Ланкин В.Е. Менеджмент организаций - файл n1.doc
приобрестиЛанкин В.Е. Менеджмент организацийскачать (2867 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки менеджера.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006. Настоящее учебное пособие предназначено для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080507 МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ, бакалавра менеджмента по направлению 080500 МЕНЕДЖМЕНТ. Пособие содержит ответы по всем темам курсов "Экономика", "Основы менеджмента", "Стратегический менеджмент", "Инновационный менеджмент", "Маркетинг", "Логистика", "Антикризисное управление" составленным в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (№ гос. регистрации 234 эк/сп от 17.03.00г.).
Пособие разработано коллективом авторов: Алесинская Т.В. (разд. IV, VII), Арутюнова Д.В. (разд. III, IV,) Дейнека Л.Н. (разд. I, вопр. 11, 13, 14, 22, 30, 36), Катаев А.В. (разд. V), Орлова В.Г. (разд. I, вопр. 4-6, 10, 12, 15, 20, 24, 28, 29, 33-35, 37), Проклин А.Н. (разд. I, вопр. 1, 2, 9, 17, 39-49), Подопригора М.Г. (разд. II, вопр. 14, 16, 18), Рудикова Е.В. (разд. I, вопр. 27), Седова Т.В. (разд. II, вопр. 13, 17), Серафимович Е.Н. (разд. I, вопр. 3, 16, 31, 32, 38), Фоменко Л.В. (разд. II, История менеджмента, Общий менеджмент вопр. 1-12, 15, 19), Шаронина Л.В. (разд. I, вопр. 7, 8, 18, 19, 21, 23, 25, 26), Татарова А.В. (разд. VI), Ткаченко Г.Б. (разд. VI).
Данное учебное пособие является электронной версией работы:
Учебное пособие для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера по специальности 080507 "МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ", бакалавра менеджмента по направлению 080500 "МЕНЕДЖМЕНТ"/Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко, А.В. Татарова и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 304 с.
(C)
Таганрогский государственный
радиотехнический университет, 2006.
СОДЕРЖАНИЕ I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ1. Структура потребностей. Ограниченность ресурсов. Экономический кругооборот2. Собственность и хозяйствование экономических объектов3. Экономический выбор. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки4. Закон спроса. Спрос и величина спроса. Эластичность спроса5. Закон предложения. Предложение и величина предложения. Эластичность предложения6. Рыночное равновесие. Излишки потребителя и производителя7. Теория потребительского поведения. Оптимум потребителя8. Эффект дохода и эффект замещения9. Понятие предприятия. Классификация, внешняя и внутренняя среда10. Производственная функция. Закон убывающей отдачи. Эффект масштаба11. Теория поведения производителя. Оптимум производителя12. Валовая выручка и издержки13. Прибыль бухгалтерская и экономическая14. Рынок совершенной конкуренции. Эффективность конкурентных рынков15. Монополия. Естественная монополия. Ценовая дискриминация16. Монополистическая конкуренция17. Олигополия18. Рынки факторов производства19. Заработная плата20. Чистый денежный поток. Приведенная (дисконтированная) стоимость. Внутренняя норма доходности21. Рента22. Экономическая неопределенность. Риски, страхование, экономическая безопасность23. Общественное воспроизводство. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы24. ВВП (производство, распределение и потребление), личный располагаемый доход25. Национальное богатство. Отраслевая и секторальная структуры национальной экономики26. Межотраслевой баланс27. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS)28. Инфляция и безработица29. Модели сбережения, потребления, инвестиций30. Макроэкономическое равновесие в модели "Кейнсианский крест"31. Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты. Кривая Лаффера32. Денежное обращение (М. Фридман), сеньораж. Количественная теория денег. Классическая дихотомия33. Банковская система. Процесс создания банками денег. Банковский мультипликатор34. Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Политика дорогих и дешевых денег35. Макроэкономическое равновесие и реальная процентная ставка (модель IS-LM). Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства36. Теории экономического роста и его типы37. Экономический цикл: причины, типы. "Длинные волны"38. Валютный курс: фиксированный и плавающий курсы. Паритет покупательной способности39. Экономическая мысль Древнего Рима, Древней Греции, Средневековья40. Меркантилизм. Учение физиократов41. Классическая политическая экономия42. Марксизм43. Маржиналистская революция. Австрийская школа44. Неоклассическое направление экономической науки45. Теория регулируемого капитализма Д.М. Кейнса46. Монетаризм М. Фридмена47. Экономические теории институционализма48. Экономическая мысль России. М.И. Туган-Барановский, А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев49. Экономико-математическая школа России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман В.В. Новожилов, Л.В. Кантарович) II. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА1. Природа управления и исторические тенденции его развития2. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента3. Этапы и школы в истории менеджмента4. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.5. Развитие управления в России6. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА1. Общая теория управления2. Закономерности управления различными системами3. Управление социально-экономическими системами (организациями)4. Методологические основы менеджмента5. Инфраструктура менеджмента6. Социофакторы и этика менеджмента7. Интеграционные процессы в менеджменте8. Моделирование ситуаций и разработка решений9. Природа и состав функций менеджмента10. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента11. Организационные отношения в системе менеджмента. Формы организации системы менеджмента12. Мотивация деятельности в менеджменте13. Регулирование и контроль в системе менеджмента14. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента15. Управление человеком и управление группой16. Руководство: власть и партнерство17. Стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера18. Конфликтность в менеджменте19. Факторы эффективности менеджмента III. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ1. Сущность стратегического менеджмента2. Основные уровни разработки стратегии в организации3. Факторы, определяющие стратегический выбор фирмы4. Содержание отраслевого и конкурентного анализа5. Модель конкурентных сил Портера6. SWOT-анализ7. Основные базовые конкурентные стратегии8. Основные виды диверсификации9. Ключевые задачи реализации стратегии IV. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ1. Процесс разработки и вывода товаров на рынок2. НИОКР как бизнес3. Отбор и оценка НИОКР4. Роль научно-технической подготовки производства5. Организация и порядок выполнения НИР6. Основные задачи и этапы ОКР7. Интегральный технический показатель изделия и его эффективность8. Интегральный экономический показатель изделия и его эффективность9. Организационные структуры НИИ V. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА1. Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга2. Эволюция развития маркетинга и концепции маркетинга3. Система маркетинговой информации4. Комплексное исследование товарного рынка5. Маркетинговая среда и ее структура6. Поведение потребителей7. Сегментация рынка8. Комплекс маркетинга (маркетинг-микс)9. Формирование товарной политики и рыночной стратегии10. Товар в маркетинговой деятельности11. Разработка нового товара12. Разработка ценовой политики13. Формирование спроса и стимулирование сбыта14. Распределение товаров15. Система маркетинговых планов16. Управление и организация деятельности маркетинговой службы17. Финансы и контроль маркетинга VI. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ1. Причины возникновения кризисов и их роль в социально-экономическом развитии2. Разновидности кризисов. Особенности и виды экономических кризисов3. Потребность и необходимость в антикризисном управлении4. Механизм антикризисного управления5. Стратегия и тактика антикризисного управления6. Государственное регулирование кризисных ситуаций7. Банкротство предприятий и банков. Диагностика банкротства8. Санация предприятий9. Управление рисками10. Инновации и механизмы повышения антикризисной устойчивости11. Механизмы антикризисной устойчивости12. Человеческий фактор антикризисного управления13. Взаимодействие с профсоюзами в процессах антикризисного управления VII. ЛОГИСТИКА1. Логистика. Задачи и функции логистики2. Факторы и тенденции развития логистики3. Принципы логистики4. Информационная логистика5. Механизмы закупочной логистики6. Логистика производственных процессов7. Организация материальных потоков в производстве8. Организация производственного процесса во времени9. Логистика распределения и сбыта10. Логистика запасов11. Транспортная логистика12. Логистика сервисного обслуживания13. Организация логистического управления БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 1. Структура потребностей. Ограниченность ресурсов. Экономический кругооборот Экономическая наука прежде всего изучает экономические
потребности и способы их удовлетворения.
Экономические потребности – это недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом.
Именно экономические потребности выступают как внутренний побудитель активной деятельности человека. Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.).
Средства, удовлетворяющие потребности, называются
благами. Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.
Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.). Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплиментарные). К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд – самолет – автомобиль), сферы досуга (кино – театр – цирк) и т.д. Примерами комплиментарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Экономические блага также могут быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные).
Экономические ресурсы (или факторы производства) – это элементы, используемые для производства экономических благ.
К важнейшим из них в современном обществе относятся земля, труд, капитал (в том числе его организация), предпринимательская способность и информация
. Под предпринимательской способностью обычно понимают особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно, использовать все другие факторы производства.
Экономические блага движутся не сами по себе. Они выступают как средства связи между экономическими агентами.
Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения. В свою очередь, среди фирм выделяют прежде всего индивидуальные деловые предприятия, предприятия партнерства и корпорации. Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов. Это означает, что целью является максимизация результатов при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению потребностей при данных издержках, государство – к наивысшему росту общественного благосостояния при определенном бюджете. В качестве экономических агентов выступают также, например, профсоюзы, целью которых является повышение зарплаты и улучшение социальных условий жизни их членов, средством – борьба за выгодные условия заключения коллективных договоров.
В современных теориях, развивающих принципы классического либерализма, единственно реальным экономическим агентом признается индивид. Все остальные агенты рассматриваются как производные от него формы: фирмы – как юридические фикции, а государство – как агентство по спецификации и защите прав собственности.
Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.
Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.
Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, являясь одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения (рис. 1.1).
При всей условности схемы кругооборота она отражает главное – в развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.
Рис. 1.1. Кругооборот спроса и предложения
Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован с учетом движения ресурсов, потребительских благ и доходов. Спрос домохозяйств выражается в расходах, осуществляемых на рынках потребительских товаров и услуг. Продажа этих товаров и услуг составляет выручку фирм. Покупка ресурсов, необходимых для этого, означает издержки фирмы. Домохозяйства, поставляя необходимые ресурсы (труд, землю, капитал, предпринимательские способности), получают денежные доходы (заработную плату, ренту, процент, прибыль). Таким образом, реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Рыночный кругооборот благ и доходов
2. Собственность и хозяйствование экономических объектов Экономическая стратегия государства определяется господствующим типом собственности на основные ресурсы: землю и другие природные ресурсы, рабочую силу, капитал.
В качестве стратегических экономических целей современных развитых государств можно выделить следующие:
высокие темпы экономического роста и экономическая обеспеченность населения;
обеспечение полной занятости трудоспособных граждан;
преодоление инфляции и поддержание стабильного уровня цен;
достижение экономической эффективности в распределении ресурсов и производстве;
справедливое распределение доходов;
установление и поддержание экономической свободы для фирм и домашних хозяйств;
разумное регулирование платежного баланса и государственного долга.
Это далеко не полный перечень стратегических целей, приоритеты которого могут изменяться в зависимости от данного типа экономической системы. В истории цивилизации существовало множество типов экономических систем, своеобразие которых отражало национальные особенности, природные условия, религиозные устои и др. Обобщая огромное разнообразие этих систем, экономическая теория выделяет три основных типа. Сначала рассмотрим два крайних случая: свободный рынок («чистая» рыночная экономика) и командная (центрально-управляемая) экономика.
В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов. Все решения по поводу распределения ресурсов и товаров принимаются домашними хозяйствами и частными предприятиями (фирмами) на соответствующих рынках. Цены устанавливаются под воздействием спроса и предложения и являются главным инструментом (индикатором) устранения дефицита или избытка товара на рынке. Цены в экономике свободного рынка определяют не только то, что и как производится, но также и для кого.
Полная противоположность экономике свободного рынка –
командная экономика. В командной экономике все решения о производстве, распределении и потреблении принимаются государством. Оно распределяет ресурсы между отраслями, определяет точный объем производства, способ, которым осуществляется работа и способ определения количественных объемов потребления для каждого члена общества.
Следующий тип экономических систем получил название
«смешанная» экономика.
В «смешанной» экономике производство основано в основном на частной собственности на ресурсы и системе свободных рынков, но государство играет гораздо более существенную роль в экономике.
Экономическая политика правительства может иметь разнообразный набор целей и зависеть, в частности, от того, какая партия или социальная группа находится у власти. Например, приоритетной целью может быть снижение безработицы в случае, если у власти стоят представители рабочего класса, если же к власти пришли представители бизнеса, приоритетной целью может стать борьба с инфляцией. Экономическая политика проводится по двум основным направлениям – это налогово-бюджетная (фискальная) политика и кредитно-денежная политика.
Налогово-бюджетная политика может быть стимулирующей (экспансионистской), которая проводится в периоды экономического спада или кризиса, и сдерживающей, как один из путей преодоления инфляции. В первом случае, правительство снижает налоги
1 [1] и увеличивает государственные закупки, увеличивая тем самым совокупный спрос. Во втором случае, наоборот, правительство должно повысить налоги и сокращать государственные закупки. Изменение структуры налогообложения и трансфертных выплат оказывает сильное воздействие на экономическую систему, влияя на такой важный экономический параметр, как потребление.
Вышерассмотренный тип фискальной политики функционирует посредством изменения законов, постановлений правительства и т.п. и называется
дискреционной налогово-бюджетной политикой. При всем многообразии рынков экономическая теория выделяет четыре основных типа рынка:
рынок совершенной конкуренции;
рынок монополистической конкуренции;
рынок олигополии;
рынок чистой монополии.
На первом типе рынка конкуренция наиболее сильна и уровень цен наиболее низок, поскольку продавцов тысячи и миллионы. На четвертом типе конкуренция минимальна, поскольку на рынке действует только один продавец. То есть типы рынков проранжированы по степени убывания силы конкуренции по мере перехода от первого типа ко второму, от него к третьему и затем к четвертому типу. В дальнейшем будут подробно рассмотрены все модели определения цен и объемов производства на каждом типе рынка. Забегая вперед, можно сделать вывод, что силы конкуренции увеличиваются прямо пропорционально количеству фирм, действующих на рынке. Но этот вывод является только одним из многих. Следует обратить внимание на относящиеся к конкуренции и ключевые факторы, которые конкуренцию усиливают или ослабляют.
На каждом рынке характер конкуренции уникален, но ее проявления на всех рынках имеют много общего. В целом, конкуренция на рынке является результатирующей пяти перечисленных ниже сил (рис.2.1.):
соперничество между конкурирующими продавцами одной отрасли;
попытки компаний из других отраслей привлечь покупателей покупать их товары-заменители;
угроза входа в отрасль новых фирм;
рыночная сила и контроль за условиями сделки со стороны поставщиков ресурсов;
рыночная сила и контроль за условиями сделки со стороны покупателей товара.
Рис. 2.1. Модель пяти сил конкуренции (по Портеру)
Эта модель – наиболее распространенный метод анализа конкуренции.
3. Экономический выбор. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки Ограниченность ресурсов диктует необходимость выбора оптимума производственных ценностей и самого процесса производства, базируясь на принципах комбинации, замещения факторов с учетом эффекта масштаба производства и закона падающей производительности.
Любое общество, каждый экономический агент стремятся эффективно использовать ресурсы. Они стараются получить максимальное количество товаров и услуг, произведенных из ограниченных ресурсов. Чтобы добиться этой цели, общество должно полностью использовать (полностью занять) свои ресурсы и таким образом обеспечить получение наиболее возможного объема производства.
Наиболее возможный объем производства обеспечивается эффективным распределением ресурсов по отдельным направлениям с тем, чтобы они вносили наибольший вклад в общий объем продукции. Очевидно, что каждый ресурс должен использоваться по назначению и в адекватных условиях.
Экономика полной занятости всегда альтернативна, т. е. она должна выбирать между производством нескольких товаров путем перераспределения ресурсов.
Граница производственных возможностей (ГПВ) показывает значение альтернатив для общества (рис.3.1). Кривая производственных возможностей иллюстрирует пропорции обмена для упрощенной экономической системы, в которой производятся только два товара. При построении
ГПВ количество факторов производства и уровень технологии считаются неизменными.
Рис. 3.1. Кривая производственных возможностей
При абсолютном использовании ресурсов (в экономике полной занятости) все точки возможных комбинаций производства двух товаров находятся на границе производственных возможностей.
Если абсолютно все ресурсы общество израсходует на производство товаров народного потребления, то можно получить их максимальное количество и полностью отказаться от досуга (точка
А), используя тот же ресурсно-технологический максимум, можно достичь обратной ситуации (точка
В), когда в обществе существует только индустрия досуга. Между этими крайностями существует множество комбинаций распределения ресурсов и в той и в другой отрасли – точки
С, D. Начиная с любой из этих точек, невозможно произвести больше одного товара, не урезая при этом производство другого товара. Объемы производства товаров народного потребления и индустрии досуга не только альтернативны, но и взаимозаменяемы в рамках ограниченных ресурсов.
Общество, находящееся на рассматриваемом максимальном уровне производственных возможностей, ввиду отсутствия необходимых ресурсов, не в состоянии одновременно увеличить производство товаров народного потребления и сферы услуг и переместиться в точку
S. Эта точка достижима в результате экономического роста.
При неполной загрузке производственных мощностей или безработицы различные комбинации производства двух товаров находятся не на кривой, а, например, в точке
М. Эта точка показывает, что при использовании дополнительных ресурсов можно увеличить производство в обеих рассматриваемых отраслях.
МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ