записи информации. Рукопись и машинопись. Механическая, фотографическая, магнитная и оптическая запись.
Фотодокументирование. Значение фотографии как способа фиксации информации. Применение фотодокумента.
Кинодокументирование. Виды кинодокументов. Видеозапись,
Фонодокументирование. Его особенности, области применения.
Электронный документ. Законодательство РФ об электронной цифровой подписи.
Наиболее распространенные способы документирования и материальные носители информации в управленческой деятельности. Преимущества и недостатки конкретного способа документирования и материального носителя.
Функции и категории документов Характеристика общих функций документа информационная, коммуникативная, социальная.
Специальные функции - управленческая, учетная, правовая, общекультурная, историческая (мемориальная) и другие.
Полифункциональность документа.
Систематизация документов по различным классификационным признакам. Основные критерии деления управленческих документов на категории.
Личные и служебные документы. Классификация служебных документов. Отнесение одних и тex же наименовании видов документов к личным и служебным.
Классификация документов: по месту составления: ПО сложности содержания; по форме; в зависимости от стадии создания: по срокам исполнения; по юридической силе; по срокам хранения.
Стандартизация и унификация документов Государственная разработка единых требований к документируемой информации. Унификация и стандартизация как деятельность по совершенствованию формы и содержания документа.
Национальная и международная стандартизация документов. Характеристика современного состояния унификации и стандартизации документов. Характеристика основных государственных стандартов, устанавливающих требования к оформлению управленческих документов, их сопоставимость со стандартами Международной организации по стандартизации (ИСО).
Понятие «система документации». Признаки системы документации. Государственная система документации. Ведомственная система документации. Системы документации, используемые при документировании таможенной, налоговой, страховой, аудиторской и других видов управленческой деятельности. Система документации учреждения.
Понятие «унифицированная система документации». Уровни унификации. Характеристика унифицированных систем документации, входящих в Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД).
Табель унифицированных форм документов. Альбом унифицированных форм документов.
Формуляр современного управленческого документа. Государственная разработка единых требований к документируемой информации. Понятия «реквизит документа», «формуляр-образец», «формуляр документа», «бланк документа».
Состав обязательных реквизитов управленческих документов, их назначение.
Виды бланков и состав реквизитов. Требования к проектированию бланков.
Автор документа. Автор индивидуальный или коллективный. Порядок обозначения наименования организации - автора документа. Справочные данные об авторе, их состав, размещение на бланке. Авторы личных документов.
Вид документа, его развитие. Виды документов, определяемые законодательными и нормативными актами. Связь видов документов и функций управления. Указание вида документа, его место и назначение в формуляре документа. Зависимость формы документа от его вида.
Дата документа. Значение датирования документа. Даты как составная часть реквизитов управленческого документа. Порядок и варианты оформления дат.
Регистрационный номер (индекс) документа. Назначение реквизита, правила индексации документов в зависимости от их видовой принадлежности, юридическая значимое п. индекса.
Правила написания адресата и место указания адресата «формуляре документа.
Текст документа. Понятие «заголовок документа». Приложения к тексту и порядок их оформления.
Состав удостоверения документов. Подписание - подтверждение достоверности информации документа. Правила подписи документов различных категорий. Электронная подпись. Печати и их назначение. Виды печатей. Законодательство об изготовлении и пользовании печатями. Порядок проставления печати на документах.
Утверждение документов. Способы утверждения.
Согласование документа. Организация согласования в аппарате управления. Значение согласования в документировании управленческой деятельности. Порядок и вилы согласования.
Отметки на документах. Их роль в прохождении и исполнении документа, место в формуляре документа. Особое назначение резолюции. Требование к ее содержанию и оформлению.
Язык и стиль служебных документов Текст документа как основная форма коммуникации в управленческих процессах.
Ледовой стиль. Подстили. Деловая лексика.
Структура текста. Сплошной связанный текст. Деление текста на разделы. Документы простые и сложные. Общие требования к тексту документа: краткость, четкость, ясность изложения.
Логическая структура текста. Аспект содержания. Одноаспектный и многоаспектный документ.
Характеристика структуры текста организационных документов (устав, положение, инструкция, правила). Требования к форме изложения текстов распорядительных документов (приказ, распоряжение, решение, постановление). Структура текста информационно-справочных документов (акты, справки, письма, докладные и объяснительные записки). Особенности оформления текста протокола.
Особенности синтаксиса официального письма. Особые служебные слова и специфические фразеологические обороты. Условия выбора слов при составлении документа. Использование синонимов. Термины и профессионализмы. Лексика. Нейтральность лексики. Словообразование. Тавтологические словосочетания. Аббревиатура. Канцеляризмы.
Унификация языка и стиля деловых документов. Основные принципы унификации текстов. Задачи унификации.
Составление и редактирование текста управленческих документов.
Составление и оформление личных документов Значение личных документов. Правила составления и оформления личных документов. Применяемые способы документирования. Понятие «автор» в личных документах. Формуляры конкретных видов документов. Различия в оформлении личных документов в зависимости от применяемого способа документирования. Способы унификации, используемые при составлении и оформлении личных документов.
Использование аналогичных наименований видов для оформления служебных документов. Особенности их содержания и оформления.
Составление и оформление организационно-нормативных документов Место организационно-нормативных документов в системе документации организации. Основные виды и разновидности организационно-нормативных документов. Иерархия организационно-нормативных документов.
Порядок разработки, оформления, согласования, подписания (утверждения) организационно-нормативных документов. Общие признаки и отличия в формулярах.
Структура текстов организационно-нормативных документов и правила их оформления.
Порядок введения в действие и срок действия организационно-нормативных документе. Процедура внесения дополнений и изменений в организационно-нормативные документы. Оформление дополнений и изменений.
Составление и оформление распорядительных документов Значение распорядительных документов в управлении. Виды и разновидности распорядительных документов, их дифференциация.
Порядок разработки, оформления, согласования и принятия распорядительных документов, издаваемых по принципу единоначалия. Порядок разработки, оформления распорядительных документов, принимаемых коллегиальным органом.
Требования к структуре и содержанию текстов распорядительных документов.
Дата распорядительных документов. Особенности регистрации распорядительных документов.
Составление и оформление акта, протокола, договора Определение акта, протокола, договора как видов документов. Их место в системе документации организации.
Разновидности акта. Порядок составления и оформления акта.
Разновидности протокола. Порядок составления и оформления протокола в соответствии с его разновидностью.
Особенности оформления договора. Унификация внешней формы договора.
Составление и оформление информационно-справочных документов Место информационно-справочных документов в системе документации организации и их значение. Виды информационно-справочных документов. Используемые технические средства.
Правила составления и оформления внутренних и внешних информационно-справочных документов. Требования к текстам информационно-справочных документов.
Служебное письмо как наиболее распространенный вид информационно-справочных документов, Категории и разновидности служебных писем. Оформление служебного письма. Структура текста служебного письма.
ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ