Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. (ред.) Управление персоналом - файл n109.htm

приобрести
Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. (ред.) Управление персоналом
скачать (1441.1 kb.)
Доступные файлы (108):
n1.db
n2.xml
n4.png2kb.12.03.2004 21:33скачать
n5.gif1kb.12.03.2004 21:33скачать
n6.png2kb.12.03.2004 21:33скачать
n7.gif1kb.12.03.2004 21:33скачать
n8.png13kb.12.03.2004 21:33скачать
n9.gif8kb.12.03.2004 21:33скачать
n10.png3kb.12.03.2004 21:33скачать
n11.gif2kb.12.03.2004 21:33скачать
n12.png19kb.12.03.2004 21:33скачать
n13.gif16kb.12.03.2004 21:33скачать
n14.png15kb.12.03.2004 21:33скачать
n15.gif13kb.12.03.2004 21:33скачать
n16.png5kb.12.03.2004 21:33скачать
n17.gif4kb.12.03.2004 21:33скачать
n18.png5kb.12.03.2004 21:33скачать
n19.gif4kb.12.03.2004 21:33скачать
n20.png5kb.12.03.2004 21:33скачать
n21.gif3kb.12.03.2004 21:33скачать
n22.png21kb.12.03.2004 21:33скачать
n23.gif16kb.12.03.2004 21:33скачать
n24.png17kb.12.03.2004 21:33скачать
n25.gif15kb.12.03.2004 21:33скачать
n26.png13kb.12.03.2004 21:33скачать
n27.gif12kb.12.03.2004 21:33скачать
n28.png4kb.12.03.2004 21:33скачать
n29.gif3kb.12.03.2004 21:33скачать
n30.png41kb.12.03.2004 21:33скачать
n31.gif36kb.12.03.2004 21:33скачать
n32.png1kb.12.03.2004 21:33скачать
n33.gif1kb.12.03.2004 21:33скачать
n34.png10kb.12.03.2004 21:33скачать
n35.gif10kb.12.03.2004 21:33скачать
n36.png30kb.12.03.2004 21:33скачать
n37.gif28kb.12.03.2004 21:33скачать
n38.png23kb.12.03.2004 21:33скачать
n39.gif22kb.12.03.2004 21:33скачать
n40.png2kb.12.03.2004 21:33скачать
n41.gif1kb.12.03.2004 21:33скачать
n42.png19kb.12.03.2004 21:33скачать
n43.gif17kb.12.03.2004 21:33скачать
n44.png11kb.12.03.2004 21:33скачать
n45.gif9kb.12.03.2004 21:33скачать
n46.png13kb.12.03.2004 21:33скачать
n47.gif9kb.12.03.2004 21:33скачать
n48.png11kb.12.03.2004 21:33скачать
n49.gif8kb.12.03.2004 21:33скачать
n50.png16kb.12.03.2004 21:33скачать
n51.gif14kb.12.03.2004 21:33скачать
n52.png28kb.12.03.2004 21:33скачать
n53.gif24kb.12.03.2004 21:33скачать
n54.png13kb.12.03.2004 21:33скачать
n55.gif13kb.12.03.2004 21:33скачать
n56.png16kb.12.03.2004 21:33скачать
n57.gif14kb.12.03.2004 21:33скачать
n58.png1kb.12.03.2004 21:33скачать
n59.gif1kb.12.03.2004 21:33скачать
n60.png15kb.12.03.2004 21:33скачать
n61.gif13kb.12.03.2004 21:33скачать
n62.png20kb.12.03.2004 21:33скачать
n63.gif16kb.12.03.2004 21:33скачать
n64.png15kb.12.03.2004 21:33скачать
n65.gif8kb.12.03.2004 21:33скачать
n66.png5kb.12.03.2004 21:33скачать
n67.gif4kb.12.03.2004 21:33скачать
n68.png26kb.12.03.2004 21:33скачать
n69.gif20kb.12.03.2004 21:33скачать
n70.png6kb.12.03.2004 21:33скачать
n71.gif6kb.12.03.2004 21:33скачать
n72.png3kb.12.03.2004 21:33скачать
n73.gif3kb.12.03.2004 21:33скачать
n74.png6kb.12.03.2004 21:33скачать
n75.gif6kb.12.03.2004 21:33скачать
n76.png1kb.12.03.2004 21:33скачать
n77.gif1kb.12.03.2004 21:33скачать
n78.png12kb.12.03.2004 21:33скачать
n79.gif11kb.12.03.2004 21:33скачать
n80.png6kb.12.03.2004 21:33скачать
n81.gif4kb.12.03.2004 21:33скачать
n82.png18kb.12.03.2004 21:33скачать
n83.gif14kb.12.03.2004 21:33скачать
n84.png2kb.12.03.2004 21:33скачать
n85.gif2kb.12.03.2004 21:33скачать
n86.png16kb.12.03.2004 21:33скачать
n87.gif11kb.12.03.2004 21:33скачать
n88.png15kb.12.03.2004 21:33скачать
n89.gif9kb.12.03.2004 21:33скачать
n90.png23kb.12.03.2004 21:33скачать
n91.gif16kb.12.03.2004 21:33скачать
n92.png2kb.12.03.2004 21:33скачать
n93.gif1kb.12.03.2004 21:33скачать
n94.wmz
n95.gif1kb.12.03.2004 21:33скачать
n96.gif1kb.12.03.2004 21:33скачать
n97.wmz
n98.gif1kb.12.03.2004 21:33скачать
n99.wmz
n100.gif1kb.12.03.2004 21:33скачать
n101.gif1kb.12.03.2004 21:33скачать
n102.wmz
n103.gif1kb.12.03.2004 21:33скачать
n104.wmz
n105.gif1kb.12.03.2004 21:33скачать
n106.png3kb.12.03.2004 21:33скачать
n107.gif2kb.12.03.2004 21:33скачать
n108.mso
n109.htm1515kb.11.06.2006 23:36скачать

n109.htm

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Управление персоналом

Мы сошлись здесь, дабы обсудить наши планы, наши способы и средства, наши умыслы и уловки. Очень скоро, еще до рас­света, мы тронемся в долгий путь, в путе­шествие, из которого некоторые из нас, а возможно, даже все, кроме, разумеется, нашего друга и советчика, хитроумного ча­родея Гэндальфа, могут не вернуться назад. Настал торжественный миг. Наша цель, как я полагаю, известна всем нам. Но ува­жаемому мистеру Бэггинсу, а может быть, и кому-нибудь из младших гномов (я думаю, что не ошибусь, если назову Кили и Фили) ситуация в настоящий момент может представляться требующей некоторых разъ­яснений.

Дж. Р. Р. Толкиен. Хоббит

MANAGING STAFF

Edited by

T.J. Bazarov, B.L. Eremin

Textbook



Moscow

Banks & Exchanges Publishers

Book-Publishing Association UNITY

1998

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Под редакцией

Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений



Москва

"Банки и биржи"

Издательское объединение "ЮНИТИ"

1998

 

ББК 65.290-64я73

У67

Коллектив авторов:

Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров, Б.JI. Еремин, П.В. Малиновский, Н.М. Малиновская

Рецензенты:

кафедра управления персоналом Института государственного управления и социальных исследований МГУ им. М.В. Ломоносова и профессор, действительный член РАО Е.А. Климов

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 423 с.

ISBN 5-85173-081-1

На основе отечественного и зарубежного опыта предлагаются эффек­тивные подходы к работе с персоналом в современных условиях (команд­ный менеджмент, контрактация ответственности, антикризисное управ­ление). Рассматриваются основы организации управления, концепции управления персоналом, стратегии управления персоналом, технологии и методы управления персоналом. Проблемы управления персоналом рассматриваются с учетом специфики организационной культуры, фаз жизни организации.

Для студентов вузов, слушателей институтов и курсов повышения квалификации, работников служб управления персоналом, руководителей предприятий и организаций.

ББК 65.290-64я73

ISBN 5-85173-081-1

© Коллектив авторов, 1998

© ЮИИТИ, 1998

От авторов

Осуществление радикальных социально-экономических и политических реформ, как правило, связано с определенной дегуманизацией отношений между людьми, включенными в различные системы управления. Ситуация в России — не исключение. Тем не менее преодоление возникающих на этом этапе кризисов невозможно без отказа от игнорирования проблем отноше­ния с персоналом, от желания манипулировать кадрами. И все более управ­ление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни орга­низации, способной многократно повысить ее эффективность, а само поня­тие "управление персоналом" рассматривается в достаточно широком диапазо­не: от экономико-статистического до философско-психологического.

В основе подхода авторского коллектива — представление сферы управле­ния персоналом как особого "человеческого измерения" организации. В значи­тельной степени такой угол зрения определялся профессиональным базисом членов авторского коллектива — в основе своей гуманитарным. Но не только этим.

Практика консультирования российских организаций за последние пять лет свидетельствует о серьезном стратегическом повороте управленческих подходов большинства успешных фирм в сторону усиления внимания к человеческой, прежде всего профессионально-культурной составляющей своей деятельности. А это требует комплексного рассмотрения сферы управления персоналом. При этом важнейшим аспектом анализа становится представление о целостном орга­низационно-управленческом контексте функционирования и развития организа­ции.

Как известно, на протяжении последних ста лет место управления пер­соналом в системе менеджмента многократно изменялось. Наряду с этим пересматривались взгляды, подходы и теоретические базисы ученых и прак­тиков, работавших в этой сфере. Совершенствование производственных, информационных и управленческих технологий, а также глобальная пере­оценка индивидуальных и общечеловеческих ценностей позволили наиболее близко подойти к решению центральной проблемы человечества: преодоле­нию противоречия между человеком и организацией. Сегодня лишь ленивый еще не понял, что сила его организации прежде всего в человеческом капи­тале.

Одного осознания возможности решения проблемы недостаточно, чтобы она была решена на самом деле. Необходимо еще и знание о том, как это сделать, умелое и уместное использование соответствующих технологий и методов управления персоналом. И если умелость подразумевает практиче­ское овладение соответствующими навыками, то под уместностью авторы понимают адекватность используемого метода ситуации в организации. В этом смысле известные на сегодня методы, технологии и процедуры управ­ления персоналом могут быть объединены в три подгруппы: методы формирования кадрового состава, методы поддержания работоспособности персо­нала, методы оптимизации кадрового потенциала и реорганизации.

Психологический и конфликтологический подходы к рассмотрению тех­нологий работы с персоналом позволили авторам представить их как систе­му, обеспечивающую постоянный ресурс развития организации во всех фа­зах ее жизненного цикла.

Поскольку учебник адресован также студентам российских вузов, спе­циализирующимся в области менеджмента, в текст разделов включены прак­тикумы, построенные на наиболее типичных ситуациях, встречающихся в деятельности по управлению персоналом.

Авторы в большом долгу перед студентами факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, факультета экономики и управления Института мо­лодежи и слушателями курсов "Управление персоналом" ИПК Госслужбы, которые в течение пяти лет были первыми критиками позиции, лежащей в основе предлагаемого учебника.

Особую признательность за существенную поддержку авторы выражают академикам Г. М. Андреевой, Е. А. Климову и А. И. Донцову, а также профес­сорам X. А. Бекову, В. П. Пугачеву и Т. С. Сулимовой, многие замечания ко­торых были учтены, а предложения развиты или использованы.

Авторы выражают глубокую благодарность и уважение всем, кто подвиг­нул их на создание этого учебника, кто был с ними в начале этого много­трудного пути, чьи работы и исследования использованы в тексте. Особо хочется поблагодарить А. К. Ерофеева, Ю. М. Жукова, В. А. Каращана, И. К. Макарову, А. А. Ушакова, П. Г. Щедровицкого.

Авторы учебника:

Аксенова Елена Анатольевна (ИПК Российской академии госслужбы при Президенте РФ)

Базаров Тахир Юсупович (МГУ им. М. В. Ломоносова)

Еремин Борис Львович (Институт молодежи)

Малиновский Павел Владимирович (ИНИОН РАН)

Малиновская Нина Михайловна (МЭИ)

I. Основы организации и управления персоналом

В этом сказался весь Гаррис, — он так охотно берет на себя всю тяжесть рабо­ты и перекладывает ее на плечи других.

Джером К. Джером. Трое в лодке

Глава 1. Управление персоналом в системе современного менеджмента

Если вы хотите, чтобы команда выиграла прыжки в высоту, найдите одного человека, который может прыгнуть на семь футов, а не семь человек, прыгаю­щих каждый на один фут.

Один из законов Мэрфи    

 

Ключевые слова:

менеджер по персоналу     

системный подход

парадигмы управления персоналом  

модель кадрового менеджмента

доктрина научного управления

кадровая стратегия

модель компетентности

доктрина человеческих отношений  

доктрина "контрактация ответственности"

доктрина "командного менеджмента"  

деловая этика

этические ценности

командный менеджмент    

миссия организации

организационная культура

Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновид­ность деятельности менеджера она зародилась в конце прошлого века. Появление специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в области промышленной социологии и психологии, озна­чало подлинную революцию в традиционных формах кадровой рабо­ты. Если до этого кадровая работа была функцией линейных руково­дителей различного уровня и ранга, а также работников (и руководи­телей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распо­рядительской (администраторской) деятельностью, то возникновение управленческой (штабной) функции, связанной с обеспечением долж­ного уровня кадрового потенциала организации, существенным обра­зом расширило диапазон задач и повысило значение этого направ­ления менеджмента. Именно с появлением управления персоналом как специализированной штабной деятельности в системе современ­ного менеджмента связано становление кадрового менеджмента, ко­торый постепенно интегрирует и трансформирует сложившиеся формы кадровой работы. Важным этапом этого процесса стали асиммиляция идей системного подхода, разработка различных моделей организа­ции как системы — не только функционирующей, но и развивающейся, — на основе которых сформировался новый подход в кадровом ме­неджменте — управление человеческими ресурсами.

1.1 Парадигмы управления персоналом в XX в.

Она меж делом и досугом

Открыла тайну, как супругом

Самодержавно управлять,

И все тогда пошло на стать,...

А. С. Пушкин. Евгений Онегин

В становлении кадрового менеджмента как профессиональ­ной деятельности на протяжении XX столетия достаточно чет­ко выделяются периоды, связанные с выдвижением принципи­ально новых идей, доктрин и подходов в кадровой работе. В период между Первой и Второй мировыми войнами, апеллируя главным образом к опыту развитых стран Запада, обычно гово­рят о двух основных подходах в работе с персоналом:

• доктрине научного управления, или научной организа­ции труда;

• доктрине человеческих отношений.

Если первая доктрина акцентировала внимание на исполь­зовании методов оптимизации организационных, технических и социальных компонентов производственных систем, то вторая доктрина стремилась раскрыть значение морально-психо­логических и социально-организационных факторов в эффек­тивном функционировании персонала организаций.

Гораздо сложнее дать одномерную классификацию для под­ходов, применявшихся в работе с персоналом во второй поло­вине XX в. Появление множества школ (в том числе нацио­нальных) в области кадрового менеджмента, взаимный обмен опытом делают весьма сомнительной однозначную классифи­кацию этих подходов. Скорее, можно говорить о парадигмальной направленности происходящих "тектонических" сдвигов в доминирующих концептуальных схемах управленческого мыш­ления. Проникновение идей гуманистической психологии, об­разцы предпринимательского героизма, максимальное вовлече­ние персонала в дела фирмы, демократизация стиля организа­ционного поведения и делегирование ответственности, качест­во продукции, услуг и рабочей среды персонала, инвестирова­ние в человеческий капитал, многофункциональные рабочие и управленческие команды — таков неполный перечень ключе­вых характеристик упомянутых изменений. Их природа — в транс­формации форм организации совместной деятельности в XX в.

1.2. Эволюция форм совместной деятельности и становление кадрового менеджмента

Наша "веселая семейка " жила очень дружно. Цы­плята чувствовали себя спокойно и хорошо, когда были вместе. Но стоило только какого-нибудь из них унести от остальных, как он начинал тре­вожно пищать и бегать, стараясь отыскать сво­их братьев, и успокаивался только тогда, когда находил их.

Н. Носов. Веселая семейка

Становление форм совместной творческой деятельности связано с трансформацией исторически ей предшествующих форм организации совместной деятельности: совместно-последовательной, совместно-взаимодействующей, совместно-индивидуальной. Именно в такой последовательности в XX в., как показывает опыт менеджмента различных организаций в развитых странах, происходит развитие основополагающих форм совместной творческой деятельности. Этот процесс, если его рассматривать в рамках организационно-культурного под­хода, можно интерпретировать как фазы становления партиципативной организационной культуры, а те трансформации, кото­рые претерпевали бюрократическая, органическая и предприни­мательская культуры, последовательно генерировали парадигмы кадровой работы в менеджменте капиталистических стран.

Раскроем логику этого исторического процесса организаци­онно-культурной эволюции. Технократический подход, коре­нящийся в философии позитивизма, был перенесен (наиболее известная фигура в этом подходе — Ф. Тэйлор) в практику ор­ганизации производственных и трудовых процессов в связи с резко возросшей потребностью повышения эффективности деятельности крупномасштабных производственных систем, ориентированных на выпуск серийной массовой продукции. Работник в подобного рода человеко-машинных системах трак­товался как "винтик", и проблема оптимизации функциониро­вания таких технологий решалась на путях рационализации со­циально-производственных связей и трудовых процессов за счет использования более эффективных механизмов контроля и вознаграждения. Конечная цель рационализации — повысить уровень эксплуатации всех составных элементов (в том числе и "человеческого материала") этих систем.

Негативные социальные последствия подобного рода ра­ционализации, несмотря на достигаемый, особенно в кризис­ных ситуациях (в первую очередь, в условиях войн), рост про­изводительности труда за счет внедрения элементов его науч­ной организации, стали очевидны уже во второй половине 20-х гг. и породили серию социальных экспериментов (хоторнские исследования Э. Мэйо). Гуманизация трудовых отноше­ний, вовлечение работников в обсуждение вопросов, касаю­щихся их производственной деятельности, использование пози­тивных эффектов групповой самоорганизации — таковы важ­нейшие принципы доктрины человеческих отношений. Ее реали­зация впервые придала наемному работнику статус (хотя и не­равноправного) партнера во взаимоотношениях с менеджером и хозяином предприятия, когда необходимо было урегулировать сложнейшие социальные и трудовые вопросы. Гарантией этого стиля взаимоотношений могла стать только коллективистская солидарность трудящихся, находящая институциональное вы­ражение в деятельности профессиональных союзов.

Коллективистская по своей природе идеология профессио­нализма, свойственная массовым профессиям, к середине 50-х гг. стала тормозом на пути научно-технического прогресса, поскольку широкое внедрение технических нововведений вы­тесняло массовый малоквалифицированный труд. Стимулиро­вание индивидуального профессионального развития за счет включения механизмов личной заинтересованности и персо­нальной ответственности — такова специфика нового подхода в кадровом менеджменте, получившего распространение в разви­тых странах в 60-70-е гг. Его применение, в конечном счете, было нацелено на то, чтобы повысить предпринимательскую активность всех работников и сделать предприятие более кон­курентоспособным.

Однако ориентация на потребительскую мотивацию работни­ка, гипертрофия эгоистической морали вели к эрозии морально-психологического климата организации, снижая в целом эффек­тивность ее деятельности. Поэтому в качестве противоядия естест­венным выглядел возврат (в той или иной форме) к коллективист­ским ценностям, обеспечивающим здоровую атмосферу в органи­зациях, где работники, объединяемые во временные и постоянные рабочие группы, занимаются сложно организованной совместной деятельностью. В условиях глубокого структурного кризиса 70-х гг. созидание оптимальной, с точки зрения решения, как правило, неординарных проблем, формы организации для таких рабочих групп стало самоценной задачей. Социальное и культурное твор­чество самих работников, их непосредственное участие в самоор­ганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаим­ный контроль, взаимопомощь и взаимозаменяемость, проясненность общих ценностей и целей, определяющих поведение каж­дого члена команды, коллективная ответственность за результаты и высокую эффективность работы, всемерное развитие и исполь­зование индивидуального и группового потенциалов — таковы слагаемые нового подхода в кадровом менеджменте 80—90 гг., по­лучившего название team management — командный менеджмент.

Таким образом, можно говорить о четырех основных пара­дигмах в кадровом менеджменте в XX в.:

  доктрина научной организации труда;

   доктрина человеческих отношений;

   доктрина контрактации индивидуальной ответственности;

   доктрина командного менеджмента.

Причем последняя парадигма представляет собой органич­ный синтез последовательных трансформаций, исторически предшествующих партиципативной организационной культуре других организационных культур. И с этой точки зрения отсут­ствие в той или иной национальной или корпоративной орга­низационной культуре исторически предшествующих и модер­низированных элементов всех трех организационных культур — бюрократической, органической и предпринимательской — де­лает весьма проблематичной полноценную реализацию доктри­ны командного менеджмента в силу недостаточно эффективной организации деятельности, неадекватного морально-психо­логического настроя или (и) низкого уровня профессионализ­ма. Эта детерминированность степенью зрелости национальной и корпоративной организационной культуры применения пере­довых способов кадрового менеджмента в управлении персона­лом объясняет, в частности, невозможность искусственного перенесения даже самого эффективного инструментария кад­ровой работы в практику отечественных кадровых служб.

1.3. Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента

Дама бубён        

Варила бульон   

И пудинг пекла на обед.           

Десятка бубён   

Украла бульон,  

А пудинг украл валет.  

Король бубён

Спросил про бульон

И пудинга ждал на обед.

Десятка бубён

Вернула бульон,

А пудинг вернул валет.

Английская песенка

Воспользуемся классификационной схемой, предложенной Д. Коулом,* чтобы раскрыть специфику каждой из выделенных парадигм кадрового менеджмента. А она определяется типом доминирующей в корпорации организационной культуры.

 

* Cole D. W. Professional suicide — Or organizational murder. — Cleveland: Organizational development institute of Ohio, 1989.

 

При доминировании бюрократической организационной куль­туры менеджер по персоналу в своей деятельности склонен руководствоваться следующими стереотипами:

• работники — прирожденные лентяи, пассивны и нужда­ются в манипулировании и контроле со стороны организации, поэтому менеджер, несущий ответственность за функциониро­вание персонала организации, должен уделять особое внимание стимулированию работы подчиненных;

• для работников побудительным мотивом в первую оче­редь является экономический интерес, поэтому следует делать все для того, чтобы обеспечить им максимальный доход;

• организационная структура должна быть спроектирована таким образом, чтобы контролировать желания работников и в максимальной степени нейтрализовать возможные последствия их непредсказуемых действий;

• поскольку работники по своей натуре склонны противо­действовать целям, предписываемым организацией, и в основ­ном не способны на жесткий самоконтроль и самодисциплину, необходим надежный внешний контроль за их деятельностью, чтобы обеспечить достижение поставленных руководством целей;

• на руководящую работу могут выдвигаться те немногие работники, которые способны к самоконтролю и имеют высо­кую мотивацию, целеустремленны и честолюбивы.

При доминировании органической организационной культуры менеджер по персоналу в своей деятельности, как правило, ру­ководствуется следующими стереотипами:

• работники озабочены в основном социальными нуждами и обретают чувство самоидентичности только во взаимоотно­шениях с другими людьми;

• рационализация производства и узкая специализация приводят к тому, что смысл своей производственной деятель­ности работники видят не в самой работе, а в социальных от­ношениях, которые складываются в процессе труда;

• работники в большей степени склонны реагировать на воздействие своих товарищей, чем на инициативы начальства;

• высокий уровень сплоченности делает групповое мнение основным источником морального авторитета для членов тру­дового коллектива;

• работники склонны положительно реагировать на ини­циативы начальства, когда оно учитывает социальные потреб­ности своих подчиненных и, в первую очередь, потребность в общественном признании.

В случае преобладания предпринимательской организационной культуры менеджер по персоналу руководствуется такими сте­реотипами:

• работники интересуются только своими личными целями. Они равнодушны к специфическим задачам организации, помимо такой универсальной цели, как достижение максимальной прибы­ли. Поэтому с ними лучше не обсуждать эти задачи, дабы не вы­звать излишнего сопротивления при их реализации;

• лучший способ заставить организацию работать — нанять настойчивых, агрессивно настроенных людей и постараться со­хранить контроль над ними в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Не исключено, что в этой агрессивной среде детальная проработка задач организации окажется бессмыслен­ным делом, поскольку решающим фактором является инициа­тива самих работников;

• наиболее эффективный способ мотивации работников — вызов, который открывает хорошую возможность для их само­реализации. При этом вызов должен быть соразмерен потен­циалу работников, а менеджеру следует предусмотреть в случае успеха достойное вознаграждение;

• властные полномочия редко кому-нибудь делегируются из-за опасений возможной ошибки. Работники свободны в своих действиях, пока делают "правильные" вещи;

• ответственность не предписывается работникам, но она принимается на себя теми, кто готов при любых обстоятельст­вах выполнить свои обязательства, несмотря на сопряженный с этим риск. Именно эти качества особенно высоко ценятся в подчиненных, что создает в коллективе атмосферу повышенной тревожности и побуждает работников трудиться с полной само­отдачей, не глядя на часы;

• для таких одержимых работой предприимчивых людей не имеют особого значения должности и звания, что дает менед­жеру определенную свободу маневра при ограниченных финан­совых ресурсах, позволяя особенно долго не мучиться над во­просом, чей вклад в общий результат был наибольшим.

При партиципативной организационной культуре менеджер по персоналу в своей деятельности исходит из того, что

• подавляющее большинство работников готовы напря­женно трудиться ради достижения целей, находящихся за пре­делами их личных интересов;

• каждый индивидуум уникален, поэтому стандартные управленческие подходы не срабатывают, а должны быть сформулированы применительно к конкретному человеку и данной ситуации;

• индивидуумы достаточно гибки для того, чтобы органич­но сочетать свои личные цели с целями команды, если сама команда ясно представляет себе, к чему она стремится;

• взаимодополнительность способностей членов команды и общность основных ценностных установок обеспечивает пол­ноценное использование индивидуальных навыков и умений при достижении общекомандных целей;

• для координации усилий многих людей необходимы на­личие осмысленной коммуникации между членами группы, не­заурядные цели должны формулироваться таким образом, что­бы энергия команды могла быть конструктивно направлена на их достижение, требуются новый тип руководства и освоение новых умений и навыков всеми членами команды;

• процесс командообразования предполагает активное уча­стие всех членов команды в анализе проблем и перспектив, пла­нировании совместных действий, оценке (и самооценке) получен­ных результатов и индивидуальных вкладов в общую работу.

1.4. Кадровый менеджмент: от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами

Отдайте маю голову! Голову отдайте!

Квартиру возьмите, картины возьмите,

только голову отдайте!

М. Булгаков. Мастер и Маргарита

В эволюции теории и практики зарубежного кадрового ме­неджмента можно выделить фазы, связанные с адаптацией как новых технологий менеджмента, так и специфических подходов в кадровой работе. Подлинная революция в кадровой работе была вызвана применением после Второй мировой войны идей системного подхода в менеджменте. Становление системного менеджмента обусловило возникновение принципиально новой технологии кадрового менеджмента — управление человеческими ресурсами. Эта технология была инкорпорирована в систему стратегического менеджмента, и функция управления персона­лом стала компетенцией высших должностных лиц корпора­ций. Изменился и характер кадровой политики: она стала более активной и целенаправленной.

Основные модели кадрового менеджмента

Выделяются три основные модели кадрового менеджмента.*

1) менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной мо­рально-психологической атмосфере на предприятии. Эта патерналистская модель восходит к социал-реформистским идеям конца XIX — начала XX вв. и нашла свое органическое вопло­щение в многочисленных вариациях доктрины человеческих отношений. Должностной статус менеджера по персоналу в этой модели довольно низкий: это клерк, имеющий подготовку в области промышленной социологии (или психологии) и по­могающий линейным руководителям проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников;

2) менеджер по персоналу как специалист по трудовым дого­ворам (контрактам), включая коллективные договоры. В боль­ших организациях, использующих массовый низкоквалифици­рованный труд, у него двоякая роль: осуществление админист­ративного контроля за соблюдением наемными работниками условий трудового договора, учет должностных перемещений; регулирование трудовых отношений в процессе переговоров с профсоюзами. Выполнение этих функций требует, как правило, юридической подготовки, которая обеспечивает менеджеру по персоналу довольно высокий статус в организации;

3) менеджер по персоналу как архитектор кадрового потен­циала организации, играющий ведущую роль в разработке и реа­лизации долговременной стратегии корпорации. Его миссия — обеспечить организационную и профессиональную когерент­ность составляющих кадрового потенциала корпорации. Он входит в состав ее высшего руководства и имеет подготовку в такой новой области управленческого знания, как управление человеческими ресурсами.

 

* Нутап J., Mason В. Managing employee and participation. – L. etc.: Sage, 1995. – VIII.

 

Существенное отличие последней модели от двух предыду­щих, традиционных, явное. Однако для отечественных кадро­вых служб, пока еще только овладевающих технологиями кад­рового менеджмента, различие между традиционными метода­ми управления персоналом и методологией управления челове­ческими ресурсами в известной степени носит умозрительный характер. Поэтому обратимся к анализу зарубежного опыта, чтобы рельефнее очертить достоинства и недостатки этих двух направлений кадрового менеджмента.

Особенности и недостатки традиционных методов управления персоналом

Хотя различия даже внутри национальных традиций управ­ления персоналом весьма велики, можно выделить ряд общих характеристик этой практики кадрового менеджмента, сложив­шихся и получивших распространение в XX столетии в корпо­рациях развитых стран.

1. Широкое разнообразие существующих подходов в управлении персоналом, обусловленное (в том числе и исторически­ми) различиями в национальных, институциональных и орга­низационных контекстах, привело к тому, что ни единого кор­пуса профессионального знания, ни общей профессиональной идеологии этой управленческой дисциплины до сих пор так и не сложились.

2. Кадровая работа традиционно находилась на периферии внимания руководителей корпораций. Маргинальная роль спе­циалистов по управлению персоналом определялась тем, что они выполняли функции советников при руководстве и не не­сли непосредственной ответственности за разработку и реали­зацию стратегии организации. А финансовые и производствен­ные соображения, как правило, всегда брали верх над предло­жениями кадровых работников, идущими вразрез с общей стра­тегией корпорации.

3. У специалистов по управлению персоналом с самого на­чала возник ореол защитников интересов рядовых работников, что, по мнению их коллег-менеджеров, препятствовало дости­жению целей, стоящих перед организацией.

4. Управление персоналом трактовалось как деятельность, для которой не требуется специальной подготовки; в отличие от других управленческих специальностей в ней можно было довольствоваться соображениями здравого смысла, да и суще­ствовало расхожее мнение, что любой опытный руководитель вполне мог справиться с функциями менеджера по персоналу.

5. Отсутствие специализированной профессиональной под­готовки и соответствующей профессиональной квалификации снижало авторитет кадровых работников в глазах начальства и линейных руководителей.

На фоне радикальных изменений в корпоративном ме­неджменте за последние 15—20 лет удивительным выглядит сам факт, что управление персоналом, представлявшее собой до­вольно заурядную и маргинальную управленческую деятель­ность, не исчезло вовсе, а, напротив, переживает подлинный расцвет. Основная причина — в практике кадрового менедж­мента с 80-х гг. начинает доминировать третья, "архитек­турная" модель.

Преобразование управления персоналом в управление человеческими ресурсами

Эта трансформация кадрового менеджмента нашла свое вы­ражение в следующих основных тенденциях:

• все последние годы в развитых странах наблюдается от­носительный и абсолютный рост числа работников кадровых служб;

• повысился статус этой профессии: руководители кадро­вых служб в большинстве корпораций стали входить в состав правления и даже в состав советов директоров;

• резко возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу;

• в условиях растущей конкуренции (в том числе и за вы­сококвалифицированные кадры) изоляция кадровой политики от общей бизнес-стратегии пагубно влияла на успешность дея­тельности корпорации в целом.

Речь идет о консолидации вокруг управленческой "верти­кали" всех функций кадрового менеджмента, выразившейся в появлении стратегического уровня в управлении человеческими ресурсами. Вместо довольно фрагментизированной структуры кадрового менеджмента, бытовавшей в эпоху доминирования первой и второй моделей управления персоналом, складывается система менеджмента, ориентированная в первую очередь на развитие человеческого капитала. Миссия этой системы — в числе других приоритетных стратегических целей корпорации реализовать и ключевые цели ее кадровой политики.

Британский специалист в области кадрового менеджмента Д. Гест* считает, что кадровая политика корпорации должна обеспечить:

• организационную интеграцию — высшее руководство организации и линейные руководители принимают разработан­ную и хорошо скоординированную стратегию управления чело­веческими ресурсами как "свою собственную" и реализуют ее в своей оперативной деятельности, тесно взаимодействуя со штабными структурами;

• высокий уровень ответственности всех работников кор­порации, который подразумевает как идентификацию с базо­выми ценностями организации, так и настойчивую, инициа­тивную реализацию стоящих перед ними целей в повседневной практической работе;

• функциональную — вариабельность функциональных за­дач, предполагающая отказ от традиционного, жесткого разгра­ничения между различными видами работ, а также широкое использование разнообразных форм трудовых контрактов — полная, частичная и повременная занятость, субподряд и т.п. — и структурную — адаптация к непрерывным организацион­ным изменениям, социальным и культурным нововведениям — гибкость организационно-кадрового потенциала;

• высокое качество работы и ее результатов, условий труда — рабочая обстановка, содержательность работы, удовлетво­ренность трудом, а также самой рабочей силы.

 

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


Управление персоналом
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации